Что такое неравенство и знать

Появление неравенства и знати

Урок 6. История древнего мира 5 класс ФГОС

Что такое неравенство и знать. Смотреть фото Что такое неравенство и знать. Смотреть картинку Что такое неравенство и знать. Картинка про Что такое неравенство и знать. Фото Что такое неравенство и знать

Что такое неравенство и знать. Смотреть фото Что такое неравенство и знать. Смотреть картинку Что такое неравенство и знать. Картинка про Что такое неравенство и знать. Фото Что такое неравенство и знать

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что такое неравенство и знать. Смотреть фото Что такое неравенство и знать. Смотреть картинку Что такое неравенство и знать. Картинка про Что такое неравенство и знать. Фото Что такое неравенство и знать

Что такое неравенство и знать. Смотреть фото Что такое неравенство и знать. Смотреть картинку Что такое неравенство и знать. Картинка про Что такое неравенство и знать. Фото Что такое неравенство и знать

Что такое неравенство и знать. Смотреть фото Что такое неравенство и знать. Смотреть картинку Что такое неравенство и знать. Картинка про Что такое неравенство и знать. Фото Что такое неравенство и знать

Конспект урока «Появление неравенства и знати»

Cреди скотоводов и земледельцев появились люди, которые не занимались ни земледелием, ни скотоводством. Они были ремесленниками – людьми, которые занимаются изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Первые ремесленные мастерские для изготовления орудий труда появились еще около ста пятидесяти тысяч лет назад. Они располагались в поселениях или на территории, где было много камня, пригодного для обработки.

Но полное выделение ремесла в самостоятельный вид деятельности произошло, очевидно, тогда, когда были изобретены гончарный круг и ткацкий станок. Впервые они появились в Месопотамии и Египте в III тысячелетии до нашей эры.

Что такое неравенство и знать. Смотреть фото Что такое неравенство и знать. Смотреть картинку Что такое неравенство и знать. Картинка про Что такое неравенство и знать. Фото Что такое неравенство и знать

Гончарный круг и ткацкий станок сделали возможным в более короткий срок выпускать продукцию лучшего качества и в большем количестве.

В V – IV тысячелетиях до нашей эры люди научились плавить металл и использовать его при изготовлении орудий труда. Это открытие, по-видимому, произошло случайно. В печь для обжига глиняной посуды попали самородки меди. Под воздействием высокой температуры металл размягчался и легко менял форму при ударе.

Путем ковки из меди изготавливали топоры, тесла, кинжалы, наконечники копий и стрел, посуду. Но медь мягкая, и она не могла найти широкого применения.

Что такое неравенство и знать. Смотреть фото Что такое неравенство и знать. Смотреть картинку Что такое неравенство и знать. Картинка про Что такое неравенство и знать. Фото Что такое неравенство и знать

Вторым металлом, который научился выплавлять человек, была бронза – сплав меди и олова. Она обладает значительно большей, по сравнению с чистой медью, твёрдостью, достаточной прочностью и более легкоплавка. Более подробно свойства этих металлов вы будете изучать на уроках химии. А мы лишь отметим, что открытие бронзы сыграло огромную роль в освоении металлов человеком. Это произошло в III тысячелетии до нашей эры все в той же Месопотамии. Расцвет бронзовой металлургии почти повсеместно приходится на II тысячелетие до нашей эры. Бронзу получали в больших кострах. При ее изготовлении слой руды чередовался со слоем дров.

Из бронзы делались самые разнообразные изделия: мечи, наконечники копий и стрел, топоры, серпы, сошники, пряжки и украшения, посуда и многое другое.

Что такое неравенство и знать. Смотреть фото Что такое неравенство и знать. Смотреть картинку Что такое неравенство и знать. Картинка про Что такое неравенство и знать. Фото Что такое неравенство и знать

Хотя бронза прочнее меди, но по твердости и она не могла сравниться с кремнем. Поэтому и в эпоху бронзы каменные орудия сохраняли свое значение, преобладали над бронзовыми.

Но настоящий переворот в хозяйстве был достигнут с открытием металлургии железа. Предположительно первыми выплавлять железо начали хетты около 1800 года до нашей эры. Долгое время железо не находило широкого применения, так как температура его плавления крайне высока – 1530 градусов Цельсия. Получить такую температуру в древних кострах не могли.

Великим изобретением человечества стал сыродутный горн, в котором стали выплавлять железо при температуре девятьсот градусов Цельсия. Металл получался не в жидком, а в размягченном состоянии.

Что такое неравенство и знать. Смотреть фото Что такое неравенство и знать. Смотреть картинку Что такое неравенство и знать. Картинка про Что такое неравенство и знать. Фото Что такое неравенство и знать

Железным топором можно было высвободить от леса значительные массивы. Более совершенные плуги и сохи из железа позволяли качественнее обрабатывать землю и получать лучшие урожаи. В земледелии все чаще стала использоваться сила животных. По долинам крупных рек особенно усиленно развивалось земледелие с использованием искусственного орошения.

По мере развития ремесла, земледелия и скотоводства у людей возникает потребность обмениваться между собой произведенной ими продукцией: шкурами животных, шерстью, мясом, зерном, посудой, тканью, орудиями труда и так далее.

Возможно, именно тогда у людей возник вопрос: а сколько топоров нужно отдать, чтобы взамен получить мешок зерна? Так появилась потребность в предметах, которыми люди могли бы пользоваться в качестве мерила стоимости товара, как мы сейчас пользуемся деньгами. Такими деньгами для древних людей стал скот, редкие раковины, слитки металлов. Обмен был первым шагом к возникновению торговли.

Усовершенствование орудий труда привело к изменению положения и роли отдельного человека в обществе. Более ловкие и сильные лучше и быстрее работали. Их труд стал поощряться при распределении продуктов. Так, например, у многих народов охотник, убивший зверя, получал лучший кусок мяса или – дополнительно к одинаковой порции – шкуру животного.

Что такое неравенство и знать. Смотреть фото Что такое неравенство и знать. Смотреть картинку Что такое неравенство и знать. Картинка про Что такое неравенство и знать. Фото Что такое неравенство и знать

Теперь не было необходимости в совместном труде всей общиной. У земледельцев складывается новый порядок. Община теперь состоит из больших семей.

В такой семье могло проживать три – пять, а иногда и больше поколений ближайших родственников.

Земля, как и раньше, принадлежала всей общине. Сохранялся общий выгон для выпаса скота, общим был и лес. Члены общины совместно расчищали поле для посева, рыли канавы для его орошения, охраняли всходы.

Каждая семья имела в пользовании участок родовой земли – надел. Кроме этого семье принадлежали дом, орудия труда, утварь. Появляется самостоятельное хозяйство отдельной большой семьи. Муж, глава семьи, стремится закрепить богатства за своими детьми.

Уже не большой коллектив родственников, а одна семья способна обеспечить себя всем необходимым и даже накопить излишки продуктов, которые обменивались на другие товары.

Продукты обмена, равно как и продукты труда, получаемые сверх необходимого для жизни отдельной семьи, стали накапливаться в виде богатств.

На смену родовой общине приходит соседская община. Теперь людей объединяют только хозяйственные интересы на определенной территории. Членами соседской общины могли быть не только родственники, но и выходцы из других семейных общин.

Разделение на богатых и бедных происходит не только между отдельными семьями, но и между родами. Роды, обладавшие лучшими землями, становились богатыми. Между бедными и богатыми родами возникают военные столкновения с целью обогащения. Военной добычей становятся земли, скот, имущество, рабы. Все делится между семьями, члены которых принимали участие в походе.

Захваченных в плен людей теперь не убивали, а превращали в рабов. Пользование рабским трудом стало выгодным, так как один человек мог произвести больше продуктов, чем ему нужно для поддержания жизни. Рабы использовались в основном в домашнем хозяйстве родовых владык: обрабатывали землю, пряли и ткали, были пастухами. Рабы могли иметь в собственности некоторые вещи, могли иметь семью, а за хорошую работу могли получить свободу.

В связи с войнами повышалось значение военного вождя. Теперь вожди стали выделяться своими богатствами, приобретенными путем грабежа во время войн, приобретали известность. Их прославляли как знаменитых, знатных людей. Они управляли племенем, распоряжались запасами пищи, судили соплеменников.

Вожди и старейшины составляли родовую знать, которая начала передавать свое имущество и должности по наследству своим сыновьям. Положение человека в племени стало зависеть не от его опытности и заслуг, а от того, из какой семьи он происходил.

Крупные поселения постепенно превращались в города, где жила знать. В услужении знати были лучшие ремесленники. Вожди приобретали власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями – правителями государств.

Источник

Урок истории (5-й класс) «Появление неравенства и знати»

Класс: 5

Цель урока: Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе.

Задачи урока:

Основные понятия темы: плуг, ремесло, ремесленник, соседская община, неравенство, знать, классы, государство.

Учебное оборудование: ИКТ.

Используемый учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009 г.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».

1. Беседа по вопросам:

2. Вставьте пропущенные слова:

Земледелие и скотоводство возникли в Западной … (Азии) более … (10 тысяч) лет назад. Первые земледельцы вспахивали землю деревянной … (мотыгой), колосья срезали … (серпом), растирали зёрна на … (зернотёрках), деревья рубили … (деревянным топором), из глины научились делать … (посуду), женщины научились … (ткать и прясть).

II. Переход к изучению новой темы.

Решение творческой задачи.

Во время археологических раскопок были найдены два захоронения.

В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы.

В другом захоронении обнаружили только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (В обществе существовало неравенство)

У.: Вы сделали верный вывод. Теперь скажите, о чём пойдёт речь у нас сегодня на уроке? (О неравенстве)

У.: Правильно. Сегодня мы говорим о неравенстве.

Как вы думаете, что вы должны сегодня узнать? На какие вопросы ответить?

У.: Верно. Именно на эти вопросы вы должны сегодня на уроке получить ответы. Теперь попробуйте сформулировать тему урока.

Учащимся сообщается тема урока. Они фиксируют её в тетради.

Появление неравенства и знати.

III. Изучение новой темы.

План.

1. Обработка металлов и совершенствование орудий труда.

Рассказ учителя: Земледелие и скотоводство дало человеку новые продукты питания, одежду. Теперь многое зависело от самого человека: каким видом деятельности он будет заниматься, активно ли будет трудиться. Постепенно в первобытном обществе стали появляться люди, качественно выполнявшие какую-то определённую работу: изготовляли горшки, или занимались ткачеством и т.п.

Работа с иллюстрациями учебника (с.24)

Ремесленник – человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Ремесло – изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Рассказ учителя: Однажды разминая глину для изготовления горшка, гончар заметил очень твёрдый кусок глины. Этот кусок никак не размягчался. Положив его ближе к огню, гончар через некоторое время с удивлением обнаружил, что кусок исчез, а на его месте осталась небольшая лужица. Остыв, она сохранила эту же форму. Так был обнаружен первый металл – медь.

Слайд 10 (1-й клик мышки), приложение 1.

Произошло это в Западной Азии около 9 тысяч лет назад. Из меди научились делать орудия труда.

Работа с иллюстрациями учебника «Отливка топора» (с. 25)

Работа с текстом учебника. § 5 п.2

Задача: выяснить, как появился плуг.

Слайд 10 (2-й клик мышки), приложение 1.

У.: Мастера научились работать и с драгоценными металлами – серебром, золотом. Изготовленные из них украшения выгодно обменивались. Чем выше было мастерство ремесленника, тем больше продуктов или необходимых предметов он мог получить за свой труд. Земледельцы тоже старались приобрести новые орудия труда, чтобы обработать больше земли и сделать это более качественно, с меньшими затратами.

Таким образом, некоторые люди стали жить лучше. У них появились излишки.

У.: К чему это привело? (Одни люди становились богатыми, другие – оставались бедными.)

Вывод: в обществе появляется неравенство.

2. Появление неравенства и знати.

Неравенство деление в обществе на богатых и бедных.

Позже эти группы людей стали называть классами.

Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, чтоони имеют.
В результате появления неравенства изменяется и форма сожительства людей.

3. Переход от родовой общины к соседской.

От родовой общины первобытные люди перешли к соседской. Племена начали враждовать за обладание более плодородными землями. Каждое племя стремилось увеличить свою территорию за счёт других племён. Главенствующую роль в племени теперь играет не старейшина, а вождь. Он собирает войско, разрабатывает стратегию, делит добычу. Себе берёт самое ценное, а остальное раздаёт по своему усмотрению.

Вождь – глава племени, руководитель военных действий племени.

Знать – богатые и влиятельные люди государства.

У.: Появление неравенства – первый признак зарождения государства.

IV. Закрепление изученного материала

Закрепление изученного на уроке по схеме «Зарождение государства».

Схема фиксируется в тетради.

Объяснение к схеме.

Человек научился обрабатывать металл. Благодаря этому он освоил новое занятие – ремесло. Произошло усовершенствование и изобретение новых орудий труда. У некоторых людей появляются излишки. В обществе возникает неравенство. Этот процесс указывает на зарождение государства.

Слайд 16 (кроссворд), слайд 17 (проверка), приложение 1.

Ключевое слово (по вертикали): появление в обществе богатых и бедных людей. (Неравенство)

V. Итог урока.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т. е. появление богатых и бедных людей. Неравенство – признак зарождения государства).

Домашнее задание

Источник

Конспект урока «Появление неравенства и знати». 5 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: «Появление неравенства и знати»

дидактическая: определить причины появления неравенства в первобытном обществе, установить последствия данного процесса;

развивающая: развитие умения анализировать и обобщать различные источники информации;

воспитательная: воспитание ценностного отношения к труду.

личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах;

метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия, составлять при помощи анализа схемы;

предметные: выделить причины перехода людей от родовой общины к соседской.

личностные: учащиеся смогут грамматически верно читать записи терминов, раскрывающих смысл понятий, развивать умения ясно, четко и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

метапредметные: учащиеся смогут осуществлять контроль по образцу, уметь работать в паре, в группе, выдвигать гипотезы при решении исторических задач;

предметные: учащиеся смогут объяснять причины появления неравенства, признаки, знать признаки родовой общины, уметь работать с картой и атласом, описывать иллюстрации и составлять устный рассказ к ним, самостоятельно работать с текстом, сравнивать родовую и соседскую общину, находить сходство и отличие между ними, работать с хронологией.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.

Презентация к уроку

Раздаточный материал: контурные карты, задания по теме «Возникновение земледелия и скотоводства».

Актуализация имеющихся знаний

Постановка учебных задач

Совместное исследование проблемы

II Основная часть (информационно-аналитический блок)

Формирование новых знаний и умений по вопросам

Что такое неравенство?

Как и почему оно появилось?

Что произошло в обществе в результате появления неравенства?

Решение частных задач

III Заключительная часть

Контроль на этапе окончания учебной темы

Инструктаж домашнего задания

Самоопределение к деятельности.

Актуализация имеющихся знаний

Цель: закрепление и углубление знаний по предмету

Задание классу: Как управлялся коллектив первобытных людей?

Древнейшие люди, чтобы выжить в трудных условиях, объединялись в родовые общины . Управляли родовыми общинами старейшины . Они следили, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя . Племенем управлял совет старейшин.

Задание классу: Как возникли земледелие и скотоводство?

Задание классу: Какие перемены произошли в жизни людей в результате земледелия и скотоводства?

Индивидуальные карточки для проверки. (Земледелие и скотоводство возникли в Западной … (Азии) более … (10 тысяч) лет назад. Первые земледельцы вспахивали землю деревянной … (мотыгой), колосья срезали … (серпом), растирали зёрна на … (зернотёрках), деревья рубили … (деревянным топором), из глины научились делать … (посуду), женщины научились … (ткать и прясть).

2. Постановка учебных задач

Цель: создание проблемной ситуации; фиксация новой учебной задачи

Решение творческой задачи.

Во время археологических раскопок были найдены два захоронения.

В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении обнаружили только медный топор.

Задание классу: Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (в обществе были богатые и бедные, существовало неравенство)

Вы сделали правильный вывод

Теперь скажите, о чем пойдет речь у нас сегодня на уроке?

Вот о появление неравенства и знати и будем сегодня говорить: сформулируйте тему урока.

Формулировка темы: «Появление неравенства и знати».

3. Совместное исследование проблемы.

Цель: поиск решения учебной задачи.

?? Предложите ваши варианты решения учебной задачи.

?? Достаточно ли имеющихся у вас знаний для решения поставленной проблемы?

Цель: фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

?? Какой план действий мы должны с вами составить, чтобы в конце нашего урока мы имели полное представление о причинах появления неравенства?

Что такое неравенство?

Как и почему оно появилось?

Что произошло в обществе в результате появления неравенства?

5. Формирование новых знаний и умений

Цель: формирование новых знаний и умений.

Земледелие и скотоводство дало человеку новые продукты питания, одежду. Теперь многое зависело от самого человека: каким видом деятельности он будет заниматься, активно ли будет трудиться. постепенно в первобытном обществе стали появляться люди, качественно выполнявшие какую-то определенную работу: изготовляли посуду, или занимались ткачеством.

Организует работу с иллюстрациями учебника (с.24)

Подумайте, как должен работать гончар, чтобы изготовленная им посуда была высокого качества? Много трудиться, постоянно совершенствовать своё мастерство.

Останется ли у него время на другие виды деятельности, например, земледелие, скотоводство? Нет, так как это занятие, безусловно, отнимет у человека много времени и сил, поэтому он не сможет заниматься другими видами деятельности.

Чем же он будет питаться, если ему некогда охотиться, заниматься земледелием?

Он мог обменять свой товар на продукты питания и необходимые вещи, одежду

Как называют человека, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий? Ремесленник.

Как называется такое занятие человека? (ремесло)

Произошло это в Западной Азии около 9 тыс. лет назад. Из меди научились делать орудия труда.

Задание классу: рассмотрите иллюстрацию учебника «Отливка топора» с. 25

— как происходила отливка медного топора?

Какое значение имело для человека освоение меди?

Задание классу: работа с текстом учебника. § 5 п.2

Задача: выяснить, как появился плуг.

Какое значение имело появление плуга?

Мастера научились работать и с драгоценными металлами – серебром и золотом. Изготовленные из них украшения выгодно обменивались. Чем выше было мастерство ремесленника, тем больше продуктов или необходимых предметов он мог получить за свой труд. Земледельцы тоже старались приобрести новые орудия труда, чтобы обработать больше земли и сделать это более качественно, с меньшими затратами.

Таким образом, некоторые люди стали лучше жить. У них появились излишки.

К чему это привело? (дни люди стали богатыми, другие бедными)

В обществе появляется неравенство, т.е. деление в обществе на богатых и бедных.

Позже эти группы людей стали называть классами. Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, что они имеют.

В результате появления неравенства изменяется и форма жизни людей.

Задание классу: Рассмотрите иллюстрации, изображение родовой и соседской общины.

Что изображено на этих рисунках?

Чем занимаются люди?

Чем отличаются их занятия?

Как вы думаете, на второй картинке так ли важен признак родства?

Что оставалось общим у этих людей?

Задание классу: сравнить родовую и соседскую общину.

— Что значит сравнивать? Это значит найти общие черты и различия. Вначале найдем различия.

Общее имущество (орудие труда, скот, урожай)

Земля в общей собственности

Имущество принадлежало отдельной семье

Семья владеет своим наделом земли

Почему же соседи продолжали жить общинами? Что было общим?

Совместные работы, защита от врагов, в общей собственности лес, пастбища, река.

6. Переход к этапу решения частных задач.

Цель: первичный контроль за усвоением знаний и умений.

Задание классу: выписать новые понятия и термины, поработать со словарем урока.

Ремесленник, вождь, город, знать, царь, неравенство.

7. Применение имеющихся знаний для решения частных задач.

Цель: закрепление и углубление знаний

Составление схемы «Зарождение государства».

Человек научился обрабатывать металл. Благодаря этому он освоил новое занятие – ремесло. Произошло усовершенствование и изобретение новых орудий труда. У некоторых людей появляются излишки. В обществе возникает неравенство. Этот процесс указывает на зарождение государства.

8. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Задание классу: отгадывание кроссворда в рабочих тетрадях

1.Первый металл, освоенный человеком. Медь

2. большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку. Классы

3. род занятия человека. Ремесло.

4. богатые, влиятельные люди. Знать

5. организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов. Государство.

Ключевое слово по вертикали: появление в обществе богатых и бедных людей. Неравенство.

9. Инструктаж домашнего задания

Цель: постановка учебных задач.

Поработайте с вопросами и заданиями к §5

Задание 17 на с. 16

Повторить параграфы 2и3

Цель: создание условий для осмысления обучающимися своих действий

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *