Что такое несторианство в религии

НЕСТОРИАНСТВО

Что такое несторианство в религии. Смотреть фото Что такое несторианство в религии. Смотреть картинку Что такое несторианство в религии. Картинка про Что такое несторианство в религии. Фото Что такое несторианство в религии
Осуждение ереси Нестория на III Вселенском Соборе. Фреска

Несторианство, христологическая ересь

Вероучение несториан вобрало в себя некоторые элементы осужденного на I Вселенском Соборе в 325 году учения Ария, отвергавшего божественную природу Иисуса Христа. Основным догматическим отличием несторианства от православия является умаление божественной природы Иисуса Христа. Христос по нему был не Бог, а человек, в котором жил Бог, при этом природа божественная и человеческая в Нем отделимы друг от друга. В связи с таким взглядом, мать Христа, считается у несториан не Богородицей, а Христородицей и не является объектом почитания. На III Вселенском Соборе в 431 году вероучение Нестория было осуждено как ересь, сам он сослан, а книги его сожжены.

Таинствами в несторианстве признаются: крещение, священство, причащение, миропомазание, покаяние, а также признаваемые таинствами только у них святая закваска (малка) и крестное знамение. Таинство святой закваски связано с верой несториан в то, что кусочек хлеба, розданного на Последней Вечере Иисусом Христом, был привезен апостолом Фаддеем (Иудой) на Восток, в Двуречье, и какая-то частица его постоянно использовалась при приготовлении элементов причастия. Считающееся у несториан таинством крестное знамение совершается весьма специфичным образом.

Несториане используют в богослужении литургии апостола Фаддея (апостола из 12) и апостола Марка (апостола из 70), которую последние ввели, прибыв на Восток из Иерусалима. Литургия совершается на старосирийском языке (в его несторианском варианте). В несторианских храмах нет ни икон, ни статуй.

Патриарху-католикосу подчинены митрополиты и епископы. Должность священников тоже носит наследственный характер. Священники не обязаны соблюдать целибат и, в отличие от православного белого духовенства, могут вступать в брак и после рукоположения. Богослужения и обряды священникам помогают совершать диаконы.

Источник

несторианство

Основным догматическим отличием несторианства от других ветвей христианства является его учение о том, что Христос не был сыном Божьим, а был человеком, в котором жил Бог, и что божественная и человеческая природы Иисуса Христа отделимы друг от друга. В связи с таким взглядом, мать Христа — дева Мария считается у несториан не Богородицей, а Христородицей и не является объектом почитания. На III Вселенском (Эфесском) соборе (431) вероучение Нестория было осуждено как ересь, сам он сослан, а его книги сожжены.

Как и в православии, монофиситстве и католицизме, в несторианстве признаются 7 таинств, однако не все из них идентичны тем, которые приняты 3 указанными направлениями христианства. Таинствами у несториан считаются крещение, священство, причащение, миропомазание, покаяние, а также имеющиеся только у них святая закваска (малка) и крестное знамение. Таинство святой закваски связано с верой несториан в то, что кусочек хлеба, розданного на Последней Вечере Иисусом Христом, был привезён апостолом Фаддеем (Иудой) на Восток, в Двуречье, и какая-то частица его постоянно использовалась при приготовлении элементов причастия. Считающееся в несторианстве таинством крестное знамение совершается весьма специфичным образом.

Несториане используют в богослужении литургию св. Фаддея (апостола из 12) и св. Марка (апостола из 70), которую последние ввели, прибыв на Восток из Иерусалима. Литургия совершается на старосирийском языке (в его несторианском варианте). В несторианских храмах, в отличие от православных, монофиситских и католических, нет икон и статуй.

Возглавляет несториан имеющий резиденцию в Тегеране патриарх-католикос всего Востока (в настоящее время Мар-Динха IV), причём должность эта с 1350 является наследственной в семье Мар-Шимун (племянник наследует своему дяде). В 1972 в руководстве несторианской церкви произошёл раскол, и часть иракских и индийских несториан признала своим духовным главой Мар-Аддаи, местопребывание которого в Багдаде. Патриарху подчинены митрополиты и епископы. Должность священников тоже носит наследственный характер. Священники не обязаны соблюдать целибат и, в отличие от православного белого духовенства, могут вступать в брак и после рукоположения. Богослужения и обряды священникам помогают совершать диаконы.

Численность последователей несторианской Ассирийской церкви Востока — около 200 тыс. человек. Несториане расселены в Ираке (82 тыс.), Сирии (40 тыс.), Индии (15 тыс.), Иране (13 тыс.), США (10 тыс.), России (10 тыс.), Грузии (6 тыс.), Армении (6 тыс.) и прочих странах. В Российскую империю, США и некоторые другие страны несториане стали переселяться с 90-х гг. прошлого века после учинённых в Оттоманской империи погромов.

По национальной принадлежности подавляющее большинство несториан (кроме живущих в Индии) — ассирийцы, индийские несториане — малаяли.

Полезное

Смотреть что такое «несторианство» в других словарях:

НЕСТОРИАНСТВО — НЕСТОРИАНСТВО, течение в христианстве, основанное в Византии и систематизированное Несторием, константинопольским патриархом в 428 431, утверждавшим, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии воспринял божественную природу.… … Современная энциклопедия

НЕСТОРИАНСТВО — течение в христианстве, основано в Византии Несторием, константинопольским патриархом в 428 431, утверждавшим, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии воспринял божественную природу. Осуждено как ересь на Эфесском соборе 431 … Большой Энциклопедический словарь

Несторианство — НЕСТОРИАНСТВО, течение в христианстве, основанное в Византии и систематизированное Несторием, константинопольским патриархом в 428 431, утверждавшим, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии воспринял божественную природу.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Несторианство — Несториа … Википедия

несторианство — течение в христианстве, основано в Византии Несторием, патриархом Константинопольским в 428 431, утверждавшим, что Иисус Христос, будучи рождён человеком, лишь впоследствии воспринял Божественную природу. Осуждено как ересь на Эфесском соборе 431 … Энциклопедический словарь

Несторианство — течение в христианстве, возникшее в Византии в 5 в. Основатель Несторий, патриарх Константинополя в 428 31 [до этого был священником в Антиохии (Сирия)]. В Н., сохранявшем элементы античного рационализма, предметом критики являлось… … Большая советская энциклопедия

НЕСТОРИАНСТВО — религ. политич. течение в Византии в 5 в. Основатель константинопольский епископ Несторий (ум. ок. 451). Н., подобно арианству, расходилось с ортодоксальной христ. церковью в трактовке соотношения божеств. и человеч. природы в Христе, критикуя… … Советская историческая энциклопедия

НЕСТОРИАНСТВО — (от имени его основателя, константинопольского епископа Нестория) – религ. политич. учение в Византии 5 в., расходилось с ортодоксальным церк. учением в трактовке соотношения божеств. и человеч. природы в Христе. Как и в арианстве в Н. предметом… … Философская энциклопедия

Несторианство — христологич. учение константинопольского патриарха Нестория (ум. в 450 г.). Несторий разделял природу Иисуса Христа на божественную (Бог Сын) и человеческую (Иисус). По его учению, Иисус был человеком (поэтому Деву Марию он считал не богородицей … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

несторианство — нестори анство, а … Русский орфографический словарь

Несторианство — религ. политич. теч. в Византии в 5 в. Основатель константиноп. епископ Несторий (ум. ок. 451). Н., подобно арианству, расходилось с ортодоксал. христ. церковью в трактовке соотношения божеств. и человеч. природы в Христе, критикуя… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Источник

Несторианство в Великой степи (часть 1)

Каждая историческая эпоха интересна и индивидуальна. В ней есть место и войнам, и экономическим кризисам, и политическим потрясениям, и религиозным образованиям… Пожалуй остановимся на последнем, ведь речь ниже пойдёт о несторианстве – течении в христианстве. Что же представляет из себя эта религия, исчезнувшая, оставившая так мало следов в истории и какие народы исповедовали её?

Что такое несторианство в религии. Смотреть фото Что такое несторианство в религии. Смотреть картинку Что такое несторианство в религии. Картинка про Что такое несторианство в религии. Фото Что такое несторианство в религии

Город Варданзи, Средняя Азия, 625 год. Аверс: изображение льва. Реверс: несторианский крест

История несторианства берёт своё начало из Византии, хотя и основателем её был перс, родившийся в сирийском городе Кесарии Германикийской. Его имя — Несторий. Не стоит рассказывать о его резком скачке в «карьере священника» и выдвижения в патриархи Византийской империи, однако пропустить его деяния уже, как патриарха, никак нельзя.

Несторий был человеком жёстким и нетерпимым. В Константинополе он обещал императору, что даст благословение божие, если тот позволит патриарху расправиться с еретиками государства. А еретиками Несторий считал даже ариан, которые также были христианами. Он выступал против проведения театров, танцов, пения, считая, что это вредит духовному миру истинного христианина. Естественно, население Константинополя, у которого хотят забрать основные развлечения, было недовольно патриархом.
Патриарх, как и его соратники, решили внести изменения, «поправки» в веру. Они считали, что христиане веками якобы заблуждались, называя мать Иисуса Христа — Богородицей, ведь Христос по сути был человеком, а простая девушка Мария не могла родить Бога, следовательно она не может быть Богородицей. Несторий полагал, что «Христос»-понятие двуличное. Был человек Иисус, и была его ипостась-Бог. Эти две ипостаси образовывали святого Иисуса Христа.
Конечно, учение несторианства очень сложное, и отличается оно заметно от других черт христианства, вообще от всего монотеизма(веры в единого бога).

После таких резких слов в «некотором заблуждении» христианства, Нестория осудили на Эфесском соборе в 431 году, и осудили его …за ересь! Смешно, неправда ли? Человек, который посвятил жизнь борьбе с ересью в божьем граде Константинополе, теперь вдруг сам объявляется еретиком! И кстати, такое произошло не случайно, ведь Богородица, которую Несторий отвергал, как таковую, люди высоко почитали в Константинополе и принять убеждения патриарха не захотели, ибо считали их, мягко говоря, нерациональными.

Обвинителем Нестория стал святитель Кирилл Александрийский, настоявший на защите названия «Богородица» в противовес «Христородице», предложенной Несторием.

Бежав из Константинополя, несториане нашли приют на родине предков Нестория – в Персии. Здесь было много персов-христиан и конечно же они приняли убеждения своего земляка. В 499 году в персидском городе Ктезифоне обосновалась новая несторианская патриархия, и начиная с 6 в., она набирала свою силу и расширяла свой ареал уже даже на степные народы, которых персы определяли общим названием-Туран. Позднее, а именно в 7 в. (635 г.), китайское правительство династии Тан приняло несторианских священников, а также позволило им проповедовать на территории Срединной равнины (Китая). Во время правления китайской императрицы У, покровительствовавшей буддийской общине, начались преследования христиан – несториан, но эти гонения были недолгими, пока не сменилась власть. Известно, что даже после прекращения репрессий, буддисты продолжали серьёзно конкурировать с несторианами, которых они так недолюбливали. Забавно, что когда у власти Китая в 714 встал император Сюаньцзун, то репрессии в стране возобновились, но уже не на несториан, а на буддистов. Буддизм в империи Тан был запрещён.

Начиная с середины 8 в., несториане стали чувствовать себя более-менее безопасно, чем раннее. Они проповедовали уже по всей Великой степи.
С этого времени, именно кочевые народы становятся последним оплотом несторианства. Пройдёт время, и несторианство столкнётся жестокой войной с другими христианами-католиками и православными, однако среди последних найдётся человек, пассионарий и патриот, который сможет не только помириться, но и подружиться с несторианами. Речь об этом человеке пойдёт ниже.

Второй тюркский каганат уже распался, и чёткие границы, которыми ограждались от врагов тюркские ханы, стали открытыми для несториан.
Распространились они в Джунгарии, где процветали уйгуры. Здесь, новое религиозное учение местные жители встретили как своё, родное. Уйгурская держава становилась всё более могущественной, но как только проявился межрелигиозный конфликт, авторитет страны стал падать. Сюда проникла манихейская община, являющаяся по определению Льва Гумилёва религиозно-философской антисистемой, вследствие чего мы наблюдаем временный упадок Уйгурии. Несториане потерпели поражение.

Государственной религией стало манихейство. Представители этой антисистемы не поладили ни с одной религиозной общиной, включая тех же несториан. Такое отношение к соседям имело негативные последствия. В 840 г. кыргызы начали войну против Уйгурии. Война длилась 7 лет и на землях Джунгарии кыргызы сломили уйгуров, влияние которых было подорвано ещё до конфликта.

Манихеи, как любая другая антисистема, самоизолировались, и остатки уцелевших уйгуров вновь приняли христианство. В начале 11 в. народ кераитов также принял христианство несторианского толка, затем меркиты, онгуты. Пришедшие в Среднюю Азию кидани, частью крестились. Эти же кидани защитили позиции христианства в Средней Азии от мусульманской экспансии, когда в 1141 г. произошла знаменитая Катванская битва между гурханом Елюем Даши и сельджукским султаном Санджаром. Как раз в том же 1141г. в Западной Европе родилась легенда о христианском царстве пресвитера Иоанна, которой Лев Николаевич Гумилёв посвятил целую книгу «Поиски вымышленного царства», которую я рекомендую прочесть любителям истории монголов.

Как вы уже заметили, несторианство в периоде 10-12 вв. всё больше набирает свою мощь. Практически по всему континенту распространяются сведения о восточном христианстве. Выше было отмечено, что несториане могли помериться силой уже даже с воинственным исламом (Катванская битва).
Христианами являлись многие монголоязычные племена, за исключением татар, мечущихся между чжурчженьской империей Цзинь (в перев. с кит.-золотая) и кочевниками, и тайчиутов, кочующих в основном у реки Онон.

Источник

Что такое несторианство в религии

Что такое несторианство в религии. Смотреть фото Что такое несторианство в религии. Смотреть картинку Что такое несторианство в религии. Картинка про Что такое несторианство в религии. Фото Что такое несторианство в религии

Как и в православии, монофиситстве и католицизме, в несторианстве признаются 7 таинств, однако не все из них идентичны тем, которые приняты 3 указанными направлениями христианства. Таинствами у несториан считаются крещение, священство, причащение, миропомазание, покаяние, а также имеющиеся только у них святая закваска (малка) и крестное знамение. Таинство святой закваски связано с верой несториан в то, что кусочек хлеба, розданного на Последней Вечере Иисусом Христом, был привезён апостолом Фаддеем (Иудой) на Восток, в Двуречье, и какая-то частица его постоянно использовалась при приготовлении элементов причастия. Считающееся в несторианстве таинством крестное знамение совершается весьма специфичным образом.

Несториане используют в богослужении литургию св. Фаддея (апостола из 12) и св. Марка (апостола из 70), которую последние ввели, прибыв на Восток из Иерусалима. Литургия совершается на старосирийском языке (в его несторианском варианте). В несторианских храмах, в отличие от православных, монофиситских и католических, нет икон и статуй.

Возглавляет несториан имеющий резиденцию в Тегеране патриарх-католикос всего Востока (в настоящее время Мар-Динха IV), причём должность эта с 1350 является наследственной в семье Мар-Шимун (племянник наследует своему дяде). В 1972 в руководстве несторианской церкви произошёл раскол, и часть иракских и индийских несториан признала своим духовным главой Мар-Аддаи, местопребывание которого в Багдаде. Патриарху подчинены митрополиты и епископы. Должность священников тоже носит наследственный характер. Священники не обязаны соблюдать целибат и, в отличие от православного белого духовенства, могут вступать в брак и после рукоположения. Богослужения и обряды священникам помогают совершать диаконы.

Что такое несторианство в религии. Смотреть фото Что такое несторианство в религии. Смотреть картинку Что такое несторианство в религии. Картинка про Что такое несторианство в религии. Фото Что такое несторианство в религии

Несторианство — диофизитское христологическое учение, приписываемое противниками Несторию, Архиепископу Константинополя (428—431). Учение самого Нестория было осуждено как ересь на Эфесском (Третьем Вселенском) соборе в 431 году. Единственными христианскими церквами, исповедующими данную христологию, созданную через несколько сот лет после смерти Нестория Мар Бабаем Великим на основе христологических учений Диодора Тарсийского и Евагрия Понтийского, все сочинения которого Мар Бабай лично отредактировал для исключения ересей идеализма и оригенизма, являются Ассирийская церковь Востока и Древняя Ассирийская церковь Востока, таким образом представляя собой самобытную христианскую конфессию.

Независимая богословская экспертиза христологии этой конфессии, проведенная фондом Pro Oriente c участием ведущих богословов и Константинопольского Патриархата, и Ватикана, показала, что она полностью соответствует Халкидонскому символу веры и поэтому не имеет отношения к ереси Нестория. С 1997 года Ассирийская церковь Востока изъяла из литургии анафематизмы миафизитских церквей и призвала их сделать то же самое в отношении её и других диофизитских церквей.

Собственно вероучение, которого придерживался Несторий, фактически является вариантом развития учения Антиохийской богословской школы, к которой он принадлежал, как и Иоанн Златоуст. Антиохийская христология развита в трудах предшественников Нестория — Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского (IV век), которые признаются Ассирийской Церковью Востока предшественниками своей христологии, а Несторий считается в Ассирийской Церкви Востока святым за свою приверженность литургии Церкви Востока, а не за его христологическое учение, отрицаемое этой церковью из-за являвшегося её особенностью задолго до Нестория очень древнего культа Девы Марии в этой Церкви. Поэтому сами несториане всегда протестовали против наименования их несторианами. Интересно наблюдение академика В. В. Бартольда: говоря о несторианах, он отмечает, что в Средней Азии несториане не называли себя христианами или несторианами. Он пишет, что имя «несториане» «не перешло в восточные языки и не встречается ни в семиреченских надписях, ни в сиро-китайском памятнике». Христиане этой церкви называли себя насрани, назореями (от Иисус Назорей) и наср (Священное Писание по-арабски).

Что такое несторианство в религии. Смотреть фото Что такое несторианство в религии. Смотреть картинку Что такое несторианство в религии. Картинка про Что такое несторианство в религии. Фото Что такое несторианство в религии

Что такое несторианство в религии. Смотреть фото Что такое несторианство в религии. Смотреть картинку Что такое несторианство в религии. Картинка про Что такое несторианство в религии. Фото Что такое несторианство в религии

Основным противником Нестория, как и ранее Иоанна Златоуста, был архиепископ Александрийский Кирилл, утверждавший христологию Александрийской богословской школы. Противостояние между Александрийской и Антиохийской школами усугублялось разным пониманием христологических терминов. В целом, в дохалкидонском богословии понятия «природа», «ипостась» и «лицо» были тесно взаимосвязаны, что определяло одинаковое количество природ и ипостасей. Поэтому Кириллом Александрийским учение Нестория воспринималось как разделение Христа на двух Сынов, даже если сам Несторий и пытался свести единство Бога и человека в едином лице соединения.
Логотип Викитеки
В Викитеке есть полный текст 12 анафематизмов Кирилла Александрийского

Кирилл Александрийский отвергал ипостасное разделение во Христе, настаивая на исповедании природного единства единой Ипостаси воплощенного Бога. Именно поэтому он отстаивал важность термина «Богородица», так как именно Бог родился от Девы как человек, а не соединился с родившимся от Неё человеком. Общий итог полемики был выражен в знаменитых «12-ти анафематизмах» Кирилла, написанных в послании Несторию. «12 анафематизмов» Кирилла Александрийского, зачитанные на Эфесском соборе (431 год), но освящённые только на V Вселенском соборе, стали знаменем в его борьбе с Несторием, хотя описанное в них учение якобы Нестория не соответствовало учению Феодора Мопсуестийского, отстаиваемому Несторием. Окончательно ересь Нестория, вне богослужения не желавшего именовать Деву, истинно родившую Бога, «Богородицею» без оговорок и использовавшего свои новые термины «Христородица» и «Богоприимица», была осуждена на Халкидонском соборе в 451 году, собранном по поводу смуты, вызванной монофизитским учением константинопольского архимандрита Евтихия, будто Божественная природа поглотила в Иисусе Христе человеческую. Отцы Халкидонского Собора засвидетельствовали, что противостоящие друг другу терминология Нестория и ересь Евтихия чужды учению Святой Соборной и Апостольской Церкви и изложили православное учение о двух естествах в едином лице Иисуса Христа.

Что такое несторианство в религии. Смотреть фото Что такое несторианство в религии. Смотреть картинку Что такое несторианство в религии. Картинка про Что такое несторианство в религии. Фото Что такое несторианство в религии

Размежевание несторианства, православия и монофизитства :

В 431 году на Третьем Вселенском соборе в Эфесе (не признаваемом Вселенским собором в АЦВ) Несторий был предан анафеме, его учение осуждено. Раздельно заседавшая антиохийская делегация объявила еретиком его оппонента — Кирилла, спор был решён императором Феодосием II, который утвердил постановление возглавляемой Кириллом александрийской делегации.

Против несторианства собирался и Второй Эфесский собор 449 года, проведённый по инициативе монофизитского патриарха Александрийского Диоскора, впоследствии объявленный «Разбойничьим собором».

По мнению ряда авторов, анафема несторианам была произнесена и на Халкидонском соборе в 451 году. Но христиане Церкви Востока несторианами себя не считают. «Хотя эта Церковь почитает Нестория святым, она не является Церковью, основанной Несторием, — пишет современный богослов Ассирийской Церкви Востока мар Апрем,- Несторий не знал сирийского, а сирийская Церковь Востока, находившаяся в Персидской империи, не знала греческого… Только после смерти Нестория сирийскую Церковь Востока, которая не принимала никакого участия в христологическом конфликте между Несторием и Кириллом и вообще не знала ничего об этих спорах при их жизни, стали, к сожалению, воспринимать как основанную Несторием». Будучи гонимыми в Византии, большая часть собственно несториан ушла в Персию, где присоединилась к Церкви Востока, где преобладала антиохийская богословская традиция. Как оппозиционное византийскому христианству направление учение Церкви Востока закрепилось в церкви Персидской империи, в результате чего эта церковь обособилась от всего остального христианского мира, но после Халкидонского собора наметилось сближение с православием в противостоянии монофизитству. Часть верующих и иерархов церкви признавала халкидонский символ веры (Сахдона), нет в трудах Исаака Сирина доказательств, что он отрицал халкидонский символ веры. «Несторианской» называется только одна из литургий Церкви. Именно монофизиты (так их называл А. В. Карташев вслед за Иоанном Дамаскином, хотя сейчас, ввиду несогласия их с учением Евтихия, эти Церкви с их согласия уважительно принято называть миафизитскими) впервые широко использовали термин «несториане», но называют так и сторонников Церкви Востока, и православных и католиков. Осуждение почитаемого за создание литургии Церкви Востока Феодора Мопсуестийского было проведено императором Юстинианом I с целью примирения с миафизитами. Этого добиться не удалось, но в результате произошёл канонический разрыв с Церковью Востока в целом, независимо от отношения отдельных её представителей к Халкидонскому символу веры, но не разрыв евхаристического общения. Соответственно, в отличие от миафизитов, Церковь Востока признавала Вселенские соборы православных поместными соборами Церкви Запада. С тех пор, считая себя и халкидонитов православными и совместно противостоящими миафизитам и претендуя на руководство халкидонитами на своей территории, Церковь Востока отказывалась и направлять своих представителей на Вселенские соборы, и рассматривать их как Вселенские. Но по правилам Вселенских Соборов для общения с общинами, прославляющими еретиков, требуется только анафематствование ими сути ереси, а не самого еретика как личности, а учение Нестория о Христородице и Богоприимице Церковью Востока никогда и не признавалось, поэтому служение халкидонитов, таких как Сахдона и, видимо, Исаак Сирин, в Церкви Востока правомерно. В отличие от отношений с другими древневосточными церквами, православные церкви и Церковь Востока никогда не анафематствовали друг друга. Неясно, когда в Церкви Востока утвердилось впоследствии признанное протестантами особое учение о евхаристии, которое в наше время сделало невозможным евхаристическое общение c не являющимися сторонниками христологии и терминологии Нестория и неанафематствованными «несторианами».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *