Что такое нежелательная организация
Нежелательная Организация и Иностранный Агент в чем разница?
Я недавно узнал о таком понятии как «Нежелательная организация», такое на первый взгляд безобидно название. Ну вроде нежелательная и нежелательная, в чем проблема? Есть запрещенные, о которых СМИ если упоминают, то обязательно проговаривают что-то вроде «запрещенная на территории Российской Федерации», а если ты член такой, то еще и присесть можешь.
Но что еще за нежелательные организации?
Давайте раскручивать ниточку
Нежелательная организация
В статье 20.33 КоАП РФ:
Согласно этой же статье расписаны последствия для организации в случе ее признания нежелательной:
Одним словом, если организация раскрывает какие-либо секреты и призывает общество к смене власти то она становится нежелательной. А в пункте 2 описано: «кредитные и финансовые организации обязаны отказать нежелательной организации в обслуживании, доложить в орган исполнительной власти, а та в свою очередь в прокуратуру» (это вольный пересказ).
Т.е. насколько я понимаю, все отличие от запрещенных организаций заключается во втором шансе: на первый раз тебе заблокируют финансирование, а если будешь пробовать второй раз то могут и посадить.
Иностранный агент
Каковы же обязанности иностранных агентов?
Иностранным агентом осуществляющим политическую деятельность считается по той же статье:
На мой взгляд это затруднение в деятельности путем бюрократии, ответственность за несоблюдения закона об иностранных агентов предполагает и уголовную и административную.
Меня этот вопрос заинтересовал в следствии суицида одной из журналисток (Ирина Славина) в Нижнем Новгороде. Она же главный редактор местного СМИ. Я посмотрел публикации Koza Press, а именно так называется издание. В конце каждой статьи есть просьба с пожертвованиями. Это вероятно говорит о сложной финансовой ситуации в самой редакции.
Заметка носит информационны характер с разъяснением терминологий и выдержек из законов РФ.
Иноагенты, нежелательные организации и экстремисты: в чем разница и с кем опасно поддерживать связь?
В последнее время много новостей о присвоении разным организациям каких-то непонятных статусов. Одни иноагенты, других называют нежелательными, еще есть экстремистские. То они работают и даже собирают деньги, то их закрывают с серьезными последствиями для руководства и сторонников.
Как быть нам, обычным людям, которые могут разделять взгляды этих организаций, переводить им донаты, обсуждать их в соцсетях или просто читать материалы на их сайтах? С кем можно поддерживать связь и когда она вне закона?
Иноагенты, нежелательные и экстремистские организации — это действительно три разных статуса. Для каждого из них есть отдельные нормы закона и наказания как для руководства и участников, так и для сторонников.
Кто такие иноагенты
Иноагенты — это организации, объединения, СМИ или люди, которые, по мнению государства, делают что-то в интересах других стран или иностранных структур. Это понятно даже из самого термина «иностранный агент». Про иноагентов нет отдельного закона, этот статус включили в разные нормы.
Работа иноагентов в России не запрещена. Они могут вести ту же деятельность, что и до получения статуса, но обязаны выполнять определенные законом требования.
Сотрудничать с иноагентами тоже официально не запрещено: нет никаких проблем, чтобы размещать рекламу у иноагента, перечислять ему деньги или публично разделять взгляды. По крайней мере, совсем закон этого не запрещает.
Иноагенты бывают четырех видов, у каждого свои обязанности.
НКО-иноагент — это некоммерческие организации из реестра Минюста. Они упоминаются в законе об НКО. Иноагентом может быть благотворительная организация или просветительский проект. Обязательное условие: организация получает финансирование из-за рубежа и участвует в политической деятельности.
Политической деятельностью при этом считается не участие в выборах или создание партии, а, например, обеспечение правопорядка, социально-экономического развития, регулирования прав и свобод человека. То есть организация участвует в политической деятельности, если проводит собрания, дискуссии, публично обращается к органам власти и ведет деятельность, направленную на принятие или отмену законов, формирование убеждений.
НОО-иноагент — это незарегистрированное общественное объединение. Это не организация, а просто добровольное, самоуправляемое формирование, которое граждане создали по своей инициативе: фонд, движение, партия. Если такое объединение получает иностранное финансирование и участвует в политической деятельности, оно может попасть в реестр Минюста, в том числе по собственной инициативе. Чтобы НОО присвоили статус иноагента, достаточно иностранного гранта и проведения круглых столов.
Реестра НОО-иноагентов пока нет — приказ о его ведении появился только в начале июня 2021 года.
Физлицо-иноагент — это любой человек с гражданством РФ или без него, который получает деньги из-за рубежа и занимается в России политической деятельностью в интересах другой страны. При совпадении таких условий нужно подать заявление о включении в список иноагентов, то есть внести самого себя в реестр Минюста. Или это сделают принудительно.
Такие иноагенты обязаны отчитываться о своей деятельности, расходах денег из иностранных источников и, конечно, указывать свой статус. Еще им запрещено занимать должности в госорганах.
Реестр физлиц-иноагентов тоже еще в процессе создания, а пока таких людей вносили в другой перечень — СМИ. Так тоже можно.
СМИ-иноагент — это иностранное средство массовой информации. В реестр Минюста могут попасть как зарегистрированные СМИ, так и люди. Все они должны маркировать свои материалы по установленным правилам.
Реестр СМИ-иноагентов ведется с 2017 года. В 2021 году в него попали «Медуза» и VTimes. Второе издание уже закрылось.
Если вы хотите перечислить иноагенту деньги, читать его материалы или репостить их в своих соцсетях, это вроде бы законно. Но никто не гарантирует, что какое-то упоминание, поддержка или организационная помощь не будет расцениваться как самостоятельная деятельность иноагента. То есть вы лично можете получить статус иностранного агента, если получаете деньги или поддержку из-за границы и как-то помогаете другим иноагентам. Если иностранного финансирования или поддержки деятельности нет, то статус иноагента присвоить нельзя, даже если вы переводите деньги другим иноагентам.
Вывод для обычных людей без признаков иноагентов. Читать «Медузу» законно, перечислять деньги центру «Насилию-нет» не запрещено, репостить цитаты «Радио Свобода» уголовно не наказуемо, поздравлять Льва Пономарева с днем рождения можно без упоминания его статуса иноагента. Хотя у всех перечисленных этот статус есть и теоретически может появиться у вас тоже.
Нежелательная «Открытая Россия». Вопросы по поводу смерти дочери Анастасии Шевченко
Что такое нежелательная организация?
На самом деле, правильно говорить «организация, деятельность которой признана нежелательной». Согласно действующему законодательному определению, это иностранная или международная неправительственная организация, деятельность которой представляет угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства.
Нежелательная организация — нежелательна для кого? Кто ее таковой признает?
Организация может стать нежелательной на территории России, если так решит Генеральная прокуратура. После этого Министерство юстиции вносит организацию в специальный список. Сейчас там 15 организаций.
Дублирует ли это уже известное понятие «иностранные агенты»?
Не совсем. Вкратце, иностранные агенты — это российские организации, получающие зарубежное финансирование. А нежелательные организации — филиалы иностранных организаций в России. Последствия для иностранных агентов и нежелательных организаций разные.
Почему вообще появилось такое понятие и такая статья — о нежелательных организациях? С кем хотели бороться, с экстремистами и террористами?
Депутаты назвали закон «предупредительной мерой» по защите конституционного строя. Совет Федерации РФ составил список организаций, чья деятельность, по мнению сенаторов, угрожает национальной безопасности России. В него вошел ряд зарубежных и международных неправительственных организаций — например, некоторые фонды Сороса, американский Фонд поддержки демократии и другие похожие организации.
Полина Немировская координатор «Правозащиты Открытки» Фото: личный архив
Но ведь движение «Открытая Россия» — не иностранная организация? Или иностранная?
Нет, «Открытая Россия» — это российское движение. Более того, оно не является организацией, так как не имеет юридического лица.
А так можно?
Да, закон «Об общественных объединениях» позволяет движениям существовать без регистрации в Минюсте.
Почему тогда «Открытая Россия» попала в список?
По какому принципу определяется участие в деятельности такой организации — кого за это могут привлечь?
Несмотря на то, что в списке нежелательных организаций их 15, 99% дел по статье 20.33 заводили на активистов «Открытой России». Поводом становилось всё, что угодно:
Как организации перестать быть «нежелательной», и почему «Открытая Россия» этого все еще не сделала?
Ни одной нежелательной организации это ещё не удавалось. Сейчас движение собирается зарегистрироваться в Министерстве юстиции.
В чём обвиняют Анастасию Шевченко?
Если говорить казенным языком, то по мнению следствия Шевченко реализовывала «преступный умысел», направленный на участие в деятельности организации, чья деятельность признана нежелательной на территории РФ. Вот что конкретно она сделала:
Что грозит тем, кто связан с нежелательной организацией, и конкретно Анастасии Шевченко? Штраф или срок?
По административной статье 20.33, активистов ждёт штраф от 5 до 15 тысяч рублей. Если дважды за год привлекают к ответственности по этой статье, может грозить уголовное дело. Наказания разные: штраф от 300 до 500 тысяч рублей, обязательные или принудительные работы, или лишение свободы на срок от 2 до 6 лет.
Генпрокуратура признала опасными для России шесть организаций из США
Деятельность сразу шести американских и одной британской неправительственных организаций признана нежелательной на территории России. Соответствующее решение вынесено Генеральной прокуратурой.
«Установлено, что деятельность этих организаций представляет угрозу безопасности Российской Федерации», — говорится в сообщении Генпрокуратуры.
Ведомство направило в Минюст информацию о внесении в список международных и иностранных организаций, чья деятельность признана в России нежелательной, следующих организаций:
Таким образом, большинство попавших в черный список организаций поддерживают возникшее в Китае, но впоследствии запрещенное местными властями движение Фалуньгун, известное также как Фалунь Дафа. В России Фалуньгун в списках экстремистских организаций не числится, однако часть связанных с ним материалов включена в список экстремистских.
Закон о «нежелательных организациях» был принят в середине мая 2015 года. Он предполагает, что при согласовании с МИД России власти могут запрещать деятельность «нежелательных организаций» на территории страны. Соответствующее решение принимает генпрокурор или его заместители.
По данным на 20 июля, в списке нежелательных международных и иностранных организаций на сайте Минюста значатся 22 организации. В числе первых — еще в ноябре 2015 года — в этот список были включены фонды «Открытое общество» и «Содействие», учрежденные Джорджем Соросом. Позднее в черный список попали созданный по решению президентов России и США Владимира Путина и Джорджа Буша Американо-российский фонд по экономическому и правовому развитию, возглавляемый бывшим госсекретарем США Мадлен Олбрайт Национальный демократический институт международных отношений и другие организации.
Ограничивается участие россиян в деятельности зарубежных нежелательных организаций
Государственная Дума приняла в третьем чтении закон о запрете для россиян участвовать в деятельности нежелательных в России НКО и за пределами страны.
Документом вводится норма о запрете на «участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации за пределами территории РФ граждан РФ, лиц без гражданства, постоянно проживающих в РФ, и российских юридических лиц».
Кроме того, вводится дополнительный квалифицирующий признак для отнесения иностранной или международной организации к разряду нежелательных: это посредничество в проведении операций с деньгами или имуществом уже признанных нежелательными в РФ организаций «в целях осуществления такой организацией деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя РФ, обороноспособности или безопасности государства».
Также предусмотрено положение об отслеживании Росфинмониторингом любых денежных переводов гражданам и юрлицам, которые поступают с территории определенных государств.
«Поправки помогут обеспечить прозрачность в деятельности НКО. Государство сможет увидеть, сколько денег поступило на их счета, сколько израсходовано и на какие цели», — заявил соавтор инициативы Председатель Комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Василий Пискарев
Он отметил, что контроль за прохождением финансирования не помешает некоммерческим организациям в достижении их уставных целей, но при этом закроет лазейки для финансирования деструктивной деятельности иностранных и международных неправительственных организаций на территории нашей страны.
Законом меняются и правила отчетности некоммерческих организаций о получении и расходовании средств: сейчас обязательному контролю подлежит получение и расходование НКО иностранных средств и имущества, если сумма операции равна или превышает 100 тыс. рублей. После вступления закона в силу обязательному контролю будет подлежать любая «операция по получению или расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества».