Что такое несоответствие и дефект
Дефекты товаров
Дефекты товаров
Дефект — невыполнение заданного или ожидаемого требования, касающегося объекта, а также требования, относящегося к безопасности (МС ИСО 8402: 1994, п. 2.11).
Классификация дефектов производится на основе следующих признаков:
— степень значимости (критические, значительные, малозначительные) ;
— наличие методов и средств обнаружения (явные, скрытые, устранимые, неустранимые);
— место возникновения (технологические, предреализационные, послереализационные).
Критические дефекты — несоответствия товаров установленным требованиям, которые могут нанести вред здоровью, имуществу потребите лей, окружающей среде. Такие товары нельзя или экономически нецелесообразно использовать по назначению.
Малозначительные дефекты — несоответствия, не оказывающие существенного влияния на потребительские свойства товаров.
Явные дефекты — несоответствия, определяемые визуально, для которых предусмотрены методы и средства обнаружения.
Скрытые дефекты визуально обнаружить невозможно, методы и средства их обнаружения не предусмотрены или их применение нецелесообразно.
Устранимые дефекты — дефекты, после устранения которых товар может быть использован по назначено.
Неустранимые дефекты невозможно или экономически невыгодно устранять. Товары с критическими дефектами относят к неликвидным отходам, непригодным к использованию по назначению.
Товары со значительными дефектами относят к нестандартным, если количество допускаемых дефектных товаров превышает установленные нормы.
Товары с малозначителными дефектами и товары со значительными дефектами в пределах установленных норм считаются стандартными.
Технологические дефекты — дефекты, вызванные недостатками при проектировании и/или разработке продукции, сырья, несоблюдением или несовершенством производственных процессов. Если при сдаче-приемке товаров технологические дефекты носили скрытый характер, то в течение 4 месяцев продавец может предъявить претензии поставщику. В противном случае в соответствии с «Инструкцией по приемке товаров народного потребления по качеству» претензии предъявить невозможно.
Предреализационные дефекты возникают при транспортировании, хранении, подготовке к продаже или реализации товаров. Товары с недопустимыми технологическими или предреализационными дефектами реализации не подлежат.
Послереализационные дефекты возникают при хранении, эксплуатации товаров потребителем в результате:
— нарушения потребителем правил эксплуатации, хранения, транспортирования или потребления;
— проявления скрытых технологических или предреализационных дефектов.
В первом случае потребитель имеет право предъявить претензию, если правила эксплуатации, хранения, транспортирования или потребления не были доведены до него соответствующим образом (отсутствие маркировки, эксплуатационных документов). Во втором случае продавец обязан: устранить дефекты за свой счет, заменить дефектный товар или вернуть уплаченную сумму денег. При этом потребитель имеет право претендовать на возмещение материального и морального ущерба (Закон «О защите прав потребителей »).
Основные методы статистической оценки дефектов продукции: гистограммы распределения, дающие информацию о разбросе измеряемых параметров, диаграммы Паретто, схема Исикавы.
Порядок составления схемы и её анализа:
— выбор проблемы (выявление дефекта и определение причин, его вызвавших);
— выявление наиболее существенных факторов, повлиявших на возникновение дефекта;
— оценка влияния причин разного порядка, бездействующих на эти факторы;
— установление причин (факторов), которые в данный период времени поддаются корректировке;
— установление уровня, до которого должны быть доведены факторы, подлежащие корректировке;
— выявление производственных участков, отделов, конкретных лиц, ответственных за корректировку факторов до определенного уровня;
— разработка формы документа с целью контроля мероприятий по корректировке факторов;
— разработка плана дальнейших мероприятий по устранению факторов, прямо или косвенно вызывающих дефекты.
Несоответствия и дефекты товаров
Невыполнение требований, установленных нормативными, правовыми и иными документами, называется несоответствием – (ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»).
Разновидностью несоответствий являются дефекты и недостатки товаров. Дефект – невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием (ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»). Эти два понятия имеют общий признак – невыполнение требований. Различие заключается в том, что при выявлении дефектов возникает юридическая ответственность, если из-за их наличия потребитель не может в полной мере или частично использовать дефектный товар по назначению. Например, консервы с таким дефектом, как микробиологический бомбаж, не могут использоваться в пищу из-за невыполнения требований микробиологической безопасности, а консервы в металлических банках с ржавлением, но без утраты герметичности не подлежат длительному хранению.
Термин «недостаток товара» регламентируется Законом РФ «О защите прав потребителей». «Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора или образцу и/или описанию при продаже товара по образцу».
В стандартах и товароведной литературе до сих пор наряду и/или взамен употребляются термины: пороки и болезни. Например, пороки и болезни хлеба, пороки посуды, обуви и т.п. На наш взгляд, целесообразно переходить к терминам, регламентируемым ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». Кроме того, термин «несоответствие» регламентирован названным стандартом.
Дефекты подразделяют по нескольким признакам: степени значимости, наличию методов и средств для их обнаружения или устранения степени наносимого вреда, месту обнаружения (рис.)
Рис. Общие признаки классификации дефектов
По степени значимости различают критерии критические, значительные и малозначительные.
Критические дефекты – несоответствия товаров установленным требованиям, которые могут нанести вред жизни, здоровью, имуществу потребителей или окружающей среде. Товары с критическими дефектами нельзя или экономически нецелесообразно использовать по назначению.
Значительные дефекты – несоответствия, существенно влияющие на использование по назначению и надежность товаров, но не влияющие на безопасность для потребителя и/или окружающей среды.
Малозначительные дефекты – несоответствия, которые не оказывают существенного влияния на потребительские свойства товаров, в первую очередь на назначение, надежность и безопасность.
В зависимости от наличия методов и средств обнаружения дефекты подразделяются на явные, для которых предусмотрены методы и средства обнаружения, и скрытые, для которых методы и средства обнаружения не предусмотрены или их применение нецелесообразно.
В зависимости от наличия методов и средств устранения дефекты делят на устранимые и неустранимые.
Устранимые дефекты – дефекты, после устранения которых товар может быть использован по назначению. Неустранимые дефекты – дефекты, которые невозможно или экономически невыгодно устранять.
В пределах установленных норм допускаемых отклонений товары со значительными дефектами, а также с малозначительными (без ограничений) считаются стандартными.
В зависимости от степени наносимого вреда различают допустимые и недопустимые дефекты. Допустимые дефекты – дефекты, ухудшающие качество товаров, но при этом товары не утрачивают безопасность. Например, нетипичность формы и окраски, наличие проколов и ушибов у свежих плодов, наличие незначительных сколов у посуды, непрокраса тканей и т. п. Для высшей градации качества допустимый для низшей градации качества дефект устанавливается как недопустимый. Возникновение допустимых дефектов может явиться одной из причин перевода стандартного товара в более низшую градацию или нестандартную продукцию.
Недопустимые дефекты – несоответствия, вызывающие снижение уровня качества для определенной градации качества или утрату безопасности. Для отдельных товаров в стандартах, наряду с допускаемыми отклонениями или дефектами, регламентируются недопустимые дефекты (например, загнивание, запаренные, раздавленные, подмороженные плоды и овощи; бой яиц, разрывы тканей, обуви и т.п.).
В зависимости от места возникновения все дефекты условно подразделяют на технологические, предреализационные и послереализационные. Технологические дефекты – дефекты, вызванные недостатками при проектировании и/или разработке продукции, сырья, несоблюдением или несовершенством производственных процессов. Эти дефекты являются следствием недостаточного управления и контроля качества при производстве продукции. Поступление товаров с технологическими дефектами в торговлю свидетельствует о неудовлетворительной организации приемосдаточного контроля у изготовителя, поставщика и продавца.
Предреализационные дефекты возникают при транспортировании, хранении, подготовке к продаже или реализации товаров. Примером таких дефектов может служить бой товаров в стеклянной таре, бой посуды, микробиологическая порча товаров при хранении, утрата товарного вида при подготовке к продаже или реализации вследствие загрязнения, деформации. Товары, у которых выявлены недопустимые технологические или предреализационные дефекты, реализации не подлежат.
Вероятность возникновения дефектов на разных этапах технологического цикла товародвижения требует осуществления прослеживаемости товаров, а также действий по предупреждению и устранению дефектов. В ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества.
Предупреждающее действие – действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации (ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»). Примером предупреждающих действий могут служить операционный контроль качества при производстве продукции, товароведный контроль за условиями и сроком хранения, предоставление информации потребителю о правилах эксплуатации товаров или противопоказаниях к использованию, защитные устройства при нарушениях режима производства или условий эксплуатации (например, отключение стиральной машины или печи СВЧ при открытии дверцы).
Корректирующее действие – действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации (ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»).
В отличие от предупреждающих, корректирующие действия направлены на предотвращение повторного возникновения несоответствия в случае его обнаружения. Логическим завершением корректирующих действий является устранение обнаруженного несоответствия – коррекция, которая в отличие от корректирующих действий не предназначена для выявления причин.
Коррекция – действие, принятое для устранения обнаруженного несоответствия (ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»). Коррекция осуществляется в сочетании и как последующая операция корректирующих действий, так как без обнаружения несоответствий невозможно их устранение. Коррекция может включать переделку и снижение градации.
Утилизация несоответствующей продукции – действия в отношении несоответствующей продукции, предпринятые для предотвращения ее первоначального предполагаемого использования (ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»). В этом стандарте указано, что утилизация может осуществляться путем переработки или уничтожения. В российских нормативных документах (ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве пищевых продуктов», СанПиН и т.п.) предусмотрено, что утилизация проводится путем уничтожения и применяется в отношении опасной или непригодной для дальнейшего использования продукции.
К несоответствующей продукции не относятся товары, имеющие разрешение на отклонение или отступление. Разрешение на отклонение – разрешение на использование или выпуск продукции, которая не соответствует установленным требованиям (ГОСТ Р ИСО 9000-2015). Разрешение на отступление – разрешение на использование и выпуск продукции с отступлениями от исходных установленных требований к продукции до ее производства. Данное разрешение может быть регламентировано в нормативных документах, хотя в ГОСТ Р ИСО 9000-2015 указывается, что такое разрешение выдается на ограниченное количество продукции или период, а также для конкретного использования. Фактически разрешением на отступление можно считать допускаемые отклонения от номинальных значений показателя.
Дата добавления: 2019-10-16 ; просмотров: 506 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Что такое несоответствие и дефект
Управление качеством продукции
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Product-quality control. Basic concepts. Terms and definitions
Дата введения 1979-07-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26.01.79 N 244
4. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3519-81
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
Номер пункта, приложения
6. ИЗДАНИЕ (май 2009 г.) с Изменением N 1, утвержденным в январе 1985 г. (ИУС 4-85)
Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке и технике термины и определения основных понятий в области управления качеством продукции.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, учебниках, учебных пособиях, технической и справочной литературе. В остальных случаях применение этих терминов рекомендуется.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается.
Установленные определения разрешается при необходимости изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.
Допускается применение отраслевых терминов, не установленных настоящим стандартом, отражающих специфические особенности продукции отрасли.
В приложении даны пояснения и примеры к ряду терминов.
В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.
Несоответствия и дефекты товаров
Несоответствие — невыполнение требований (ГОСТ Р ИСО 9000-2001 [4]). Одной из разновидностей несоответствий являются дефекты.
Дефект — невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием (ГОСТ Р ИСО 9000-2001 [4]). Эти два понятия имеют общий признак — невыполнение требований. Различие заключается в том, что при выявлении дефектов возникает юридическая ответственность, если из-за их наличия потребитель не может в полной мере или частично использовать дефектный товар по назначению.
Например, консервы с таким дефектом, как микробиологический бомбаж, не могут использоваться в пищу из-за невыполнения требований микробиологической безопасности, а консервы в металлических банках с ржавлением, но без утраты герметичности не подлежат длительному хранению.
Другой разновидностью несоответствия можно считать недостаток товара. Этот термин регламентируется Законом РФ «О защите прав потребителей».
Недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям, предусмотренным законом, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и/или описанию при продаже товара по образцу.
В стандартах и товароведной литературе до сих пор наряду и/или взамен употребляются термины: пороки и болезни. Например, пороки и болезни хлеба. Существует точка зрения, что целесообразно переходить к терминам, регламентируемым ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Кроме того, термин «несоответствие» регламентирован названным стандартом.
Дефекты подразделяют по нескольким признакам: степени значимости, наличию методов и средств для их обнаружения или устранения, месту обнаружения. Классификация дефектов приведена на рис. 7.
По степени значимости различают дефекты критические, значительные и малозначительные.
Критические дефекты — несоответствия товаров установленным требованиям, которые могут нанести вред жизни, здоровью, имуществу потребителей или окружающей среде. Товары с критическими дефектами нельзя или экономически нецелесообразно использовать по назначению.
Например, загнившие яблоки нельзя использовать в пищу или на промпереработку, так как они содержат вредные для организма вещества (микотоксины), обладающие канцерогенным и мутагенным действием.
Рис. 7. Классификация дефектов
Значительные дефекты — несоответствия, существенно влияющие на использование по назначению и надежность товаров, но не влияющие на безопасность для потребителя и/или окружающей среды. Так, ушибы, проколы, повреждения вредителями ухудшают внешний вид, снижают выход съедобной части и сохраняемость яблок, но плоды все же могут быть использованы по назначению (в свежем виде и на промпереработку).
Малозначительные дефекты — несоответствия, которые не оказывают существенного влияния на потребительские свойства товаров, в первую очередь на назначение, надежность и безопасность. Так, при оценке качества яблок к малозначительным дефектам могут быть отнесены небольшие отклонения от формы, размера, окраски.
В зависимости от наличия методов и средств обнаружения дефекты подразделяются на явные, для которых предусмотрены методы и средства обнаружения, и скрытые, для которых методы и средства обнаружения не предусмотрены или их применение нецелесообразно.
Например, к явным дефектам консервов относится бомбаж в стадии вздутия банки, который определяется визуальным осмотром. Начальные стадии бомбажа нельзя обнаружить визуально.
В зависимости от наличия методов и средств устранения дефекты делят на устранимые и неустранимые.
Устранимые дефекты — дефекты, после устранения которых товар может быть использован по назначению. Так, к устранимым дефектам относят загнивание яблок, если поражено менее 50 % плода. После удаления загнившей ткани, а также части прилегающей к ней здоровой ткани плоды можно использовать в свежем виде или на промпереработку.
Неустранимые дефекты — дефекты, которые невозможно или экономически невыгодно устранять. Примером неустранимых дефектов могут служить полностью гнилые плоды и овощи, другие виды микробиологической порчи товаров, их механические разрушения.
При оценке качества товаров товароведы должны проводить диагностику их дефектов по характерным признакам проявления дефектов и устанавливать причины их возникновения. Это необходимо для выявления градации качества (стандартная, нестандартная, брак и отходы) и класса товаров по назначению (пригодные, условно пригодные и непригодные к использованию по назначению), так как градации качества и классы товаров по назначению в значительной мере определяются дефектами разной степени значимости.
В зависимости от места возникновения все дефекты условно подразделяют на технологические, предреализационные и послереализационные.
Технологические дефекты — дефекты, вызванные недостатками при проектировании и/или разработке продукции, сырья, несоблюдением или несовершенством производственных процессов. Эти дефекты являются следствием недостаточного управления и контроля качества при производстве продукции.
Предреализационные дефекты возникают при транспортировании, хранении, подготовке к продаже или реализации товаров. Примером таких дефектов может служить бой товаров в стеклянной таре, бой посуды, микробиологическая порча товаров при хранении, утрата товарного вида при подготовке к продаже или реализации вследствие загрязнения, деформации и т.п. Товары, у которых выявлены недопустимые технологические или предреализационные дефекты, реализации не подлежат.
Послереализационные дефекты возникают при хранении, эксплуатации или использовании товаров потребителем. Причинами возникновения этих дефектов могут быть:
В первом случае при наличии достаточной информации о таких правилах (например, с помощью маркировки) претензии, вызванные появлением послереализационных дефектов по вине потребителя, не принимаются.
В случае появления скрытых дефектов товаров не по вине потребителя продавец обязан либо устранить дефекты за свой счет, либо заменить дефектный товар на бездефектный, либо вернуть уплаченную сумму денег. При этом потребитель имеет право претендовать на возмещение материального и морального ущерба. Права потребителей и ответственность изготовителей и продавцов регламентируются Федеральным законом «О защите прав потребителей».
Презентация «Несоответствия и дефекты товаров»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
ГБПОУ «Сокольский техникум индустрии сервиса и предпринимательства»
Несоответствия и дефекты товаров
Описание слайда:
Несоответствия и дефекты товаров
Несоответствие — невыполнение требований.
Одной из разновидностей несоответствий являются дефекты.
Дефект — невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием.
Эти два понятия имеют общий признак — невыполнение требований.
Различие заключается в том, что при выявлении дефектов возникает юридическая ответственность, если из-за их наличия потребитель не может в полной мере или частично использовать дефектный товар по назначению.
Например, консервы с таким дефектом, как микробиологический бомбаж, не могут использоваться в пищу из-за невыполнения требований микробиологической безопасности, а консервы в металлических банках с ржавлением, но без утраты герметичности не подлежат длительному хранению.
Описание слайда:
Другой разновидностью несоответствия можно считать недостаток товара.
Этот термин регламентируется Законом РФ «О защите прав потребителей».
«Недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и/или описанию при продаже товара по образцу».
Описание слайда:
Дефекты подразделяют по нескольким признакам:
степени значимости,
наличию методов и средств для их обнаружения или устранения степени наносимого вреда,
месту обнаружения
Описание слайда:
Описание слайда:
По степени значимости различают дефекты критические, значительные и малозначительные.
Критические дефекты — несоответствия товаров установленным требованиям, которые могут нанести вред жизни, здоровью, имуществу потребителей или окружающей среде. Товары с критическими дефектами нельзя или экономически нецелесообразно использовать по назначению. Например, загнившие яблоки нельзя использовать в пищу или на промпереработку, так как они содержат вредные для организма вещества (микотоксины), обладающие канцерогенным и мутагенным действием.
Если более половины мякоти плода загнила, то отделение здоровых тканей требует таких больших затрат, что обработка невыгодна.
Описание слайда:
Значительные дефекты — несоответствия, существенно влияющие на использование по назначению и надежность товаров, но не влияющие на безопасность для потребителя и/или окружающей среды.
Так, ушибы, проколы, повреждения вредителями ухудшают внешний вид, снижают выход съедобной части и сохраняемость яблок, но плоды все же могут быть использованы по назначению (в свежем виде и на промпереработку).
Малозначительные дефекты — несоответствия, которые не оказывают существенного влияния на потребительские свойства товаров, в первую очередь на назначение, надежность и безопасность.
Так, при оценке качества яблок к малозначительным дефектам могут быть отнесены небольшие отклонения от формы, размера, окраски.
Описание слайда:
Описание слайда:
В зависимости от наличия методов и средств устранения дефекты делят на устранимые и неустранимые.
Устранимые дефекты — дефекты, после устранения которых товар может быть использован по назначению. Так, к устранимым дефектам относят загнивание яблок, если поражено менее 50% плода. После удаления загнившей ткани, а также части прилегающей к ней здоровой ткани плоды можно использовать в свежем виде или на промпереработку.
Неустранимые дефекты — дефекты, которые невозможно или экономически невыгодно устранять. Примером неустранимых дефектов могут служить полностью гнилые плоды и овощи, другие виды микробиологической порчи товаров, их механические разрушения.
Описание слайда:
При оценке качества товаров товароведы должны проводить диагностику их дефектов по характерным признакам проявления дефектов и устанавливать причины их возникновения.
Это необходимо для выявления градации качества (стандартная, нестандартная, брак и отходы) и класса товаров по назначению (пригодные, условно пригодные и непригодные к использованию по назначению), поскольку градации качества и классы товаров по назначению в значительной мере определяются дефектами разной степени значимости.
Так, товары с критическими дефектами относятся к неликвидным отходам, непригодным к использованию по назначению, со значительными — к нестандартным, если количество допускаемых дефектных товаров превышает установленные нормы.
Описание слайда:
В пределах установленных норм допускаемых отклонений товары со значительными дефектами, а также с малозначительными (без ограничений) считаются стандартными.
Разные градации, классы, сорта стандартной продукции зачастую отличаются заданными требованиями, касающимися объектов с малозначительными или значительными дефектами. При диагностике причин возникновения дефектов выявляются виновные юридические или физические лица для предъявления им претензий по качеству товаров.
Описание слайда:
В зависимости от степени наносимого вреда различают допустимые и недопустимые дефекты.
Допустимые дефекты — дефекты, ухудшающие качество товаров, но при этом товары не утрачивают безопасность.
Например, нетипичность формы и окраски, наличие проколов и ушибов у свежих плодов, наличие незначительных сколов у посуды, непрокраса тканей и т. п. Этот вид дефектов в стандартах регламентируется обычно как допустимые отклонения или предусматривается в низшей градации качества. Следует иметь в виду, что для высшей градации качества допустимый для низшей градации качества дефект устанавливается как недопустимый. Возникновение допустимых дефектов может явиться одной из причин перевода стандартного товара в более низшую градацию или нестандартную продукцию.
Описание слайда:
Недопустимые дефекты — несоответствия, вызывающие снижение уровня качества для определенной градации качества или утрату безопасности.
Для отдельных товаров в стандартах наряду с допускаемыми отклонениями или дефектами регламентируются недопустимые дефекты (например, загнивание, запаренные, раздавленные, подмороженные плоды и овощи; бой яиц, разрывы тканей, обуви и т. п.). Допустимые дефекты переводятся в недопустимые, если превышают предельно допустимые нормы содержания. Например, содержание в пищевых продуктах токсичных элементов в пределах установленных норм является допустимым, а сверх норм — недопустимым дефектом. Позеленение клубней на площади до 25% поверхности в пределах 2% относится к допустимому отклонению, а сверх 25% поверхности — к недопустимому дефекту.
Описание слайда:
В зависимости от места возникновения все дефекты условно подразделяют на технологические, предреализационные и послереализационные.
Технологические дефекты — дефекты, вызванные недостатками при проектировании и/или разработке продукции, сырья, несоблюдением или несовершенством производственных процессов.
Эти дефекты являются следствием недостаточного управления и контроля качества при производстве продукции.
Поступление товаров с технологическими дефектами в торговлю свидетельствует о неудовлетворительной организации приемо-сдаточного контроля у изготовителя, поставщика и продавца.
Описание слайда:
Если технологические дефекты при сдаче-приемке имели скрытый характер, то в течение определенного срока продавец может предъявить претензии поставщику.
Так, в приведенном выше примере со скрытыми формами бомбажа товароведы после проявления этого технологического дефекта должны предъявить претензию поставщику.
Если при приемке технологические дефекты носили явный характер, но не были обнаружены или зафиксированы, а партия с такими дефектами была принята товароведом или материально ответственным лицом без уведомления изготовителя и поставщика, то по истечении срока, обусловленного Инструкцией по приемке товаров народного потребления по качеству, предъявить претензии невозможно.
Описание слайда:
Предреализационные дефекты возникают при транспортировании, хранении, подготовке к продаже или реализации товаров.
Примером таких дефектов может служить бой товаров в стеклянной таре, бой посуды, микробиологическая порча товаров при хранении, утрата товарного вида при подготовке к продаже или реализации вследствие загрязнения, деформации и т. п.
При возникновении таких дефектов предъявить претензии можно только работникам торговой организации, по чьей вине эти дефекты появились. Для предупреждения появления таких дефектов руководители и товароведы торговой организации должны проводить инструктаж работников, разъясняя правила обращения с товаром.
Товары, у которых выявлены недопустимые технологические или предреализационные дефекты, реализации не подлежат.
Описание слайда:
Послереализационные дефекты возникают при хранении, эксплуатации или использовании товаров потребителем. Причинами возникновения этих дефектов могут быть:
• нарушение потребителем правил эксплуатации, хранения, транспортирования или потребления;
• проявление скрытых технологических или предреализационных дефектов.
В первом случае потребитель имеет право предъявить претензию, если правила эксплуатации, хранения, транспортирования или потребления не были доведены до него соответствующим образом. При наличии достаточной информации о таких правилах (например, с помощью эксплуатационных документов или маркировки) претензии, вызванные появлением послереализационных дефектов по вине потребителя, не принимаются.
Описание слайда:
В случае появления скрытых дефектов товаров не по вине потребителя продавец обязан либо устранить дефекты за свой счет, либо заменить дефектный товар на бездефектный, либо вернуть уплаченную потребителем сумму денег.
При этом потребитель имеет право претендовать на возмещение материального и морального ущерба. Права потребителей и ответственность изготовителей и продавцов регламентируются Законом РФ «О защите прав потребителей».
Следует иметь в виду, что возникновение послереализационных дефектов может зависеть от отсутствия или характера информации, предоставляемой потребителю изготовителем или поставщиком. Если эта информация неполная, недостоверная или вообще отсутствует, ответственность за возникновение дефектов при эксплуатации должен нести изготовитель и/или продавец. Потребитель не может и не обязан знать правила эксплуатации, если ему не предоставлена соответствующая информация (например, информация о том, что подошва конкретной модели обуви не предназначена для носки при температуре ниже —25 °С).
Описание слайда:
Однако, если такая информация предоставлена потребителю в виде эксплуатационных документов, маркировки и иными способами, в случае возникновения дефектов приобретатель товара должен доказать, что эксплуатация проводилась в соответствии с установленными условиями (например, соблюдались условия и сроки хранения пищевых продуктов, температура воды при стирке и глажении).
Вероятность возникновения дефектов на разных этапах технологического цикла товародвижения требует осуществления прослеживаемости товаров, а также действий по предупреждению и устранению дефектов.
Описание слайда:
Взаимосвязь действий по предупреждению или устранению несоответствий
Описание слайда:
Предупреждающее действие — действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации.
Примером предупреждающих действий могут служить:
операционный контроль качества при производстве продукции,
товароведный контроль за условиями и сроком хранения,
предоставление информации потребителю о правилах эксплуатации товаров или противопоказаниях к использованию,
защитные устройства при нарушениях режима производства или условий эксплуатации (например, отключение стиральной машины или печи СВЧ при открытии дверцы).
Описание слайда:
Корректирующее действие — действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации.
В отличие от предупреждающих, корректирующие действия направлены на предотвращение повторного возникновения несоответствия в случае его обнаружения.
Так, при выявлении технологических дефектов вносятся изменения в соответствующие производственные операции. При обнаружении дефектов товаров при хранении корректирующие действия направлены на изменение условий и сроков хранения (например, при обнаружении заболевания картофеля фитофторой снижается температура хранения или производится первоочередная реализация товарной партии).
Описание слайда:
Корректирующие действия направлены на устранение причин уже возникшего и обнаруженного несоответствия. Логическим завершением корректирующих действий является устранение обнаруженного несоответствия — коррекция, которая в отличие от корректирующих действий не предназначена для выявления причин
Описание слайда:
Коррекция — действие, принятое для устранения обнаруженного несоответствия.
Коррекция осуществляется в сочетании и как последующая операция корректирующих действий, так как без обнаружения несоответствий невозможно их устранение.
Коррекция может включать переделку и снижение градации.
Переделка — действие, предпринятое в отношении несоответствующей продукции для приведения ее в соответствие требованиям, отличающимся от исходных.
Описание слайда:
В отечественной практике наряду с термином «переделка», используемым в основном для непродовольственных товаров (переделка одежды, головных уборов), для пищевых продуктов на практике и в нормативных документах чаще применяется термин «повторное промышленное использование».
Примером такого использования является получение новых видов продукции из так называемого некондиционного или нестандартного сырья (например, из мелких и пораженных вредителями яблок получают соки, пюре, сушеную продукцию, удалив поврежденные части плодов).
Переделке может подвергаться любая условно пригодная к использованию продукция, а также полуфабрикаты и готовая продукция несоответствующего качества, выявленные при контроле определенных операций производства.
Описание слайда:
Разновидностью переделки является ремонт, отличающийся от нее тем, что при его проведении можно воздействовать не на всю продукцию, а лишь на те ее части (детали, элементы), которые не соответствуют требованиям. Ремонт — действие, предпринятое в отношении несоответствующей продукции, чтобы сделать ее приемлемой для предполагаемого использования.
Так, при покупке одежды потребитель с нестандартной фигурой может осуществить ремонт путем изменения длины, объема изделия, отдельных деталей.
Ремонт производится для большинства непродовольственных товаров, кроме одноразовых, а также товаров бытовой химии и парфюмерно-косметических.
Описание слайда:
Утилизация несоответствующей продукции — действия в отношении несоответствующей продукции, предпринятые для предотвращения ее первоначального предполагаемого использования.
Утилизация может осуществляться путем переработки или уничтожения. В российских нормативных документах (федеральных законах «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве пищевых продуктов», СанПиН и т. п.) предусмотрено, что утилизация проводится путем уничтожения и применяется в отношении опасной или непригодной для дальнейшего использования продукции.
Описание слайда:
Вопросы для самопроверки
1. Определите понятия «оценка качества» и «градация качества». Укажите основные этапы оценки качества.
2. Назовите основные градации качества и дайте их определение.
3. Что такое природный и товарный сорта? В чем состоят общность и различия между ними?
4. Укажите принципы деления на товарные сорта. Что такое пересортица, каковы ее причины и взаимосвязь с принципами деления на товарные сорта?
5. Дайте определение понятий «дефект» и «несоответствие товаров». Рассмотрите классификацию дефектов.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.