Что такое неравенство история 5 класс кратко
Урок истории (5-й класс) «Появление неравенства и знати»
Класс: 5
Цель урока: Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе.
Задачи урока:
Основные понятия темы: плуг, ремесло, ремесленник, соседская община, неравенство, знать, классы, государство.
Учебное оборудование: ИКТ.
Используемый учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009 г.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».
1. Беседа по вопросам:
2. Вставьте пропущенные слова:
Земледелие и скотоводство возникли в Западной … (Азии) более … (10 тысяч) лет назад. Первые земледельцы вспахивали землю деревянной … (мотыгой), колосья срезали … (серпом), растирали зёрна на … (зернотёрках), деревья рубили … (деревянным топором), из глины научились делать … (посуду), женщины научились … (ткать и прясть).
II. Переход к изучению новой темы.
Решение творческой задачи.
Во время археологических раскопок были найдены два захоронения.
В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы.
В другом захоронении обнаружили только медный топор.
Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (В обществе существовало неравенство)
У.: Вы сделали верный вывод. Теперь скажите, о чём пойдёт речь у нас сегодня на уроке? (О неравенстве)
У.: Правильно. Сегодня мы говорим о неравенстве.
Как вы думаете, что вы должны сегодня узнать? На какие вопросы ответить?
У.: Верно. Именно на эти вопросы вы должны сегодня на уроке получить ответы. Теперь попробуйте сформулировать тему урока.
Учащимся сообщается тема урока. Они фиксируют её в тетради.
Появление неравенства и знати.
III. Изучение новой темы.
План.
1. Обработка металлов и совершенствование орудий труда.
Рассказ учителя: Земледелие и скотоводство дало человеку новые продукты питания, одежду. Теперь многое зависело от самого человека: каким видом деятельности он будет заниматься, активно ли будет трудиться. Постепенно в первобытном обществе стали появляться люди, качественно выполнявшие какую-то определённую работу: изготовляли горшки, или занимались ткачеством и т.п.
Работа с иллюстрациями учебника (с.24)
Ремесленник – человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.
Ремесло – изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.
Рассказ учителя: Однажды разминая глину для изготовления горшка, гончар заметил очень твёрдый кусок глины. Этот кусок никак не размягчался. Положив его ближе к огню, гончар через некоторое время с удивлением обнаружил, что кусок исчез, а на его месте осталась небольшая лужица. Остыв, она сохранила эту же форму. Так был обнаружен первый металл – медь.
Слайд 10 (1-й клик мышки), приложение 1.
Произошло это в Западной Азии около 9 тысяч лет назад. Из меди научились делать орудия труда.
Работа с иллюстрациями учебника «Отливка топора» (с. 25)
Работа с текстом учебника. § 5 п.2
Задача: выяснить, как появился плуг.
Слайд 10 (2-й клик мышки), приложение 1.
У.: Мастера научились работать и с драгоценными металлами – серебром, золотом. Изготовленные из них украшения выгодно обменивались. Чем выше было мастерство ремесленника, тем больше продуктов или необходимых предметов он мог получить за свой труд. Земледельцы тоже старались приобрести новые орудия труда, чтобы обработать больше земли и сделать это более качественно, с меньшими затратами.
Таким образом, некоторые люди стали жить лучше. У них появились излишки.
У.: К чему это привело? (Одни люди становились богатыми, другие – оставались бедными.)
Вывод: в обществе появляется неравенство.
2. Появление неравенства и знати.
Неравенство – деление в обществе на богатых и бедных.
Позже эти группы людей стали называть классами.
Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, чтоони имеют.
В результате появления неравенства изменяется и форма сожительства людей.
3. Переход от родовой общины к соседской.
От родовой общины первобытные люди перешли к соседской. Племена начали враждовать за обладание более плодородными землями. Каждое племя стремилось увеличить свою территорию за счёт других племён. Главенствующую роль в племени теперь играет не старейшина, а вождь. Он собирает войско, разрабатывает стратегию, делит добычу. Себе берёт самое ценное, а остальное раздаёт по своему усмотрению.
Вождь – глава племени, руководитель военных действий племени.
Знать – богатые и влиятельные люди государства.
У.: Появление неравенства – первый признак зарождения государства.
IV. Закрепление изученного материала
Закрепление изученного на уроке по схеме «Зарождение государства».
Схема фиксируется в тетради.
Объяснение к схеме.
Человек научился обрабатывать металл. Благодаря этому он освоил новое занятие – ремесло. Произошло усовершенствование и изобретение новых орудий труда. У некоторых людей появляются излишки. В обществе возникает неравенство. Этот процесс указывает на зарождение государства.
Слайд 16 (кроссворд), слайд 17 (проверка), приложение 1.
Ключевое слово (по вертикали): появление в обществе богатых и бедных людей. (Неравенство)
V. Итог урока.
— Что нового вы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т. е. появление богатых и бедных людей. Неравенство – признак зарождения государства).
Домашнее задание
Появление неравенства и знати
Урок 6. История древнего мира 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Появление неравенства и знати»
Cреди скотоводов и земледельцев появились люди, которые не занимались ни земледелием, ни скотоводством. Они были ремесленниками – людьми, которые занимаются изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.
Первые ремесленные мастерские для изготовления орудий труда появились еще около ста пятидесяти тысяч лет назад. Они располагались в поселениях или на территории, где было много камня, пригодного для обработки.
Но полное выделение ремесла в самостоятельный вид деятельности произошло, очевидно, тогда, когда были изобретены гончарный круг и ткацкий станок. Впервые они появились в Месопотамии и Египте в III тысячелетии до нашей эры.
Гончарный круг и ткацкий станок сделали возможным в более короткий срок выпускать продукцию лучшего качества и в большем количестве.
В V – IV тысячелетиях до нашей эры люди научились плавить металл и использовать его при изготовлении орудий труда. Это открытие, по-видимому, произошло случайно. В печь для обжига глиняной посуды попали самородки меди. Под воздействием высокой температуры металл размягчался и легко менял форму при ударе.
Путем ковки из меди изготавливали топоры, тесла, кинжалы, наконечники копий и стрел, посуду. Но медь мягкая, и она не могла найти широкого применения.
Вторым металлом, который научился выплавлять человек, была бронза – сплав меди и олова. Она обладает значительно большей, по сравнению с чистой медью, твёрдостью, достаточной прочностью и более легкоплавка. Более подробно свойства этих металлов вы будете изучать на уроках химии. А мы лишь отметим, что открытие бронзы сыграло огромную роль в освоении металлов человеком. Это произошло в III тысячелетии до нашей эры все в той же Месопотамии. Расцвет бронзовой металлургии почти повсеместно приходится на II тысячелетие до нашей эры. Бронзу получали в больших кострах. При ее изготовлении слой руды чередовался со слоем дров.
Из бронзы делались самые разнообразные изделия: мечи, наконечники копий и стрел, топоры, серпы, сошники, пряжки и украшения, посуда и многое другое.
Хотя бронза прочнее меди, но по твердости и она не могла сравниться с кремнем. Поэтому и в эпоху бронзы каменные орудия сохраняли свое значение, преобладали над бронзовыми.
Но настоящий переворот в хозяйстве был достигнут с открытием металлургии железа. Предположительно первыми выплавлять железо начали хетты около 1800 года до нашей эры. Долгое время железо не находило широкого применения, так как температура его плавления крайне высока – 1530 градусов Цельсия. Получить такую температуру в древних кострах не могли.
Великим изобретением человечества стал сыродутный горн, в котором стали выплавлять железо при температуре девятьсот градусов Цельсия. Металл получался не в жидком, а в размягченном состоянии.
Железным топором можно было высвободить от леса значительные массивы. Более совершенные плуги и сохи из железа позволяли качественнее обрабатывать землю и получать лучшие урожаи. В земледелии все чаще стала использоваться сила животных. По долинам крупных рек особенно усиленно развивалось земледелие с использованием искусственного орошения.
По мере развития ремесла, земледелия и скотоводства у людей возникает потребность обмениваться между собой произведенной ими продукцией: шкурами животных, шерстью, мясом, зерном, посудой, тканью, орудиями труда и так далее.
Возможно, именно тогда у людей возник вопрос: а сколько топоров нужно отдать, чтобы взамен получить мешок зерна? Так появилась потребность в предметах, которыми люди могли бы пользоваться в качестве мерила стоимости товара, как мы сейчас пользуемся деньгами. Такими деньгами для древних людей стал скот, редкие раковины, слитки металлов. Обмен был первым шагом к возникновению торговли.
Усовершенствование орудий труда привело к изменению положения и роли отдельного человека в обществе. Более ловкие и сильные лучше и быстрее работали. Их труд стал поощряться при распределении продуктов. Так, например, у многих народов охотник, убивший зверя, получал лучший кусок мяса или – дополнительно к одинаковой порции – шкуру животного.
Теперь не было необходимости в совместном труде всей общиной. У земледельцев складывается новый порядок. Община теперь состоит из больших семей.
В такой семье могло проживать три – пять, а иногда и больше поколений ближайших родственников.
Земля, как и раньше, принадлежала всей общине. Сохранялся общий выгон для выпаса скота, общим был и лес. Члены общины совместно расчищали поле для посева, рыли канавы для его орошения, охраняли всходы.
Каждая семья имела в пользовании участок родовой земли – надел. Кроме этого семье принадлежали дом, орудия труда, утварь. Появляется самостоятельное хозяйство отдельной большой семьи. Муж, глава семьи, стремится закрепить богатства за своими детьми.
Уже не большой коллектив родственников, а одна семья способна обеспечить себя всем необходимым и даже накопить излишки продуктов, которые обменивались на другие товары.
Продукты обмена, равно как и продукты труда, получаемые сверх необходимого для жизни отдельной семьи, стали накапливаться в виде богатств.
На смену родовой общине приходит соседская община. Теперь людей объединяют только хозяйственные интересы на определенной территории. Членами соседской общины могли быть не только родственники, но и выходцы из других семейных общин.
Разделение на богатых и бедных происходит не только между отдельными семьями, но и между родами. Роды, обладавшие лучшими землями, становились богатыми. Между бедными и богатыми родами возникают военные столкновения с целью обогащения. Военной добычей становятся земли, скот, имущество, рабы. Все делится между семьями, члены которых принимали участие в походе.
Захваченных в плен людей теперь не убивали, а превращали в рабов. Пользование рабским трудом стало выгодным, так как один человек мог произвести больше продуктов, чем ему нужно для поддержания жизни. Рабы использовались в основном в домашнем хозяйстве родовых владык: обрабатывали землю, пряли и ткали, были пастухами. Рабы могли иметь в собственности некоторые вещи, могли иметь семью, а за хорошую работу могли получить свободу.
В связи с войнами повышалось значение военного вождя. Теперь вожди стали выделяться своими богатствами, приобретенными путем грабежа во время войн, приобретали известность. Их прославляли как знаменитых, знатных людей. Они управляли племенем, распоряжались запасами пищи, судили соплеменников.
Вожди и старейшины составляли родовую знать, которая начала передавать свое имущество и должности по наследству своим сыновьям. Положение человека в племени стало зависеть не от его опытности и заслуг, а от того, из какой семьи он происходил.
Крупные поселения постепенно превращались в города, где жила знать. В услужении знати были лучшие ремесленники. Вожди приобретали власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями – правителями государств.
Появлению неравенства способствовали изменения в хозяйственной жизни человеческого общества. Усовершенствование орудий производства привело к повышению производительности труда и освобождению от участия в сельскохозяйственных работах части населения общины.
Появление пашенного земледелия
С появлением деревянного плуга отпала необходимость в большом количестве рабочих рук во время обработки поля. Теперь достаточно было двух человек. Один управлял запряженными в плуг волами, второй управлял плугом. Освободившиеся от работы люди могли заняться другими делами. К тому же в общине стали выделяться мастера, хорошо изготавливающие средства производства, домашнюю утварь. От соплеменников им стали поступать заказы на их работу. А в ответ мастера получали продукты питания. Таким образом мастер не принимал участие в обработке земли или выращивании скота, у него появлялась возможность оттачивать свои навыки в определенном деле. Таким образом из среды скотоводов и земледельцев стали выделяться ремесленники.
Совершенствование средств производства
Со временем в производстве стали появляться приспособления и техники, способствующие повышению качества изделий и облегчению труда мастера. Были изобретены веретено, гончарный круг, печи для обжига керамики. Вскоре ремесленники научились обрабатывать медь и драгоценные металлы (золото и серебро). Была открыта технология литья меди в глиняные формы. Около 5 тысяч лет назад изобретен сплав меди и олова — бронза. В 1500 году хетты научились обрабатывать железо путем плавки руды в печах и удаления из него частичек шлака методом ковки. В 500 году до н.э. в Китае научились работать с чугуном.
Улучшение технологий орудий производства, их усовершенствование сказались на производительности труда крестьян. Территория пахотных земель увеличивалась, рос объем урожаев. Чтобы прокормить себя, одной семье не требовалась помощь сородичей. Ей под силу было справиться самостоятельно. Постепенно в общине стали появляться более и менее зажиточные семьи. Появилась возможность выменивать излишки урожая на необходимые предметы быта, вещи и украшения.
Увеличению неравенства и зарождению знати также способствовали грабительские набеги на соседние поселения и племена. Наиболее успешные и удачливые воины стали пользоваться особым почетом и популярностью. Им доверялись общиной защита от набегов соседей и управление принадлежавшими им землями. Так стали появляться вожди. Лидеры окружали себя преданными людьми, на которых могли положиться в бою, обладавшими особыми талантами. За заслуги приближенные получали большую часть добычи в качестве вознаграждения. Из их числа появлялась первая знать.
Члены общины, имевшие особые военные таланты освобождались от необходимости самостоятельно производить средства существования и пропитания. Община соглашалась их содержать, а воины обязались защищать жителей и территорию общины от врагов. Тем самым неравенство, основанное на разнице хозяйственной деятельности людей все больше увеличивалось.
Постепенно люди, не занятые в сельскохозяйственном производстве концентрировались в одном поселении, впоследствии становившееся городом. Первые города появились в долинах рек Тигра и Евфрат, Нил, Инд, Хуанхэ. Их население составляли в основном ремесленники и воины. Долины рек были богаты плодородными почвами. На них крестьяне выращивали урожай, затем обменивали его в городе на необходимые предметы и вещи у ремесленников и защиту от нападения соседей у военных вождей городов. Города становились центрами государств, военные вожди — первыми царями.
Урок истории 5 класс на тему Появление неравенства и знати
Содержимое разработки
Урок на тему: «Появление неравенства и знати» 5 класс ФГОС
Цели: дать представление о процессе формирования неравенства и появлении знати; показать взаимосвязь хозяйственных и политических изменений в обществе.
предметные: овладеть целостными представлениями об историческом пути народов, объяснять процесс зарождения неравенства; дифференцировать процесс первобытность и цивилизация, объяснять значение понятий (ремесленник, плуг, вождь, рабы, знать, община, неравенство. )
личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмыслить социально- нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование: схема «Родовая и соседская община»; проектор, мультимедийная презентация.
1.Организационный момент. Добрый день ребята! Выглядите вы сегодня отлично, так же я думаю, и будете сегодня работать. Присаживайтесь поудобнее, начинаем наш урок.
На улице не очень ясно,
А на душе так всё прекрасно
Часто дела всё заслоняют
Душевный градус понижают
Но стоит мне увидеть вас
Неординарный, умный класс-
И хочется мне сразу улыбнуться.
А значит и историей заняться.
2. Актуализация опорных знаний по теме: «Разминка»
1. Чем занимались древние люди? ( земледелием и скотоводством)
2. Когда появилось земледелие? (10 тыс лет назад)
5. Какие орудия труда они использовали при обработке земли? ( деревянную мотыгу- палку с острым крючком)
6. Чем убирали урожай? (серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем)
7. Как поступали с детёнышами убитых животных? ( люди оставляли их в своём жилище).
3. Мотивационно- целевой этап.
Во время археологических раскопок были найдены два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображение барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении обнаружили только медный топор.
— Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?
— Предположите, о чем пойдёт речь у нас сегодня на уроке.
На прошлом уроке мы исследовал изменения, которые произошли на ранних ступенях развития человечества. Эволюция человека будет продолжаться. Попробуем на нашем уроке убедиться в правильности данного утверждения.
Тема урока: « Появление неравенства и знати»
А что бы вы хотели узнать по теме сегодняшнего урока?
У каждой семьи – своё хозяйство.
Итак, мы начинаем наше путешествие в далекое прошлое.
Работа по теме урока
1. Археологи утверждали, что глиняная посуда в большом количестве использовалась племенами, ведущими оседлый образ жизни. Как вы думаете почему?
2. Как вы думаете, почему у древних людей появилась возможность заниматься ремеслом?
3. Как это связано с возникновением скотоводства земледелия?
4. Какую пользу принесло древнему человеку занятие различными ремёслами?
— Подумайте, обладают ли медные орудия труда преимуществами перед каменными.
( Ученики формируют свои версии)
Медь – мягкий металл. Вот почему орудия из меди менее твёрдое, нежели заострённый кусок кремня. Несмотря на это, медным топором срубали дерево в три раза быстрее, чем каменным.
_ Откуда это известно?
Сообщение об исследованиях Сергея Аристарховича Семенова.
2. Изобретение плуга
— Докажите, что мотыжное земледелие было тяжелым занятием.
— Укажите преимущества плужного земледелия.
— Как ы думаете, сказалось ли усовершенствование орудий труда на организации жизни родовой общины?.
Повысилась производительность труда
Отпала необходимость всей общине трудиться сообща
Род делится на семьи, которые начинают вести хозяйство самостоятельно
Раздел стада принадлежавшего роду.
Определите отличия родовой общины и соседской?
История. Появление неравенства и знати 5 кл.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Появление неравенства и знати
Цели урока : 1) Проверить и скорректировать знания по теме «Возникновение земледелия и скотоводства». 2) Выделить основные понятия темы «Появление неравенства и знати»; УЗНАТЬ, как появилась соседская община. 3) Развить умения: отвечать на вопросы в устной форме; работать с текстом учебника; представлять информацию в форме схемы.
О. у.: учебник, презентация.
1) Что такое земледелие и скотоводство? Из каких более древних занятий людей они возникли?
2) Когда появились земледелие и скотоводство? Что было раньше: появление человека разумного или возникновение земледелия?
3) Расскажите о трёх главных орудиях первобытных земледельцев. Как их использовали?
4) Какой зверь был одомашнен первым? Как он помогал людям?
5) Где впервые возникло земледелие и скотоводство?
1. ПРИСВАИВАЮЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО — это хозяйство, в котором всё необходимое для жизни брали из природы в готовом виде.
2. ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО — это хозяйство, в котором всё необходимое для жизни производят своими руками.
Вопрос : Какие виды деятельности характерны для производящего хозяйства? (земледелие, скотоводство, ремесло).
3. РЕМЕСЛО — это изготовление изделий ручным способом.
4. СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА — это коллектив соседей.
5. НЕРАВЕНСТВО — это деление общества на бедных и богатых.
6. ЗНАТЬ — (от слова «известный) — это вожди, старейшины и их потомки.
7. ВОЖДЬ — предводитель воинов.
8. СТАРЕЙШИНА — это руководитель общины.
2. Выучить параграф 5, вопросы в жёлтой рамке.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
История. Возникновение земледелия и скотоводства 5 кл.
История. Возникновение искусства и религиозных верований 5 кл.
История. Древнейшие люди 5 кл.
История. Древнейшие люди 5 кл.
Приложение к уроку «Поход Александра Македонского на Восток»
Презентация по Истории Древнего мира на тему «Ранняя римская республик» (5 класс)
Презентация История Древнего мира на тему «Повседневная жизнь греков» (5 класс)
Примерный анализ урока «Курс на построение социализма в СССР. Индустриализация и коллективизация»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5380592 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.