Что такое нетология и какие возможности она дает

Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть фото Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть картинку Что такое нетология и какие возможности она дает. Картинка про Что такое нетология и какие возможности она дает. Фото Что такое нетология и какие возможности она дает

Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть фото Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть картинку Что такое нетология и какие возможности она дает. Картинка про Что такое нетология и какие возможности она дает. Фото Что такое нетология и какие возможности она дает

Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть фото Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть картинку Что такое нетология и какие возможности она дает. Картинка про Что такое нетология и какие возможности она дает. Фото Что такое нетология и какие возможности она дает

Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть фото Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть картинку Что такое нетология и какие возможности она дает. Картинка про Что такое нетология и какие возможности она дает. Фото Что такое нетология и какие возможности она дает

Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть фото Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть картинку Что такое нетология и какие возможности она дает. Картинка про Что такое нетология и какие возможности она дает. Фото Что такое нетология и какие возможности она дает

Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть фото Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть картинку Что такое нетология и какие возможности она дает. Картинка про Что такое нетология и какие возможности она дает. Фото Что такое нетология и какие возможности она дает

Холдинг «Нетология-групп» начинался с очных семинаров по интернет-маркетингу на 10-15 слушателей — несмотря на стабильный доход, этот бизнес не поддавался масштабированию. Перепробовав несколько образовательных моделей, предприниматели полностью оставили офлайн, а затем объединили свой бизнес с другим проектом — курсами для школьников «Фоксфорд». Сегодня в «Нетологии» около 70 программ обучения и более 300 предзаписанных видео-курсов (число выпускников перевалило за 10 тыс.). «Фоксфорд» разрабатывает образовательные курсы и уроки с репетиторами по общеобразовательным предметам для школьников с 3 по 11 классы, программы подготовки к экзаменам, а также программу экстерната — в их базе миллион учеников. Первый инвестор компании уже заработал на ней в три раза больше, чем вложил, а новым инвестором стал миллиардер Алексей Мордашов.

Через три года «Нетология-групп» планирует создать онлайн-университет с единой линейкой программ для обучения в течение 20 лет — с 3 класса школы до окончания профессионального образования и дальнейшего развития карьеры. Но такая концепция родилась не сразу.

«Нетология-групп» в цифрах

млн долларов — общий размер инвестиций, привлеченных компанией до покупки «Севергрупп».

млн учеников зарегистрировано в базе «Фоксфорда».

млн рублей — выручка «Нетологии-групп» за 2016 год.

Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть фото Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть картинку Что такое нетология и какие возможности она дает. Картинка про Что такое нетология и какие возможности она дает. Фото Что такое нетология и какие возможности она дает

Как искали правильную бизнес-модель

«Мы меняли формат курсов трижды в истории компании», — рассказывает сооснователь и генеральный директор Максим Спиридонов. Первые курсы «Нетологии» запустила его супруга Юлия в 2011 году. До этого она продвигала в сети издательский холдинг (от контекстной и баннерной рекламы до аналитики), занималась маркетингом на аутсорсе одновременно с учебой в бизнес-школе RMA, где и пришла идея собственного бизнеса. «Я решила вести семинары по интернет-тематике, быстро давать знания: послушал, внедрил — и дальше пошел», — рассказывает она.

Первыми курсами были офлайновые семинары по интернет-маркетингу на 10 – 15 человек. Поток клиентов был довольно стабильным, но масштабировать бизнес не удавалось. К тому же существенную конкуренцию составляли бесплатные семинары по маркетингу. Помочь в развитии предложил супруг.

Первым делом он решил отказаться от занятий офлайн и перенести курсы «Нетологии» в онлайн — так можно было кратно увеличить число слушателей и весь бизнес. Некоторые лекции приглашенных преподавателей «Нетологии» уже выкладывались в интернет, а теперь семинары преподавателей объединили в трех-четырехмесячные программы.

Спиридонов был не новичок в интернет-бизнесе. В 2007 году он создал pod.fm — платформу для аудио-подкастов в русскоязычном интернете, а в 2009 году запустил аналитическую передачу «Рунетология» — интервью с деятелями Рунета на различных платформах — от радио до интернет-СМИ.

Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть фото Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть картинку Что такое нетология и какие возможности она дает. Картинка про Что такое нетология и какие возможности она дает. Фото Что такое нетология и какие возможности она дает

Клиентов на первые онлайн-курсы привлекали с помощью компаний-партнеров — Спиридонов, хорошо знакомый с интернет-отраслью как журналист и предприниматель, договаривался с отраслевыми медиа, сервисами, такими как Superjob, Reg.ru, и другими проектами. По его словам, они и сами были заинтересованы в образовательных услугах «Нетологии», потому что одновременно получали рекламу и возможность повысить квалификацию сотрудников.

Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть фото Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть картинку Что такое нетология и какие возможности она дает. Картинка про Что такое нетология и какие возможности она дает. Фото Что такое нетология и какие возможности она дает

Сегодня одна из главных составляющих курсов «Нетологии» — интерактивная работа учеников с преподавателями и в группах: совместные проекты, обратная связь по выполненным домашним заданиям, консультации «аспирантов» — выпускников курсов «Нетологии». Помогая проекту, они получают льготный доступ к другим курсам и закрепляют полученные знания.

«Можно посмотреть видео с лекцией в любое удобное время, но люди хотят иметь возможность задать вопросы и это сказывается на желании покупать», — замечает предприниматель.

Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть фото Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть картинку Что такое нетология и какие возможности она дает. Картинка про Что такое нетология и какие возможности она дает. Фото Что такое нетология и какие возможности она дает

Где нашли деньги

Три года онлайн-курсы развивались на деньги создателей. Первая версия сайта обошлась в 300-400 тыс. рублей, но от месяца к месяцу «Нетология» балансировала между прибылью и убытком, его закрывали собственными деньгами, вспоминает Спиридонов. До привлечения первых инвестиций основатели вложили несколько миллионов рублей.

Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть фото Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть картинку Что такое нетология и какие возможности она дает. Картинка про Что такое нетология и какие возможности она дает. Фото Что такое нетология и какие возможности она дает

Фонд рассматривал проекты в сфере EdTech — по словам управляющего партнера Inventure Partners Антона Иншутина, в их списке были курсы подготовки к школьным экзаменам Maximum (показались слишком офлайновыми), компании Eduson.tv, Active Learning (смутил их фокус на B2B-клиентов — этот сегмент плохо масштабируется). «Нетология» привлекла тем, что фокусировалась на прикладном обучении интернет-маркетингу и хотела расширяться по digital-специальностям.

Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть фото Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть картинку Что такое нетология и какие возможности она дает. Картинка про Что такое нетология и какие возможности она дает. Фото Что такое нетология и какие возможности она дает

Зачем объединились с сервисом подготовки к ЕГЭ

Через несколько недель после первых инвестиций от Inventure Partners Спиридонов на «Российском интернет-форуме» познакомился с основателями образовательного проекта «100ЕГЭ». Преподаватель МФТИ Алексей Половинкин и проджект-менеджер Максим Древаль (присоединился к «100ЕГЭ» через полтора года после основания) пять лет готовили школьников к олимпиадам и экзаменам — ГИА и ЕГЭ — на онлайн-курсах. Компания рассчитывала на желающих поступить в МФТИ, рассказывает Половинкин. Сначала за счет личных связей приглашали сильных преподавателей этого вуза, а когда спрос вырос — преподавателей МГУ и авторов школьных учебников. «Это конкурентное преимущество компании — ребенок из любого региона России может получать знания у таких профессионалов», — объясняет Половинкин.

— Мы разговорились с Максимом Спиридоновым и поняли, что одинаково смотрим на перспективы онлайн-образования, — мы как раз думали выходить в профессиональное образование, а «Нетология» смотрела на наш сегмент. Конкурентами мы не были, у нас с ними была экспертиза в разных областях и мы могли быть взаимно полезны, — вспоминает Максим Древаль.

Древаль и Половинкин тогда искали инвестора, общались и с Inventure Partners. Не зная, что основатели двух проектов уже знакомы, в фонде их познакомили повторно. Стало очевидно, что объединение поможет обеим компаниям, усилив их позиции на рынке. В «Нетологии» был сильный отдел маркетинга, зато у «100ЕГЭ» была сильнее разработка, продукт и методическая часть — удержать школьников за партой на онлайн-уроке весьма непросто.

генеральный директор курсов подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Maximum:

Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть фото Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть картинку Что такое нетология и какие возможности она дает. Картинка про Что такое нетология и какие возможности она дает. Фото Что такое нетология и какие возможности она дает

Самая большая проблема образовательного процесса, не только в онлайне, — мотивация и вовлеченность. Для повышения мотивации мы стараемся правильно выбирать преподавателей (у нас часто преподают аспиранты, которые мотивируют собственным примером), работаем над структурой курсов и проверкой результатов. Сейчас завершаемость курсов у нас около 85%.

Другая сложность образовательного бизнеса — отсутствие гарантий. Человек поступил в МГУ, но его могут и выгнать: не будет учиться сам — ничего не получится. Есть и проблема с качеством: люди в целом недовольны репетиторами, у которых нет ресурсов системно обновлять подходы к преподаванию. Есть репетиторы, к которым очередь, но таких меньшинство.

основатель и генеральный директор курсов по подготовке к ЕГЭ LUDI:

Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть фото Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть картинку Что такое нетология и какие возможности она дает. Картинка про Что такое нетология и какие возможности она дает. Фото Что такое нетология и какие возможности она дает

Главная сложность в онлайн обучении — вовлечённость учеников. Задача организаторов — дать преподавателю инструменты для мотивации, контроля, общения с учениками и обеспечить ученику внимание и поддержку. Будущее онлайн-обучения я вижу в большей индивидуализации и более качественном контенте. Личное внимание и крутые материалы помогут ученикам больше и лучше учиться, получать более высокие результаты. В 2014-2015 годах я преподавал в «Фоксфорде». В компании мне не хватало внимания к содержанию учебной программы, образовательному контенту и успехам отдельных учеников. Зато книги с корпоративной книжкой полки помогли запустить собственный образовательный центр.

Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть фото Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть картинку Что такое нетология и какие возможности она дает. Картинка про Что такое нетология и какие возможности она дает. Фото Что такое нетология и какие возможности она дает

Спиридонов признается, что у него изначально были слишком «радужные» ожидания, и перечисляет трудности: «В первый месяц был шок от объединения — два коллектива, задваивание позиций, «непонятки» с зоной ответственности».

Интеграцию завершили за полгода — объединили отделы разработки и маркетинга. Команда нового холдинга (почти 100 человек) за два года обновилась на 60%. Алексей Половинкин и Максим Древаль заняли, соответственно, посты директора по развитию и исполнительного директора объединенной компании (Древаль ушел из компании в октябре 2017 года заниматься собственным проектом).

«100ЕГЭ» провел ребрендинг (теперь это «Фоксфорд»), а «Нетология» перестроила формат курсов по опыту новой команды — логику занятий, тестирование, составление программ, проверку заданий.

В 2014 году совокупный оборот компаний был около 100 млн рублей, но «синергию», чтобы начать интенсивно расти, создать удалось не сразу. В 2015 году, по данным «СПАРК-Интерфакс», выручка объединенной компании составила почти 115 млн рублей, прибыль — 33 млн рублей. Данных за 2016 год нет, но, по словам Спиридонова, оборот увеличился вдвое, до 300 млн рублей, — эффект объединения наконец отразился на доходах.

Три урока в образовательном бизнесе от Максима Спиридонова:

Онлайн-образование требует сопровождения, наставничества, чтобы слушатель/студент мог качественно освоить материал. Полученные знания закрепляются в общении с преподавателями и сокурсниками. В формате read-only это невозможно.

Слияние двух компаний/команд — болезненный и непредсказуемый процесс. Необходимо обладать мудростью и смекалкой, предпринимать большие усилия, чтобы компании смогли перестроить свою деятельность под новые реалии.

Продукт, не оправдавший гипотез, необходимо изменять, чтобы он заинтересовал потребителя и мог развиваться дальше.

На пути к онлайн-университету

При объединении в компании было два бизнес-юнита — курсы «Нетологии» для взрослых и курсы «Фоксфорда» для школьников. Сейчас их восемь: образовательные лагеря для школьников, экстернат, занятия с репетиторами, курсы повышения квалификации для учителей, завучей и директоров, курсы для преподавателей по тайм-менеджменту и развитию эмоционального интеллекта у детей, практические онлайн-конференции. С 2014 года платных пользователей — учеников и учителей — стало в 20 раз больше.

Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть фото Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть картинку Что такое нетология и какие возможности она дает. Картинка про Что такое нетология и какие возможности она дает. Фото Что такое нетология и какие возможности она дает

Заработать на школьниках

в России. Год назад Mail.Ru Group купила около 50% в сервисе для онлайн-обучения программистов Geekbrains (сумма сделки не разглашалась). 30 августа о создании совместного образовательного проекта с издательством «Просвещение» объявил «Яндекс». Компания планирует за следующие четыре месяца набрать миллион слушателей бесплатных онлайн-курсов по подготовке к выпускным школьным экзаменам.

По данным совместного исследования ФРИИ, ВШЭ и «Нетологии-групп», объем рынка дополнительного школьного онлайн-образования — 3,6 млрд рублей. Это всего 2,7% от офлайнового рынка (130 млрд рублей) или колоссального рынка общего школьного образования (572 млрд рублей), где онлайн представлен слабо. Для сравнения, онлайн-доля рынка дополнительного профессионального образования, стоимость которого в исследовании оценили всего в 105 млрд рублей, — 6,7%.

В 2012–2014 годах на российском рынке онлайн-образования был ажиотаж — много инвестиций, новых проектов. Немало из них «обожглись». При этом проблема часто в том, что школьники и родители просто не знают о возможности получать образование в онлайне. К такому выводу в «Фоксфорде» пришли в результате телефонных опросов. Но рынок онлайн-образования интенсивно растет — в среднем, на 20% ежегодно, замечает Древаль.

Современные школы хорошо обучают детей элементарному английскому, а на ступенях выше успешность снижается, замечает основатель и генеральный директор SkyEng Александр Ларьяновский. По данным собственного исследования компании с участием 82,5 тысяч школьников, в 11-м классе только 13,8% участников решили задания уровня ЕГЭ с высшим результатом, а вот семиклассники справились с заданиями лучше. Следовательно, курсы дополнительного школьного образования будут все более востребованы, считает Ларьяновский.

Рынок «Фоксфорда» более масштабный, но пока проект приносит столько же, сколько курсы «Нетологии». На рынке школьного образования меньше средний чек, а курсы по подготовке к экзаменам — ЕГЭ и ОГЭ, — составляют только 15% от него. Остальные 85% — частные репетиторы, а этим сегментом «Фоксфорд» начал заниматься только в этом году. «Основная сложность в развитии школьного онлайн-образования — консерватизм родительской аудитории, — замечает Алексей Половинкин. — Мы по-прежнему наблюдаем большое недоверие к качеству образования. Родителям проще обращаться к знакомым, проверенным репетиторам «на дому», чем полагаться на что-то новое». Поэтому в «Фоксфорде» особое внимание уделяют подготовке учителей: компания создает инструменты для упрощения работы в онлайне, помогает ориентироваться в образовательных стандартах, как государственных, так и вузовских.

Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть фото Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть картинку Что такое нетология и какие возможности она дает. Картинка про Что такое нетология и какие возможности она дает. Фото Что такое нетология и какие возможности она дает

Часть денег, привлеченных в сделке с «Севергрупп», — несколько миллионов долларов — компания вложила в федеральную рекламную кампанию на телевидении, чтобы «как можно глубже зайти в рынок». Древаль рассчитывает, что сегмент репетиторства «в разы» увеличит обороты «Фоксфорда»: помимо того что это больший рынок, репетиторы решают главную проблему онлайн-обучения — во время индивидуального занятия проще удержать концентрацию школьников. Спиридонов полагает, что за счет репетиторов «Фоксфорд» сможет нарастить свою долю в общей выручке компании до 60-70%.

Источник

Образовательная площадка Нетология: обзор бесплатных и платных курсов, отзывы учеников + промокод на скидку

Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть фото Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть картинку Что такое нетология и какие возможности она дает. Картинка про Что такое нетология и какие возможности она дает. Фото Что такое нетология и какие возможности она дает

Всем привет, дорогие читатели! Сегодня ускоренными темпами мир меняется, с ним изменяемся и мы. Поэтому профессии, которые раньше были востребованы, уже неактуальны. На замену им приходят другие, чаще всего связанные с компьютерами и виртуальным миром. Образовательная платформа “Нетология” предлагает много мощных курсов для нашей адаптации к новым условиям жизни. Можно даже сказать, что сегодня компания “Нетология-групп” – лидер на рынке в сфере онлайн-образования. В этой статье мы рассмотрим, что предлагает Нетология, какие профессии мы можем вместе с ней освоить уже сейчас и что для этого потребуется. Дам промокод на 10-процентную скидку на все курсы. Это будет интересный и полезный обзор – не переключайтесь!

О компании

Netology-group.ru – официальный сайт компании. Работа проекта по образованию пользователей началась раньше, чем была зарегистрирована компания, – с 2009 года. За время своего существования образовательный проект имеет:

Полное название организации – Центр онлайн-обучения Нетология-групп. Она начала свое существование с 23.05.2013. Находится по адресу: 117105, Москва, Варшавское шоссе д. 1, с. 17, W Plaza-2, офисы: B-308, B-202, A-103, A-105, A-107, A-407. Подробные сведения об организации.

Платформа сформулировала свою миссию: формирование линейки образовательных продуктов, которые закрывают потребность человека в образовании в течение всей жизни.

Активно использует формулу 3+1:

Компания позиционирует себя как платформа для онлайн-курсов.

Направления обучения и курсы

Рассмотрим вкратце основные обучающие направления и их программы обучения.

Нетология

Нетология – здесь собраны онлайн-программы для обучения взрослых, их переквалификации и получения новой профессии. Разберем Нетологию сегодня более подробно.

Вот несколько популярных курсов:

Нетология в соцсетях:

❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗

Это канал о заработке денег и саморазвитии. В нем я публикую посты, аудио- и видеосообщения. Объясняю все простым языком и никакого спама.

Фоксфорд

EdMarket

EdMarket – проект направленный на обучение новым профессиям 21-го века на рынке услуг.

Также у Нетологии сейчас есть такие проекты:

Учиться бесплатно с Нетологией

Нетология предлагает более 180 бесплатных курсов, вебинаров, митапов и материалов от экспертов по разным темам. Перечислю несколько:

Здесь есть мини-курсы, которые длятся всего несколько часов, но есть также полноценные, с обучением больше месяца.

Что в личном кабинете

Личный кабинет нужен для удобства и считывания ваших данных при выдаче дипломов или удостоверений. Но если вы просто хотите узнать о нескольких курсах подробнее, форму с личными данными можно не заполнять. Главное – запомнить логин и пароль.

После заполнения формы с личными данными спросят, что вы хотите изучать. Выбирая тему, вы подстраиваете под себя направление обучения. И ниже в окошке будет бесплатный курс Digital-старт: первый шаг к востребованной профессии. Здесь вы узнаете, к какой профессии у вас больше способностей.

Удобство личного кабинета в том, что вы можете увидеть перечень курсов, которые прошли или проходите + ниже в окошке отображаются бесплатные программы, которые вы хотите пройти или уже проходили.

Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть фото Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть картинку Что такое нетология и какие возможности она дает. Картинка про Что такое нетология и какие возможности она дает. Фото Что такое нетология и какие возможности она даетЛичный кабинет

Промокод / Скидки на обучение

Каждый месяц Нетология дарит студентам и ученикам скидки и акции. При заказе каждого курса вам высветятся действующие акции. Например, при полной покупке программы вы спокойно можете сэкономить 5 000–10 000 руб. в зависимости от тематики курса.

Также можно получить налоговый вычет за обучение. Эта программа работает, если вы официально оформлены и платите государству 13% подоходного налога. Тогда часть денег, уплаченных за обучение, можно вернуть. Эта социальная льгота действует в течение 3 лет после оплаты обучения. Кроме учебы, налоговый вычет можно получить за лечение, покупку или продажу жилья. Вернуть можно 13% стоимости обучения, но не более 15 600 руб. в год.

Еще вы можете воспользоваться промокодами. Держите ( действует до 28.02.2021; скидка на все онлайн-курсы; не суммируется с действующими скидками и другими промокодами ):

Отзывы студентов о курсах Нетологии

Пользователь FE-ya поделилась своими впечатлениями о платформе. Говорит, что проходила несколько платных и бесплатных курсов. Они помогают ориентироваться в профессии, довольно широкий набор услуг, и дают много знаний.

Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть фото Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть картинку Что такое нетология и какие возможности она дает. Картинка про Что такое нетология и какие возможности она дает. Фото Что такое нетология и какие возможности она даетОтзыв ученика о Нетологии

Aradyuk74 написал, что проходил обучение по профессии таргетолог. Курс понравился, получил много знаний в сфере рекламы.

Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть фото Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть картинку Что такое нетология и какие возможности она дает. Картинка про Что такое нетология и какие возможности она дает. Фото Что такое нетология и какие возможности она дает

Lanoshka написала, что училась на тестировщика IT. Понравилось, что первое занятие бесплатно, поэтому можно понять, по адресу вы обратились или нет. Программа интенсивная, усваивать быстро непросто. За 5 месяцев освоила абсолютно новую для себя профессию. На данный момент совмещает теорию с практикой.

Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть фото Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть картинку Что такое нетология и какие возможности она дает. Картинка про Что такое нетология и какие возможности она дает. Фото Что такое нетология и какие возможности она дает

Yulia1307 написала, что довольна знакомством с образовательной платформой. Изучала курс SMM, довольна, что преподавателем был Павел Гуров. Отмечает, что ближе к концу набора, уже перед самым стартом, цена на обучение падает. Знания стоящие, и радует их практичность.

Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть фото Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть картинку Что такое нетология и какие возможности она дает. Картинка про Что такое нетология и какие возможности она дает. Фото Что такое нетология и какие возможности она дает

Sukhenko-n очень довольна обучением в сфере маркетинга. На курсах можно повышать квалификацию, стажироваться. Понравился формат обучения: лекции, вебинары. Хорошая обратная связь и консультации практикующих специалистов.

Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть фото Что такое нетология и какие возможности она дает. Смотреть картинку Что такое нетология и какие возможности она дает. Картинка про Что такое нетология и какие возможности она дает. Фото Что такое нетология и какие возможности она дает

Заключение

Нетология – серьезный образовательный проект, который дает знания по востребованным на сегодняшний день специальностям. Мы с вами изучили компанию, рассмотрели несколько их бесплатных и платных курсов, почитали независимые отзывы учеников. Теперь вам осталось решить для себя: хотите обучаться у них или нет.

Так уж получается, что человек учится всю жизнь, даже использование бытовых приборов требует обучения. Поэтому не смущайтесь от слова “учиться” – оно принесет вам много полезного, а главный приз – заработок в новой профессии. И Нетология вам точно в этом поможет. Если вы, конечно же, серьезно отнесетесь к обучению и не будете лениться. Кстати, тоже подметила для себя несколько программ и курсов, которые хочу освоить.

Желаю вам приятного обучения в радость и на пользу! Не забывайте делиться впечатлениями в комментариях во время и после учебы. Для нас очень интересно и ценно ваше мнение!

Источник

«Нетология-групп»: неоконченная история одного стартапа

Любые рецепты о том, как сделать стартап ещё одним Google или Facebook, в какой-то степени лукавство. Точный рецепт не знают даже бизнес-ангелы и венчурные фонды. Но всегда полезно изучить путь тех компаний, которые выросли из двух-трёх энтузиастов до средней или крупной компании с сотнями сотрудников и миллионными оборотами.

Одним из таких рецептов сначала на РИТ++, а затем в дополненной версии на лектории, организованном vc.ru, поделился Максим Спиридонов, сооснователь «Нетологии-групп».

Это история о том, как два человека начали бизнес-проект в 2011 году и к 2019 году вырастили его до 1000 сотрудников и оборота в 1 млрд рублей. Максим рассказал, с какими трудностями ему и его коллегам пришлось столкнуться на этом пути, как они их решали и к чему пришли сейчас.

Мы расшифровали выступление Максима. Надеемся, его рассказ вдохновит вас продолжать движение вперёд и убережёт от некоторых ошибок в управлении компанией.

«Нетология-групп» — образовательный холдинг с выручкой около 1 млрд рублей в год, состоящий из трёх брендов:

«Нетологию» не раз включали в различные рейтинги, в том числе:

Я бы хотел, чтобы, читая эту историю, вы вместе со мной поняли логику тех решений, которые принимались, и, возможно, сэкономили для себя время и деньги, которые неизбежно теряются, когда ты не соблюдаешь базовые правила бизнеса.

Меня часто спрашивают в интервью, как я добился успеха. Я уже привычно отвечаю, что я его ещё не добился. История нашего стартапа не закончена. Причём это не кокетство, а объективная оценка того, что есть. Понимаю, что каждая точка — это просто движение. Я считаю, что есть два типа жизни (по Горькому): горение и гниение.

Покуда ты бежишь, несёшься как угорелый, покуда есть у тебя большие цели, которые в идеале находятся за пределами жизни, ты можешь создать что-то крутое и есть некая жизнь, энергия в том, что ты делаешь.

Когда ты остановился, успокоился, в категории бизнеса ты решил, что у тебя кэшфлоу, компания и так приносит деньги, скорее всего, развитие приостанавливается. Эта приостановка может занять долгие годы, но это происходит неизбежно.

Многие, наверное, читали Адизеса. Есть цикл жизни компаний с разными периодами — развитие, зрелость и, к сожалению, спад. Мы сейчас находимся в периоде активного развития, или юности, по Адизесу.

Но как мы пришли в ту точку, где сейчас находимся?

Сперва, как и все, мы начинали с увлечения. Мы — это я и моя теперь супруга Юля. Тогда, тёплой весной 2011 года, вместе с «Нетологией» зарождались наши отношения.

Началось с того, что Юля была маркетологом и хотела уйти с работы по найму. Думаю, это знакомо многим. Она решила: если она маркетолог и ей нравится учиться, значит, ей надо учить. И она стала организовывать семинары по интернет-маркетингу в офлайне — достаточно типичная история.

Подавляющее большинство предпринимателей на вопрос, как вы начали свой первый бизнес, отвечают: «Так получилось». Так сложились обстоятельства, и человек стал продавать кирпич или проводить семинары по интернет-маркетингу.

На самом деле прекрасно заниматься тем, что тебе нравится, и нужно заниматься тем, что тебе нравится. Более того, есть две важнейшие компоненты, необходимые любому основателю компании: материальная и нематериальная, инь и ян.

Материальная — понятный набор навыков управленца: умение понимать рынок и читать его, умение работать с людьми и предугадывать тренды, качества стратега-визионера, лидера, администратора, наставника. Это скорее хард-скиллы.

Нематериальная, софт-скиллы, — некий коэффициент энергии, способность быть одержимым идеей.

Второе очень важно — хотеть чего-то большего и любить. Но, к сожалению, часто молодые предприниматели забывают о первой части. И возникает то, о чём я дальше расскажу.

Есть люди, которые оказались в бизнесе, потому что так вынесло: digital-агентство, маркетинговое агентство, веб-студия. А потом они доросли до потолка и попали в ловушку самозанятости.

В начале мы всё делали сами. Я как раз отошёл от управления парой проектов и стал помогать Юле. А она вела семинары, организовывала всё это, отвечала на звонки. Я вынужденно занимался сайтом, писал тексты, чуть ли баннеры не рисовал. Всё это прекрасно, но это не бизнес.

Это один из ключевых моментов и некий этап управленческого роста, который важно пройти и который не проходят большинство предпринимателей, — понять, что ты самозанятый, а не бизнесмен, что бизнес у тебя не отделяем и необходимо с этим что-то делать.

Нам нужно было получить достаточное количество денег, для того чтобы обеспечить возможность существования текущей конструкции, развития, а в идеале — построение отделяемой инфраструктуры. Деньги — кровь бизнеса.

Один из векторов, который я рекомендую с самого начала держать в голове, — мысль о том, что бизнес, пускай не сегодня, но завтра-послезавтра, должен стать отделяемым от предпринимателя, потому что появляются другие интересы, возникают форс-мажоры. Кроме всего прочего, это качество мастера — строить бизнесы, а не рисовать конструкции для самозанятости.

Мы перестроились и началась следующая фаза. Мы стали широкоформатной образовательной компанией, оставаясь в тематике digital-профессий. Помимо интернет-маркетинга, появилась аналитика, product-менеджмент, зачатки data science.

Работали для конечных клиентов и проводили в основном офлайн-мероприятия:

Мы искали, как разработать продуктовую линейку таким образом, чтобы получить достаточное количество продуктов для обеспечения команды, которая к тому времени резко выросла.

Если сначала нас с Юлей было двое и ещё пара человек, мы естественным образом набрали людей, которые занялись контентом, маркетингом, сайтом, разработкой и всем, что нужно. Стали делать свою платформу для работы с клиентами. Всё было хорошо, но дальше мы уткнулись в следующую проблему.

Мы, забегая в туда, куда нам хотелось забежать (справедливости ради, Юля забегала, я бежал за ней, чтобы помочь, и попутно ухаживал за девушкой, которая мне нравилась), не подумали о рынке. А это большая ошибка.

Есть выражение, которое мне чертовски нравится: «Не бывает малых предпринимателей, бывают маленькие рынки. Выбрал рынок — выбрал судьбу».

Мы выбрали свой рынок — это был рынок обучения digital-профессиям в офлайне в 2011–2012 годах. На тот момент очень маленький рынок. Маленький в количестве денег, которые потребители готовы были тратить на эту радость. Осознав проблему, мы начали её решать. (О том, чем отличаются стратегии присутствия компании на зрелом и незрелом рынке, читайте в этой статье — прим. ред.)

Пивот был болезненным. Прошло два года с начала нашего бизнеса, и Юля, которая изначально тянула всё на себе и была это время гендиректором, сказала: «Я больше не могу!»

Очень хорошо помню тот разговор. Это были новогодние праздники, мы были в отеле в Юго-Восточной Азии, который я в качестве подарка ей подогнал. Я помню на фоне пальм беседу: «Всё, хорош!» В этот момент «Нетология» могла закончиться, не начавшись, потому что это была маленькая командочка в несколько человек.

Но упрямство, которое мне присуще, заставило меня сказать: «Слушай, мы два года этим занимались, вложили столько сил в этот проект, набрали экспертизу и пользовательскую базу. Кажется, что с этим можно сделать что-то осмысленное. Я возглавлю проект». С того момента я стал гендиректором компании «Нетология», а потом и «Нетологии-групп».

Первое моё решение — пивот, перевод бизнеса в онлайн.

Я это сделал, потому что онлайн-рынок больше. В Москве очень мало получалось зарабатывать, как бы мы ни крутились. Руководителю современного бизнеса важно думать не только про бизнес и деньги, но и о продуктах. Нужно понимать, почему такой продукт нужен именно в это время именно в этом рынке и как его можно сделать лучше.

Переход в онлайн расширил нашу географию, подключив регионы и другие страны. Десятки двух- и трёхдневных семинаров переформатировали в комплексные программы на два-три месяца по digital-профессиям.

Это были две профессии: интернет-маркетолог и руководитель интернет-магазина. Тогда электронная коммерция была на хайпе. Был смысл туда соваться маленьким предпринимателям, сейчас уже нет.

Что в итоге получилось:

Это всё решения, которые помогают бизнесу быть эффективнее, логичнее и развиваться лучше.

Мы стали весёлой онлайн-компанией первой итерации с программами по интернет-маркетингу и вокруг этого и начали строить свою образовательную платформу.

Так мы ковырялись, наверное, около полугода. Но довольно скоро встали перед следующими проблемами (это довольно частая история, связанная с так называемой дивидендной моделью стартапа):

Дивидендная модель бизнеса — это когда в бизнес вкладываются деньги людьми (основателями, акционерами — неважно) для того, чтобы зарабатывать регулярные дивиденды (ежемесячные, ежегодные), то есть получать проценты от дохода бизнеса.

Венчурная модель — это модель бизнеса, в который вкладываются деньги в быстрорастущий актив, где бизнесом является по большому счёту стоимость этого актива. То есть ты вкладываешь деньги в условный Facebook на ранней фазе, он вырастает за год или за пять лет в 200 раз, ты увеличил свои вложения в 200 раз.

Ясно, что такие случаи, как Facebook, крайне редки и чаще эти затеи прогорают. Но это часть венчурного бизнеса. Суть венчура именно в том, чтобы найти стартапы, разложить по ним деньги и дальше spray and pray, «раскидывай и молись».

По статистике, из венчурных стартапов десятки умирают, несколько остаются на средних показателях, и один-два могут прорваться и вырасти, если не в Facebook, то в Ozon или в Avito.

Я понял, что с дивидентной моделью мы денег не привлечём. Кроме того, мы были непонятны инвесторам, которые работают в дивидендной модели. Мы стали искать, как переформатировать бизнес в венчурную модель, понятную инвесторам.

Инвесторы при отборе проектов смотрят на три вещи:

Ещё инвесторов хлебом не корми, а дай им бенчмарки. Они должны понимать, что ваш проект «Uber для мусоровозов» или «Delivery Club для филателистов».

Чтобы найти бенчмарки для венчурной модели в России, есть машина времени — можно смотреть на Штаты, Западную Европу или Китай. Правда, с Китаем сложнее — там всё по-китайски, но там тоже очень интересный рынок. Индия тоже развивается. Мы воспользовались машиной времени. (О том, как показать инвестору финансы компании, рассказала Наталья Баранова из Invitro — прим. ред.)

Наш пивот превратил нас, как мы это называли, в русский Lynda.com. Это образовательный проект, который сейчас принадлежит Linkedin. Тогда он был независимым. Нам очень помогло, что в момент нашей перестройки под такую модель, маркетплейс видеокурсов, шла сделка Linkedin по покупке Lynda.сom. Я так и говорил на питчах: «Мы — русский аналог Lynda.com».

Это был 2014 год — время, когда внимание к рынку онлайн-образования стало нарастать. Хайпа, который возник чуть позже, ещё не было, но было уже что-то серьёзное.

Мы получили свой первый раунд под немножко «запивоченную» дополнительную модель из образовательной компании, которая делает длинные образовательные программы с обучением базовым навыкам интернет-профессий, на деле состоящие из вебинаров и домашних заданий. По факту это был оцифрованный офлайн.

Мы выбрали модель Lynda.com и упаковали её как кейс для инвесторов. Кстати, тоже отдельная тема — упаковка кейса для инвестора. Есть определённые правила, подходы, стандарты. От того, как ты упакуешь для инвесторов кейс, сильно зависит, получишь или не получишь деньги, точнее — сначала внимание, а потом деньги.

Буквально через два месяца после раунда я встретился с ребятами из «Фоксфорда». Тогда этот школьный проект назывался по-другому. Слово за слово мы посчитали, что мы друг друга хорошо дополняем — нужно объединяться.

У них своя развёрнутая образовательная платформа — более крутая, чем наша. Наша маркетинговая экспертиза лучше, чем у них, мы можем объединить команды и идти в двух направлениях разом, школьном и digital-профессий, увеличивая количество этих направлений. В итоге мы идём как образовательный холдинг, который размножается почкованием.

В теории всё хорошо, но по факту это довольно сложное и не самое приятное упражнение — М&А, слияние компаний. Сначала был раунд инвестиций, статьи, пресса, Forbes с большой статьей: «Молодцы! Онлайн-образование жжёт! «Нетология-Групп» такая интересная!» Наши инвесторы тоже были довольны таким publicity.

Мы слились в новом офисе — это тоже классика. Сейчас я понимаю, что этого можно было не делать. Как минимум половину денег мы потратили нецелевым образом, можно было эффективнее.

Один из лайфхаков для тех, кто вдруг получит инвестиции: с ними у вас будет огромное искушение использовать их на то, что не имеет прямого отношения к бизнесу. Правильное и честное отношение к этим деньгам управленца в том, чтобы по каждой трате задавать себе вопрос, как будто для вас это последний рубль, даже когда у вас на счету десятки миллионов долларов.

Сейчас мы так не делаем, а тогда была эйфория. Машины, конечно, мы себе не купили, деньги использовались строго на компанию. Но многое использовалось недостаточно эффективно, надо это сейчас признать. К сожалению, это кейс для 99% молодых стартапов. И тут наступило самое страшное.

Когда в «Нетологии» было 20–30 человек, это был максимальный по размеру коллектив, которым я руководил в своей жизни. До этого у меня был десяток коллективов, своих же бизнесов, и я понимал, как ими управлять. А тут у меня под руководством разом больше сотни человек, большая административная инфраструктура, большие вопросы, касающиеся акционерных, операционных, продуктовых, маркетинговых моментов, которые нужно утрясать.

В общем, опуская детали, скажу, что через пару месяцев такой «радости» у нас в коллективе сильно возросло напряжение, прямо электричество.

Люди ощущали себя некомфортно. При М&А возникает наложение функций и оказывается, что есть маркетолог по email, а тут ещё один email-маркетолог, тут специалист по контекстной рекламе и тут специалист по контекстной рекламе: зачем нужны два? Часто достаточно одного, плюс ещё агентство подключить, и всё будет замечательно.

Компанию лихорадило несколько месяцев. Моя управленческая незрелость была в том, что я не нашёл, каким образом её успокоить, дал этому развиваться. Подмазывал какие-то прыщики локально, а болезнь не лечил — точнее, не умел лечить.

Мы были вынуждены начать сокращение. Помимо прочего, один из ключевых сотрудников, коммерческий директор, на которого я делал большую ставку, видимо, спятил и в течение нескольких недель пытался уговорить весь свой департамент уволиться в один день.

Он был занят этим full time. Я подхватил тему буквально в последний момент, когда он организовывал эту фронду. Мне удалось нормализовать ситуацию, проведя очную ставку с выяснениями: «Как ты мог, предатель?»

Он говорил людям, что у компании заканчиваются деньги, что всё пропало. Тогда действительно была проблема с деньгами, но они не заканчивались. Он всё драматизировал и уверял, что нужно немедленно катапультироваться, иначе всем будет очень плохо.

Кончилось тем, что на фоне нервотрёпки я оказался в больнице. Сам от себя не ожидал. Совет директоров, от которого зависело многое, я реально вёл под капельницей по Skype, не говоря инвесторам, что нахожусь в больнице. Я полагал, что этот факт может очень сильно помешать и повлиять на их решение, дадут они кредит или не дадут. А компания остро нуждалась в этих деньгах.

Я провёл десятки предельно неприятных разговоров. С тех пор у меня нет никаких проблем с увольнением людей. Я так же не люблю это делать, но просто знаю, как это делается. (О том, как устранить чувство вины из процесса управления, читайте в статье о Wemake.services — прим. ред.)

Дальше мы пересмотрели зоны ответственности менеджеров. И как-то постепенно, месяц за месяцем, жизнь стала налаживаться, команда начала даже как-то дышать.

Это фотография тех времён с празднования Хэллоуина. Вряд ли я так ходил постоянно. Тогда мы заглянули в пропасть и… отошли.

Начали открывать новые направления бизнеса. До этого был маркетплейс видеокурсов, который не очень взлетел, поэтому мы начали его схлопывать, сегодня он практически не существует.

Оставались большие программы по обучению профессиям, их число росло. Как ни странно, мы для себя заново открыли офлайн. Поняли, что по прошествии времени офлайн-обучение стало новым предметом роскоши и при правильной подаче оно хорошо продаётся.

Главное, стоит оно дороже по сравнению с онлайн-продуктом. Поэтому сейчас у нас есть онлайн-, офлайн- и смешанные продукты, разумеется, в области образования.

Определённые продуктовые подвижки и коммерческие успехи немножко подняли моральный дух — это очень важно. До этого в течение года была очень болезненная история. Дальше мы поняли, что стабилизировались, но инвестиции кончились окончательно.

Компания прошла этапы отношения к цифрам и финансам от примерных расчётов на коленке до сегодняшней визуализации в онлайне на табло.

У нас проходят регулярные планёрки по бизнес-юнитам: как происходит движение понедельно, помесячно в разных раскладах, относительно разных сценариев плана, по всем бизнес-юнитам, по всем брендам. Всё это в реальном времени показывается в системе визуализации.

Если бы я с самого начала так считал деньги, офис выбрал бы подешевле. Кроме того, это дисциплинирует вас как управленца, когда начинаешь мыслить категориями: «Этот рубль я отдам за что? Он того стоит или можно найти подешевле?» Так учишь мыслить и своих людей.

Не должно доходить до скопидомства — очень важно не экономить на скрепках, потому что это рождает нездоровую атмосферу. Экономить нужно по-крупному — есть задача, которая стоит N млн, точно нужно провести тендер или разобраться, можно ли сделать её дешевле.

Когда ты прибылен, это автоматически включается в расчёты твоей оценки и получается, что маленькая прибыль тебя роняет. То есть лучше быть немножко убыточным, но активно расти, чем быть слегка прибыльным, но расти хуже. У такого стартапа оценки ниже. Мы это имели в виду, когда стали задумываться о том, как нам ещё быстрее расти.

Деньги есть, компанию даже собираются подпитать дополнительно наши инвесторы: «Нам сейчас дивиденды не нужны, нужно рост продолжать!» Мы в то время уже имели два венчурных фонда на борту и несколько раундов инвестиций на несколько миллионов долларов. Цель же любого венчурного фонда — продать долю стратегу.

Это стандартный инвестиционный цикл венчурной модели: развитие на средства основателей, потом на посевные инвестиции (от бизнес-ангелов), затем несколько венчурных раундов. Все участники этого цикла, вкладываясь на этапе роста на разных меняющихся оценках компании, ждут, что в итоге оценка станет больше (в идеале — больше миллиарда) и их доли выкупит какой-то стратег.

Поэтому, кстати, некая рекомендация: если вы строите стартап с прицелом на то, что он может быть кем-то куплен, если вы думаете о венчурной модели, одним из важнейших пунктов вашей инвестиционной презентации должен быть «Мои стратеги в будущем».

Мы изначально понимали, что наши стратеги в будущем — корпорации, которые нас могут купить: Mail.ru Group, «Яндекс», «Просвещение» (крупнейшая образовательная компания страны, она государственная, но очень богатая). Со всеми ними мы вели и продолжаем вести переговоры.

В 2015 году у нас родилась идея раскачать наш школьный проект «Фоксфорд» телевизором. Мы подумали, что нужно прямо сильно нашуметь в федеральных каналах, что мы и сделали. В итоге мы получили ещё один раунд инвестиций и стратега.

Это компания Алексея Мордашова, которая управляет в основном активами тяжёлой промышленности, но с недавних пор решила также пойти в развитие человека, в том числе в образование. В тот момент начался хайп вокруг онлайн-образования.

И тут возникла другая проблема.

Когда ты из психологии стартапа перестраиваешься в систему взаимодействия с людьми из крупного корпоративного бизнеса, которые мыслят категориями тяжёлой промышленности («Северсталь», «Звезда», «Нордголд») — это, конечно, тяжело.

Решением здесь является настройка эффективного корпоративного управления:

Корпоративное управление — это совет директоров, который номинально является руководителем компании и который назначает гендиректора.

Компания не может существовать без гендиректора, потому что нужно принимать оперативные решения, подписывать счета, договоры. Но над гендиректором стоит совет директоров, и он имеет право вето по ряду ключевых вопросов.

В моём случае, например, это сделки выше определённой суммы (несколько миллионов рублей), назначение топ-менеджмента выше определённых зарплат (несколько сотен тысяч рублей), то есть первая линейка C-Level — CEO, CTO.

В такой ситуации нужно правильно построить отношения с советом директоров. Это люди частично от нас, частично от акционера. Отдельная песня — как общаться с корпоративными менеджерами, которые всю жизнь проработали в структурах корпораций и пришли ко мне директорами. У нас семь директоров, включая меня: трое с их стороны, четверо — со стороны компании.

И вот мы договариваемся. Каждый квартал проходят разговоры о том, как компания живёт, какая стратегия, почему, какие результаты. Здесь решение в том, чтобы даже при разнице корпоративных культур находить общий язык, способ договориться и настроить личные отношения с этими людьми, пусть и очень далёкими от нас.

От этого зависит многое в развитии и жизни твоей компании. (Здесь можно почитать о том, как договариваться, если есть языковой барьер, а компания разделена географически — прим. ред.)

Для скорости развития адекватное взаимодействие со структурой акционеров точно важно. Надо как-то строить отношения, причём не по-лизоблюдски. Я прежде не работал по найму, но сразу понял — если прогибаться, дело будет плохо. Критически важно сразу показать себя с одной стороны адекватным, с другой — автономным. Так у нас началась следующая фаза, которая идёт по сегодняшний день.

Когда вы окажетесь со стратегом на борту и корпоративным управлением, очень важно помнить, что с акционерами нужен баланс.

Важно сохранить гибкость — это одна из моих важнейших проблем. Компания укрупнилась, в ней работает больше 1000 человек: около 300 человек в штате и больше 700 part time, но постоянно занятых в орбите. Я ищу, как сделать так, чтобы в компании дух пиратства не исчез, потому что стартап — это «эх, погнали!»

К сожалению, любая крупная структура начинает под своим весом проседать. Люди начинают друг другу мешать. В том смысле, что один умный человек говорит одно, другой умный человек говорит другое, они не сошлись во мнениях и тратят энергию на то, чтобы договориться о чём-то или, наоборот, поспорить об этом.

А дела не делаются, пока они пытаются договориться или спорят. Сейчас «Нетология-групп» — это три бренда, 12 направлений бизнеса. И это всё ещё только начало.

Мы надеемся, что в течение пяти-семи лет это будет мощный образовательный холдинг хотя бы с 30 брендами и 120 направлениями бизнеса — преимущественно в онлайн-образовании, который реально меняет общество, экономику, бизнес или, скажем, влияет на них.

Это и есть моя большая мечта, которая помогает мне двигаться вперёд и преодолевать проблемы, о части которых я вам рассказал.

Возможно, в копилке «Нетологии-групп» скоро появится ещё одна награда: в этом году Максим Спиридонов был номинирован на премию HighLoad++ Award. Награждение победителей премии состоится 7 ноября, в первый день конференции HighLoad++ 2019.

Если вы также, как и Максим, уверены, что руководитель стартапа должен быть хорошим продактом, приходите на Product Fest 9 декабря в SAP Digital Space (Москва). Мы готовим подробные прикладные доклады по продуктовым практикам, делимся историями успехов и провалов, рассказываем о полезном опыте из смежных индустрий.

Максимально честный рассказ о том, как это было. Не каждый чувак, добившись подобного, может искренне поделиться провалами и ошибками.

Вообще, даже удивительно, насколько мало комментариев под таким интересным рассказом.

Самое странное, что слова про миссию компании и ‘изменить мир’ появились только в конце статьи, и выглядят скорее как оправдание, что у любой компании нормального размера эти слова быть должны. Никакой великой цели с самого начала не было, а истинные мотивы всех их стратегических решений (переход к маркетплейсу, слияние, приход Мордашева) совсем не очевидны идеологически. Искры основателей я не почувствовал. Чем они лучше конкурентов тоже не ясно, возможно просто много работали и немного повезло быть на растущем хайповом рынке. Ребят, без сомнения молодцы, но настоящий EdTech это не просто про вебинары и проф. обучение, это не про то ‘как обучать’, это про то ‘чему обучать’, это не про внешнюю форму, это про содержание, про разработку учебных программ. Это большая научная работа в области структуры знания. Не уверен что в Нетологии этим вообще занимаются.

Странно, но мне кажется, что масштабы приукрашены. Я живу в IT мире и знать не знал про эти компании. Похоже на заказной пиар

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *