Что такое нфа в бюджете

Что такое нфа в бюджете. Смотреть фото Что такое нфа в бюджете. Смотреть картинку Что такое нфа в бюджете. Картинка про Что такое нфа в бюджете. Фото Что такое нфа в бюджете

Что это нефинансовые активы в бюджетном учете и каким образом в бюджетной организации ведется их учет?

Под нефинансовыми активами (НФА) принято понимать объекты, которые находятся в собственности или пользовании бюджетных организаций и приносят им тот или иной объем экономической выгоды.

Согласно п. 22 приложения 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н, бюджетные организации РФ оперируют такими категориями НФА, как:

В отношении НФА могут осуществляться операции:

Каждая из них фиксируется в журнале операций на основании первички.

Эксперты КонсультантПлюс привели образец заполнения инвентарного списка нефинансовых активов по форме 0504034. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Отражение операций с теми или иными типами нефинансовых активов в бюджетном учете – это те действия, которые бухгалтер бюджетного учреждения осуществляет с помощью записей по кодам счетов бюджетного учета. Они соответствуют 18–26-му разрядам 26-разрядных счетов по единому плану, который утвержден в приложении 1 к приказу № 157н.

Каждый код счета бюджетного учета нефинансовых активов представлен следующими элементами:

О документе, определяющем особенности учета НФА в конкретном учреждении, читайте в материале «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)».

Как определяется аналитический код по классификации поступлений и выбытий?

Первый элемент кода счета бюджетного учета, отражаемый в разрядах 1–17, устанавливается законодательно. Бухгалтерия бюджетной организации в общем случае не использует данный код: в рабочих планах счетов учета в соответствующих разрядах указываются нули или же ничего не указывается. В журнале операций данный код, как правило, не отражается вовсе.

О составлении плана счетов бюджетного учета читайте здесь.

Как определить код финансового обеспечения в составе кода счета бюджетного учета?

Код, о котором идет речь (фиксируется он в разряде 18), может соответствовать цифрам:

Рассматриваемый элемент кода счета бюджетного зависит, таким образом, от содержания операции (финансирования).

Как определяются синтетические счета НФА в структуре кодов счетов бюджетного учета?

Список синтетических счетов по нефинансовым активам в бюджетном учете – это сведения, которые содержатся в разделе «Нефинансовые активы» приложения 2 к приказу № 157н.

Данные счета в разрядах с 19-го по 23-й представлены следующими основными элементами:

Например, транзакции по основным средствам, являющимся недвижимостью и относящимся к жилым помещениям, фиксируются с использованием синтетического счета 10111. Если ОС представлены машинами и оборудованием, то операции по ним отражаются в журнале с использованием синтетического счета 10134.

Как определить код операции с объектом бюджетного учета?

Еще один элемент кода счета бюджетного учета — код операции с объектом соответствующего учета в госуправлении, или КОСГУ. Он трехзначный.

При транзакциях с НФА его 2-й и 3-й разряды (то есть 25-й и 26-й разряды счета по единому плану) могут соответствовать цифрам:

Разряд 24 счета по единому плану при транзакциях с нефинансовыми активами может соответствовать цифрам 3 или 4, если, соответственно, фиксируется прибытие или выбытие активов.

Итоги

Учет нефинансовых активов в бюджетных учреждениях осуществляется посредством внесения сведений о хозяйственных операциях с соответствующими активами в специальный журнал. Ключевой элемент данных сведений — коды счетов бюджетного учета. Они при учете нефинансовых активов в казенных учреждениях уникальны для каждого из типов НФА и определяются исходя из норм, которые установлены приказами Минфина России от 01.12.2010 № 157н и от 06.12.2010 № 162н.

Источник

Что такое нфа в бюджете. Смотреть фото Что такое нфа в бюджете. Смотреть картинку Что такое нфа в бюджете. Картинка про Что такое нфа в бюджете. Фото Что такое нфа в бюджете

Что относится к нефинансовым активам: понятие, объекты

Подробнее каждый вид НА рассмотрим ниже.

О нефинансовых активах в бюджетном учете см. публикацию «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».

Внимание! Образец от «КонсультантПлюс»
Смотрите образец заполнения оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035). Также в К+ вы можете найти и другие документы по нефинансовым активам.

Что такое непроизведенные нефинансовые активы и что они включают в себя

Примером могут быть следующие виды объектов:

Как видим, непроизводственные нефинансовые активы включают в себя материальные и нематериальные НА. Материальные — объекты, имеющие естественную природу происхождения. Нематериальные — которые создают путем совершения юридически значимых сделок или внесения изменений в учредительные сведения о предприятии.

Какие положение о непроизведенных активах включить в учетную политику, узнайте в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Какое определение можно дать нефинансовым произведенным активам и какие, например, объекты входят в их состав?

Производственные активы формируются благодаря осуществлению производственной деятельности. В их состав входят:

К основным фондам относятся производственные объекты, создание которых обусловлено производственными процессами, а их использование осуществляется неоднократно или постоянно в неизменной натурально-вещественной форме. При этом стоимость указанных объектов со временем утрачивается.

Запасы в отличие от основных фондов используются в производственном процессе однократно, при этом они полностью переносят свою стоимость на продукцию или услуги за один производственный цикл, видоизменяя свою натурально-вещественную форму.

К ценностям относят непотребляемые дорогостоящие активы: драгоценные металлы, камни, произведения искусства и т. д., а также те НА, которые нельзя отнести к другим видам непроизведенных активов.

Итоги

Нефинансовый актив встречается в учете многих предприятий, составляя большую часть активов организации. Существующие виды нефинансовых активов — производственные и непроизводственные — помогают организации в осуществлении хозяйственной деятельности.

Источник

Справедливая и рыночная стоимость НФА в учете учреждений

Автор: Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений в некоторых случаях возникает потребность в определении справедливой стоимости нефинансовых активов (например, при принятии к учету излишков, продаже имущества, аренде на льготных условиях и т. п.). Напомним, что само понятие «справедливая стоимость» для целей бухучета у учреждений появилось с внедрением федеральных стандартов, ранее использовалось понятие «рыночная стоимость». В материале разберемся, в чем сходство и различие справедливой и рыночной стоимости объектов НФА, в каких случаях нужно определять справедливую стоимость НФА, как оформить документально.

В чем сходство и различие справедливой и рыночной стоимости?

Определение справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств осуществляется с учетом положений СГС «Концептуальные основы» и иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 53 указанного стандарта).

Обратите внимание: справедливая стоимость – это оценка (соответствующая цена), по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить (п. 52 СГС «Концептуальные основы»).

Основными методами определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств являются (п. 54 СГС «Концептуальные основы»):

а) метод рыночных цен;

б) метод амортизированной стоимости замещения.

Представим в таблице, в чем заключается суть указанных методов.

Метод рыночных цен

Метод амортизированной стоимости замещения

Справедливая стоимость определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершенных без отсрочки платежа. При этом используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, полученные субъектом учета как от независимых экспертов (оценщиков), так и сформированные субъектом учета самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе.

Рыночной ценой является цена, которая может быть получена (уплачена) при продаже актива (обязательства) между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить. Рыночной не является расчетная цена, завышенная или заниженная в результате особых условий или обстоятельств, специальных условий или скидок (вычетов, премий, льгот), предоставляемых любой стороной, связанной с фактом хозяйственной жизни (п. 55, 57, 59 СГС «Концептуальные основы»)

Справедливая стоимость определяется как разница между стоимостью восстановления (воспроизводства) актива или стоимостью замены актива в зависимости от того, какая из этих величин меньше, и суммой накопленной амортизации, рассчитанной на основе такой стоимости.

Стоимость восстановления (воспроизводства) актива определяется как стоимость полного восстановления (воспроизводства) полезного потенциала актива (например, стоимость восстановления здания в случае его разрушения).

Стоимость замены актива рассчитывается на основе рыночной цены покупки аналогичного актива с сопоставимым оставшимся сроком его полезного использования (например, стоимость замены разрушенного здания иным зданием с сопоставимым сроком его полезного использования) (п. 56 СГС «Концептуальные основы»)

Сравнивая понятия «справедливая стоимость» и «рыночная цена» можно сделать вывод, что они схожи. Однако так можно утверждать, если справедливая стоимость определяется методом рыночных цен (в этом случае, по сути, она является рыночной стоимостью). Когда для определения справедливой стоимости используется метод амортизированной стоимости замещения, такая стоимость (оценка) не имеет прямого отношения к рыночной стоимости.

Поэтому далее мы будем использовать понятие «справедливая стоимость» в совокупности с методом ее определения.

По общим правилам для определения справедливой стоимости соответствующего вида актива или обязательства используется (п. 54 СГС «Концептуальные основы»):

1) метод, который предусмотрен нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении оценки соответствующего объекта бухгалтерского учета (то есть используется конкретный метод оценки, установленный нормативным актом в отношении конкретного объекта учета);

2) метод, который наиболее применим и позволяет достоверно оценить справедливую стоимость соответствующего объекта бухгалтерского учета (то есть метод, который учреждение самостоятельно определяет в своей учетной политике в отношении тех или иных объектов учета, если для них нормативными актами не предусмотрен конкретный метод оценки).

В каких случаях необходимо определять справедливую стоимость НФА?

Для целей бухгалтерского учета справедливую стоимость нефинансовых активов необходимо определять в следующих случаях:

1) в отношении материальных запасов (МЗ), основных средств (ОС), нематериальных активов (НМА):

Случаи определения справедливой стоимости

Используемый метод

Основание

Приобретение МЗ, ОС, НМА путем обменной операции в обмен на иные активы (на коммерческих условиях), за исключением денежных средств (их эквивалентов) (например, по договору мены)

Метод рыночных цен

Пункт 16 СГС «Запасы»*, п. 21 СГС «Основные средства»**, п. 15 СГС «Нематериальные активы»***, п. 24 Инструкции № 157н***

Приобретение МЗ, ОС, НМА в результате необменной операции (за исключением получения имущества от собственника или учреждения), например по договору дарения, пожертвования

Метод рыночных цен

Пункт 22 СГС «Запасы», п. 21 СГС «Основные средства», п. 16 СГС «Нематериальные активы», п. 25 Инструкции № 157н

Поступление МЗ в результате разборки, ликвидации (утилизации) основных средств или иного имущества

Метод рыночных цен

Пункт 23 СГС «Запасы»

Принятие к учету неучтенных объектов (излишков) МЗ, ОС, НМА по результатам инвентаризации

Метод рыночных цен

Пункты 31, 25 Инструкции № 157н

Отчуждение объектов ОС, НМА, МЗ (за исключением готовой продукции и товаров) не в пользу организаций бюджетной сферы (например, по договорам купли-продажи, дарения, пожертвования)

Метод рыночных цен

Пункт 28 Инструкции № 157н, п. 29 СГС «Основные средства», п. 24 СГС «Нематериальные активы»

При выявлении признаков обесценения или снижения убытка от обесценения ОС, НМА, МЗ (по результатам проведения теста на обесценение)

Устанавливается в учетной политике

Пункты 10, 11, 15, 19, 22, 24 СГС «Обесценение активов»*****

* Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», утв. Приказом Минфина РФ от 07.12.2018 № 256н.

** Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.

*** Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы», утв. Приказом Минфина РФ от 15.11.2019 № 181н.

**** Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

***** Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 259н.

2) в отношении объектов учета аренды:

Случаи определения справедливой стоимости

Используемый метод

Основание

При определении вида аренды (операционная, неоперационная)

Устанавливается в учетной политике

Пункты 12, 13 СГС «Аренда»*

При принятии к учету объектов аренды, возникающих в рамках договоров безвозмездного пользования или в рамках договоров аренды (имущественного найма), предусматривающих предоставление имущества в возмездное пользование по цене значительно ниже рыночной стоимости (далее – объекты учета аренды на льготных условиях)

Справедливая стоимость арендных платежей определяется передающей стороной (арендодателем) на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен – как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях

Пункт 26 СГС «Аренда»

* Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н.

3) в отношении непроизведенных активов, приобретаемых путем обменной операции в обмен на иные активы (на коммерческих условиях), за исключением денежных средств (их эквивалентов), а также в результате необменной операции (п. 28, 30 СГС «Непроизведенные активы»).

К сведению: нефинансовые активы, полученные от собственника (учредителя), иной организации бюджетной сферы, в том числе в результате реорганизации учреждений, подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем) – по стоимости, отраженной в документах, подтверждающих переход прав на активы (в передаточных документах) (п. 52 СГС «Концептуальные основы»).

Если определить справедливую стоимость невозможно…

В федеральных стандартах бухгалтерского учета разъяснены особенности оценки первоначальной стоимости, когда не представляется возможным достоверно оценить справедливую стоимость:

1) объектов НФА, приобретенных путем обменной операции в обмен на иные активы, за исключением денежных средств (их эквивалентов) (на коммерческих условиях), – оценка производится на основании стоимости переданных взамен материальных ценностей или остаточной стоимости переданных основных средств (нематериальных активов). Если данные о стоимости передаваемых взамен объектов НФА или об их остаточной стоимости по каким-либо причинам недоступны, либо на дату передачи остаточная стоимость передаваемых взамен НФА нулевая – в условной оценке, равной «один объект – один рубль» (п. 16 СГС «Запасы», п. 23 СГС «Основные средства», п. 16 СГС «Нематериальные активы», п. 29 СГС «Непроизведенные активы»);

2) объектов НФА, полученных в результате необменной операции, – оценка производится на основании стоимости, предоставленной передающей стороной. Если данные о стоимости передаваемых в результате необменной операции объектов НФА по каким-либо причинам не предоставляются предыдущим собственником – в условной оценке, равной «один объект – один рубль» (п. 52 СГС «Концептуальные основы», п. 22 СГС «Запасы», п. 16, 17 СГС «Нематериальные активы»). После получения данных о справедливой стоимости по объекту НФА, отраженному на дату признания в условной оценке, комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов пересматривает балансовую (справедливую) стоимость объекта (п. 25 Инструкции № 157н);

3) объектов учета аренды на льготных условиях – в случае если при признании в учете данные о стоимости передаваемого (получаемого) актива по каким-либо причинам недоступны, такой объект отражается на балансовых счетах в условной оценке, равной одному рублю, с последующим пересмотром его балансовой стоимости, когда данные о стоимости передаваемого (получаемого) актива будут доступны (п. 26 СГС «Аренда»).

Как определить справедливую стоимость НФА методом рыночных цен и оформить документально?

В большинстве учреждений полномочия по определению справедливой стоимости НФА возлагаются на комиссию по поступлению и выбытию активов, созданную в учреждении на постоянной основе.

Как уже отмечалось выше, при определении справедливой стоимости НФА методом рыночных цен используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, полученные учреждением от независимых экспертов (оценщиков) либо сформированные учреждением самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе.

В любом из указанных случаев (по результатам проведенной оценки) нужно составить документ об определении (утверждении) справедливой стоимости объектов НФА, который будет являться основанием для отражения соответствующих записей в бухгалтерском учете (например, акт (протокол) комиссии по поступлению и выбытию активов, утвержденный руководителем, приказ (распоряжение) руководителя). Порядок определения справедливой стоимости (в том числе формы документов, на основании которых объекты принимаются к учету) в зависимости от ситуации (продажа, аренда, пожертвование, дарение, излишки и т. п.) целесообразно предусмотреть в учетной политике.

Оценка рыночной цены независимыми оценщиками осуществляется в рамках Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Согласно ст. 6 данного закона государственные (муниципальные) учреждения имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки (в том числе объектов НФА) на основаниях и условиях, предусмотренных Федеральным законом № 135-ФЗ.

При этом в силу ст. 6 Федерального закона № 135-ФЗ проведение оценки оценщиками является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в частности, при передаче имущества в аренду, продаже или ином отчуждении.

Таким образом, в отношении иного имущества (не предназначенного для продажи, аренды, отчуждения) учреждение вправе по согласованию с учредителем определить способы его оценки: независимыми оценщиками или собственными силами.

При самостоятельном определении рыночной цены комиссией по поступлению и выбытию активов изучению подлежат:

данные о ценах на аналогичные материальные (нематериальные) ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;

сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, в средствах массовой информации и специальной литературе;

экспертные заключения о стоимости отдельных (аналогичных) объектов НФА (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов).

Как правило, учреждения самостоятельно осуществляют сбор и анализ информации о рыночных ценах в отношении объектов НФА:

полученных по договору дарения, пожертвования;

выявленных в результате инвентаризации в качестве излишков;

имеющих признаки обесценения активов или снижения убытков от обесценения;

полученных в результате разборки (ликвидации) ОС.

При аренде имущества на льготных условиях у коммерческих организаций информацию о рыночных ценах по арендным платежам в отношении аналогичного имущества также можно взять из открытых источников (например, в интернете).

Также следует отметить, что при определении справедливой стоимости активов методом рыночных цен учреждению необходимо соблюдать принцип осмотрительности, предусмотренный п. 3 Инструкции № 157н: при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает приоритетное признание в бухгалтерском учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов, отражая указанные объекты учета по самым консервативным оценкам – не завышая активы и (или) доходы и не занижая обязательства и (или) расходы.

Таким образом, по мнению автора, чтобы не завышать оценку справедливой стоимости объекта НФА, лучше выбирать наименьшую рыночную цену.

Решение об определении справедливой стоимости НФА необходимо оформить актом (протоколом) комиссии по поступлению и выбытию активов с приложением документов, содержащих данные о ценах на аналогичные материальные (нематериальные) ценности (прайс-листы, цены от поставщиков, данные статистики и т. п.) на дату принятия к учету этих объектов.

Образец заполнения формы – «СКАЧАТЬ»

Что такое нфа в бюджете. Смотреть фото Что такое нфа в бюджете. Смотреть картинку Что такое нфа в бюджете. Картинка про Что такое нфа в бюджете. Фото Что такое нфа в бюджете

Образец заполнения формы – «СКАЧАТЬ»

Что такое нфа в бюджете. Смотреть фото Что такое нфа в бюджете. Смотреть картинку Что такое нфа в бюджете. Картинка про Что такое нфа в бюджете. Фото Что такое нфа в бюджете

В заключение обобщим вышесказанное.

Методы определения справедливой стоимости активов предусмотрены п. 54 СГС «Концептуальные основы», иными федеральными стандартами государственных финансов и Инструкцией № 157н. К ним относятся метод рыночных цен и метод амортизированной стоимости замещения.

При определении справедливой стоимости объектов НФА используется метод:

1) предусмотренный нормативным актом в отношении конкретного объекта учета;

2) установленный в учетной политике учреждения в отношении тех объектов, по которым нормативными актами не предусмотрен конкретный метод.

Справедливая стоимость, определяемая методом рыночных цен, по сути, является рыночной стоимостью. Хотя в учреждениях в целях бухгалтерского учета последнее понятие уже не применяется.

При определении справедливой стоимости НФА методом рыночных цен используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, полученные учреждением от независимых экспертов (оценщиков) либо сформированные учреждением самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе.

В любом из указанных случаев (по результатам проведенной оценки) нужно составить документ об определении (утверждении) справедливой стоимости объектов НФА, который будет являться основанием для отражения соответствующих записей в бухгалтерском учете.

Если по каким-либо причинам определить справедливую стоимость объектов НФА не представляется возможным, порядок их оценки следует производить с учетом положений федеральных стандартов и Инструкции № 157н. В большинстве случаев в такой ситуации объекты НФА отражаются в условной оценке «один объект – один рубль» с последующим пересмотром их балансовой стоимости.

Порядок определения справедливой стоимости (в том числе формы документов, на основании которых объекты НФА принимаются к учету) в зависимости от ситуации (продажа, аренда, пожертвование, дарение, излишки и т. п.) целесообразно предусмотреть в учетной политике.

Полномочия по определению справедливой стоимости НФА, как правило, возлагаются на комиссию учреждения по поступлению и выбытию активов.

Источник

Особенности учета вложений в нефинансовые активы

Что такое нфа в бюджете. Смотреть фото Что такое нфа в бюджете. Смотреть картинку Что такое нфа в бюджете. Картинка про Что такое нфа в бюджете. Фото Что такое нфа в бюджете

Что представляют собой вложения в нефинансовые активы

Вложения в нефинансовые активы, или НФА — это закупки (или осуществление расходов, связанных с выпуском, разработкой):

Вложения в НФА — важнейшая часть хозяйственной деятельности организации. Соответственно, самое большое внимание руководству и ответственным сотрудникам хозяйствующего субъекта следует уделять организации учета соответствующих активов.

Указанная классификация нефинансовых активов в целом понимается одинаково и в коммерческом, и в бюджетном учете. Однако организация учета НФА в частных фирмах и учреждениях бюджетной системы на практике характеризуется рядом особенностей, обусловленных правовым статусом соответствующих организаций.

Изучим данные особенности подробнее.

Учет вложений в НФА в частных организациях: нюансы

Учет рассматриваемых вложений в частной фирме характеризуется:

1. Регистрацией хозяйственных операций с использованием проводок по плану счетов учета и инструкции, утвержденными приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

Так, например, покупка НФА, представленных материально-производственными запасами, у сторонней организации-поставщика может отражаться проводками:

Важно! С 2021 года учет МПЗ ведется в соответствии с новым ФСБУ «Запасы». Некоторые учетные правила изменились существенно. Перейти на новый порядок вам поможет Готовое решение от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

2. Возможностью использовать в качестве оправдательных, распорядительных документов, а также документов оформления любые бланки, удобные для организации (если иное прямо не предписано законодательством).

Например, оправдательным документом для регистрации проводки по поступлению МПЗ на склад может быть как унифицированная форма № ТОРГ-12 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132), так и любая другая, в том числе разработанная самой организацией.

3. Наличием возможности осуществлять свободную переоценку (увеличение или снижение балансовой стоимости) основных фондов, материальных запасов.

О переоценке МПЗ по правилам ФСБУ 5/2019 читайте здесь.

Важно! С 2022 года утратит силу ПБУ 6/01, его заменят два новых ФСБУ: 6/2020 по основным средствам и 26/2020 по капитальным вложениям. Начать применять новые ФСБУ, можно досрочно. Подготовиться к изменениям в учете вам помогут разъяснения экспертов КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите в Обзор.

Учет вложений в НФА в учреждениях бюджетной системы: нюансы

В свою очередь в учреждениях и организациях бюджетной системы операции по учету вложений в нефинансовые активы характеризуются:

1. Регистрацией хозяйственных операций с применением бюджетных счетов бухучета:

2. Во многих случаях обязательным использованием унифицированных форм бухгалтерских документов.

Большинство из соответствующих форм введено в оборот приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. Так, оправдательным документом для хозяйственной операции по поступлению актива будет Акт о приеме-передаче НФА (форма 0504101), утвержденный приказом Минфина № 52н. Сведения о приобретенных основных фондах будут отражаться в инвентарной карточке (форма 0504031), а о хозяйственной операции — в журнале операций (форма 0504071).

Если для тех или иных правоотношений не утверждена унифицированная форма, то организация вправе применить неунифицированную — если она будет соответствовать критериям, зафиксированным в п. 7 Инструкции, утвержденной Приказом № 157н.

3. Осуществлением переоценки всех типов НФА в соответствии с федеральными нормативными актами.

Переоценка соответствующих активов осуществляется учреждением в целях определения их стоимости по состоянию на начало текущего года (п. 28 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России № 157н). Но на практике данная процедура может быть осуществлена только в соответствии с отдельными распорядительными документами федеральных органов власти.

Фактически последняя переоценка, регламентированная компетентными органами, была проведена учреждениями в 2007 году — в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ № 25, Минфина РФ № 6н, Минимущества РФ № 14, Госкомстата РФ № 7 от 25.01.2003.

Кроме того, переоценка драгоценных металлов и камней осуществляется учреждениями в особом порядке, который регулируется положениями письма Минфина РФ от 29.09.1995 № 107.

Практика учета нефинансовых активов в казенном учреждении

Предположим, что наше учреждение покупает за счет лимита бюджетных обязательств материальные ценности — мягкий инвентарь.

Поступление соответствующих материальных ценностей на склад организации удостоверяется оправдательным документом — приходным ордером по форме 0504207 (утвержденной Приказом № 52н) и регистрируется проводкой:

Во втором случае до принятия инвентаря к учету в регистрах нужно дифференцировать расходы на покупку, собственно, инвентаря и расходы, сопутствующие его приобретению (при этом оба вида расходов формируют фактическую стоимость соответствующего нефинансового актива):

Разные варианты проводки применяются и при регистрации оплаты за инвентарь и сопутствующих расходов:

Для того чтобы оформить передачу мягкого инвентаря со склада в эксплуатацию, учреждение использует требование-накладную (по форме 0504204), а также фиксирует в регистрах бухгалтерского учета проводку: Дт 105 35 340, Кт 105 35 340.

Списать мягкий инвентарь можно будет, используя акт по форме 0504143, а зарегистрировать данную операцию — используя корреспонденцию:

В числе иных возможных хозяйственных операций с мягким инвентарем — внутреннее перемещение соответствующих материальных ценностей от одного материально ответственного лица к другому. При учете данной операции используется требование-накладная (форма 0504204), при отражении в регистрах бухгалтерского учета — проводка: Дт 105 35 340, Кт 105 35 340 в аналитике по подразделениям и материально ответственным лицам.

Итоги

Организация учета вложений в нефинансовые активы в частных фирмах и организациях бюджетной системы имеет особенности. Они выражаются прежде всего в необходимости применения отдельных перечней счетов бухучета, в разных подходах законодателя к регламентации использования унифицированных форм и проведения переоценки нефинансовых активов.

Узнать больше о специфике учета нефинансовых активов вы можете в статьях:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *