Что такое независимая оценка квалификации работника
Когда и кому надо проводить независимую оценку квалификации работников
С июля 2019 года полноценно заработал механизм независимой оценки квалификации. Работодателям теперь следует использовать его для подтверждения компетенций работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов. Впрочем, государственные и муниципальные учреждения подпадают под эти нормы лишь частично. В каких случаях направлять сотрудников на оценку квалификации, а когда — нет?
Как известно, 1 июля текущего года закончился переходный период, позволяющий работодателям использовать иные порядки оценки квалификации работников и соискателей, нежели тот, что предусмотрен Законом № 238-ФЗ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации») (на это указано в его ст. 11). Основным способом подтверждения компетенций работника стало его направление в центр оценки квалификации (ЦОК) для прохождения там профессионального экзамена. То есть проводить оценочные процедуры теперь должны не сами работодатели, а специально созданные центры, имеющие в штате прошедших обучение экспертов, — за счет этого и достигается независимость подтверждения профессионального уровня работника.
Проводить оценочные процедуры теперь должны не сами работодатели, а ЦОК.
Но, несмотря на появление единого порядка проведения независимой оценки квалификации, обязанность работодателя проверять таким способом всех своих работников трудовым законодательством не предусмотрена. В силу ст. 196 ТК РФ работодатель самостоятельно принимает решение о необходимости оценки квалификации, исходя из специфики собственной деятельности. О добровольности процедуры для работодателей и работников неоднократно напоминал и Минтруд (См., например, Информацию Минтруда РФ от 21.04.2017 «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и официальный сайт «Онлайнинспекция.рф», раздел «Вопросы и ответы», вопрос от 20.05.2019.).
Процедура оценки квалификации напрямую связана с введением профессиональных стандартов — на соответствие их положениям проверяются компетенции работников. Правовые возможности для направления персонала в ЦОК у учреждений есть, ведь до 01.01.2020 им надо завершить реализацию планов по внедрению профстандартов (Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584). В числе прочего планы должны содержать перечень локальных нормативных актов и иных документов учреждений (в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников), которые корректируются с учетом положений профстандартов.
Некоторые учреждения воспользовались данной возможностью и прописали в своих планах, например, такое кадровое решение, как направление работников в ЦОК для подтверждения соответствия квалификации требованиям профстандартов. Хотя практика показывает, что многие все же не стали упоминать в своих планах по внедрению профстандартов новый способ оценки.
Некоторые группы работников, в отношении которых введены профстандарты, учреждение не должно направлять в ЦОК.
Подобные действия имеют свою причину: некоторые группы работников, в отношении которых введены профстандарты, учреждение не должно направлять в ЦОК. Согласно ч. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ квалификация должна подтверждаться в ином порядке, если в ТК РФ определены особенности регулирования труда той или иной категории работников (в частности, связанные с вредными и (или) опасными условиями труда). В этих случаях порядок оценки квалификации устанавливается другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.
Так, Трудовой кодекс отдельно регулирует труд следующих категорий специалистов, которые входят в штат многих государственных и муниципальных учреждений:
А значит, при оценке компетенций этих работников применяются иные законодательные и нормативные акты. В частности, в отношении педагогических и научных работников действуют Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказы Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276, от 30.03.2015 № 293 и от 27.05.2015 № 538. А медицинские работники оцениваются на основании Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказа Минздрава РФ от 23.04.2013 № 240н. Эти специалисты проходят аттестацию, как правило, раз в пять лет.
Таким образом, направлять всех без исключения работников на независимую оценку квалификации не надо. Более того, делать так в отношении ряда категорий персонала и вовсе нельзя. Но когда правовое основание для направления сотрудника в ЦОК все же есть (должность работника не подпадает под исключения, предусмотренные ч. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ), учреждение вправе самостоятельно решить, нужно ли ему прибегать к оценочным процедурам. И если да, то единственным механизмом, который может использовать учреждение, станет независимая оценка квалификации на соответствие положениям профстандартов или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными актами РФ (п. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ).
Даже если правовые возможности для направления работников в ЦОК имеются, на практике воспользоваться ими получится не всегда. Механизм независимой оценки может не работать в отношении конкретных категорий специалистов — квалификации могут быть еще не утверждены, а ЦОК, ориентированные на нужную учреждению отрасль, и действующие в сотрудничестве с ними экзаменационные центры не созданы.
Актуальная информация об утвержденных квалификациях, адресах ЦОК и других экзаменационных площадок размещена в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, который ведет Национальное агентство развития квалификаций (nok-nark.ru). По данным реестра на 01.08.2019, в сферах образования, здравоохранения и культуры не разработано ни одной квалификации, не открыт ни один ЦОК (ведь в этих сферах используются другие оценочные процедуры). Не утверждены квалификации и для юристов. В свою очередь, в сфере социальной защиты и занятости населения утверждено 10 квалификаций, создано от 32 до 44 экзаменационных площадок (в зависимости от конкретной квалификации).
На профессиональный экзамен можно направлять и офисный (административно-управленческий, вспомогательный) персонал — секретаря-администратора, секретаря руководителя, делопроизводителя, специалиста по кадровому делопроизводству, специалиста по охране труда. А вот, например, экскурсовод, руководитель физкультурно-спортивной организации пройти независимую оценку квалификации пока не смогут: соответствующие квалификации утверждены, но ЦОК не открыты.
Для наглядности обобщим эти примеры в табличном виде.
Руководитель физкультурно-спортивной организации, объединения (уровень 7 квалификации)
Тренер по общей физической и специальной подготовке (уровень 5 квалификации)
Экскурсовод (уровень 6 квалификации)
Руководитель службы предприятия питания (уровень 5 квалификации)
Специалист по оказанию услуг в сфере занятости населения (уровень 6 квалификации)
Работает 44 экзаменационных площадки
Главный бухгалтер организации государственного сектора (уровень 6 квалификации), бухгалтер организации государственного сектора (уровень 5 квалификации)
Работает 25 экзаменационных площадок
Секретарь-администратор (уровень 3 квалификации)
Работает 31 экзаменационная площадка
Специалист по охране труда (уровень 6 квалификации)
Работает 32 экзаменационные площадки
Повар (уровень 4 квалификации)
Работает 7 экзаменационных площадок
Как видим, экзаменационные площадки действуют не во всех регионах и не по всем квалификациям (даже если последние утверждены). Больше всего площадок открыто в Москве, Санкт-Петербурге, регионах Сибири. Потому если учреждение намерено проверять компетенции своих работников посредством независимой оценки квалификации, сначала придется найти «профильные» экзаменационные центры и учесть их территориальную доступность.
Подготовка со стороны работодателя к направлению на профессиональный экзамен и его прохождение работником состоят из нескольких этапов. Перечислим их.
Согласно п. 2 и 11 Правил № 1204 на экзамене используются оценочные средства, утвержденные соответствующим советом по профессиональным квалификациям, — комплекс заданий и критериев оценки. Во многих случаях информацию об оценочных средствах тоже можно найти на сайте nok-nark.ru (им посвящен отдельный раздел).
Экзамен считается успешно пройденным, если работник достиг результата, соответствующего критериям оценки, определенным оценочными средствами (п. 14 Правил № 1204). В этом случае ЦОК направит в «профильный» совет по профессиональным квалификациям комплект документов работника и материалы экзамена, а совет проверит полученную информацию и осуществит признание результатов оценки (п. 15, 16 Правил № 1204). Затем ЦОК выдаст работнику свидетельство о квалификации (форма утверждена Приказом Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н) — на это отведено 30 дней после прохождения экзамена (п. 17 Правил № 1204).
Срок действия свидетельства устанавливается советом по профессиональным квалификациям в зависимости от темпов развития конкретной профессии (эта информация тоже есть на сайте nok-nark.ru). Так, по квалификации «Бухгалтер организации государственного сектора» сертификат будет действовать три года, а по квалификациям «Экскурсовод», «Специалист по обеспечению и защите прав несовершеннолетних» — пять лет.
Если же проверочные процедуры пройдены с неудовлетворительным результатом, ЦОК выдаст заключение о прохождении экзамена, включающее рекомендации для работника (форма утверждена названным выше приказом Минтруда). При этом работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником, не получившим свидетельство о квалификации — об этом тоже неоднократно заявлял Минтруд (см., например, Информацию от 21.04.2017).
О результатах экзамена работодатель будет проинформирован — при условии, что заключенный между ним и ЦОК договор это предусматривает. Как сказано в п. 18 Правил № 1204, ЦОК направляет работодателю электронную копию документа, выданного работнику (свидетельства о квалификации либо заключения о прохождении экзамена).
В силу п. 2 Требований № 759н (Требования к центрам оценки квалификаций, утв. Приказом Минтруда РФ от 19.12.2016 № 759н). образовательные учреждения нельзя наделить полномочиями ЦОК. Но они (прежде всего учреждения среднего профобразования) могут стать экзаменационными центрами, на базе которых проводится независимая оценка квалификации.
Еще одна форма участия — независимая оценка квалификации выпускников колледжей. Пилотные проекты уже реализованы в ряде регионов (об этом рассказывается на сайте nark.ru). Суть проектов заключается в том, что итоговая аттестация студентов, завершающих освоение программ среднего профессионального образования, совмещается с профессиональным экзаменом. Экзаменаторами во втором случае выступают эксперты ЦОК — представители работодателей, а для проверки используются оценочные средства, утвержденные советом по профессиональным квалификациям.
Выпускники, успешно сдавшие профессиональный экзамен, получают два документа: диплом о среднем профессиональном образовании и свидетельство о квалификации. Предполагается, что совмещение двух процедур позволит выпускникам стать более конкурентоспособными на рынке труда, а учреждения СПО получат новые стимулы для совершенствования образовательных программ.
Как видим, в данной процедуре учреждения СПО выступают не как работодатели, а как поставщики образовательных услуг. Посредством независимой оценки квалификации они могут получить обратную связь от потенциальных работодателей своих выпускников и в большей мере учесть потребности рынка труда при обучении студентов. Правда, условия для вхождения учреждений СПО в пилотные проекты определяются на вышестоящем уровне: сейчас такие соглашения заключаются между региональным отраслевым органом власти, Национальным агентством развития квалификаций и советом по профессиональным квалификациям в соответствующей сфере.
Но можно и стать экзаменационной площадкой ЦОК, куда тот будет направлять соискателей, намеревающихся пройти профессиональный экзамен. Для этого надо обратиться в сам ЦОК.
Независимая оценка квалификации: в каких случаях учреждениям ее проводить?
Автор: Смолева М. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
С 1 июля 2019 года закончился переходный период, который предоставлялся работодателям для изменения действующих у них порядков оценки квалификации работников. Как следует из норм Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ, теперь подтверждать профессиональный уровень сотрудников нужно в независимых центрах оценки квалификации. В какой мере эти требования распространяются на учреждения? Будем разбираться.
Независимая оценка квалификации представляет собой процедуру подтверждения соответствия квалификации сотрудника или соискателя, претендующего на определенную работу, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными актами РФ (п. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ). Независимость подтверждения компетенций обеспечивается за счет того, что работника оценивает не его работодатель, а специализированный центр – посредством профессионального экзамена.
Сразу отметим, что оценка квалификации – процедура добровольная и для работников, и для работодателей (ст. 196 ТК РФ, Информация Минтруда РФ от 21.04.2017). Но сегодня в некоторых регионах уже существуют составленные органами власти планы по независимой оценке квалификации сотрудников государственных (муниципальных) учреждений, касающиеся как руководителей, так и иного персонала. Кроме того, до 1 января 2020 года учреждениям надо завершить реализацию планов по внедрению профессиональных стандартов (Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584). А эти планы в числе прочего должны содержать перечень локальных нормативных актов и иных документов учреждений (в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников), которые корректируются с учетом положений профстандартов. Контролировать данный процесс должны органы-учредители.
То есть учреждения, как и иные организации, вправе направлять своих сотрудников в центры оценки квалификаци и (ЦОК) – особенно если это совпадает с намерениями органов-учредителей. Но поступить так можно далеко не со всеми категориями персонала.
Как связаны профстандарты и оценка квалификации?
Оценка квалификации работников проводится на соответствие профессиональным стандартам, а значит, прежде чем начинать такую оценку, профстандарты в учреждении должны быть внедрены. Впрочем, применяя некоторые стандарты, учреждение все же не должно направлять соответствующих специалистов в ЦОК.
Как следует из положений ч. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ, квалификация должна подтверждаться в другом порядке, нежели путем профессионального экзамена в ЦОК, если в ТК РФ определены особенности регулирования труда той или иной категории работников (в том числе связанные с вредными и (или) опасными условиями труда). В частности, в Трудовом кодексе упоминаются следующие категории специалистов, которые входят в штат многих государственных и муниципальных учреждений:
педагогические работники (гл. 52 ТК РФ);
научные работники, руководители научных организаций, их заместители (гл. 52.1 ТК РФ);
спортсмены и тренеры (гл. 54.1 ТК РФ);
медицинские работники (ст. 350 ТК РФ);
творческие работники средств массовой информации, театров, концертных и других театрально-зрелищных организаций (ст. 351 ТК РФ).
Компетенции этих работников должны проверяться на основании иных федеральных законов и нормативных правовых актов РФ. Например:
для педагогических работников актуальны Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказы Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276 и от 30.03.2015 № 293;
для медицинских работников – Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказ Минздрава РФ от 23.04.2013 № 240н;
для тренеров – Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (порядок присвоения квалификационных категорий тренеров и квалификационные требования к их присвоению пока не утверждены – есть только проект приказа Минспорта).
Иными словами, в отношении многих работников, занятых в основной деятельности учреждений, нужно проводить существующие оценочные процедуры. Направлять этих специалистов в ЦОК не надо.
В большинстве случаев связь между профстандартами и оценкой квалификации будет такой. Основной персонал, который занят в профильной деятельности учреждения и в отношении которого введены обязательные для применения профстандарты, должен подтверждать свою квалификацию в специально установленном порядке. А административно-управленческий и вспомогательный персонал, в отношении которого действуют «рекомендательные» профстандарты, может проходить процедуру независимой оценки квалификации.
Где проходить оценку квалификации?
Если в плане учреждения по внедрению профстандартов есть стандарты, на соответствие которым можно проводить независимую оценку квалификации, и учреждение решило использовать данный механизм, реализовать это в некоторых случаях будет непросто. Ведь для прохождения работниками профессионального экзамена в ЦОК должны быть не только правовые основания, но и реальные условия – разработанные на основе профстандартов квалификации и действующие ЦОК (экзаменационные площадки).
Вся информация о квалификациях и положениях профстандартов, на соответствие которым проводится оценка, а также адреса ЦОК приведены на официальном сайте Национального агентства развития квалификаций (nok-nark.ru). Из размещенных данных следует, что квалификации утверждены в отношении далеко не всех должностей (прежде всего работа ведется по должностям производственного сектора), а ЦОК, в которых могут проверить свои компетенции именно специалисты учреждений, созданы далеко не во всех регионах.
Так, в сферах образования, здравоохранения и культуры не разработано ни одной квалификации, не действует ни один ЦОК (это и понятно: в данных сферах используются другие оценочные процедуры, регламентированные законодательством). А в сфере социальной защиты и занятости населения утверждено 10 квалификаций, создано более 40 экзаменационных площадок в разных регионах.
Вот еще несколько примеров должностей, профессий, по которым квалификации утверждены.
Как видим, реальная возможность для прохождения сотрудниками оценки квалификации сегодня имеется не во всех регионах. ЦОК в первую очередь открываются в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных региональных центрах. И это обстоятельство тоже следует учесть руководителям учреждений при принятии решения об оценке компетенций своих сотрудников посредством профессионального экзамена.
Как направить работника на экзамен?
После того, как учреждение установило, что правовые условия, закрепленные законодательством и локальными актами, и реальные возможности для прохождения сотрудниками оценки их компетенций действительно существуют, можно начинать действовать.
В силу ст. 196 ТК РФ учреждение должно само определить необходимость направления своих сотрудников на профессиональный экзамен, но при этом соблюсти одно условие: получить их письменное согласие на прохождение оценочной процедуры. Направлять в ЦОК нужно в порядке, который определяется коллективным или трудовым договором, соглашениями.
То есть процедуру направления работника на профессиональный экзамен надо прописать во внутренних документах учреждения. Нелишне также разработать форму уведомления о таком направлении и предусмотреть в ней строку о согласии работника с подобным решением работодателя.
При направлении работника на профессиональный экзамен работодатель должен предоставить ему гарантии, установленные трудовым законодательством, – сохранить средний заработок за период прохождения оценки, а при направлении на экзамен в другую местность оплатить командировочные расходы.
Как подтверждается квалификация?
Как указано в ст. 4 Закона № 238-ФЗ, компетенция работника оценивается в форме профессионального экзамена – его проводит ЦОК (правила определены Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 (далее – Правила № 1204)). Если работника направляет работодатель, расходы по оценке квалификации ложатся на него: учреждению нужно заключить с ЦОК договор о возмездном оказании услуг и оплатить эти услуги (п. 5, 6 Правил № 1204).
Затем начинает действовать работник. Он подает в ЦОК письменное заявление (форма утверждена Приказом Минтруда РФ от 02.12.2016 № 706н и размещена на сайте nok-nark.ru), копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, а также другие документы, необходимые для прохождения профессионального экзамена, – информация об этом тоже выложена на названном сайте, на странице о конкретной квалификации. Подать комплект документов можно лично, через законного представителя или Интернет.
ЦОК в течение 10 календарных дней после получения документов должен проинформировать работника о результатах их рассмотрения и согласовать дату, место и время профессионального экзамена. Информирование осуществляется способом, указанным в заявлении работника (п. 9 Правил № 1204). Если экзамен проводится по направлению работодателя, ЦОК согласовывает с ним дату, место и время экзамена.
На экзамене используются оценочные средства, утвержденные для той или иной квалификации, – их тоже можно найти на сайте nok-nark.ru. Экзамен считается успешно пройденным, если работник достиг результата, соответствующего критериям оценки, определенного оценочными средствами (п. 14 Правил № 1204).
Если квалификация подтверждена, ЦОК в течение 30 дней выдает работнику свидетельство о квалификации (форма утверждена Приказом Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н). В течение данного срока совет по профессиональным квалификациям проверяет, обрабатывает и осуществляет признание результатов оценки. Если же экзамен не пройден, ЦОК выдает заключение о прохождении экзамена, включающее рекомендации для работника (форма утверждена названным выше приказом).
К сведению: применять процедуру независимой оценки квалификации можно прежде всего в отношении административно-управленческого и вспомогательного персонала. Но реальная возможность для этого сегодня имеется не во всех регионах.
Информируется о результатах и работодатель – если договор между ним и ЦОК предусматривает это. ЦОК должен направить работодателю копию в электронном виде – либо свидетельства о квалификации, либо заключения о прохождении профессионального экзамена (п. 18 Правил № 1204).
При несогласии с решением, принятым по итогам экзамена, работник или работодатель вправе подать письменную жалобу в вышестоящую инстанцию – апелляционную комиссию, созданную при совете по профессиональным квалификациям. На это тоже отведено 30 календарных дней с даты информирования работника о результатах экзамена (ч. 6 ст. 4 Закона № 238-ФЗ).
Что делать с результатами оценки?
По замыслу законодателей, полученное свидетельство о квалификации даст работнику дополнительное преимущество на рынке труда и у конкретного работодателя: последний может планировать профессиональную карьеру такого специалиста, включать его в кадровый резерв, организовывать обучение. В свою очередь, полученное работником заключение, подтверждающее факт неудовлетворительного прохождения экзамена, подскажет работодателю, в каких знаниях и умениях нуждается работник (Информация Минтруда РФ от 21.04.2017). Отметим, что работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с тем, что он не получил свидетельство о квалификации.
Срок действия свидетельства устанавливается советом по профессиональным квалификациям в зависимости от темпов развития конкретного вида профессиональной деятельности (обновления применяемых в нем технологий, знаний и умений). Все сроки указаны на сайте nok-nark.ru. В частности, по квалификации «Руководитель физкультурно-спортивной организации, объединения» свидетельство будет действовать 4 года, по квалификации «Бухгалтер организации государственного сектора» – 3 года, а по квалификации «Экскурсовод» – 5 лет. Затем уровень компетенций потребуется подтверждать снова.
Заключение
Применять процедуру независимой оценки квалификации нужно не ко всем сотрудникам учреждений: часть из них по-прежнему должны оцениваться на основании отраслевого законодательства. Остальные же работники (прежде всего те, кто относится к административному и вспомогательному персоналу) по решению работодателя могут быть направлены в ЦОК на профессиональный экзамен – конечно, при фактическом наличии и территориальной доступности экзаменационных площадок.