Что такое невербальное поведение
Невербальное общение: что это такое, примеры, виды, значение
Приветствую Вас, друзья!
Для большинства людей основным средством повседневного общения является речь. При этом каждый из нас прекрасно знает, что понять человека, разговаривая с ним по телефону, порой бывает сложнее, чем при обычном разговоре. Причина заключается в нехватке невербального взаимодействия, ведь жесты и мимика очень важны для понимания, но при телефонном разговоре мы их не видим. Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой невербальное общение, какие формы оно принимает, какое значение имеет и как научиться максимально эффективно его использовать.
Что такое невербальное общение?
Невербальное общение – это передача информации посредством любых каналов коммуникации, отличных от вербальных (т.е. словесных). Это могут быть жесты, мимика, смена позы, интонация и манера речи, тембр голоса или определенные демонстративные действия. В зависимости от темы разговора, соотношение между вербальной и невербальной составляющей общения может меняться в широких пределах.
В целом, во время общения мы передаём информацию двумя путями: вербальным и невербальным. Например, когда один человек говорит другому: «Вот такую рыбу поймал!», он задействует оба канала. На словах (вербально) он сообщает, что поймал рыбу, а руками (невербально) показывает её размер, то есть, дополняет информацию важными фактами.
Термин «вербальный» образован от латинского слова verbalis, что переводится как «словесный». Им обозначают информацию, передаваемую непосредственно при помощи устной или письменной речи. Соответственно, термин «невербальный» является антонимом данного слова и подразумевает информацию, передаваемую другими путями.
Некоторые исследователи полагают, что в обычном разговоре только 7% информации мы передаём непосредственно словами и предложениями. Ещё 38% приходится на интонацию и тембр голоса, а оставшиеся 55% – на мимику и жесты. Разумеется, эти значения нельзя считать универсальными, ведь всё зависит от вида информации. Например, список покупок можно прислать и текстовым сообщением – он не станет менее информативным. Но вернувшись из отпуска, делиться впечатлениями хочется только в живом диалоге и никак иначе.
Способы невербального общения
Существует довольно много каналов невербального общения. И чем сильнее человек вовлечён в разговор, тем активнее он их использует. Чаще всего используются такие каналы как:
Многие из перечисленных каналов умело используют представители гоп-культуры. Эти люди хорошо понимают, что такое невербальное общение и как его можно использовать. Кроме того, у них от природы развита эмпатия. По поникшей осанке и ссутуленным плечам они легко определяют неуверенного в себе человека. Остановив его под невинным предлогом, они стараются подойти поближе, приобнять за плечо, чтобы продемонстрировать «дружеские» намерения. Этим жестом они осознанно причиняют человеку дискомфорт, чтобы тот скорее выполнил их требования.
Важность невербальной коммуникации
Невербальное общение – это важное дополнение к основному общению, позволяющее передать собеседнику гораздо больше информации, повысить уровень взаимопонимания и сделать более конструктивным любой разговор. Психологи называют 5 основных функций невербальных сигналов:
Ошибки в невербальном общении
Не обязательно знать, что такое невербальное общение, чтобы замечать неосознанные сигналы в поведении собеседника. А вот себя контролировать, избегая нежелательных жестов и мимики, гораздо сложнее. Поэтому желательно запомнить основные ошибки и регулярно напоминать себе, что их нельзя повторять. Чаще всего речь идёт о таких невербальных сигналах как:
Как развить навыки невербального общения?
Невербальное общение – это важная часть межличностного взаимодействия. Человек, способный хорошо замечать и правильно трактовать чужие невербальные сигналы, гораздо лучше понимает любого собеседника. Он видит, как люди реагируют на его слова, быстро замечает попытки манипулировать собой. Не менее полезно и умение следить за собственными невербальными сигналами. Человек, хорошо контролирующий свою мимику и жесты, всегда создаёт приятное впечатление.
Развить способность лучше замечать и контролировать невербальные сигналы совсем не сложно. Достаточно начать более внимательно смотреть на людей, с которыми приходится общаться. Старайтесь замечать каждое невольное движение, позволяющее сказать что-то о мыслях или переживаниях собеседника. Уделяйте внимание всему: выражениям лица, движениям глаз, жестам, смене позы и осанки, интонации и тембру голоса.
Со временем это превратится в увлекательную игру, которая позволит почти каждый день совершать новые открытия. С каждым днём ваши навыки будут совершенствоваться. Постепенно вы научитесь замечать определенные невербальные сигналы и в собственном поведении. Это позволить своевременно предотвращать нежелательные и подчеркивать те, которые вы посчитаете правильными.
Невербальное и вербальное общение: что это такое?
Поведение людей можно разделить на 2 типа: вербальное и невербальное. Вербальный — значит словесный. Контакт между людьми происходит через речевое общение, подразумевает разговор или переписку. Вербальное общение осуществляется на осознанном уровне. Невербальный это неречевой тип общения. Взаимодействие происходит через язык тела, мимику, жестикуляцию, интонацию, тембр, прикосновения и дистанцию между собеседниками. Обе категории могут как существовать отдельно, так и прекрасно дополнять друг друга.
Вербальное поведение
Вербальное поведение передается посредством речи. Язык и слова — главные инструменты, используемые в разговоре. Вербальное общение осуществляется на одном понятном всем контактирующим языке. Суть в том, что одни дают информацию, а другие получают.
Прямой контакт не допускает недосказанностей, обмана, утайки информации и завуалирования. Непрямое позволяет общаться с помощью намеков, обходить некоторые темы стороной, скрывать намерения. Краткий стиль обеспечивает деловой разговор, минимальный контакт и максимальную информативность. Характеризуется сдержанностью и лаконичностью. Искусный стиль подразумевает меньшую содержательность и частое использование экспрессивных слов.
Правила эффективного общения, предложенного Китом Дэвисом
Психолог Кит Дэвис создал ряд правил, которые помогут людям в процессе коммуникации. Профессор советует отнестись к общению со вниманием: перестаньте говорить, выслушайте собеседника, всем своим видом показав, что вам действительно нужно и интересно. Создайте непринужденную комфортную обстановку, уберите раздражители.
Невербальный язык
Невербальный язык — древнейшая форма контактирования людей. Включает в себя поведение человека и способность к интерпретированию информации, полученной от мимики, телодвижений, национальных привычек и особенностей партнера.
Невербальное поведение
Порой невербальное поведение дает даже больше информации о человеке, чем выясняется из беседы с ним. Чаще люди невербальное поведение не контролируют. Один человек неосознанно выдает себя через движения, мимику, жесты, а второй машинально ловит эти изменения, анализирует происходящее, сопоставляет с речью рассказчика. К примеру, он убедительно соврал.
Услышавший правдоподобную ложь может не засомневаться в словах рассказчика, но он неосознанно понимает, что в сказанном присутствует подвох. На эту догадку его способно натолкнуть то, что солгавший собеседник странно себя ведет, покраснел, занервничал.
Невербальные каналы коммуникации
Невербальные каналы состоят из двух групп — поведения и факторов, никак с ним не связанных: стиль одежды, окружающая обстановка, время.
Невербальное поведение составляют:
Жесты и позы
Жестикуляция и применяемые позы отображают характер, настрой, воспитанность, темперамент, уверенность. У представителей разных культур их смысл отличается. Жесты показывают приветствие, согласие или несогласие, раздражение, воодушевление. Открытые и закрытые жесты показывают степень доверия и открытости человека.
Позы сигнализируют о состоянии человека, будущих действиях. Расслабленно сидящий человек выражает спокойствие. Собеседник, подергивающий ногами, стучащий руками и постоянно посматривающий на время показывает, что в напряжении и ожидании.
Мимика
Мимика отображает на лице все наши эмоции. Человек улавливает и анализирует даже едва заметные движения мышц лица. Одинаковые движения лицевых мышц говорят о разном настрое в зависимости от ситуации. Улыбка выражает как позитив, так и превосходство, сдвинутые брови — непонимание или гнев.
Мимика у животных и первобытных людей
В ходе эволюционирования человечества его лицевые мышцы усложнились. У животных мимика не изменилась. Оскал — эмоция, при которой показываются зубы и видны десна — сообщает об агрессии и раздражении. Древние люди тоже использовали оскал при опасности. Широко распахнутые глаза, как и у людей, означают страх.
Сигналы, посылаемые глазами
Тактильная коммуникация
Информирование происходит путем осязания. Состоит из прикосновений, рукопожатий, объятий, поцелуев, поглаживаний. Тактильная коммуникация происходит на уровне тесного знакомства: не незнакомца, а именно близкого человека хочется взять за руку или обнять. Но физический контакт может быть и негативным — столкновение, драка.
Одежда как способ невербальной коммуникации
Стиль одежды много сообщает о персоне. Увидев человека в строгом офисном костюме, мы можем предположить, кем он работает. Стиль эмо или гота рассказывает об увлечениях его обладателя. В прошлых столетиях одежда определяла статус человека — аристократия носила шелка, меха, дорогие ткани и золото, крестьяне одевались скромно.
Видео по теме
Невербальное общение — что это такое в психологии
Невербальный это «язык тела» в широком смысле: передача информации через жесты, запахи, вкус, голос, зрительные сигналы. Невербальные средства коммуникации способствуют созданию психологического контакта между партнерами, обогащают значения, передаваемые словами, отражают истолкование ситуации. Факторами, влияющими на невербальную сторону общения, выступают национальные особенности, состояние здоровья, профессиональный этикет, социальный статус, принадлежность к определенным возрастным группам.
Средства невербальной коммуникации
Невербальное общение что это такое в психологии
Невербальное общение – вид коммуникации без использования слов (посредством образов, интонации, жестов, мимики). Инструментом для воздействия на человека выступают:
К сведению. Невербальные способы общения улучшают взаимопонимание людей, позволяют предугадать настрой, отношение собеседника к индивиду, спрогнозировать собственную модель общения.
Происхождение невербальных способов общения
Невербальный язык имеет два вида источника происхождения: биологическая эволюция и культура. Биологи установили, что мимика при проявлении эмоций, большинство жестов, телодвижений у людей врожденные и служат сигналом для обратной связи. Биологическую природу невербальной коммуникации подтверждают элементы, не контролируемые подсознательно:
На основе намеренной и ненамеренной коммуникации выделяют 3 невербальных средства общения:
Существуют также универсальные известные всем сигналы, характерные для конкретной культуры. Яркими примерами выступают стиль поведения, форма одежды, условные знаки приветствия и прощания.
Общепринятые «знаки тела»
Коммуникации невербального общения
Невербальные средства общения – это система знаков, дополняющая, усиливающая или заменяющая речь:
Важно! Специалисты невербальной психологии объединяют перечисленные виды коммуникации в различные формы передачи информации: знаково-символические, оптико-кинетические, такесические и фонационные (звуковые).
Виды невербального общения
Жесты
К невербальным жестам относят выраженные движения головой, руками, пальцами, сопровождающие высказывания, размышления. При необходимости обратить внимание на предметы людям понадобится помощь указательной жестикуляции. Подчеркивающие жесты подкрепляют высказывания. Демонстративное движение кистью поясняет положение дел. Касания партнера способствуют установлению социального контакта или получению знака внимания, ослаблению значимости информации. Производится жестикуляция в произвольной и непроизвольной формах.
Позы должны следовать нормам этикета. Открытые позы сидящей девушки в Европе и Америке имеют нейтральные значение, в Японии считаются аморальными. Положение взрослых людей, сидя на корточках, в большинстве стран имеет неприличное определение, в Южной Америке и Африке многие народы отдыхают в подобной форме. Использование стула оценивается как агрессия.
Позы силы и слабости
Позы при публичном обращении или деловом разговоре должны выражать открытость: руки расцеплены, ноги не скрещены, спина прямая. Если чуть податься вперед, поза будет воспринята как заинтересованность понятной темой. Сутулость сообщает о неуверенности, широко расставленные ноги и руки позволяют судить о доминировании. Постукивание рукой или ногой – проявление скуки, отсутствия времени, нетерпения. Собеседник принял закрытую позу – это может значить, что человек не верит или плохо воспринимает информацию. Ноги повернуты к выходу, человек хочет уйти. Голова наклонена вперед, собеседник внимательно слушает, анализирует.
Мимика
Мимикой принято называть выразительное движение мышцами лица с целью проявления определенных чувств индивидуума. Виды мимики соответствуют функциям психики: умственные акты выражают мышцы вокруг глаз, околоротовые мышцы связаны с актами воли. Чувства подчеркивают общие мышцы лица, изменяющиеся в сознательной и непроизвольной формах.
Возможны разные формы мимических комплексов:
Мимика передает базовые эмоции (радость, грусть, гнев, удивление, отвращение), обеспеченные врожденными нейронными программами, а также ложную информацию.
Мимическое отображение эмоций
Дистанция
Нормы приближения двух людей определены в науке четырьмя промежутками:
Согласно учениям обществознания, для людей различных возрастов, половой принадлежности, социального статуса правила варьируются. Например, дети и старики держатся к собеседнику ближе, относительно подростков. Мужчины занимают отдаленные позиции, в отличие от женщин. Спокойный человек максимально приближается, неуравновешенный – держится дальше. Люди обращаются на большой дистанции к собеседникам выше статусом. Национальность также играет роль. Азиаты взаимодействуют на более коротких промежутках, чем европейцы, городские жители – ближе поселенцев малонаселенных пунктов.
Интонация
Просодика (тон голоса, тембр, сила звучания, паузы) регулирует поток речи, дополняет или замещает высказывания, выражает эмоциональное состояние. Важным является умение слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, выражающие чувства и мысли собеседника:
Голос содержит много информации о владельце. Опытные специалисты по голосу способны изучать возраст, место жительства, характер и темперамент хозяина. Люди, обладающие способностью резко менять высоту голоса, общительнее, увереннее и приятнее монотонных или неуверенных собеседников.
Одежда говорит о человеке
Одежда
При формировании образа человек примеряет роль в обществе, внутренние позиции. Ключевой характеристикой является не мода, а направление стиля, цветовая гамма. Экстраверты делают ставку на ярких сочных цветах. Интроверты выбирают темные тона, невзрачные, полутона, черные, постельные, бежевые, серые. Яркие и крупные украшения также могут являться средством проявления эгоцентризма и высокого статуса человека (или индивид сам желает того).
Особенности невербального общения
Невербальное общение – это ситуативное отражение личностных характеристик людей: настроя, эмоционального фона, отношения к окружающим и теме. Данная коммуникация непроизвольна и спонтанна, ее сложно разделить на отдельные элементы (позы, мимику, ольфактонику), в этом заключается ключевая особенность невербалики. Жесты, интонацию, взгляд трудно изучить или отредактировать, потребуются годы и десятилетия. Но даже обученные люди могут пойматься на лжи при несоответствии одной части коммуникации другой. Языку жестов доверяют больше, он воспринимается на уровне интуиции.
Открытая поза на переговорах
Невербалика – это важный элемент общения, несущий 60-80 % информации телом, только 20-40 % коммуникации реализуется словами. Стоит закрыть глаза и спрятать руки, если нужно скрыть неискренность, – такой вывод сделал один наблюдательный служащий английского суда.
Видео
Невербальное поведение
В этой творческой работе я дам понятие о невербальном поведении и некоторые признаки по которым можно определить состояния человека.
Эта работа не претендует на рецензирование и поэтому ни на какую критику отвечать не буду, и в спорах по данной теме не учавствую.
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ НЕКОТОРЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ХАРАКТЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ
Неуверенность, нервозность, раздражительность
Повышенная, но скрываемая психическая напряженность
Для агрессии характерны многие весьма выразительные жесты, встречающиеся у людей в состоянии высокой психической напряженности. Но есть и специфические: взгляд исподлобья, «стойка бойца» «указующий перст», направленный на оппонента (психологи его часто называют «маленькой шпагой»), сжатый кулак, швыряние предметами, хлопанье дверью и т. п. Признаки эти довольно просты, очевидны.
Попытка скрыть что-либо
О желании скрыть что-то свидетельствуют машинальное прикрывание рта рукой или двумя руками, потирание пальцами висков и подбородка, отведение взгляда в сторону, наклон корпуса от собеседника. Такие же движения человек может производить, если не желает высказываться.
Готовность к диалогу и взаимодействию
О таких намерениях свидетельствуют: посадка на краю стула, наклон корпуса вперед к собеседнику, расстегнутый пиджак, жестикуляция у лица, внимательный взгляд, доброжелательные интонации. Если при этом демонстрируется открытость, то руки протянуты немного вперед и в стороны, ладони открыты, руками часто делаются круговые движения.
Другие характерные движения:
И в заключении хотелось бы сказать что, невербальное поведение дает поистине огромную информацию о человеке, его личностных и характерологических особенностях, переживаемых эмоциях. Достоверность этой информации велика. Контролировать невербальное поведение очень сложно, а чаще всего невозможно. Верная фиксация его признаков, правильная интерпретация помогают развивать проницательность.
Однако кроме учета совокупности жестов и соответствия между словами и телодвижениями, для правильной интерпретации жестов необходимо учитывать контекст, в котором живут эти жесты. Если вы, например, в холодный зимний день увидите на автобусной остановке человека, сидящего со скрещенными ногами, крепко скрещенными на груди руками и опущенной вниз головой, то это, скорее всего, будет означать, что он замерз, а вовсе не его критическое отношение к чему-либо. Однако, если человек в точно таком же положении будет сидеть напротив вас за столом переговоров о заключении сделки, то его жесты совершенно определенно следует трактовать как имеющие негативное или оборонительное отношение в сложившейся ситуации.
Невербальное общение: жесты
Содержание
Те, кто способен найти общий язык с любым человеком, часто сообразительны, находчивы и тактичны, они понимают что нужно другим людям и знают как найти компромисс. Можно утверждать, что умелое невербальное поведение – это часть социальной компетентности. Одни люди боле восприимчивы к невербальным сигналам и способны лучше идентифицировать их смысл, другие более искусны в том, что связано с невербальным выражением собственных чувств и установок. Таким образом, социальная компетентность, предполагающая владение подобными навыками, играет исключительно важную роль в повседневной жизни.
Социальный интеллект
Социальный интеллект, отвечающий за социальную компетентность, считается базовой интеллектуальной способностью, отличной от прочих когнитивных способностей. С социальным интеллектом связано такое понятие, как эмоциональный интеллект, характеризующие способность человека оценивать эмоциональные сообщения, регулировать собственные эмоции и разумно использовать их для управления своими мыслями и действиями.
Чтобы правильно понять других людей, нужно обращать внимание на их особенности, включая внешность и невербальное поведение. Иногда информация, которую мы получаем, наблюдая за человеком, важна сама по себе, независимо от того, какие выгоды из нее могут быть сделаны. Порой, заметив что-то, мы сразу же делаем вывод, а иногда мы замечаем что-то, но понимание приходит не сразу.
Однако коммуникативные навыки не исчерпываются только невербальными посланиями. Верификатору необходимо понимать смысл вербальных сообщений – буквальный и метафорический, а также оттенки того, что читается «между строк», – и интегрировать вербальные и невербальные сигналы. Необходимо понимать также социальные контексты и роли: что допустимо и что недопустимо в конкретной социальной ситуации, как должны вести себя люди, исполняющие те или иные роли, и какие последствия влечет за собой нарушение ожиданий окружающих.
Представления о невербальных навыках могут быть использованы для того, чтобы по-новому взглянуть на давно устоявшиеся понятия. Эмпатия, раппорт, подстройка и ведение наряду с такими процессами, как социальное сравнение и управление впечатлением, могут быть рассмотрены с точки зрения контроля над точностью при отправлении или получении невербальных сигналов в социальном взаимодействии.
Наши умения отправлять и принимать невербальные сигналы формируются в процессе повседневной жизни. Мы, не отдавая себе отчета, обучаемся невербальному поведению, имитируя и моделируя поведение других людей, изменяя свои действия с учетом получаемой обратной связи, реагируя на указания и советы окружающих.
Невербальные навыки человека совершенствуются в разнообразном опыте по декодированию чувств и невербальных сигналов. Обратная связь в форме обсуждения с участниками вопроса о том, когда их суждения о невербальном поведении правильны, а когда – нет, является одним из наиболее эффективных методов совершенствования невербальных навыков.
Людьми, понимающими невербальные сигналы и имеющими хорошие навыки невербального общения, труднее манипулировать, чем теми, кто такими навыками не владеет. Если тех, кто много знает о невербальном поведении, начинают подозревать в том, что они используют свои знания «против» окружающих, очень скоро предпринимаются попытки их разоблачить или противостоять этому. Само собой разумеется, что на каждом верификаторе лежит этическая ответственность за то, чтобы не использовать свои знания во вред другим.
Поскольку верификаторы проводят много времени, наблюдая за другими – пассивно (только наблюдая) или активно (наблюдая и взаимодействуя) – так или иначе у них развиваются хорошие навыки декодирования невербальных сообщений наблюдаемых объектов.
Несомненно, невербальные сигналы – важнейший элемент наших коммуникативных усилий. Иногда они становятся самой важной частью посылаемых нами сообщений. Понимание и эффективное использование невербального поведения имеет решающее значение для достижения успеха практически во всех социальных контактах, в которые мы вступаем.
Два вида жестов в детекции лжи
В детекции лжи нам важно будет учитывать два вида жестов:
Коммуникативные жесты – это жесты, которые сопровождают речь (иллюстраторы, регуляторы) или сами являются речью (эмблемы).
Некоммуникативные жесты – это жесты, которые не участвуют в коммуникации между людьми, но играют особую роль в “общении” человека с самим собой. Так, например, жесты-адаптеры позволяют обрести человеку покой в сложной ситуации стресса.
Поговорим об этом поподробней.
Коммуникативные жесты
Жесты-эмблемы
Эмблема – это коммуникативный жест, который не сопровождает речь, а по сути сам является речью, потому что имеет очень конкретное значение. Человек, показывая жест-эмблему, всегда делает это осознанно и намеренно. Эмблемы и эмблематические знаки являются протоязыком. Эмблемами общались наши предки, не знавшие и не владевшие языком в современном его виде.
Значение жестов-эмблем однозначно трактуется всеми представителям данной культуры или субкультуры. С помощью эмблем можно передать практически любое сообщение, включая фактологическую информацию, приказания, выражение личного отношения к происходящему и чувства.
Лицевые выражения и движения глаз, сопровождающие жесты-эмблемы, расширяют границы возможных смыслов, ассоциирующихся с движениями руки. И всегда существует возможность, что смысл, ассоциирующийся с жестом в отсутствие речи, изменится, если его будет сопровождать речь, включая и те случаи, когда сопровождающая речь вроде бы лишняя. Однако контекст расширяет границы смысла. Иногда контекст не оказывает сильного влияния на смысл жеста, а лишь незначительно изменяет то, как он выполняется.
Два вида жестов-эмблем
2. Символические (не содержат в себе прямого отражения облика изображаемого предмета или действия, потому понятны только посвященным людям).
Так как жесты-эмблемы являются протоязыком, передаются из поколения в поколение и закрепляются культурными традициями, то в случае возникновения внутреннего конфликта они могут каким-либо образом проявиться.
В языке телодвижений есть один информативный признак обмана – эмблематическая оговорка, которая возникает, когда человек не верит в то, что говорит, т. е. тело противоречит словам.
Эмблематическая оговорка может являться верным признаком лжи говорящего.
Критерии эмблематической оговорки
Во время проведения опросной беседы, верификатор может увидеть эмблематические утечки у опрашиваемого лица, однако они могут и не проявляться. Несмотря на то, что эмблематические оговорки и являются достаточно достоверным признаком лжи, полностью опираться только на них верификатор не может, потому что они могут не проявиться во время опросной беседы совсем. Также нужно владеть языковым набором жестов-эмблем разных наций и народностей, особенно при проведении проверок в сопредельных государствах.
Жесты-иллюстраторы
Еще одним типом жестов, свойственным человеку, являются жесты-иллюстраторы – жесты, сопровождающие речь. Интерпретировать жесты-иллюстраторы нужно еще более осторожно, чем жесты-эмблемы и адаптеры.
Виды жестов-иллюстраторов
Способы иллюстраций речи
Использование жестов-исллюстраторов
Функции жестов-иллюстраторов
На интенсивность проявлений жестов-иллюстраторов оказывает влияние характер человека (есть тип людей, которым интенсивная жестикуляция не свойственна), оказывает влияние культура и культурная принадлежность. Поэтому одной из задач верификатора на этапе установления базовой линии поведения является определение интенсивности проявления иллюстраторов в норме. Обычно нормальное проявление иллюстраторов можно отследить, разговаривая на обыденные темы.
Верификаторам необходимо понимать и брать во внимание особенности нервной системы человека, а также его базовую линию поведения, потому что некоторым людям свойственно увеличение количества жестов-иллюстраторов во время лжи, тогда как для других во время лжи свойственно уменьшение количества жестов-иллюстраторов. В зависимости от психотипа опрашиваемого лица, а также от выбранной им стратегии лжи и будет проявляться данная тенденция.
QUIZ от Шерлока Холмса: проверь свои детективные способности
Жесты-регуляторы
Жесты-регуляторы – это интерактивные жесты, способствующие регулированию диалога.
Типы жестов-регуляторов
Некоммуникативные жесты
Жесты адаптеры – жесты стресса
Более информативным признаком состояния стресса являются некоммуникативные жесты – так называемые жесты-адаптеры. Их еще называют жестами самоуспокоения. К ним человек прибегает бессознательно, чтобы вернуть себе в ситуации стресса душевный покой. Появление жестов-адаптеров – верный признак того, что человек пытается взять себя и ситуацию под контроль. В этом случае верификатору необходимо ответить на вопрос: «Почему опрашиваемое лицо начало себя контролировать?». Необходимо иметь в виду, что эти жесты бессознательные – они слабо осознаются.
Жесты-самоадаптеры, как правило, связаны с прикосновением к себе, к своему телу. Наблюдая за уровнем проявления жестов-самоадаптеров, можно судить об уровне стресса человека. Чем выше жесты-самоадаптеры, тем выше уровень стресса. Когда человек закрывает руками лицо, в разных контекстах верификатор с уверенностью может говорить о стыде, позоре или горе.
Типы жестов-самоадаптеров
Жесты-манипуляторы
К адаптационным жестам относят также жесты-манипуляторы, которые выполняют ту же функцию, что и жесты-самоадаптеры, но в основе их лежат манипуляции с предметами. У человека, который лжет, происходит переход с правого полушария на левое, и именно в этот период и появляются жесты-манипуляторы. Это связано с тем, что переход с правого полушария на левое всегда вызывает в действиях человека паузу. Поэтому функция жестов-манипуляторов – это не только адаптация, но еще и замещение. При этом у каждого человека есть свои особо любимые манипуляции, свойственные только ему.
Продолжительность манипуляций может различаться от нескольких мгновений до многих минут.
Жесты-манипуляторы используются лжецом в двух случаях
Понимая причину возникновения жестов-манипуляторов, верификатор при задавании проверочного вопроса и при наличии жеста-манипулятора в правдивом ответе должен его перепроверить, задав через некоторое время вопрос в иной формулировке.
В ситуации детекции лжи нет надобности, определять точное значение каждого жеста-адаптера, если верификатор основное внимание обращает на структуру речевых высказываний. Так как жесты-адаптеры сигнализируют об уровне стресса, то в процессе опросной беседы верификатор может понимать, насколько близко он подобрался к нужной информации.
Жесты-самоочищения
Человек старается контролировать себя в присутствии наблюдателя или группы наблюдателей, потому что считается, что в присутствии иных людей неприлично совершать жесты самоочищения. К этим жестам человек прибегает тогда, когда считает, что его никто не видит. Или человек начинает совершать эти действия бессознательно, если у него есть ощущение, что его никто не видит.
В жизни человек очищает себя, как правило, наедине, когда его никто не видит, он находится в полном состоянии погружения в себя, сосредоточен на себе, а главное – ему безопасно.
Для детекции лжи эта причина возникновения жестов самоочищения может быть достаточно информативной и значимой. В ситуации опросной беседы, а особенно это может быть информативно в случае проведения групповой беседы, наличие жестов самоочищения в невербальном поведении человека, говорит об отсутствии эмоции страха, отсутствие интереса к расследуемому событию и является дополнительным маркером непричастности человека.
О лжи жесты самоочищения свидетельствуют тогда, кода опрашиваемое лицо сообщает о сильном душевном переживании, но при этом демонстрирует действия по самоочищению себя.
Еще одни информативный признак, который можно отнести к информации о наличии обмана, – это отсутствие любой жестикуляции на протяжения всей опросной беседы. Некоторые лжецы, желая не выдать себя, пытаются контролировать все телодвижения и мимику. Это выглядит так, словно человек задеревенел. При этом речь становится краткой, логичной и эмоционально не окрашенной. Такое поведение верификатор сразу определяет как информацию о наличии обмана. Часто лжецы не понимают, что попытка подавить в себе все является доказательством сокрытия информации.
Таким образом, в связи с неоднозначностью возникновения жестов трактовать и интерпретировать их нужно крайне осторожно. Лжеца выдают эмблематические оговорки, увеличение числа жестов-адаптеров, диссонанс иллюстраторов, увеличение числа жестов иллюстраторов у людей с быстрой подвижной нервной системой.