Что такое неравенство у древних людей

Всему виной «роботы неолита», или Как в человеческом обществе возникло имущественное неравенство

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что такое неравенство у древних людей. Смотреть фото Что такое неравенство у древних людей. Смотреть картинку Что такое неравенство у древних людей. Картинка про Что такое неравенство у древних людей. Фото Что такое неравенство у древних людей

Переход от собирательства к сельскому хозяйству

Что такое неравенство у древних людей. Смотреть фото Что такое неравенство у древних людей. Смотреть картинку Что такое неравенство у древних людей. Картинка про Что такое неравенство у древних людей. Фото Что такое неравенство у древних людей

С расширением сельскохозяйственного производства начала расти и численность членов племен. Что в свою очередь привело к «захвату» людьми еще большего количества пригодных к обработке земель. Однако силы человеческие не безграничны.

Отдельный индивидуум (или семья) владела таким земельным наделом, который они могли обработать с помощью первых сельскохозяйственных инструментов – мотыг или примитивных подобий лопаты. Все начало меняться с изобретением человечеством плугов и рал.

От мотыги до плуга

Что такое неравенство у древних людей. Смотреть фото Что такое неравенство у древних людей. Смотреть картинку Что такое неравенство у древних людей. Картинка про Что такое неравенство у древних людей. Фото Что такое неравенство у древних людей

Однако при этом материальное и имущественное равенство все еще оставалось повсеместно. Ведь схема и принцип действия плуга были общеизвестны. Да и изготовить его мог практически каждый взрослый человек. И даже не в одном экземпляре. Все дело было в тягловой силе, которая собственно и обеспечивала работу этого сельскохозяйственного механизма. Без нее плуг был совершенно бесполезной в домашнем хозяйстве вещью.

Эволюция тягловой силы плугов

Что такое неравенство у древних людей. Смотреть фото Что такое неравенство у древних людей. Смотреть картинку Что такое неравенство у древних людей. Картинка про Что такое неравенство у древних людей. Фото Что такое неравенство у древних людей

Нужна была специализированная тягловая сила для плугов, которая использовалась бы для пахоты и другого тяжелого труда. Но позволить себе прокормить крупных массивных животных, которые на протяжении нескольких лет не давали бы «мгновенной отдачи» в виде молока, приплода или мяса, мог не каждый земледелец того времени.

И все же некоторые аграрии III тысячелетия до нашей эры смогли накопить достаточно ресурсов для того, чтобы прокормить волов – кастрированных тягловых быков. Теперь рентабельность сельского хозяйства стала более чем высокой. Ведь один погонщик с парой волов, запряженных в плуг, был способен обработать примерно в 10 раз больше земельных угодий, чем простой крестьянин с мотыгой.

Вперед к материальному неравенству

Что такое неравенство у древних людей. Смотреть фото Что такое неравенство у древних людей. Смотреть картинку Что такое неравенство у древних людей. Картинка про Что такое неравенство у древних людей. Фото Что такое неравенство у древних людей

Таким образом уже к II тысячелетию до нашей эры многие обрабатываемые земельные участки превратились в огромные поля. К тому времени человеческие общества разделились на состоятельных землевладельцев и людей, владеющих небольшими наделами. Или же совершенно безземельных. До того времени, пока главным фактором для сельскохозяйственного производства была рабочая сила – неравенство в обществе имело весьма ограниченный характер.

Но вот когда ключевым фактором стала непосредственно сама земля – различие между общинами или семьями стали более чем заметными. Ведь те же земельные наделы и другие материальные богатства получили возможность накапливаться и преумножаться. А после передаваться по наследству.

Благодаря тяжелому труду, насилию над другими или же счастливой случайности некоторые роды и семьи со временем стали несоизмеримо богатыми. Так в человеческом обществе и возникло радикальное неравенство, породившее всякого рода классы, касты и т. п.

Аграрные «роботы неолита»

Что такое неравенство у древних людей. Смотреть фото Что такое неравенство у древних людей. Смотреть картинку Что такое неравенство у древних людей. Картинка про Что такое неравенство у древних людей. Фото Что такое неравенство у древних людей

Что такое неравенство у древних людей. Смотреть фото Что такое неравенство у древних людей. Смотреть картинку Что такое неравенство у древних людей. Картинка про Что такое неравенство у древних людей. Фото Что такое неравенство у древних людей

Боулз пояснил, что эффект появления этих тягловых животных был идентичным современному положению дел, когда в мире наблюдается рост экономического (финансового) неравенства между людьми, владеющими роботами, и теми членами человеческого общества, чью работу эти роботы начинают выполнять.

Неравенство как путь к краху общества

Что такое неравенство у древних людей. Смотреть фото Что такое неравенство у древних людей. Смотреть картинку Что такое неравенство у древних людей. Картинка про Что такое неравенство у древних людей. Фото Что такое неравенство у древних людей

Ярче и отчетливее всего же такая тенденция наблюдается в обществах с постоянным и стремительным технологическим развитием. Ведь каждая новая «прорывная технология будущего» только острее усугубляет имущественное человеческое неравенство. И если люди не придумают эффективные и действенные механизмы перераспределения материальных благ – неравенство будет продолжать увеличиваться. Создавая тем самым катастрофическую угрозу для современной цивилизации.

Ведь не стоит забывать, что человеческое общество с завидным постоянством наступает на одни и те же грабли – после очередного технологического прорыва скатывается в «темные века». Одним из подтверждений этого является «бронзовый коллапс» XII века до н.э., когда человеческая цивилизация была отброшена на столетия назад.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Появлению неравенства способствовали изменения в хозяйственной жизни человеческого общества. Усовершенствование орудий производства привело к повышению производительности труда и освобождению от участия в сельскохозяйственных работах части населения общины.

Появление пашенного земледелия

С появлением деревянного плуга отпала необходимость в большом количестве рабочих рук во время обработки поля. Теперь достаточно было двух человек. Один управлял запряженными в плуг волами, второй управлял плугом. Освободившиеся от работы люди могли заняться другими делами. К тому же в общине стали выделяться мастера, хорошо изготавливающие средства производства, домашнюю утварь. От соплеменников им стали поступать заказы на их работу. А в ответ мастера получали продукты питания. Таким образом мастер не принимал участие в обработке земли или выращивании скота, у него появлялась возможность оттачивать свои навыки в определенном деле. Таким образом из среды скотоводов и земледельцев стали выделяться ремесленники.

Совершенствование средств производства

Со временем в производстве стали появляться приспособления и техники, способствующие повышению качества изделий и облегчению труда мастера. Были изобретены веретено, гончарный круг, печи для обжига керамики. Вскоре ремесленники научились обрабатывать медь и драгоценные металлы (золото и серебро). Была открыта технология литья меди в глиняные формы. Около 5 тысяч лет назад изобретен сплав меди и олова — бронза. В 1500 году хетты научились обрабатывать железо путем плавки руды в печах и удаления из него частичек шлака методом ковки. В 500 году до н.э. в Китае научились работать с чугуном.

Улучшение технологий орудий производства, их усовершенствование сказались на производительности труда крестьян. Территория пахотных земель увеличивалась, рос объем урожаев. Чтобы прокормить себя, одной семье не требовалась помощь сородичей. Ей под силу было справиться самостоятельно. Постепенно в общине стали появляться более и менее зажиточные семьи. Появилась возможность выменивать излишки урожая на необходимые предметы быта, вещи и украшения.

Увеличению неравенства и зарождению знати также способствовали грабительские набеги на соседние поселения и племена. Наиболее успешные и удачливые воины стали пользоваться особым почетом и популярностью. Им доверялись общиной защита от набегов соседей и управление принадлежавшими им землями. Так стали появляться вожди. Лидеры окружали себя преданными людьми, на которых могли положиться в бою, обладавшими особыми талантами. За заслуги приближенные получали большую часть добычи в качестве вознаграждения. Из их числа появлялась первая знать.

Члены общины, имевшие особые военные таланты освобождались от необходимости самостоятельно производить средства существования и пропитания. Община соглашалась их содержать, а воины обязались защищать жителей и территорию общины от врагов. Тем самым неравенство, основанное на разнице хозяйственной деятельности людей все больше увеличивалось.

Постепенно люди, не занятые в сельскохозяйственном производстве концентрировались в одном поселении, впоследствии становившееся городом. Первые города появились в долинах рек Тигра и Евфрат, Нил, Инд, Хуанхэ. Их население составляли в основном ремесленники и воины. Долины рек были богаты плодородными почвами. На них крестьяне выращивали урожай, затем обменивали его в городе на необходимые предметы и вещи у ремесленников и защиту от нападения соседей у военных вождей городов. Города становились центрами государств, военные вожди — первыми царями.

Источник

Возникновение неравенства в первобытном обществе

Содержание

С годами роль племени в первобытном обществе становилась все значимее. Люди создавали крепкие межплеменные связи, родовая община расширялась и охватывала больше семей. Земледелие не стояло на месте, люди научились выращивать сельскохозяйственные культуры эффективно и слаженно.

Земледельческое хозяйство развивало первобытные поселения и объединяло сородичей. Постепенно в селениях земледельцев начинала формироваться определенная структура, а распределение ролей и обязанностей между жителями положило начало такому процессу, как возникновение неравенства.

Хозяйства земледельцев

Территория поселения была поделена на несколько обособленных частей. Каждым подобным земельным участком занималась определенная семья из родовой общины. У каждой семьи помимо отдельной земли был свой скот и орудия труда. Стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи. С точки зрения распределения обязанностей эта система была действительно удобной.

Таким образом, все семьи общины занимались хозяйством на конкретном участке, возделывали на нем землю и разводили домашних животных. Однако собранным урожаем семья ни с кем не делилась. Глава семьи принимал решения о распределении пропитания между родственниками.

В этот период первобытные земледельцы понимали, что никто другой прокормить их не может, а соответственно рассчитывали только на свои собственные силы. Опытные землепашцы выращивали достаточное количество овощей и зерен, а еще могли успешно приумножать скот.

К сожалению, не все члены общины осознавали важную роль усердного труда. Поэтому со временем одни семьи становились более обеспеченными, а другие испытывали острую нехватку пропитания.

Вследствие такого распределения земельных ресурсов, в общинах начало появляться чувство единения не только между членами отдельной семьи, но и между соседями. Для проведения действенной обработки почвы люди должны были помогать друг другу.

Соседские семейства могли общими усилиями выкопать пруд для полива культур или, например, осушить болото поблизости. Первобытные земледельцы начали придавать значение не только родственным связям между сородичами, но и соседской взаимовыручке.

Выделение знати

Внутри общины существовали определенные моральные устои, среди которых кража считалась неприемлемой и обязательно каралась суровым наказанием. Но когда речь шла о земле чужого племени, украденный урожай и скот расценивался как подвиг отважного добытчика. Так и начались межплеменные войны и конфликты, ведь каждый хотел завладеть наиболее плодородной землей во всей округе.

Появился новый титул для главного представителя племени — вождь. Вождь возглавлял своих соплеменников и руководил военными набегами. Вожди племен и вся знать были заинтересованы в военных походах.

Как правило, вождь собирал своих сородичей и союзников, а затем организовывал военные походы на соседние племена или же защищал свою территорию от вражеских атак. Некоторую часть добычи, собранную на территории чужаков, вождь забирал себе, а остальное раздавал своим соплеменникам.

Что такое неравенство у древних людей. Смотреть фото Что такое неравенство у древних людей. Смотреть картинку Что такое неравенство у древних людей. Картинка про Что такое неравенство у древних людей. Фото Что такое неравенство у древних людей

Таким образом, в рамках одного племени носители руководящих титулов приобретали славу и знаменитость. Вождь и его приближенные воины, а также старейшины племени начинали обретать статус знатных людей. Каким имуществом владели знатные семьи? Самой дорогой утварью, одеждой и самыми плодородными землями.

Знать — привилегированный класс, состоявший из представителей высшего общества и передающийся по наследству. Во многих государствах знать играла решающую роль в политических делах, несмотря на то, что официально власть принадлежала одному правителю или народному собранию.

В силу того, что жизнь знатных представителей племени была зажиточной и комфортной, титул знатного человека стали передавать по наследству, чтобы устроить благополучную жизнь для своих сыновей.

Дети вождей и старейшин всегда были уважаемыми воинами, даже если не демонстрировали особых умений и лидерских качеств.

Среди сыновей знатных сородичей жители поселений выбирали себе вождя и отдавали самые плодородные участки земли, а еще немалую часть военной добычи.

Рабство

Жители других племен, которых захватывали во время военных набегов в плен, вожди и старейшины делали своими рабами.

Рабство — система общественных взаимоотношений, в рамках которой широко распространено нахождение человека в собственности у другого человека или государства.

В племенах начали проявляться первые признаки неравенства населения. Одни люди были знатные, другие были обычные земледельцы. Соответственно одни становились богаче, а другие беднее.

Большие поселения постепенно приобретали новый статус и начали называться городами.

Значительные изменения произошли с поселениями, превратившимися в города. Их обороняли с помощью стен и рвов, которые специально выкапывали по всему периметру. В самом центре города и наиболее защищенном его районе стала проживать знать и военная дружина.

Знать имела в своем личном распоряжении лучших представителей из групп ремесленников и земледельцев.

Знатные люди начали обособляться от простого населения и преобразовывать свой класс в более привилегированный. У знати была богатая одежда, искусно сделанные предметы быта и еда наивысшего качества.

В городах начали создавать святилища. Власть над всей территорией племени и всеми крупными городами передавалась вождю. Со временем правителей таких государств стали называть царями.

Святилище — священное место, возведенное в честь определенного божества. Это мог быть далекий предок, мифический дух, герой или другой подобный образ, которому поклонялись люди.

Активно проявлялось неравенство между людьми первобытного общества. Разница между количеством ресурсов зародилась вместе с изменением родоплеменных отношений, выделением почитаемых людей из числа других.

Уважение стало причиной неравномерного распределения добычи и земли между соплеменниками. Знатные становились богатыми и получали большую часть от общей добычи, тем самым увеличивая собственное благосостояние. Так появилось социальное неравенство.

Полезно знать: изобретения и открытия в древности

Стоит помнить, насколько важную роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия. Когда люди научились добывать огонь, он стал основой их жилища, источником света и тепла. Благодаря огню люди могли готовить пищу и защищать свои лагеря от нападения хищников.

Создание одежды уберегло первобытных людей от суровых холодов. Изобретение лука и стрел позволило охотникам убивать животных на расстоянии и добывать больше мяса.

Возможность для развития поселений и проживания в более комфортных условиях людям подарило земледелие и скотоводство.

Гончарство положило начало новому этапу взаимоотношений человека с природой и позволило людям усовершенствовать свой домашний быт.

Обработка металлов открыла людям мир новых орудий, которые были легче и удобнее в использовании.

Источник

Появление неравенства и знати

Урок 6. История древнего мира 5 класс ФГОС

Что такое неравенство у древних людей. Смотреть фото Что такое неравенство у древних людей. Смотреть картинку Что такое неравенство у древних людей. Картинка про Что такое неравенство у древних людей. Фото Что такое неравенство у древних людей

Что такое неравенство у древних людей. Смотреть фото Что такое неравенство у древних людей. Смотреть картинку Что такое неравенство у древних людей. Картинка про Что такое неравенство у древних людей. Фото Что такое неравенство у древних людей

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что такое неравенство у древних людей. Смотреть фото Что такое неравенство у древних людей. Смотреть картинку Что такое неравенство у древних людей. Картинка про Что такое неравенство у древних людей. Фото Что такое неравенство у древних людей

Что такое неравенство у древних людей. Смотреть фото Что такое неравенство у древних людей. Смотреть картинку Что такое неравенство у древних людей. Картинка про Что такое неравенство у древних людей. Фото Что такое неравенство у древних людей

Что такое неравенство у древних людей. Смотреть фото Что такое неравенство у древних людей. Смотреть картинку Что такое неравенство у древних людей. Картинка про Что такое неравенство у древних людей. Фото Что такое неравенство у древних людей

Конспект урока «Появление неравенства и знати»

Cреди скотоводов и земледельцев появились люди, которые не занимались ни земледелием, ни скотоводством. Они были ремесленниками – людьми, которые занимаются изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Первые ремесленные мастерские для изготовления орудий труда появились еще около ста пятидесяти тысяч лет назад. Они располагались в поселениях или на территории, где было много камня, пригодного для обработки.

Но полное выделение ремесла в самостоятельный вид деятельности произошло, очевидно, тогда, когда были изобретены гончарный круг и ткацкий станок. Впервые они появились в Месопотамии и Египте в III тысячелетии до нашей эры.

Что такое неравенство у древних людей. Смотреть фото Что такое неравенство у древних людей. Смотреть картинку Что такое неравенство у древних людей. Картинка про Что такое неравенство у древних людей. Фото Что такое неравенство у древних людей

Гончарный круг и ткацкий станок сделали возможным в более короткий срок выпускать продукцию лучшего качества и в большем количестве.

В V – IV тысячелетиях до нашей эры люди научились плавить металл и использовать его при изготовлении орудий труда. Это открытие, по-видимому, произошло случайно. В печь для обжига глиняной посуды попали самородки меди. Под воздействием высокой температуры металл размягчался и легко менял форму при ударе.

Путем ковки из меди изготавливали топоры, тесла, кинжалы, наконечники копий и стрел, посуду. Но медь мягкая, и она не могла найти широкого применения.

Что такое неравенство у древних людей. Смотреть фото Что такое неравенство у древних людей. Смотреть картинку Что такое неравенство у древних людей. Картинка про Что такое неравенство у древних людей. Фото Что такое неравенство у древних людей

Вторым металлом, который научился выплавлять человек, была бронза – сплав меди и олова. Она обладает значительно большей, по сравнению с чистой медью, твёрдостью, достаточной прочностью и более легкоплавка. Более подробно свойства этих металлов вы будете изучать на уроках химии. А мы лишь отметим, что открытие бронзы сыграло огромную роль в освоении металлов человеком. Это произошло в III тысячелетии до нашей эры все в той же Месопотамии. Расцвет бронзовой металлургии почти повсеместно приходится на II тысячелетие до нашей эры. Бронзу получали в больших кострах. При ее изготовлении слой руды чередовался со слоем дров.

Из бронзы делались самые разнообразные изделия: мечи, наконечники копий и стрел, топоры, серпы, сошники, пряжки и украшения, посуда и многое другое.

Что такое неравенство у древних людей. Смотреть фото Что такое неравенство у древних людей. Смотреть картинку Что такое неравенство у древних людей. Картинка про Что такое неравенство у древних людей. Фото Что такое неравенство у древних людей

Хотя бронза прочнее меди, но по твердости и она не могла сравниться с кремнем. Поэтому и в эпоху бронзы каменные орудия сохраняли свое значение, преобладали над бронзовыми.

Но настоящий переворот в хозяйстве был достигнут с открытием металлургии железа. Предположительно первыми выплавлять железо начали хетты около 1800 года до нашей эры. Долгое время железо не находило широкого применения, так как температура его плавления крайне высока – 1530 градусов Цельсия. Получить такую температуру в древних кострах не могли.

Великим изобретением человечества стал сыродутный горн, в котором стали выплавлять железо при температуре девятьсот градусов Цельсия. Металл получался не в жидком, а в размягченном состоянии.

Что такое неравенство у древних людей. Смотреть фото Что такое неравенство у древних людей. Смотреть картинку Что такое неравенство у древних людей. Картинка про Что такое неравенство у древних людей. Фото Что такое неравенство у древних людей

Железным топором можно было высвободить от леса значительные массивы. Более совершенные плуги и сохи из железа позволяли качественнее обрабатывать землю и получать лучшие урожаи. В земледелии все чаще стала использоваться сила животных. По долинам крупных рек особенно усиленно развивалось земледелие с использованием искусственного орошения.

По мере развития ремесла, земледелия и скотоводства у людей возникает потребность обмениваться между собой произведенной ими продукцией: шкурами животных, шерстью, мясом, зерном, посудой, тканью, орудиями труда и так далее.

Возможно, именно тогда у людей возник вопрос: а сколько топоров нужно отдать, чтобы взамен получить мешок зерна? Так появилась потребность в предметах, которыми люди могли бы пользоваться в качестве мерила стоимости товара, как мы сейчас пользуемся деньгами. Такими деньгами для древних людей стал скот, редкие раковины, слитки металлов. Обмен был первым шагом к возникновению торговли.

Усовершенствование орудий труда привело к изменению положения и роли отдельного человека в обществе. Более ловкие и сильные лучше и быстрее работали. Их труд стал поощряться при распределении продуктов. Так, например, у многих народов охотник, убивший зверя, получал лучший кусок мяса или – дополнительно к одинаковой порции – шкуру животного.

Что такое неравенство у древних людей. Смотреть фото Что такое неравенство у древних людей. Смотреть картинку Что такое неравенство у древних людей. Картинка про Что такое неравенство у древних людей. Фото Что такое неравенство у древних людей

Теперь не было необходимости в совместном труде всей общиной. У земледельцев складывается новый порядок. Община теперь состоит из больших семей.

В такой семье могло проживать три – пять, а иногда и больше поколений ближайших родственников.

Земля, как и раньше, принадлежала всей общине. Сохранялся общий выгон для выпаса скота, общим был и лес. Члены общины совместно расчищали поле для посева, рыли канавы для его орошения, охраняли всходы.

Каждая семья имела в пользовании участок родовой земли – надел. Кроме этого семье принадлежали дом, орудия труда, утварь. Появляется самостоятельное хозяйство отдельной большой семьи. Муж, глава семьи, стремится закрепить богатства за своими детьми.

Уже не большой коллектив родственников, а одна семья способна обеспечить себя всем необходимым и даже накопить излишки продуктов, которые обменивались на другие товары.

Продукты обмена, равно как и продукты труда, получаемые сверх необходимого для жизни отдельной семьи, стали накапливаться в виде богатств.

На смену родовой общине приходит соседская община. Теперь людей объединяют только хозяйственные интересы на определенной территории. Членами соседской общины могли быть не только родственники, но и выходцы из других семейных общин.

Разделение на богатых и бедных происходит не только между отдельными семьями, но и между родами. Роды, обладавшие лучшими землями, становились богатыми. Между бедными и богатыми родами возникают военные столкновения с целью обогащения. Военной добычей становятся земли, скот, имущество, рабы. Все делится между семьями, члены которых принимали участие в походе.

Захваченных в плен людей теперь не убивали, а превращали в рабов. Пользование рабским трудом стало выгодным, так как один человек мог произвести больше продуктов, чем ему нужно для поддержания жизни. Рабы использовались в основном в домашнем хозяйстве родовых владык: обрабатывали землю, пряли и ткали, были пастухами. Рабы могли иметь в собственности некоторые вещи, могли иметь семью, а за хорошую работу могли получить свободу.

В связи с войнами повышалось значение военного вождя. Теперь вожди стали выделяться своими богатствами, приобретенными путем грабежа во время войн, приобретали известность. Их прославляли как знаменитых, знатных людей. Они управляли племенем, распоряжались запасами пищи, судили соплеменников.

Вожди и старейшины составляли родовую знать, которая начала передавать свое имущество и должности по наследству своим сыновьям. Положение человека в племени стало зависеть не от его опытности и заслуг, а от того, из какой семьи он происходил.

Крупные поселения постепенно превращались в города, где жила знать. В услужении знати были лучшие ремесленники. Вожди приобретали власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями – правителями государств.

Источник

Что такое неравенство у древних людей

Что такое неравенство у древних людей. Смотреть фото Что такое неравенство у древних людей. Смотреть картинку Что такое неравенство у древних людей. Картинка про Что такое неравенство у древних людей. Фото Что такое неравенство у древних людейЧто такое неравенство у древних людей. Смотреть фото Что такое неравенство у древних людей. Смотреть картинку Что такое неравенство у древних людей. Картинка про Что такое неравенство у древних людей. Фото Что такое неравенство у древних людейЧто такое неравенство у древних людей. Смотреть фото Что такое неравенство у древних людей. Смотреть картинку Что такое неравенство у древних людей. Картинка про Что такое неравенство у древних людей. Фото Что такое неравенство у древних людейЧто такое неравенство у древних людей. Смотреть фото Что такое неравенство у древних людей. Смотреть картинку Что такое неравенство у древних людей. Картинка про Что такое неравенство у древних людей. Фото Что такое неравенство у древних людейЧто такое неравенство у древних людей. Смотреть фото Что такое неравенство у древних людей. Смотреть картинку Что такое неравенство у древних людей. Картинка про Что такое неравенство у древних людей. Фото Что такое неравенство у древних людей

УРОК 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

На уроке начинается формирование представления о процессе возникновения неравенства, эксплуатации и классов (см. пособие, схему 1).

А. 1. Составьте рассказ о работе первобытных земледельцев. Учитель напоминает, что ответ должен представлять собой придуманный учеником рассказ (желательно от первого лица), в котором упоминаются орудия труда древнейших земледельцев и виды работ по выращиванию зерна. Нередко учащиеся произвольно меняют характер задания: вместо творческого рассказа о том, как был выращен хлеб, они по памяти воспроизводят рассказ учителя о том, как было открыто земледелие. Учитель стремится разбудить фантазию учащихся, предложив начало рассказа («Я вышел на поляну и увидел мужчин, они напряженно работали. »). Он побуждает «увидеть» описываемую картину в деталях.

Ученик (рассказывает). Мужчины каменными топорами рубили деревья. Затем они.

Учитель (перебивает). Не торопись, ведь ты удивлен: ты никогда не видел подобных топоров! Как же они выглядят? Как ими работают?

Учитель. А как? Где взяли огонь?

Ученик придумывает достоверную ситуацию с факелом, зажженным от общего очага в поселке.

2. Вы знаете, что первобытные люди научились делать глиняную посуду, прясть и ткать. Рассмотрите рис. 3 (стр. 23) и опишите устройство ткацкого станка. Как делали ткань? В чем значение изобретения станка?

Б. 1. Как возникли скотоводство и земледелие? 2. Расскажите о возникновении гончарного ремесла, прядения и ткачества. 3. Объясните, что такое племя и как оно управлялось.

План изучения: 1. Предпосылки распада родовой общины. 2. От родовой общины к общине соседской. 3. Возникновение неравенства. 4. Религиозные верования в период возникновения неравенства.

Отмечается, что наряду с медными орудиями люди долгое время продолжали использовать каменные: полностью заменить камень медь все же не могла.

Об изобретении упряжного пахотного орудия путем усовершенствования мотыги ( Представление о том, что древнейшее упряжное пахотное орудие возникло в результате усовершенствования мотыги, является гипотезой разделяемой не всеми современными учеными (см.: Краснов Ю. А. Древнейшие упряжные пахотные орудия, гл. 4, а также подстрочное примечание 2 на стр. 19 пособия)), о роли пахотных орудий в земледелии учащиеся могут узнать из объяснительного чтения учебника (§5, п. 2). В дополнение учитель может рассказать об интересном опыте, поставленном советским ученым С. А. Семеновым. Были изготовлены точные модели древней мотыги и древнего плуга. Каждым из этих орудий нужно было разрыхлить участок земли одного и того же размера. Оказалось, что с помощью плуга и лошади требуемую работу можно выполнить в 50 раз быстрее! Таковы огромные преимущества вспахивания земли перед рыхлением ее мотыгой ( См.: Семенов С. А. Происхождение земледелия. Л., 1974, с. 225).

В обобщении отмечается, что применение металлических орудий, пахота на быках привели к тому, что у людей стало больше хлеба, овощей, мяса и молока; роль земледелия и скотоводства в хозяйстве значительно выросла. Постепенно эти занятия становятся главными.

2. Теперь уже не было необходимости всей общине трудиться сообща. Поэтому род делится на отдельные семьи, каждая из которых начинает вести самостоятельное хозяйство. Происходит раздел родового имущества: орудий труда, домашних животных. Земля продолжает оставаться имуществом всей общины, но и ее делят на участки, которые переходят в пользование семей. Последнюю мысль целесообразно иллюстрировать меловой схемой (см. пособие, рис. 5). Нарисовав условную территорию общинного поля, учитель рассказывает:

Что такое неравенство у древних людей. Смотреть фото Что такое неравенство у древних людей. Смотреть картинку Что такое неравенство у древних людей. Картинка про Что такое неравенство у древних людей. Фото Что такое неравенство у древних людей
Рис. 5. Раздел земли в общине. Meловой рисунок

На этом работа со схемой временно прекращается.

Община из родовой постепенно превратилась в соседскую, где семьи были связаны между собой не родственными, а соседскими отношениями. Членов соседской общины называют крестьянами-общинниками. Люди продолжали жить общинами потому, что в борьбе с природой нередкъ необходим был совместный труд (по осушению болот, вырубке леса и кустарников).

Тогда учитель может возразить, что родовые старейшины и вожди, самые опытные и мудрые среди родичей, все же имели некоторые основания получить большую долю, чем другие. Но, захватив больший участок лучшей земли, большее число голов скота, племенной вождь стремился передать свои богатства по наследству сыну. А сын у него, что вполне возможно, бездарный и ленивый: он не заслужил ни этих богатств, ни права руководить племенем! Однако после смерти отца он наследовал его имущество и положение в племени: становился не только богачом, но и племенным вождем.

Завершая объяснение, учитель повторяет главную мысль урока: равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появились бедные и богатые, знатные и незнатные. Учитель может отметить, что неравенство между людьми впервые возникло в тех районах, где земледелие стало главным занятием.

4. Вопрос либо раскрывается учителем, который указывает на то новое, что появилось в религиозных верованиях (поклонение солнцу, дождю и другим силам природы, от которых зависит урожай; вера в богов, жертвоприношения им), либо изучается путем объяснительного чтения, либо задается на дом без объяснения.

В конце урока можно познакомить класс с обобщением учебника: «Распад общего хозяйства рода и возникновение неравенства между людьми вели первобытнообщинный строй к гибели» (стр. 27).

Домашнее задание: § 5. Вопросы 1, 2, 4 к § 5.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *