Что такое невключенное наблюдение

НАБЛЮДЕНИЕ НЕВКЛЮЧЕННОЕ

Смотреть что такое «НАБЛЮДЕНИЕ НЕВКЛЮЧЕННОЕ» в других словарях:

НАБЛЮДЕНИЕ НЕВКЛЮЧЕННОЕ — англ. observation, non participant; нем. Beobachtung, nichtteilnehmende. Тип наблюдения, при к ром исследователь получает информацию об изучаемой группе, не включаясь в ход событий и не становясь членом этой группы … Толковый словарь по социологии

Наблюдение — общенаучный метод эмпирического исследования. В социологии используется преимущественно для сбора и простейшего обобщения первичной информации. В качестве последней выступают зафиксированные акты вербального или реального поведения единицы… … Социологический справочник

Натуралистическое наблюдение (naturalistic observation) — Под Н. н. понимается не нарушающее естественный ход событий и не вызывающее ответной реакции изучение организмов в их естественной среде обитания или привычной обстановке в отсутствие манипуляции или целенаправленного воздействия со стороны… … Психологическая энциклопедия

Социология журналистики — это специальная социологическая отрасль, которая занимается изучением журналистики как социального явления, журналистских материалов и применением социологических методов в работе с ними, особенностей социального мышления журналистов и аудитории… … Википедия

ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ — разновидности наблюдения, к рые классифицируются по следующим основаниям: в зависимости от наличия элементов контроля при проведении наблюдения (неконтролируемое и контролируемое); в зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого… … Российская социологическая энциклопедия

Изучение участников ОРД — Творческий индивидуальный процесс получения информации об особенностях личности сотрудников и конфидентов с помощью различных адаптированных психодиагностических методик. Наиболее распространенными методами его выступают: беседа, наблюдение,… … Энциклопедия современной юридической психологии

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ — основаны на трех способах получения информации о будущем. Во первых, это экстраполяция в будущее наблюдаемых тенденций, закономерности развития к рых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны (в предположении, что и на определенную… … Российская социологическая энциклопедия

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (социальные репрезентации) — идеи, мысли, образы, ценности, знания и практики, разделяемые людьми и формирующиеся в социальных взаимодействиях прежде всего под влиянием средств массовой информации. Это конструктивное воспроизведение свойств объекта на уровне конкретных… … Социология: Энциклопедия

Источник

Включенное и невключенное наблюдение

Включенное наблюдение – наблюдение изнутри, когда исследователь становится на время участником процесса (прямой контакт), невключенное – наблюдение со стороны.

Выделяют 4 типа включения (участия) наблюдателя, которые социологи еще называют «ролями» наблюдателя:

1)«участник», его истинные намерения и цели неизвестны наблюдаемым при исследовании закрытых групп (группа о нем не знает, наблюдатель инкогнито).

Например, американский социолог В.Уайт стал на 3,5 года членом группы рэкета в итальянском квартале: изучал причины и процесс формирования преступных группировок. На основе этого появилась книга «Общество на углу улицы».

2) «участник-наблюдатель», который действует открыто, его научные цели известны группе (сначала его присутствие влияет, а затем перестает быть значимым).

Пример. Изучение аренды на селе одним из НИИ города Москвы, когда ученые стали членами бригады фермеров-арендаторов, около года или несколько месяцев жили и работали вместе с ними.

3) «наблюдатель-участник» – пассивное поведение в группе.

4) «наблюдатель-роль» – близко к невключенному, намерения наблюдателя неизвестны, он контактирует с группой отрывочно (когда нужно).

Структурированное и неструктурированное наблюдение.

Структурированным называют такое наблюдение, при котором мы заранее должны решить, какие признаки элементов ситуации будем фиксировать: их наличие, отсутствие, интенсивность проявления и появление условий – все категории и признаки выверены. Задача – систематизированное описание ситуации.

Неструктурированное наблюдение близко к неконтролируемому. Наблюдатель заранее не знает, какие элементы он будет наблюдать. Как правило, цель – наблюдение за объектом в целом.

Дата добавления: 2015-08-21 ; просмотров: 1003 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Что такое невключенное наблюдение

В зависимости от степени участия исследователя в изучаемой ситуации различают включенное (участвующее) и невключенное (неучаствующее) наблюдение.

При невключенном (внешнем) наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта, он как бы со стороны наблюдает происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких вопросов – он просто регистрирует ход происходящих событий.

Невключенное наблюдение используется за массовыми процессами, оно применяется для описания педагогической атмосферы, в которой происходит интересующие исследователя явление, факт.

Внешнее наблюдение даёт возможность фиксировать факты так называемого «открытого поведения», «открытых отношений», «открытых поступков». Но исследователь как человек посторонний, не может точно знать, что скрывается за этими фактами, поэтому его интерпретация не всегда может быть правильной. Повысить объективность наблюдения можно путём увеличения числа наблюдателей (исследователей). Недостатком данного вида наблюдения является то, что при нём всегда может иметь место некоторая нарочитость в поведении. Длительность и систематичность наблюдений снимают этот недостаток.

Включенным (участвующим) называется такой вид наблюдения, при котором исследователь в той или иной степени непосредственно включён в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Иными словами, исследователь «сливается», «сживается» с наблюдаемой средой, коллективом. Существенно то, что наблюдаемые начинают исследователя считать своим членом данного коллектива и соответственно к нему относится. Например, исследователь вместе с учащимися участвует в различных воспитательных мероприятиях: в организации и проведении вечеров, дискотек, общественно полезном труде, в многообразных конкурсах, спортивных играх.

Ценность включенного наблюдения состоит в том, что оно позволяет собрать информацию, недоступную для получения другими методами. Исследователю здесь открывают более значимые для коллективной деятельности процессы и явления. Поскольку при длительном наблюдении члены изучаемого коллектива успевают привыкнуть к исследователю, они возвращаются к своим привычным действиям и поведению, к своим обычным правилам и нормам, словом, к тому, что им свойственно в естественных условиях. Исследователь постепенно начинает постигать более глубинные процессы коллективной жизни: проникать во внутрь взаимоотношений, «высвечивать» закономерности и противоречия, которые внешне не видны и т.д. Например, исследователь узнаёт, чем живёт коллектив, какие традиции являются ведущими, что поощряется и что порицается, какова нравственно-духовная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт коллектив и т.д.

Источник

Включенное и невключение наблюдение

Что такое невключенное наблюдение. Смотреть фото Что такое невключенное наблюдение. Смотреть картинку Что такое невключенное наблюдение. Картинка про Что такое невключенное наблюдение. Фото Что такое невключенное наблюдение Что такое невключенное наблюдение. Смотреть фото Что такое невключенное наблюдение. Смотреть картинку Что такое невключенное наблюдение. Картинка про Что такое невключенное наблюдение. Фото Что такое невключенное наблюдение Что такое невключенное наблюдение. Смотреть фото Что такое невключенное наблюдение. Смотреть картинку Что такое невключенное наблюдение. Картинка про Что такое невключенное наблюдение. Фото Что такое невключенное наблюдение Что такое невключенное наблюдение. Смотреть фото Что такое невключенное наблюдение. Смотреть картинку Что такое невключенное наблюдение. Картинка про Что такое невключенное наблюдение. Фото Что такое невключенное наблюдение

Что такое невключенное наблюдение. Смотреть фото Что такое невключенное наблюдение. Смотреть картинку Что такое невключенное наблюдение. Картинка про Что такое невключенное наблюдение. Фото Что такое невключенное наблюдение

Что такое невключенное наблюдение. Смотреть фото Что такое невключенное наблюдение. Смотреть картинку Что такое невключенное наблюдение. Картинка про Что такое невключенное наблюдение. Фото Что такое невключенное наблюдение

В зависимости от положения наблюдателя по от­ношению к объекту выделяют включенное (участвую­щее, соучаствующее) и невключенное (внешнее, про­стое) наблюдение.

Включенное (участвующее, соучаствующее) наблю­дение — это такой вид наблюдения, при котором иссле­дователь в большей или меньшей степени включен в изучаемый социальный процесс, находится в контакте с наблюдаемыми и принимает участие в их деятельнос­ти, т. е. является элементом изучаемой ситуации.

Степень участия исследователя в изучаемом про­цессе колеблется от «активного» наблюдения, когда наблюдаемые начинают его считать членом своего коллектива, до «пассивного» наблюдения, близкого к невключенному.

В зависимости от степени участия или «роли» наблюдателя в исследуемой ситуации раз­личают четыре вида наблюдения:

— полное участие на­блюдателя в ситуации («участник»);

— участник ситуа­ции как наблюдатель («участник-наблюдатель»);

— на­блюдатель как участник («наблюдатель-участник»);

— полностью наблюдатель («наблюдатель»).

1. При полном участии наблюдателя в ситуации наблюдатель выступает как полноправный член изуча­емой группы. Истинное лицо и цели наблюдателя не известны членам группы.

2. При ситуации — участник как наблюдатель — наблюдаемые знают о научных целях исследователя, с течением времени привыкают к его присутствию и ве­дут себя привычным образом. Наблюдатель имеет воз­можность беседовать с членами коллектива и прини­мать участие в обсуждении проблем этого коллектива.

Пример: заводской социолог является членом того же предприятия, что изучаемый им коллектив. Поэто­му он может довольно легко войти в состав коллекти­ва, не скрывая своих исследовательских целей. За разъяснением непонятного он может обращаться к членам коллектива.

Чтобы достаточно хорошо понять внутреннюю ло­гику событий, происходящих в коллективе, необходи­мо довольно продолжительное время участвовать в его жизни. Это имеет свои негативные стороны. Наблюда­тель может так привыкнуть к поведению, действию, реакциям наблюдаемых, что все происходящее будет казаться ему «само собой разумеющимся», а особен­ности коллектива будут ускользать из его поля зрения. В данном случае рекомендуется либо прервать на несколько дней наблюдение, чтобы, вернувшись к нему, увидеть обстановку как бы новыми глазами, либо ис­пользовать различные способы проверки «извне»: ан­кетирование, интервью, обсудить происходящее с кол­легами.

Для того чтобы скорее достичь такого положения, при котором к присутствию исследователя-наблюда­теля относились более терпимо, он должен оставаться более безучастным, более нейтральным, остерегаться высказывать какие-либо моральные суждения, зани­маться своим делом, но без излишнего усердия и при­спосабливаться к нормам поведения, принятым в группе. Таким образом, главное правило состоит не в слиянии с группой, а в участии в повседневной дея­тельности группы (игра в карты, присутствие на собра­ние и т. д.).

Преимущество данного вида наблюдения заключа­ется в том, что благодаря ему можно выявить скрытые проблемы, а в некоторых случаях гораздо быстрее рас­крыть мотивации тех или иных действий.

Наблюдение с участием позволяет исследователю почувствовать и понять всю гамму переживаний, ко­торые сопутствуют наблюдаемой деятельности, про­никнуть в психологический мир изучаемого лица, луч­ше и полнее понять мотивы, причины разных его дей­ствий, связанных с наблюдаемой деятельностью, а это все имеет большое значение. Но участие в наблюдае­мой ситуации не всегда бывает возможным. Оно предполагает, во-первых, знание и владение исследо­вателем соответствующей деятельности, во-вторых, более долгий период наблюдения (необходимость пе­риода адаптации), в-третьих, приобщение к изучае­мой среде.

3. При ситуации — наблюдатель как участник — наблюдатель в первую очередь является исследовате­лем и при взаимодействии с участниками социального процесса не претендует быть действительным его участником. Исследователь не скрывает своих науч­ных целей, а контакт между наблюдателем и членами наблюдаемого коллектива минимален. Например, на­блюдение за респондентами в процессе одноразового интервью, хронометраж затрат времени.

Что такое невключенное наблюдение. Смотреть фото Что такое невключенное наблюдение. Смотреть картинку Что такое невключенное наблюдение. Картинка про Что такое невключенное наблюдение. Фото Что такое невключенное наблюдение

4. В ситуации полного наблюдения исследователь выполняет только функцию наблюдателя, наблюдае­мым не известны задачи проводимого исследования, они даже могут не знать, что являются объектами на­блюдения. Наблюдатель не взаимодействует с участ­никами социального процесса, контакт с ними проис­ходит лишь в той мере, в какой этого требует ситуация.

Такое наблюдение во многом сходно с невключенным наблюдением.

Степень включения наблюдателя зависит от характера самого ис­следования и его задач. В исследованиях разведыва­тельного плана, для того чтобы лучше понять исследу­емое явление, предпочтительнее осуществлять полное включение. В исследованиях экспериментального пла­на на этапе проверки гипотезы рекомендуется приме­нять наблюдение с меньшей степенью участия.

Невключенное (внешнее, простое) наблюдение — вид наблюдения, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта. Он старается до минимума свести свое вмешательство в ход происходящих собы­тий, не задает никаких вопросов. Данное наблюдение практически сводится к регистрации событий. Наблю­датель остается неизвестным для наблюдаемого, пото­му что либо наблюдатель не может быть замечен наблюдаемыми, либо наблюдатель не бросается на­блюдаемому в глаза, представляясь безучастным по­сторонним лицом, не обнаруживает своих функций.

Например, исследователь находится за односто­ронне прозрачной стеной, проводит сбор данных с по­мощью промежуточного включения технических средств в виде скрытой камеры или магнитофона, фо­тографирования в инфракрасных лучах, подзорной трубы или бинокля, радиотелефонной связи с другими наблюдателями и т. д.

В некотором смысле невключенное наблюдение да­ет поверхностную информацию, т. к. исключает вос­приятие объекта изнутри, затрудняется учет мотивов, побуждений и т. п. Такой вид наблюдения используют для фиксации актов так называемого «открытого пове­дения». Но так как посторонний человек не может точ­но знать, что скрывается за этими актами, то и сделан­ная им интерпретация не всегда может быть правиль­ной, объективной. Например, если юноша повернул голову в сторону девушки, то это не значит, что он смотрит на нее или что она ему понравилась.

Обычно невключенное наблюдение применяется для наблюдения за массовыми событиями, когда для того, чтобы видеть весь ход процесса, наблюдатель должен находиться на определенном расстоянии от объекта, или используется при описании социальной атмосферы, в условиях которой проходит интересую­щее исследователя событие.

Также такого рода наблюдения применяются при необходимости изучения определенных занятий моло­дежи в свободное время; высказываний зрителей по поводу той или иной сцены во время демонстрации фильма; привычных форм взаимного общения молоде­жи на танцах и т. п. Наблюдатель не стесняет поведе­ния наблюдаемого или наблюдаемых.

Источник

Включенное и невключенное наблюдение

В зависимости от положения наблюдателя по от­ношению к объекту выделяют включенное (участвую­щее, соучаствующее)и невключенное (внешнее, про­стое) наблюдение.

Включенное (участвующее, соучаствующее) наблю­дение— это такой вид наблюдения, при котором иссле­дователь в большей или меньшей степени включен в изучаемый социальный процесс, находится в контакте с наблюдаемыми и принимает участие в их деятельнос­ти, т. е. является элементом изучаемой ситуации.

Степень участия исследователя в изучаемом про­цессе колеблется от «активного» наблюдения, когда наблюдаемые начинают его считать членом своего коллектива, до «пассивного» наблюдения, близкого к невключенному. В зависимости от степени участия или «роли» наблюдателя в исследуемой ситуации раз­личают четыре вида наблюдения: полное участие на­блюдателя в ситуации («участник»); участник ситуа­ции как наблюдатель («участник-наблюдатель»); на­блюдатель как участник («наблюдатель-участник»); полностью наблюдатель («наблюдатель»).

1. При полном участии наблюдателя в ситуациинаблюдатель выступает как полноправный член изуча­емой группы. Истинное лицо и цели наблюдателя не известны членам группы.

Цель адаптации наблюдателя заключается в том, чтобы войти в коллектив и при этом существенно не изменить структуру типичных для него ситуаций. Очень важным при этом является постоянная фикса­ция того, что трудно установить при помощи невклю-ченного наблюдения: конкретные мотивы поведения, групповые цели и ценности, скрытую динамику пре­тензий к руководству и т. п.

Чтобы не принимать активного участия в коллек­тивной деятельности, исследователь может взять на себя роль практиканта или стажера. Это даст ему воз-. можность вести необходимые записи, не вызывая ни-‘ каких подозрений.

Наблюдение с полным участием, как правило, при­меняется в монографических исследованиях, так как такая методика наблюдения по природе своей исклю­чает массовость, а результаты наблюдения при полном включении почти не поддаются количественному вы­ражению.

Обычно оно проводится при исследовании соци­ального поведения малых групп «закрытого» типа (на­пример, спортивные команды, неформальные коллек­тивы, совместно проводящие свободное время), кото­рые не поддаются наблюдению извне, и при исследовании социального взаимодействия внутри ма­лых групп.

3. При ситуации — участник как наблюдатель—наблюдаемые знают о научных целях исследователя, с течением времени привыкают к его присутствию и ве­дут себя привычным образом. Наблюдатель имеет воз­можность беседовать с членами коллектива и прини­мать участие в обсуждении проблем этого коллектива. Пример: заводской социолог является членом того же предприятия, что изучаемый им коллектив. Поэто­му он может довольно легко войти в состав коллекти­ва, не скрывая своих исследовательских целей. За разъяснением непонятного он может обращаться к членам коллектива.

Чтобы достаточно хорошо понять внутреннюю ло­гику событий, происходящих в коллективе, необходи­мо довольно продолжительное время участвовать в его жизни. Это имеет свои негативные стороны. Наблюда­тель может так привыкнуть к поведению, действию, реакциям наблюдаемых, что все происходящее будет казаться ему «само собой разумеющимся», а особен­ности коллектива будут ускользать из его поля зрения. Также существует риск, что наблюдатель может при­нять чью-либо сторону или присоединиться к чьему-либо мнению при обсуждении существенных для кол­лектива вопросов. Высказав открыто свои предпочте­ния, он может потерять доверие тех, кого изучает. А если он внутренне примет чью-либо сторону, то по­лученные данные могут оказаться необъективными. В данном случае рекомендуется либо прервать на несколько дней наблюдение, чтобы, вернувшись к нему, увидеть обстановку как бы новыми глазами, либо ис­пользовать различные способы проверки «извне»: ан­кетирование, интервью, обсудить происходящее с кол­легами. Для контроля включенного наблюдения хоро­шо также увеличить число наблюдателей, которые одновременно изучают одну ситуацию.

Для того чтобы скорее достичь такого положения, при котором к присутствию исследователя-наблюда­теля относились более терпимо, он должен оставаться более безучастным, более нейтральным, остерегаться высказывать какие-либо моральные суждения, зани­маться своим делом, но без излишнего усердия и при­спосабливаться к нормам поведения, принятым в группе. Таким образом, главное правило состоит не в слиянии с группой, а в участии в повседневной дея­тельности группы (игра в карты, присутствие на собра­ние и т. д.).

Добиться участия в жизни какого-либо поселка или какой-либо группы рабочих часто не представляет осо­бой трудности. В отличие от этого, часто бывает очень трудно достичь того, чтобы наблюдатель был воспри­нят в качестве участника спортивной команды или ка­кой-нибудь преступной группы. В некоторых случаях бывает невозможным даже ограниченное участие.

Если исследователь по той или иной причине не имеет возможности проникнуть в какую-нибудь груп­пу и сам вести наблюдение в качестве участника соот­ветствующей деятельности, то он может обратиться за помощью к членам наблюдаемой группы. В данном случае участником будет не он сам, наблюдатель, а один (или несколько) член коллектива, который со­глашается доставлять необходимую информацию в нужной форме, т. е. выступает в качестве своеобраз­ного «корреспондента». Данный способ используется часто, и его формулируют следующим образом: «нуж­но иметь союзника на месте». То, что он органично включен в жизненную структуру коллектива и отлич­но знает людей в нем, гарантирует богатство и точ­ность сообщаемых сведений.

Но не следует забывать, что это возможно только в том случае, если он сам не заинтересован в сокрытии или искажении некоторых вещей. Нельзя полностью Что такое невключенное наблюдение. Смотреть фото Что такое невключенное наблюдение. Смотреть картинку Что такое невключенное наблюдение. Картинка про Что такое невключенное наблюдение. Фото Что такое невключенное наблюдениедоверять наблюдениям члена группы, слишком свя­занного с ее жизнью и деятельностью, так как они мо­гут быть и необъективными.

Преимущество данного вида наблюдения заключа­ется в том, что благодаря ему можно выявить скрытые проблемы, а в некоторых случаях гораздо быстрее рас­крыть мотивации тех или иных действий.

Такое включенное наблюдение является своего рода формой сотрудничества между теоретиком и практиком. Его можно рекомендовать проводить в том случае, когда это возможно и когда участник (участники) соглашается строго подчиняться данной ему инструкции.

Наблюдение с участием позволяет исследователю почувствовать и понять всю гамму переживаний, ко­торые сопутствуют наблюдаемой деятельности, про­никнуть в психологический мир изучаемого лица, луч­ше и полнее понять мотивы, причины разных его дей­ствий, связанных с наблюдаемой деятельностью, а это все имеет большое значение. Но участие в наблюдае­мой ситуации не всегда бывает возможным. Оно предполагает, во-первых, знание и владение исследо­вателем соответствующей деятельности, во-вторых, более долгий период наблюдения (необходимость пе­риода адаптации), в-третьих, приобщение к изучае­мой среде.

3. При ситуации — наблюдатель как участник

наблюдатель в первую очередь является исследовате­лем и при взаимодействии с участниками социального процесса не претендует быть действительным его участником. Исследователь не скрывает своих науч­ных целей, а контакт между наблюдателем и членами наблюдаемого коллектива минимален. Например, на­блюдение за респондентами в процессе одноразового интервью, хронометраж затрат времени.

4. В ситуации полного наблюденияисследователь выполняет только функцию наблюдателя, наблюдае­мым не известны задачи проводимого исследования, они даже могут не знать, что являются объектами на­блюдения. Наблюдатель не взаимодействует с участ­никами социального процесса, контакт с ними проис­ходит лишь в той мере, в какой этого требует ситуация. tooНапример, объяснение причины присутствия исследователя в коллективе. Такое наблюдение во многом сходно с не включенным наблюдением.

В отличие от эксперимента в собственном смысле слова, при котором вводится новая социальная форма, которая раньше не существовала, а при проведении стимулирующего наблюдения исследователь создает ситуацию, которая известна или в которой людям уже приходилось принимать участие (учебная тревога, ог­раничение скорости движения автотранспорта без объективной необходимости и т. п.). Проведение тако­го вида наблюдения целесообразно, когда целью ис­следования является выявление таких качеств у на­блюдаемых, которые не проявляются в обычных усло­виях, или когда необходимо проверить наличие и силу каких-то качеств. Например, необходимо выяснить обладает ли наблюдаемый таким качеством, как «сме­лость». Естественно, что в обычных условиях такое качество проявляется редко, поэтому создается искусст­венно ситуация, в которой исследуемый проявляет свою смелость, если он ей обладает, или покажет, в ка­кой степени он является смелым.

Главным образом такой вид наблюдения использу­ется для раскрытия психофизиологических качеств, а также выяснения ценностных ориентации (полити­ческих взглядов, морали, эстетического вкуса и т. д.). Следует учитывать, что он и по своему предмету, и по своему охвату является очень ограниченным.

Перед проведением стимулирующего наблюдения Михайлов рекомендует заранее хорошо подготовить и решить три следующих вопроса: «Первый.Как подго­товить такую искусственную ситуацию, которая ничем не будет отличаться от естественной и непременно вы­зовет реакцию исследуемого лица по вопросам, инте­ресующим анкетера. Если искусственная ситуация со­здана, но не вызывает реакцию исследуемого лица, вся работа пропала. Очевидно, между ситуацией и интере­сами исследуемого лица должна быть какая-то тесная, существенная связь, чтобы оно не осталось безразлич­ным к тому, что вокруг него происходит.

Второй.Необходимо обеспечить полную тайну это­го эксперимента. В частности, это требует найти доста­точно естественный повод для того, чтобы втянуть ис­следуемое лицо в данную ситуацию.

При организации включенного наблюдения И.А. Ряжских, опираясь на свой опыт, рекомендует следующее 40 :

«1. Необходимо четко определить не только цели исследования, но и ту конкретную роль, которую должно сыграть включенное наблюдение. Им не сле­дует пользоваться, если задачи исследования могут быть решены другим путем.

2. Что такое невключенное наблюдение. Смотреть фото Что такое невключенное наблюдение. Смотреть картинку Что такое невключенное наблюдение. Картинка про Что такое невключенное наблюдение. Фото Что такое невключенное наблюдение Что такое невключенное наблюдение. Смотреть фото Что такое невключенное наблюдение. Смотреть картинку Что такое невключенное наблюдение. Картинка про Что такое невключенное наблюдение. Фото Что такое невключенное наблюдение Что такое невключенное наблюдение. Смотреть фото Что такое невключенное наблюдение. Смотреть картинку Что такое невключенное наблюдение. Картинка про Что такое невключенное наблюдение. Фото Что такое невключенное наблюдениеПоскольку само по себе включенное наблюде­ние не устраняет возможности пройти мимо важных деталей наблюдаемой ситуации, следует продумать, как выразить все те впечатления и факты, которые по­могут затем воссоздать реальное явление. В нашем ис­следовании социальные факты редко использовались как самостоятельное доказательство, а чаще они сопоставлялись с соответствующими статистическими дан­ными. Преимущество включенного наблюдения про­
являлось здесь в том, что оно подсказывало, где и в ка­ком направлении эти данные нужно искать.

3. Включенное наблюдение только тогда дает ожи­даемый эффект, когда уделено должное внимание под­готовке научного сотрудника, направляемого в произ­водственный коллектив.

4. Соблюдать принцип инкогнито во что бы то ни стало необязательно. Выбор между публичным и скрытым положением исследователя в коллективе диктуется характером решаемых задач.

Увеличение числа наблюдателей, одновременно ис­следующих одну ситуацию, позволяет хорошо контро­лировать включенное наблюдение. Результат сравнения их записей, которые они должны вести независимо друг от друга, дает возможность, во-первых, устранить след­ствия каких-либо побочных влияний (субъективных и объективных), а во-вторых, обнаружить у того или иного наблюдателя «мертвые точки», т. е. не увиденные им события. Одновременно с этим, наблюдатели имеют возможность видеть действия друг друга и реакцию на наблюдаемых, на присутствие исследователей, что поз­воляет им проверить правильность своих действий.

Невключенное (внешнее, простое) наблюдение— вид наблюдения, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта. Он старается до минимума свести свое вмешательство в ход происходящих собы­тий, не задает никаких вопросов. Данное наблюдение практически сводится к регистрации событий. Наблю­датель остается неизвестным для наблюдаемого, пото­му что либо наблюдатель не может быть замечен наблюдаемыми, либо наблюдатель не бросается на­блюдаемому в глаза, представляясь безучастным по­сторонним лицом, не обнаруживает своих функций.

Например, исследователь находится за односто­ронне прозрачной стеной, проводит сбор данных с по­мощью промежуточного включения технических средств в виде скрытой камеры или магнитофона, фо­тографирования в инфракрасных лучах, подзорной трубы или бинокля, радиотелефонной связи с другими наблюдателями и т. д.

В некотором смысле невключенное наблюдение да­ет поверхностную информацию, т. к. исключает вос­приятие объекта изнутри, затрудняется учет мотивов, побуждений и т. п. Такой вид наблюдения используют для фиксации актов так называемого «открытого пове­дения». Но так как посторонний человек не может точ­но знать, что скрывается за этими актами, то и сделан­ная им интерпретация не всегда может быть правиль­ной, объективной. Например, если юноша повернул голову в сторону девушки, то это не значит, что он смотрит на нее или что она ему понравилась.

Что такое невключенное наблюдение. Смотреть фото Что такое невключенное наблюдение. Смотреть картинку Что такое невключенное наблюдение. Картинка про Что такое невключенное наблюдение. Фото Что такое невключенное наблюдение Что такое невключенное наблюдение. Смотреть фото Что такое невключенное наблюдение. Смотреть картинку Что такое невключенное наблюдение. Картинка про Что такое невключенное наблюдение. Фото Что такое невключенное наблюдение Что такое невключенное наблюдение. Смотреть фото Что такое невключенное наблюдение. Смотреть картинку Что такое невключенное наблюдение. Картинка про Что такое невключенное наблюдение. Фото Что такое невключенное наблюдение Что такое невключенное наблюдение. Смотреть фото Что такое невключенное наблюдение. Смотреть картинку Что такое невключенное наблюдение. Картинка про Что такое невключенное наблюдение. Фото Что такое невключенное наблюдениеТакже такого рода наблюдения применяются при необходимости изучения определенных занятий моло­дежи в свободное время; высказываний зрителей по поводу той или иной сцены во время демонстрации фильма; привычных форм взаимного общения молоде­жи на танцах и т. п. Наблюдатель не стесняет поведе­ния наблюдаемого или наблюдаемых.

Основным недостатком невключенного наблюдения является возможная корректировка наблюдаемыми своего поведения при присутствии исследователя.

Полевое, лабораторное и лабораторно-полевое наблюдение

По условиям организации наблюдения делятся на полевое, лабораторноеи лабораторно-полевое.

Полевое наблюдениепроводится в естественных для наблюдаемых условиях, в реальной жизненной си­туации (дома, в школьном классе, в цехе, в помещении для собраний и т. д.). Привычная обстановка, в кото­рой изучается группа, сказывается как на действиях наблюдаемых, так и на правильном понимании их по­ведения. Однако следует отметить ряд следующих не­достатков. Полевые условия не всегда создают благо­приятные условия для работы исследователя, могут возникнуть ситуации, когда некоторые наблюдаемые могут пропасть из поля зрения исследователя, какие-нибудь внешние обстоятельства могут затруднить фиксацию происходящего или могут возникнуть внешние факторы, не характерные для данной про­блемной ситуации (например, временные перебои с поставкой деталей и т. д.). Обычно оно применяется в разведывательных и аналитических исследованиях и имеет очень широкое распространение.

Лабораторное наблюдениеосуществляется в ис­кусственно созданных для наблюдаемой группы и кон­тролируемых исследователем условиях. Наблюдаемых приглашают в специально оборудованные классы или отдельные помещения, где организуют их деятель­ность, результаты которой наблюдатель фиксирует. Например, моделируя деловую игру по какой-нибудь проблематике, исследователь фиксирует поведение участников, мотивы их деятельности, реакцию и мно­гое другое. Если требуется высокая тщательность и по­дробность в описании наблюдаемых процессов, то для фиксации результатов используются технические средства (магнитофон, фото-, кино-, телеоборудова­ние). Но необходимо учитывать, что сам факт проведе­ния лабораторного наблюдения, непривычная обста­новка может определенным образом исказить инфор­мацию и снизить ее объективность. Обычно оно применяется в исследованиях экспериментального плана, и главным образом заключается в фиксации из­менений, которые произошли в результате воздейст­вия на наблюдаемых экспериментальных фактов.

Лабораторно-полевое наблюдение— вид сбора со­циологической информации, который осуществляется вестественных условиях, но с отдельными ограниче­ниями. В данном случае предпринимается попытка снять недостатки, присущие как полевому, так и лабо­раторному наблюдению.

Систематическое и случайное наблюдение

По регулярности проведения выделяют системати­ческоеи случайное (несистематическое) наблюдение.

Систематическое наблюдениепозволяет выявить ди­намику процессов и явлений, происходящих в изучаемом коллективе. Для него характерна регулярность фиксации результатов в течение определенного периода времени. Наблюдение может быть непрерывным, длительным (ежедневным) или проводиться в циклическом режиме (еженедельно, ежемесячно, раз в декаду, квартал и т. п.).

Систематическое наблюдение обычно проводится по строго регламентированному графику, с регулярной фиксацией заранее обусловленных признаков. Регла­мент регистрации фактов при эпизодическом наблю­дении программой наблюдения обычно строго не фик­сируется, хотя наблюдатель рассчитывает получить их в какой-либо момент исследования. Объектом наблю­дения могут быть: а) определенные социальные группы в различные моменты изучаемого процесса; б) опреде­ленный процесс в различных социальных группах; в) определенный процесс в определенной группе.

Недостатком такого вида сбора информации явля­ется трудность операционализации и сравнения дан­ных за различные сроки, т. к. возникает риск сделать социологический вывод на основе разнопорядковых данных. Систематическое наблюдение широко приме­няется во всех исследованиях. Чаще всего использует­ся как основной метод сбора первичных социологиче­ских данных при монографическом изучении одного локализованного объекта (например, группы семей, коллектива, жителей поселка).

Случайное наблюдение обычно не бывает самостоятельной процедурой исследования и чаще всего встречается в разведывательных исследованиях для формули­ровки гипотез предстоящего планомерного исследова­ния или для контроля и пополнения данных, полученных иными видами социологического исследования.

Однократное о многократное наблюдение

По частоте проведения выделяют однократноеи многократное (панельное) наблюдение.

Однократное наблюдениепроизводится один раз в течение определенного периода.

Многократное (панельное) наблюдение— это на­блюдение, осуществляемое за объектом несколько раз через некоторые периоды времени. Такое наблюдение, при котором выступает общее, постоянное, характер­ное, позволяет охватить объект исследования в разно­образных его проявлениях. Многократное наблюдение имеет большие познавательные стороны, так как уст­раняет или, по крайней мере, уменьшает возможность абсолютизирования каких-то единичных, несущест­венных проявлений. Необходимость проведения тако­го вида наблюдения в основном связана с сезонностью или определенной цикличностью в деятельности ис­следуемого лица, когда для его полного охвата необхо­димо повторение наблюдения несколько раз.

Что такое невключенное наблюдение. Смотреть фото Что такое невключенное наблюдение. Смотреть картинку Что такое невключенное наблюдение. Картинка про Что такое невключенное наблюдение. Фото Что такое невключенное наблюдение Что такое невключенное наблюдение. Смотреть фото Что такое невключенное наблюдение. Смотреть картинку Что такое невключенное наблюдение. Картинка про Что такое невключенное наблюдение. Фото Что такое невключенное наблюдение Что такое невключенное наблюдение. Смотреть фото Что такое невключенное наблюдение. Смотреть картинку Что такое невключенное наблюдение. Картинка про Что такое невключенное наблюдение. Фото Что такое невключенное наблюдение3.4. Этапы проведения наблюдения

Для того чтобы получить необходимую для целей ис­следования информацию, т. е. получить сведения о важ­ных характеристиках изучаемого объекта и при этом не пропустить никаких важных фактов, связанных с его деятельностью, необходимо заранее тщательно разра­ботать план и программу наблюдения. В программу на­блюдения входят все основные структурные элементы программы социологического исследования. Общие требования к программе социологического исследова­ния, изложенные выше, распространяются и на про­грамму наблюдения. Если наблюдение используется как один из методов сбора информации, а не как самостоя­тельный метод, то его описание закладывается в общую программу. Процесс социологического наблюдения, как и любого социологического исследования, условно мож­но разделить на четыре этапа: подготовка исследования; сбор первичной социологической информации; обра­ботка материала и оформление результатов.

Подготовка исследования.На этом этапе составля­ется программа социологического исследования, орга­низуется процесс исследования. В программе описы­вается проблемная ситуация, устанавливаются цели и задачи наблюдения, определяются его предмет и объект, дается их предварительная характеристика. Основные понятия предстоящего исследования интер­претируются, операционализируются и формулиру­ются как единицы наблюдения. Четко устанавливают­ся сроки проведения наблюдения. Если в этом есть необходимость, формируется рабочая группа и рас­пределяются обязанности между членами группы. Со­ставляется сетевой график исследования. Решается вопрос относительно использования финансовых и материально-технических средств.

Получаются соответствующие разрешения, уста­навливаются контакты с руководителями учрежде­ний, где будет проходить исследование, и налажива­ются взаимоотношения с людьми на объекте (если наблюдение не тайное). Среди исследуемых проводится разъяснительная работа, которую следует поручать наиболее коммуникабельным, с педагогическими спо­собностями исследователям. Наблюдаемым объясня­ют цель и задачи предстоящего наблюдения, предпо­лагаемый результат и возможный характер его ис­пользования.

На основе предварительно собранных материалов выбирается способ (вид) наблюдения. Определяются средства сбора информации. Подготавливаются тех­нические средства и документы (тиражируются кар­точки, протоколы, инструкции), письменные принад­лежности и т. п. Важное место на этом этапе занимает инструктирование и подготовка наблюдателей.

Желательно, если есть необходимость, провести пилотажное исследование для того, чтобы апробиро­вать методику и технику проведения социологическо­го наблюдения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *