Что такое невключенное наблюдение
НАБЛЮДЕНИЕ НЕВКЛЮЧЕННОЕ
Смотреть что такое «НАБЛЮДЕНИЕ НЕВКЛЮЧЕННОЕ» в других словарях:
НАБЛЮДЕНИЕ НЕВКЛЮЧЕННОЕ — англ. observation, non participant; нем. Beobachtung, nichtteilnehmende. Тип наблюдения, при к ром исследователь получает информацию об изучаемой группе, не включаясь в ход событий и не становясь членом этой группы … Толковый словарь по социологии
Наблюдение — общенаучный метод эмпирического исследования. В социологии используется преимущественно для сбора и простейшего обобщения первичной информации. В качестве последней выступают зафиксированные акты вербального или реального поведения единицы… … Социологический справочник
Натуралистическое наблюдение (naturalistic observation) — Под Н. н. понимается не нарушающее естественный ход событий и не вызывающее ответной реакции изучение организмов в их естественной среде обитания или привычной обстановке в отсутствие манипуляции или целенаправленного воздействия со стороны… … Психологическая энциклопедия
Социология журналистики — это специальная социологическая отрасль, которая занимается изучением журналистики как социального явления, журналистских материалов и применением социологических методов в работе с ними, особенностей социального мышления журналистов и аудитории… … Википедия
ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ — разновидности наблюдения, к рые классифицируются по следующим основаниям: в зависимости от наличия элементов контроля при проведении наблюдения (неконтролируемое и контролируемое); в зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого… … Российская социологическая энциклопедия
Изучение участников ОРД — Творческий индивидуальный процесс получения информации об особенностях личности сотрудников и конфидентов с помощью различных адаптированных психодиагностических методик. Наиболее распространенными методами его выступают: беседа, наблюдение,… … Энциклопедия современной юридической психологии
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ — основаны на трех способах получения информации о будущем. Во первых, это экстраполяция в будущее наблюдаемых тенденций, закономерности развития к рых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны (в предположении, что и на определенную… … Российская социологическая энциклопедия
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (социальные репрезентации) — идеи, мысли, образы, ценности, знания и практики, разделяемые людьми и формирующиеся в социальных взаимодействиях прежде всего под влиянием средств массовой информации. Это конструктивное воспроизведение свойств объекта на уровне конкретных… … Социология: Энциклопедия
Включенное и невключенное наблюдение
Включенное наблюдение – наблюдение изнутри, когда исследователь становится на время участником процесса (прямой контакт), невключенное – наблюдение со стороны.
Выделяют 4 типа включения (участия) наблюдателя, которые социологи еще называют «ролями» наблюдателя:
1)«участник», его истинные намерения и цели неизвестны наблюдаемым при исследовании закрытых групп (группа о нем не знает, наблюдатель инкогнито).
Например, американский социолог В.Уайт стал на 3,5 года членом группы рэкета в итальянском квартале: изучал причины и процесс формирования преступных группировок. На основе этого появилась книга «Общество на углу улицы».
2) «участник-наблюдатель», который действует открыто, его научные цели известны группе (сначала его присутствие влияет, а затем перестает быть значимым).
Пример. Изучение аренды на селе одним из НИИ города Москвы, когда ученые стали членами бригады фермеров-арендаторов, около года или несколько месяцев жили и работали вместе с ними.
3) «наблюдатель-участник» – пассивное поведение в группе.
4) «наблюдатель-роль» – близко к невключенному, намерения наблюдателя неизвестны, он контактирует с группой отрывочно (когда нужно).
Структурированное и неструктурированное наблюдение.
Структурированным называют такое наблюдение, при котором мы заранее должны решить, какие признаки элементов ситуации будем фиксировать: их наличие, отсутствие, интенсивность проявления и появление условий – все категории и признаки выверены. Задача – систематизированное описание ситуации.
Неструктурированное наблюдение близко к неконтролируемому. Наблюдатель заранее не знает, какие элементы он будет наблюдать. Как правило, цель – наблюдение за объектом в целом.
Дата добавления: 2015-08-21 ; просмотров: 1003 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Что такое невключенное наблюдение
В зависимости от степени участия исследователя в изучаемой ситуации различают включенное (участвующее) и невключенное (неучаствующее) наблюдение.
При невключенном (внешнем) наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта, он как бы со стороны наблюдает происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких вопросов – он просто регистрирует ход происходящих событий.
Невключенное наблюдение используется за массовыми процессами, оно применяется для описания педагогической атмосферы, в которой происходит интересующие исследователя явление, факт.
Внешнее наблюдение даёт возможность фиксировать факты так называемого «открытого поведения», «открытых отношений», «открытых поступков». Но исследователь как человек посторонний, не может точно знать, что скрывается за этими фактами, поэтому его интерпретация не всегда может быть правильной. Повысить объективность наблюдения можно путём увеличения числа наблюдателей (исследователей). Недостатком данного вида наблюдения является то, что при нём всегда может иметь место некоторая нарочитость в поведении. Длительность и систематичность наблюдений снимают этот недостаток.
Включенным (участвующим) называется такой вид наблюдения, при котором исследователь в той или иной степени непосредственно включён в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Иными словами, исследователь «сливается», «сживается» с наблюдаемой средой, коллективом. Существенно то, что наблюдаемые начинают исследователя считать своим членом данного коллектива и соответственно к нему относится. Например, исследователь вместе с учащимися участвует в различных воспитательных мероприятиях: в организации и проведении вечеров, дискотек, общественно полезном труде, в многообразных конкурсах, спортивных играх.
Ценность включенного наблюдения состоит в том, что оно позволяет собрать информацию, недоступную для получения другими методами. Исследователю здесь открывают более значимые для коллективной деятельности процессы и явления. Поскольку при длительном наблюдении члены изучаемого коллектива успевают привыкнуть к исследователю, они возвращаются к своим привычным действиям и поведению, к своим обычным правилам и нормам, словом, к тому, что им свойственно в естественных условиях. Исследователь постепенно начинает постигать более глубинные процессы коллективной жизни: проникать во внутрь взаимоотношений, «высвечивать» закономерности и противоречия, которые внешне не видны и т.д. Например, исследователь узнаёт, чем живёт коллектив, какие традиции являются ведущими, что поощряется и что порицается, какова нравственно-духовная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт коллектив и т.д.
Включенное и невключение наблюдение
В зависимости от положения наблюдателя по отношению к объекту выделяют включенное (участвующее, соучаствующее) и невключенное (внешнее, простое) наблюдение.
Включенное (участвующее, соучаствующее) наблюдение — это такой вид наблюдения, при котором исследователь в большей или меньшей степени включен в изучаемый социальный процесс, находится в контакте с наблюдаемыми и принимает участие в их деятельности, т. е. является элементом изучаемой ситуации.
Степень участия исследователя в изучаемом процессе колеблется от «активного» наблюдения, когда наблюдаемые начинают его считать членом своего коллектива, до «пассивного» наблюдения, близкого к невключенному.
В зависимости от степени участия или «роли» наблюдателя в исследуемой ситуации различают четыре вида наблюдения:
— полное участие наблюдателя в ситуации («участник»);
— участник ситуации как наблюдатель («участник-наблюдатель»);
— наблюдатель как участник («наблюдатель-участник»);
— полностью наблюдатель («наблюдатель»).
1. При полном участии наблюдателя в ситуации наблюдатель выступает как полноправный член изучаемой группы. Истинное лицо и цели наблюдателя не известны членам группы.
2. При ситуации — участник как наблюдатель — наблюдаемые знают о научных целях исследователя, с течением времени привыкают к его присутствию и ведут себя привычным образом. Наблюдатель имеет возможность беседовать с членами коллектива и принимать участие в обсуждении проблем этого коллектива.
Пример: заводской социолог является членом того же предприятия, что изучаемый им коллектив. Поэтому он может довольно легко войти в состав коллектива, не скрывая своих исследовательских целей. За разъяснением непонятного он может обращаться к членам коллектива.
Чтобы достаточно хорошо понять внутреннюю логику событий, происходящих в коллективе, необходимо довольно продолжительное время участвовать в его жизни. Это имеет свои негативные стороны. Наблюдатель может так привыкнуть к поведению, действию, реакциям наблюдаемых, что все происходящее будет казаться ему «само собой разумеющимся», а особенности коллектива будут ускользать из его поля зрения. В данном случае рекомендуется либо прервать на несколько дней наблюдение, чтобы, вернувшись к нему, увидеть обстановку как бы новыми глазами, либо использовать различные способы проверки «извне»: анкетирование, интервью, обсудить происходящее с коллегами.
Для того чтобы скорее достичь такого положения, при котором к присутствию исследователя-наблюдателя относились более терпимо, он должен оставаться более безучастным, более нейтральным, остерегаться высказывать какие-либо моральные суждения, заниматься своим делом, но без излишнего усердия и приспосабливаться к нормам поведения, принятым в группе. Таким образом, главное правило состоит не в слиянии с группой, а в участии в повседневной деятельности группы (игра в карты, присутствие на собрание и т. д.).
Преимущество данного вида наблюдения заключается в том, что благодаря ему можно выявить скрытые проблемы, а в некоторых случаях гораздо быстрее раскрыть мотивации тех или иных действий.
Наблюдение с участием позволяет исследователю почувствовать и понять всю гамму переживаний, которые сопутствуют наблюдаемой деятельности, проникнуть в психологический мир изучаемого лица, лучше и полнее понять мотивы, причины разных его действий, связанных с наблюдаемой деятельностью, а это все имеет большое значение. Но участие в наблюдаемой ситуации не всегда бывает возможным. Оно предполагает, во-первых, знание и владение исследователем соответствующей деятельности, во-вторых, более долгий период наблюдения (необходимость периода адаптации), в-третьих, приобщение к изучаемой среде.
3. При ситуации — наблюдатель как участник — наблюдатель в первую очередь является исследователем и при взаимодействии с участниками социального процесса не претендует быть действительным его участником. Исследователь не скрывает своих научных целей, а контакт между наблюдателем и членами наблюдаемого коллектива минимален. Например, наблюдение за респондентами в процессе одноразового интервью, хронометраж затрат времени.
4. В ситуации полного наблюдения исследователь выполняет только функцию наблюдателя, наблюдаемым не известны задачи проводимого исследования, они даже могут не знать, что являются объектами наблюдения. Наблюдатель не взаимодействует с участниками социального процесса, контакт с ними происходит лишь в той мере, в какой этого требует ситуация.
Такое наблюдение во многом сходно с невключенным наблюдением.
Степень включения наблюдателя зависит от характера самого исследования и его задач. В исследованиях разведывательного плана, для того чтобы лучше понять исследуемое явление, предпочтительнее осуществлять полное включение. В исследованиях экспериментального плана на этапе проверки гипотезы рекомендуется применять наблюдение с меньшей степенью участия.
Невключенное (внешнее, простое) наблюдение — вид наблюдения, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта. Он старается до минимума свести свое вмешательство в ход происходящих событий, не задает никаких вопросов. Данное наблюдение практически сводится к регистрации событий. Наблюдатель остается неизвестным для наблюдаемого, потому что либо наблюдатель не может быть замечен наблюдаемыми, либо наблюдатель не бросается наблюдаемому в глаза, представляясь безучастным посторонним лицом, не обнаруживает своих функций.
Например, исследователь находится за односторонне прозрачной стеной, проводит сбор данных с помощью промежуточного включения технических средств в виде скрытой камеры или магнитофона, фотографирования в инфракрасных лучах, подзорной трубы или бинокля, радиотелефонной связи с другими наблюдателями и т. д.
В некотором смысле невключенное наблюдение дает поверхностную информацию, т. к. исключает восприятие объекта изнутри, затрудняется учет мотивов, побуждений и т. п. Такой вид наблюдения используют для фиксации актов так называемого «открытого поведения». Но так как посторонний человек не может точно знать, что скрывается за этими актами, то и сделанная им интерпретация не всегда может быть правильной, объективной. Например, если юноша повернул голову в сторону девушки, то это не значит, что он смотрит на нее или что она ему понравилась.
Обычно невключенное наблюдение применяется для наблюдения за массовыми событиями, когда для того, чтобы видеть весь ход процесса, наблюдатель должен находиться на определенном расстоянии от объекта, или используется при описании социальной атмосферы, в условиях которой проходит интересующее исследователя событие.
Также такого рода наблюдения применяются при необходимости изучения определенных занятий молодежи в свободное время; высказываний зрителей по поводу той или иной сцены во время демонстрации фильма; привычных форм взаимного общения молодежи на танцах и т. п. Наблюдатель не стесняет поведения наблюдаемого или наблюдаемых.
Включенное и невключенное наблюдение
В зависимости от положения наблюдателя по отношению к объекту выделяют включенное (участвующее, соучаствующее)и невключенное (внешнее, простое) наблюдение.
Включенное (участвующее, соучаствующее) наблюдение— это такой вид наблюдения, при котором исследователь в большей или меньшей степени включен в изучаемый социальный процесс, находится в контакте с наблюдаемыми и принимает участие в их деятельности, т. е. является элементом изучаемой ситуации.
Степень участия исследователя в изучаемом процессе колеблется от «активного» наблюдения, когда наблюдаемые начинают его считать членом своего коллектива, до «пассивного» наблюдения, близкого к невключенному. В зависимости от степени участия или «роли» наблюдателя в исследуемой ситуации различают четыре вида наблюдения: полное участие наблюдателя в ситуации («участник»); участник ситуации как наблюдатель («участник-наблюдатель»); наблюдатель как участник («наблюдатель-участник»); полностью наблюдатель («наблюдатель»).
1. При полном участии наблюдателя в ситуациинаблюдатель выступает как полноправный член изучаемой группы. Истинное лицо и цели наблюдателя не известны членам группы.
Цель адаптации наблюдателя заключается в том, чтобы войти в коллектив и при этом существенно не изменить структуру типичных для него ситуаций. Очень важным при этом является постоянная фиксация того, что трудно установить при помощи невклю-ченного наблюдения: конкретные мотивы поведения, групповые цели и ценности, скрытую динамику претензий к руководству и т. п.
Чтобы не принимать активного участия в коллективной деятельности, исследователь может взять на себя роль практиканта или стажера. Это даст ему воз-. можность вести необходимые записи, не вызывая ни-‘ каких подозрений.
Наблюдение с полным участием, как правило, применяется в монографических исследованиях, так как такая методика наблюдения по природе своей исключает массовость, а результаты наблюдения при полном включении почти не поддаются количественному выражению.
Обычно оно проводится при исследовании социального поведения малых групп «закрытого» типа (например, спортивные команды, неформальные коллективы, совместно проводящие свободное время), которые не поддаются наблюдению извне, и при исследовании социального взаимодействия внутри малых групп.
3. При ситуации — участник как наблюдатель—наблюдаемые знают о научных целях исследователя, с течением времени привыкают к его присутствию и ведут себя привычным образом. Наблюдатель имеет возможность беседовать с членами коллектива и принимать участие в обсуждении проблем этого коллектива. Пример: заводской социолог является членом того же предприятия, что изучаемый им коллектив. Поэтому он может довольно легко войти в состав коллектива, не скрывая своих исследовательских целей. За разъяснением непонятного он может обращаться к членам коллектива.
Чтобы достаточно хорошо понять внутреннюю логику событий, происходящих в коллективе, необходимо довольно продолжительное время участвовать в его жизни. Это имеет свои негативные стороны. Наблюдатель может так привыкнуть к поведению, действию, реакциям наблюдаемых, что все происходящее будет казаться ему «само собой разумеющимся», а особенности коллектива будут ускользать из его поля зрения. Также существует риск, что наблюдатель может принять чью-либо сторону или присоединиться к чьему-либо мнению при обсуждении существенных для коллектива вопросов. Высказав открыто свои предпочтения, он может потерять доверие тех, кого изучает. А если он внутренне примет чью-либо сторону, то полученные данные могут оказаться необъективными. В данном случае рекомендуется либо прервать на несколько дней наблюдение, чтобы, вернувшись к нему, увидеть обстановку как бы новыми глазами, либо использовать различные способы проверки «извне»: анкетирование, интервью, обсудить происходящее с коллегами. Для контроля включенного наблюдения хорошо также увеличить число наблюдателей, которые одновременно изучают одну ситуацию.
Для того чтобы скорее достичь такого положения, при котором к присутствию исследователя-наблюдателя относились более терпимо, он должен оставаться более безучастным, более нейтральным, остерегаться высказывать какие-либо моральные суждения, заниматься своим делом, но без излишнего усердия и приспосабливаться к нормам поведения, принятым в группе. Таким образом, главное правило состоит не в слиянии с группой, а в участии в повседневной деятельности группы (игра в карты, присутствие на собрание и т. д.).
Добиться участия в жизни какого-либо поселка или какой-либо группы рабочих часто не представляет особой трудности. В отличие от этого, часто бывает очень трудно достичь того, чтобы наблюдатель был воспринят в качестве участника спортивной команды или какой-нибудь преступной группы. В некоторых случаях бывает невозможным даже ограниченное участие.
Если исследователь по той или иной причине не имеет возможности проникнуть в какую-нибудь группу и сам вести наблюдение в качестве участника соответствующей деятельности, то он может обратиться за помощью к членам наблюдаемой группы. В данном случае участником будет не он сам, наблюдатель, а один (или несколько) член коллектива, который соглашается доставлять необходимую информацию в нужной форме, т. е. выступает в качестве своеобразного «корреспондента». Данный способ используется часто, и его формулируют следующим образом: «нужно иметь союзника на месте». То, что он органично включен в жизненную структуру коллектива и отлично знает людей в нем, гарантирует богатство и точность сообщаемых сведений.
Но не следует забывать, что это возможно только в том случае, если он сам не заинтересован в сокрытии или искажении некоторых вещей. Нельзя полностью доверять наблюдениям члена группы, слишком связанного с ее жизнью и деятельностью, так как они могут быть и необъективными.
Преимущество данного вида наблюдения заключается в том, что благодаря ему можно выявить скрытые проблемы, а в некоторых случаях гораздо быстрее раскрыть мотивации тех или иных действий.
Такое включенное наблюдение является своего рода формой сотрудничества между теоретиком и практиком. Его можно рекомендовать проводить в том случае, когда это возможно и когда участник (участники) соглашается строго подчиняться данной ему инструкции.
Наблюдение с участием позволяет исследователю почувствовать и понять всю гамму переживаний, которые сопутствуют наблюдаемой деятельности, проникнуть в психологический мир изучаемого лица, лучше и полнее понять мотивы, причины разных его действий, связанных с наблюдаемой деятельностью, а это все имеет большое значение. Но участие в наблюдаемой ситуации не всегда бывает возможным. Оно предполагает, во-первых, знание и владение исследователем соответствующей деятельности, во-вторых, более долгий период наблюдения (необходимость периода адаптации), в-третьих, приобщение к изучаемой среде.
3. При ситуации — наблюдатель как участник—
наблюдатель в первую очередь является исследователем и при взаимодействии с участниками социального процесса не претендует быть действительным его участником. Исследователь не скрывает своих научных целей, а контакт между наблюдателем и членами наблюдаемого коллектива минимален. Например, наблюдение за респондентами в процессе одноразового интервью, хронометраж затрат времени.
4. В ситуации полного наблюденияисследователь выполняет только функцию наблюдателя, наблюдаемым не известны задачи проводимого исследования, они даже могут не знать, что являются объектами наблюдения. Наблюдатель не взаимодействует с участниками социального процесса, контакт с ними происходит лишь в той мере, в какой этого требует ситуация. tooНапример, объяснение причины присутствия исследователя в коллективе. Такое наблюдение во многом сходно с не включенным наблюдением.
В отличие от эксперимента в собственном смысле слова, при котором вводится новая социальная форма, которая раньше не существовала, а при проведении стимулирующего наблюдения исследователь создает ситуацию, которая известна или в которой людям уже приходилось принимать участие (учебная тревога, ограничение скорости движения автотранспорта без объективной необходимости и т. п.). Проведение такого вида наблюдения целесообразно, когда целью исследования является выявление таких качеств у наблюдаемых, которые не проявляются в обычных условиях, или когда необходимо проверить наличие и силу каких-то качеств. Например, необходимо выяснить обладает ли наблюдаемый таким качеством, как «смелость». Естественно, что в обычных условиях такое качество проявляется редко, поэтому создается искусственно ситуация, в которой исследуемый проявляет свою смелость, если он ей обладает, или покажет, в какой степени он является смелым.
Главным образом такой вид наблюдения используется для раскрытия психофизиологических качеств, а также выяснения ценностных ориентации (политических взглядов, морали, эстетического вкуса и т. д.). Следует учитывать, что он и по своему предмету, и по своему охвату является очень ограниченным.
Перед проведением стимулирующего наблюдения Михайлов рекомендует заранее хорошо подготовить и решить три следующих вопроса: «Первый.Как подготовить такую искусственную ситуацию, которая ничем не будет отличаться от естественной и непременно вызовет реакцию исследуемого лица по вопросам, интересующим анкетера. Если искусственная ситуация создана, но не вызывает реакцию исследуемого лица, вся работа пропала. Очевидно, между ситуацией и интересами исследуемого лица должна быть какая-то тесная, существенная связь, чтобы оно не осталось безразличным к тому, что вокруг него происходит.
Второй.Необходимо обеспечить полную тайну этого эксперимента. В частности, это требует найти достаточно естественный повод для того, чтобы втянуть исследуемое лицо в данную ситуацию.
При организации включенного наблюдения И.А. Ряжских, опираясь на свой опыт, рекомендует следующее 40 :
«1. Необходимо четко определить не только цели исследования, но и ту конкретную роль, которую должно сыграть включенное наблюдение. Им не следует пользоваться, если задачи исследования могут быть решены другим путем.
2.
Поскольку само по себе включенное наблюдение не устраняет возможности пройти мимо важных деталей наблюдаемой ситуации, следует продумать, как выразить все те впечатления и факты, которые помогут затем воссоздать реальное явление. В нашем исследовании социальные факты редко использовались как самостоятельное доказательство, а чаще они сопоставлялись с соответствующими статистическими данными. Преимущество включенного наблюдения про
являлось здесь в том, что оно подсказывало, где и в каком направлении эти данные нужно искать.
3. Включенное наблюдение только тогда дает ожидаемый эффект, когда уделено должное внимание подготовке научного сотрудника, направляемого в производственный коллектив.
4. Соблюдать принцип инкогнито во что бы то ни стало необязательно. Выбор между публичным и скрытым положением исследователя в коллективе диктуется характером решаемых задач.
Увеличение числа наблюдателей, одновременно исследующих одну ситуацию, позволяет хорошо контролировать включенное наблюдение. Результат сравнения их записей, которые они должны вести независимо друг от друга, дает возможность, во-первых, устранить следствия каких-либо побочных влияний (субъективных и объективных), а во-вторых, обнаружить у того или иного наблюдателя «мертвые точки», т. е. не увиденные им события. Одновременно с этим, наблюдатели имеют возможность видеть действия друг друга и реакцию на наблюдаемых, на присутствие исследователей, что позволяет им проверить правильность своих действий.
Невключенное (внешнее, простое) наблюдение— вид наблюдения, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта. Он старается до минимума свести свое вмешательство в ход происходящих событий, не задает никаких вопросов. Данное наблюдение практически сводится к регистрации событий. Наблюдатель остается неизвестным для наблюдаемого, потому что либо наблюдатель не может быть замечен наблюдаемыми, либо наблюдатель не бросается наблюдаемому в глаза, представляясь безучастным посторонним лицом, не обнаруживает своих функций.
Например, исследователь находится за односторонне прозрачной стеной, проводит сбор данных с помощью промежуточного включения технических средств в виде скрытой камеры или магнитофона, фотографирования в инфракрасных лучах, подзорной трубы или бинокля, радиотелефонной связи с другими наблюдателями и т. д.
В некотором смысле невключенное наблюдение дает поверхностную информацию, т. к. исключает восприятие объекта изнутри, затрудняется учет мотивов, побуждений и т. п. Такой вид наблюдения используют для фиксации актов так называемого «открытого поведения». Но так как посторонний человек не может точно знать, что скрывается за этими актами, то и сделанная им интерпретация не всегда может быть правильной, объективной. Например, если юноша повернул голову в сторону девушки, то это не значит, что он смотрит на нее или что она ему понравилась.
Также такого рода наблюдения применяются при необходимости изучения определенных занятий молодежи в свободное время; высказываний зрителей по поводу той или иной сцены во время демонстрации фильма; привычных форм взаимного общения молодежи на танцах и т. п. Наблюдатель не стесняет поведения наблюдаемого или наблюдаемых.
Основным недостатком невключенного наблюдения является возможная корректировка наблюдаемыми своего поведения при присутствии исследователя.
Полевое, лабораторное и лабораторно-полевое наблюдение
По условиям организации наблюдения делятся на полевое, лабораторноеи лабораторно-полевое.
Полевое наблюдениепроводится в естественных для наблюдаемых условиях, в реальной жизненной ситуации (дома, в школьном классе, в цехе, в помещении для собраний и т. д.). Привычная обстановка, в которой изучается группа, сказывается как на действиях наблюдаемых, так и на правильном понимании их поведения. Однако следует отметить ряд следующих недостатков. Полевые условия не всегда создают благоприятные условия для работы исследователя, могут возникнуть ситуации, когда некоторые наблюдаемые могут пропасть из поля зрения исследователя, какие-нибудь внешние обстоятельства могут затруднить фиксацию происходящего или могут возникнуть внешние факторы, не характерные для данной проблемной ситуации (например, временные перебои с поставкой деталей и т. д.). Обычно оно применяется в разведывательных и аналитических исследованиях и имеет очень широкое распространение.
Лабораторное наблюдениеосуществляется в искусственно созданных для наблюдаемой группы и контролируемых исследователем условиях. Наблюдаемых приглашают в специально оборудованные классы или отдельные помещения, где организуют их деятельность, результаты которой наблюдатель фиксирует. Например, моделируя деловую игру по какой-нибудь проблематике, исследователь фиксирует поведение участников, мотивы их деятельности, реакцию и многое другое. Если требуется высокая тщательность и подробность в описании наблюдаемых процессов, то для фиксации результатов используются технические средства (магнитофон, фото-, кино-, телеоборудование). Но необходимо учитывать, что сам факт проведения лабораторного наблюдения, непривычная обстановка может определенным образом исказить информацию и снизить ее объективность. Обычно оно применяется в исследованиях экспериментального плана, и главным образом заключается в фиксации изменений, которые произошли в результате воздействия на наблюдаемых экспериментальных фактов.
Лабораторно-полевое наблюдение— вид сбора социологической информации, который осуществляется вестественных условиях, но с отдельными ограничениями. В данном случае предпринимается попытка снять недостатки, присущие как полевому, так и лабораторному наблюдению.
Систематическое и случайное наблюдение
По регулярности проведения выделяют систематическоеи случайное (несистематическое) наблюдение.
Систематическое наблюдениепозволяет выявить динамику процессов и явлений, происходящих в изучаемом коллективе. Для него характерна регулярность фиксации результатов в течение определенного периода времени. Наблюдение может быть непрерывным, длительным (ежедневным) или проводиться в циклическом режиме (еженедельно, ежемесячно, раз в декаду, квартал и т. п.).
Систематическое наблюдение обычно проводится по строго регламентированному графику, с регулярной фиксацией заранее обусловленных признаков. Регламент регистрации фактов при эпизодическом наблюдении программой наблюдения обычно строго не фиксируется, хотя наблюдатель рассчитывает получить их в какой-либо момент исследования. Объектом наблюдения могут быть: а) определенные социальные группы в различные моменты изучаемого процесса; б) определенный процесс в различных социальных группах; в) определенный процесс в определенной группе.
Недостатком такого вида сбора информации является трудность операционализации и сравнения данных за различные сроки, т. к. возникает риск сделать социологический вывод на основе разнопорядковых данных. Систематическое наблюдение широко применяется во всех исследованиях. Чаще всего используется как основной метод сбора первичных социологических данных при монографическом изучении одного локализованного объекта (например, группы семей, коллектива, жителей поселка).
Случайное наблюдение обычно не бывает самостоятельной процедурой исследования и чаще всего встречается в разведывательных исследованиях для формулировки гипотез предстоящего планомерного исследования или для контроля и пополнения данных, полученных иными видами социологического исследования.
Однократное о многократное наблюдение
По частоте проведения выделяют однократноеи многократное (панельное) наблюдение.
Однократное наблюдениепроизводится один раз в течение определенного периода.
Многократное (панельное) наблюдение— это наблюдение, осуществляемое за объектом несколько раз через некоторые периоды времени. Такое наблюдение, при котором выступает общее, постоянное, характерное, позволяет охватить объект исследования в разнообразных его проявлениях. Многократное наблюдение имеет большие познавательные стороны, так как устраняет или, по крайней мере, уменьшает возможность абсолютизирования каких-то единичных, несущественных проявлений. Необходимость проведения такого вида наблюдения в основном связана с сезонностью или определенной цикличностью в деятельности исследуемого лица, когда для его полного охвата необходимо повторение наблюдения несколько раз.
3.4. Этапы проведения наблюдения
Для того чтобы получить необходимую для целей исследования информацию, т. е. получить сведения о важных характеристиках изучаемого объекта и при этом не пропустить никаких важных фактов, связанных с его деятельностью, необходимо заранее тщательно разработать план и программу наблюдения. В программу наблюдения входят все основные структурные элементы программы социологического исследования. Общие требования к программе социологического исследования, изложенные выше, распространяются и на программу наблюдения. Если наблюдение используется как один из методов сбора информации, а не как самостоятельный метод, то его описание закладывается в общую программу. Процесс социологического наблюдения, как и любого социологического исследования, условно можно разделить на четыре этапа: подготовка исследования; сбор первичной социологической информации; обработка материала и оформление результатов.
Подготовка исследования.На этом этапе составляется программа социологического исследования, организуется процесс исследования. В программе описывается проблемная ситуация, устанавливаются цели и задачи наблюдения, определяются его предмет и объект, дается их предварительная характеристика. Основные понятия предстоящего исследования интерпретируются, операционализируются и формулируются как единицы наблюдения. Четко устанавливаются сроки проведения наблюдения. Если в этом есть необходимость, формируется рабочая группа и распределяются обязанности между членами группы. Составляется сетевой график исследования. Решается вопрос относительно использования финансовых и материально-технических средств.
Получаются соответствующие разрешения, устанавливаются контакты с руководителями учреждений, где будет проходить исследование, и налаживаются взаимоотношения с людьми на объекте (если наблюдение не тайное). Среди исследуемых проводится разъяснительная работа, которую следует поручать наиболее коммуникабельным, с педагогическими способностями исследователям. Наблюдаемым объясняют цель и задачи предстоящего наблюдения, предполагаемый результат и возможный характер его использования.
На основе предварительно собранных материалов выбирается способ (вид) наблюдения. Определяются средства сбора информации. Подготавливаются технические средства и документы (тиражируются карточки, протоколы, инструкции), письменные принадлежности и т. п. Важное место на этом этапе занимает инструктирование и подготовка наблюдателей.
Желательно, если есть необходимость, провести пилотажное исследование для того, чтобы апробировать методику и технику проведения социологического наблюдения.