Что такое нейродинамические показатели
Что такое нейродинамические показатели
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Основная причина трудностей в обучении – низкий уровень нейродинамических показателей психической деятельности, который обуславливает низкий уровень умственной работоспособности.
Статья:
Сын учится в 4 классе, второй год ходим к репетитору по английскому языку 4 раза в неделю, по математике и русскому языку 3 раза в неделю. Результатов особых нет. По английскому языку в четверти вышла двойка, по математике и русскому языку между двойкой и тройкой. Уроки делаем до полуночи, иногда дольше. Дома истерики, нежелание учиться. Как помочь сыну?
Одна очень серьезная книга, посвященная основам теории познания, начинается с анекдота.
Приходит человек в ресторан, заказывает суп. Получив заказ, клиент подзывает официанта и просит того попробовать поданное блюдо. Официант спрашивает: «Что, холодный?» Клиент говорит: «А вы попробуйте!» Официант: «Может быть, недосолен?» Клиент: «А вы попробуйте!» Наконец официант соглашается: «Ну, хорошо! Где ложка?» Клиент: «Вот именно!»
Для успешного освоения школьной программы (суп из нашего анекдота) ученик должен обладать определенным уровнем развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, речи и мотивации (ложка). Если данные процессы развиты недостаточно, то возникшие трудности в обучении и неудачи резко снижают у ребенка желание учиться.
Причины слабой успеваемости различны: от ослабленного здоровья до неблагополучной семейной ситуации, от наследственных факторов до педагогической несостоятельности родителей. И помощь ребенку в каждом случае будет разной. Педагоги-репетиторы в данном случае работают со следствием: несформированностью учебных навыков, которые приводят к слабой успеваемости. Психолог же проводит комплекс психодиагностических мероприятий для того, чтобы понять, почему учебные навыки не сформировались вовремя.
Основная причина трудностей в обучении – низкий уровень нейродинамических показателей психической деятельности, который обуславливает низкий уровень умственной работоспособности.
Что такое нейродинамика
Для продуктивной деятельности человеку необходимо находиться в состоянии активного бодрствования – это возможно при достаточном тонусе коры головного мозга. Структуры, отвечающие за активность коры головного мозга, формируются очень рано – во внутриутробном периоде и на первом году жизни и очень чувствительны к различным вредным воздействиям окружающей среды. При недостаточном развитии данных структур нарушается нейродинамика нервно-психических процессов – способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность, способность к быстрому переходу от торможения к возбуждению, стабильность активности нервных процессов. Это отражается на работе всего мозга, но в первую очередь на внимании и темпе выполнения какой-либо деятельности.
Как определить, что у ребенка нейропсихологические трудности
Работоспособность ребенка имеет волнообразный характер, он очень долго выполняет домашнее задание, не способен мобилизовать свои ресурсы и доделать начатое. В результате ребенок истощается и почти не может усвоить представленный материал. Он не сразу включается в учебную деятельность на уроке. Быстро устав, перестает воспринимать информацию, зевает, качается, вертится. Неспособность к долгой концентрации приводит к тому, что ребенок мешает другим или «витает в облаках». Соответственно он отстает от программы и с трудом может изучать предмет. Глазами педагога такой учащийся видится как уступающий интеллектуально. На самом деле он может иметь высокий уровень интеллекта, но не иметь достаточно энергетических ресурсов, чтобы проявить это.
По каким еще признакам определить, что у ребенка нейропсихологические трудности:
• Он часто забывает дома предметы, необходимые в школе, а в школе – личные вещи, забывает или не успевает записать домашнее задание;
• Почерк к концу строки укрупняется или наоборот становится мелким. Могут чередоваться очень большие и очень мелкие буквы;
• Растет число нелогичных ошибок, описок, например, пропуск букв, недописанные слова, отсутствие знаков препинания, заглавных букв;
• Инертность при решении задач на обобщение;
• При получении задания для самостоятельной работы ребенок приступает к нему не сразу, поэтому часто не успевает выполнить его вовремя;
• Предметы учащегося часто падают на пол (так он бессознательно меняет позу, чтобы «подпитать» свой мозг «энергией»);
• Меняется поведение ребенка – ребенок становится капризным, трудно управляемым, истеричным;
• Появляются трудности с засыпанием;
• Ребенок чаще других болеет респираторными и другими соматическими заболеваниями.
Все вышеперечисленное позволяет заключить: снижение нейродинамических показателей делают невозможным полноценное функционирование высших психических функций, приводит к снижению адаптивных механизмов и снижает уровень самоконтроля. Плохая учеба и плохое поведение – следствие недостаточного уровня работоспособности.
Как организовать режим и рабочее пространство
Для ребенка с недостаточной работоспособностью мозга процесс выполнения домашних заданий заметно затруднен. Чтобы облегчить этот процесс можно особым образом организовать рабочее пространство: например, структурировать, разместив маркированные коробочки, ящички, всевозможные разделители и указатели. Это поможет ребенку раскладывать все по местам и пространственно организовывать свою деятельность. В процессе выполнения уроков важно контролировать время. Следует заранее определить, сколько времени отводится на конкретное задание. Временные промежутки должны быть короткими, контролировать их может сам ребенок. Важен и ритм: для младших школьников после 20 минут работы должен последовать перерыв 10 минут. Выполнение домашнего задания не должно носить негативный характер. Очень важно поддерживать ребенка и давать ему эмоциональное подкрепление и отмечать даже самые маленькие успехи. Что-то приятное может ждать ребенка в перерыве между выполнением заданий: перекус (чай с лимоном, банан, цитрусовые, орехи, цукаты), разминка (дыхательная гимнастика и дыхательные игры, например, дуть на бумажный шарик и забить гол в импровизированные ворота из кубиков), игры. Не подходят для перерыва компьютерные игры и просмотр телепередач. Мозг не восстанавливается при такой смене деятельности. Для школьников такая деятельность не должна превышать 20 минут в день.
Представленные способы положительно воздействуют на работоспособность мозга, приводят к улучшению психического состояния в целом и гармонизации личности. Эффективнее всего, конечно, они действуют в комплексе. Однако следует проконсультироваться с неврологом, чтобы исключить противопоказанные ребенку методы, и с психологом, чтобы подобрать упражнения, необходимые именно вашему ребенку.
Челышкова Т.В., Шаханова А.В., Силантьев М.Н., Кузьмин А.А. Нейродинамические особенности учащихся 3-4-х классов в динамике обучения
Дата публикации: 01.12.2021
DOI: 10.51871/2588-0500_2021_05_04_22
УДК 577.17.04-053.2:796
НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 3-4-Х КЛАССОВ В ДИНАМИКЕ ОБУЧЕНИЯ
Т.В. Челышкова, А.В. Шаханова, М.Н. Силантьев, А.А. Кузьмин
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп, Россия
Ключевые слова: учащиеся начальных классов, сенсомоторные реакции, помехоустойчивость, реакция на движущийся объект, теппинг-тест.
Аннотация. Цель исследования – характеристика нейродинамических особенностей учащихся 3-4-х классов в ходе двух лет обучения. Выявлено увеличение временных параметров зрительно-моторной реакции и количества ошибок при выполнении тестов: «простая зрительно-моторная реакция» и «помехоустойчивость». К концу 4-го класса возрастает контингент с преобладанием торможения нервных процессов, в большей степени у девочек. Такая специфика функционирования центральной нервной системы отражает значительное снижение функциональных возможностей организма на фоне усиления эффекта кумуляции утомления на завершающем этапе начального образования.
NEURODYNAMIC FEATURES OF THE 3RD-4TH GRADE PUPILS WITHIN LEARNING DYNAMICS
T.V. Chelyshkova, A.V. Shakhanova, M.N. Silant’ev, A.A. Kuz’min
Adyghe State University, Majkop, Russia
Key words: primary school pupils, sensorimotor reactions, hindrance stability, reaction to a moving object, tapping test.
Annotation. The basic neurodynamic indicators of the 3rd-4th grade pupils in the course of two academic years have been analyzed. An increase in the time parameters of the visual-motor reaction and the number of errors during the performance of the tests “simple visual-motor reaction” and “hindrance immunity” were revealed. By the end of the 4th grade, the contingent with a predominance of inhibition of nervous processes increases, mostly in girls. Such specificity of the functioning of the central nervous system reflects a significant decrease in the functional capabilities of the organism against the background of an increase in the effect of fatigue accumulation at the final stage of primary education.
Введение. Выявление специфики функционирования нервной системы в процессе онтогенеза является важнейшим условием обеспечения нормального физического и психического развития ребенка. Педагогическая эффективность обучения определяется тем, насколько образовательная среда адекватна и соответствует возрастным психофизиологическим особенностям учащихся. Особенности функционирования физиологических систем на разных этапах возрастного развития достаточно давно привлекают внимание исследователей 1. Несмотря на большое количество накопленного фактологического материала, данные возрастной физиологии не находят должного применения в педагогическом процессе. В период обучения в школе организм детей и подростков обладает своей спецификой адаптации, когда на фоне непрерывных ростовых процессов необходимо одновременно приспосабливаться к достаточно большим по объему и интенсивности образовательным программам. Важность разрешения противоречий между биологической и социальной программами развития определяет необходимость поиска такого построения учебного процесса, который мог бы учитывать как возрастные функциональные, так и адаптивные возможности организма ребенка.
Согласно концепции П.К. Анохина, в структуре функциональных систем, обеспечивающих процессы устойчивого уровня активности при минимизации физиологической цены, центральная нервная система занимает ведущее место, и адаптация организма напрямую зависит от взаимодействия между управляющими и исполнительными контурами регуляции [7]. Достаточно большую роль в формировании адаптационного ответа на воздействующий фактор, в том числе и на учебные нагрузки, играют такие свойства, как психомоторная работоспособность, подвижность нервных процессов, тревожность, и др. Функциональные нейродинамические компоненты, реализующие сенсомоторную деятельность, интенсивно развиваются в детском возрасте [5]. При этом необходимо учитывать, что период обучения в начальной школе – период наибольшей чувствительности к факторам среды, в том числе и неблагоприятным.
В этом плане вопрос оценки условий образовательной среды и ее влияния на организм обучающихся в начальной школе является актуальным, так как детский организм является недостаточно защищенным в результате недостаточного развития функциональных систем и незавершенности развития процессов роста, формообразования и адаптации, когда еще не сформировался баланс функциональных резервов, а учебная деятельность при этом предъявляет дополнительные требования к психофизиологическим ресурсам организма, особенно в условиях инновационных образовательных программ [8]. Именно центральная нервная система способна обеспечивать реакции компенсации, то есть активизировать расход функциональных резервов за счет сопряженных исполнительных систем при недостатке функциональных резервов одной из систем 9.
Исследования, касающиеся психофизиологической оценки влияния современных форм организации обучения на текущее функциональное состояние нервной системы младших школьников, носят фрагментарный характер и представляют современную актуальную проблему.
Методы и организация исследования. В лонгитюдинальном исследовании принимали участие учащиеся начальных классов в количестве 29 человек, обучавшиеся в общеобразовательной школе по программе «Школа России». Эксперимент проводился в ходе их обучения в 3-м и 4-м классах.
Изучение особенностей нейродинамического статуса учащихся осуществлялось с помощью компьютерного комплекса «НС-ПсихоТест» (фирма «НейроСофт», г. Иваново). Исследовались показатели простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), теппинг-теста, помехоустойчивости. Эти методики являются классическими и позволяют охарактеризовать качество быстроты действия, лабильность, подвижность и силу нервных процессов. Кроме этого определялись показатели реакции на движущийся объект (РДО), которая лежит в основе проявления быстроты действия, отражающих лабильность и подвижность нервных процессов, степень их сбалансированности [11].
Данные были подвергнуты статистической обработке с использованием программного пакета STATISTICA 6.0. Оценка достоверности различий проводилась методом парных сравнений Стьюдента.
Результаты исследования и их обсуждение. Сила нервных процессов, определяя функциональные ресурсы обучающегося, является одной из активных составляющих образовательного процесса и напрямую влияет на успешность обучения. Свойства нервной системы могут быть лимитирующим фактором в эффективной реализации учебной деятельности. Одним из интегральных нейродинамических показателей, определяющих силу нервных процессов и являющихся базовым индикатором функционального состояния центральной нервной системы, является максимальная частота движений или теппинга [4].
Результаты теппинг-теста показали, что у 25% учащихся 3-го класса сильный тип нервной системы, на фоне которого организм способен выдерживать более интенсивную и длительную нагрузку без фазы снижения функциональных резервов центральной нервной системы. У 46% обследованных учащихся нервная система средней силы. Данный тип характеризуется стабильностью показателей, умеренной работоспособностью нервных клеток, максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. 11% учащихся характеризуются слабым типом нервной системы. Максимальный темп работы отмечается у них в первые 5 секунд работы и уже со второго 5-секундного отрезка снижается и остается на сниженном уровне до конца работы. Это означает, что у данного контингента школьников достаточно быстро развивается фаза утомления, приводящая к снижению функциональных резервов центральной нервной системы и работоспособности организма.
Что такое нейродинамический подход и как он помогает детям развиваться
Что такое нейродинамика?
Обычно так называют особенности процессов возбуждения и торможения в нервной системе, их баланс. Нормальная нейродинамика означает, что нервные клетки работают «в штатном режиме», могут быстро переходить от торможения к возбуждению и обратно.
Но в разных науках определения могут отличаться. Например, в педагогике под нейродинамикой часто подразумевают общий уровень мозговой активности. А пониженную нейродинамику связывают с низким уровнем умственной работоспособности у детей, который может приводить к трудностям в обучении и потенциальным задержкам в развитии.
Почему нейродинамика у детей снижается?
Здесь играют роль множество факторов, включая наследственные. Но одна из самых распространенных предпосылок — это дефицит свободных, спонтанных движений. Для полноценного развития нервной системы ребенку нужно активно взаимодействовать с окружающей средой. А такое взаимодействие возможно в первую очередь благодаря двигательной активности.
Когда спонтанных движений становится меньше, начинаются трудности не только с телом, но и с мозгом. Ведь именно двигательная активность учит мозг обрабатывать информацию от всех органов чувств и целостно воспринимать окружающий мир.
Особенно важны движения, стимулирующие работу вестибулярного аппарата: это одна из самых значимых для развития мозга систем.
Виктория Ефимова, кандидат педагогических наук, психофизиолог, руководитель клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз» (Санкт‑Петербург):
«Все, что связано с движением, закладывается в мозге ребенка еще до рождения. Если ребенок, находясь в утробе, недополучил «пищи» в виде движений мамы, то даже если роды прошли в срок и без лишних трудностей, он все равно находится в группе риска с точки зрения возможных нарушений развития мозга.
Впоследствии этот дефицит будет только расти — после рождения ребенка ждут коляска, автомобильные кресла, сидение в магазинных тележках… Обычно сигнал бедствия родители подают позже, когда ребенок не заговорил к четырем годам. На самом деле все дело в острой нехватке спонтанных движений».
Как вестибулярная система связана с развитием и работой мозга?
Она участвует в выполнении целого ряда функций. Это не только координация, ориентировка в пространстве и планирование движений. Вестибулярная система задействована во внимании, артикуляции, регулировании уровня мозговой активности.
Важность вестибулярного аппарата стала очевидна с началом полетов в космос. Оказалось, что в условиях невесомости этот аппарат не может работать — возникает так называемое космическое слабоумие. В первые дни полета космонавтам сложно зрительно воспринимать объекты. Многие из них начинают писать «зеркально», то есть ориентируя буквы в противоположную сторону — так же, как школьники с трудностями в обучении.
Работу вестибулярной системы можно оценить и на Земле. Попробуйте повращать головой, глядя на предмет перед собой. Картинка останется практически стабильной, потому что вестибулярный аппарат корректирует положение глазных яблок.
Но если у ребенка он не развит, то схема не сработает. И когда ему, например, потребуется списать что-то с доски в тетрадь, то изображение и на доске, и в тетради будет прыгать перед глазами. Причем проверка у окулиста не покажет никаких отклонений, ведь дело не в проблемах со зрением.
К каким нарушениям приводит дефицит активности и неразвитая вестибулярная система?
Это зависит от возраста. В младенчестве ребенок может позже, чем его ровесники, начать держать голову, сидеть и ползать. Возможны трудности с жеванием пищи.
В дошкольном возрасте нарушения выражаются в неуклюжести, гиперактивности или, напротив, заторможенности. Дети тяжелее начинают говорить, путают лево и право, боятся темноты.
В школе возникают проблемы с выражением мыслей, чтением и письмом, счетом или распознаванием цифр. Кроме того, ребенку трудно списывать с доски и ориентироваться во времени, он не может или не любит кататься на велосипеде.
Александр Николаев, президент «Интеко»:
«Раньше подобные неврологические отставания достаточно быстро компенсировала открытая среда — дворы, леса, парки. У нас не было гаджетов и телевизоров, поэтому мы постоянно мечтали, создавали в своем сознании целые романы. И, конечно, значительно больше времени проводили вне дома, где нас не ждали, как сегодня, абсолютно безопасные горки и тщательно продуманные алгоритмы. Зачастую мы выбирали себе развлечения сами — прыгали через овраги, влезали на деревья, скатывались с горы на куске картона. Наш мозг постоянно изобретал задачи, исследовал, рисковал, работал!»
Как эти нарушения можно предотвратить или исправить в современной среде?
Для коррекции применяются разные методы. Один из наиболее эффективных — нейродинамическая гимнастика. Это физические упражнения и подвижные игры в специально организованном пространстве. Они учат мозг планировать и выполнять движения, считывая и интерпретируя информацию от всех органов чувств. И в результате — обеспечивают достаточный для развития двигательный и сенсорный опыт.
Но все это можно реализовать не только в клиниках и реабилитационных центрах, но и на улице. Специалисты компании «Интеко» вместе с экспертами детского неврологического центра «Прогноз» разработали методику оснащения детских площадок, которая основана на нейродинамическом подходе и тренировке вестибулярной системы. Методика позволяет правильно подобрать оборудование для детской площадки — таким образом, чтобы игровое пространство стало настоящим фитнес-залом для мозга. В основе подхода — авторская методика детского невролога Олега Ефимова и психофизиолога, руководителя клиники «Прогноз» Виктории Ефимовой. Разработчики объединили медицинские и архитектурные знания, чтобы перенести развивающие практики из клиники во дворы. Авторы методики уверены, что если такие детские площадки станут массово доступными, то детей с трудностями в обучении будет значительно меньше.
Ирина Коршунова, директор по маркетингу компании «ИНТЕКО», идейный вдохновитель проекта нейродинамических детских площадок:
«Проблема современных детей — острый недостаток разнообразной физической активности. Особенно отчетливо последствия дефицита движения неврологи зарегистрировали летом 2020 года, по завершении весеннего карантина, который буквально обездвижил население крупных городов.
Поэтому важно обеспечить дворовые пространства города полноценным для развития физических и когнитивных функций оборудованием. Причем сделать его интересным, побуждающим к движению, решению задач и включению логического мышления».
Чем нейродинамические детские площадки отличаются от всех остальных?
На обычных площадках предлагаются понятные алгоритмы, к которым ребенок быстро теряет интерес. Например, взобраться по лестнице на горку и скатиться вниз. В итоге многие дети стараются выйти за пределы площадок, пытаясь найти нужные виды физической и сенсорной активности.
Игровое оборудование нейродинамической площадки открывает простор для фантазии и возможность изобретать движения.
Оборудование позволяет двигаться в разных направлениях, а не только вверх-вниз и вперед-назад, как на обычных горках и качелях. Для каждого возраста предусмотрен свой уровень сложности.
Какие снаряды и тренажеры нужны на нейродинамических площадках?
Пространство нужно оснастить таким образом, чтобы оно развивало сразу несколько систем.
Пространство площадки может выглядеть как система бревен, холмов или башен с переменной высотой, крутизной и фактурой. Также необходимы различные скаты и подъемы со ступенями, зацепами и канатами. Внутри площадки можно разместить тоннели и пещеры или полосу препятствий, связав конструкции фиксированными и подвесными мостиками.
Такие площадки уже существуют?
Детские площадки, оборудованные по принципам нейродинамического подхода, появятся в жилом комплексе West Garden в Москве. Его планируют ввести в эксплуатацию в 2022–2023 годах. Но проектные решения универсальны: их могут использовать и другие девелоперы, а также муниципальные власти.
Низкая нейродинамика, высокая утомляемость, истощаемость
Школа — один из важнейших социальных институтов в жизни ребенка. Отводя в школу, каждый родитель обязательно наставляет: «Учись хорошо, будь отличником!» Всем папам и мамам хочется, чтобы их ребенок был успешен, чувствовал себя комфортно на уроках, хорошо взаимодействовал и коммуницировал со взрослыми и со сверстниками, стал предметом гордости для своей семьи. Однако родительские ожидания не всегда оправдываются. Учеба в школе, с одной стороны, становится «лакмусовой бумажкой», выявляющей проблемы, которые ранее не замечали взрослые (или не хотели замечать). С другой — своеобразным механизмом, запускающим многие нежелательные неврологические процессы.
И тогда у родителей младших школьников появляются бесчисленные жалобы, связанные с проблемами школьного обучения. Вот несколько жалоб:
Чаще всего родители пытаются решить проблему с помощью репетиторов, зубрежки, стараются больше заниматься, «натаскивают» детей, ведут назидательные беседы.
Чаще всего родители пытаются решить проблему с помощью репетиторов, зубрежки, стараются больше заниматься, «натаскивают» детей, ведут назидательные беседы.
Но проблемы не решаются, а всё больше усугубляются.
Ребенок всё больше не справляется на уроках, при выполнении заданного на дом, не успевает за своими сверстниками в классе. И самый печальный исход — утрата учебной мотивации. Поскольку у ребенка «всё не получается», к сугубо нейропсихологическим проблемам добавляются чисто психологические – снижение самооценки, развитие комплекса неполноценности, неуверенность в себе и тд. и поведенческие – агрессия, плохое поведение, частые уходы из дома, «уход» в виртуальный компьютерный мир, нарушения социальных связей.
Данное поведение является уже вторичным дефектом, указывая на то, что проблема стала хронической и других способов ее решения ребенок не смог найти.
Это указывает на то, что есть проблемы, обусловленные нейропсихологическими механизмами. Ведь высшие психические функции, такие как мышление, речь, память, внимание и другие связаны с мозговой активностью.
У кого-то отдельные структуры мозга развиваются быстрее, у кого-то медленнее. Несформированность некоторых из них не дает возможности решить возникшие у ребенка проблемы обычными общепринятыми педагогическими способами.
Признаки снижения нейродинамических показателей
Частыми причинами малоуспешного обучения в школе являются сниженные нейродинамические показатели ребенка или слабый уровень мозговой активности. Такие дети быстро истощаемы, очень долго сидят и «мучают» домашнее задание, тяжело встают по утрам в школу, тяжело сидят на уроках, начинают крутиться, ерзать на стуле, отвлекаться, не могут концентрировать внимание на одном деле.
При этом общий интеллектуальный уровень ребенка может быть достаточно высок.
Снижение нейродинамических показателей не позволяет ребенку полноценно проявить свои интеллектуальные способности. Часто к указанным сложностям присоединяются неврологические проблемы: тики, энурез, энкопрез, повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость.
Единственно возможная результативная помощь таким детям – это грамотная профессиональная нейропсихологческая коррекция.
Нейропсихологическая диагностика помогает выявить причины отставания или неравномерности развития ребёнка с помощью тестовых заданий, которые показывают степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга. Для подтверждения и уточнения результатов безаппаратной диагностики в нашем центре существует оценка с помощью приборов способности мозга к переработке вестибулярной, зрительной и звуковой информации, оценка качества кровоснабжения мозга, а также энергоснабжение стволовых структур головного мозга.
Первый блок мозга отвечает за его активность. Если первый блок недостаточно развит, то ребёнок быстро утомляется.
Например, дети на уроке быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться.
С помощью нейропсихологической стимуляции можно компенсировать нестабильность работы ЦНС, что поможет ребенку добиться успеха и распрощаться с низкой нейродинамикой, истощаемостью, утомляемостью НАВСЕГДА.
Очень важно как можно раньше установить истинную причину дефекта, и начать работу раньше, так как своевременная коррекция позволяет в той или иной мере приблизить нарушенное развитие к нормальной работе, что существенно облегчит вхождение ребенка в учебную, спортивную, творческую среду.
Нейропсихологическая коррекция позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть трудности обучения, развития или общения. Нейропсихологическая коррекция оказывает терапевтическое воздействие на организм – улучшает эмоциональное и физическое состояние, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает внутренние резервы и способности, развивает дополнительные скрытые возможности головного мозга.
Своевременная нейропсихологическая коррекция позволит ребенку сохранить желание учиться и стать успешнее — как в учебе, в спорте, музыке так и в жизни в целом.