Что такое нейро упражнения для детей

Консультация «Нейропсихологические игры, упражнения, занятия для автоматизации звуков»

Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть фото Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть картинку Что такое нейро упражнения для детей. Картинка про Что такое нейро упражнения для детей. Фото Что такое нейро упражнения для детей Савостьянова
Консультация «Нейропсихологические игры, упражнения, занятия для автоматизации звуков»

На что направлены нейропсихологические упражнения:

-развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;

-развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;

-работа над гармоничным взаимодействием полушарий;

-работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т. д.

Конспект нейропсихологического индивидуального

коррекционного занятия

Возраст ребенка/детей 5 лет, девочка

Нарушения, выявленные в ходе нейропсихологической диагностики.

Нейропсихологическая диагностика проводилась по методическому пособию «Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста», Ж. М. Глозман, А. Е. Соболева, Ю. О. Титова.

Заключение: Из проведенного нейропсихологического обследования и из графиков выше видно, что у ребенка выявлены задержки в развитии эмоционального, сомато-пространственного, цветового гнозиса; слухоречевого, тактильного восприятия; динамического праксиса; снижение уровня когнитивных процессов, таких как память, интеллект; низкая мотивация. Сохранными остаются концентрация внимания, крупная моторика, зрительная память. По методике ребенок набрал 9,2 балла, что говорит о грубой степени задержки психического развития.

Тема: «Накорми зайчиков морковками».

Цель: Коррекция нарушений психического развития.

— Оптимизировать функциональный статус глубинных образований мозга и базис для формирования подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий.

— Оптимизировать и стабилизировать общий тонус тела.

— Снимать мышечные зажимы и дистонии.

— Расширять сенсомоторный репертуар.

— Преодолевать патологические ригидные телесные установки и синкенезии.

— Формировать операциональное обеспечение вербальных и невербальных психических процессов: соматогностических, тактильных и кинестетических.

— Развитие зрительного гнозиса.

— Формировать базовые сенсомоторные (одновременные и реципрокные) взаимодействия.

— Развивать цветовой гнозис.

— Формировать произвольную регуляцию и самоконтроль поведения.

— Развивать эмоциональный гнозис, коммуникацию.

Оборудование: Песочные часы (30 мин., картинка с зайчатами (зайчат по количеству заданий) формата А-4, вырезанные морковки по количеству зайчат, бубен, нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!», нейроигра «Повторяй за мной», дидактическая игра «Гусеница», релаксационная музыка «Шум прибоя», дерево эмоций.

Сценарий занятия:

Психолог в начале занятия переворачивает песочные часики (30 мин) и говорит ребенку, пока бежит песок мы будем выполнять задания, когда песок закончится, закончится и наше занятие. В начале занятия педагог говорит, что сегодня мы будем кормить зайчиков морковками. На столе лежит картинка с зайчатами и отдельно морковки из бумаги. Для того, чтобы накормить зайчиков, нужно выполнять задания. За каждое правильно выполненное задание ребёнок получает морковку и кладет ее зайчонку. (Этот прием мотивирует ребенка к правильному выполнению заданий. Помогает удержать стойкий интерес ребенка на протяжении всего занятия.)

1. Ритуал приветствия.

Упражнение «Поздороваемся …». Ребенку предлагается поздороваться той частью тела, которую назовет взрослый. Сначала ребенок и взрослый шагают под кругу под бубен. Когда музыка останавливается, взрослый предлагает ребенку поздороваться, например, ладошками, потом локтями, указательным пальчиком и т. д. Игра продолжается 2-3 раза. После правильно выполненного упражнения ребенок получает морковку и «кормит» зайчика. (Упражнение на позитивный настрой).

Дыхательное упражнение «Удивимся» (Энергизатор). И. п. – о. с., сделать свободный вдох. 1 – медленно поднять плечи, одновременно делая выдох; 2 – и. п.В это время психолог произносит:

«Удивляться чему есть,

в мире всех чудес не счесть».

Упражнение повторяется 2-3 раза. После правильно выполненного упражнения ребенок получает морковку и «кормит» зайчика. (Упражнение на стабилизацию и активацию энергетического потенциала организма, повышение пластичного сенсомоторного обеспечения психических процессов).

Глазодвигательное упражнение «Помоги лягушке перебраться с листочка на листочек». Ребенок сидит ровно на стуле. Взрослый берет бумажную лягушку и плавно ведет ее слева – направо, снизу – вверх, справа – налево, сверху – вниз, по листочкам. Упражнение повторяется 2-3 раза. После выполнения проводится (Упражнение на снятие мышечных зажимов и расширение сенсомоторного репертуара).

Растяжка «Силач». Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что мы держим в руках тяжелые ведра, поднимаем над головой тяжелую корзину с яблоками. Повторить 2-3 раза. После правильно выполненного упражнения ребенок получает морковку и «кормит» зайчика. (Упражнение на оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела.)

3. Упражнения, направленные на формирование психомоторных координаций.

Массаж пальцев эластичным кольцом Су-джок «Дорожка». Ребенок поочередно надевает кольцо на каждый палец, проговаривая стихотворение.

«Кольцо на пальчик надеваю.

И по пальчику качу.

Здоровья пальчику желаю,

ловким быть его учу».

После выполнения упражнения ребенок получает морковку и «кормит» зайчика.

(Упражнение на стабилизацию и активацию энергетического потенциала организма, повышение пластичного сенсомоторного обеспечения психических процессов)

Игра «Попробуй повтори». Ребенку предлагаются карточки с движениями кистей и пальцев рук (простые) и просят сделать также. Выбираются 2-3 движения, которые повторяются 3-4 раза. После выполнения упражнения ребенок получает морковку и «кормит» зайчика. (Упражнение на формирование соматогностических, тактильных и кинестетических процессов).

4. Упражнения, направленные на формирование познавательных компетентностей.

Упражнение «Лабиринт».

Упражнение «Назови, что спряталось» (наложенные изображения). После выполнения упражнений ребенок получает 2 морковки и «кормит» зайчиков. (Упражнения на развитие зрительного гнозиса).

Игра «Гусеница». Ребенку предлагается выложить гусеницу из цветных кружочков, в соответствии с карточкой, обязательно проговаривая цвета. После выполнения ребенок опять «кормит» зайчика морковкой». (Упражнение на развитие цветового гнозиса).

Игра «Повторяй за мной». Игра начинается с более простого варианта. Ребенку предлагается карточка с изображением ребенка, показывающего какое-либо движение. Например, отведи левую ногу в сторону, а руки подними вверх, сложи руки внизу в замок и открой рот. Предлагается 2-3 движения выполнить 2-3 раза. После правильно выполненного упражнения ребенок получает морковку и «кормит» зайчика. (Упражнение на преодоление патологических ригидных телесных установок и синкенезий).

6. Ритуал завершения занятия, подведение итогов, прощание.

Релаксация «Пляж». Психолог предлагает ребенку лечь на ковер и закрыть глаза, включает релаксационную музыку (звуки моря) и говорит «Представь, что ты лежишь на теплом песке и загораешь. Ласково светит солнышко и согревает тебя. Веет легкий ветерок. Ты отдыхаешь и слушаешь шум волн. Прислушайся к своему телу. Удобно ли тебе? Попытайся изменить свою позу, чтобы было максимально удобно, и ты была максимально расслаблена. Попробуй представить себя целиком, запомни этот образ. Потянись, сделай глубокий вдох и выдох, открой глаза, медленно садись и не спеша вставай». (Упражнение на оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела.)

(Упражнение на оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела. Релаксация.)

Психолог: Давай вспомним чем мы сегодня занимались? Какое задание было самым легким? Какое было самым сложным? Какое понравилось больше всего? Ты молодец, смогла накормить всех зайчиков! Какое у тебя настроение? Подойди к нашему дереву настроения, выбери желудь с настроением, похожим на твое и повесь. Песочек в наших часах закончился и наше занятие тоже. До свидания!

7. Список использованных источников.

— Лекции «Понятие нейропсихологического симптома, синдрома и фактора», «Синдромы функциональной несформированности в детском возрасте», «Особенности генеза ВПФ», «Теория о трех основных структурно-функциональных блока А. Р. Лурия».

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие. – 8-е изд. – М. : Генезис, 2015.

— «Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Нейродинамическая гимнастика», Трясорукова Т. П. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2019.

— Личные картотеки игр «Комплексы дыхательной гимнастики с точечным массажем», «Су-джок терапия в работе с детьми раннего и дошкольного возраста», «Кинезиологические упражнения», «Глазодвигательные упражнения», упражнения на развитие внимания, восприятия «Лабиринты», «Наложенные (зашумленные) изображения», «Игры на формирование цветовосприятия», «Игры на развитие эмоционального интеллекта», игры на развитие двигательного праксиса «Попробуй повтори», «Повторяй за мной».

Домашнее задание: Выполнять упражнения из картотек «Попробуй повтори» и «Повторяй за мной» в течении пяти дней.

МБДОУ «Детский сад №5

Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть фото Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть картинку Что такое нейро упражнения для детей. Картинка про Что такое нейро упражнения для детей. Фото Что такое нейро упражнения для детейДидактические пособия для автоматизации звуков с помощью пуговиц Автоматизация звуков с помощью пуговиц Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными.

Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть фото Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть картинку Что такое нейро упражнения для детей. Картинка про Что такое нейро упражнения для детей. Фото Что такое нейро упражнения для детейДидактическая игра «Клеточки» для автоматизации звуков Процесс автоматизации звуков часто занимает много времени. Я предлагаю автоматизировать звуки через игру, которая может применяться неоднократно.

Картотека «Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков». Часть 1 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 1. Б БЬ Бы бы бы идет дым из трубы. У Вовы были бобы. Бегемот.

Источник

Что такое нейро упражнения для детей

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть фото Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть картинку Что такое нейро упражнения для детей. Картинка про Что такое нейро упражнения для детей. Фото Что такое нейро упражнения для детей

Аннотация: Родители сильнее всего хотят, чтобы их дети были здоровыми, развитыми и счастливыми.

Статья:

Родители сильнее всего хотят, чтобы их дети были здоровыми, развитыми и счастливыми. Но у некоторых деток в процессе индивидуального развития возникают отклонения, связанные с недоразвитием или нарушением определенных отделов мозга и его функций. Здесь на помощь и приходит нейрокоррекция — психологический метод, направленный на переструктурирование этих функций путем замещения (компенсации). Т. е. ребенок как бы снова проходит определенные этапы онтогенеза, что позволяет восстановить в головном мозге недостающие нейронные связи.

Мам и пап пугает, когда врач сообщает о необходимости в нейрокоррекции, хотя этот метод применяется даже на тех детях, у которых нет явного отклонения, а просто показатели развития в нижних пределах нормы. Нейропсихологическая коррекция может помочь вам и вашему ребенку нормально жить дальше. Внимательно изучите, как и кем она проводится, в каких случаях она может потребоваться. Также рассмотрите упражнения, которые можно использовать дома.

КОГДА РЕБЕНКУ НУЖНА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ?

Обычно родители замечают нарушения в развитии своего ребенка в дошкольном возрасте. Именно дошкольный и младший школьный возраст являются наиболее благоприятными для проведения нейрокоррекции, так как это период интенсивного психомоторного развития. Если заметить трудности уже сейчас, то позже в школе у ребенка серьезных проблем не возникнет. Хотя сейчас и существуют коррекционные (адаптированные) программы в школах, отдельные курсы и даже специальные заведения.

На что следует обратить внимание в поведении и развитии ребенка? Прежде всего, это такие проявления:

Нейрокоррекцию для детей можно проводить вплоть до подросткового возраста. Она назначается и при таких серьезных заболеваниях, как синдром дефицита внимания, аутизм, ДЦП, алалия, дислексия, невротические и психосоматические расстройства. Желательно обнаружить проблему как можно раньше: для этого необходимо сообщать о любых подозрениях врачу-педиатру.

Занятия по нейрокоррекции проводит специалист-нейропсихолог. Разумеется, родителей детей, только начинающих заниматься, инструктирует тоже он. Для того чтобы правильно определить комплекс требуемых упражнений, нужна нейропсихологическая диагностика, которую провести самостоятельно невозможно. А вот принимать активное участие в занятиях с ребенком, выполнять домашнее задание (его тоже назначает врач) — это важно, так как вы можете оказать существенную помощь вашему ребенку.

КАКИЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ УПРАЖНЕНИЯ?

В нейрокоррекционные занятия входят несколько групп упражнений, каждая из которых имеет свою специфику и направленность:

Также в нейрокоррекции могут применяться методы арт- и музыкотерапии. Поэтому ее можно использовать просто как прием в работе с «трудными» детьми (особенно с теми, у кого наблюдаются поведенческие нарушения).

Заниматься полностью дома обычно можно после закрепления первых результатов. В любом случае, врач даст необходимые рекомендации. Торопиться в вопросах здоровья своего ребенка не стоит.

ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ

Следует знать, что у данного метода есть противопоказания. Нейрокоррекцию нельзя использовать при эпилепсии (особенно осложненных формах), при некоторых психических заболеваниях (шизофрения, биполярное расстройство личности). Также важно проконсультироваться с врачом, если у ребенка диагностировали астму и сердечную недостаточность.

Теперь рассмотрим комплекс упражнений. Можете сначала испробовать их на себе.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ОТ НЕЙРОПСИХОЛОГОВ

Так как родители часто хотят получить немедленные результаты, а бывает, сильно раздражаются, когда их нет или ребенок не проявляет особого желания заниматься, нейропсихологи дают определенные рекомендации мамам и папам детей, которые проходят нейрокоррекцию.

Благодаря нейрокоррекции многие дети смогли преодолеть трудности и пробелы в развитии. Это важно, чтобы ребенок мог вести полноценную жизнь и в будущем не иметь проблем со здоровьем и социальным взаимодействием. Родителям не стоит забывать, что некоторые отклонения в развитии появляются из-за ошибок в воспитании: например, в случае отсутствия должного внимания и эмоциональной близости. Любите своих детей и учитесь проходить сквозь препятствия вместе.

Источник

Нейрогимнастика для детей: упражнения для мозга

Гимнастика по утрам – это обязательный атрибут хорошего самочувствия на весь день и здоровья человека. Мало кто будет спорить с тем, что регулярное проведение гимнастических упражнений благоприятно сказывается на общем состоянии человеческого организма.

Но важно понимать, что в таком разогреве нуждается не только наше тело, но и мозг, которому тоже необходима тренировка. Именно с этой целью проводится нейрогимнастика – это определенный комплекс упражнений, направленный на активацию полноценной работы левого и правого полушария, помогая управлять физической, умственной и эмоциональной жизнью.

Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть фото Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть картинку Что такое нейро упражнения для детей. Картинка про Что такое нейро упражнения для детей. Фото Что такое нейро упражнения для детей

Особенности нейрогимнастики для детей

Гимнастика мозга (нейрогимнастика) разработана американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон базе образовательной кинезиологии.

Кинезиология – это прикладная наука, которая помогает развивать умственные способности через выполнение определенного комплекса заданий. Данное направление было развито в 60-е годы прошлого столетия, поэтому его можно считать относительно молодым.

Такая «гимнастика для мозга» состоит из определенного комплекса упражнений, которые достаточно просты в выполнении. По этой причине нейрогимнастику практикуют для детей дошкольного возраста, которая помогает сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга. Плюс этих упражнений в том, что их можно выполнять практически в любом месте.

Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть фото Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть картинку Что такое нейро упражнения для детей. Картинка про Что такое нейро упражнения для детей. Фото Что такое нейро упражнения для детей

Как работает наш мозг

Перед тем как перейти к описанию комплекса упражнений, рассмотрим, как работает человеческий мозг. Его составляют 2 полушария, каждое из которых отвечает за определенные виды деятельности:

Соответственно, когда мы фантазируем, рисуем и занимаемся любой другой творческой деятельностью, то активизируется именно правое полушарие, а когда мы считаем, анализируем и что-либо говорим, то активно левое полушарие.

Происходит постоянное распределение активности между полушариями. При этом наибольшая эффективность работы мозга достигается только в том случае, когда активны оба полушария.

Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть фото Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть картинку Что такое нейро упражнения для детей. Картинка про Что такое нейро упражнения для детей. Фото Что такое нейро упражнения для детей

Но при возникновении проблем с мозолистым телом (отвечает за координацию деятельности полушарий) происходит нарушение взаимосвязи между левым и правым полушарием, в результате чего одно из них берет на себя основную нагрузку. Второе полушарие оказывается блокированным, и оно перестает развиваться, что ведет, в частности, к нарушению пространственной ориентации.

В связи с этим основными задачами для настройки мозга к работе будут восстановление связи и баланса активности между полушариями, а также восстановление связи между передней и задней частью мозга.

Чем полезны упражнения для мозга

Сама суть комплекса, который включает в себя 26 упражнений, заключается в идее тесной взаимосвязи мышления и движения.

Проведение нейрогимнастики дает следующие результаты:

Проведение упражнений благоприятно сказывается на эмоциональной сфере ребенка: он становится более общительным, не так подвержен стрессу, он учится проявлять свои творческие способности в игре, а затем и в процессе обучения в школе.

Развивается и физическая активность ребенка. Регулярные упражнения позволяют четко выполнять симметричные и ассиметричные движения, сохранять равновесие, улучшать подвижность конечностей и плечевого пояса. Дети дошкольного возраста учатся сидеть ровно, при этом не испытывая дискомфортных ощущений.

Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть фото Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть картинку Что такое нейро упражнения для детей. Картинка про Что такое нейро упражнения для детей. Фото Что такое нейро упражнения для детей

Когда лучше начать заниматься

Наиболее благоприятный период для выполнения нейрогимнастики для детей – это средний дошкольный возраст, т.е. 4-5 лет. К 6 годам можно внедрять более сложные упражнения, что будет важной частью подготовки к обучению в школе.

При этом упражнения следует проводить с соблюдением определенных рекомендаций, чтобы эффективность занятий была максимально высокой.

Следует выполнять ряд несложных правил:

Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть фото Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть картинку Что такое нейро упражнения для детей. Картинка про Что такое нейро упражнения для детей. Фото Что такое нейро упражнения для детей

Классификация упражнений

Все упражнения разделены на четыре группы, которые направлены на развитие трех видов сенсомоторных навыков.

Первая группа – упражнения, пересекающие среднюю линию тела. Они направлены на одновременную работу двух ног, рук, глаз, т.е. на интеграцию деятельности обоих полушарий. Их проведение дает достаточно неплохие результаты: ребенок может двигаться и думать одновременно, улучшаются навыки чтения и письма, он может обрабатывать информацию как от целого к частому, так и наоборот.

Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть фото Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть картинку Что такое нейро упражнения для детей. Картинка про Что такое нейро упражнения для детей. Фото Что такое нейро упражнения для детей

Вторая группа – энергетические упражнения. Они обеспечивают необходимую скорость протекания нервных процессов между клетками головного мозга. Улучшают эмоции и саморегуляцию. Регулярные занятия позволяют улучшить мышление, способствуют повышению скорости осознанного чтения, а также улучшают внимание ребенка.

Третья группа – растягивающие упражнения. Они направлены на расслабление сухожилий и снятие мышечного напряжения. Способствуют снятию стресса, улучшению внимания и концентрации.

Четвертая группа – упражнения для повышения позитивного мышления. Они стабилизируют нервные процессы, в результате чего ребенок учится сохранять спокойствие в стрессовой ситуации. Данные упражнения позволяют ребенку перестать нервничать перед важными мероприятиями (контрольными, диктантами, перед публичными выступлениями).

Примеры упражнений

Упражнения, пересекающие среднюю линию тела:

Упражнения для повышения позитивного мышления:

Источник

Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста

Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть фото Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть картинку Что такое нейро упражнения для детей. Картинка про Что такое нейро упражнения для детей. Фото Что такое нейро упражнения для детей Антонова Татьяна Константиновна
Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста

Аннотация: Работа посвящена применению нейропсихологических знаний и навыков на занятиях с детьми дошкольного возраста с целью снижения уровня перинатальной патологии. Составленный комплекс занятий для детей данной категории способствует активизации межполушарного взаимодействия, что формирует стрессоустойчивость ребенка к обучению в школе. При применении нейропсихологических игр и упражнений на занятиях у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах.

Ключевые слова: психологическое здоровье, нейропсихологические упражнения, дошкольники.

Актуальной проблемой в нашей стране является обеспечение психического и психологического здоровья молодого поколения. В термине «психологическое здоровье» раскрываются такие понятия, как «психология человека» и «психология здоровья». Под «психическим здоровьем» понимают совокупность нормально функционирующих психических механизмов и процессов. Термин «психологическое здоровье», по мнению И. В. Дубровиной [2, с. 28], характеризует личность в целом и дает оценку проявлениям человеческого духа. Для дошкольников в качестве критерия психологического здоровья выступает гармония ребенка и социума. Многие современные специалисты считают, что без наличия психологического здоровья невозможно говорить о самодостаточности личности.

В последние годы на свет появляется все меньше детей с первой группой здоровья. Наблюдается рост заболеваемости различными нервно-психическими расстройствами, увеличивается распространенность патологии беременности и родов, соматических заболеваний и других патологических состояний в детском возрасте, приводящих к нарушениям психического развития. Перинатальная патология ЦНС даже в случае благоприятного исхода имеет отдаленные последствия, отрицательно влияет на психическое развитие и социальную адаптацию ребенка. К сожалению, в большем количестве случаев дети с такого вида патологией пропадают из поля зрения специалистов после первого года жизни. Во избежание этого необходимо использовать комплексный подход к данной проблеме [3, с. 5]. Только совместная деятельность специалистов может улучшить здоровье и гармонизировать развитие подрастающего поколения. Нейропсихология детского возраста выступает одной из дисциплин, разрабатывающих научные и прикладные аспекты здоровьесберегающих технологий для детей.

Психологическое здоровье ребенка-дошкольника характеризуется развитием психических процессов, умственной работоспособностью, преобладанием положительных эмоций над отрицательными, адекватной самооценкой, уровнем зрелости процессов возбуждения и торможения, уверенностью в себе и своих силах.

В детском саду каждый специалист использует в своей работе здоровьесберегающие технологии. На занятиях педагога-психолога используются физминутки, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, игротерапия, песочная терапия. При работе с различными возрастными категориями детей стоит отметить, что у ряда воспитанников встречаются трудности сосредоточения и переключения внимания, некоторое снижение слухоречевой памяти, двигательная недостаточность, трудности при рисовании, вырезании, конструировании, негрубые речевые отклонения и особенности эмоциональной сферы.

Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия. Нейропсихологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма [1, с. 189]. При подготовке детей к школе необходимо уделять большое внимание развитию мозолистого тела (межполушарных связей). Ведь нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до семи лет, у мальчиков до восьми – восьми с половиной лет.

Нами был составлен комплекс нейропсихологических упражнений (В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова, И. И. Праведникова) для занятий с детьми подготовительной группы [3, с. 12]. Данный комплекс включает в себя дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, растяжки, упражнения двигательного репертуара. Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю.

В статье представлены упражнения, которые можно включать в различные виды занятий в качестве физминуток.

Дыхательные упражнения. Такие упражнения направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка.

«Воздушный шарик». И. п. Ребенок стоит (или сидит). Руки лежат на животе. По команде взрослого «вдох» ребенок делает глубокий вдох носиком (рот закрыт) и надувает живот, как воздушный шарик, затем вовремя команды «выдох» ребенок делает шумный выдох через рот, одновременно с выдохом втягивает живот.

«Кулак-палец». И. п. Ребенок сидит или стоит. Во время команды взрослого «вдох» ребенок делает вдох через нос (рот закрыт, одновременно поворачивая большие пальцы рук вверх. Во время команды взрослого «выдох» ребенок делает выдох через широко открытый рот, одновременно поворачивая большие пальцы вниз. Дыхание медленное и глубокое. Двигаются только кисти рук.

«Кулак-ладонь». И. п. Ребенок стоит, ноги на ширине плеч. Голова прямо, глаза смотрят вперед. Руки вытянуты в стороны, ладонь одной руки «смотрит вниз», пальцы смотрят в сторону, ладонь другой руки сжата в кулак. Во время команды взрослого «вдох» ребенок одновременно разжимает кулак одной руки, ладонь «смотрит» в пол, а ладонь другой руки сжимает в кулак. Во время команды взрослого «выдох» ребенок одновременно меняет положение кулака и ладони. Подышать, быстро меняя положение кулака и ладони попеременно.

Глазодвигательные упражнения. Ребенок к трем годам должен уметь оценивать пространство на 1800 по вертикали и на 1800 по горизонтали и отслеживать это без поворота головы. Очень часто у детей сужены поля зрительного восприятия. Если объем зрительного восприятия сужен, ребенок видит только то, что находится перед ним. Остальное он замечает только с помощью поворота головы и всего тела. И неудивительно, что этот ребенок может быть достаточно травматичен, очень быстро устает.

«Следим за предметом». И. п. Ребенок стоит (сидит, голова неподвижна, рот закрыт.

1 уровень. Прямыми руками.

1) Ребенок держит ручку с ярким колпачком (небольшую игрушку, конфету) над переносицей сначала правой прямой рукой и ведет ее вправо, задерживается на 1-2 секунды в конечной точке, ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.

2) Ребенок перекладывает ручку в левую руку. Он держит ручку над переносицей левой прямой рукой и ведет ее влево, задерживает на 1-2 секунды в конечной точке и ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.

3) Ребенок берет ручку над переносицей двумя прямыми руками и ведет ее вверх, задерживает на 1-2 секунды в конечной точке и ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.

4) Ребенок держит ручку над переносицей двумя прямыми руками и перемещает ее вниз. Затем задерживает ручку на 1-2 секунды в конечной точке и ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.

5) Ребенок держит ручку над переносицей двумя прямыми. Ведет ручку к переносице (во время движения к переносице и обратно руки не сгибаются, задерживает ручку на 1-2 секунды около переносицы и ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.

Руки во время этого упражнения прямые и не сгибаются в локтях (во время движения к переносице и обратно руки сгибаются).

2 уровень. То же самое упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.

Упражнение выполняется не более двух раз на каждом уровне.

Упражнения двигательного репертуара. В процессе выполнения упражнений двигательного репертуара происходит постепенное освоение пространства собственного тела и пространства вокруг собственного тела. Отработка таких понятий, как «верх-низ», «впереди-позади», «право-лево», является хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счета у старших дошкольников.

«Зеркало». Взрослый встает напротив ребенка. Взрослый напоминает ребенку, что, если встать лицом друг к другу, право и лево меняются.

1) По указанию взрослого ребенок должен показать сначала у себя, потом у взрослого левую руку, правое плечо, левое колено и т. д.

2) Взрослый показывает движения, ребенок должен их повторить. При этом, если взрослый выполняет движение правой рукой, то ребенок тоже должен выполнить движение правой рукой. Например, взрослый дотрагивается левой рукой до левого уха, ребенок тоже должен дотронуться левой рукой до левого уха.

3)Взрослый и ребенок меняются ролями: ребенок командует и проверяет правильность выполнения задания. Взрослый выполняет задание. Чтобы сделать упражнение более эффективным, взрослому рекомендуется иногда ошибаться, ребенок должен это заметить.

«Робот в поисках клада». Ребенок должен изобразить робота, точно и правильно выполняющего команды взрослого. Взрослый объясняет и показывает ребенку, что такое приставной шаг. Ребенок делает шаг одной ногой, а потом другую ногу ставит рядом с первой.Затем взрослый задает и отрабатывает с ребенком: количество шагов; вид шагов (большие, средние, маленькие); направление движения (вперед, назад, вправо, влево, поворот направо, поворот налево); с какой ноги нужно сделать шаг.

1)Взрослый говорит: «Ты будешь выполнять мои команды. Если я скажу «шаг вперед», ты сделаешь шаг вперед. Если я скажу «два шага влево», ты сделаешь два шага влево. Если я скажу «большие шаги», ты делаешь большие и т. д.».

2) Если ребенок хорошо усвоил это упражнение, взрослый может давать сразу две, три или четыре команды,например: «шаг вперед; затем поворот направо; четыре маленьких шага вперед; три больших шага назад, начиная с правой ноги и т. д.». А ели еще в конечную точку положить сюрприз, то упражнение выполнять станет еще приятнее.

Для развития внимания предлагаются следующие упражнения:

«Сомни листочек». Одновременно двумя руками ребенок сминает два листочка бумаги, а потом разглаживает их. Упражнение выполняется на весу. Чем быстрее ребенок это делает, тем лучше. Чем меньше размер листочков бумаги, тем сложнее выполнять упражнение.

«Замочек». Ребенок складывает руки в замок и крутит большие пальцы вокруг друг друга то в одну сторону, то в другую. Упражнение выполняется максимально быстро. Ребенок должен сосредоточенно смотреть на большие пальцы.

Использование данных упражнений в занятиях с детьми (особенно старшего дошкольного возраста) способствует активизации межполушарного взаимодействия, что формирует стрессоустойчивость ребенка к обучению в школе.

Подводя итог вышесказанному можно сделать следующий вывод: при применении нейропсихологических игр и упражнений на занятиях у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья дошкольников.

1. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов /Т. Г. Визель. – М. : В. Секачев, 2019. – 264 с., цветная вклейка 12 с.

2. Дубровина, И. В. и др.Психология: Учебник для студ. сред. пед. заведений/И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.

3. Колганова, В. С. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч 1./Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих – М. : АЙРИС-пресс, 2019.- 416 с. : ил.

Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть фото Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть картинку Что такое нейро упражнения для детей. Картинка про Что такое нейро упражнения для детей. Фото Что такое нейро упражнения для детейРазвивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности Хочу представить вашему вниманию развивающую игру, сделанную по типу игры Воскобовича «Геоконд». Игра развивает сенсорику, мелкую моторику,.

Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть фото Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть картинку Что такое нейро упражнения для детей. Картинка про Что такое нейро упражнения для детей. Фото Что такое нейро упражнения для детейДидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с природным материалом «Цветные камешки» Лето, наверное, самое благоприятное время для игр детей с природным материалом. Во-первых, дети большую часть времени находятся на прогулке.

Дидактические игры и упражнения, используемые в работе с детьми второй младшей группы 1. Дидактическая игра «Разноцветная посуда» (ознакомление с цветом). Дети подбирают по цвету посуду, сравнивают, обмениваются предметами.

Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть фото Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть картинку Что такое нейро упражнения для детей. Картинка про Что такое нейро упражнения для детей. Фото Что такое нейро упражнения для детейФотоотчет «Развивающие игры В. В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста» С 2018 года в работе с детьми применяю игры В. В. Воскобовича. Развивающие игры приобретает дошкольное учреждение в рамках ФГОС. В 2019 году.

Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть фото Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть картинку Что такое нейро упражнения для детей. Картинка про Что такое нейро упражнения для детей. Фото Что такое нейро упражнения для детейИгры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьми Дети, которые имеют диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нуждаются в особом подходе. С каждым годом таких детей.

Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть фото Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть картинку Что такое нейро упражнения для детей. Картинка про Что такое нейро упражнения для детей. Фото Что такое нейро упражнения для детейИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть фото Что такое нейро упражнения для детей. Смотреть картинку Что такое нейро упражнения для детей. Картинка про Что такое нейро упражнения для детей. Фото Что такое нейро упражнения для детейИгры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать потребность к двигательной активности через игры и упражнения с мячом. Упражнений и игр с мячом большое разнообразие:мяч.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *