Что такое нигилизм в романе отцы

Нигилизм в романе Тургенева «Отцы и дети»

Автор: Guru · 05.03.2018

(319 слов) Помимо конфликта старшего и младшего поколений, роман И.С. Тургенева известен и нигилизмом. Именно этой философии придерживался главный герой, Евгений Базаров. Но что же такое «нигилизм», и как он проявляется на страницах произведения?

Каждый герой романа по–своему трактует данное понятие. Представитель младшего поколения, Аркадий Кирсанов, утверждал, что нигилизм – это отношение ко всему с отрицательной позиции. А Павел Петрович верил в то, что эта философия построена на отказе от каких–либо принципов и авторитетов. Сам Евгений Базаров утверждал, что это производное от совершенствования естественных наук. Герой проверял каждую теорию на практике, никогда не бездействовал, всё время что-то делал. В то же самое время Базаров не видел смысла в искусстве и в творчестве А.С. Пушкина. До появления Анны Одинцовой Евгений был уверен, что его философия правильна и точна. Но после своего любовного признания он понял, что именно это чувство не поддается никакому объяснению. Его нельзя отрицать. Любовь – вот что разрушило целостность и абсолютность нигилизма в сознании главного его носителя.

Но на страницах романа мы встречаем и псевдонигилистов. К ним можно отнести Ситникова и Кукшину. Им только кажется, что они знают и исповедуют эту философию. На самом деле Ситников лишь подражал Базарову. Он пытался быть таким же деловитым, свободным, но на деле это выглядело комично. Персонаж пытался занять выгодное положение в обществе, хотя все его попытки были тщетны. Да и сам Евгений не воспринимал его всерьёз. Что касается Кукшиной, то она — невоспитанная и необразованная женщина без такта и манер. Её бросил муж, поэтому нигилизм – её единственное занятие. Она воспринимает эту философию поверхностно, поэтому так и неприятна Базарову. Ситников и Кукшина – жалкая пародия на нигилистов.

Как мы видим, нигилизм в романе представлен в виде отрицания авторитетов и общепризнанных позиций. Это критическое отношение ко всему происходящему. Но вместе с критикой всегда необходимо предлагать конструктивные решения, а Базаров признается на смертном одре, что ему не удалось ничего предложить, так как его деятельность не встретила понимания в народе. Его несостоятельность доказывает, что такая философия обществу не нужна.

Источник

Отцы и дети, сочинение. Рождение нигилизма

Сочинение
Сила любви. Рождение нигилизма
(по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Любовь столь всесильна,
что перерождает нас самих.
Ф.М.Достоевский

Литература – одна из самых важных и влиятельных вещей в мире. Произведения многих поэтов и писателей способны менять наши взгляды на мир и закладывать свои идеи в наши убеждения.

Существует эстетическое мнение о том, что художественный вымысел лучше реальности. Ирландский писатель Оскар Уайльд в своей книге «Упадок искусства лжи» высказал идею о том, что жизнь подражает искусству. Исходя из этого, настоящий художник придумывает тип героя, его мир и модель поведения. В свою очередь, жизнь пытается это перенять и воспроизвести всё в популярной форме.

Смотря на русскую литературу XIX века, можно заметить, какое колоссальное воздействие она оказывает на российскую реальность. Так в шестидесятые годы XIX века появляется роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Это произведение стало знаковым для своего времени. По моему мнению, Иван Тургенев не только написал гениальный роман, но и, по сути, создал русских нигилистов.

Главным персонажем романа «Отцы и дети» является разночинец Евгений Васильевич Базаров. Тургенев описывает его так: «…высокого роста в длинном балахоне с кистями…», «…тёмно-белокурые волосы, длинные и густые…», «…с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

Базаров называет себя нигилистом. Нигилизм – это философия, которая отрицает и ставит под сомнение все общепринятые ценности, нормы и идеалы. На мой взгляд, вся сущность нигилистических взглядов проявляется в диалогах Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Павел Кирсанов – помещик, который придерживается консерватизма и традиционных взглядов на мир. Базаров же человек иного мировоззрения, он не разделяет взглядов старшего поколения.

Главный герой относится ко многим вещам своеобразно. Его главный предмет – естественные науки, а всё остальное он не признаёт. По поводу искусства Базаров говорит: «Рафаэль гроша медного не стоит…», «…порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта…», «Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество».
Евгений Базаров – это умный и самоуверенный мужчина. Он не любит «церемоний» и не танцует на балах. Это твёрдый и хладнокровный человек, который не признаёт человеческих чувств («…Базаров и тут остался холоден как лёд…», «…любовь…ведь это чувство напускное»).

Из-за всех своих качеств, которые не могут быть совместимы с другими людьми, у Базарова часто появляются разногласия с героями романа. В диалогах с Павлом Петровичем возникает всем известный конфликт «отцов и детей», популярный во все времена. Старшее поколение настаивает на своём мнении, основываясь на жизненном опыте, а младшее отстаивает собственные взгляды на жизнь.

Несмотря на это, у Базарова складываются хорошие взаимоотношения с родителями. На первый взгляд, можно сказать, что базаров не ценит их заботу. Но, по моему мнению, он всё прекрасно видит. Евгений любит своих родителей, однако он не считает нужным показывать свои истинный чувства, так как нигилистические убеждения не дают ему поддаваться эмоциям. В конце романа базаров говорит: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать». В этих словах выразилась вся настоящая любовь, которую герой испытывает к своим родным.
Таким образом, в своём романе Иван Тургенев выразил основные поведенческие черты нигилистов и всю суть их мировоззрения. На деле, когда роман стал популярным, реальные люди стали подражать Базарову и перенимать его черты, вдохновившись полюбившимся персонажем. Именно после этого в России сформировывается тип людей – нигилисты. Конечно, они существовали и раньше, однако именно И.С.Тургенев создал целый общественный тип, имеющий определённую идеологию.

На создание образа Евгения Базарова Тургенева натолкнула одна реальная история. Однажды он ехал из Петербурга в Москву. В купе к нему подсел молодой врач, который ехал узнать о новом средстве от сибирской язвы. В беседе доктор спросил: «А вы кто?» Тургенев, уже автор многих произведений, не без гордости ответил, что он известный литератор. На что получил ответ: «Да? Это меня не интересует».

Тургенева сильно поразила эта история, за которой он смог увидеть что-то большее. По моему мнению, доктор просто не обращал внимания на человеческие условности, которые заставляют нас обходиться с другими вежливо и учтиво. Без этого нельзя обойтись, ведь если говорить лишь правду, то можно остаться одиноким. Так И.С.Тургенев за одной фразой смог увидеть образ нового и не стандартного типа людей.

Классик заметил, что в обществе зарождается тип личностей, которых перестаёт устраивать всё старое и фальшивое. В своём романе Тургенев дал форму этому общественному движению. Он наполнил образ Базарова тем содержанием, которое соответствовало этому типу людей, их новому состоянию ума и мыслей. Он наполнил главного героя презрением к искусству, тотальным отрицанием и требованием перемен в обществе.

Тургенев дал основу мировоззрения и создал яркий образ, который всем запомнился.
Молодые люди представляли Базарова сильным и уверенным человеком, который нацелен на реальное дело. Классик сформировал героя, о котором до этого никто не слышал. После выхода романа люди начали вживаться в образ любимого персонажа и перенимать его черты. Так и появились нигилисты.

Принципиальный нигилист Евгений Базаров, отрицающий чувства и романтику, в один день встречает богатую помещицу Анну Сергеевну Одинцову. Она сразу понравилась Базарову. В романе это описывается так: «Она поразила его достоинством своей осанки», «…у неё такие плечи, каких я не видывал давно…», «Этакое богатое тело! – продолжал Базаров. – Хоть сейчас в анатомический театр…». Евгений находит того человека, который способен понять и разделить его мысли. Незаметно для самого себя Базаров влюбляется в Одинцову. Он начинает испытывать чувства, которые прежде были ему неизвестны. Базаров начинает стыдиться своих порывов, ведь они противоречат его принципам.

В итоге, оказавшись во власти любви, Базаров совершает множество глупых поступков. Сила любви постепенно разрушает всю сущность нигилизма героя. В конце романа это уже далеко не тот человек, которого мы видели ранее. Жизненная энергия Базарова пропадает, и он впадает в депрессию.

В конце романа Базаров смертельно заболевает. Чувство любви настигает его и тут. Он не хочет рассказывать родителям о болезни, так как не желает огорчать их потерей единственного сына. Дело доходит до того, что перед смертью Базаров просит встречи с Анной Одинцовой. Как и все люди, главный герой перед собственной кончиной вспоминает ту женщину, которая покорила его сердце. Попросив не забывать его стариков, Базаров покидает этот мир.

Это доказывает нам истинную силу любви. Любовь переворачивает наше сознание. В тяжёлые моменты мы всегда думаем о тех, кого мы полюбили.
Подводя итоги, можно сделать важные выводы. Прочитав роман «Отцы и дети», каждый поймёт его по-своему. На мой романтичный взгляд, смысл произведения Ивана Тургенева заключён в любви.

Кем бы мы ни были, каким бы ни было наше мировоззрение, любовь – главное чувство в жизни. Любовь управляет человеческим сознанием и заставляет нас действовать. А.П.Чехов писал: «Уходить от любимых людей – это самоубийство». На примере Евгения Базарова мы действительно можем это понять. Поэтому люди не должны избегать любви, а, напротив, должны делать всё ради неё.

Источник

Нигилизм в романе Тургенева Отцы и дети сочинение

Ещё один представитель нигилизма в романе – Аркадий. Это друг главного героя, который старался во всём быть на него похожим. На самом деле он не являлся нигилистом, но, чтобы казаться в глазах Евгений лучше, он говорил довольно нигилистские вещи. Порой это выглядело нелепо и смешно, но в итоге всё встало на свои места – Аркадий перестал быть нигилистом сразу после смерти своего друга.

Кукшина и Ситников – это, по словам автора, карикатура на истинных нигилистов. Первая очень яро выступала за эмансипацию женщин, что не привело ни к чему, потому то это было напускным, поддерживалось ей только для душевного успокоения. Второй же является очень скромным человеком, он обожествляет Базарова и во всём старается быть на него похожим. Тем не менее, этот человек называет себя нигилистом. Это противоречие смешно и грустно одновременно. Иронично ещё то, что вскоре после знакомства читателя с Ситниковым, он женится и начинает пресмыкаться перед своей женой.

Нигилизм в романе показан с разных сторон. Кто-то является не настоящим нигилистом, а лишь показным, а кто-то – Базаров, кажется читателю более похожим на того, кого можно называть этим словом. Но всё же, несмотря на это, ни один герой романа не остался верен своим взглядам до конца.

2 вариант

Роман Тургенева «Отцы и Дети» — это отражение современной Ивану Сергеевичу общественной ситуации. На дворе были 60-ые годы, набирало обороты революционное движение, которое шло против как консерваторов, так и либералов. С последними был связан сам Тургенев, что только углубляло его критическое отношение к революционным идеям, особенно к нигилизму, столь популярному среди молодежи тех лет.

Тема нигилизма в романе раскрывается через Евгения Базарова – разночинца-демократа, сына полкового лекаря. Евгений предстает перед нами человеком с основательными взглядами, являясь живой идеей, которую не могут понять или принять либеральные Кирсановы и его консервативные родители. А идея эта основана на разрушении основ общества. Конечно, Базаров не злодей, желающий абсолютного уничтожения всего и вся, ему не чужды труд и занятия естественными науками, то есть он знает ценность созидания. Но его исключительно материальный взгляд на мир исключает ценность вещей, которые так близки старому обществу, например, любовь, искусство и созерцание природы.

Тургенев сначала критикует позиции нигилизма с помощью Ситникова и Кукшиной. Они представители моды, не обладающие живой мыслью, а способные лишь на заучивание чужих слов. Базаров же является на их фоне куда более привлекательным нигилистом. Но интеллектуалы найдутся в любых направлениях общественной мысли, куда важнее масса, что пойдет за ними. Ситников и Кукшина своим примером демонстрируют тех, кто в большинстве своем, состоит в этом движении, показывая перспективы нигилизма, как политического движения. Не лучше в этом смысле и друг Базарова. Аркадий, будучи под его влиянием, лишь на словах был нигилистом, когда как по своей сути все же был ближе к дворянству.

Потому так трагична судьба Евгения, что остался один на один со своими взглядами перед ненавистным миром. Его не принимают дворяне, не понимают обыкновенные мужики, а от «единомышленников» лишь испытывает негатив.

Базаров мог бы стать великомучеником, который несет новую идею, как крест. Но истинная ли эта идея? Возьмем нелюбовь к природе. Природа для Базарова лишь способ получить желаемое. Не любить природу или иметь к ней исключительно практический взгляд – это не просто отрицание устоев. Как по мне, это противоборство самому человеку, его свойству видеть красивое. Базаров отрицает красоту, в угоду более «насущных» вещей. Так Рафаэль не стоит и медного гроша, как и многие другие поэты. Это ли великая идея, что изменит мир, игнорируя самого человека и его чувства? И любовь для Базарова тоже не существует. То, что способно менять судьбы людей, для Евгения не имеет значения, пока он не встречается с Одинцовой.

Сочинение рассуждение

Иван Тургенев, является автором произведения под названием “Отцы и дети”. В данном произведении каждый из главных персонажей, высказывает своё личное мнение по поводу понятия нигилизм. Главным источником, нигилизма служил Евгений Базаров. С одной точки зрения, в произведении ощущается конфликт двух поколений, старшего и младшего, они никак не могут прийти к единому мнению и выводу.

В рассказе Тургенев, дал каждому шанс высказаться по поводу нигилизма, По мере чтения всего произведения, можно узнать у каждого главного героя, его мнение по поводу этого понятия. Например, Аркадий, считает что это, в первую очередь проявление своего отрицательного отношения к чему-либо. Следующий персонаж по имени Павел Петрович, рассуждал об этом понятии с философской точки зрения, он думал что это прежде всего отказ от какого-то своего мнения и устоявшегося принципа.

Главный сторонник данного направления, считал что это прежде всего, проверка всех естественных наук на практике, на протяжении всей своей жизни он не проводил времени впустую, он что-либо делал и постоянно что-то изучал. Это был не глупый человек, он постоянно занимался своим здоровьем, уделял внимание своему питанию и физическому здоровью. Помимо этого он увлекался медициной, науками, иностранными языками и был весьма образованным человеком.

По его мнению это философия была самой верной, для того чтобы прожить свою жизнь счастливо. Однако по истечении некоторого времени, он начинает понимать, что всё в чём он был уверен, является неверным. В первую очередь, он начал сомневаться именно тогда, когда испытывал свои первые чувства к Анне Одинцовой. Особенно признания в чувствах самому себе, показало главному персонажу, что любовь не должна поддаваться сомнению.

По мере чтения рассказа, мы можем встретить также и псевдонигилистов, которые думают что, являются сторонниками этой философии жизни. В большинстве случаев, они стараются лишь быть похожими, на главного персонажа, который кажется уверенным и деловитым человеком со стороны. Возможно так и есть, однако посторонние люди не смогут быть похожими на своего кумира.

Со стороны читателя, можно увидеть насколько нелепо выглядят персонажи, которые питаются быть на стороне этой философии. Например, такой персонаж как Ситников, пытается быть похожим на Базарова, однако главный персонаж, видит все его тщетные старания и никак не хочет его воспринимать, наоборот он не считает его не серьезными сторонником этого направления. Помимо этого молодого человека в произведении присутствует такая персона как Кукшина. Это совершенно развязная и невоспитанная дама, от которой в свое время сбежал муж, после чего она приняла решение стать сторонницей нигилизма.

Также читают:

Картинка к сочинению Нигилизм в романе Отцы и дети

Популярные сегодня темы

Первые понятие о войне мы узнаем, в детстве особенно с картинок многих книг и учебников. Для нас она в то время представляла собой картины сражений, где прямые и стройные шеренги смешивались в однообразную и страшную кучу

Я очень люблю воскресенье, ведь в этот день я с родителями обычно гуляю в парке. Он довольно большой, поэтому ходить там можно часами. Порой мы с родителями неспешно прогуливаемся дорожками парка

Произведение представляется писателем в виде сатирической комедии, в которой на примере образов основных персонажей демонстрируется порочность и гнилость общественного порядка первой половины девятнадцатого века.

Говоря о зиме, на ум приходят строки из стихотворения всеми известного классика А.С. Пушкина Зимнее утро, в котором ель зеленеет сквозь иней и подо льдом блестит речка.

Источник

Кто такой нигилист в романе «Отцы и дети»?

Ключевым действующим лицом романа великого русского писателя И.С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой разночинец Евгений Базаров.
Что такое нигилизм в романе отцы. Смотреть фото Что такое нигилизм в романе отцы. Смотреть картинку Что такое нигилизм в романе отцы. Картинка про Что такое нигилизм в романе отцы. Фото Что такое нигилизм в романе отцы
Он придерживается модного в то время мировоззренческого направления – нигилизма, противопоставляя его традиционным ценностям и устремлениям российского общества.

Кто такой нигилист?

Слово «нигилизм» образовано от латинского «nihil», означающего «ничто». Это философско-экзистенциальная позиция, заключающаяся в отрицании в человеке любого духовного начала. Нигилист утверждает, что люди суть не более чем биологические организмы, снабженные мыслительной функцией.

История возникновения и развития этого течения уходит корнями в десятый-одиннадцатый век, но тогда нигилистами называли еретиков католического христианства, отрицавших существование у Христа человеческой природы. Как видим, нигилистическое мировоззрение за тысячу лет из одной крайности перетекло в другую, противоположную первой.

В девятнадцатом столетии, на момент написания романа «Отцы и дети», наиболее образованные слои европейского общества проявляли огромный интерес к естественным наукам. Изучение окружающего мира, стремление понять, как устроены живые организмы, совпало с ослаблением в обществе роли религии, вызванным прокатившимися по континенту революциями.
Что такое нигилизм в романе отцы. Смотреть фото Что такое нигилизм в романе отцы. Смотреть картинку Что такое нигилизм в романе отцы. Картинка про Что такое нигилизм в романе отцы. Фото Что такое нигилизм в романе отцы
Неудивительно, что наиболее активные и мыслящие молодые люди с восторгом восприняли самые радикальные на тот момент идеи. Отрицание духовного начала в человеке стало еще одной ступенькой, приведшей впоследствии Россию к разрушительным революциям, в корне изменившим облик нашей страны.

Евгений Базаров и его взгляды

Главный герой романа «Отцы и дети», Евгений Базаров, показан автором как человек, придерживающийся исключительно материалистических взглядов на мир и свое собственное в нем место. Базаров подчеркнуто прагматичен, его можно даже назвать циником, о чем он не стесняется заявлять в лицо хозяину усадьбы, в которой находится в гостях.

Он отрицает христианство, как, впрочем, и любую другую религию. Литературу, живопись и прочие виды искусства он считает бесполезным занятием, которое, кроме глупого романтизма, не дает деятельному человеку ничего.

К окружающей природе Базаров относится как к мастерской, в которой человек должен работать, преобразуя окружающий мир для собственных нужд. Инструментом для этого он считает науку, которая должна стать основой развития человечества. Эмоциональная сфера жизни, любовь, дружба, симпатия для него – ненужный хлам, с которым необходимо расстаться, чтобы он не мешал действовать.
Что такое нигилизм в романе отцы. Смотреть фото Что такое нигилизм в романе отцы. Смотреть картинку Что такое нигилизм в романе отцы. Картинка про Что такое нигилизм в романе отцы. Фото Что такое нигилизм в романе отцы
Как видим, мировоззрение Базарова во многом напоминает «атланта», описанного американской писательницей и философом Айн Рэнд. Прагматизм, целеустремленность, энергия и отрицание духовного начала – вот, по его мнению, качества, которые необходимо иметь каждому человеку.

Столкновение нигилизма и романтизма

В романе «Отцы и дети» Базаров представляет, разумеется, «детей» – своеобразное «поколение next» девятнадцатого века. В роли «отцов» выведен хозяин усадьбы, помещик Павел Кирсанов – человек традиционных взглядов, неглупый, добрый и порядочный. В диалогах Базарова и Кирсанова отчетливо проявляется сущность нигилистического мировоззрения.

Вначале оно, безусловно, выглядит привлекательно, во многом благодаря внутренней энергии Базарова, который полон желания устроить мир более разумно и удобно. Однако с развитием сюжета книги все более явственно проявляется нежизнеспособность нигилизма, его ущербность и калечащий душу примитивизм.

Это проявляется в истории взаимоотношений Базарова с Анной Одинцовой, богатой и красивой помещицей, живущей по соседству с Кирсановыми. Евгений влюбляется в эту женщину, но отчаянно стыдится своих романтических порывов. Душевное опустошение героя отчетливо видно в его взаимоотношениях со своими пожилыми родителями, проявления любви которых к сыну его только раздражают.
Что такое нигилизм в романе отцы. Смотреть фото Что такое нигилизм в романе отцы. Смотреть картинку Что такое нигилизм в романе отцы. Картинка про Что такое нигилизм в романе отцы. Фото Что такое нигилизм в романе отцы
В итоге человек, который искренне хотел быть полезным людям и преобразовать мир вокруг себя, совершает массу глупых, бессмысленных и постыдных поступков, оказавшись во власти той самой любви, которую он так яростно отрицал. Впрочем, он находит в себе силы признать ошибки и уезжает к родителям, чтобы оказывать в деревне медицинскую помощь крестьянам.

Источник

Евгений Базаров как нигилист

Есть литературные приведения, самоё название которых ярко характеризует описанные в них общественные явления. Может быть, что именно после опубликования романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в обществе стали осмысленно и целенаправленно говорить о проблеме взаимоотношений «отцов» и «детей», старшего и младшего поколений, а также неразрешимых противоречий между ними. Разочаровавшись в возможности серьёзных социальных преобразований в России с помощью философии А.И. Гегеля, русские идеалисты 40-х годов XIX века обычно либо превращались в «лишних людей» типа Рудина и Бельтова, либо влачили жалкое, обломовское существование. И лишь наиболее стойкие и энергичные из них, как, например, В.Г. Белинский и Герцен, преодолевали крайности философии Гегеля, возвышались до материализма и находили правильный путь – путь революционной борьбы.

Роман «Отцы и дети» задуман автором в августе 1860 года, а работа над произведением окончена в конце июля 1861 года. В следующем году роман был опубликован. Получилось так, что работа над романом началась ещё в той России, в которой существовало крепостное право, хотя и в стадии его разложения. По окончании работы над романом это была уже совсем другая Россия – страна, пережившая шок от крестьянской реформы 19 февраля 1861 года, положившей конец эпохе крепостного права.

Сам автор в одном из писем признавался, что у героя романа нигилиста Евгения Базарова был реальный прототип – молодой провинциальный врач. Едва ли не первым из русских писателей И.С. Тургенев открыл Базарова и нигилизм, другими словами – базаровщину. Великий французский писатель Мопассан посвятил творчеству И.С. Тургенева критическую статью «Изобретатель слова «нигилизм», в ней дана высокая оценка историческому предвидению великого русского писателя. Он писал: «Настоящие моряки предчувствуют бурю задолго до её наступления, а настоящие романисты предчувствуют будущее. Тургенев распознал это зерно русской революции, ещё когда оно только давало ростки под землёй, ещё до того, как его побеги пробились к солнцу; и в книге «Отцы и дети». он описал настроения этой развивающейся секты. И чтобы яснее её обозначить, он изобрёл, создал слово «нигилисты»». Здесь есть только одна неточность: слово «нигилизм» изобрёл русский литературный критик Н.И. Надеждин в 1829 году. В остальном всё правильно.

Русская классическая литература XIX века дала нам целую галерею литературных героев-дворян. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» мы видим не эмоционального Чацкого, не деятельного Онегина, не пессимистического Печорина, не жуликоватого Чичикова, не ленивого Обломова, а совершенно другого человека. Сам себя Базаров называет «HOMO NOVUS», что означает буквально «человек новый», а по смысловому значению – «выскочка». Базаров – типичный представитель того общественного слоя, который в Западной Европе принято было называть «третьим сословием», даже если и не по происхождению, то по своим убеждениям. Базаров всего добился своим трудом; его дед землю пахал, чем Базаров даже гордится. Отсюда его нескрываемое презрение к родовой аристократии, к наследственным и наследуемым правам и свободам, к аристократизму и либерализму, к прекраснодушию и боязни борьбы, т.е. ко всему джентльменскому набору, который так горячо защищает Павел Петрович Кирсанов. «Дрянь, аристократишка», – так с нескрываемым презрением характеризует Базаров соседского помещика.

Слово «нигилизм» (от латинского слова «NIHIL» – «ничто», «ничего») обозначает крайнюю форму отрицания общественных норм, принципов морали, культурного наследия и т.д. – примерно такое определение дают нигилизму Николай Петрович и Аркадий в разговоре с Павлом Петровичем. Да и сам Базаров многозначительно заявляет, что он отрицает «ВСЁ». И читатель прекрасно понимает, что подразумевается под этим «ВСЕМ». В тех условиях И.С. Тургенев не мог по цензурным соображениям уточнить смысл и содержание слова «ВСЁ». Можно очень просто догадаться, что Базарову не по нраву всё современное ему общество снизу доверху, включая политический режим. Базаров – порождение своей эпохи, герой своего времени. Радикализм Базарова – порождение либерализма русского дворянства, в т.ч. и не самых худших его представителей – братьев Кирсановых, и консерватизма русского крестьянства. Во Франции, стране столь любимой И.С. Тургеневым, люди подобные Базарову становились якобинцами и безжалостно рубили головы королю и родовой аристократии.

Каждый писатель вправе назвать своё произведение так, как считает нужным. После этого критикам и читателям остаётся дать объяснение названию произведения. «Отцы и дети»? Почему? Если бы в одной комнате собрались отцы и дети, то это не значит, что собравшиеся отцы и дети кровно или духовно связаны между собой. Очень даже может быть, что настоящие отцы и их настоящие дети находятся где-то в другом месте. Иначе роман назывался бы «Отцы и их дети». Но не могут Кирсановы быть отцами Базаровых ни кровно, ни духовно. Идейные споры Павла Петровича и Евгения Васильевича, которые неизменно заканчиваются победами Базарова, для большинства русского народа не представляют никакого интереса. Это прекрасно понимает и сам Базаров, предпочитая конкретные дела бесполезной болтовне: он изучает естественные науки, беспощадно режет лягушек, помогает отцу в его лечебной практике.

«Длинное и худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висящими бакенбардами песочного цвету, он оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», – таким предстал перед читателями Евгений Базаров. Не случайно роман посвящён памяти В.Г. Белинского – есть в авторском портрете Базарова что-то такое, напоминающее внешне Белинского; хотя о полном внутреннем сходстве говорить не приходится, хотя и тому, и другому свойственны сильная воля, незаурядный ум, большая целеустремлённость, подкупающие мужество и стойкость. Вместе с тем, Базаров отрицает право личности на индивидуальность, сравнивая людей с деревьями в лесу. В этом проявляется реакция Базарова на аристократизм и на сословные привилегии. Но отсюда один шаг до формулы «лес рубят – щепки летят!», ставшей оправданием массовым репрессиям. В то же время Базаров крайне самолюбив, не терпит никаких и ничьих возражений, претендует на владение истиной в последней инстанции.

Все персонажи романа, несмотря на все свои различия, – дети своего времени. У каждого героя есть свои положительные и отрицательные черты характера. Так, Базаров суров, аскетичен, угрюм и внешне груб. Порой он буквально циничен, когда говорит о природе и о человеческих чувствах, порой невежественен, когда говорит о Пушкине как о человеке военном. С другой стороны, Базарову свойственна простота, свобода и сила истинно народного русского языка, что помогает ему побеждать в словесных баталиях с Павлом Петроаичем. Базарову свойственна любовь к труду и критическое отношение к простому народу, к крестьянам, к работникам на ферме Николая Петровича: «Работники смотрят отъявленными ленивцами; а управляющий либо дурак, либо плут. », «Русский мужик бога слопает», «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения. » И к себе, и к своим немногочисленным единомышленникам Базаров относится критически: говорит, что если их «раздавят», то туда и дорога, но «тут ещё бабушка надвое сказала», «нас не так мало, как вы думаете, «от копеечной свечки Москва сгорела».

Да, Базаров – фигура трагически одинокая. Тем закономернее выглядит его закономерная и случайная одновременно преждевременная и трагическая гибель: автор убивает своего героя, т.к. не видит для его жизни никакого разумного продолже-ния. Герой умирает в расцвете лет, не оставив после себя ничего кроме холмика на деревенском кладбище, да безутешных престарелых родителей. Сухая веточка на древе бытия, не способная принести никаких плодов – вот кем представляется Базаров автору романа.

Тургенев сделал Базарова трагическим героем. «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и всё-таки обречённая на погибель», – так формулировал автор свою творческую задачу. Трагическое положение Базарова связано также с особенностями философии истории самого И.С. Тургенева. Роман «Отцы и дети» накладывает дополнительный трагический отпечаток на его героев. Базаров отрицает любовь, а внезапно вспыхнувшая вопреки его воле любовь оказывается сильнее его математически точной теории. Базаров говорит, что природа – не храм, а И.С. Тургенев представляет её величественным и прекрасным храмом. Базаров отрицает Шуберта и Рафаэля, но И.С. Тургенев глубоко верит в «вечную» и непреходящую ценность их творений. Базаров приобретает в романе черты героического величия именно потому, что он, как незаурядная мыслящая личность, вступает в борьбу с понятиями «вечными и непреодолимыми». В отношении Тургенева к Базарову наряду с любовью автора к своему герою сказались и некоторая классовая неприязнь писателя, и его умеренно-либеральные иллюзии, исторически обусловленные всем ходом развития русской общественной мысли. При такой философской посылке И.С. Тургеневу казалось, что он написал роман о «грешном бунтующем сердце», скрывшемся в могиле, о «великом спокойствии «равнодушной» природы», «о вечном примирении и о жизни бесконечной».

Набрано с рукописного текста 16 августа 2003 г.

П.С. В первоначальном замысле это эссе – школьное сочинение по литературе по мотивам романа «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883), которое было вымучено мною совместно с моим племянником-школьником средней школы. В нём внесены минимальные орфографические изменения!

© Валентин Поляков, Юрий Поляков 2021

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *