Что такое нетленность мощей

Что такое нетленность мощей

Что такое нетленность мощей. Смотреть фото Что такое нетленность мощей. Смотреть картинку Что такое нетленность мощей. Картинка про Что такое нетленность мощей. Фото Что такое нетленность мощей

О нетленных мощах «святых угодников» в религиозных книгах написано немало. Авторы этих книг утверждали, что нетленность тела после смерти человека — это верный признак его святости. Нетленными якобы были все причисленные церковью к «лику святых». В царской России во многих монастырях и церквах хранились такие мощи. Они служили источником очень больших доходов церковников.

В первые годы Советской власти по требованию трудящихся многие мощи «святых угодников» были вскрыты. Происходило это в присутствии духовенства и народа. И что же оказалось? В подавляющем большинстве вместо нетленных тел в храмах хранились сгнившие кости, труха, истлевшая материя и другие, порой совсем неожиданные вещи, вроде женских ботинок. Так, например, в январе 1919 года были вскрыты мощи Тихона Задонского. В книге «Жития всех святых» протоиерея Бухарева, изданной за три года до этого, в 1916 году, утверждалось, что мощи этого церковного деятеля «найдены нетленными» через 63 года после его смерти. А что показало вскрытие? Предоставим слово документам, Вот что было записано в протоколе вскрытия этих мощей (подписанном, кстати сказать, несколькими церковнослужителями): «Снявши последнюю повязку, увидели вату, слоем до 1 вершка, обложенную вокруг черепа и в пустотах его. Удалили вату. Оказался обыкновенный человеческий череп буроватого цвета, отчасти уже выветрившийся (т. е. рассыпавшийся при прикосновении). Сняли сандалию (туфлю) с правой ноги, затем белый шелковый чулок, затем женский полуботинок (из материи), искусно пригнанный к ступне. Когда сняли полуботинок, оказался картон телесного цвета, имеющий форму ступни, сшитый белыми нитками. Внутри картона вместо мощей оказалась вата».

Многие верующие знают, как церковь почцтает святого Сергия Радонежского. Его мощи также были вскрыты в 1919 году.’ И вот что было обнаружено: полу-развалившийся череп, кости, которые рассыпались, как только к ним притрагивались, прядь волос, вата, кусочки полуистлевшей материи.

Однако в истории известны и такие случаи, когда тела умерших людей действительно сохранялись в нетленном виде очень длительное время. Объясняется это, конечно, не святостью людей, а теми условиями, в которых оказывается мертвое тело. Как известно, гниение тел вызывают особые, гнилостные бактерии. А для их развития нужны определенные условия. Скажем, если тело находится в условиях вечной мерзлоты, то оно может пролежать тысячи лет и останется во многом неизменным — для развития гнилостных бактерий тут не создается благоприятных условий.

Не будут размножаться они и тогда, когда мертвое тело находится в очень сухом воздухе, в очень сухом грунте, а иногда и в воде. При омывании тела почвенной водой, содержащей много извести, оно может «обызвест-коваться», окаменеть.

Когда в такие условия попадают тела даже самых «грешных» людей, они с успехом могут сохраниться, и их можно выдать за святых. Еще чаще встречаются «нетленные тела» крыс, лягушек и т. д.

Известно, что в песках пустынь путешественники находят иногда неразложившиеся трупы людей и животных. Известны мумии монахов, похороненных в Киево-Печерской лавре и Псковско-Печорском монастыре.

В начале нашего века в русской прессе было рассказано об одном необычном кладбище в г. Гванахвато (Мексика). Оно представляет собой настоящий склад мумий. Могилы расположены на склоне холма, господствующего над городом, в толстых стенах. Тела умерших завернуты,точно мумии.

В сыром климате такое обращение с мертвыми телами было бы, конечно, невозможно. Но на большой высоте, где воздух сух, прозрачен и обладает редкостными асептическими свойствами, тело высыхает и в конце концов превращается в прах, не издающий гнилостного запаха. Сухость атмосферы превращает мертвеца в мумию!

Можно рассказать о совсем удивительном случае — когда в мумию превратился человек, умерший в Москве. В 1962 году в одном из домов по 2-й Мещанской, где проживает Мария Константиновна М., был обнаружен совершенно высохший труп женщины. Хозяйка квартиры пояснила, что это труп ее старшей сестры, умершей в феврале 1943 года. При этом около 20 лет тело находилось в комнате вместе с живым человеком.

М. рассказала подробности. Ее сестра страдала сердечно-сосудистым заболеванием. Незадолго до смерти она резко похудела. В суровые годы войны в комнате, где жили сестры, не работало отопление. Обитатели ее не снимали пальто.

Помещение хорошо проветривалось. Форточка в окне не закрывалась. Недели через три от трупа начал исходить неприятный запах, и М. ушла жить к знакомым. Через полторы — две недели она вернулась домой, запах исчез. Она переложила труп на деревянную полку, устроенную поперек комнаты над входной дверью. Это место еще лучше проветривалось.

В 1962 году, когда мумию обнаружили, был составлен такой акт: «При судебно-медицинском исследовании трупа установлено, что вес его — 4120 граммов, длина — 150 сантиметров. Поза трупа фиксирована: голова наклонена вперед и несколько повернута влево. Руки сложены на животе, передняя брюшная стенка подтянута к позвоночнику. Ноги вытянуты. Объем трупа, особенно конечностей, уменьшен. Кожа твердая, сухая, коричневато-бурого цвета. Анатомо-морфологические особенности строения скелета, степень изношенности зубов и данные рентгенологического исследования показали, что мумифицированный труп является трупом женщины в возрасте старше 50 лет.

Отождествление личности покойной производилось по признакам внешности с использованием метода фотосовмещения. В качестве отождествляющего личность Ольги Константиновны М. объекта была использована фотография, изъятая из паспорта. Сходство общих признаков и положительные результаты фотосовмещения позволили в данном случае дать категорическое заключение о том, что обнаруженная мумия представляет собой труп Ольги Константиновны М., 1888 года рождения.

Признаков насильственной смерти при судебно-медицинском исследовании трупа не установлено. Результаты исследования и состояние трупа не исключают возможности наступления смерти от какой-либо болезни в феврале 1943 года».

Так, вполне естественным путем, при соответствующих, благоприятных условиях, труп- превратился в «мощи», не сгнил.

Все приведенные выше примеры убедительно показывают, что, каким бы чудесным ни казалось то или иное явление, оно может быть объяснено наукой, и тогда обнаруживается, что в нем нет ничего таинственного, необъяснимого, нет места для религиозных суеверий.

Но в далеком прошлом все необычные природные явления, подобные описанным выше, религиозные проповедники часто истолковывали как «знамения божьи», распространяя в связи с этим множество всевозможных пророчеств, используя невежество людей, их тяжелое состояние во время всенародных бедствий.

Источник

О тленности и нетленности мощей

Тимофей Китнис , историк, богослов, руководитель паломнического культурно-просветительского центра ап. Фомы в Европе

Все лекции цикла можно посмотреть здесь .

Очень часто бытует мнение, что условием для святости является нетленность мощей. То есть, когда Господь прославляет человека после смерти нетлением. Такие случаи действительно есть, и это прежде всего связано со святым Александром Свирским, это связано с обретением мощей святого Симеона Верхотурского, когда собственно сначала обрели нетленные мощи и потом только установили, кому же они принадлежат. Это такой был парадокс. И очень часто в религиозном сознании эта мысль закрепляется, что все мощи нетленны. Что обязательным условием для прославления человека, даже более того, является, когда Господь прославляет человека нетлением.

Понятно, что, когда эти случаи происходят, они достаточно редки, но они все-таки есть, мы видим в этом очень редкий, но тем не менее некий прообраз надежды на то, что не только наш дух, но и тело в полной мере будет восстановлено нетленным. И как в свое время Силуан Афонский говорил, что святые люди настолько пропитываются благодатью Святаго Духа, что подчас бывают мощи. Он имел в виду – подчас нетление. Но это конечно в принципе не так. когда мы говорим о прославлении, о традиции прославления в западной, восточной Церкви она разная. У нас в православной традиции мы прежде всего прославляем святого за его жизнь, за свидетельство о том, насколько он в своей жизни уподобился Христу и соответствует идеалу христианства, это прежде всего – это является главным условием прославления, это его жизнь. Ну и второе – это конечно чудеса, которые действительно происходят от его святых мощей, но не обязательно они должны быть нетленны.

Наиболее показателен в этом смысле случай с прославлением святого Серафима Саровского в 1903 году, когда все были уверены и комиссия, которая вскрывала и исследовала мощи, и весь верующий народ, был совершенно точно уверен, что там будет батюшка Серафим нетленен. И когда были обнаружены белые косточки, то это явилось таким смущением даже для Синода, что удивительно, что они и были понятно еще кое-какие с точки зрения этой комиссии, которой надо было дополнительно исследовать, что сам факт настолько поразил даже синодальную комиссию, что возникла пауза. И сказали, что надо нам, наверное, дополнительно что-то еще узнать про жизнь святого Серафима. И по сути дела только росчерком императора Николая II, который написал резолюцию – немедленно прославить – случилось прославление Серафима Саровского. Очень известный диалог, когда одной матушке говорят: «Ну что, Серафим то оказывается истлел», — она говорит: «Мы Богу кланяемся, а не костям». В этом ответе на самом деле вся суть того, что мы собственно почитаем, что мы почитаем, когда происходит прославление человека. Да, мы действительно почитаем человека, его жизнь, а насколько Господь прославляет человека тлением, или нетлением – это уже дело Божье.

Кстати, в традиции, к примеру, греческой Церкви, к нетленности относятся очень подозрительно и там бытует прямо противоположное мнение, что, если человек после смерти какой-то монах прежде всего, не истлевает, то есть тело не подвергается естественному распаду – это значит, что земля не принимает. Я думаю, что это тоже точка зрения крайняя, опять же на примере святого Александра Свирского – это удивительный святой, жизнь которого не подвергается никакому сомнению. Он в ранние годы ушел и подвизался сначала семь лет в общежитии Валаамском, получил очень хорошую школу монашескую, потому подвизался, как отшельник, потом далее удостоился, согласно очень раннему житию, сохранилось непосредственное описание его жизни от его ученика, он даже удостоился лицезрения таинственной Святой Троицы – это очень таинственная вещь. Его Господь действительно прославил нетлением.

Но до XVIII века мы не видим, чтобы особо эта мысль как-то педалировалась – тление, нетление. если бы было нетление, хотя бы частичное, к примеру, могла десница, или глава быть нетленной, а все остальное тело истлевало – бывало и такое, то есть частичное нетление. Но в XVIII веке эта западная традиция, которая приходит действительно с запада, выходит распоряжение о том, чтобы мощи наиболее почитаемых святых, для того, чтобы их можно было, так скажем, почитать достойно, ну… делали, проще говоря, специальную благочестивую восковую куклу и подчас кости скреплялись, или даже полностью, если мощи истлевали, делалось такое скульптурное изображение святого. И уже к началу XX века история с Серафимом Саровским показала, что – что понимание того правильного отношения к прославлению святого, оно подчас из-за этой мысли о том, что условием для прославления должно быть обязательно нетление, оно настолько распространилось, что уже тогда после 1903 года появляются мысли, что надо бы конечно и показывать, и рассказывать церковному народу о том, что же являются мощи. Но, к сожалению, до революции надлежащей работы не было проведено информационной в этом смысле и поэтому большевики этим воспользовались.

Большевики, многие из которых были семинаристами, и не последними, что называется, когда начинается кампания по разоблачению мощей, они воспользовались этим и как к примеру, свидетельствует вскрытие мощей святого преподобного Сергия, очень известный фильм, который очень часто показывался, в том числе и во времена советской власти, когда открывалась рака с мощами, а там действительно были мощи, которые были соединены воском. И конечно то, что потом писала пресса коммунистическая – об обмане, о том, что на самом деле ничего нет, о том, что вы думали, а на самом деле – вот эта вся шумиха реально на очень многих людей действовала. И для многих людей это явилось, особенно очевидно для тех, кто более движимы чувством, а не рассуждением, для многих это явилось очень серьезной проблемой и даже свидетельством некоего обмана, в который был введен церковный народ. То есть, большевики этот момент очень талантливо к сожалению, использовали в качестве антицерковной пропаганды.

Сейчас уже в наше время это понимание о том, что мы прежде всего подражаем жизни святого, прежде всего должны, как святой в своей жизни подражал Христу, как апостол Павел писал: «Подражайте мне, как я подражаю Христу», — как святой подражал Христу, так и мы, особенно ближайшие по времени, вот новомученики, например, российские, да, должны подражать их жизни, их вере, их молитве, их образу жизни и прежде всего обращать внимание на это, безусловно почитая те останки, те мощи, которые Господь нам оставляет в знак того, что когда-нибудь и эти святые, и мы будем восстановлены, преображены, дай Бог и не только воскреснет дух, но и тело.

Источник

Что такое нетленность мощей

Комментарии

Сети богословия

Мнение

Локальные традиции Церкви: западный обряд в Православии
Опыт Церкви в истории подтверждает слова апостола Павла о том, что во Христе стираются этнические, культурные и языковые границы, которые обычно разделяют людей и лишают их взаимопонимания. Читать дальше

Тема недели: Локальные традиции Церкви: западный обряд в Православии

Новые материалы

Что такое нетленность мощей. Смотреть фото Что такое нетленность мощей. Смотреть картинку Что такое нетленность мощей. Картинка про Что такое нетленность мощей. Фото Что такое нетленность мощей

«Много скорбей у праведного,
и от всех их избавит его Господь.
Он хранит все кости его;
ни одна из них не сокрушится».

В Православной Церкви почитаются мощи святых угодников Божьих, которые прославляли Господа своими делами. Такое почитание останков некоторые ошибочно называют язычеством, хотя это совсем не так. Прикладываясь к иконе, мы возносим молитвы и выражаем уважение не краскам и дереву, а тому, кто на иконе изображен. То же самое и со святыми мощами: прикладываясь к святым мощам, мы молимся не костям и одежде, а праведнику, который стоит в Царствии Небесном перед Престолом Божьим и ходатайствует за нас. Данная традиция является ветхозаветной: «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13:20-21). В Новом Завете находим упоминание об украшении гробов праведников, когда Сам Господь обличал лицемерное почитание усопших праведников (см. Мф. 23:29-32).

И православные, и далекие от Церкви люди слышали о нетленности мощей святых угодников Божьих. Как себе прихожане и те, кто не посещает храм, представляют это явление? После того как тело праведника после кончины по какой-то причине было обретено из земли (если говорить научно и по-светски – эксгумировано) и состоялось открытие гроба, выясняется, что тело осталось нетронутым тлением, то есть праведник предстает перед глазами таким, как будто только что почил.

Но всегда ли нетленные мощи – это не измененное тело? Или же это обозначает какое-то иное явление? Такой вопрос встает не из-за праздного любопытства. Все помнят, что в начале XX века, когда Русскую землю всколыхнули революционные события и переворот, Православная Церковь стала гонима властями: массово закрывались храмы и монастыри, духовенство и активных мирян расстреливали или отправляли в ссылки (где они нередко погибали). Тогда же многие раки с мощами угодников Божьих были варварски вскрыты. Показывались черепа и кости, при этом власти не забывали говорить: «Ваши попы говорили о том, что это нетленные мощи, а тут просто кости». И под «нетленностью» безбожники подразумевали, говоря светским языком, неразлагаемость тела.

Нужно начать с того, что не все Вселенское Православие считает, что нетленность мощей (подразумеваем неразложившееся тело) является признаком святости. Например, на Афоне считают, что тело праведника не должно быть нетленным. Однажды преподобному Паисию Святогорцу задали вопрос: «Если при извлечении из могилы окажется, что останки усопшего не разложились, то причина этого – грех, в котором человек не покаялся?» На это старец ответил: «Нет, не всегда. Причина, может быть и в тех лекарствах, которые он принимал, или в составе почвы кладбища. Но как бы там ни было, если усопший при извлечении его останков из могилы окажется неразложившимся, то он расплачивается за часть своих грехов. Это происходит потому, что после смерти он становится посмешищем для других»[1]. К нетленности мощей греческие Церкви относятся аккуратно: усопший, тело которого не тлеет, но надувается и чернеет, считается непрощенным кем-то или же находящимся под отлучением священника или архиерея[2]. На Афоне мощи называют «нетленными костями»[3], о которых пойдет речь далее.

На Руси нетленные, то есть неразложившиеся, мощи были признаком святости человека, если от гроба новообретенного праведника совершались чудеса, а само тело не чернело и благоухало[4]. При этом часто канонизация святого проходила при наличии чудотворений, но без обретения мощей. Обличать ошибочное народное мнение «нетленные мощи = святость человека» духовенство Русской земли активно начало в начале XX века, когда прославили в лике святых преподобного Серафима Саровского, святителя Питирима Тамбовского и священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, чьи мощи оказались, как говорили люди (порой с презрением), тленными. Из-за возмущения в народе, что прославили «не святых, ибо от них только кости и остались», выступил в 1903 году митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), который сказал: «Православная Церковь называет мощами не только целиком сохранившиеся тела, но и кости, и даже прах, если от них исходит исцеление, то есть мощь, сила благодати»[5]. Как свидетельствует церковный историк Е.Е. Голубинский, мощи не прославленных в лике святых людей если и обретались по какой-то причине, то даже в случае нетленности погребались. Погребение нетленных тел связано, скорее всего, с тем, что или сами люди не почитали почивших за святых, или не происходили чудотворения[6].

В Истории Русской Церкви известен эпизод с деканонизацией благоверной княгиней Анны Кашинской в 1677 году, причиной которой стала борьба со старообрядческим расколом (в то время распространилась информация, что пальцы правой руки святой сложены в виде двуперстия). Интересен тот факт, что одной из причин прекращения почитания княгини стало то, что «мощи святой в различных местах истлели и разрушились, а в житии было написано, будто они непричастны тлению»[7]. Данный факт говорит о некотором заблуждении того времени в отношении почитания святых мощей. Повторная канонизация благоверной Анны стала возможной только в начале ХХ века.

Священномученик Серафим (Чичагов) в своей небольшой заметке о святых мощах, которую он написал в 1920-е годы, когда начались гонения на Русскую Православную Церковь, объясняет, что такое на самом деле святые нетленные мощи: «Тление всего человеческого тела, плоти и костей, обязательно по смерти, пока не облекутся люди в новое прославленное тело по воскресении из мертвых. Поэтому если сохранятся нетленные кости в том виде, в каком они бывают у святых, то это исключительное чудо; если кроме костей сохранится и большая часть тела в нетлении, причем как высохнет и не нарушатся суставы и связки, то это еще более поразительное чудо для глаз и человеческого ума. Но если в земле будет совершенно нетленное тело, ни одной частью не обратившееся в прах, то это не может быть признано за Божие чудо, а лишь за случайное явление, происшедшее под влиянием почвенных и атмосферических причин или человеческого искусства. Между святыми мощами и мумиями нет ничего сходственного… Требуется хоть частичное тление тела и, главным образом, чудотворения пред останками умерших». Здесь же автор напоминает, что тела святых апостолов и прочих известных и почитаемых святых (например, свт. Николая, архиепископа Мирликийского) были обретены истлевшими, то есть после них оставались только кости, но при этом никто не сомневается в их святости[8]. Далее святитель указывает, что на Руси в XV веке кости святых называли «нетленными костями» или «нетленными мощами»[9], что соответствует православному преданию.

Неужели этого не знали православные и отшедшие от Церкви люди, которые вскрывали раки с мощами святых и говорили, что священники веками их обманывали, утверждая, что там лежит целое тело праведника, а не только кости? Священномученик Серафим указывает, что народ действительно был не образован в этом вопросе: «Столь ложное и обретшее понимание учение о прославлении угодников Божиих сложилось, надо полагать, под впечатлениями бывших за последние два столетия нескольких открытий святых мощей с нетленными частями тел, как свт. Димитрия Ростовского, Тихона Задонского, Феодосия Черниговского, Иоасафа Белгородского и других». При этом автор видел проблему в том, что и сам народ ничего знать не хотел, а также в том, что «плохо велось у нас преподавание об учениях Церкви» и «как невнимательно и равнодушно слушают молящиеся в храмах Священное Писание и сами дома ничего не читают духовного»[10].

На начало ХХ века труд святого Серафима, посвященный нетленным мощам, был не единственным в своем роде. В конце XIX – в начале ХХ вв. была выпущена работа Д.И. Протопопова «О нетлении святых мощей»[11]. Несмотря на то что в этой небольшой книге есть много примеров нетленности останков святых, она не может быть исчерпывающей по теме, особенно по сравнению со статьей священномученика, где даются четкие ответы с разъяснениями.

Нас не должно сильно интересовать, истлели ли останки святых или нет. Нам важно смотреть на пример их праведной жизни и учиться добродетелям. Всякое заблуждение, включая неясность в теме нетленности мощей угодников Божьих, всегда происходило из-за необразованности, суеверий и формализма в вере. Потому, прикладываясь к мощам, будем молиться святым угодникам о том, чтобы духовно возрастать и приближаться с каждым днем к Богу.

Библиографический список

[1] Паисий Святогорец. Слова. Том IV. Семейная жизнь. Салоники: Монастырь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова; М.: Издательский дом «Святая Гора», 2005. С. 279.

[2] Серафим (Параманов), иером. О почитании святых мощей. М.: Развитие духовности, культуры и науки, 2004. С. 17-18.

[3] Серафим (Чичагов), митр. Ленинградский. О святых мощах // Московские епархиальные ведомости. №1 (1996). С. 34.

[4] Серафим (Параманов), иером. О почитании святых мощей. С. 17.

[5] Сипейкин А.В. Политика советской власти в отношении Русской православной церкви в 1917-1921 годах (на материалах Тверской губернии): Монография. Тверь: Тверской государственный университет, 2007. С. 142.

[6] Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье; Общество любителей церковной истории, 1998 [Репринт]. С. 522-523.

[7] Андроник (Трубачев), игум. Канонизация святых // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. С. 352.

[8] Серафим (Чичагов), митр. Ленинградский. О святых мощах // Московские епархиальные ведомости. №1 (1996). С. 32.

[10] Серафим (Чичагов), митр. Ленинградский. О святых мощах // Московские епархиальные ведомости. №1 (1996). С. 30-31.

[11] Книга переиздавалась несколько раз. См. Протопопов Д.И. О нетлении святых мощей. М.: Православное слово, 1997. 93 с.

Источник

Кто и зачем разделяет мощи святых на «частицы»?

Приблизительное время чтения: 8 мин.

В любом храме вы можете найти частички мощей разных святых. Они символизируют собой особое молитвенное присутствие почившего праведника, к которому обращаются с просьбой или благодарностью пришедший в церковь человек.

Кто и когда занимался разделением мощей? Можно ли подтвердить их подлинность, узнать об происхождении?

На эти вопросы и не только отвечает иерей Тимофей Китнис, историк и руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

Что такое нетленность мощей. Смотреть фото Что такое нетленность мощей. Смотреть картинку Что такое нетленность мощей. Картинка про Что такое нетленность мощей. Фото Что такое нетленность мощей

Зачем нужны мощи?

Мощи — это останки святых, то есть тех, кого Бог прославил после их кончины и чье присутствие в мире верующие постоянно ощущают. Святость Земной Церкви проявляется в человеческом почитании этих людей, в их явлениях живым, в чудесных событиях сопряженных с их участием, в исцелениях и помощи, которые приходят после молитвы им. Останки святого становятся источником божественной силы или, говоря церковным языком, — благодати. Точную формулу почитания мощей, которой придерживается Церковь до сих пор, мы находим в решениях Седьмого Вселенского Собора (787 год): «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Свидетельства почитания мощей можно найти уже в Ветхом Завете (см. 4 Цар.13:21). Письменные документы II века подтверждают наличие этой традиции в Церкви еще с древнейших времен.

Церковь непреклонно утверждает — Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому христианское богословие всегда говорило о том, что человек должен быть свят во всей полноте своего существа. Освящается не только душа, но и тело. Отсюда вытекает обоснование почитание мощей — человеческая плоть праведника так же освящена благодатью, как и его душа.

Что такое нетленность мощей. Смотреть фото Что такое нетленность мощей. Смотреть картинку Что такое нетленность мощей. Картинка про Что такое нетленность мощей. Фото Что такое нетленность мощей

Со времен раннего христианства таинство Евхаристии и Причастие Святых Христовых Таин совершалось в катакомбах, на гробницах мучеников, то есть на их мощах. В современной Церкви это Таинство также совершается на святых останках. Так называемый Антиминс, — четырехугольный плат, в который зашивается частица мощей, — всегда в обязательном порядке присутствует на престоле в алтаре любого православного храма. Без него не может совершаться главное христианское богослужение — литургия. Таким образом Церковь указывает на то, что каждая литургия проходит как при видимом участии живых, то есть верующих, присутствующих в это время в храме (Церковь Земная), так и при участии усопших, то есть святых (Церковь Небесная), которые присутствуют не только невидимым образом, но и зримо и ощутимо — в мощах в алтаре на святом престоле

Нетленность мощей не обязательное условие. О святости человека в первую очередь свидетельствует его жизнь и чудеса, которые происходят по его молитвам. На Афоне, например, мощи — это кости почившего. При этом если тело монаха после его кончины не истлевает это считается плохим знамением — за такого человека начинают усиленно молиться.

Для чего мощи разделяют на частицы?

Что такое нетленность мощей. Смотреть фото Что такое нетленность мощей. Смотреть картинку Что такое нетленность мощей. Картинка про Что такое нетленность мощей. Фото Что такое нетленность мощей

Любая даже самая маленькая частица позволяет прикоснуться к самому святому и ко всей полноте той божественной благодати, которая пребывает в самом праведнике. Поэтому для того, чтобы как можно больше людей получили возможность прикоснуться к этой Силе, христиане мощи разделяют. Многие из тех, кто удивляется этой традиции, не задумываются о том, что происходит на Литургии. Когда священник раздробляет Тело Христово перед Причастием на частички и опускает их в Чашу, то верующие вкушают не часть Христа, но принимают Его в свою жизнь целиком, и сами, во всей полноте, становятся частью единого, неделимого Тела Христова.

Когда началась традиция разделения мощей?

Это происходило издревле. Документально мы можем проследить такую традицию уже в IV веке, читая дошедшие до нас письменные источники. Вот, например, что говорит на проповеди святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407 года): «Святые мощи — неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии (они — Т.С.) разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют своё богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются».

Святыни прятали, переносили, теряли, обретали. Есть мощи, которые до сих пор остаются нетленными (святитель Спиридон Тримифунтский, преподобный Александр Свирский), а есть и те, которые со временем истлели. Чем более велика слава почившего святого, тем больше будет храмов и монастырей, которые захотят себе частичку его мощей. Однако не у всех святых оставались мощи. Иногда случалось так, что после кончины мучеников, язычники уничтожали их тела, сжигая их или выбрасывая в воду.

Существует ли порядок перенесения мощей?

Существует. Этот порядок менялся со временем. И в Византии, и на Руси, и в наше время, как правило, это делалось по запросу епископа. Он отправлял официальную письмо в храм или монастырь другой епархии (церковная административно-территориальная единица) с просьбой отделить часть мощей. Эта просьба рассматривалась и, если была такая возможность, частицу отделяли, после чего через доверенного священника, или торжественным крестным ходом, привозили ее туда, откуда поступил запрос. Затем мощи вставляли в икону, либо для них изготовляли так называемый мощевик или реликварий (вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение) и с благоговением хранили в храме.

Бывали ли случаи, когда мощи выкрадывали?

Да, такие примеры есть. Самый хрестоматийный из них — перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. На деле — это было самое настоящее похищение. При этом похитители руководствовались вполне благочестивыми целями. В ту эпоху Византия находилась под постоянной угрозой оккупации турок, и итальянские христиане боялись, что мощи святого в конце концов могут быть подвержены поруганию. Кроме того все мореплаватели средиземноморского бассейна почитали Николая Чудотворца, как своего особого покровителем. Отсюда и возникло желание получить мощи святого в свой родной город. В 1087 году торговый корабль с барийцами причалил к порту Мир Ликийских. Моряки пробрались в храм, в котором покоились мощи святого, и, схватив тамошних монахов, стали допрашивать их, где находится гробница святителя. Один из моряков, — Маттео, — увидев на полу храма мозаику, стал пробивать ее ломом и вскоре обнаружил под ней пустое пространство, где и лежали мощи Николая Чудотворца. Быстро погрузив свое сокровище на корабль, моряки отправились обратно — домой. Уже в Бари частички мощей святителя были направлены в разные места. Одна находится теперь в соборе святителя Николая в Риме, другая во Франции — в Сен-Николя де Порт, третья в Венеции. Похожая история случилась и с «перенесением» мощей апостола Марка из Александрии в Венецию (829 год) и с телом Спиридона Тримифунтского, которое выкрали из Константинополя и привезли на остров Корфу (1456 год).

Существуют ли научные методы проверки исторической подлинности мощей?

Что такое нетленность мощей. Смотреть фото Что такое нетленность мощей. Смотреть картинку Что такое нетленность мощей. Картинка про Что такое нетленность мощей. Фото Что такое нетленность мощей

Существуют. Один из них — радиоуглеродный метод, с помощью которого можно датировать возраст мощей. Любая органика содержит в себе углероды, которые с момента смерти биологического существа, начинают распадаться с известной скоростью — так называемый период полураспада. Ученые измеряют количество углерода, которое остались у изучаемого объекта и затем сравнивают его с тем, сколько его должно было быть изначально. Таким образом удается определить примерную дату смерти, по количеству распавшегося углерода. Этот метод успешно применили во время исследования главы Иоанна Предтечи в городе Амьен. Он показал, что возраст черепа — около 2000 лет. Существует и антропологический (Антропология — совокупность дисциплин, изучающая человека, его происхождение, существование и развитие в природных и культурных средах. — Прим. ред.) анализ, который также применялся во время этих исследований. Он определил, что это голова человека между 35-45 годами, а тип черепа — семитский, что дополнительно указывало на подлинность Главы Иоанна Предтечи.

Кроме того может использоваться индивидуальный историко-канонический анализ. Он осуществляется на основе комплекса различных исторических документов и археологических артефактов. В частности такой анализ требуется для того, чтобы подтвердить, что именно этот город, место или епархия имеет особые права на хранение мощей того или иного святого. Например, через такой историко-канонический анализ было подтверждено, что мощи апостолов Петра и Павла действительно были обретены в Риме, а значит этот город является «родиной» этих святых мощей. Но подобный анализ не всегда представляется возможным. За 2000-летнюю историю существования Церкви, со всеми потрясениями, падениями империй, крестовыми походами и прочими событиями, определить путь той или иной святыни подчас крайне затруднительно. Иной раз исследователи обладают только лоскутками косвенной информации, с помощью которой можно хоть как-то восстановить историю мощей.

Однако важно отметить, что церковное сознание всегда полагалось на свидетельства своего Предания, и такое доверие было оправданным. Все данные научных исследований всегда рассматривались как вспомогательные аргументы, никак не определяющие вопроса о подлинности мощей. В научных кругах долгое время подвергались сомнению многие персонажи и места из Священного Писания. Археологические открытия же XX века большую часть этих сомнений рассеяли. А что будет открыто завтра неизвестно, но Церковь знает своих святых лучше, чем кто либо другой, пусть он и будет держать в руках лупу или измерительный прибор. Для Церкви принципиальным остается только одно свидетельство — признание подлинности мощей самой Церковью через решения церковных соборов и народное почитание.

Проводят ли сами христиане исследования мощей?

Да. Католики, после Второго Ватиканского Собора (1962 — 1965 года), создали целую комиссию, которая должна была определить подлинность всех мощей и реликвий, хранящиеся в монастырях и храмах. За 10 лет были перепроверены все документы, по возможности восстановлена история каждой святыни. В результате проведенная работа отделила те мощи и святыни, чье происхождение и подлинность документально подтверждена, от тех, которые мы можем почитать только верой.

Такие исследования знает и Православная Церковь. Например, в этом году празднуется 25-летие второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, которые были похищены властями в Советский период. Тогда надежды найти его святые останки почти не осталось. Когда в 1990 году поступила информации о том, что возможно в Музее атеизма и религии эти мощи все таки найдены, то была создана комиссия которая провела антропологический и историко-канонический анализы. В результате было достоверно установлено, что найденные останки — мощи преподобного Серафима Саровского. Постоянно появляются противоречивые свидетельства об исследованиях останков Царской семьи.

Важно отметить, что ни в случае с известной католической комиссией, ни в случае научных исследований мощей по запросу Русской Православной Церкви их результаты не были и не могут быть основанием для решения вопроса о подлинности мощей. Последнее, определяющее слово всегда остается за самой Церковью, только Она сама хранит в себе святость и может распознавать ее.

На заставке фрагмент фото Владимира Ештокина.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *