Что такое нивы в стихотворении

Стихотворение и анализ «Нивы сжаты, рощи голы…»

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем, совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребёнком

Запрягался в наши сани.

Краткое содержание

Что такое нивы в стихотворении. Смотреть фото Что такое нивы в стихотворении. Смотреть картинку Что такое нивы в стихотворении. Картинка про Что такое нивы в стихотворении. Фото Что такое нивы в стихотворении

А. Куинджи. Осенняя распутица

Стихотворение С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» датируется 1917 годом и посвящено описанию поздней осени. Несмотря на грустную картину увядания, автор сумел рассмотреть в ней удивительную красоту, наполненную тихой печалью перед наступлением холодов. Перед глазами возникает изрытая дорога, пустынные поля и оголенные рощи, нависший сырой туман прячет и без того тихое, осеннее солнце. Вся природа замерла в ожидании зимы.

Последнее четверостишие несет в себе уже другой настрой. Звонкая чаща призвана разбудить окружающую природу, сбросить унылость и хандру. Месяц поэт сравнивает с жеребенком, символизируя, таким образом, перевозчика, который скоро доставит в эти края морозную зиму.

Зима для крестьянина – одно из самых любимых времен года – урожай убран, самые тяжелые полевые работы остались позади. Поэтому в стихотворении все посвящено ее ожиданию. Сам герой появляется лишь в конце произведения, до этого момента он играет роль стороннего наблюдателя, описывающего природу своих родных мест.

Даже став городским жителем, Есенин не утратил крестьянского духа. Это проявлялось в его отношении к природе, его умении во всех процессах, происходящих в ней, увидеть глубокий смысл. Он не применял стандартных поэтических сравнений, а рисовал образы, напрямую связанные с крестьянским бытом. Это хорошо прослеживается в данном стихотворении: солнце – это колесо, месяц – жеребенок. Поэт, идеализировавший деревенскую жизнь, был уверен, что, лишь подчиняясь законам природы, человеку удастся сохранить чистоту своих помыслов.

Анализ

История создания

К моменту написания стихотворения Есенин уже пять лет жил в Москве, но постоянно испытывал щемящее чувство тоски по родному Константиново. Ему очень недоставало природы отчего края, и в его памяти часто всплывали образы белых берез, безбрежных полей, лугов, залитых солнцем, молодого месяца на звездном небе. Они вдохновляли поэта на создание новых произведений. Под впечатлением от этих воспоминаний появилось и анализируемое стихотворение. Несмотря на эпоху перемен, в нем нет и намека на политику, поэт просто делится с читателем картиной осеннего пейзажа родного края.

Персонажи и образы

Центральное место в стихотворении занимают образы природы. Автор так смог передать осеннее настроение, что перед глазами возникают яркие реалистичные картины. В них прослеживается прочная связь творчества Есенина с народным фольклором. Природа у него словно оживает, находится в движении: солнце скатывается, как колесо, дорога дремлет и мечтает, месяц в образе жеребенка запрягается в сани. Такого рода сравнения обычно использовались народом при создании разных сказок, преданий, былин.

В роли лирического героя представлен сам автор. Это его глазами читатель видит удивительные картины осени, его слова передают ее описание очень яркими и точными выражениями.

Композиция

В стихотворении простая линейная композиция. Четко выделяется экспозиция, где дается общая картина увядающей природы. В завязке автор описывает скрывающееся за горизонт солнце. Развитие действия начинается с изображения грезящей зимой дороги. Наконец, кульминация и развязка посвящены личному впечатлению героя от рыжего месяца, подобного жеребенку. Последнее четверостишие символично тем, что опустившаяся на землю ночь окончательно усыпила природу, сон которой продлится до наступления весны.

По литературному направлению это произведение принадлежит к имажинизму. Его последователи считали метафору основным средством художественной выразительности, а главным в творчестве – создание образа. По родовой принадлежности стихотворение относится к лирике, по жанру это – пейзажная лирика.

Размер и средства художественной выразительности

Практически у каждого поэта был свой любимый стихотворный размер. У Есенина это – четырехстопный хорей. Его он и использовал при написании данного текста. Этот размер наиболее близок к фольклору, что приближает авторское произведение к народному. Рифма здесь перекрестная – АБАБ, местами неточная: голы-горы, сырость-скатилось.

Язык произведения простой, разговорный, народный, без пафосных конструкций и оборотов. Именно это придает тексту особую яркость и выразительность. Автор использует большое количество метафор и олицетворений: «колесом за сини горы солнце тихое скатилось», «дремлет взрытая дорога, ей сегодня примечталось», «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани», а также эпитетов: «солнце тихое», «взрытая дорога», «седая зима», «рыжий месяц».

Проблематика и основная идея произведения

Автор не вкладывает в произведение никакого тайного смысла, как и не затрагивает никаких проблем, кроме одной – любовь к родине и ее природе. Он просто делится с читателем своим восхищением предзимним сельским пейзажем. Здесь есть и грусть, навеянная осенней картиной, что заставляет невольно задуматься о быстротечности жизни, и предвкушение пробуждения. Ведь природа уснула не навсегда, пройдет зима и все вокруг вновь оживет, начнется отсчет нового жизненного круга. Этот мотив часто прослеживается во многих есенинских стихотворениях, особенно относящихся к позднему периоду.

В стихотворении ярко отразилась любовь поэта к природе родного края. Поскольку такие чувства знакомы каждому человеку, это произведение не утратит своей актуальности во все времена. Оно учит тому, что родину нужно принимать любой. Пусть это будет унылый осенний пейзаж, или размытая дождями проселочная дорога, выжженное солнцем поле или занесенная снегами окраина села. Иногда простой деревенский пейзаж оказывается во сто крат дороже роскошных морских побережий.

Источник

Значение слова нива

Словарь Ушакова

| перен. Поприще, область деятельности (книж. ритор. устар.). Трудился на ниве народного просвещения.

Этимологический Словарь Русского Языка

Общеславянское – niva (низменность).

Слово «нива» – славянское по происхождению и обозначает «пашню» или «засеянное поле». Впервые встречается в литературных памятниках в XI в.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

1. Поле, пашня; хлеба.

* Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам, Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам. // Пушкин. Песнь о вещем Олеге //; Лишь ветер не дает покою Вершинам придорожных ив, И выгибаются дугою, Целуясь с матерью-землею, Колосья бесконечных нив. // Некрасов. Стихотворения // / *

2. Область деятельности.

* Природа-мать! Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, заглохла б нива жизни. // Некрасов. Стихотворения // / *

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Тезаурус русской деловой лексики

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

НИВА, ы, ж. Засеянное поле. Желтеют нивы. Ни ниве просвещения (перен.: в области просвещения, народного образования; высок.).

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— иллюстрированный еженедельный журнал, издается с конца 1869 г. в СПб. А. Ф. Марксом; одно из распространенных в России периодических изданий. В начале Н. давала своим подписчикам в виде бесплатной премии альбомы и олеграфии, а с 1891 г. — ежемесячное «Литературное Приложение» и собрание сочинений русских писателей, старых и новых: Ломоносова, Фонвизина, Екатерины II, Полежаева, Кольцова, Достоевского, Григоровича, Боборыкина (в 1897 г.). Редакторами Н. были В. П. Клюшников, Д. И. Стахеев, Ф. Н. Берг и кн. М. Волконский, а теперь состоит А. А. Тихонов (Луговой).

Источник

Анализ стихотворения «Желтеющая нива» Лермонтова

Что такое нивы в стихотворении. Смотреть фото Что такое нивы в стихотворении. Смотреть картинку Что такое нивы в стихотворении. Картинка про Что такое нивы в стихотворении. Фото Что такое нивы в стихотворении

­ Пример анализа 1

История создания

Стихотворение было написано в 1837 году, когда Михаил Юрьевич находился в заключении. Против Лермонтова выдвинули обвинения за публикацию стиха «Смерть поэта», посвященному гибели Пушкина. В тексте обнаружили выражение политического мнения автора, критику современного общества и системы, которые привели к кончине Александа Сергеевича. На время следствия и до принятия решения по делу Лермонтова заключили под стражу. Поэт пробыл в тюрьме несколько недель, затем его отправили в ссылку.

Михаилу Юрьевичу запретили писать и отобрали чернила и бумагу. Но он все равно записал стихотворение. Сделал он это обгоревшими спичками на бумаге, в которой приносили еду. Удивительно, что в столь трудное время, находясь в тюрьме, Лермонтов вспоминал прекрасную природу. Именно в неволе он осознал, как же хорошо иметь возможность наслаждаться ее прекрасными видами, чувствовать единение с окружающим миром. Ведь в тот момент для поэта такая возможность была недоступна. Зато он создал произведение, в котором все говорило о свободе и спокойствии.

Пейзаж был наделен чертами, присущими для разного времени года. Это указывает, что написанная картина была придумана автором, а не увидена им в реальной жизни.
Первая публикация стиха состоялась в 1840 году в поэтическом сборнике Лермонтова.


Темы и проблемы

Основной темой стихотворения является природа и ее связь с душой человека. В каждой строфе произведения происходит смена места событий и времени дня. Таким образом, Лермонтов сумел описать красоту природы с разных сторон. Он представил ее динамической: она поддается вечным обновлениям и находится в вечном движении. Описание душевных переживаний лирического персонажа и философские размышления подытожили рассказ про чудесный пейзаж.

Проблематика стихотворения — человек не в состоянии полноценно жить без связи с природой. Она наполняет его необходимой энергией. Окружающий мир представляется как определенный путь к Богу и гармонии с собой. Герою наблюдение за природой и общение с ней дают жизненные силы и возможность почувствовать себя счастливым и свободным. Это отображается в последней строфе, где рассказывается об изменениях к лучшему внешнего вида героя и его души. Лирический персонаж получает возможность постичь счастье на земле и понять мироздание.

Настроение передает спокойствие героя и его просветление.

Основная идея

Суть произведения — описать преображение человека путем познания величия и красоты природы. Мир вокруг лирического персонажа показывает ему свои богатства. Благодаря диалогу с природой, он начинает чувствовать гармонию мира и становится его частью. А также отыскивает источник вдохновения и сил.

Наблюдение за пейзажем со стороны, которое происходило в начале произведения, быстро перерастает в диалог с природой. Эта беседа превозносит героя, делает его счастливее.

Главная идея стиха — в единстве с природой человек проживает мгновения счастья, ведь она связывает его с божественной силой.

Композиция стихотворения

Стихотворение представлено в виде ритмичного периода. В нем заключается одна сложная мысль. Стих состоит из четырех четверостиший. Первые 3 строфы ведут к философскому заключению, признанию героя, что творится у него на душе. Каждая из них начинается со слова «когда» и по-своему описывают пейзаж:

в первой строфе повествуется про 3 среды обитания человека в окружающем мире — лес, сад и поле, каждая из них вызывает восхищение у лирического героя;
во втором четверостишье герой произведения описывает ландыш;
третий катрен динамичен, в нем кратко показана душа героя, который любуется журчащим родником.
Для персонажа природа открывает возможности предаться размышлениям.

Последняя строфа, в отличие от предыдущих, начинается с союза «тогда». В ней заключается основная мысль стихотворения, ведь наблюдение за природой может подарить человеку счастье и приблизить его к Богу. Находясь в тюрьме, Михаил Юрьевич осознал всю прелесть свободы, ведь она дает возможность любоваться окружающим миром и любить бога.

Жанр и размер

Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике. В первых двух катренах поэт рисует природные красоты, а в последнем выражает свои философские заключения. Также присутствует сюжет. Жанр стихотворения — элегия. Оно относится к романтизму.

Лирическое произведение было написано при помощи разностопного ямба. В основном поэт использовал 6 стоп, но в отдельных строках размер меняется из-за слишком длинных слов. За счет этого в стихотворение создается чувство вечного движения. В первой и второй строфе рифмовка перекрестная, в третьей — кольцевая.

Образы и символы

Лирический герой поэзии появляется перед читателем спокойным человеком, он не испытывает страха или тревоги, способен глубоко чувствовать природу, поэтому замечает не только очевидные простому обывателю вещи, но и видит ее тайные стороны и вступает в диалог с окружающим миром. Герой приветствует ландыш и слышит в журчании ручья нечто большее, чем просто как шумит вода.

Однако главное место в стихе занимает природа. Поэт олицетворяет ее, она живая, способна чувствовать и мыслить. К примеру, нива в стихотворении может волноваться.

Привычные рисунки природы — нива и скромные полевые цветы для Лермонтова становятся настоящим идеалом прекрасного на земле. В первой строфе она обобщена, поэт рассказывает о лесах и садах. Во второй появляется конкретный предмет — ландыш. В третьей строфе природа успокаивает лирического персонажа и он начинает думать о жизни. При наблюдении за умиротворенной природой у человека исчезает чувство тревоги и он обретает счастье.

Образ природы объемен, он символизирует идеальный замысел Бога, все отдельные крупинки которого складываются в одну картину мира.

Средства выразительности

Для придания стихотворению яркости и неповторимости Михаил Юрьевич использовал множество художественных приемов.

Лермонтов использовал большое количество эпитетов — «свежий лес», «сладостная тень», «малиновая слива», «смутный сон», «таинственная сага», «студёный ключ», «душистая роса», «румяный вечер», «серебристый ландыш», «златой час», «мирный край». За счет этого стихотворение значительно выделяется на фоне других его произведений того времени.

Поэт не скупится на олицетворения — «когда желтеет волнующая нива», «слива прячется», «ландыш кивает», «ключ играет и лепечет».
Метафоры делают стихотворение более объемным и своеобразным — «тревога смиряется», «морщины на челе расходятся». С их помощью можно наглядно представить, какие изменения происходят с героем, как меняется его внешний и внутренний мир.
Лермонтов очень точно подбирал слова, делая произведение мелодичным, в нем через звуки передаются эмоции и настроение лирического героя. Поэт использовал ассонанс, аллитерацию, что добавило музыкальности и воздушности.

В последнем четверостишии Лермонтов провел синтаксический параллелизм между первой и второй строкой.

Написанное Михаилом Юрьевичем стихотворение — уникальная работа с яркими, неповторимыми образами и глубокой философской мыслью. Оно создано в лучших традициях русской пейзажной и философской лирики.

Пример анализа 2

История создания

Данное стихотворение было написано автором в 1837 году. В тот момент поэт переживал не лучшие моменты своей жизни, поскольку находился под арестом. В заключение он попал после выхода его бессмертного произведения «Смерть поэта», которое всколыхнуло общество и систему в целом. В стихотворении автор прямо выражает свои политические взгляды и не боится критиковать строй, который привел к смерти великого Александра Сергеевича Пушкина. И пока правительство разбиралось в данном вопросе, было принято решение Лермонтова оградить от общественности путем заключения.

Стихотворение опубликовали лишь в 1840 году, добавив его в сборник других произведений творца.

Жанр, размер

Лирический герой стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» представляет собой одинокого человека, который противопоставляет себя всему миру. Он мечтает о мире, который будет совершенным и гармоничным. Так же лирический герой осознает, что такой мир является лишь мечтой, поэтому душа его наполнена страданиями и тоской.

Единственное, где он находит умиротворение – это природа, которая сама по себе идеальна. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» — это пейзажная лирика, которая имеет нотки философской. Размер написания – это разностопный ямб, но больше всего автор использует шестистопный, чем придает стихотворению некое движение, которое заканчивается в конце стихотворения.

Рифмовку автор так же использует разнообразную. Если в первых трех строфах мы видим перекрестную рифмовку, то в последнем её сменяет кольцевая.

Композиция

Данное стихотворение состоит из четырех строф. И, что самое интересное, состоит из одного предложения.

В первых трех строфах автор придается раздумьям и восхищается природой, обращая внимания даже на мелкие детали. Он получает удовольствие от природы, она питает его и придает силы.

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—

Он наслаждается красотой ручья, который спешит поведать нам историю своего странствия.

В последней же строфе мы видим некое подведение итогов, мы переходим от созерцания природных явлений к душевным переживаниям героя. Но целительное влияние природы разглаживает морщины лирического героя, и забирает все его тревоги.

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.

Образы и символы

Главным образом в стихотворении выступает лирический герой, который отличается чувственностью и добротой. Его душу задевают природные явления. Он искренне любуется и восхищается окружающим его миром. Он общается с природой, не обходя своим вниманием никого. Он отмечает красоту ландыша, разговаривает с ручьем, который ему рассказывает историю о том, с каких краев он бежит.

Природу автор так же представляет в роли одушевленного предмета. У неё есть душа, которая испытывает эмоции. Так же автор наделяет природу умением думать и размышлять. Михаил Юрьевич видит в природе все то, что хотел бы видеть в окружающих его людях. Она совершенна и не требует никаких изменений. Автор преподносит все природные явления как идеал.

Темы и проблемы

Отдельное место в данном стихотворении занимает описание пейзажа. Автор описывает природу до мелочей, ничего не обделяя своим вниманием. В каждой строфе мы видим что-то новое, то изменение времени суток, то меняется место, то время года. Мы переживаем вместе с лирическим героем различные периоды жизни. Но, именно благодаря этому, мы способны самостоятельно заметить, что природа прекрасна независимо от чего либо.

Второй темой произведения можно выделить гармонию, который автор находит в окружающей среде. Пока он наблюдает за природными явлениями, ведет диалог с ручьем – он оживает, наполняется энергией и желанием жить и творить. В эти моменты он чувствует себя по-настоящему счастливым. То, насколько изменился лирический герой, мы можем четко увидеть в заключительной строфе, где автор подводит итог.

Средства выразительности

Использование огромного количества эпитетов дает возможность автору передать как можно ярче красоту окружающих его пейзажей. С их помощью Михаилу Юрьевичу удалось «оживить» природу, и перенести читателя в то место, где находится лирический герой.

Использование олицетворений помогает передать общение лирического героя с ручьем и остальной природой. Природа оживает и заигрывает с ним. Это так же придает особую «изюминку» произведению.
Метафоры же наглядно показывают нам то, как меняется лирический герой за это время. Меняется его настроение и взгляды.
Совокупность всего этого придает тексту особую легкость, певучесть и музыкальность.

Основной смысл произведения

Основной мыслью, которую постарался заложить в стихотворение поэт, является то, какую огромную силу имеет над человеком природа. С какой легкостью она может изменить его мысли, настроения и состояния души.

В самом начале мы наблюдаем, как лирический герой просто любуется окружающей его природой, но с каждой строчкой он все больше и больше начинает понимать окружающий его мир. Он проникается, видит то, что раньше просто не замечал.

К сожалению, мы все очень мало времени уделяем на простое созерцание прекрасного. Мы тратим свою жизнь, находясь в вечном поиске идеала. И очень редко задумываемся над тем, что идеал находится все это время рядом с нами. Он везде. Он нас окружает. Стоит только присмотреться, и мы обязательно увидим великое творение природы. Каждый листик и каждый стебелек уникален, безупречен.

К сожалению, человек находится в вечном поиске. Зачем? Ведь никакая картина мира не сравниться с той картиной, которую рисует на окнах мороз.
Лишь признав превосходство, уникальность и красоту природы, мы обретем свою внутреннюю гармонию.

Источник

С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы». 3-й класс

Класс: 3

Цели:

Оборудование: проектор, портрет поэта, карточки для словарной работы, музыкальные фрагменты, презентация, листья для самооценки учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент. (Эмоциональный настрой)

Здравствуйте ребята! Литературное чтение, как никакой другой урок, даёт возможность понять друг друга и получить от урока эстетическое наслаждение. Надеюсь на плодотворную работу. В добрый путь!

– Положите руки друг другу на плечи.

«Доброе утро!» – птицы запели.
Добрые люди встали с постели.
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идёт по делам.

– Представьте, что вы – лучики солнца, раскройте пальчики, тянемся к нему.

– Чувствуете, как по вашим рукам-лучикам побежало тепло. Вам спокойно, легко, уютно, радостно от того, что мы вместе.

– Улыбнёмся друг другу.

– Видите, в классе стало ещё светлее от ваших искренних улыбок.

– Вот так по-доброму мы и начинаем наш урок.

II. Вводная беседа.

– Ребята, вы чувствуете, как уютно и тепло у нас в классе от ваших улыбок и доброго настроения. Но, стоит посмотреть в окно, как мы сразу увидим, что в природе уже мало тепла и света, один день не похож на другой, потому что в природе всё постоянно изменяется. А чтобы узнать о каком времени года пойдёт речь сегодня на уроке, отгадайте загадку:

– Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

– Ребята, посмотрите вокруг, осень пришла и к нам в класс и оставила для вас подарки – листья, опавшие с деревьев.

– Что же мы знаем об этом времени года? (Ответы учеников)

– Составим синквейн с этим словом.

– Испугались нового слова? Не надо бояться. Сейчас мы вместе выберем самые точные, яркие слова к этому времени года. Именно так работают авторы со своими произведениями. Из тысячи слов они выбирают одно – самое точное.

Осень.
Дождливая, пасмурная.
Украшает, всё увядает, наводит тоску.
Осень украсила пёстрым ковром всю землю.
Красота.

– Осень – это замечательное время года, которое не оставляет людей равнодушными к своей красоте. Многие писатели и поэты посвятили ему свои произведения, послушайте:

Фёдор Иванович Тютчев так писал об осени:

«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера».

– А для Александра Сергеевича Пушкина это

«Унылая пора! Очей очарованье!»

«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной» – писал Иван Алексеевич Бунин.

– Что я сейчас прочитала? (Стихотворения)

– Назовите отличительные признаки стихотворения? (Ритм и рифма)

– Какие художественные приёмы используют авторы для написания стихотворений? (Олицетворения, сравнения, метафора, эпитеты)

– Эти приёмы помогут нам понять образный язык того стихотворения, над которым мы сегодня будем работать. Это стихотворение замечательного русского поэта, чьи напевные, полные очарования строчки находят отклик в сердце каждого из нас.

– А чтобы узнать его имя, зачеркните лишние буквы и сможете прочитать слова, которые здесь спрятались, узнайте его имя:

САПСЕРГЕЙКУЕСЕНИНФ – Сергей Есенин

Сергей Александрович Есенин родился 114 лет назад, 3 октября в 1895 году, в старинном селе Константинове, что протянулось по правому берегу Оки, неподалёку от Рязани. Талант Сергея Есенина был в его душевной распахнутости, искренности, обаяния. Природа соединила в одном человеке с поразительным даром слышать музыку времени, чувствовать красоту мира, жить, «волнуясь сердцем и стихом», так говорил о себе поэт.

(Слушание фрагмента песни на слова С. Есенина «Отговорила роща золотая»).

– Прочитайте эпиграф к уроку:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу. (С. Есенин)

– О чём эти строки? (О любви поэта к родине)

– Через свою поэзию Есенин смог рассказать нам о своей безграничной любви к родному краю. Потому что он вырос среди русских пахарей, которые знают цену каждому колоску в поле, каждой травинке на лугу. Любовь к родному краю немыслима без любви к природе, без милосердия к людям, сочувствия ко всему живому. «До радости, до боли» близки поэту родные русские просторы, которым нет ни конца, ни края – деревья, цветы, травы, реки, зори – во всем открывает он «душу живую».

III. Работа над темой урока.

1. Определение темы и цели урока.

Определите тему урока. (Стихи Сергея Есенина)

– Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь в стихотворении? (Об осени)

Тема нашего урока «С. Есенин, стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы».

– Какие цели поставим перед собой на уроке? (Познакомиться с новым стихотворением, научиться его читать выразительно и получать от этого удовольствие; понимать образный язык произведения, развивать поэтический вкус, получать от чтения стихотворения эстетическоенаслаждение).

– Что постараемся понять, прочитав стихотворение? (Работая над стихотворением, мы должны доказать, что С. Есенин испытывал глубокую щемящую любовь к родному краю.)

– Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушайте и постарайтесь ответить на вопрос, записанный на доске:

– Что испытывал поэт, когда писал это стихотворение? (Грустит вместе с природой)

– Ответьте на вопрос, поставленный перед чтением.

2. Самостоятельное чтение стихотворения.

– Прочитайте стихотворение самостоятельно в полголоса, чтобы представить полную картину, почувствовали красоту Есенинского стихотворения, помечая карандашом непонятные слова.

3. Словарная работа.

– Переставьте карточки так, чтобы соединить слово и его значение.

4. Работа над содержанием.

1 строфа

– Прочитайте только первую строфу – первые 4 строчки.

– Какое время года описывает поэт? (Осень)

– О какой осени пишет Есенин? Ранней, золотой или поздней?

– Какие слова выбирает автор, чтобы мы представили осень? (Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось).

– Как вы понимаете выражение «рощи голы»?

– Почему у Есенина «солнце тихое»? (Светит мало, греет не так как летом)

– Какие звуки помогают автору изобразить сырость, увядание природы, грусть? (Звуки: о, и, ть, сь, к.)

– Найдите эпитет в первой строфе. (Сини горы, солнце тихое)

– Какой темп прочтения будет в 1-ой строфе? (Медленный)

– А какой тон? (Напевный, грустный)

– Будем читать громко или тихо?

2 строфа

– Прочитайте вторую строфу.

– О чём пишет поэт в этой части? (О дороге)

– Почему он написал о дороге? Что такое дорога? (Это путь)

– Какие звуки помогают понять, какая эта дорога? (Взр)

– Да, действительно, поэт воспринимает дорогу как живую. Какие слова говорят об этом? (Дорога дремлет, ей примечталось)

– Какой это приём? (Олицетворение)

– В каких словах ещё выражено олицетворение? (Зима седая)

– Почему дорога мечтает о зиме? (Уберёт всю грязь)

– Почему поэт 2 раза употребил «совсем-совсем»? Что хотел этим сказать? (Скоро придёт зима, которая укроет землю своим белым пушистым покрывалом, которое по-своему украсит землю)

– Каким тоном будем читать эту строфу? (Спокойным, мечтательным)

– Какой темп будем соблюдать? (Медленный)

– С какой громкостью прочитаем эту строфу? (Тихо)

3 строфа

– Прочитайте 3-ю строфу.

– Чьё настроение можно почувствовать, понять в этой строфе? Почему? (Автора)

– Какие слова вызывают это настроение? (Ах, в чаще звонкой)

– Какие звуки помогают передать настроение строфы? (Зв, н, р, ж, б, г)

(И вдруг, среди этого покоя, сна, ожидания зимы, появляется – новое настроение)

– Когда мы говорим – «Ах»? (Когда удивляемся)

– Он сам удивился и мы удивляемся вместе с ним.

– Давайте все вместе удивимся! – хором

– Какой образ увидел Есенин в тумане? (Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани)

– Можем ли мы увидеть в серой, сырой осени «рыжего жеребёнка»?

– Как вы себе это представляете?

– В этом и заключается талант Есенина – видеть в самых простых вещах необычные образы.

– Какие литературные приёмы использует автор в этой строфе, когда пишет:

– В каком темпе будем читать эту строфу? Каким тоном?

IV. Физкультминутка.

– А перед тем, ребята, как мы будем отрабатывать выразительность чтения стихотворения, надо отдохнуть, набраться сил. Встаньте пожалуйста.

Осторожно ветер за калитку вышел, (поднять руки вверх, опустить)
Постучал в окошко, (постучать кулачками по парте)
Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько ветками черёмух (помахать руками вправо, влево)
Пожурил за что-то воробьёв знакомых (погрозить пальчиком)
И, расправив гордо молодые крылья, (взмахи руками)
Полетел куда-то вперемешку с пылью.

– Ребята! Вам не показалась знакомой напевность и мелодичность этого стихотворения? Да, ребята, это стихотворение С. Есенина.

V. Самостоятельная работа.

А работать над стихотворением мы будем в группах. Послушайте задание:

Распишите партитуру для выразительного чтения по строфам.

– Что значит прочитать стихотворение выразительно? (Расставить паузы, логическое ударение, выбрать нужный темп)

– Надо так приготовить свою часть, чтобы получился целостный образ осени.

Ученики отвечают у доски по одному от каждой команды – зачитывают стихотворение выразительно.

– А сейчас мы прочтём его все вместе, хором.

– Спасибо, ребята. Мы получили эстетическое удовольствие, слушая вас.

VI. Итог урока.

– Передал ли Сергей Есенин через это стихотворение свою любовь к родной земле, родному краю?

– Затронуло ли это стихотворение струнку вашей души?

– Это и была цель нашего урока.

– Мелодичность, музыкальность этого стихотворения, искренняя любовь к родному краю затронула душу композитора Л. Накарякова, который написал на слова Есенина музыку.

(Слушание песни «Нивы сжаты, рощи голы…»)

VIII. Самооценка своей деятельности.

– Ребята, если на уроке вам было интересно и стихотворение нашло отклик в вашем сердце, поднимите жёлтые листочки, как символ осени. Выйдите ко мне.

– А сейчас, листопадом своих приподнятых настроений закончим наш урок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *