Что такое нежелательное поведение у аутистов

Что такое нежелательное поведение у аутистов

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Что такое нежелательное поведение у аутистов. Смотреть фото Что такое нежелательное поведение у аутистов. Смотреть картинку Что такое нежелательное поведение у аутистов. Картинка про Что такое нежелательное поведение у аутистов. Фото Что такое нежелательное поведение у аутистов

Аннотация: Однообразные повторяющиеся действия (стереотипии) — один из характерных симптомов аутизма.

Статья:

Для ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) стереотипные действия — своего рода защитная реакция в ответ на постоянно меняющийся внешний мир, поэтому свести их к нулю невозможно. Однако эти повторяющиеся паттерны поведения можно использовать для обучения и социализации ребенка. О том, как это делать, рассказывает главный научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом Института коррекционной педагогики РАО доктор психологических наук Елена Баенская.

Опасное поведение или попытка адаптироваться к меняющемуся миру

Однообразные повторяющиеся действия (стереотипии) — один из характерных симптомов аутизма. Дети (и взрослые тоже) с этим диагнозом плохо воспринимают даже малейшие перемены в заведенном порядке. Многократно повторяющиеся слова или действия, про которые ребенок точно знает все наверняка, которые много раз опробованы, дают ему ощущение равновесия, держат в тонусе. А значит, не очень корректно говорить о таком поведении как о чем-то, что требует серьезного изменения или преодоления.

Также стереотипные действия могут использоваться для того, чтобы заглушить какие-то неприятные воздействия или ощущения, «закрыться» от того, что раздражает или расстраивает. И поэтому трудно ожидать, что ребенок может вообще отказаться от таких действий. На самом деле похожие реакции есть у всех людей — например, нервный тик, подергивание ногой, стук пальцами по столу. Просто у аутичных детей стереотипные действия выходят на первый план и нередко становятся основным способом взаимодействия с миром.

С другой стороны, есть проявления, которые имеют навязчивый характер, они лишены смысла или опасны для ребенка или окружающих. Например, когда он постоянно стремится трогать горячую плиту или бьется головой о стеклянную дверцу шкафа. Такие стереотипии гораздо больше беспокоят и близких, и окружающих, и специалистов, и они уже требуют коррекции.

Если «заглушить» одну стереотипию, на ее месте появится другая

Аутичный ребенок нуждается в стереотипных действиях постоянно. Но если у него появляется другое занятие, которое его увлекает, или другой способ тонизировать себя, если он становится более выносливым в контакте с другими людьми, то такие действия выражены слабее. Они уже не полностью поглощают ребенка, а становятся фоном, например, для игры. То есть он вполне успешно с вами играет, но при этом, например, время от времени подергивает рукой, прыгает или перекладывает кубики, потому что должен как-то разрядиться.

Если при этом ребенок не теряет нить игры или продолжает следить за сюжетом книжки, которую ему читают, с такими действиями не нужно пытаться что-либо сделать. Потому что, если стараться «заглушить» одну стереотипию, на ее месте возникнет новая. И далеко не факт, что она будет такой же безобидной или более приемлемой в глазах окружающих.

Из того набора стереотипий, который есть у ребенка, нужно постараться выбрать те, к которым можно подключиться и превратить их в игру. Например, он выстраивает ряды из палочек. И родители могут начать комментировать, интерпретировать происходящее: «Ты строишь забор? А что за этим забором, кто там живет? Может, там живет наша бабушка?»

Дети с трудом позволяют вмешиваться в их игру — например, передвигать палочки. Однако для комментариев они, как правило, открыты. Постепенно ребенок начинает обращать на такие комментарии все больше внимания, включаться в ситуацию и даже отвечать. Со временем родители могут добавлять в ситуацию все больше деталей и тем самым расширять адаптивные возможности психики ребенка.

Например, малыш научился просить печенье и постоянно повторяет это слово. Попробуйте присоединиться к этой ситуации и расширять его словарный запас: «Дать печенье?», «Печенье вкусное», «Печенье твое любимое». Постепенно вместо просто «печенья» ребенок уже будет способен построить полноценную фразу: «Дай мое любимое вкусное печенье». Таким образом, во многих стереотипиях можно найти смысл и использовать их для развития ребенка.

Стереотипное поведение также может быть основой для формирования привычек. Эту склонность можно использовать, чтобы закреплять то или иное поведение, — например, выработать определенный режим дня.

Нежелательные стереотипии лучше предупреждать заранее

Очень насыщенные стереотипии часто возникают, когда ребенок чувствует, что не может контролировать ситуацию, и испытывает тревогу. Например, во время поездок на транспорте или при переходе дороги. Родители обычно заранее знают, когда такое может случиться с их ребенком. Если вы не хотите, чтобы то или иное поведение проявлялось, не стоит провоцировать такие ситуации. А если они неизбежны, надо знать, как переключить внимание малыша.

К примеру, вы подошли к светофору и видите, что ребенок сейчас уйдет в стереотипию. Одному отвлечься от тревоги поможет яблоко, которое можно погрызть, другого успокоит любимая игрушка или иной предмет, который можно повертеть в руках. Если в каждой похожей ситуации предупреждать таким образом стереотипное поведение, то постепенно оно сойдет на нет или его заменят другие, более социально приемлемые способы реагировать на ситуацию.

С другой стороны, можно использовать стереотипии в качестве награды. Например, давать ребенку возможность занять себя любимым впечатлением в качестве подкрепления за то, что он сделал правильно или хорошо. Покажите ему, что он молодец, разрешив ему постучать, как обычно, ложкой по тарелке или «залипнуть», раз за разом перематывая любимый момент мультфильма.

Со временем, по мере того как психика ребенка будет становиться все более выносливой, стереотипное поведение будет менее интенсивным. Ребенку станут доступны другие способы переживания нестандартных ситуаций — например, в играх или в обсуждении с родителями.

Приемы для работы со стереотипиями

Для того чтобы корректировать или снижать интенсивность стереотипного поведения, придуманы разные методы. Перечислим некоторые из них.

Переключение

Вместо стереотипии предложите ребенку другую деятельность, не вызывающую у него отторжения. Например, когда он раскачивается, мягко остановите и дайте поиграть с машинкой. В случае речевых стереотипий попробуйте задавать вопросы или давать такие задания, которые его займут и переключат на текущую деятельность.

Замещение

Основной принцип — замена более социально приемлемым стереотипом, близким по характеру действий. Например, раскачивание можно заменить качелями, а вместо прыжков предложить батут.

Трансформация

Ребенок совершает в принципе те же самые действия, но они обретают новый смысл. Например, если ребенок выстраивает ряды и складывает фигуры из предметов, научите его собирать конструктор.

Наработка гибкости

Попробуйте постепенно сами добавлять к знакомым ребенку стереотипиям новые. Когда он проигрывает один и тот же сюжет, например, только открывает и закрывает двери в игрушечной машинке или только крутит колеса, добавьте в игру новые элементы: открывать багажник, крутить руль. Чем больше стереотипий появляется в игре, тем слабее становится каждая из них и тем проще потом начать переходить от одной к другой. Благодаря этому поведение ребенка со временем будет становиться все более адаптивным.

Источник

Прикладной анализ поведения детей-аутистов

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно классифицируется задержкой и нарушением общественных навыков, поведения и речи. Аутичные дети знают минимальный запас слов, умеют ими пользоваться, но этого недостаточно, для того, чтобы ребенок мог нормально выразить свои мысли. Аутичные дети и сами от этого очень страдают. Им трудно разобраться в собственных ощущениях. Они с трудом воспринимают грани собственного тела. Слуховое восприятие дается им так же тяжело.

Дети-аутисты выглядят очень медлительными, ленивыми. Они не могут быстро переключаться от одной информации к другой. В основном аутичные дети концентрируются на одном определенном предмете. Если родители будут помнить об этом, обучение ребенка станет намного продуктивнее. При обучении детей-аутистов стоит учитывать, что крики и наказания не приводят к желаемым последствиям. После наказания ребенок может начать вести себя еще хуже.

Почему ребенок-аутист проблемно себя ведет

Поведение таких детей является для них способом общения, выражения эмоций (основа прикладного анализа поведения). Обучение детей-аутистов должно проходить через положительное мотивирование.Перед тем, как начать обучение ребенка, стоит понять его поведение. Воздействовать на его поведение можно, только поняв, какие мотивы им движут. Аутичные дети испытывают потребность в особом подходе. Необходимо подкреплять их поведение различными стимулами. Но при этом важно не допустить вседозволенности. Если родители научатся поддерживать золотую середину между вседозволенностью и запретами, а также идти на компромиссы, дети быстрее пойдут на контакт. Так работает прикладной анализ поведения.

Аутичные дети общаются с миром с помощью капризов, истерик, укусов, щипаний. С их помощью они выражают просьбы, стараются уйти от неприятных ситуаций. Потакать такому поведению нельзя, иначе ребенок будет повторять его снова и снова. При правильном подходе нежелательное поведение постепенно сходит на нет. Если же поведение ребенка сопровождается яркими вспышками гнева, ударами, щипками, пинками (когда ребенок способен нанести серьезный вред себе или окружению), стоит обратиться к детскому психотерапевту. Квалифицированный специалист разъяснит, как правильно понимать и обучать детей с такими особенностями.

Чаще всего родители могут справиться самостоятельно, понять цель такого поведения и разработать план корректировки образа действий своего ребенка. Так же могут начать использовать различные приемы, не обращаясь к специалистам. Тем не менее, только детский психотерапевт сможет составить программу, при которой процесс обучения принесет максимальный эффект.

Основы науки о поведении

Далее поговорим об основах науки о поведении. Поведение состоит из трех основных частей:

Антецедентом могут быть просьба или требование родителя, желание ребенка получить что-либо, привлечь внимание и другие причины.

Последствие идет за действием. Оно является ответом родителя или другого взрослого на действие ребенка. Именно последствие определяет, как ребенок с диагнозом «аутизм» в дальнейшем будет воспринимать антецеденты. Последствие может быть либо положительным, либо отрицательным.

Положительное последствие – это, когда ребенок совершает действие, удовлетворившее просьбу взрослого. Отрицательное последствие – это, когда взрослый отказывается от своей прсьбы или требования, предшествующего действию своего ребенка. При положительном последствии ребенок в будущем начнет подчиняться требованиям родителей. При частом повторении отрицательных последствий, ребенок привыкает, что благодаря его действиям: «крикам», «падением на пол», «слезам» и «истерикам» взрослый отменит свое требование. Таким образом, отрицательное последствие приведет к повторению нежелательных действий ребенка.

Что такое нежелательное поведение у аутистов. Смотреть фото Что такое нежелательное поведение у аутистов. Смотреть картинку Что такое нежелательное поведение у аутистов. Картинка про Что такое нежелательное поведение у аутистов. Фото Что такое нежелательное поведение у аутистовЧитайте далее о психотерапии раннего детского аутизма

Аутизм у ребенка? Мы сможем вам помочь! Наш телефон

Источник

Что такое нежелательное поведение у аутистов

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
«Ставропольский центр социальной помощи семье и детям»

355004, Ставрополь, ул. Мира 278 г, тел. 8 (8652) 28-02-95-приемная

Форум

«В-контакте»

Напишите нам

Поиск

Видеогалерея

Нежелательное поведение у детей с РАС. Способы коррекции.

Прежде чем говорить о нежелательном поведении нужно сначала разобраться что же такое поведение?

Физиологические изменения в процессе развития (болезни, травмы и их влияние на состояние здоровья).

Что происходит с человеком во время болезни или травмы? Если у нас что-то болит, то мы можем плакать, кричать, сжимать зубы и т.д.

Среда, в которой мы живем.

На наше поведение влияют разные условия. В одной семье одни правила поведения считаются нормой, например, ходить, не снимая обувь, а в другой это неприемлемое поведение. В разных странах свои понятия норм поведения.

Последствия, которые влекут за собой поведение.

Огромную роль в формировании поведения играют последствия. Многие виды проблемного поведения детей формируются только по тому, что они невольно были поощрены другими людьми, родителями.

Наиболее распространенными видами нежелательного поведения у детей с рас-стройствами аутистического спектра принято считать:

• Отсутствие зрительного контакта, отсутствие реакции на инструкции, негибкость;
• Самостимуляция;
• Падение на пол;
• Побеги от взрослых;
• Стремление забираться на высокую мебель;
• Крики, ругательства, шум и т.д.;
• Плач;
• Истерики;
• Разрушительное поведение;
• Укусы, толчки, драчливость;
• Самоагрессия.

Как же быть в этом случае?

Предшествующие факторы (ДО)

Мама говорит по телефону

Мама положила трубку и обратила внимание.

Учитель разговаривает с другим человеком

Пытается ущипнуть, вокализирует, хватает за руки

Учитель переключает внимание на ребенка

Зашли в шумное помещение.

Включили пылесос, миксер.

Ребенок закрывает, уши, кричит

Вывели из помещения.

То есть, в окружающей среде есть стимулы, которые происходят ДО возникновения поведения, и те которые происходят ПОСЛЕ.

Просто так то или иное поведение не происходит, всегда, что то предшествует. Так неговорящие дети с РАС с помощью своего поведения разговаривают с вами.

Наша задача научиться различать, что именно хочет ребенок и научить его общаться без проявления неприемлемого поведения.

Существует всего 4 основные функции поведения:

Доступ к желаемому предмету или действию.

Неприемлемое поведение обычно возникает, когда ребенок получает отказ на его просьбу, или когда от него требуют прекратить любимое занятие, которым он занят в данный момент.

Привлечение внимания (взрослого, сверстников)

Обычно это поведение проявляется, когда на ребенка не обращают внимание, но бывают и специфический вид внимания – когда поведение ребенка раздражает окружающих и они реагируют криком, угрозами, сердитым выражением лица.

Избегание/уклонение/прекращение неприятных стимулов или действий

То есть, избегание неприятных ситуаций, трудных заданий, длинных заданий, неприятных стимулов.

Получение сенсорной стимуляции

Сенсорная стимуляция может быть визуальной, аудиальной, тактильной, проприоцептивной и комбинированной. Данное поведение обычно происходит очень часто, и не меняется от присутствия или отсутствия других людей.

B = Behavior = Поведение

C = Consequence = Последствие)

Что произошло перед тем, как возникло поведение?

Что конкретно сделал ребенок?

Сколько времени продолжалось поведение?

Что произошло сразу после того, как ребенок начал поведение?

Что произошло сразу после того, как ребенок закончил поведение?

Как справится с нежелательным поведением? Взрослый должен уметь управлять поведением ребенка путем осознанного и целенаправленного подкрепления желательного поведения. Контролировать процесс взаимоотношений всегда должны Вы, а не ребенок. Вы должны стать «Руководящим контролем!»

Вы должны контролировать любые предметы, которые ребенок хочет получить.

После того как ребенок стал вас воспринимать, все мотивационные предметы лежат например в прозрачной коробке, ребенок знает где, но доступ есть только у вас. И только вы решаете, когда и как долго они будут в его распоряжении.

Тщательный выбор инструкций и поощрений.

Вы даете инструкцию сделать что-либо, то не давайте поощрение пока он ее не выполнит. Эта ступень разрешает вам помогать ребенку в достижении успеха, если в этом есть необходимость (жестовая подсказка, физическая).

Использование мотивационных ситуаций для предъявления требований.

Покажите ребенку, что следуя вашим инструкциям, он сможет получить, то что хочет. Давайте ребенку легкие задания так часто, как только возможно, и поощряйте его стремления участвовать в их выполнении, приобретая позитивный опыт.

Постепенное уменьшение частоты поощрений.

На ранних этапах работы используйте подкрепления каждый раз, как только получаете положительную реакцию, постепенно переходя к переменному (непредсказуемому) соотношению подкреплений.

Наблюдая за ребенком и ведя таблицу, вам будет понятно какое поведение (одна из функций) преобладает в данный момент и сможете его скорректировать.

Источник

Что такое нежелательное поведение у аутистов

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
«Ставропольский центр социальной помощи семье и детям»

355004, Ставрополь, ул. Мира 278 г, тел. 8 (8652) 28-02-95-приемная

Форум

«В-контакте»

Напишите нам

Поиск

Видеогалерея

Нежелательное поведение у детей с РАС. Способы коррекции.

Прежде чем говорить о нежелательном поведении нужно сначала разобраться что же такое поведение?

Физиологические изменения в процессе развития (болезни, травмы и их влияние на состояние здоровья).

Что происходит с человеком во время болезни или травмы? Если у нас что-то болит, то мы можем плакать, кричать, сжимать зубы и т.д.

Среда, в которой мы живем.

На наше поведение влияют разные условия. В одной семье одни правила поведения считаются нормой, например, ходить, не снимая обувь, а в другой это неприемлемое поведение. В разных странах свои понятия норм поведения.

Последствия, которые влекут за собой поведение.

Огромную роль в формировании поведения играют последствия. Многие виды проблемного поведения детей формируются только по тому, что они невольно были поощрены другими людьми, родителями.

Наиболее распространенными видами нежелательного поведения у детей с рас-стройствами аутистического спектра принято считать:

• Отсутствие зрительного контакта, отсутствие реакции на инструкции, негибкость;
• Самостимуляция;
• Падение на пол;
• Побеги от взрослых;
• Стремление забираться на высокую мебель;
• Крики, ругательства, шум и т.д.;
• Плач;
• Истерики;
• Разрушительное поведение;
• Укусы, толчки, драчливость;
• Самоагрессия.

Как же быть в этом случае?

Предшествующие факторы (ДО)

Мама говорит по телефону

Мама положила трубку и обратила внимание.

Учитель разговаривает с другим человеком

Пытается ущипнуть, вокализирует, хватает за руки

Учитель переключает внимание на ребенка

Зашли в шумное помещение.

Включили пылесос, миксер.

Ребенок закрывает, уши, кричит

Вывели из помещения.

То есть, в окружающей среде есть стимулы, которые происходят ДО возникновения поведения, и те которые происходят ПОСЛЕ.

Просто так то или иное поведение не происходит, всегда, что то предшествует. Так неговорящие дети с РАС с помощью своего поведения разговаривают с вами.

Наша задача научиться различать, что именно хочет ребенок и научить его общаться без проявления неприемлемого поведения.

Существует всего 4 основные функции поведения:

Доступ к желаемому предмету или действию.

Неприемлемое поведение обычно возникает, когда ребенок получает отказ на его просьбу, или когда от него требуют прекратить любимое занятие, которым он занят в данный момент.

Привлечение внимания (взрослого, сверстников)

Обычно это поведение проявляется, когда на ребенка не обращают внимание, но бывают и специфический вид внимания – когда поведение ребенка раздражает окружающих и они реагируют криком, угрозами, сердитым выражением лица.

Избегание/уклонение/прекращение неприятных стимулов или действий

То есть, избегание неприятных ситуаций, трудных заданий, длинных заданий, неприятных стимулов.

Получение сенсорной стимуляции

Сенсорная стимуляция может быть визуальной, аудиальной, тактильной, проприоцептивной и комбинированной. Данное поведение обычно происходит очень часто, и не меняется от присутствия или отсутствия других людей.

B = Behavior = Поведение

C = Consequence = Последствие)

Что произошло перед тем, как возникло поведение?

Что конкретно сделал ребенок?

Сколько времени продолжалось поведение?

Что произошло сразу после того, как ребенок начал поведение?

Что произошло сразу после того, как ребенок закончил поведение?

Как справится с нежелательным поведением? Взрослый должен уметь управлять поведением ребенка путем осознанного и целенаправленного подкрепления желательного поведения. Контролировать процесс взаимоотношений всегда должны Вы, а не ребенок. Вы должны стать «Руководящим контролем!»

Вы должны контролировать любые предметы, которые ребенок хочет получить.

После того как ребенок стал вас воспринимать, все мотивационные предметы лежат например в прозрачной коробке, ребенок знает где, но доступ есть только у вас. И только вы решаете, когда и как долго они будут в его распоряжении.

Тщательный выбор инструкций и поощрений.

Вы даете инструкцию сделать что-либо, то не давайте поощрение пока он ее не выполнит. Эта ступень разрешает вам помогать ребенку в достижении успеха, если в этом есть необходимость (жестовая подсказка, физическая).

Использование мотивационных ситуаций для предъявления требований.

Покажите ребенку, что следуя вашим инструкциям, он сможет получить, то что хочет. Давайте ребенку легкие задания так часто, как только возможно, и поощряйте его стремления участвовать в их выполнении, приобретая позитивный опыт.

Постепенное уменьшение частоты поощрений.

На ранних этапах работы используйте подкрепления каждый раз, как только получаете положительную реакцию, постепенно переходя к переменному (непредсказуемому) соотношению подкреплений.

Наблюдая за ребенком и ведя таблицу, вам будет понятно какое поведение (одна из функций) преобладает в данный момент и сможете его скорректировать.

Источник

Что такое нежелательное поведение у аутистов

Агрессию и прочие виды проблемного поведения часто считают признаком аутизма. Так ли это? Каковы причины агрессивного поведения у детей с РАС?

Перевод фрагмента руководства «Aggressive and challenging behaviors tool kit», опубликованного на платформе autismspeaks.org.

Дети с аутизмом часто ведут себя неприемлемым для общества образом: говорят и делают нечто странное, временами раздражающее или даже пугающее. И именно эти проявления становятся для близких источником негативных переживаний, стресса и чувства вины. Как бы семья ни старалась удовлетворить особые потребности ребенка, могут потребоваться дополнительные ресурсы и сторонняя помощь. Очень важно абстрагироваться от неприятных аспектов поведения и научиться вовремя и правильно реагировать. Предлагаем ознакомиться со сводом рекомендаций, цель которых ─ помочь окружению ребенка с РАС определиться с подходящими стратегиями и найти соратников среди специалистов.

Что такое социально неприемлемое поведение? Это любые действия, которые:

Такого рода поведенческие проявления могут возникать на протяжении всей жизни человека с РАС. При этом основные и сопутствующие симптомы аутизма видоизменяются с возрастом и при перемене обстоятельств, в результате чего формируются новые виды реагирования. К тому же, поведение меняется ежесекундно, ведь люди постоянно подвергаются динамичному воздействию внутренних и внешних факторов, таких как головная боль, уровень сахара в крови или громкий шум.

Почему агрессию и другие виды социально неприемлемого поведения считают признаком аутизма?

Сам по себе аутизм не вызывает проблемного поведения, как и наличие проблемных видов поведения не гарантирует диагноз. Например, ребенок, который ходит на цыпочках или бьется головой об стену, не обязательно страдает от какого-либо расстройства развития. Более того, ребенок может есть землю из цветочного горшка, но это едва ли будет связано с тем фактом, что ему месяц назад диагностировали РАС.

Однако биохимические процессы в организме, ответственные за аутистические проявления, могут также провоцировать поведение, неподконтрольное человеку. Это сравнимо с тремором рук при болезни Паркинсона. Кроме того, некоторые из проблемных поведенческих ответов представляют собой автоматические реакции на определенный раздражитель, т.е. рефлекс, наподобие коленного. Таким образом, некорректно всё сводить к тому, что ребенок ведет себя «плохо», потому что он аутист.

Аутизм выявляют на основании двух «ядерных» симптомов: 1) характерных нарушений общения и социального взаимодействия; 2) повторяющихся, однообразных действий, занятий и интересов. Поведенческий «язык» детей с РАС расходится с ожиданиями окружающих: сопутствующие затруднения становятся причиной тревоги, непонимания происходящего, чувства беспомощности и раздражения, и это, в свою очередь, влияет на поведение ребенка. Так, не говорящий и не любящий крики детей на площадке мальчик скорее самостоятельно отправится искать тихое место, чем попросит маму уйти вместе. Ребенок также может выбежать на дорогу, лишь завидев хозяина собаки, которую панически боится, хотя фактически ему ничего не угрожает. Проблемное поведение чаще возникает в условиях стресса и плохого самочувствия. Физиологические и неврологические состояния, поток ощущений от органов чувств могут причинять дискомфорт и боль ребенку с РАС, о чём сложно догадаться ввиду недостатка общения.

«Помнится, Марку исполнилось восемь, когда он внезапно увлекся упорядочиванием мира. Перемена произошла буквально за ночь. Мы открывали шкафчик ─ сын тут же закрывал. Поверьте, очень затруднительно загрузить тарелки в посудомойку, когда ребенок не даёт держать дверцу открытой. Он не мог остановиться, и мы сходили от этого с ума. К счастью, наш семейный врач провел анализ на наличие антител к стрептококку. Оказалось, что навязчивое поведение ─ это проявление аутоиммунного нейропсихического расстройства, ассоциированного со стрептококковой инфекцией. Лечение потребовало времени и сил. Зная, что сын болен, мы стали более спокойно относиться к происходящему. Марк не отвечал за свои действия. Используя положительное подкрепление, мы стали учить Марка сохранять спокойствие в ответ на признаки «беспорядка». Шаг за шагом, у нас получилось отвоевывать прежнюю гибкость поведения. Но чтобы помочь Марку, нам самим пришлось приспособиться. Так мы победили».

Наконец, нежелательное поведение объясняется прошлым опытом. Малыш начинает лепетать чаще, если до этого мама подкрепляла его лепет улыбкой. Это справедливо для любого поведения. Если ранее крик приводил к освобождению от требований, с большой вероятностью ребенок будет кричать и возможно даже топать ногами в следующий раз.

Итак, получается, что причины социально неприемлемого поведения лежат в плоскости воздействия биологических переменных, различных внутренних и внешних факторов, дефиците навыков общения и истории подкрепления. Поэтому нет смысла винить во всём аутизм, в противном случае мы ничего не могли бы сделать, так как, строго говоря, РАС не лечится. Что же тогда предпринять?

Наши действия в ответ на поведение ребенка могут значимо повлиять на то, как он будет в будущем вести себя в сходных ситуациях.

Дети с аутизмом требуют индивидуального подхода в обучении, и это касается не только развития речи, но и работы над адаптивным поведением. Например, нейротипичного двухлетнего ребенка вполне может остановить строгий окрик или серьезное выражение лица воспитателя. Те же действия окажутся бесполезными, когда речь о взрослом аутисте, не умеющем распознавать сигналы в форме интонаций и мимики. Люди с РАС, лишенные базового арсенала навыков, накапливаемых нами в ходе жизни, вынуждены пользоваться тем, что есть: например, криком, плачем или даже способностью кусаться. Следовательно, их поведение можно и нужно изменять путем расширения социально приемлемого поведенческого репертуара. Как именно улучшать? Учить общаться, распознавать свои эмоциональные состояния, отдавать отчет в плохом самочувствии, формировать навыки самоуправления и самоуспокоения.

Агрессия и аутизм

Современные исследования агрессии у лиц с РАС выявляют любопытные тенденции относительно факторов риска. Полученные выводы углубляют наши общие представления о проблемном поведении. Рассмотрим наиболее интересные из них:

Вышеизложенное свидетельствует о том, что основные симптомы аутизма коррелируют с риском формирования проблемных форм поведения. Возможно, отсутствие понимания окружающих и дискомфорт, вызванный нарушением привычного положения вещей, способствуют развитию агрессивных видов реагирования у людей с РАС.

Что полезно знать о поведении

Социально неприемлемое поведение ─ это такое же поведение, как и любое другое, и подчиняется оно тем же законам. Что из себя представляет поведение в целом? Грубо говоря, взаимодействие организма со средой. Например, мы наделены набором реакций, которые выполняют строго определенные биологические функции (поглощение пищи, различные рефлексы), необходимые для выживания. Но мы ими не ограничены. Понять, что из себя представляет то или иное поведение, можно, проследив последующие изменения в среде. Мы закрываем уши, тем самым приглушая пронзительный звук, но иногда мы делаем что-то похожее, пытаясь сообщить собеседнику о нежелании слушать дальше. Движения похожи ─ функции разные.

Важно помнить, что имеющиеся навыки, образование, состояние физического и психического здоровья, а также прошлый опыт диктуют образ наших действий. Один ест с помощью приборов и вытирает лицо салфеткой, другой орудует руками и облизывает пальцы. Оба просто едят, но по-разному. Социально неприемлемые виды поведения не нацелены на «плохое», а являются таковыми, потому что большинство людей их не одобряет. Поэтому так важно сначала пронаблюдать и проанализировать действия другого. Вдумчивый подход позволит установить функцию поведения и спланировать оптимальный вариант помощи. Одновременно с этим, можно снизить собственный уровень стресса. Ведь, с описываемой точки зрения, действия другого человека не имеют ничего общего со злым роком или волей.

Однако понимание не означает принятие. Например, мы выяснили, что ребенок пинается, когда приходится долго идти пешком. Отлично! Научим ребенка просить о передышке. Видите разницу? Мы понимаем, почему кто-то себя ведет так, а не иначе, однако не останавливаемся на этом и ищем способ обучить более приемлемой форме поведения. Точно так же мы должны выявлять и по возможности устранять медицинские причины проблемного поведения.

«Учитель Сэма переехал в другой город, и его место занял знакомый, но менее подготовленный педагог. В начале нового учебного года сын внезапно стал постоянным посетителем кабинета медсестры: первые два урока он проводил лежа на койке. Школа считала, что поведение Сэма ─ это либо попытки отделаться от занятий по развитию социальных навыков, либо следствие тревоги в ответ на неуверенность учителя.

Однажды утром сына даже стошнило, но дома этим же вечером болезнь как рукой сняло. Вскоре сотрудники заметили, что сразу после второго завтрака с Сэмом творилось вот что: сын поворачивал голову и сидел так, с закатанными глазами. Дома после ужина мальчик тоже стремился прилечь на диван. Тогда мы решили проконсультироваться у гастроэнтеролога, и, конечно же, тот обнаружил рефлюкс. Грамотная терапия сразу свела на нет все странные действия и побеги в кабинет медсестры».

Нежелательное поведение не определяет суть вашего близкого, у которого обязательно есть свои сильные стороны. Старайтесь уважать чувства и мысли другого. Возможно, он осознает свои действия, а может быть, и нет. И это тоже следует брать в расчет. Не рекомендуется обсуждать человека с РАС в его присутствии. Он может понимать больше, чем кажется со стороны. По возможности выбирайте диалог. Почему бы и не поделиться информацией, даже если вы не уверены, что сказанное будет воспринято? Очень важно выстроить доверительные отношения и убедить дорогого вам человека в необходимости выработать более приемлемые формы поведения.

Функция поведения

Недостаточно наблюдать только за поведением. Важно установить, почему человек ведет себя именно так, т.е. определить функцию. Одни виды поведения вызваны биологическими потребностями, другие же формируются в течение жизни под влиянием предшествующих факторов (антецедентов) и последствий. Кроме того, функция, как правило, не прикреплена намертво к конкретному поведению и иногда уступает место другой. Можно почесать щеку, чтобы избавиться от зуда, а можно тем же самым действием привлечь взгляд одноклассника.

«Почему бы педагогам [и родителям] не уделить внимание талантам ребенка, а не его недостаткам? Можно же подключить сильные стороны и обучить навыкам на основе имеющихся предпочтений. Зачем помещать людей в прокрустово ложе дислексии, СДВГ или аутизма? Зачем сужать горизонт до диагноза? Дети, на которых навесили ярлык, как раз часто страдают от дисгармоничного развития. В каких-то областях такой ребенок успешен, другие даются ему с трудом. Конечно, нельзя игнорировать дефицит навыков, однако чрезмерный акцент на них не должен подавлять потенциал сильных сторон».

Темпл Грандин, американская ученая и всемирно известный человек с аутизмом

Хороший пример приемлемого поведения ─ это просьба. Мы просим дать печенье (поведение) и получаем его (функция). Ребенок, не умеющий говорить, будет иначе добиваться угощения. Тем не менее, какое бы ни было поведение, предполагаемый результат один и тот же ─ любимое печенье. Если мальчик Вова будет безуспешно тянуться к печенью, то со временем он найдет более действенные и возможно менее безобидные способы.

Функции социально неприемлемых видов поведения

Из учебного пособия «Targeting the big three», стр. 72

Предположить функцию помогут следующие вопросы:

Выявление функции (значимых факторов среды) открывает дверь, за которой скрывались простые и эффективные пути улучшения ситуации и последующего снижения уровня проблемного поведения.

Однако не стоит забывать: люди приспосабливаются, поведение изменчиво. Ребенок может реагировать похожим образом в разных ситуациях и по разным причинам. Например, двухлетний Петя утром укусил старшего брата, чтобы тот его отпустил, в обед ─ чтобы завладеть машинкой, а вечером машинально прикусил мамину руку, ощутив резкую зубную боль. Одно и то же по виду поведение, а функции различны.

Какие бывают функции?

Мы можем повлиять на поведение, управляя факторами среды, антецедентами и последствиями. При этом мы обязаны обучить ребенка более приемлемой альтернативе: например, просить желаемое посредством жестов, выражать свой протест в более мирной форме и т.п.

«Когда-то я не владела речью, и поэтому избавлялась от неприятных мне ситуаций и людей единственно доступными способами: я дралась, кусалась, убегала. Я не стремилась никому навредить, однако не могла сообщить, насколько невыносимы для меня условия. Когда вокруг слишком много неприятного ─ как будто испытываешь постоянную боль. После множества лет обучения языку жестов и другим способам общения я стала свободна в выражении своих мыслей и чувств понятным образом: теперь я не нуждаюсь в агрессии, чтобы попросить об отдыхе или тишине. И это замечательно!»

Перед началом вмешательства необходимо досконально проанализировать целый набор факторов, потенциально влияющих на поведение, в том числе биологических. То, насколько мы будем успешны в обнаружении функциональных зависимостей, определит эффективность плана по коррекции поведения. Представьте картину: утро, время заправлять постель. Дочь бьет свою мать по рукам, потому что та протягивает одеяло и заставляет его сложить. Уместно ли тут в ответ отправить девочку посидеть на стуле (тайм-аут)? Не совсем, так как тем самым мы устраним требования. И в следующий раз ребенок снова прибегнет к доказавшей свою эффективность агрессии. Давайте подумаем, почему девочка сопротивляется требованию? Может быть, оно слишком трудное? В таком случае упрощение задачи потребует меньше усилий: девочка будет более успешна и включена в процесс, и перестанет отбиваться. Как это сделать? Родитель, например, вполне может помочь ребенку в самом трудном, оставив для самостоятельного выполнения легкие шаги.

Важно учитывать не только проблемные виды поведения, но и сильные стороны человека. Даже в проявлениях агрессии, не очень приятных для окружающих действиях, присутствует вполне положительный момент: ребенок старается отстоять свои интересы. Навыки самоопределения и самозащиты никогда не помешают.

С точки зрения многих аутистов, их окружает много чего непонятного и тревожного. Поэтому меры поддержки обычно включают создание более предсказуемой и безопасной обстановки, а также развитие навыков саморегуляции, общения и самоопределения. Начните с того, что оцените реальные возможности ребенка, и шаг за шагом обучайте новым навыкам, укрепляйте доверие, постепенно приспосабливая его к реалиям семьи и общества.

Из учебного пособия «Targeting the big three», стр. 72

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *