Что такое ниткография в рисовании
Конспект мастер-класса для педагогов «Нетрадиционная техника рисования — ниткография»
Магомедова М.Ф.
Конспект мастер-класса для педагогов «Нетрадиционная техника рисования — ниткография»
Цель мастер-класса: знакомство педагогов с нетрадиционной техникой рисования – ниткографией.
• раскрыть понятие «ниткография» и способы ее использования в ДОУ;
• определить значение использования ниткографии в развитии дошкольников;
• провести практическую часть для педагогов с применением основных простейших способов ниткографии.
Что же такое ниткография?
Ниткография – (сочетание слов «нитка» и «grafo» — пишу, то есть «пишу ниткой» или «рисую ниткой») – это создание картин с помощью ниток.
Корни ниткографии можно обнаружить у индейского народа уичоли, который проживал в древние времена в Мексике. Они изготавливали специальные картины из пряжи. Традиционно картины представляли собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторон смесью пчелиного воска и сосновой смолы, на которую наклеивали разноцветные шерстяные нитки в форме различных узоров. Согласно поверьям, дощечки с такими картинами являлись проводниками в мир духов.
Ниткографией могут заниматься не только взрослые, но и дети дошкольного возраста. Благодаря занятию ниткографией развивается мелкая моторика. Работая с нитками, клеем, ножницами, дети не только выполняют сенсорно-двигательные упражнения, но и получают более детальное представление о предметах, что способствует развитию умственной и речевой активности, а также развитию воображения. Занятия ниткографией позволяют не только развивать моторику, но и внимание, усидчивость, кропотливость. Кроме того, у ребенка развивается глазомер, он видит, какую по длине нитку лучше взять, какой длины провести линию; цветовосприятие (он учится подбирать цвета).
Помимо этого, ниткография позволяет развивать аккуратность, зрительное восприятие; формировать ритмичность и точность движений.
Все это позволяет подготовить руку ребенка к письму, наладить с ним психологический контакт, привить уважение к прекрасному.
Конспект НОД по рисованию «Зимушка» (нетрадиционная техника рисования) Конспект НОД по рисованию «Зимушка»[/b]Художественно-эстетическое развитие (рисование) Использование нетрадиционной техники рисования —.
Конспект НОД «Тыква» (нетрадиционная техника рисования по манной крупе) в подготовительной группе. Конспект НОД «Тыква» (нетрадиционная техника рисования по манной крупе) в подготовительной группе. Автор: Добрякова Елена Викторовна, воспитатель.
Нетрадиционная техника рисования — ниткография
Разумова Дарья
Нетрадиционная техника рисования — ниткография
В последнее время всё более популярными на занятиях по рисованию в детском саду становятся разнообразные техники рисования нитками. Нестандартные приёмы рисования помогают раскрытию в детях творческого потенциала, создают непринуждённую атмосферу радостного созидания, способствуют самовыражению детей. Кроме того, необычный подход к проведению занятий по рисованию пробуждает в ребёнке любознательность маленького исследователя, познающего окружающий мир. Поиск новых решений стимулирует абстрактное и логическое мышление, художественную импровизацию, развивает воображение и чувство вкуса, расширяет границы творческой фантазии ребёнка, активизирует изобретательность, совершенствует ручные умения, способствует развитию речи.
Главная цель таких занятий: создание условий для экспериментальной деятельности ребёнка в области освоения образности и символики цвета.
— учить детей обращаться к своему опыту, анализировать свои чувства, творить новые смыслы и формы;
— развивать творческий потенциал детей: фантазию и образное мышление;
— привить художественные навыки и эстетический вкус.
выкладывание изображения прямой нитью или волнами, кругами, овалами, жгутиками на шероховатой поверхности (ниткопись);
заполнение силуэта мелко нарезанными нитками или плотно уложенными в свободном порядке ровными, скрученными нитками с использованием клея (ниткография);
выкладывание в хаотичном порядке окрашенной нити между листами бумаги и вытягивание её (ниткопись);
заполнение угла и окружности по схеме с помощью прокалывания иглой, перебрасывания, пересечения нитей (изонить);
Фотоотчет «Нетрадиционная техника рисования» Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что.
Презентация «Нетрадиционная техника рисования» Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования,.
Нетрадиционная техника рисования «Монотипия» Мастер- класс для воспитателей Использование нетрадиционной техники рисования «Монотипия» Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению.
Нетрадиционная техника рисования (монотипия) «Бабочка» Цель: 1. Расширить представления детей о представителях фауны нашей страны, познакомить с жизнью бабочек, опыляющих растения и собирающих.
Нетрадиционная техника рисования солью Нетрадиционная техника рисования солью И в два, и в три, и в шесть, и в пять Все дети любят рисовать. Рисуют кистью и мелком, Простым,.
Нетрадиционная техника рисования «Весёлые гусенички» Нетрадиционная техника рисования «Веселые гусенички» Мои юные художники, ребята из средней группы «Веснушки» попробовали нарисовать гусеницы.
Нетрадиционная техника рисования «Граттаж» Статья на тему: нетрадиционная техника рисования «Граттаж» Наш мир постоянно меняется. Соответственно меняется и мировоззрение человека.
Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «ниткография»
Маша Часовская
Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «ниткография»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №119 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей
Выборгского района Санкт-Петербурга «Незнайка»
Мастер класс
«Нетрадиционное рисование: Ниткография»
Выполнила: Часовская Мария Владиммировна
«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность нетрадиционной техники рисования в детском саду. Познакомить педагогов с многообразием нетрадиционных техник рисования.
Сообщение «Формы нетрадиционного рисования»
Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.
Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.
Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей!
Каждый ребенок – это личность. Они имеют свое мнение, свои способности, предпочтения и интересы. Но, все они без исключения любознательны, обожают играть и рисовать, даже если это и не совсем правильно получается. Именно для того, чтобы научить ребенка рисовать, привлечь его к миру прекрасного и просто, в процессе работы, донести до него новые знания, информацию, воспитать в нем те или иные качества, в детских садах используют нетрадиционное рисование. Наиболее часто применяемые техники – это:
1. рисование руками (ладошками или пальчиками);
4. рисунки по сырой бумаге;
6. использование восковых мелков или свечи и акварели;
8. рисование с использованием природных материалов (веточки, листики и даже крупа);
9. ниткография;
10. коллаж и многие другие не менее интересные способы.
Мастер-класс по технике «ниткография».
Цель мастер-класса: знакомство с нетрадиционной техникой рисования – ниткографией
На этом необычном и очень интересном приёме мы хотим остановиться и рассказать о нём более подробно. Сейчас мы все вместе попробуем нарисовать с помощью нитей.
Ниткография
Обыкновенной ниткой рисовать.
Вот образ волка, кошки или льва,
А может здесь носатая сова?
Мышата зашуршали из-под нитки:
— А где наши нарядные накидки!
Всё завертелось, кубарем пошло…
И мысли вдруг зашевелились,
Чудесной песней на листы полились,
Волшебную нам сказку написали,
Иголочку и нитку прославляли.
А те и рады на бумаге танцевать,
Фантазию лихую нам бы обуять
Главная задача художника – ниткографиста: найти в петлях и крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и использовать в рисунках.
Главная цель таких занятий: создание условий для экспериментальной деятельности ребёнка в области освоения образности и символики цвета.
— учить детей обращаться к своему опыту, анализировать свои чувства, творить новые смыслы и формы;
— развивать творческий потенциал детей: фантазию и образное мышление;
— привить художественные навыки и эстетический вкус.
Форма организации деятельности: индивидуально-практическая.
Ниткография, доступно детям с 3-х летнего возраста. Чем старше ребенок – тем больше самостоятельности в рисовании, фантазировании, дорисовывании.
Для занятий потребуется: гуашь, кисточка и мисочка, бумага, нитки (лучше № 10, пряжа или веревочка (в зависимости от выбранного способа рисования, карандаши или фломастеры для дорисовки.
Ниткография,применяемая в детском саду поэтапно:
Первый способ. «Ниткопись», доступный для маленьких детей метод ниткографии.
Возьмите шерстяную или акриловую нить, немного распушите ее. Изображения, получаемые от нитей с большим ворсом, гораздо интереснее для детей. Длина нити – 40-45 см.
1. Приготовьте обычный лист бумаги формата А4.
2. Опустите нить в краску любого цвета.
3. Положите нить на листок бумаги.
4. Накройте лист с нитью другим бумажным листом. Можно использовать не два, а один лист. В этом случае его нужно сложить пополам и ниточку располагать между двумя половинами листа.
5. Поводите нитью в любом направлении.
6. Раскройте половинки листа (если используете один листок) или уберите второй лист (если работаете с двумя листами).
7. Уберите нить с краской.
8. Дорисуйте причудливое изображение, полученное от ворса нити, проявив фантазию.
1. Возьмите основу для будущей картины. Как правило, в детском саду используется обычная или плотная бумага;
2. Нанесите рисунок, который необходимо воспроизвести при помощи ниток, на бумагу (обычно это делает воспитатель, но простые узоры могут нарисовать и сами дети). Можно рисунок сделать простым карандашом, а можно воспользоваться прочными красками. Готовые схемы, найденные в интернете, тоже можно использовать в качестве шаблона для будущей картины. Если вы хотите, чтобы дети сотворили что-то сложное, возьмите фото рисунка и приклейте его к основе. Прямо поверх этого фото дети будут приклеивать нити;
3. Нанесите клей при помощи кисточки по контуру изображения (с этим легко справятся сами дети);
4. Приклейте нити по четко отмеченным границам. Нити нужно начинать приклеивать на не высохший клей, плотно прижимая их к основе;
5. После выполнения контура рисунка, заполните его внутреннюю часть. Нитки можно приклеивать как по спирали, так и в хаотичном порядке. Главное условие – заполнение пространства внутри фигуры без пропусков, без «белых пятен»;
6. Если в рисунке есть мелкие детали, то работу по созданию картины начинайте именно с них;
7. После полного высыхания клея на всей поверхности картины, прогладьте ваш шедевр утюгом, используя марлю или тонкую ткань. Это позволит скрыть возможные неровности, образованные при выкладывании рисунка;
8. Поместите ваше рукодельное творение в рамку. Рамку можно купить в магазине или сделать самим. Очень красиво смотрится оформленная картина с использованием паспарту.
Такая ниткография, сделанная детскими ручками, уникальна, несет в себе неповторимую положительную энергетику.
1. Нанесите рисунок, который необходимо воспроизвести при помощи ниток, на бумагу Можно рисунок сделать простым карандашом или взять готовые.
2. Мелко нарежьте толстую пряжу, (дети старшего возраста могут это самостоятельно, а для младших нужно подготовить)
3. Наносим клей частями на рисунок и прикладываем подготовленную нитку.
Изонить (рисование нитью).
Изонить – создание картин из нитей без использования клея. Нити по предварительно сделанной схеме выкладываются при помощи их переплетения и закрепляются декоративными гвоздиками или протягиваются в дырочки. Выполнение простых узоров в технике изонити доступно для старших дошкольников.
Применение в рисовании этой нетрадиционной техники в детском саду, позволит сделать занятия детей увлекательными и интересными.
Ниткография в работе с детьми вознаградит Ваш труд сполна! Дети научатся создавать маленькие шедевры изобразительного искусства, станут более усидчивыми, спокойными, будут стремиться к познанию нового.
Список используемых источников
3. Боровик О. В. Развитие воображения. – М., 2000.
6. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997.
8. Громов Е. С. Природа художественного творчества. – М., 1986.
15. Комарова Т. С.Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990.
20. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. – М., 2004.
23. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Казаковой Р. Г. – М., 2004.
«Зимний пейзаж». Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования «Кляксография» Мастер-класс по нетрадицонной технике рисования «Кляксография». На тему: «Зимний пейзаж». Цель мастер-класса: Познакомить детей с таким.
Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования цветной манкой «Весенние цветы» Цель: Познакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы. Познакомить педагогов.
Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного искусства в детском саду» Мастер – класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного искусства в детском саду». Разработала: Воспитатель.
Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «ниткография» Ниткография Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, где вы сможете познакомиться с мощным и неоправданно забытым инструментом.
Мастер-класс для родителей «Чем занять ребёнка дома?» по нетрадиционной технике рисования Чем занять ребёнка дома? Этот вопрос очень часто возникает перед родителями. Ребёнку надоели его привычные занятия: игра в игрушки, рассматривание.
Мастер-класс для родителей по нетрадиционной технике рисования Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад № 175 комбинированного вида » Непоседы». Мастер – класс для родителей.
Мастер-класс для воспитателей по нетрадиционной технике рисования «Сухая кисть» Мастер – класс для воспитателей нетрадиционной технике рисования «Сухая кисть» Рисунок «Зимний лес» Подготовила воспитатель: Борисова Ю.
Мастер-класс «Осенний ковер» по нетрадиционной технике рисования «зендудлинг» Мастер – класс «Осенний ковер» Проект «Арт-терапия для детей и взрослых» (нетрадиционная техника рисования: «зендудлинг») Цель проекта:.
Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования «Зимний пейзаж» Использование нетрадиционных методов рисования всегда вызывает у детей большой интерес и много положительных эмоций. Сегодня я решила представить.
Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «грифонаж» Мастер-класс в нетрадиционной технике по рисованию «Грифонаж» Воспитеатель по изодеятельности: Купеева Анжела Юрьевна Тема: «Тайны.
Ниткография и ниткопись в детском саду: расширяем границы творчества
Воспитатели, искренние любящие детей и увлечённые своей профессией, всегда стараются выходить за рамки традиционной программы по изобразительному искусству и периодически предлагают дошкольникам творить в нетрадиционных техниках. Детям очень нравятся такие занятия, ведь они предполагают большие возможности для самовыражения и проявления фантазии. Оригинальным же и доступным способом рисования является ниткография и ниткопись.
Что такое ниткография и ниткопись
Ниткография — это выкладывание с помощью толстой нити либо шнура изображений различных предметов. Нитка при этом приклеивается к основе. В результате получается необычная фактурная картинка, даже если выбираются несложные образы. Изображение может быть контурным или же объекты полностью «заштриховываются» пряжей.
Изображение может быть контурным, или же объекты заштриховываются нитью
Эта техника зародилась в Мексике. Местные мастера создавали картины с этническим колоритом из толстой шерстяной пряжи. Основа пропитывалась особой смесью с содержанием сосновой смолы и пчелиного воска, а разноцветные нити образовывали различные узоры. Благодаря простоте исполнения и малозатратности ниткография популярна и в наше время.
Разновидностью ниткографии является ниткопись. Это рисование окрашенной нитью (удобнее всего гуашью). Она многократно и витиевато изгибается — в результате получается изящное и часто фантастическое изображение. Клей в такой картине уже не используется. С помощью окрашенной пряжи чаще всего рисуют цветы, бабочек, подводные, космические и волшебные пейзажи.
Окрашенными нитками часто создают красивые цветочные композиции
При этом законченный образ часто дополняется уже кисточкой.
Конкретные детали образа дополняются кистью
К рисованию нитками также относится изонить. При работе в такой технике на основе предварительно прокалываются дырочки по контуру изображения, и нити в них продеваются, формируя образ.
По контуру объекта располагаются дырочки, в которые продеваются нитки
Задачи использования техник ниткографии и ниткописи в детском саду
Рисование нитками имеет большое значение для развития дошкольников, решает ряд важных образовательных, развивающих и воспитательных задач:
Кропотливая работа замечательно развивает мелую моторику и воспитывает в детях усидчивость
Практиковать рисование нитками в детском саду можно уже со средней группы. Вначале это будут совсем простые образы, например, коллективная композиция «Корзинка с клубочками». Воспитатель выкладывает самый крупный элемент — корзину, а малыши дополняют её разноцветными клубочками (спиральки из ниток).
Вначале воспитанники средней группы создают совсем простые образы
Со временем работа усложняется, появляется более сложное контурное изображение и «штриховка».
Необходимые материалы для занятий
Рисование нитями предполагает необычные сочетания материалов и инструментов для работы. Так, для ниткографии понадобятся следующие предметы:
Основа может иметь форму какого-то предмета, которые дети будут украшать нитками
Нить для рисования нужно выбирать толстую и нескользящую
Для ниткописи же необходим следующий набор материалов:
Гуашь не должна быть старой и засохшей — жидкую разводить водой проще
Основные приёмы ниткографии
Вначале на основе выполняется рисунок простым карандашом. В средней группе это делает воспитатель, старшие же дошкольники — самостоятельно.
После этого контур изображения промазывается клеем, затем к нему приклеивается нитка. Элементы образа можно полностью заполнить пряжей в соответствии с цветовым замыслом композиции.
В зависимости от возраста дошкольников и степени развития их мелкой моторики можно использовать различные приёмы ниткографии: нити скручиваются в жгутики, завязывается в косички, формируются шарики, пучки, волны (изображение от этого становится ещё объёмнее).
Нитки можно выкладывать эффектными волнами — это создаст эффект объёма
Плотность и направление пряжи может быть любой. Например, круглые объекты удобно заполнять по спирали, квадратные и прямоугольные — параллельными линиями. Главное — избегать пространства между нитками.
Элементы образа можно заполнять нитями по спирали либо параллельными линиями
Как вариант можно мелко нарезать пряжу и заполнять ею рисунок.
Изображение из нарезанной пряжи получается более объёмной
После приклеивания нити нужно слегка прижать к основе руками или листом бумаги.
Пошаговое выполнение композиции «Вишенки» в технике ниткографии
Рисовать вишни нужно простым карандашом
Клей наносится непосредствено на графический рисунок
Уложить нитку ровно поможет зубочистка
Круглую вишню удобно заполнять ниткой по спирали
Длинные элементы заполняются такими же длинными параллельными линиями
Листики имеют более тёмный оттенок зелёного, чем черенки вишен