Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота

Тема 2. Объем перевозок и грузооборот, их структура и характеристика. Повторность перевозок и основные пути ее уменьшения. Неравномерность объема перевозок и грузов. Коэффициенты неравномерности и повторности перевозок. Грузообразующие и грузопоглащающие пункты. Методика построения схем, эпюр и картограмм грузов, использование их для перевозок грузов

Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота. Смотреть фото Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота. Смотреть картинку Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота. Картинка про Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота. Фото Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота

Тема 2. Объем перевозок и грузооборот, их структура и характеристика. Повторность перевозок и основные пути ее уменьшения. Неравномерность объема перевозок и грузов. Коэффициенты неравномерности и повторности перевозок. Грузообразующие и грузопоглащающие пункты. Методика построения схем, эпюр и картограмм грузов, использование их для перевозок грузов.

Работа грузового автомобильного транспорта характеризуется двумя показателями: объемом перевозок и грузооборотом.

Объем перевозок Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота. Смотреть фото Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота. Смотреть картинку Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота. Картинка про Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота. Фото Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборотаизмеряется в тоннах и показывает количество груза, которое уже перевезено или должно быть перевезено за определенный период времени.

Грузооборот Р измеряется в тонно-километрах и показывает объем транспортной работы по перемещению груза, которая уже выполнена или должна быть выполнена в течении определенного периода времени.

В зависимости от сроков освоения объем перевозок и грузооборот разделяют на часовой, суточный, месячный, квартальный, годовой.

Объем перевозок и грузооборот характеризуется:

Составом груза: зерно, песок и т. д.

Количеством: массовые – большое количество однородных грузов устойчивой структуры, размеров и направлений, партионные – сравнительно небольшое количество однородных грузов, непостоянство грузооборота, изменение пунктов отправления и получения грузов, мелочные или сборные – небольшое количество груза в отправке разнообразной номенклатуры различных отправителей или получателей (развозка торговым сетям).

Перевозимая часть продукции называется грузовой массой. Грузовая масса может перевозиться несколько раз, например, 1т тканей перевозится с фабрики на базу, с базы в магазин и т. п.

Неоднократная перевозка грузовой массы называется повторностью перевозок. повторность перевозок зависит от рода грузов, от организации сбыта продукции, размещения складских баз, наличия распределительных пунктов и т. д. размер повторности перевозок характеризуется коэффициентом повторности:

Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота. Смотреть фото Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота. Смотреть картинку Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота. Картинка про Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота. Фото Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборотаЧто такое неравномерность объема перевозок и грузооборота. Смотреть фото Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота. Смотреть картинку Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота. Картинка про Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота. Фото Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота

Где Qпер – количество перевезенного груза, т

Qпотр – потребленное количество груза, т

Величина коэффициента повторности различна для разных грузов и зависит от многих условий и факторов. Значение коэффициента повторности в торговой сети достигает 2,8, а это значит, что каждая тонна продукции была перевезена почти три раза, и с ней совершалось 6 погрузочно-разгрузочных операций.

Коэффициент повторности не должен превышать 1,1-1,3. Чтобы избежать повторности перевозок нужно организовать перевозочный процесс таким образом, чтобы груз доставлялся от места отправления к месту назначения, минуя склады и базы.

Грузопунктом называется место концентрации грузов. Пункты отправления грузов называют грузообразующими, пункты назначения – грузопоглащающими. Грузопункты могут также быть комбинированными, получающие, перерабатывающие и отправляющие грузы и транзитными, или перевалочными, на которых грузы получают, сортируют, группируют и отправляют дальше (переработку груза не производят).

Объем перевозок и грузооборот можно изобразить гра­фически. Графики объема перевозок и грузообо­рота строят в осях координат, где по оси абсцисс откладывают время освоения (часы, дни, месяцы, кварталы), а по оси ординат — объем перевозок в тоннах или грузооборот и тонно-километрах. Наибольший по величине объем перевозок (грузооборот) называется максимальным, или «пиковым»

Средний объем перевозок (грузооборот) определяют делением суммар­ного объема перевозок (грузооборота) на период его освое­ния.

Годовой объем перевозок и грузооборот, как правило, неравномерно распределяются по отдельным месяцам и кварталам. Эти колебания обусловлены спецификой произ­водства, обслуживаемого автомобильным транспортом. Наи­более ярко видна сезонность перевозок на примере сельско­хозяйственных грузов, где разница между летне-осенним и зимним периодами достигает значительных размеров.

Сезонность может быть вызвана также климатически­ми и дорожными условиями в данной местности (снежные заносы, частичное или полное бездорожье в весенний и осен­ний периоды и т. д.).

Степень неравномерности перевозок определяется коэф­фициентом неравномерности равным отношению мак­симальных значений объема перевозок и грузооборо­та к их средним значениям за определенный период времени:

График объема перевозок (грузооборота) применяют для планирования транспортной работы, увязки плана перево­зок с планом технического обслуживания и ремонта по­движного состава, для учета выполненной работы.

Сезонность перевозок значительно влияет на работу ав­томобильного транспорта. Поэтому для правильного выбо­ра и использования подвижного состава, определения раци­ональных резервов провозной способности автотранспортных предприятий необходимо учитывать сезонные колеба­ния грузооборота.

В каждом конкретном случае перевозок грузов автомо­бильный транспорт обслуживает отдельные корреспонденции клиентуры между двумя определенными пунктами. Та­ким образом, между каждой парой корреспондирующих между собой пунктов возникают грузовые потоки.

Грузовым потоком (грузопотоком) называется количе­ство груза в тоннах, следующего в определенном направле­нии за определенный период времени.

Грузопотоки бывают односторонние и двухсторонние. При двухсторонних грузопотоках число тонн груза, движу­щегося в прямом и обратном направлениях, может быть не одинаково

Больший по величине грузопоток будет основным (пря­мым), а меньший— обратным. Разность между большим и меньшим грузопотоками называется неравномерностью и вызывает порожний пробег части подвижного состава в обратном направлении из-за невозможности обеспечения его грузом.

Грузопотоки характеризуются структурой — отраслевой, групповой и родовой.

Отраслевая структура определяется принадлежностью грузов к какой-либо отрасли народного хозяйства: горно­рудной, машиностроительной, сельского хозяйства, торговли

Групповая структура характеризуется принадлежностью грузов к определенной группе и их общим назначением: строительные грузы, твердое и жидкое топливо, продоволь­ственные товары.

Родовая структура характеризует грузы только по при­сущим им свойствам: сыпучие, твердые, тарные, наливные, и т. д., причем для сокращения числа наименований групп партии грузов укрупняют по родственным признакам.

Эпюру грузопотоков составляют следующим образом: сначала откладывают в определенном масштабе длину од-

ного или нескольких участков, на которых осуществляются перевозки. При этом фактическое криволинейное движение груза, перевозимого подвижным составом по существую­щим на данной местности путям сообщения, заменяют пря­молинейным. Затем перпендикулярно к этой линии откла­дывают в определенном масштабе количество груза с уче­том расстояний перевозок: в первую очередь груз, следую­щий в пункты получения, наиболее удаленные от пункта отправления. Отправными данными для составления эпю­ры являются сведения шахматной таблицы и схема распо­ложения грузообразующих и грузопоглощающих пунктов. Эпюра имеет прямое (по которому следует наибольшее ко­личество груза) и обратное направления движения.

Площадь грузопотока, изображенная на эпюре или схе­ме, представляет собой транспортную работу в тонно-кило­метрах.

Схемы и эпюры грузопотоков используют для наиболее эффективной организации транспортного процесса, разра­ботки рациональных маршрутов работы подвижного соста­ва и обеспечения высокой экономической эффективности перевозок.

Источник

ОБЪЁМ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК, ГРУЗООБОРОТ, ГРУЗОПОТОКИ

Объём грузоперевозок Q (т) – это количество груза в тоннах, которое планируют перевезти или уже перевезено.

Грузооборот Р (т-км) – это транспортная работа в тонно-километрах, которая запланирована или затрачена на выполнение перевозок.

Грузопоток (т/ед. вр.) – это количество тонн груза, перевозимое в прямом Q пр. и обратном Q обр. направлениях за единицу времени (час, рабочая смена, сутки, месяц, год и т.д.).

Прямым направлением условно называют направление грузопотоков, имеющих большую величину. Взаимосвязь показателей Р и Q может быть представлена следующими выражениями:

Q = Q пр. + Q обр. и Р = Q×lQ, где

lQ – это среднее расстояние перевозки грузов, км.

Объём перевозок, грузооборот и грузопотоки характеризуются величиной,структурой, временем их освоения и коэффициентами неравномерности.

1) Структура определяется наименованием и классом грузов. Структура грузопотока бывает:

отраслевой (принадлежность к какой-либо отрасли: пищевая, нефтегазовая, сельское хозяйство и т.д);

групповой (относятся к определённой группе товаров: продовольственные товары, строительные грузы и т.д.);

по роду груза (распределение грузов по свойствам только им присущим: зерновые культуры, молочные продукты, железо-бетонные изделия).

2) Время освоения включает дату начала, окончания перевозки и её темпы. Перевозки бывают постоянные, временные и сезонные.
3) Коэффициент неравномерности объёма перевозок определяется следующим образом: = Qmax / Q ср.

4) Коэффициент неравномерности грузооборота определяется следующим образом: = Рmax / Р ср.

Неравномерность объёма перевозок и особенно грузооборота затрудняет ритмичную работу подвижного состава. Автотранспортные предприятия должны по возможности выравнивать эту неравномерность путём досрочного завоза грузов, повышения производительности труда погрузочно-разгрузочных работ, разработки оптимальных графиков и маршрутов перевозок и других организационных предприятий. Необходимо также приспосабливать режим работы подвижного состава к колебаниям величин Р и Q за счёт изменения времени работы автомобилей на линии, технического обслуживания и ремонта в периоды спада объёма перевозок, переноса отпусков и т.д.

Значения объёма перевозок и грузооборота зависят от размеров производства и потребления, расстояний перевозок и схем доставки грузов. Многие грузы не всегда следуют от места производства непосредственно к месту потребления, что приводит к повторности перевозки одних и тех же грузов. Повторность перевозки связана с родом груза, целевым его назначением, зависит от системы снабжения, размещения складов и обслуживаемых потребителей, системы планирования перевозок.

Наиболее часто повторные перевозки бывают при доставке промышленных и продовольственных товаров в торговую сеть, когда их предварительно завозят на склады или базы для сортировки, фасовки и распределения по магазинам. Снижение повторности перевозок может быть достигнуто за счёт рациональных схем доставки грузов. Во время обследования выявляют суточный, месячный и годовой объём перевозок и грузооборот, направления и расстояния перевозок, структуру грузопотоков и грузооборота.

Задача 4.1

Междугородные централизованные перевозки грузов осуществляются по маршруту БД общей протяжённостью 295 км. Участок БВ протяжённостью 140км; участок ВГ протяженностью 90км; участок ГД протяжённостью 65 км. Объём в тоннах, состав и направление грузопотоков представлены в таблице 4.1. Рассчитать грузооборот и грузопотоки и построить эпюры грузопотоков.

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Наименование груза, тПункт отправкиПункт назначения
Б (140км)В (90км)Г(65км)Д
Ткани в контейнерах; Изделия кожевенныеБ_________
Машины сельскохоз. СахарВ________________
Рыбопродукты Электроаппарат.Г_______________________
Мука Кукуруза МолокоД___________________________

L б-в = 140км, Lв-г = 90км, L г-д = 65км, L б-д = 295км

Грузооборот Р = Q×lQ (т-км)

Прямое направление Обратное направление

Qб-в = 17600 т Qд-г = 8300т

Qв-г = 26700 т Qг-в = 11900т

Qг-д = 25000т Qв-б = 12400т

Qобщ. = 35600т Qобщ. = 25700т

Рб-в = 2464000т-км Рд-т = 539500т-км

Рв-г = 2403000т-км Р г-в = 1071000 т-км

Рг-д = 1625000т-км Рв-б = 17360000т-км

Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота. Смотреть фото Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота. Смотреть картинку Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота. Картинка про Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота. Фото Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота

Задача 4.2

На основании данных, приведённых в таблицах, рассчитать грузооборот, грузопотоки, коэффициент неравномерности грузооборота, коэффициент неравномерности грузопотока, построить эпюры грузопотоков и структуру грузов.

Задание 1

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Наименование грузаПункт отправкиПункт назначения
Б (170 км)В (74 км)Г (88 км)Д
Ткани в контейнерах; Изделия кожевенныеБ_______________
Машины сельскохоз. СахарВ_____________
Рыбопродукты Электроаппарат.Г________
Мука Кукуруза МолокоД_________________

Задание 2

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Наименование грузаПункт отправкиПункт назначения
Б (110 км)В (90 км)Г (170 км)Д
Ткани в контейнерах; Изделия кожевенныеБ_______________
Машины сельскохоз. СахарВ_______________
Рыбопродукты Электроаппарат.Г___________________
Мука Кукуруза МолокоД____________________

Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота. Смотреть фото Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота. Смотреть картинку Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота. Картинка про Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота. Фото Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота

Задание 3

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Наименование грузаПункт отправкиПункт назначения
Б (250 км)В (60 км)Г (170 км)Д
Ткани в контейнерах; Изделия кожевенныеБ_______________
Машины сельскохоз. СахарВ________
Рыбопродукты Электроаппарат.Г___________________
Мука Кукуруза МолокоД______________

Задание 4

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Наименование грузаПункт отправкиПункт назначения
Б (150 км)В(160 км)Г (70 км)Д
Ткани в контейнерах; Изделия кожевенныеБ_________
Машины сельскохоз. СахарВ________
Рыбопродукты Электроаппарат.Г_____________
Мука Кукуруза МолокоД______________

Задание 5

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Наименование грузаПункт отправкиПункт назначения
Б (100 км)В(60 км)Г (70 км)Д
Ткани в контейнерах; Изделия кожевенныеБ_________
Машины сельскохоз. СахарВ________
Рыбопродукты Электроаппарат.Г_________________
Мука Кукуруза МолокоД____________________

Задание 6

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Наименование грузаПункт отправкиПункт назначения
Б (300 км)В(160 км)Г (70 км)Д
Ткани в контейнерах; Изделия кожевенныеБ_______________
Машины сельскохоз. СахарВ_____________
Рыбопродукты Электроаппарат.Г_____________
Мука Кукуруза МолокоД______________

Задание 7

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Наименование грузаПункт отправкиПункт назначения
Б (180 км)В(120 км)Г (90 км)Д
Ткани в контейнерах; Изделия кожевенныеБ_______________
Машины сельскохоз. СахарВ___________
Рыбопродукты Электроаппарат.Г_________________
Мука Кукуруза МолокоД________-______________

Задание 8

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Наименование грузаПункт отправкиПункт назначения
Б (120 км)В(80 км)Г (190 км)Д
Ткани в контейнерах; Изделия кожевенныеБ_________
Машины сельскохоз. СахарВ________
Рыбопродукты Электроаппарат.Г_____________
Мука Кукуруза МолокоД________-_________

Задание 9

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Наименование грузаПункт отправкиПункт назначения
Б (140 км)В(50 км)Г (140 км)Д
Ткани в контейнерах; Изделия кожевенныеБ_________
Машины сельскохоз. СахарВ________
Рыбопродукты Электроаппарат.Г_____________
Мука Кукуруза МолокоД________-_________________

Задание 10

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Наименование грузаПункт отправкиПункт назначения
Б (120 км)В(150 км)Г (70 км)Д
Ткани в контейнерах; Изделия кожевенныеБ______________
Машины сельскохоз. СахарВ________
Рыбопродукты Электроаппарат.Г_____________
Мука Кукуруза МолокоД_________________________

Задание 11

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Наименование грузаПункт отправкиПункт назначения
Б (95км)В(250 км)Г (70 км)Д
Ткани в контейнерах; Изделия кожевенныеБ_________
Машины сельскохоз. СахарВ________
Рыбопродукты Электроаппарат.Г_____________
Мука Кукуруза МолокоД_________________

Задание 12

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Наименование грузаПункт отправкиПункт назначения
Б (130км)В(80 км)Г (170 км)Д
Ткани в контейнерах; Изделия кожевенныеБ_________
Машины сельскохоз. СахарВ________
Рыбопродукты Электроаппарат.Г_____________
Мука Кукуруза МолокоД_________________

Задание 13

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Наименование грузаПункт отправкиПункт назначения
Б (130км)В(180 км)Г (70 км)Д
Ткани в контейнерах; Изделия кожевенныеБ_________
Машины сельскохоз. СахарВ_____________
Рыбопродукты Электроаппарат.Г_____________
Мука Кукуруза МолокоД_____________________

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Что такое грузооборот 12:00, 2 сентября 2021 Версия для печати

Грузооборот — значимый экономический показатель. Опираясь на него, можно судить о развитии того или иного предприятия, отрасли, государства в целом. Так, в России в 2020 году, по данным Росстата, грузооборот снизился почти на 5%, что свидетельствует о кризисном положении.

Как рассчитать показатель, в чем измеряется грузооборот, какие виды транспорта в нашей стране перевозят больше всего грузов — рассказываем в этой статье.

Расчет показателя грузооборота

Грузооборот — это объем продукции, перевозимой за определенное время на определенном транспорте. Показатель может вычисляться в тонно-километрах. В таком случае вес груза умножают на расстояние.

Пример: за год в компании N разные суда перевезли 2 000 000 тонн товаров, при этом средний пробег транспорта с грузом на борту составил 200 километров. 2 000 000 х 200 = 400 000 000 т/км — таким будет значение грузооборота.

Категория также может измеряться в тоннах, в этом случае оценивают общий вес перевезенного груза за конкретное время.

На государственном и региональном уровне применяют и те и другие единицы измерения. Транспортные объекты, например порты, как правило, исчисляют грузооборот в тоннах.

Для чего и зачем нужен показатель

В отношении каких еще объектов используют параметр грузооборота?

Соответственно, с помощью значения грузооборота можно оценить эффективность того или иного объекта: насколько интенсивно используется транспорт, какова активность грузопотоков на том или ином маршруте, какова пропускная способность порта или склада, как развивается отрасль, экономики региона и государства в целом.

Рост объема перевозок на уровне предприятия, области, страны, мира может говорить о положительной динамике, падение — о кризисной ситуации.

Сбор данных нужен не только для статистики, но и для дальнейшего планирования деятельности объекта.

Грузооборот в России

В нашей стране в 2020-м годовой грузооборот составил 5 396,5 млрд т/км. Это на 4,9% меньше, чем в 2019 году. На спад повлияла пандемия коронавируса, связанные с ней ограничения. Нарушилась цепочка поставок и снизился спрос на многие промышленные товары. Снижение грузооборота отразилось на всех транспортных сферах.

Железнодорожный транспорт. 47,2% грузооборота в России приходится на эту структуру. Перемещение продукции по железным дорогам активно используется благодаря развитости сетей сообщения и относительной бюджетности перевозок. На поездах удобно транспортировать большие объемы грузов, делать это можно круглогодично.

В 2020 году грузооборот ж/д транспорта снизился на 2,2% и составил 2 545 млрд т/км.

Трубопроводный транспорт. Второй по объему грузооборота в нашей стране — 45,7% в 2020-м. По трубам передаются жидкие и летучие ресурсы — в основном нефть и газ. Их доставляют от места добычи на переработку, к местам потребления внутри страны, на экспорт. Этот вид транспортировки осуществляется непрерывно, также не зависит от времени года и природных условий.

В 2020 году грузооборот трубопроводного транспорта упал на 8% до 2 470 млрд т/км.

Автомобильный транспорт. На его долю приходится 5% грузооборота. Он используется как для локальных, так и для дальних перевозок. Грузовик — более мобильное по сравнению с поездами и водными судами транспортное средство. При наличии дорог он доставляет продукцию в отдаленные населенные пункты.

В 2020 году грузооборот автотранспорта пережил спад всего в 1,4% и равнялся 271,5 млрд т/км.

Морской и речной транспорт. Доля грузооборота — 2%. Перевозки этого типа ограничены наличием в регионе водных ресурсов, а также погодными условиями: в холодное время года реки, озера покрываются льдом. Однако в период навигации перевозки по воде — это выгодный способ транспортировать товары.

По оценке Росстата, в 2020 году грузооборот внутреннего водного транспорта уменьшился на 8,6%, равнялся 60,2 млрд т/км. Тогда как показатель по морским судам вырос на 16,2%, составил 42,5 млрд т/км.

Воздушный транспорт. Грузооборот воздушных судов занимает всего 0,1%. Самолеты задействуют преимущественно для очень дальних перевозок, а также для доставки продукции на малодоступные территории. Воздушные транспортировки дорогостоящие, при этом самые быстрые.

В 2020-м грузооборот авиационного транспорта снизился на 3,8% — до 7,1 млрд т/км.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *