Что такое независимое государство 7 класс география
Зависимые и независимые страны современного мира. Самые большие и населенные страны
На современной политической карте мира насчитывается более 230 стран, около 200 из них — суверенные государства, то есть независимые страны, обладающие политической самостоятельностью во внешних и внутренних делах.
Зависимые страны не обладают политической самостоятельностью и находятся под управлением другой страны — метрополии. Примерами зависимых стран или колоний могут служить Гибралтар, Ангилья, Бермудские и Фолклендские острова, Питкэрн и остров Святой Елены (Великобритания), Гвиана, Мартиника, Реюньон, Майотта, Новая Каледония и Французская Полинезия (Франция), Пуэрто-Рико, Гуам и Восточное Самоа (США), Аруба и Кюрасао (Нидерланды) и другие.
Большим разнообразием отличаются независимые страны. По размерам территории выделяют 10 самых больших стран мира, площадь которых превышает 2,5 млн. км 2 — Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия. Аргентина, Казахстан и Судан. Их противоположностью являются карликовые государства. Самым маленьким государством мира является Ватикан, занимающий один квартал Рима.
По численности населения также выделяют 11 стран, в каждой из которых проживает более чем 100 млн. человек: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Нигерия, Япония и Мексика (см. таблицу).
Вы также знаете, что страны различаются и числом жителей. Больше всего людей живёт в Китае — почти каждый пятый житель Земли. Во второй но числу жителей стране — Индии — каждый шестой, а в третьей — Соединённых Штатах Америки (США) уже только каждый двадцатый. Далее следуют крупнейшая в мире мусульманская страна Индонезия и самая большая католическая страна Бразилия, а за ними — Пакистан (187 млн чел.), Бангладеш (162 млн чел.) и Нигерия (155 млн чел.). На девятом месте Россия, в которой 142,8 млн жителей (примерно 2,1% населения Земли).
Самые большие но численности населения страны мира — Китаи (1336 млн чел.), Индия (1189 млн чел.), США (313 млн чел.), Индонезия (245 млн чел.), Бразилия (203 млн чел.).
Географическое положение также отличительная черта страны. Более выгодным считается иметь выход к Океану, т. е. обладать приморским положением. Положение страны внутри материка предполагает для связи с другими странами пересечение сухопутных граним. Некоторые страны обладают островным положением, занимая один или несколько островов.
Важные отличительные особенности любой страны — государственное устройство и уровень экономического развития (или экономическая мощь страны). От этих двух особенностей зависят многие другие показатели, но которым страны сравнивают между собой. Например, но уровню и качеству жизни.
Страны мира различаются величиной территории, численностью населения, географическим положением, государственным устройством, уровнем экономического развития.
Республики и монархии — каких стран больше
Государственное правление страны определяет многие стороны жизни её народа. Как вы знаете из истории, долгое время среди государств мира преобладали монархии (от греческих слов monos — один и archos — правитель). Это страны, где пожизненная и наследуемая верховная власть принадлежит одному человеку — монарху (королю, султану, императору и др.). В мире широко известны такие монархии, как Великобритания, Япония, Саудовская Аравия и др. В XXI в. монархический строй часто остаётся данью исторической традиции (Испания, Бельгия).
На политической карте современного мира большинство стран — республики (от латинских слов res — дело и publicus — общественное, всенародное). В республиках верховная власть (президент, парламент) избирается населением. В таких республиках, как Россия, США, Франция, Венссузла, Узбекистан и многих других, глава государства — президент. В Германии, Италии, Китае и ряде других государство возглавляет глава правительства.
Кроме независимых стран, на политической карте мира существует несколько десятков зависимых территорий, которые находятся под властью другого государствa. Например, Гренландия — автономная заморская территория Дании, Мартиника — заморский департамент Франции, Канада, Австралия, Бермудские Острова — государства в составе Содружества (объединение государств, ранее входивших в Британскую империю).
В Китае есть два специальных административных района — Сянган (Гонконг) и Аомынь (Макао). Это бывшие колонии Великобритании и Португалии. Они обладают собственными законами и даже денежной системой.
Большинство независимых стран мира — республики, монархий гораздо меньше. Сохранились также зависимые территории.
Что такое хозяйство
Для обеспечения своего существования люди всегда использовали всё, что даёт природа и свой собственный груд. Так возникло хозяйство (сегодня всё чаще говорят — экономика). От примитивных занятий древних времён люди пришли к современному разнообразию видов человеческой деятельности.
Развитие экономики начиналось с земледелия и животноводства Это — сельское хозяйство, на котором основана аграрная (от латинского слова aprarius — земельный) экономика. Затем наступил этап индустриальной (от латинского слова industiria — деятельность) экономики. Главную роль начинает играть промышленность. Многие люди переселяются в города. Появляются железные дороги, пароходы, электричество, телефон и многое другое.
И наше время говорят уже о постиндустриальной экономике (пока не во всех странах). В наиболее развитых странах преобладают услуги (торговля, образование, здравоохранение, транспорт, связь, финансовые и другие услуги). Общество всё чаще называют инфомационным. Это соотношение отраслей (сельское хозяйство промышленность — услуги) называется структурой хозяйства.
Презентация по географии на тему «Страны мира» (7 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Страны мира
(7 класс)
Подготовила:
учитель географии
МБОУ «Отрадненская СОШ № 2»
Пожидаева Ю.В.
Описание слайда:
Чем страны мира отличаются друг от друга?
В настоящее время в мире
насчитывается более 200 стран
Страны мира
Уровень
экономического
развития
Форма государственного
правления
Размер территории
Население:
численность и состав
Географическое
положение
Описание слайда:
Размером территории
1
Россия (17,1 млн. км²)
2
Канада (9,98 млн. км²)
3
Китай (9,6 млн. км²)
4
США (9,5 млн. км²)
5
Бразилия (8,5 млн. км²)
6
Австралия (7,7 млн. км²)
Описание слайда:
Численность
населения
1
Китай ( 1,439 млрд человек)
2
Индия (1,38 млрд человек)
3
США (331 млн человек)
4
Индонезия (277 млн человек)
5
Пакистан (220 млн человек)
6
Бразилия (212 млн человек)
7
Нигерия (206 млн человек)
8
Бангладеш (164 млн человек)
9
Россия (145,9млн человек)
Описание слайда:
Географическое положение
Внутриматериковое
Приморское
Полуостровные
Островные
Архипелаги
Чехия, Австрия, Армения
Италия, Норвегия, Индия
Великобритания, Индонезия, Мадагаскар
США, Россия, Германия
Япония, Багамы, Филипины
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Уровень экономического развития
В зависимости от общей стоимости товаров и услуг, произведенных в стране за год страны делятся: на экономически развитые, с переходным типом экономики и развивающиеся страны.
К экономически развитым странам относятся порядка 60 независимых государств (государственные территории Западной Европы, США, Австралия). Отличительной чертой этой группы является высокий уровень ВВП. Высокоразвитым, с точки зрения экономики, государствам характерно благополучие населения, быстрое развитие технологий, преобладание сферы услуг и обрабатывающей промышленности.
Государствам с переходным типом экономики характерен довольно высокий уровень экономического развития. Группа занимает промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами.
К этой категории принадлежат территории, которые переживают переход от социалистического устройства экономики к капитализму. Это Россия, страны СНГ, государства Восточной Европы
Развивающиеся страны представляют собой наиболее многочисленную группу. К ней принадлежат все остальные территории (больше половины суши планеты), которые не были включены в предыдущие.
Характерно аграрно-сырьевое развитие экономики: преобладание производственной сферы, добывающих отраслей производства, преобладание растениеводства (монокультура)
Это Латинская Америка, Азия и Африка.
Описание слайда:
Карта развитых и развивающихся стран:
с развитой экономикой (синий цвет),
с развивающейся высокими темпами экономикой (желтый), менее развивающиеся (красный)
Описание слайда:
Проверочный тест
01
По каким показателям отличаются страны мира?
Уровень экономического развития
Размер территории
Географическое положение
Форма государственного правления
Население: численность и состав
Описание слайда:
Проверочный тест
Самую большую численность населения имеет:
А) Россия
Б) США
В) Китай
Г) Индия
02
Ответ: В
Описание слайда:
Проверочный тест
Какие страны лидируют по объему экономики?
Ответ:
США,
Китай,
Япония,
Германия, Великобритания,
Франция
04
Описание слайда:
Домашнее задание:
§ 7 стр. 24-27
Задание № 7,
письменно в тетради
Задание № 9,
письменно в тетради
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Урок «Страны мира». 7-й класс
Разделы: География
Класс: 7
Цель урока: формирование представления о странах мира и их группировке по различным признакам.
Основные понятия: страна, политическая карта, граница, столица, суверенитет, колония, республика, монархия; аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны.
Образовательные: Рассмотреть географическое положение различных стран Определить численность государств Сравнить государства по площади территории Закрепить полученные знания посредством прохождения электронного теста, работы с тетрадью-тренажером
Оборудование: политическая карта мира, физическая карта мира, карта плотности населения мира, рисунки и фотографии стран мира, электронное приложение к учебнику (DVD-ROM), компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронная презентация Power Point.
Ход урока
II. Изучение нового материала
На прошлом занятии мы изучали типы поселений, а сегодня на уроке, ребята, мы познакомимся со странами мира и рассмотрим политическую карту (слайд 1).
А для начала давайте дадим определение, что же такое страна.
(Каждый учащийся дает свое определение(понимание) этого термина)
Перед вами политическая карта мира. Скажите, на какие 2 вида подразделяются карты по содержанию?
Учащиеся: Карты по содержанию делятся на общегеографические и тематические.
Учитель: А к какому виду мы с Вами отнесем политическую карту мира?
Учащиеся: политическая карта мира относится к тематическим картам
Эта карта пестрая, многоцветная. Предположите, почему используется так много цветов?
Учащиеся: Для наглядности, быстрого нахождения определенного государства и его границ.
Учащиеся: Для наглядности, быстрого нахождения определенного государства и его границ.
В настоящее время насчитывается порядка 230 стран. Из них около 200 являются независимыми. Слайд 2
Все страны отличаются между собой по разным признакам:
По географическому положению выделяют страны, занимающие несколько островов (страны-архипелаги), есть островные государства (Куба), полуостровные (располагающиеся на полуостровах), приморские государства и не имеющие выхода к морю.
В чем преимущество стран, имеющих выход к морю?
Учащиеся: Преимущество приморских стран выражается в улучшении транспортного сообщения с другими государствами, что сказывается на экономике страны.
Учитель: Приведите примеры стран каждого типа
По численности населения первое место в мире принадлежит Китаю, а второе Индии. Есть государства со средней численностью, а есть страны-карлики.
По форме государственного правления государства бывают республиками и монархиями. Монархии в свою очередь бывают абсолютными и конституционными.
Учащиеся зачитывают информацию из географического блокнота (учебник с. 51).
Учитель: какие 3 звена хозяйства вы знаете?
Учащиеся: сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг
Учитель: В зависимости от преобладания того или иного звена хозяйства страны подразделяются на аграрные, индустриальные и постиндустриальные. Приведем примеры.
III. Закрепление знаний
IV. Подведение итогов урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрели страны мира, познакомились со странами, их группировкой по различным признакам, поработали с политической картой.