Что такое нейропсихологическое обследование взрослых

Нейропсихологическое обследование

Нейропсихологическое обследование – процедура, позволяющая оценить продуктивность функционирования различных зон головного мозга, определить области нарушения/дефицитарности функционирования.

Обратиться к специалистам клиник, вы можете по телефону в Москве: +7 495 135-01-09,.

Нейропсихологическое обследование в клинике

Что такое нейропсихологическое обследование взрослых. Смотреть фото Что такое нейропсихологическое обследование взрослых. Смотреть картинку Что такое нейропсихологическое обследование взрослых. Картинка про Что такое нейропсихологическое обследование взрослых. Фото Что такое нейропсихологическое обследование взрослыхВ клинике используются современные методы диагностики, позволяющие выявить нарушения и своевременно провести их коррекцию. У нас можно пройти нейропсихологическое обследование. Методика является высокоинформативной и универсальной.

Исследование позволяет получить информацию о таких аспектах:

Данное обследование рекомендовано при ряде нарушений: расстройства личности, депрессия, деменция, рассеянный склероз, ЧМТ, инсульт, органическое тревожное расстройство, органическое изменение личности и т. д.

Диагностика занимает 1,5–2 часа.

Возможности нейропсихологического обследования

Так же, с помощью повторных обследований, появляется возможность отследить динамику улучшений на этапе активного лечения и реабилитации пациента, тем самым контролировать ход лечения. Данное обследование направленно на выявление особенностей функционирования всех видов памяти, внимания, восприятия (зрительного, пространственного, соматосенсорного, слухового), речи.

Подробно производится исследование всех сторон мышления – анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. В ходе диагностической ситуации тестируются также способности к целенаправленной деятельности и планированию, мотивационная сфера, необходимые для социальной адаптации в целом, для профессионального становления пациента.

Нейропсихологическая диагностика проводится посредством специальных проб, заданий, стандартизированных тестов, т.е. не является аппаратной процедурой, благодаря чему определяет все тонкие нарушения функций, а также любое изменение в лучшую или худшую сторону.

Когда применяется нейропсихологическое обследование

Расстройства, при которых показано прохождение нейропсихологического обследования:

В отличие от более распространённого в психиатрии патопсихологического обследования, нейропсихологическое обследование имеет явные преимущества, поскольку является более подробным и определяет локализацию нарушения функционирования на уровне головного мозга.

К стандартной процедуре обследования, в зависимости от проблематики пациента, могу т добавляться: батарея лобных тестов, краткая шкала психического статуса, субтесты Векслера по исследованию составляющих вербального и невербального интеллекта.

Задачи нейропсихологического обследования

Обобщая вышесказанное, задачи нейропсихологического обследования в психиатрии сводятся к следующему:

    Диагностика локализации нарушения функционирования на уровне головного мозга, определение актуального состояния функционирования.
    Описание и определение степени нарушений высших психических функций.
    Выявление причин аномального психического функционирования.
    Отслеживание динамики восстановления высших психических функций и повышения показателей продуктивности функционирования различных областей головного мозга в процессе лечения.
    Отслеживание динамики состояния высших психических функций на этапе амбулаторного наблюдения.

Особенности нейропсихологического обследования

Нейропсихология — научная область на стыке психологии и нейробиологии. Изучает особенности функционирования головного мозга и связь его структур с высшими психическими функциями: мышлением, речью, памятью, счетом, письмом и др. Нейропсихологическая диагностика необходима для:

Проводит такое обследование специалист — клинический психолог или невролог, практикующий в области нейропсихологии.

Когда назначается нейропсихологическое обследование

Нейропсихологическое исследование назначается отдельно или в комплексе с другими обследованиями при:

Нейродиагностика назначается при различных заболеваниях центральной нервной системы. Результаты обследования помогают поставить точный диагноз, предсказать дальнейшие развитие заболевания, разработать программу терапии. Пациенту рекомендуется нейропсихологическая коррекция и/или комплекс других мероприятий (медикаментозная терапия, общеукрепляющее лечение, психолдогическая коррекция, занятия с логопедом и т.п.), даются рекомендации для обучения, работы. В ходе терапии и после нее исследование может проводиться повторно.

Методики и оборудование

Нейропсихологическое обследование включает в себя две основных группы методик: аппаратные и тестовые. В первую входит компьютерная томография, магнитно-резонансная томография (МРТ), электроэнцефалограмма (ЭЭГ) и др. Методики проводятся при помощи специализированного оборудования и дают возможность посмотреть изменения в работе головного мозга на биологическом уровне.

Во вторую группу входят специально разработанные тесты и пробы. Они направлены на изучение особенностей письма, счета, отдельных мыслительных процессов (обобщение, классификация и др.), гнозиса, праксиса и т.д. Для диагностики применяется специально разработанный стимульный материал, продукты творчества.

Точный набор методик зависит от задач исследования и индивидуальных особенностей пациента. Дополнительно применяются патопсихологические методики на память, внимание, восприятие, мышление, тесты на определение коэффициента интеллекта (IQ), личностные особенности, эмоционально-волевые особенности. У детей могут определяться «ведущие» органы: глаз, ухо, рука, нога.

Запись на нейропсихологическое обследование

Нейропсихологический центр — клиника «Преображение» предлагает полную профессиональную нейропсихологическую диагностику. Обследование назначают наши специалисты, или врачи из других больниц, также проводим исследование по желанию клиента. Гарантируем:

Провести нейропсихологическое обследование в Москве

Записывайтесь на консультацию по телефону 8 (495) 632-00-65

Нейропсихологическое обследование в клинике Преображение даст Вам возможность не только узнать своё психическое состояние, но и повысит качество жизни.

Источник

Методы нейропсихологической диагностики

Давайте поговорим о целях, принципах и методах такого важного направления в психологии, как нейропсихологическая диагностика. Такие знания будут полезны для студентов, начинающих специалистов и всех интересующихся нейроподходом, ведь многие методики успешно применяются в процессе патопсихологических и психосоматических исследований. Надеемся, что наша информация расширит знания о влиянии особенностей головного мозга на психику и представления о коррекции психологических нарушений.

Понятие нейропсихологической диагностики и ее цели

Нейропсихологическая диагностика – это процесс исследования состояния мозга, особенностей памяти, внимания, мышления и других психических процессов личности для выявления нарушений и их коррекции. Диагност дает комплекс заданий и наблюдает за пациентом. В процессе также используются аппаратные методы.

В ходе такого обследования можно выявить: особенности функционирования участков мозга и очаги патологий, которые могут быть напрямую связаны с трудностями в поведении, в характере, в обучении, в общении.

Ученые при помощи нейропсихологии пытаются решить многие проблемы:

Что диагностирует нейроспециалист у взрослых и детей?

В зависимости от возраста пациента, методы диагностики будут носить разный характер, ведь у взрослых мозг уже сформирован, а у детей – только проходит период развития.

При обследовании взрослого человека, нейропсихолог будет констатировать в своем заключении дефицит или поломку определенных отделов мозга или коры больших полушарий. В работе с ребенком исследуется степень сформированности мозговых зон, хотя иногда и в юном возрасте обнаруживается отклонение от нормы стволовых мозговых образований.

Методы нейродиагностики

Основные диагностические тесты для взрослых были разработаны еще в период Второй мировой войны в процессе исследований, которые проводились в госпиталях. При классическом подходе нейропсихолог дает пациенту задания, которые помогают дать оценку функциям восприятия, памяти, речи, слуха, зрения, навыкам чтения, счета и другим.

Однако, если трудности нейропсихологического характера имеет трехлетний неговорящий малыш, такой метод не даст результатов. Поэтому психологи используют индивидуальные техники диагностики для каждого конкретного случая, в зависимости от возраста пациента, психических дисфункций и конечных задач.

Обычно применяются две группы методов диагностики.

1. В первую группу входят исследования для получения знаний:

2. Вторая группа методов – это использование научных подходов и возможностей аппаратной диагностики для коррекции нарушений (поведения, утраченных функций, медленного развития):

Этапы нейропсихологического обследования и его продолжительность

Нейропсихологи выстраивают свою работу поэтапно:

Профессионал в этой области должен уметь оперативно и грамотно принять все необходимые решения, поэтому обследование проходит в емком формате и не занимает более 90 минут для взрослых и 40 минут для детей. Продолжительность диагностики зависит от возраста пациента и его состояния здоровья. Если пациент устал, нейропсихолог должен прервать обследование, потому как утомление плохо влияет на мозговую деятельность и может ощутимо исказить точность результатов.

Кому нужно пройти нейропсихологическую диагностику?

Главная цель обследования – определить пострадавшее мозговое звено у взрослого человека или выявить причину нарушений, задержки или асинхронии развития у ребенка. Поэтому проконсультироваться у нейропсихолога настоятельно рекомендуется при следующих диагнозах (или подозрениях на них):

Низкая успеваемость, необщительность, невнимательность, невозможность сконцентрировать внимание или усидеть на одном месте в возрасте 4-11 лет также должны насторожить родителей. Возможно, ребенок просто не может вести себя иначе из-за особенностей мозговых отделов и нуждается в коррекционной помощи специалиста.

Виды нейропсихологической коррекции

По результатам нейродиагностики специалист составляет план лечения.

Основными видами нейропсихологической коррекции будут:

Двигательная коррекция, состоящая из комплекса полезных физических задач (массаж, упражнения для растяжки, нормализации мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального фона; дыхательные тренировки, призванные активизировать навыки концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля; задания для развития моторики, занятия с сенсорными материалами).

Когнитивная коррекция проводится при помощи задач, тестов, настольных игр, которые развивают память, внимание, воображение и мелкую моторику.

Подвижные игры, игры с конкретными правилами также используются нейропсихологами для достижения положительной динамики у детей с нарушенным здоровьем и низким уровнем коммуникации.

Зачастую нейропсихолог не ограничивается каким-то одним коррекционным методом, а применяет их в комплексе, пытаясь разнообразить задания для достижения более устойчивого результата лечения. Разумеется, в выборе методики специалист учитывает возраст, диагноз, рекомендации лечащего врача и личные особенности пациента.

Не только изучить теоретическую часть нейропсихологии, но и научиться применять на практике методы диагностики и коррекции патологий мозговой деятельности у детей поможет наш курс профессиональной переподготовки.

Источник

Нейропсихологическое исследование

Нейропсихологическое исследование — метод, позволяющий на основании специально разработанных видов стимульных материалов получить не только количественные, но и качественные данные о работе и характере нарушений развития и функционирования определённых участков коры головного мозга.

До создания данного метода практически невозможным оказывалась не только диагностика, но и качественная помощь в развитии или коррекции, восстановлении высших психических функций человека.

Когда применяется нейропсихологическое исследование?

Строго говоря, его неплохо было бы пройти каждому из нас, начиная с пятилетнего возраста. В детстве это нужно для того, чтобы определить, насколько успешно протекает созревание тех или иных высших психических функций, соответствует ли оно норме, гармонично ли. Во взрослом возрасте это тем более необходимо как с целью профилактики возможных нарушений, определения последствий черепно-мозговых травм, синдрома усталости, если порой беспокоит рассеянность или неготовность к обычной трудовой или повседневной активности, сложность концентрации внимания и проч.

В нашей практике мы применяем методы нейропсихологического исследования практически применительно ко всем пациентам, поскольку, пожалуй, сложно будет назвать еще хотя бы одну из исследовательских методик, которая была бы столь же информативна, и, одновременно, безопасна для всех исключительно пациентов.

Какую информацию можно получить в ходе нейропсихологического исследования детей и взрослых?

Что такое нейропсихологическое обследование взрослых. Смотреть фото Что такое нейропсихологическое обследование взрослых. Смотреть картинку Что такое нейропсихологическое обследование взрослых. Картинка про Что такое нейропсихологическое обследование взрослых. Фото Что такое нейропсихологическое обследование взрослых

Так, расхожее мнение, что речь может потребовать коррекции исключительно в детском возрасте, не совсем верно. Поскольку некоторые виды неврологических или психических расстройств также в очень сильной степени способны вызывать речевые нарушения (различные виды деменций, органические поражения мозга и прочее). Мы нередко сталкиваемся с такими явлениями, а потому нейропсихологическое исследование речи — один из необходимых этапов как уточнения локализации повреждения, так и простроения дельнейшей стратегии лечения и реабилитации.

Одной из наиболее частых причин обращения к нашим специалистам является нарушение памяти. К большому сожалению, очень часто мы (а также специалисты во всем мире) сталкиваемся со случаями различного вида деменций, о начале развития которых сигнализируют именно забывчивость, рассеянность. Чаще всего причиной такого рода расстройств становится Болезнь Альцгеймера, но установить наиболее точный диагноз можно только получив результаты комплексного обследования, одним из компонентов которого является нейропсихологическое исследование памяти.

Таким образом, на протяжении более 10-ти лет работая в области сохранения психического здоровья, мы непременно используем методы нейропсихологического исследования детей и взрослых, с целью уточнения диагноза и определения направления когнитивной реабилитации. Именно на основании нейропсихологического исследования памяти, внимания, восприятия (различных его форм), нейропсихологического исследования речи можно достоверно и точно определить, как возникло то или иное нарушение, как работает определенный участок головного мозга, при этом неинвазивным, совершенно безопасным, информативным методом.

Возникли вопросы? Требуется консультация специалиста? Позвоните нам

Источник

Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями сознания после повреждения головного мозга

Общая информация

Краткое описание

Всероссийское общество неврологов

КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И РЕАБИЛИТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ СОЗНАНИЯ ПОСЛЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА (Москва 2016)

на VII международном Конгрессе «Нейрореабилитация-2015» г.Москва, 03.06.2015г

Задача разработчиков клинических рекомендаций заключается в донесении до специалистов определенных правил и стандартов, выполнение которых позволит обеспечить раннее восстановление пациента и защитит от неизбежных побочных эффектов, связанных с лечением и стационированием. Рекомендации прошли процессы авторской разработки, редактирования и рецензирования под руководством председателей профильных комиссий по медицинской психологии и медицинской реабилитации Экспертного совета Минздрава России. Пересмотр рекомендаций осуществляется по мере получения новых клинических данных, обобщений приобретенного опыта, но не реже чем 1 раз в 5 лет.

6. Клинические рекомендации «Нейрореабилитация в нейрохирургии» [http://ruans.org/Documents]

Обязательная составляющая моделиОписание составляющей
Клиническая ситуацияСостояния после повреждения головного мозга различной этиологии
МКБ-10C69-C72; D32, D33; G00-G09; G20-G26; S00-S09; T36-T50
Исключаются группы заболеваний согласно МКБ-10Нет
Домены МКФ, связанные с диагностикой сознания
Этапы реабилитации (Приказ МЗ РФ № 1705н от 29.12.2012)1,2,3
Возраст пациентаОт 18 лет

МАРШРУТНАЯ КАРТА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ПОВРЕЖДЕНИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Что такое нейропсихологическое обследование взрослых. Смотреть фото Что такое нейропсихологическое обследование взрослых. Смотреть картинку Что такое нейропсихологическое обследование взрослых. Картинка про Что такое нейропсихологическое обследование взрослых. Фото Что такое нейропсихологическое обследование взрослых

Нарушения сознания подразделяют на следующие группы: 1) синдромы угнетения/выключения сознания (иногда обозначаемые как «количественные нарушения сознания»); 2) синдромы спутанности и помрачения сознания (иногда обозначаемые как «качественные нарушения сознания»; 3) посткоматозное бессознательное (вегетативное) состояние; 4) синдромы реинтеграции сознания после выхода из вегетативного состояния (Доброхотова Т.А. и соавт., 2006).

• ЭЭГ, характерное для бодрствования

• Наличие (в случае необходимости) психологически обоснованного вывода о дисфункции соответствующих мозговых зон.

Цели клинико-психологической и нейропсихологической реабилитации пациентов с нарушениями сознания:

• Обучение действиям или операциям 4 (в зависимости от поставленных реабилитационных целей).

1 Клинико-психологическое заключение и нейропсихологическое заключение, как правило, являются составными частями общего заключения медицинского психолога.

Диагностика

6) Шкала активации (0-3 балла)

— четкая локализация в зависимости от модальности (зрительная, тактильная, слуховая, болевая) стимула (ориентировочные реакции).

• Повторного обследования для оценки динамики восстановительного процесса с указанием сроков, в которые необходимо провести повторное обследование

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМ ВЕРБАЛЬНЫМ КОНТАКТОМ/С НИЗКИМ УРОВНЕМ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ ПЕРВИЧНЫМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА
Переход больного на уровень состояния минимального сознания с возможностью выполнения инструкций позволяет проводить раннее нейропсихологическое обследование. Следует учесть, однако, что полная нейропсихологическая диагностика на данном этапе ограничена как вследствие неполного восстановления сознания, так и сопутствующих нарушений (первичные поражения анализаторных систем, двигательные расстройства различного генеза). В этот период пациенты не доступны полному вербальному контакту. Сохранным может быть лишь понимание речи и выполнение простых инструкций. Это в свою очередь требует адаптации классических методик нейропсихологического обследования. Таким образом, нейропсихологические методики первичного обследования должны быть:

Таким образом, основной задачей проведения нейропсихологического обследования является выявление первичных и вторичных нарушений высших психических функций.

Приводим пример адаптации материала для исследования нарушений высших психических функций детей с тяжелой черепно-мозговой травмой (Фуфаева Е. В., 2012):

• патологическая инертность психических процессов (выбор одного и того же предмета).

• патологическая инертность психических процессов;

По мере восстановления возможностей пациента пробы для нейропсихологической диагностики начинают подбираться все в большем соответствии с классической схемой проведения нейропсихологического исследования (см. Приложение 3).

Количественная оценка может осуществляться по разработанному H.S.Levin и соавт. (1979) опроснику Galveston Orientation and Amnesia Test (Белова А. Н., 2000) во взрослом возрасте и Children’s Orientation and Amnesia Test (Ewing-Cobbs L., 1990) в детском возрасте.

Нейропсихологическая диагностика с применением классических методик (батарея А. Р. Лурии) и количественных тестов (см. Приложение 3)Проведение раннего нейропсихологического обследования с применением адаптированных методикКак можно более раннее выявление нарушений высших психических функций с последующим направленным восстановительным обучением

Медицинская реабилитация

• Соматическая терапия биосинтез (Д.Боаделла, 1987), бодинамический подход (Л.Марчер, 2010), элементы танатотерапии (В. Ю. Баскаков, 2007)

Все применяющиеся стимулы можно разделить на две группы. Первая — неречевые воздействия, среди которых выделяют тактильные, слуховые, зрительные, эмоциональные и другие стимулы, в качестве которых может выступать и вся окружающая ситуация в целом. Во вторую группу объединены речевые воздействия: обращения к больному, инструкции (просьбы), вопросы, информационные сообщения, разъяснительные и коррекционные беседы.

— двигательной (ощупывание, хватание предметов, находящихся в пределах кровати и т.д.).

Программа психостимулотерапии должна подбираться индивидуально для каждого пациента, проводиться в зависимости от состояния пациента и поставленных междисциплинарной командой реабилитационных целей.

Важной проблемой, возникающей в связи с вопросом об эффективности реабилитации пациентов в сниженных состояниях сознания, является проблема длительности качественного перехода от одно стадии восстановления сознания к последующей. Для такой наиболее тяжелой категории пациентов расширение возможностей пациента, проявление минимальных изменений в рамках одной стадии восстановления сознания является одним из главных критериев эффективности проводимых мероприятий.

Часто возникающей проблемой в работе с такими больными является неполное понимание родными и близкими пациента имеющихся расстройств и путей их преодоления. Рекомендуется обеспечивать информацией пациентов и людей, ухаживающих за ними.

• Снятие психологического стресса, работа с эмоциональными реакциями родных и близких

НаименованиеЧастотаОптимальное число занятий 5A13.23.013Специальное нейропсихологическое обследование1 р/нед.—A13.23.012Общее нейропсихологическое обследование1 р за курсA13.29.005Нейропсихологическое обследование1 р за курс—A13.29.001.001Сбор анамнеза и жалоб больного с нарушениями психической сферы1 р за курс—A21.23.004Составление индивидуальной программы нейропсихологической реабилитации1 р/нед.—A13.23.011Нейропсихологическая коррекционно-восстановительная процедура при нарушениях психических функций3-5 р/нед.12A21.23.005Нейропсихологическая реабилитация3-5 р/нед.12A13.29.013Процедуры по адаптации к условиям микросреды1 р/нед5A21.23.006Обучение родственников пациента тактике и методам восстановления когнитивных функций больных1 р/нед5B04.069.001Школа психологической профилактики для пациентов и родственников2 р за курс—B05.023.001Услуги по реабилитации пациента, перенесшего острое нарушение мозгового кровообращения20 за 2 недели—B05.024.002Услуги по реабилитации пациента, перенесшего нейрохирургическую операцию20 за 2 недели—

Информация

Источники и литература

Информация

Данные рекомендации были изменены в соответствии с «Требованиями к оформлению клинических рекомендаций для размещения в Рубрикаторе» (письмо Первого заместителя Министра здравоохранения РФ Каграманяна И.Н. от 01.09.2016 №17-4/10/1-4939; письмо директора Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Камкина Е.Г. и директора Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Байбариной Е.М. от 08.09.2016 № 17-04-11541).

Источник

Что такое нейропсихологическое обследование взрослых

Нейропсихологическая диагностика и коррекция

Нейропсихология детского возраста занимается исследованием и анализом взаимосвязи формирования психических функций, когнитивной сферы ребенка и созревания нервной системы, а также изучением специфики расстройств психических функций при органических повреждениях и других нарушениях работы мозга в детском возрасте.

Нейропсихологический анализ у нейропсихолога позволяет дифференцировать трудности обучения и поведения, обусловленные недостаточной сформированностью и(или) индивидуальными особенностями функционирования мозговых структур, от дизадаптации, связанной с неправильным педагогическим воздействием или патохарактерологическими особенностями личности ребенка, а также предсказывать еще в дошкольном периоде, до какой степени индивидуальные особенности обработки информации будут влиять на развития психических функций и обучение данного малыша.

Ранняя нейропсихологическая диагностика (нейродиагностика) ребенка — важнейшее средство профилактики дизадаптационных проявлений в будущем.

В нашем Центре психологии и нейропсихологии Вы можете пройти нейропсихологическую диагностику (нейродиагностику) у нейропсихолога (клинического психолога с дополнительным профессиональным образованием по нейропсихологии), которая позволит выявить весь спектр нарушений в зависимости от уровня сформированности тестируемых функций, а также определить зону ближайшего развития этих функций. Анализ результатов тестирования соответствующей функции позволяет увидеть ее сильные и слабые стороны. В коррекционной работе мы опираемся на сильные стороны функций.

Программа нейрокоррекции

Мы советуем вам обратиться к нейропсихологу и пройти полную нейродиагностику, для выявления проблемных мест в развитии ребенка (память, мышление, внимание, логика, проблемы поведения и трудности обучения).

Все эти и другие нарушения успешно решаются нашими специалистами — нейропсихологами, психологами и дефектологами в рамках проводимой нейрокоррекционной программе.

Наш центр оборудован всем необходимым для проведения нейрокоррекционных двигательных (сенсомоторная коррекция) и когнитивных (игры и задания, направленные на развитие высших психических функций ребенка) упражнений.

Наши преимущества:

Мы хотим помочь Вам справиться с трудностями в развитии ребенка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *