Что такое несанкционированная свалка определение
Cвалка мусора: наказание, ответственность
С каждым годом в России увеличивается число полигонов, на которых мусор перерабатывается в безвредные для окружающей среды вещества или даже превращается во вторичное сырьё. Тем не менее, их количество по-прежнему критически мало, и мусор выбрасывают в необработанном виде.
В 2020 году в стране работают только 6 мусоросжигательных заводов, и ещё 4 строятся. Как утверждает карта мусоросжигательных заводов, три действующих завода работают в Москве, один – в Мурманске, один – в Пятигорске и один – во Владивостоке. Строящиеся заводы также будут работать в Москве.
Волноваться по этому поводу не стоит: переработка мусора так или иначе намного экологичнее, чем сжигание отходов. В 2020 году открыто уже 8 комплексов по переработке мусора, и к концу 2021 года будут открыты ещё 4.
Если мусор не переработали и не сожгли, то отходы выбрасываются в специально отведённых для этого местах, где вещества будут наносить минимальный ущерб для экологии страны. К сожалению, отдельные граждане не заботятся об окружающей среде и выбрасывают мусор в местах, для него не предназначенных.
Что такое свалка мусора
Несанкционированная свалка мусора – это такая свалка, которая образуется в не предназначенных для выброса мусора местах. Если объём свалки мусора превышает 30 кубических метров на площади 50 квадратных метров, свалку признают незаконной.
Такие свалки часто наносят непоправимый вред не только природе, но и здоровью жителей близлежащих домов.
Нормативные акты, регулирующие выброс мусора
Деятельность юридических и физических лиц в отношении выброса мусора определяется следующими нормативными актами:
Наказания за создание несанкционированных свалок
Лиц, выбрасывающих мусор в неположенных местах, наказывают за это. Чаще всего наказания заключаются в выплате штрафов и регулируются КоАП РФ, но иногда в дело вступает и уголовный кодекс.
Административная ответственность (КоАП РФ)
Штраф за несанкционированную свалку мусора зависит от того, кто виноват в появлении свалки. Виновна организация, ИП, должное лицо или группа обычных граждан.
Если свалка появилась по вине организации, то штраф за неё начинается от 100 тысяч рублей и заканчивается 250 тысячами рублей. При этом, если организация нанесла вред окружающей среде, суд приостанавливает работу юрлица на срок до 90 суток.
Что такое несанкционированные свалки и как с ними бороться?
Свалки и полигоны твердых бытовых отходов
Санкционированная свалка – это полигон, предназначенный для размещения промышленных и бытовых отходов. Полигоны являются специальными сооружениями, используемыми для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов.
Полигоны, в отличие от свалок, обустроены в соответствии с санитарными правилами и нормами. Для строительства такого объекта необходимо получить положительное заключение государственной градостроительной экспертизы и внести его в генеральный план региона, который обслуживает полигон. Деятельность по сбору, хранению и утилизации ТБО подлежит лицензированию.
Санкционированные полигоны внесены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Информация об официально действующих полигонах ТБО является общедоступной, и опубликована на сайте реестра. Вывозить мусор в места, которые не числятся в этом списке, запрещается.
Что такое несанкционированная свалка
Несанкционированная свалка – это территория, не предназначенная для размещения отходов. Она создается без разрешения властей и заключения договора о передаче мусора на хранение и утилизацию.
Многие недобросовестные граждане и организации продолжают свозить мусор на полигоны, лицензия на эксплуатацию которых закончилась, и они были исключены из реестра. Это считается нарушением законодательства по охране природы.
За последние 5 лет стало известно о более 160 тысячах несанкционированных свалок. В России каждый год появляется больше 5 млрд. тонн потребительских и производственных отходов, большая часть которых размещается в несанкционированных местах. Свалки в 2 раза превышают количество легальных площадок.
Опасность мусорных свалок
Стихийные свалки могут возникать в любом месте: в лесопосадках, на обочинах дорог, рядом с мусорными баками в городе. Размеры этих свалок увеличиваются огромными темпами, если мусор своевременно не убирается, куча растет как снежный ком. Такие скопления отходов влияют на экологическое состояние окружающей среды, на здоровье людей, провоцируют опасные болезни аллергического характера, приводят к распространению инфекционных, и даже онкологических заболеваний.
Опасность мусорных свалок заключается в том, что отходы, разлагаясь, отравляют:
Ветер разносит токсичный воздух. Ядовитые вещества, образующиеся в процессе разложения мусора отравляют подземные воды, расположенные близко к поверхности грунта. Из-за этого соседние водоемы становятся опасными для людей. Земля становится непригодной для использования на сотни лет.
На несанкционированных мусорных кучах часто случается возгорание биологического газа. Этот дым настолько ядовит, что отравляет все живое в радиусе нескольких десятков километров.
Методы борьбы с незаконными свалками
Есть несколько способов борьбы с местами стихийного выброса мусора. Используя их, люди эффективно могут бороться с опасными незаконными объектами.
Кто должен убирать свалки
Законодательство РФ устанавливает требование к собственникам бытового мусора заключать договора на предоставление услуг по обращению с ТБО с оператором, осуществляющим такую деятельность в регионе их образования и накопления.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 оператор обязан предоставлять информацию владельцам земельных участков о несанкционированных выбросах мусора на их территории.
В течение 30 дней с момента получения извещения об обнаруженном мусоре, владелец участка, на котором он размещен, должен своими силами убрать мусор или подписать договор с региональным оператором. Если реакции на извещение не последовало, оператор ликвидирует обнаруженный мусор без заключения договора, после чего использует свое право на взыскание с виновной стороны всех расходов, связанных с выполнением этой работы.
Обязанность регионального оператора – убирать незаконные свалки с предварительным выездом на место, фотографированием, составлением акта и определением координат.
Какая ответственность за незаконную свалку мусора
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Административный штраф в размере от 100 тыс. до 250 тыс. рублей накладывается на юридическое лицо, виновное в появлении несанкционированной свалки. Если из-за неправомерного обращения должностного лица с отходами был нанесен серьезный вред здоровью и жизни людей, суд может привлечь виновника к уголовной ответственности, включая лишение свободы до 2 лет.
Получить штраф от 3 до 25 тысяч рублей может человек, который выбрасывает мусор в общественных местах. Самый большой штраф предусмотрен за загрязнение лесополос, парков и зон отдыха. Если бы не было таких штрафов, то зоны отдыха стали бы одной большой свалкой.
Несанкционированные свалки мусора – куда жаловаться
Скорость уборки несанкционированных свалок в основном зависит от того, на какой территории ее обнаружили, и уровня ответственности местной администрации. Часто люди не знают, куда обратиться с такой проблемой.
Основные инстанции, куда можно обращаться при обнаружении незаконной свалки:
Сначала следует пожаловаться в местную администрацию. Делать это лучше не одному, а группой людей. Когда жалоба исходит от большого коллектива, администрация не сможет долго игнорировать проблему.
В случае появления мусора возле многоэтажек, проблемой должна заняться Государственная жилищная инспекция. Эта инстанция несет ответственность за определенную территорию, и обязуется заняться проблемой в кратчайший срок. Если помойка образовалась возле частного сектора, то нужно обращаться в полицию или администрацию населенного пункта.
Куда обратиться для устранения незаконной свалки, при бездействии администрации
Не всегда жалобы и обращения в администрацию помогают решить проблему с незаконной свалкой. Для ликвидации отходов власти неохотно выделяют средства.
Работы по зачистке местности – это не только уборка территории и вывоз отходов на полигон, но и рекультивация земли. Чтобы выделить финансы на эти мероприятия власть должна заложить необходимые средства в муниципальный бюджет.
Если администрация не намерена действовать, нужно подать заявление о нарушении прав граждан в прокуратуру или полицию. Прокуратура должна осуществить проверку на законность действий или бездействий определенного органа, принять соответствующие меры.
Еще можно самим заняться уборкой территории, если ее объемы под силу гражданам населенного пункта или обратиться в РЭО «Радар».
РЭО «Радар» — публично-правовая компания «Российский экологический оператор», созданная по приказу Президента РФ для решения проблем по обращению с ТКО. Для устранения свалки можно позвонить по телефону горячей линии экологического оператора или отправить обращение через форму на сайте.
В своем письме Росприроднадзор от 2014 года поясняет нормы законодательства, касающиеся обращения с отходами. Что же такое несанкционированные свалки? Попробуем вместе разобраться в данном вопросе.
Теоретические моменты
По приказу Росприроднадзора от 2014 года, выделяют навал мусора — это несанкционированное складывание промышленных и бытовых отходов на срок до шести месяцев в местах, которые не обустроены в рамках требований законодательства в сфере ООС и благополучия граждан. За подобные нарушения предусмотрены административные штрафы.
Несанкционированные свалки — это складывание промышленных и бытовых отходов на период больше шести месяцев в местах, которые не соответствуют требованиям законодательства в сфере охраны природы. Подобные действия приводят к нарушению санитарно-эпидемиологического благополучия обычных граждан.
Что нужно знать
По ст. 22 ФЗ о санитарном и эпидемиологическом благополучии населения, любая несанкционированная свалка бытовых отходов должна быть ликвидирована за счет средств ее организатора. По данному нормативному документу все отходы потребления и промышленной переработки должны быть собраны, накоплены, обработаны, обезврежены, уничтожены так, чтобы они не представляли опасности для здоровья и жизни населения. Кроме того, все эти отходы должны быть безопасными для окружающей среды.
Ликвидация несанкционированных свалок осуществляется с непосредственным участием органов местного самоуправления. Распространяются их полномочия на земли, которые применяются и предназначены для застройки и развития населенного пункта.
Судебная практика
Отметим, что конституционным судом РФ было вынесено постановление (2015 г.), в котором указано, что существующая система правового регулирования не предполагает безоговорочного возложения на органы местного самоуправления ответственности за сбор, вывоз, утилизацию, переработку промышленных и бытовых отходов, а также за очистку территорий от загрязнений. Так кем должна ликвидироваться несанкционированная свалка? Ответственность несет та компания (физическое лицо), которым нарушены правила обращения с отходами.
По ст. 42 ЗК РФ, на собственников земельных участков и лиц, которые не являются таковыми, накладываются следующие обязанности:
Несанкционированные свалки, которые располагаются вне земель населенных пунктов, должны быть убраны собственниками земельных участков, если они не передавали подобной обязанности по договору каким-либо третьим лицам.
Согласно ст. 43 Конституции РФ, а также по ст. 11 ФЗ «Об окружающей среде», у каждого человека есть законное право на благоприятную окружающую среду. Также есть право защиту ее от любого негативного воздействия, которое было вызвано хозяйственной, либо иной деятельностью, техногенными или природными чрезвычайными ситуациями.
Есть у обычных граждан и право на получение своевременной достоверной информации о состоянии ОС, а также на возмещение вреда. Уборка несанкционированных свалок является одной из мер наказания лиц, нарушающих эти правовые документы.
Действующие нормы
В нашей стране не допускается сброс бытовых и промышленных отходов в подземные и поверхностные водные объекты, на почву, в недра, на водосборные территории. Среди полномочий органов местного самоуправления городских пунктов в сфере обращения с отходами выделим их активное участие в организации работы по сбору, включая и раздельный сбор, а также транспортирование коммунальных твердых отходов на территориях МО.
Если не предпринимаются меры по ликвидации, поощряется образование несанкционированных свалок, все это является прямым нарушением прав граждан на благоприятную ОС. Если мусор накапливается на землях, это способствует их загрязнению, следовательно, нарушаются государственные интересы.
У граждан, согласно ст. 11 ФЗ «Об окружающей среде», есть право на оказание содействия государственной власти, местному самоуправлению в вопросах, касающихся ООС.
Как навести порядок
Если граждане приняли решение обратиться по вопросам, касающимся появления в их населенном пункте (вблизи него) неразрешенных мусорных свалок, в Росприроднадзор, желательно составить схему нахождения свалки с предварительной оценкой объемов, а также с указанием координат. Желательно также сделать несколько фотографий места свалки. По каждому заявлению, поданному гражданами, должна быть проведена проверка, о результатах которой уведомляется (официально) заявитель по домашнему адресу, указанному в обращении.
Что нужно знать
Важно понимать, что прямая ответственность за любые промышленные или бытовые выбросы ложится на те лица, на чьей территории располагаются отходы. В полномочия Росприроднадзора входит осуществление проверки по ФЗ всех сигналов, поступающих в ведомство от граждан.
В компетенцию его также входит и назначение нарушителю административного штрафа за совершение незаконных действий, а также подготовка материалов для передачи результатов проверки в природоохранную прокуратуру.
На что обратить внимание
В настоящее время вопросы, касающиеся появления вокруг крупных мегаполисов, а также небольших провинциальных городов, несанкционированных свалок, являются особенно актуальными и своевременными.
Если свалка оказалась на территории конкретного муниципального образования, заниматься ее ликвидацией должны именно органы МО. Помимо территории, на которой обнаружено скопление мусора, также важно знать, кто является собственником загрязненного земельного участка.
Землевладельцы, землепользователи, собственники, арендаторы должны пользоваться земельными участками согласно их целевому назначению. Они обязаны использовать способы, не наносящие окружающей среде вреда и ущерба. Владельцы земельных участков обязаны избегать загрязнения, деградации, истощения, порчи, уничтожения почв, иных негативных воздействий на них. Они обязаны ликвидировать любые последствия загрязнения земель, включая и проведение их рекультивацию. Такие обязанности собственников земель указаны в ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подведем итоги
Случаи несоблюдения санитарно-эпидемиологических и экологических требований при накоплении, сборе, обезвреживании, перевозке, размещении производственных отходов предусмотрены ст. 8.2 КоАП РФ.
Если устанавливается вина физического лица, накладывается штраф в размере 1-2 тысяч рублей. У юридических лиц его размер возрастает до 250 тысяч рублей, а для должностных лиц оценивается в тридцать тысяч рублей.
Если несанкционированная свалка бытовых отходов располагается вне земли, принадлежащей населенному пункту, ответственность налагается на собственников земельного участка, если не было передачи прав по договору третьим лицам.
При заключении договора аренды на арендатора ложится обязанность по уборке мусора. К примеру, судом администрацию Олонецкого района обязали убрать бесхозную свалку мусора, обнаруженную недалеко от города. Решение основывалось на том, что вопросы, касающиеся сбора, утилизации, вывоза, переработки промышленных и бытовых отходов, является прерогативой местной власти, ведь земля принадлежит МО.
Понятие несанкционированная свалка мусора и способы ликвидации
Что такое несанкционированная свалка
Место, захламленное отходами, в том числе пищевыми, но не отведенное для этого местной властью, называются несанкционированными. Такие помойки возникают стихийно, когда отсутствуют установленные места сбора мусора, при условии несвоевременного вывоза мусорных отходов, беспечности и бескультурья местного населения.
На подобных объектах часто можно встретить лиц без определенного места жительства, которые промышляют сбором вторсырья и условно съедобного провианта.
Опасность мусорных свалок
Помимо ужасающего «аромата», возникающего при гниении, разложении остатков питания и других бытовых отходов, можно сформулировать еще несколько видов опасности такого соседства для полноценной жизни населения:
Свалка, возникшая сегодня из пяти пакетов неминуемо вырастет завтра до десяти. А дальше в арифметической прогрессии. Не всегда ликвидация помойки становится залогом успеха. На вычищенной территории по привычке могут появляться выкинутые отходы.
Важно не только бороться с уничтожением существующих загрязненных территорий, а вести профилактическую работу по предотвращению новых.
Специальные эксплуатационные службы должны вовремя реагировать на первые признаки появления несанкционированной свалки.
Как подать жалобу
Для подачи жалобы необходимо обратиться в администрацию района.
Если загрязнение происходит на территории жилого массива в частном секторе, то после подачи жалобы и уничтожения свалки, жители должны заключить договор на вывоз отходов индивидуально для предупреждения возникновения новых мусорных свалок.
Также возможна организация вывоза помойки через территориальное общественное самоуправление (ТОС).
Возможен вариант, когда не законопослушный предприниматель организует вывоз бытовых отходов, строительного мусора, автомобильных шин на не предназначенную для этого территорию с целью сэкономить денежные средства на утилизацию.
В таком случае при наличии фотографий или видеосъемки с номером транспортного средства, на котором совершается вывоз, пишется обращение в администрацию. Для подобных нарушителей предусмотрены штрафные санкции.
Что говорит закон
По существующему Федеральному закону об отходах — сбор, транспортировка, обработка, утилизация бытовых отходов возложена на регионального оператора. Он же осуществляет заключение договоров на вывод крупногабаритного твердого груза, и обозначить места его сбора.
Региональный оператор решает весь комплекс проблем, связанный со сферой коммунальных услуг. В том числе борьба с несанкционированными свалками, введение контейнерного разделения и сортировки, увеличение объема переработки мусора, утилизация опасных видов отходов.
Наказания за создание несанкционированных свалок
Размещение отходов должно осуществляться согласно требованиям СанПиН от тридцатого апреля две тысячи третьего года.
За нанесение вреда экологии и здоровью граждан предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Возбуждать дела о данных правонарушениях уполномочены должностные лица местной администрации и Комитета природопользования, охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, сотрудники МВД.
Несоблюдение требований ведет к приостановлению работы на девяносто суток для юридических лиц.
Ущерб, который понесет местная казна, подлежит взысканию в полной мере с виновников стихийной помойки в мирном или судебном порядке.
Свалка в лесу ответственность
Самое противное, что можно увидеть прогуливаясь по лесным тропинками — это груды зловонного мусора. От лесного массива ждешь глоток чистого свежего воздуха. Наслаждаешься пением птиц, шелестом трав, трепетанием листьев на ветру. И картина человеческой бестактности, бессовестной враждебности к природе, а самое главное непонятное наплевательское отношение к своим потомкам никак не вписывается в идиллию картины. Поймать за руку не возможно.
Значит, существует только один выход — наводить порядок. Весь мусор, оставленный в лесу, наносит вред:
Интересный факт: банки из-под пива, колы не разлагаются в течение пятисот лет, пластик — двухсот, стекло — тысячи лет.
Кто же отвечает за чистоту в лесах?
Уборкой засоренной территории на лесных просторах занимаются структурные подразделения Федерального агентства лесного хозяйства — лесничество.
В последнее время все больше появляется молодежных движений в поддержку экологии. Волонтеры очищают огромные площади леса. Восстанавливают нарушенный слой почвы, высаживают на месте мусорных куч деревья.
Международные некоммерческие организации оказывают «Лесным волонтерам» поддержку, выходят на государственный уровень с предложениями, разрабатывают программы.
Ликвидация несанкционированных свалок
Несанкционированные свалки все таки в большей мере представлены отходами группы ТКО.
Как написать жалобу на организацию несанкционированной свалки читаем здесь.
Уборка (ликвидация) несанкционированных свалок собственником земельного участка
Абсолютно все собственники земельных участков должны знать, что они несут ответственность за содержание своих земельных участков.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
защите земель загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
Кто может привлечь к ответственности собственника земельного участка?
Ответственность предусмотрена за:
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
статья 71 Земельного Кодекса РФ
В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно подпункта 18 пункта 1 статьи 14 и пунктом 4 статьи 14 закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения и муниципальных районов относится вопрос участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.
часть 3 статьи 72 Земельного Кодекса РФ
часть 2 статьи 8.6 КоАП РФ
Таким образом, если на вашем земельном участке будет обнаружено несанкционированное место размещение отходов, то вас (ЮЛ, ИП, ФЛ) могут привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ и заставить ликвидировать свалку.
Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
пункт 18 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641»
Ликвидация свалок региональным оператором
Ликвидация несанкционированных свалок региональным оператором заключается в:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
пункты 16, 17 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641»
Дело в том, что у региональных операторов нет особого желания связываться с собственниками земельных участков.
Ликвидация несанкционированных свалок органами МСУ
Если установлен собственник отходов, то несанкционированную свалку должен убирать он.
Что делать если собственника отходов невозможно установить?
В соответствии с пунктом 7.8 ГОСТ 30772-2001. «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» установлено:
собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы МСУ, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
По вопросу: ликвидация несанкционированных свалок есть судебное решение: Апелляционное определение Омского областного суда от 13.03.2019 по делу N 33-1402/2019.
В силу положений п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.В силу ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 указанного Закона содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, решение вопросов организации деятельности и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов предопределяет необходимость реализации государственными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории муниципальных образований своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению коммунальных и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
Указанное означает, что на муниципальные районы возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения коммунальными и промышленными отходами, необходимо учитывать компетенцию субъекта Российской Федерации, которой он наделен в этой области.
Закрепление за муниципальными образованиями в качестве вопроса местного значения участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, не может толковаться как законодательное включение в их собственную компетенцию государственных полномочий.Отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления в Омской области регулируются Законом Омской области от 27.12.2006 N 842-ОЗ «Об отходах производства и потребления в Омской области».К полномочиям исполнительного органа государственной власти Омской области, уполномоченного в сфере строительства, архитектуры и жилищно-коммунального комплекса (Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области) в сфере обращения с отходами относятся утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора), организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (статья 6).Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих Постановлениях по смыслу взаимосвязанных положений ст. ст. 42 и 58 Конституции Российской Федерации в их истолковании Конституционным Судом Российской Федерации, конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии; поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; сама же публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков (Постановления Конституционного Суда от 14.05.2009 N 8-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 13.10.2015 N 26-П).
Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) рассматривается в качестве проявления негативного воздействия на окружающую среду (п. 1 ст. 16).
В силу ст. 51 указанного Федерального закона такие отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, законодатель предусмотрел взаимодействие органов государственной власти субъектов Федерации с органами местного самоуправления в пределах закрепленных за ними полномочий, в частности для выявления и своевременного устранения несанкционированного складирования коммунальных и промышленных отходов, причиняющего вред окружающей среде и служащего фактором негативного воздействия на здоровье человека.
В рассматриваемом случае обязанность по ликвидации несанкционированного размещения отходов возложена решением суда на Администрацию муниципального района и на орган государственной власти субъекта РФ в лице соответствующего министерства, как на надлежащих ответчиков.
Поскольку лицо, виновное в несанкционированном размещении отходов, не установлено, вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления, несанкционированных свалок на расположенных на территории Кормиловского муниципального района земельных участках должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка.
Применительно к землям неразграниченной собственности лицом, которому предоставлено право распоряжения земельным участком, является орган местного самоуправления муниципального района (ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
В данной связи доводы апелляционной жалобы о том, что организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных расходов отнесена к полномочиям субъектов РФ, возложение на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированных свалок необоснованно, отклоняются как противоречащие приведенным выше нормам права и обстоятельствам дела.
Свалки на землях сельскохозяйственного назначения
Государственный земельный надзор за соблюдением требований о порче земли в результате нарушений правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы (Россельхознадзор).
Ответственность за свалки
Ответственность за свалку мусора предусмотрена как экологическим, санитарно-эпидемиологическим, земельным законодательством.
Ответственность за несанкционированные свалки в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством
В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет
предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей;
Ответственность за свалки в рамках экологического законодательства
По экологическому законодательству ответственность предусмотрена именно в отношении лица, совершившего администраивное правонарушение.
Т.е. заплатить за свалку должен тот, кто ее сделал.
Штрафные санкции предусмотрены частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.