Что такое неведомые дорожки
Неведомые дорожки
Ой, совершенно случайно Маша из сказки «Машенька и Медведь» попала в совершенно новую современную, продвинутую сказку, которую поместили в отдельную книжку. Эта современная сказка, тем не менее, провела набор известных сказочных персонажей, поскольку они оставили в сказочном мире свой неизгладимый след и их, бесспорно, не могут забыть.
Так в какую же современную сказку попала Маша?
Эти неведомые дорожки располагались в одном сказочном сосновом лесу, в котором иногда прогуливались Снежная Королева и Золушка. Маше очень хотелось встретиться с ними и поговорить о насущных проблемах современной сказочной и колдовской жизни, о том, как составить маршрут дальнейших сказочных ожиданий и приключений, как наметить планы на дальнейшую сказочную жизнь.
Однако, Маше было трудно разыскать Снежную Королеву и Золушку, поскольку она не знала точного времени их выхода на прогулку, и тогда она решила поговорить с соснами.
— Сосны, вы удивительные, могущественные и очень сильные, вы высоки, стройны и просто прекрасны. Не поможете ли вы мне разыскать неведомые дорожки?
— Дело в том, что неведомые дорожки заколдованы. Кстати, из какой ты сказки?
— Я из русской народной сказки «Машенька и Медведь».
— Тогда для того, чтобы расколдовать неведомые дорожки тебе нужно обязательно подружиться с Медведем, и только вместе вы сможете их расколдовать. Если вы возьметесь за руки, чары исчезнут, и ты сможешь гулять по неведомым дорожкам и беседовать со Снежной Королевой и Золушкой. Только есть еще одно условие.
-Какое?
— Нужно обязательно, чтобы авторы Проза.ру закрепили современную сказку баллами.
— Ой, я думаю, что обязательно найдутся авторы, которые закрепят эту сказку.
Долго, очень долго Маша бродила по лесу из своей сказки в поисках Медведя, она очень волновалась, поскольку боялась, что Медведь не согласится на новые современные приключения и просто прогонит ее. Когда шел дождь, Маша пряталась где-нибудь под деревьями, чтобы не смокнуть.
Наконец-то, Маша нашла то самое место, где жил Медведь из ее сказки.
— Чего ты хочешь, Маша?
-Дружище Медведь, помоги мне.
— Меня никто и никогда так не называл. Обязательно помогу тебе за это.
— Помоги мне расколдовать неведомые дорожки из современной сказки. Если мы возьмемся за руки, то все будет замечательно.
Медведь взял Машеньку за руку, и они пошли вместе сначала по лесу своей сказки, а минут через пять они уже оказались на неведомых дорожках современной сказки. Авторы Проза. ру закрепили эту сказку баллами, и теперь она реально существует в апреле 2013 года. Машенька встречается не только с Снежной Королевой и Золушкой, но также с другими персонажами, например, встречалась с современной Бабой Ягой, которая теперь уже больше не летает на метле, она поменяла свою внешность, выглядит очень современно, часто посещает бассейн и сауну-люкс. Вообще-то времени у нее маловато, так что она беседует на неведомых дорожках только вечерком.
Да, нужно отметить, что Машенька очень и очень активна в этой современной сказке « Неведомые дорожки»
Стихотворение и анализ «У лукоморья дуб зеленый…»
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Иллюстрация Н. Кочергина
Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» – это пролог к сказочной поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». В ее первом издании 1820 года, еще не было этого вступления. Автор написал его позже, предположительно, в 1824-25 годах, а в составе поэмы оно вышло только в 1828 году. В настоящее время этот отрывок считается самостоятельным стихотворением и изучается школьниками наряду с другими произведениями великого поэта.
Иллюстрация Н. Кочергина
Далее говорится о неведомых дорожках, на которых видны следы «невиданных зверей», – существ, которые обитают только в сказках. Там же, на курьих ножках топчется избушка, в которой нет ни окон, ни дверей. Несмотря на это, ее обитательница Баба Яга, каким-то волшебным образом выбирается из нее и садится в свою любимую ступу, которая бредет сама собой.
Иллюстрация Н. Кочергина
Постепенно читатель знакомится и с другими героями. Вот из ясных вод появляются тридцать прекрасных витязей, ко торые во главе с Черномором представляют военную мощь русской земли. Среди положительных персонажей оказываются и королевич, который берет в плен грозного царя, и богатырь, и томящаяся в темнице царевна. Автор специально оставляет их безымянными, потому что им еще только предстоит воплотиться в конкретных героев данной сказки. Отрицательные сущности в лице Бабы Яги и Кащея Бессмертного представляют собой носителей зла и коварства.
Заканчивается вступление восклицанием, что все это волшебство происходит на русской земле – «там Русью пахнет!» Автор говорит, что видел все происходящее своими глазами, сам сидел под этим дубом и пил мед, в то время как ученый кот рассказывал ему свои сказки.
Анализ
История создания
Слово «лукоморье» означает изгиб морского берега, то есть, бухту или залив, а в фольклоре восточных славян им называли священное место на самом краю земли. Сюжет поэмы был взят Пушкиным из тех сказок, которые он слышал от Арины Родионовны. В одной из них фигурировал и дуб с цепями, и поющий кот, и другие персонажи.
Иллюстрация Н. Кочергина
Существует мнение, что лукоморье – не фантазия автора, а реальная местность, где не единожды бывал Пушкин. На карте она обозначена как мыс Фиолент, расположенный на Крымском полуострове. Поэт очень любил посещать древний монастырь, который находился недалеко от этого места. Могучий, вековой дуб, произраставший там с незапамятных времен, настолько впечатлил Пушкина, что он решил сделать его персонажем сказочного начала своей поэмы.
Это вступление можно назвать прямым продолжением традиций устного народного творчества, берущего свое начало еще с древней Руси. Так начинали свои сказания гусляры: сначала они исполняли отстраненную от сюжета присказку, а уже потом переходили к основному содержанию. Все это создавало у слушателей ощущение волшебства и таинственности.
Персонажи и образы
Иллюстрация Н. Кочергина
Все персонажи «Лукоморья» взяты автором из русского фольклора. Образ ученого кота олицетворяет мудрость народа и образование. Природный дух лесов, полей и озер представлен длинноволосой русалкой. Черномор и морские витязи выступают в роли стражей, стоящих на охране границ. Леший – персонаж русских сказок, берегущий леса. Образ королевича взят из «Сказки о мертвой царевне». Невиданные звери – волшебные существа, обитающие в скрытом от людей, невидимом пространстве.
Баба Яга – злая жительница колдовского мира, хозяйка избушки в дремучем лесу. Бурый волк – также представитель темных сил, нападающий на одиноких путников, оказавшихся в лесу. Во главе этой нечисти стоит бессмертный Кащей, одолеть которого можно, отыскав иглу, в которой заключено его долголетие.
Композиция
Иллюстрация Н. Кочергина
Данное стихотворение построено линейно, так как содержит все композиционные точки. По своей структуре оно очень напоминает старинные русские сказки. В нем есть вступление, или завязка (описание Лукоморья), развитие сюжета, так называемая, основная часть (перечисление всех персонажей и их действий) и необычная развязка, где уже присутствует сам автор, которому довелось посидеть под дубом, испить меда и послушать умного кота, одну из историй которого, он и представляет на суд читателей.
Своеобразно описана кипучая жизнь Лукоморья, где каждый персонаж выполняет какое-либо действие, участвует в каком-то событии. Причем, все они происходят не последовательно, а параллельно друг другу, словно в одно и то же время:
Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой…
Иллюстрация Н. Кочергина
Кульминацией стихотворения является заявление автора, что «там русский дух… там Русью пахнет!». Эта фраза несет в себе определенный смысл, так как Пушкин был уверен, что сказки – это хранители духа всего русского народа.
Стихотворение принадлежит к литературному направлению романтизм. По роду это лирика с фантастическим сюжетом. Данный отрывок можно отнести к жанру литературной сказки или назвать прологом к основному произведению.
Размер и средства художественной выразительности
Пушкин использовал в этом стихотворении один из самых популярных стихотворных размеров – четырехстопный ямб. Именно он придает плавность и определенную напевность повествованию. Такое явление характерно, прежде всего, для произведений фольклора.
Иллюстрация Н. Кочергина
В первых трех четверостишиях (катренах) идет перекрестная рифмовка с сочетанием мужской и женской рифмы. В четвертой строфе шесть строк, из которых первая и вторая со смежной рифмой, третья и шестая – с перекрестной, а четвертая и пятая – снова со смежной. В пятой строфе, состоящей из пяти строчек, рифма перекрестная, здесь рифмуются только пятая строка с четвертой. Шестая строфа представляет собой четверостишие со смежной рифмовкой. За ней идет двустрочная строфа, и заканчивается стихотворение четырьмя строками с кольцевой рифмой.
В произведении все наполнено динамикой, благодаря обилию глаголов: стоит, бродит, висит, сидит, прихлынут, несет и других. Сказочность происходящего подчеркнута эпитетами «невиданный» и «неведомый». Чтобы читателю было понятно, как выглядят персонажи или предметы, автор использует эпитеты, которые подчеркивают их свойства: «песчаный», «бурый», «пустой», «зеленый». Старославянизмы: «курьих», «златая», «чредой», «брег» подсказывают, что события происходят в Древней Руси. В тексте много инверсий: «дуб зеленый», «по цепи кругом», «на дубе том», «кот ученый», которые также максимально приближают его к народному повествованию.
Иллюстрация Н. Кочергина
Проблематика и основная идея произведения
Поскольку «У Лукоморья дуб зеленый» не вполне самостоятельное произведение, соответственно, его цель – завлечь читателя, настроить его на погружение в волшебный мир сказочных персонажей, о которых подробно будет рассказано в поэме. Еще одной целью Пушкина было показать этим стихотворением всю многогранность и образность отечественной культуры и народного фольклора. Основная мысль произведения выражена словами: «Там русский дух, там Русью пахнет», которыми автор подчеркивает силу русского духа и его мощь. Стихотворение имеет воспитательное значение, так как приобщает читателя к русским сказкам, которые учат справедливости, умению различать добро и зло, воспитывают любовь к традициям и языку родного народа.
Непосредственная образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста «Там, на неведомых дорожках»
Алла Котова
Непосредственная образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста «Там, на неведомых дорожках»
Цель: Закрепить понятие «сказка» и её жанровых особенностях.
• Обобщить и систематизировать представления детей о сказочных героях.
• Формировать умение понимать главную идею произведений.
• Закрепить знание детей, что такое сказка.
• Способствовать пониманию ребёнком образного смысла загадок.
• Рисовать нетрадиционным способом.Тема: «Ожившие предметы»
• Развивать интерес к художественной литературе и чтению.
• Развивать зрительное восприятие, внимание, память, творческие способности.
• Побуждать отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей.
• Воспитывать познавательный интерес к сказкам.
• Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.
• Воспитывать интерес детей к изобразительной деятельности и развитию речи.
• Воспитывать у детей стремление к достижению результата; воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
Интеграция образовательных областей:
•Компьютер: Презентация (интерактивная доска)
• Набор букв на (фланелеграфе): С, К, А,З,К,И.
•ИЗО: цветные карандаши, фломастеры, силуэты предметов.
Современные образовательные технологии:
• Здоровьесберегающие
• Исследовательской деятельности
Чтение сказок, работа с загадками, рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр мультфильмов по тем русских народных сказок, авторских сказок, волшебных сказок. Проведена работа в изобразительной деятельности.По темам: «Мой любимый сказочный герой»; «Рисование по мотивам русских народных сказок».
Проведение дидактических игр «Узнай сказку по картинкам», «Чей головной убор», «В гостях у сказки», «Из какой сказки герой».
Ход мероприятия, НОД.
Ребята, сегодня утром на пороге нашей группы появился сказочный гость, волшебный клубочек. У него случилась беда, клубочек отправился в путешествие к своим друзьям, но его путеводную нить запутала Баба Яга. И пригрозила ему, если он не выполнит задания, то никогда не распутает узелки и не увидит своих друзей. Клубочек просит помочь ему. Поможем клубочку? Ответы детей. Чтобы узнать в какое путешествие отправился клубочек, надо отгадать загадки и составить слово по первым буквам отгадок.
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна. Скорей бы приблизился вечер,
Ей на солнце тяжко, И час долгожданный настал,
Слёзы льёт бедняжка. Чтоб мне в золочёной карете
(Снегурочка) Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Человек немолодой, Откуда я, как я зовусь,
Вот с такущей бородой. Но только лишь полночь настанет,
Обижает Буратино, К себе на чердак я вернусь. (Золушка)
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей. Верно, он ему служил.
Знает кто-нибудь из вас Сапоги, носил и злого
Кто же это? (Карабас) Людоеда победил. (Кот в сапогах)
Лечит маленьких детей, В сказках он всегда простак,
Лечит птичек и зверей, Все зовут его дурак.
Сквозь очки свои глядит, Но, ум ещё покажет свой,
Добрый доктор (Айболит) Этот сказочный герой (Иванушка)
Дети по первым буквам отгадок составляют слово Сказки на фланелеграфе.
И так отправляемся в путешествие по сказкам. А чтобы отправиться в сказочное путешествие, давайте закроем глаза и произнесём волшебные слова.
В сказку мы хотим попасть.
Мы с вами оказались на неведомых дорожках. Клубочек, а где живут твои друзья? Воспитатель слушает, что ему шепчет клубочек. Ребята, друзья клубочка живут в сказочной мастерской. Мы отправляемся в сказочное путешествие. И так давайте распутаем первый узелок и узнаем, какое задание приготовила Баба Яга.
Первое задание. Как вы думаете, что такое сказка?Дети: Ответы детей. (Волшебный мир, чудо, занимательный рассказ, приключения)
Воспитатель. Верно. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. А чему нас учат сказки? Предполагаемые ответы детей Кто живёт в сказках?Ответы детей: Сказочные герои, чудеса, волшебные предметы
Клубочек рад, что вы справились с заданием.
Распутываем второй узелок.
Воспитатель читает задание. Прочитайте отрывки из сказок и догадайтесь, где присказка, зачин или концовка сказки?
Долго сказка сказывается, да не скоро дело делается. (Присказка)
Было это ни далеко, ни близко, ни высоко, ни низко, на той горе, где щелкала лиса орехи в дупле, где рыба – кит в лесу заблудилась, вот тогда все это приключилось. (Зачин)
Тут и сказке всей конец, кто дослушал ее – молодец! (Концовка)
И я на том пиру был, мед – пиво пил, по усам текло, да в рот не попало. (Концовка)
В некотором царстве, в некотором государстве (Зачин)
Сказки интересны и занимательны тем, что в них есть и зачин, и присказки, и концовки, такие яркие и необычные.
Вы правильно ответили на вопросы. Молодцы. И мы продолжаем путешествие!
-Распутываем третий узелок.
Задание «Калейдоскоп из сказок». Вы должны отгадать, какие сказки попали в калейдоскоп.
-Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба.Говорит дед бабе: “Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю”. Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках.Избушка и говорит: “Настенька, я тебя съем!”.А она отвечает: “ Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню!»Только скажи: “По щучьему веленью, по моему хотенью”.Желание исполнилось: поутру проснулся Мартын в расписных палатах. До сих пор он со своей матерью в своём дворце живёт, хлеб жуёт. Вот и сказке конец. А кто слушал молодец!
Скажите, какие известные вам сказки вы узнали?
“Курочка Ряба”, “Колобок”, “Репка”, “Баба Яга”, «Волшебное кольцо», “По щучьему веленью”, «Морозко».
Клубочек очень рад, что мы успешно справляемся с заданиями. Вы отгадали все русские народные сказки. Мы на верном пути!
Давайте распутаем четвёртый узелок.
Посмотрите, какое красивое дерево! Ребята мы с вами попали в Лукоморье, и кажется, заблудились. Давайте позовём кого-нибудь на помощь! Дыхательная гимнастика «Лес полон сказок и чудес».
Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторить пять-шесть раз. Здравствуйте уважаемый учёный кот, не подскажите ли вы нам дорогу до волшебной мастерской.
Кот (воспитатель): Милые мои друзья,
Здесь очутились вы не зря.
Я со сказками дружу,
В гости милости прошу!
Но в начале для порядка
Загадаю вам загадки.
Средь листвы на дубе этом
Есть ларец, а в нём предметы.
Как они туда попали?
И кому принадлежали?
Я их буду доставать,
Ну а вы – их называть!
Кот достаёт все предметы под музыку. Дети называют предмет и сказку.
Пряжа и невод «Сказка о рыбаке и рыбке».
Зеркальце из «Сказки о мёртвой царевне».
Верёвка из «Сказки о попе и его работнике Балде». А кто написал эти сказки?Ответ: А. С. Пушкин.
Уважаемый Учёный кот, дети хотели бы тебе рассказать отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». «У Лукоморья дуб зелёный…»
Кот: Великолепно! Вы порадовали меня, справились с трудным заданием и я вам предлагаю отдохнуть, а затем покажу вам правильный путь. Спасибо уважаемый учёный кот.
Девочка по лесу шла, дети шагают на месте
И на домик набрела, соединяют руки над головой домиком
Видит, что хозяев нет. Потянуться на носочках, головку вытянуть вперёд
На столе стоит обед. Левую руку сжать в кулачок,
сверху положить правую ладонь)
Из трёх чашек похлебала, показать, как кушают
В трёх постелях полежала. Ладошки сложить вместе под щечку.
Полежала, полежала и прочь убежала. Дети бегут.
Мы с вами отдохнули и продолжаем путешествие по сказкам.
Нам осталось распутать последний, пятый узелок.
Дети, посмотрите, какая дорожка необычная, она состоит из чисел. Нас ждёт ещё задание. Мы с вами знаем много сказок. Нам надо вспомнить сказки, в которых есть число.
(Возможные варианты ответов детей).
— Волк и семеро козлят
— Белоснежка и семь гномов
— Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
— Два жадных медвежонка
Молодцы вы назвали много сказок. Наш клубочек освободился от узелков, и мы нашли дорогу в волшебную мастерскую. А вот и друзья нашего волшебного клубочка. Мастерская необычная здесь оживают предметы и живут волшебные сказки. В каждой сказке все предметы не только волшебные, но и живые! Клубочек нам предлагает стать волшебниками и предлагает оживить предметы и сделать их сказочными. Хотите поработать волшебниками? Выбирайте себе предмет и оживите его!
Нетрадиционное рисование «Ожившие предметы» (звучит музыка). Дети приступают к рисованию. После рисования рассматриваем, что получилось.
Дети, расскажите, что мы сегодня делали? Какие сказки вспомнили? С какими сказочными героями повстречались в пути? Ответы детей.
Наше путешествие подошло к концу. Мы выполнили все задания на неведомых дорожках, помогли клубочку. Вспомнили народные, авторские и волшебные сказки. Хотели бы вы ещё попутешествовать? Ответы детей. Теперь вы знаете, что есть чудесная страна сказок. А на память о нашем путешествии клубочек дарит вам книги.
Нам пора возвращаться. Давайте закроем глаза и произнесём волшебные слова.
Со сказкой мы прощаемся-
В группу возвращаемся.
Фотоотчет «Там, на неведомых дорожках» Во всех уголках нашей страны сегодня отмечают день рождения великого поэта. В мини-музее нашего сада открылась выставка рисунков воспитанников.
Конспект итогового занятия в старшей возрастной группе «Там, на неведомых дорожках» Цель: показать уровень сформированности умений и навыков, приобретённых в учебном году; поддерживать интерес к играм развивающей направленности.
Музыкально-литературная гостиная «Там, на неведомых дорожках» Музыкально-литературная гостиная Музыкально-литературная гостиная. Тема: «Там, на неведомых дорожках. » Развлечение для воспитанников.
Непосредственная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста «Пробуждение весны» Тема: «Весеннее пробуждение природы » Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе ознакомления их с характерными признаками.
Развлечение «Там на неведомых дорожках» во второй младшей группе с родителями Задачи: обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать речь, обогащать словарный запас;.
Самоанализ комплексного занятия в средней группе «Там, на неведомых дорожках…». Занятие осуществлялось на основе конспекта, который был мною разработан самостоятельно в соответствии с возрастными особенностями детей.
Занятие по математике в средней группе «Там на неведомых дорожках». Занятие по математике в средней группе «Там на неведомых дорожках». Подготовила воспитатель: Мамедова Анжелика Керимовна. Цель: 1. умение.