Что такое невербальное мышление

Типы (формы) мышления

Сторонники точки зрения, что мышление может происходить как на языке, так и без участия языка называют разные типы(формы)мышления. Причем соответствие между терминами не всегда легко установить.

В целом, утверждается, что мышление, как и общение, может быть:

вербальным(от лат. verbalis ‘устный, словесный’),речевым,т.е. осуществляться в словесной форме (≈ абстрактноеу других авторов);

невербальным(в форме образов, схем и т.д.) (≈ чувственное) [Маслов, с. 14; Вендина, с. 29; Гречко, с. 121].

Выделяют следующие формы чувственного(невербального)мышления (в других источниках – формы познания):

ощущение,

восприятие,

представление.

Под ощущением понимается психический процесс отражения мозгом свойств предметов и явлений действительности в результате их воздействия на чувства человека.

Восприятие представляет собой непосредственное отражение предмета или явления в целом, как совокупности определенных признаков (в отличие от ощущения, которое является отражением лишь отдельных свойств предмета или явления).

Представление – образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением [БЭС; Гречко, с. 121].

Под абстрактным мышлением понимается определенный способ идеального отражения действительности с помощью языка.

Многие лингвисты и философы сходятся в том, что без помощи языка невозможно было бы с достаточной ясностью и постоянством отличать одно понятие от другого [Гречко, с. 122; Гируцкий, с. 30].

Невербальное мышление осуществляется посредством наглядно-чувственных образов, возникающих в результате восприятия впечатлений действительности, которые сохраняются памятью и затем воссоздаются воображением. Невербальное мышление характерно в той или иной степени для некоторых животных. Именно это обеспечивает животному правильную ориентацию в ситуации и принятие целесообразного решения.

Виды невербального мышления:

техническое=инженерное(при решении задач технического характера, напр., связанных с пространственной координацией и движением частей механизмов),

образное (характерно для творчества живописца, скульптора, композитора) [Маслов, с. 14].

Основу вербального мышления составляет логический строй мысли, правила оперирования единицами логики –

понятиями, закрепленными в словах (это отражение в сознании человека предметов, явлений действительности и их совокупности: «тигр», «хищник»),

суждениями(отражают отношения между предметами и явлениями: «Тигр – это хищник»),

умозаключениями(в процессе умозаключения из одного или нескольких суждений выводится новое суждение: «Хищники – это плотоядные животные. Тигр – хищник. → Тигр – плотоядное животное»).

Вербальное мышление дает возможность анализировать и обобщать, строить гипотезы и теории.

Вербальное мышление протекает в формах, установившихся в языке, т.е. осуществляется в процессах

внутренней или

внешней речи (при «размышлении вслух») [Маслов, с. 15].

А основу языка составляют его собственные единицы – фонемы, морфемы, слова, словосочетания и предложения, а также правила оперирования ими, причем по своим формам языки мира весьма и весьма многообразны [Гируцкий, с. 30]. Так что возникает вопрос о соотношении единиц логики с единицами конкретного языка.

Некоторые авторы обращают внимание на то, что абстрактное мышление может происходить

— не только в словесной форме,

— но и на основе специальных систем общения.

Так, математик, физик или химик мыслят не словами, а условными символами, формулами и с их помощью получают новое знание. [Гируцкий, с. 30].

Т.е. это мышление абстрактное, но невербальное.

Источник

Что такое невербальное мышление

Невербальное мышление. От мышления словами к мышлению смысловыми идентификациями

Книга адресована тем, кто серьезно намерен потратить немало времени и сил на пробуждение бессмертной сущности, скрытой внутри каждого человека. Потенции этой сущности покажутся многим людям невероятными. Но разве атомная энергия, телевидение и космические корабли не покажутся чудом дикарям, никогда не сталкивающимся с цивилизацией? Большинство попавших в сети вульгарного материализма являются в буквальном смысле слова дикарями в области внутреннего мира, окном в который является человеческая индивидуальность. В ней, по аналогии с атомом, скрыты грандиозные силы, причем созидательные. Духовный психотренинг – это путь к раскрытию таких сил.

Когда в людях пробуждается Дух, они часто впадают в одну из двух крайностей. Те, кто начинают проникать в тайны мироздания исключительно путем раскрытия творческого начала, не могут реализовать открывающиеся перед ними возможности и серьезно подрывают свое здоровье, как психическое, так и физическое. Другие увлекаются психотренингом, йогой, выполняя упражнения механически, тем самым вступая на путь превращения в бессмертную живую “вещь”.

Мягкий путь в духовном психотренинге предполагает гармонический синтез обеих крайностей. Это – словно лазание по канату при помощи чередования усилий двух рук. Одна “рука” – творческое прозрение, другая – духовный психотренинг. Творческое понимание раскрывает в сознании то, каким образом нужно направлять усилия в духовном психотренинге. Опираясь на реализованное в нем, человек открывает в себе следующую ступеньку лестницы творческого восхождения в царство духа.

Всякое упражнение или духовно-психическая акция окажут совершенно различное, вплоть до диаметрально противоположного, воздействие на разных людей в зависимости от их индивидуально-личностных особенностей. Поэтому в книге, в отличие от многих других практических методик, не дается “жестких”, одинаковых для всех рекомендаций. Усвоивший основы “мягкого пути” в духовном психотренинге будет способен сам находить упражнения, приемлемые именно для него.

Духовный психотренинг опирается на эзотерическую науку о человеке, Вселенной, Боге.

Книга представляет собой концентрат принципиально новой для многих людей информации. Она служит пособием для крайне напряженной и длительной работы над собственной природой. Поэтому в любом случае на легкое чтение надеяться не приходится.

Опорные тезисы книги, переплетаясь, взаимно отражены друг в друге. По этой причине не удалось избежать некоторых повторений.

Существует широко распространенное в среде интересующихся эзотеризмом мнение, что серьезно изучать и практиковать методы раскрытия сверхсознания можно только под непосредственным руководством учителя. В Нейто[1] – новой ветви эзотеризма – ситуация совсем иная. Там учителем может быть лишь тот, кто способен читать сознание обучающегося, словно открытую книгу. Найти такого учителя в физическом теле почти невозможно, ибо тот, кто обладает такой способностью, предпочитает пребывать в более светлых и радостных мирах, оказывая оттуда духовную помощь тем, кто способен ее принять. В этом отношении книга может оказаться переходным мостом к контакту с теми, кто видит Истину. Если напечатанные слова воспринимаются с открытым сердцем, то читающий проникает за их пределы, устанавливая непосредственный контакт с мыслями тех, кто дальше продвинулся по Пути. Именно в результате проникновения в ментальную и духовную сферы, насыщенные результатами духовных исканий и озарений адептов Истины на протяжении многих тысячелетий, а также соединения полученной таким путем информации с личным опытом, получены знания, оформленные в данной книге. Все ее недостатки автор принимает на свой личный счет. Все ее достоинства он относит на счет эзотерической мудрости, вечно парящей над океанами иллюзий, в которых развертывается великое множество историй, подобных переживаемой земным человечеством.

Следует обратить внимание на то, что в зависимости от контекста термин “медитация” употребляется в книге в следующих значениях:

1. Особое состояние психики и физического тела между бодрствованием и сном.

2. Новое качество осознавания, или его третье состояние, отличное как от бодрствования, так и от сна.

3. Углубленное, целенаправленное размышление по определенному руслу.

4. Различные упражнения по развитию навыков медитации.

Книга предлагает читателю систему психотренинга, впитывающую в себя многие духовные достижения самых различных школ.

Потребность в письменном руководстве по обобщенной интегральной системе медитации существует у многих, серьезно интересующихся эзотерическим знанием. Не случайно из практикующих ту или иную систему духовного психотренинга одни достигают успеха, а другие нет. Причина в том, что все известные системы неполны: в них отсутствуют многие необходимые элементы. Те, кто интуитивно угадывают недостающую часть, проникают в тонкие миры, не сознавая при этом всего комплекса делаемых ими усилий.

В справедливости сказанного каждый может убедиться на собственном опыте. Практикуя одни и те же упражнения медитации, человек в одни дни может быть весьма доволен их результатами, а в другие – все получается из рук вон плохо.

Точно так же те, кто развил в себе некоторые парапсихологические способности, в одних случаях могут их проявить, а в других – нет.

Представив практическое руководство по медитации, автор не претендует на исчерпывание им всех аспектов этой глубочайшей темы. К тому же это немыслимо сделать в одной-единственной книге. Каждому, серьезно практикующему медитацию, необходимо копить и анализировать свой личный опыт. Интегральная медитация может стать в полном смысле таковой только по отношению к конкретному человеку, с учетом вбирания им в духовную практику алмазов собственного опыта.

Средство кардинально изменить вашу жизнь

Истинная медитация происходит не в пространстве и времени физического мира, а за их пределами. Потому важна не длительность медитации, измеряемая земными часами, а ее качество.

Успех в медитации определяется нарастанием ее качества. Для этого необходимо обеспечение нескольких условий:

1. Предельное напряжение воли и внимания.

2. Это напряжение не только не должно сопровождаться напряжением (внутренним и внешним) физического тела, но, наоборот, происходить при полной релаксации внешних и внутренних мышц.

При такой релаксации воля и внимание обычно становятся вялыми, а сознание сравнительно быстро впадает в сон. Чтобы этого не произошло, необходимо создать особую точку опоры для воли и внимания.

3. Воля и внимание получают опору в создании особого настроя на медитацию.

Этот настрой достигается в результате предварительных (предмедитационных) размышлений. Они отличаются от самой медитации тем, что проводятся в самом обычном психофизическом состоянии, в то время как медитация предполагает его существенное изменение.

В основу предмедитационных размышлений целесообразно положить все углубляющееся осознание следующих положений:

1. Медитация – это единственный способ кардинально изменить жизнь и судьбу.

2. Медитация раскрывает окно в иной мир.

3. Медитация – путь к бесконечной радости жизни, не имеющей ни начала ни конца.

4. Медитация выводит из мира лжи в мир Истины, где царит Красота.

5. В медитации человек познает себя как всемогущее и всезнающее “Я”.

6. Точно такими же предстают и все другие живые существа.

7. Взаимопонимание и взаимопроникновение всех живых существ являет собой океан Любви или Бога.

8. Медитация раскрывает внутри “Я” живое сердце – источник и вместилище Истины и Любви.

Нейто – это аббревиатура “нейтральной точки”. Всякое существо или объект в мироздании имеют как свою нейтральную точку, так и иерархию соподчиненных ей производных нейтральных точек.

Источник

Мышление и сознание. Образное и вербальное мышление.

Изучение особенностей развития вербального мышления представляет собой одну из наиболее актуальных проблем современного этапа развития психологических наук.

В наиболее общем виде под данным видом мышления понимают мыслительный, познавательный процесс, основой которого являются слова; процесс отражения объективной реальности, который осуществляется в словесной форме.

Вербальное мышление протекает в словах, использует речь в качестве знаковой системы. Речь представляется собой уникальный инструмент передачи информации, позволяя без потерь передавать смысл сообщения. При реализации вербального мышления задействуются лингвистический и паралингвистический каналы.

Виды мышления

Мышление человека разделяется на несколько видов, и у каждой личности наиболее выражен лишь один из них.

Наглядно-действенное мышление, как правило, ярко выражено у детей до 3-х лет. Ребенок не знает еще слов, но уже выражает эмоции и выполняет некоторую последовательность действий. К примеру, покажите малышу, как сложить кубики один на один, и он это с радостью повторит. Более того, постепенно он начнет придумывать новые способы постройки, а затем и разрушения пирамидки. В этом процессе будет участвовать образное мышление.

Что такое невербальное мышление. Смотреть фото Что такое невербальное мышление. Смотреть картинку Что такое невербальное мышление. Картинка про Что такое невербальное мышление. Фото Что такое невербальное мышление

Словесно-логическое (вербальное) мышление – это знания, которыми уже обладает человек, хотя их и сложно представить в виде конкретного предмета. Дети в возрасте 4-5 лет используют именно этот способ мышления — они очень много говорят и рассуждают. Наглядное и вербальное мышление отличаются содержанием используемых средств. Если это наглядное мышление, то в головном мозге возникают четкие образы предметов и действий. Противоположное ему — вербальное мышление — это отвлеченные знаковые структуры.

Что такое невербальное мышление. Смотреть фото Что такое невербальное мышление. Смотреть картинку Что такое невербальное мышление. Картинка про Что такое невербальное мышление. Фото Что такое невербальное мышление Что такое невербальное мышление. Смотреть фото Что такое невербальное мышление. Смотреть картинку Что такое невербальное мышление. Картинка про Что такое невербальное мышление. Фото Что такое невербальное мышление Что такое невербальное мышление. Смотреть фото Что такое невербальное мышление. Смотреть картинку Что такое невербальное мышление. Картинка про Что такое невербальное мышление. Фото Что такое невербальное мышление Что такое невербальное мышление. Смотреть фото Что такое невербальное мышление. Смотреть картинку Что такое невербальное мышление. Картинка про Что такое невербальное мышление. Фото Что такое невербальное мышление

Мышление, речь и логика

Мышление человека речевое, оно формируется в процессе общения и его становление возможно только при совместной деятельности людей. Все люди разные, одним легче думать, если они видят или представляют предметы – это наглядное мышление. Другие оперируют отвлеченными структурами (словами) – именно это и отличает словесно логическое мышление.

Речь – это форма общения людей с помощью языковых конструкций, созданных по исторически сложившимся правилам, высшая психическая функция человека. Речь формулирует мысли с помощью слов и предполагает их понимание и восприятие другим человеком.

Логика в дословном переводе означает – рассуждение, речь, мысль. Логика – это наука, которая учит делать выводы косвенным путем, то есть не из сенсорного опыта, а из полученных ранее знаний.

Зачем необходимо вербальное мышление

В первую очередь оно очень важно при формировании психических функций еще в раннем возрасте. Если ребенок не может правильно выразить свою мысль на словах, значит, и сформировать вербальный образ у него не получается. В дальнейшем особенности мышления у ребенка в раннем возрасте влияют и на взрослую жизнь. Дети, которые в свое время не научились коммуникации, вырастают замкнутыми от внешнего мира. Как правило, люди, имеющие успехи в гуманитарных науках, обладают вербальным мышлением. Это объяснится их способностью мыслить образно. Таким людям легко рассуждать и рассказывать о понятиях бытия, о философских учениях, об искусстве и поэзии.

Люди с развитым вербальным мышлением очень любят рассуждать вслух и про себя. Это очень открытые и коммуникабельные личности. При общении с посторонними людьми они всегда сначала думают, а потом говорят. У них очень хорошо развита логика, и они быстро справляются с различными сложными ситуациями.

Основные формы абстрактного мышления.

Лекция 6.

Мышление.

Мышлениепсихический процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.

Мышление, как ощущение и восприятие – психический процесс. Однако, в отличии от этих психических процессов чувственного познания, позволяющих познать внешние стороны

предметов и явлений (цвет, форма, размеры, пространственное положение), в процессе мышления осуществляется проникновение
в суть
предметов и явлений с раскрытием различных связей и зависимостей между ними.

С мышлением тесно связано воображение, в котором осуществляется возможность в идеальной форме

преобразовать прошлый опыт человека с получением нового образа или идеи. Рисунок этого нового в воображении может быть разрушен, создан вновь, заменён в деталях, дополнен и переработан. Воображение, как определял его Иван Михайлович Сеченов, является «небывалой комбинацией бывалых впечатлений».

Мышление и воображение весь свой материал получают только из одного источника – из чувственного познания. Однако лишь при развитии мышления и воображения психика человека совершает тот качественный скачок, который позволяет снять границы воспринимаемого, представляемого и вспоминаемого. Они позволяют человеку мысленно перемещаться вдоль оси времени от прошлого к далёкому будущему, мысленно проникать в макро- и микромир. Мышление и воображение расширяют возможности человека в познании мира, т.к. оперируют не только первичными и вторичными образами действительности

(восприятие и представление), но и
абстрактными понятиями.
Процесс мышления тесно связан с речью, они протекают на основе общих элементов – слов. Речь возникла с переходом предка человека к трудовой деятельности (животные обладают лишь способностью произносить нечленораздельные звуки, которые могут выражать и передавать их эмоциональные состояния – тревогу, ужас, призыв).

С началом регулярного трудового общения у человека возникла способность отражения сложных связей и отношений окружающего мира и выражения собственных мыслей при помощи речи. Мышление и речь выступают в единстве: язык есть не что иное, как выражение самой мысли.

Практические действия, образы и представления, символы и язык – всё это средства, орудия

мышления, созданные человечеством для проникновения в существенные связи и отношения окружающего мира. Мышление опосредовано ими. Поэтому
мышлениечасто обозначают какпроцесс обобщённого и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях.
Виды мышления.

Можно выделить три основных вида мышления, которые последовательно появляются у ребёнка в процессе онтогенеза: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Это – генетическая классификация мышления

Наглядно-действенное (практическое) мышление –вид мышления, которое опирается на непосредственные чувственные впечатления от предметов и явлений действительности, т.е. их первичный образ

(ощущение и восприятие). При этом происходит реальное, практическое преобразование ситуации в процессе конкретных действий с конкретными предметами.

Этот вид мышления может существовать только в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования. У ребёнка в возрасте до года этот тип мышления преобладает. В зрелом возрасте оно используется для решения задач, возникающих непосредственно в практической деятельности, и применяется при манипулировании предметами, часто методом проб и ошибок.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, которое характеризуется опорой на представления, т.е. вторичные образы

предметов и явлений действительности, а также оперирует наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план).

В процессе индивидуального развития данному уровню развития мышление соответствует появление у ребёнка громкой речи – описание ситуации вслух сначала для получения помощи от взрослых, затем для организации собственного внимания и ориентировки самого ребёнка в ситуации. Речь вначале носит развёрнутый, внешний характер, а затем постепенно «свёртывается», превращаясь во внутреннюю речь как основу внутренней интеллектуальной деятельности. Наглядно-образное мышление – база для формирования словесно-логического мышления.

Абстрактно-логическое мышление (отвлечённое, словесное, теоретическое) – вид мышления, который опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними. При всех предыдущих видах мышления мысленные операции осуществляются с той информацией, которую даёт нам чувственное познание в виде непосредственного восприятия конкретных предметов и их образов-представлений. Здесь же мышление, благодаря абстрагированию, позволяет нам создавать отвлечённую и обобщённую картину ситуации в виде мыслей, т.е. понятий, суждений и умозаключений, которые выражаются словами.

Эти мысли, как и элементы чувственного познания, становятся своеобразной формой и содержанием мышления, и с ними могут совершаться различные мыслительные операции.

Операции процесса мышления.

Мыслительная деятельность протекает в виде особых умственных операций.

1. Анализ – мысленное расчленение целого на части. В его основе лежит стремление познать целое глубже путём изучения каждой его части. Различают два вида анализа: анализ как мысленное разложение целого на части и анализ как мысленное выделение в целом его отдельных признаков и сторон.

2. Синтез – мысленное соединение частей в единое целое. Так же, как в анализе, различают два вида синтеза: синтез как мысленное объединение частей целого и синтез как мысленное сочетание различных признаков, сторон, свойств предметов или явлений.

3. Сравнение – мысленное установление сходства и различия между предметами и явлениями, их свойствами или качественными особенностями.

4. Абстракция (отвлечение) – мысленное выделение существенных свойств или признаков при одновременном отвлечении от несущественных свойств или признаков предметов или явлений. Мыслить абстрактно – значит уметь извлечь какую-то черту или свойство познаваемого объекта и рассмотреть их вне связи с другими особенностями этого же объекта.

5. Обобщение – мысленное объединение предметов или явлений на основе общих и существенных для них свойств и признаков, процесс сведения менее общих понятий в более общие.

6. Конкретизация – мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства или признака, иначе говоря – мысленный переход от обобщённого знания к единичному, конкретному случаю.

7. Систематизация (классификация) – мысленное распределение предметов или явлений по группам в зависимости от сходства и различия друг с другом (деление на категории по существенному признаку).

Все мыслительные операции протекают не изолировано, а в различных сочетаниях.

Основные формы абстрактного мышления.

Основными формами, с которыми совершаются мыслительные операции при отвлечённом, абстрактном мышлении, являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – форма мышления, отражающая наиболее общие и существенные признаки, свойства предмета или явления, выраженная словом.

В понятии как бы соединились все представления человека о данном предмете или явлении. Значение понятия для процесса мышления очень велико, т.к. сами понятия и являются той формой, которой оперирует мышления, образуя более сложные мысли – суждения и умозаключения. Умение мыслить – всегда есть умение оперировать понятиями, оперировать знаниями.

формируются через личный практический опыт. Преобладающее место в них занимают наглядно-образные связи.

формируются с ведущим участием вербально-логических операций. В процессе обучения они формулируются учителем и лишь затем наполняются конкретным содержанием.

Понятие может быть конкретным

, когда предмет или явление в нём мыслится как нечто самостоятельно существующее («книга», «государство»), и
абстрактным
, когда имеется в виду свойство предмета или отношение между предметами («белизна», «параллельность», «ответственность», «смелость»).

Содержание понятия – это совокупность наиболее существенных признаков предмета, который мыслится в этом понятии.

Объём понятия – это совокупность предметов, которая мыслится в понятии.

Увеличение содержания понятия ведёт к уменьшению его объёма и наоборот.

Так, увеличивая содержание понятия «порок сердца» путём добавления нового признака «ревматический», мы переходим к новому понятию меньшего объёма – «ревматический порок сердца».

Суждение – форма мышления, в которой отражаются связи между понятиями, выраженные в виде утверждения или отрицания. Эта форма существенно отличается от понятия.

Если понятие отражает совокупность существенных признаков предметов, перечисляет их, то суждение отражает их связи и отношения.

Обычно суждение состоит из двух понятий – субъекта (тог, относительно чего в суждении что-либо утверждается или отрицается) и предиката (собственно утверждения или отрицания). Например, «Роза красная» — «роза» — субъект, «красная» — предикат.

суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается относительно всех предметов данного класса или группы («все рыбы дышат жабрами»).

суждениях утверждение или отрицание относится к некоторым представителям класса или группы («некоторые студенты – отличники»).

суждением называется такое, в котором что-то утверждается или отрицается об одном предмете («это здание – памятник архитектуры»).

Всякое суждение может быть либо истинным

, либо
ложным
, т.е. соответствовать или не соответствовать реальности.

Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (заключение). Умозаключение, как новое знание, мы выводим из уже имеющихся знаний. Следовательно, умозаключение – это опосредованное, выводное знание.

Между посылками, из которых выводится заключение, должна существовать связь по содержанию, посылки должны быть истинными, кроме того, должны применяться определённые правила или методы мышления.

Методы мышления.

Различают три основных метода (или способа) получения умозаключений при рассуждении: дедукция, индукция и аналогия.

Дедуктивное умозаключение (от лат.deductio – выведение) – направление хода рассуждений от общего к частному. Например, два суждения: «Драгоценные металлы не ржавеют» и «Золото – драгоценный металл» — взрослый человек с развитым мышлением воспринимает не как два разрозненных утверждения, а как готовое логическое соотношение (силлогизм), из которого можно сделать только один вывод: «Следовательно, золото не ржавеет».

Индуктивное умозаключение (от лат.inductio – наведение) – рассуждение идёт от частного знания к общим положениям. Здесь имеет место эмпирическое обобщение, когда на основании повторяемости признака делают вывод о его принадлежности всем явлениям этого класса.

Умозаключение по аналогии

делает возможным при рассуждении сделать логический переход от известного знания об отдельном предмете к новому знанию о другом отдельном предмете на основании подобия этих предметов (от единичного случая к подобным единичным случаям, или от частного к частному минуя общее).

Типы мышления.

Главной особенностью мышления является его целенаправленный и продуктивный характер. Необходимой же предпосылкой способности к мышлению является мысленное создание внутреннего представления об окружающем мире.

При наличии такого внутреннего представления уже не обязательно выполнять то или иное действие в действительности для того, чтобы судить о его последствиях. Всю последовательность событий можно предвидеть заранее путём мысленного моделирования событий.

В этом мысленном моделировании огромную роль играет уже известный нам из темы «память» процесс образования ассоциативных связей между предметами или явлениями.

В зависимости от преобладания тех или иных ассоциаций различают два типа мышления:

Механически-ассоциативный тип мышления. Ассоциации формируются преимущественно по законам смежности, сходства или контраста

. Здесь нет чёткой цели мышления. Такое «свободное», хаотически-механическре ассоциирование можно наблюдать во сне (этим часто объясняется причудливость некоторых образов сновидений), а также при снижении уровня бодрствования (при утомлении или болезни).

Логически-ассоциативное мышление отличается целенаправленностью и упорядоченностью. Для этого всегда необходим регулятор ассоциаций – цель мышления или «руководящие представления (Г.Липман, 1904). Они направляют ассоциации, что приводит к подбору (на подсознательном уровне) необходимого материала для образования смысловых

Наше обычное мышление состоит как из логически-ассоциативного, так и из механически-ассоциативного мышления. Первое мы имеем при концентрированной интеллектуальной деятельности, второе – при переутомлении или во сне.

Ученые и вербальное мышление

Если для гуманитариев вербальное мышление – это необходимость, то возникает вопрос — нужно ли развивать такое мышление любителям точных наук? Многие знают такого гениального профессора, как Альберт Эйнштейн. До 6 лет он практически не разговаривал и, соответственно, не обладал вербальным мышлением. Несмотря на все это, он был гением.

Что такое невербальное мышление. Смотреть фото Что такое невербальное мышление. Смотреть картинку Что такое невербальное мышление. Картинка про Что такое невербальное мышление. Фото Что такое невербальное мышление

А что, если посмотреть на эту проблему с другой стороны? Люди, которые видели, как маленький 6-летний мальчишка совсем не разговаривал, считали его просто глупым ребенком. Коммуникационные навыки очень важны в современном обществе. Человек, не умеющий выражать свои мысли, вряд ли сможет добиться успеха в профессиональной сфере. Вербально-логическое мышление очень необходимо, ведь оно помогает находить решения в трудных жизненных ситуациях.

Книги и учебники по логике

На данной странице мы подобрали полезные книги и учебники, которые помогут вам углубить свои знания в логике и логическом мышлении:

Упражнения на развитие словесно-логического мышления

Существует огромное количество упражнений для развития разных типов мышления. Для развития вербального мышления рекомендуется использовать логические задачки. К примеру, посмотрите на предметы вокруг вас и попробуйте дать им новые названия (у детей это получается лучше всего). К примеру чашка — выпивалка, ручка — писалка и т. п. Отличное упражнение на развитие вербального мышления – скороговорки. Можно заучивать старые, а можно придумывать новые. Проговаривайте их как вслух, так и про себя.

Что такое невербальное мышление. Смотреть фото Что такое невербальное мышление. Смотреть картинку Что такое невербальное мышление. Картинка про Что такое невербальное мышление. Фото Что такое невербальное мышление

Очень хорошо помогает в развитии вербального мышления игра в шахматы. Во-первых, в процессе игры, как правило, играющие общаются между собой, а во-вторых, игра заставляет человека думать и просчитывать шаги наперед. Вербальное мышление — это словесное мышление, поэтому любые занятия на развитие его рекомендуется проводить в группе. Можно развивать такое мышление всей семьей. Особенности мышления человека связаны с его знаниями в разных областях. Дискуссии со знакомыми и друзьями помогают не только узнать много новой и полезной информации, но и развить вербальное мышление.

Что такое невербальное мышление. Смотреть фото Что такое невербальное мышление. Смотреть картинку Что такое невербальное мышление. Картинка про Что такое невербальное мышление. Фото Что такое невербальное мышление Что такое невербальное мышление. Смотреть фото Что такое невербальное мышление. Смотреть картинку Что такое невербальное мышление. Картинка про Что такое невербальное мышление. Фото Что такое невербальное мышление

Вербальное мышление – это процесс отражения объективного мира, который осуществляется в словесной форме. Вербальное мышление протекает в словах, использует в качестве знаковой системы речь. Она является уникальным средством передачи информации, поскольку с ее помощью менее всего теряется смысл сообщения. При вербальном мышлении задействуются лингвистический и паралингвистический каналы.

Лингвистический канал. Слова имеют множество смыслов. Они могут обладать денотацией

– прямым, явным значением, и
коннотацией
– неявным, но подразумеваемым значением. Часто используется именно коннотативное словоупотребление, что создает проблемы в понимании. Чтобы этого избежать, в процессе коммуникации должно присутствовать
симпрактическое включение
, то есть одинаковая мысленная оценка ситуации собеседниками, в результате чего у них складывается единое ее понимание.

Вербальное мышление имеет еще одну особенность. Коммуникатор не всегда прямо и непосредственно выражает то, что хочет сказать, прибегая к кодированию,

зашифровке своих сообщений. Для этого могут быть социальные причины. Например, в индивидуальной коммуникации имеется прямой смысл высказывания «Я устал». Но коммуникатор может вложить в него и закрытие подтексты: «Я ничего делать не буду».

Паралингвистический канал сообщает не о том, что говорится, а о том, как это делается. Паралингвистические средства включают в себя: а) речевые модификации – высота голоса, ударения, темп, ритм речи, паузы; б) вокальные модификации – смеющийся, плачущий, стонущий голос, а также всякого рода покашливания, стоны и т.д. Вокализация голоса, каким произносятся слова или фразы, может иногда нести большую смысловую нагрузку, чем сами слова, а иногда даже и перечеркивать смысл слов. Например: «Ну, ты умен». Анализ паралингвистического сопровождения речи дает не меньше сведений, чем анализ самой речи. Так, низкий тон голоса может свидетельствовать о вежливости, скуке, грусти, а высокий – о гневе, страхе, злобе, удивлении, лжи.

Итак, отправитель информации кодирует свое сообщение. Задача реципиента состоит в том, чтобы понять, какими намерениями, интересами руководствовался коммуникатор. Иногда реципиент может обнаружить и такой скрытый смысл, который коммуникатор изначально не вкладывал. В этом случае задействуются процессы, связанные с мировоззрением реципиента, его картиной мира.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *