Что такое нижнебойное колесо
Водяное колесо
Раз уж придумали колесо, которое от текучей воды завертелось, недолго и до водяной мельницы додуматься. В самом деле, почему бы водяному колесу не вертеть камень-жернов? Водяная мельница даже надежнее ветряной: река не капризничает, как ветер, течет себе и течет в одну сторону. С водяным-то колесом, пожалуй, меньше мороки.
Так и повелось издавна: где нет текучей воды, там строят мельницу ветряную, а где река, там — водяную.
Но вот беда: нижнебойное колесо, которое вода поворачивает за нижние лопасти, вертится хорошо только на очень быстрых горных реках. А как быть на равнине, где течение медленное, спокойное? Пусть здесь река шириной, глубиной хоть с Волгу — все равно ей не повернуть колеса: нужен напор, скорость.
Люди нашли выход: стали перегораживать равнинные реки плотинами. В плотине оставляли узенькую «калитку». В этом проходе-калитке реке приходилось бежать куда проворнее. Здесь и устанавливали нижнебойное колесо.
Впрочем, скоро стали устраивать среднебойные колеса и пускать воду на середину колеса. Для этого к лопастям подводили с верха плотины лоток или трубу. А лопасти стали делать вроде ковшиков, с углублением посредине, чтобы вода с них не сразу скатывалась. Колесо завертелось быстрее.
Теперь даже бестолковый догадается: если вода будет не просто литься на лопасти, а падать с высоты водопадом, то у нее силы еще прибавится. И чем выше водопад, тем сильнее!
Значит, на медленных равнинных реках надо устраивать плотины-запруды повыше. Перед запрудой накопится много воды, целое водохранилище. А после запруды — вода в реке стоит низко. И вот водопад стал крутить верхнебойное колесо. Тут уже вода не просто весом давила, а с силой била в лопасти. Да еще с какой силой!
Стали не только мельницы строить на берегу, а целые фабрики. На одной фабрике, лесопильной, водяное колесо пилу движет — бревна на доски распиливает. На другой — поднимает тяжелый кузнечный молот. А на прядильной или ткацкой фабрике поставят в ряд десять, двадцать или еще больше станков, и все эти станки приводит в движение водяное колесо…
Может, кому-нибудь покажется удивительным: как же так, одно колесо — и фабрика? А вот как: пропускали через все здание под потолком вал, от стены до стены. И водяное колесо этот вал вращало. На вал надевали колеса-шкивы. И от шкивов к станкам протягивали приводные ремни. Ловко?
Вот если бы вам удалось побывать на такой фабрике, вы, наверно, по-другому сказали бы: теснота, путаница от ремней такая, что и не разберешь — какой откуда. Визгу, писку! Это шкивы визжат. На одном ремень протерся, лопнул, на другом — ослаб, и надо бы его подтянуть, да не подступишься: чуть не туда руку сунул — покалечит.
Теперь такого нигде не увидишь, только на старинной картине. Теперь на заводах и фабриках у каждого станка свой электрический мотор. А лет двести тому назад про электрические моторы и слыхом не слыхали.
В те времена человеку казалось чудом, что водяное колесо приводит в движение машины, станки! Ведь до сих пор человек почти все делал вручную. Было примерно так: сидит в избе работница, пряха, перед ней — станок, самопрялка называется. Его надо ногами вертеть, и в это же время руками нитку из шерсти сучить. Ничего себе «сама прядет» самопрялка. Зато, когда приспособили к делу водяное колесо, все увидели, как это удобно…
Люди заметили: чем больше в диаметре колесо — тем сильнее. На одной фабрике в Англии построили железное колесо, про которое говорили, что оно заменяет двести лошадей. В России на Нарвской мануфактуре работало колесо, заменявшее шестьсот лошадей. Так и говорили: колесо в двести лошадиных сил, в шестьсот… Ведь когда-то на самые тяжелые, непосильные человеку работы ставили лошадей. Вот и привыкли: машина-двигатель ничуть не похожа на лошадь, а ее все равно лошадьми «меряют». Да ведь и лошади бывают разные: одна — здоровенный тяжеловоз, другая — кляча заморенная. А люди решили «мерить» на «среднюю лошадь» — не на самую сильную и не на самую слабую. Все же и это не точно: даже выносливой лошади ночью надо поспать, днем — поесть, отдохнуть. А водяное колесо день и ночь трудится без отдыха. Значит, на самом деле двести лошадиных сил могут сделать куда больше работы, чем двести лошадей!
Техник Козьма Фролов на Урале установил в пещере внутри горы деревянное колесо, которое славилось на весь мир. Оно поднимало руду из шахты. Его крутила целая подземная река. Рабочие прозвали это колесо слоновым, такое оно было огромное — с пятиэтажный дом высотой!
Но даже большие водяные колеса сделались не нужны, когда усовершенствовали паровую машину. Водяной двигатель можно ставить только возле реки, а паровой — где угодно. С тех пор водяные колеса остались только на деревенских мельницах. И многие люди думали, что больше этот силач не понадобится. Но получилось иначе…
нижнебойное колесо
Смотреть что такое «нижнебойное колесо» в других словарях:
ВОДЯНОЕ КОЛЕСО — механическое устройство для преобразования энергии падающей воды в энергию вращательного движения с тем, чтобы на оси колеса можно было совершать работу. При подъеме воды на некоторый уровень в ней запасается соответствующая этому уровню… … Энциклопедия Кольера
Водяное колесо — Наливное водяное колесо Водяное колесо это совершенное механическое устройство для преобразования энергии падающей воды (гидроэнергии) в энергию вращательного движения с тем, чтобы на оси колеса можно было совершать работу. При подъёме воды … Википедия
Мельница. — 1) Водяная м. была известна еще римлянам. В V VI вв. получила распространение в Галлии, Италии, Германии, затем по всей Европе. До XIV в. водяные мельницы были нижнебойными, т.е. приводились в движение падающей водой на речных порогах или… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Гребные колёса — Наливное водяное колесо Водяное колесо механическое устройство для преобразования энергии падающей воды (гидроэнергии) в энергию вращательного движения с тем, чтобы на оси колеса можно было совершать работу. При подъёме воды на некоторый уровень … Википедия
Гребные колеса — Наливное водяное колесо Водяное колесо механическое устройство для преобразования энергии падающей воды (гидроэнергии) в энергию вращательного движения с тем, чтобы на оси колеса можно было совершать работу. При подъёме воды на некоторый уровень … Википедия
ВОДЯНОЕ КОЛЕСО
Полезное
Смотреть что такое «ВОДЯНОЕ КОЛЕСО» в других словарях:
ВОДЯНОЕ КОЛЕСО — простейший гидравлический двигатель колесо с лопастями, вращаемое потоком воды … Большой Энциклопедический словарь
ВОДЯНОЕ КОЛЕСО — ВОДЯНОЕ КОЛЕСО, механическое устройство, применяемое со времен Древнего Рима в качестве двигателя, главным образом, для размола зерна. Первые водяные колеса делались горизонтальными, они лежали в проточной воде, а вертикальная ось увенчивалась… … Научно-технический энциклопедический словарь
Водяное колесо — Наливное водяное колесо Водяное колесо это совершенное механическое устройство для преобразования энергии падающей воды (гидроэнергии) в энергию вращательного движения с тем, чтобы на оси колеса можно было совершать работу. При подъёме воды … Википедия
водяное колесо — простейший гидравлический двигатель – колесо с лопастями, вращаемое потоком воды. Применялось в системах орошения в Древнем Египте, Индии, Китае и других странах, позднее – для привода водяных мельниц, рабочих машин и механизмов мелких и… … Энциклопедия техники
водяное колесо — простейший гидравлический двигатель колесо с лопастями, вращаемое потоком воды. * * * ВОДЯНОЕ КОЛЕСО ВОДЯНОЕ КОЛЕСО, простейший гидравлический двигатель колесо с лопастями, вращаемое потоком воды … Энциклопедический словарь
водяное колесо — vandens ratas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. water wheel vok. Wasserrad, n rus. водяное колесо, n pranc. roue hydraulique, f … Fizikos terminų žodynas
Водяное колесо — простейший гидравлический двигатель, приводимый в действие энергией потока воды. Применялось с древнейших времён в системах орошения в Египте, Индии, Китае и других странах, позднее для привода водяных мельниц, рабочих машин и механизмов… … Большая советская энциклопедия
Колесо (значения) — Колесо: Колесо круглый (как правило), свободно вращающийся или закреплённый на оси диск, позволяющий поставленному на него телу катиться, а не скользить. Колесо (игровой манипулятор) аналоговый игровой контроллер, использовавшийся в ранних… … Википедия
КОЛЕСО — КОЛЕСО, устройство, состоящее из круговой плоскости (диск или обод со спицами), вращающейся вокруг центральной оси. До изобретения колеса тяжелые предметы иногда перемещали, подкладывая под них бревна или скругленные камни. Более 5000 лет назад… … Научно-технический энциклопедический словарь
КОЛЕСО — сплошной диск или обод со спицами, вращающийся на оси. Назначение колеса передавать или преобразовывать движение. Обычное колесо состоит из ступицы (центральной части, или втулки, через которую продета ось), обода (внешнего кольца) и спиц… … Энциклопедия Кольера