Что такое нижняя палата федерального собрания
Что такое российский парламент
В России действует Федеральное Собрание — законодательный и представительный орган власти. Оно состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Его деятельность регулируется Конституцией РФ, различными федеральными законами, а также Регламентом.
Смотрите также
Поздравление Вячеслава Володина с Днем российского парламентаризма
Какие полномочия есть у Совета Федерации
Сенаторы на заседаниях одобряют либо отклоняют законы, принятые ранее ГД. После их одобрения документы отправляются на подпись Президенту.
В соответствии с Основным законом к ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории России; назначение выборов Президента.
Также сенаторы по представлению Президента назначают на должность Председателя Конституционного Суда, его заместителей и судей КС, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС.
Дополнительно
Вячеслав Володин: у России свой ген демократии, вживлять чужой не нужно
Совет Федерации принимает участие в консультациях по предложенным Президентом кандидатурам на должность федеральных министров, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности. Кроме того, в полномочиях СФ — проведение консультаций по предложенным главой государства кандидатурам на должность Генерального прокурора, его заместителей, прокуроров субъектов Федерации.
Какие полномочия есть у Государственной Думы
К ведению ГД относится принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов, контроль деятельности Правительства Российской Федерации, утверждение кандидатуры Председателя Правительства по представлению Президента, утверждение по представлению Председателя Правительства кандидатур заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (за исключением министров «силового блока»), назначение и освобождение от должности руководителя Центрального банка, заместителя Председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, вопросы международного парламентского сотрудничества.
Кто может стать сенатором
Сенатором может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в России, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство другой страны.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом ГД.
В Совет Федерации входят также и представители Российской Федерации, назначаемые Президентом, число которых составляет не более 30 человек, а также Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий.
Кто может быть избран в ГД
В соответствии с Конституцией РФ депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В частности, у такого человека не должно быть иностранного гражданства или вида на жительство.
Депутаты работают на постоянной основе и не могут заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
В голосовании на выборах в ГД имеют право принимать участие граждане РФ, достигшие 18 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является свободным и добровольным, и никто не вправе препятствовать волеизъявлению граждан.
Как заседает Федеральное Собрание
Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации.
Что может парламентарий
Формами деятельности парламентария являются:
Также парламентарий имеет право направить «обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан».
Сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Государственная Дума в цифрах
Государственная дума РФ: выборы и полномочия Госдумы, депутаты и зарплаты
Правовой статус Государственной думы определён в главе 5 Конституции РФ.
В настоящее время действует Государственная Дума VII созыва, избранная 18 сентября 2016 года. В ней представлены фракции политических партий «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Следующие выборы в ГД РФ должны пройти в 2021 году.
История Госдумы
Старинное слово «дума» использовали на Руси еще в Средневековье. Например, при царях существовала совещательная Боярская дума.
В ходе Революции 1905-07 годов царь Николай II согласился создать в Российской империи парламент. Государственная дума Российской империи существовала с 1906 по 1917 год, ее упразднили после Февральской революции.
При советской власти думы не существовало. На момент распада СССР в 1991 году роль парламента в России выполнял Верховный Совет РСФСР. После конфликта между президентом Борисом Ельциным и Верховным Советом в декабре 1993 года была принята новая Конституция и одновременно избраны депутаты Государственной думы.
Госдума работает в Москве в здании по адресу: Охотный Ряд, дом 1. Ранее оно принадлежало Совету труда и обороны СССР, Совету министров СССР, Госплану СССР.
Полномочия Госдумы
Полномочия Госдумы определяет статья 103 Конституции РФ. Государственная Дума Российской Федерации:
Принимает федеральные законы
Назначает и освобождает от должности председателя Центробанка
Назначает и освобождает от должности председателя Счетной палаты и половину аудиторов
Назначает и освобождает от должности уполномоченного по правам человека
Может обращаться в Конституционный суд РФ
Заслушивает ежегодные отчеты правительства о результатах работы
Решает вопрос о доверии правительству РФ
Выборы в Госдуму: когда и как выбирают депутатов
В настоящее время Государственная дума избирается на пять лет (до принятия в 2008 году поправок в Конституцию срок полномочий депутатов составлял лишь четыре года).
Выборы действующей в настоящее время Госдумы VII созыва состоялись в сентябре 2016 года. Следующие выборы в Думу должны пройти в 2021 году.
Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Один и тот же человек не может быть одновременно депутатом Госдумы и членом Совета Федерации).
Депутаты Госдумы
Зарплаты в Госдуме: сколько получают депутаты
Среднемесячная зарплата депутата Госдумы в 2018 году составляла 399,3 тысяч рублей до уплаты подоходного налога. То есть «на руки» народный избранник получает в среднем 347,4 тысяч рублей, сообщалось на сайте Государственной Думы. При этом в соответствии с указом президента от 27 февраля 2015 года заработная плата депутатам ГД выплачивается с уменьшением на 10%, подчеркивалось на сайте Думы.
Депутатская пенсия зависит от стажа. Те, кто проработал в Госдуме 5-10 лет, получают пенсию в 46 тысяч рублей. Депутаты, проработавшие более 10 лет, получают 63,5 тысячи рублей.
Парламент РФ, как называется орган власти в Российской Федерации
Название парламента в РФ
Нижняя палата Парламента
Так же как и Совет Федерации, является выборным органом, в количественном составе 450 депутатов. Полномочия депутатов нижней палаты Парламента РФ ограничены конституционным сроком в 5 лет, после чего проводится процедура всенародного голосования, депутатский состав обновляется. Первая половина депутатов нижней палаты набирается в первом туре голосования по многомандатному округу, путём определения кандидатов, получивших большинство голосов избирателей в своём избирательном округе. Вторая половина состава Государственной думы формируется политическими партиями, которые преодолели барьер в 5% проголосовавших за списки партий.
Граждане РФ, достигшие порога совершеннолетия, избирают представителей органов власти тайным голосованием на основе всеобщего равного права. Выборы в Российской Федерации регулируются законами.
Палаты заседают отдельно друг от друга, что установлено Конституцией. Вместе члены Федерального собрания собираются лишь в особых случаях, для заслушивания посланий:
Одновременно нельзя являться депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации.
Конституция РФ наделяет членов Государственной Думы РФ рядом полномочий.
Депутаты делегированы:
Правительство РФ, как и сам президент, докладывают о проделанной работе нижней палате. Государственная Дума наделена исключительным правом о выражении недоверия Правительству РФ.
Федеральные законы принимаются думой большинством голосов от общего числа, если это не противоречит законодательству РФ.
В случае если нижняя палата три раза подряд не дала согласие на назначение кандидата на должность председателя правительства по предложению президента, а также в случае трёхмесячного срока проявляла недоверие правительству, тогда указом президента депутаты Государственной Думы распускаются.
Думу невозможно распустить, если срок её работы составляет менее одного года.
В седьмом созыве спикером Государственной Думы назначен Вячеслав Володин, который занял место Сергея Нарышкина, председателя думы шестого созыва. Таким образом, в данный момент абсолютное число голосов в думе принадлежит партии «Единая Россия».
В целях оптимизации в Государственной Думе Российской Федерации сократилась численность комитетов. Произошло объединение нескольких комитетов. Например, единым комитетом стали два различных ранее комитета по строительству и транспорту, произошло слияние комитета науки и образования, комитеты природных ресурсов, земельных отношений и собственности также были объединены.
В России власть разделяется не только на ветви, но и на уровни, в зависимости от административно-территориальной принадлежности. Разделяют уровень федеральный, региональный, муниципальный.
Региональный уровень власти отличается от уровня муниципального, более высоким уровнем управленческих функций.
Парламент находится на федеральном уровне власти и относится к законодательному органу, то есть на уровне федерации в целом.
Представительная власть
Представительным органом парламент назван в силу того, что во всех регионах России население имеет своих представителей. Депутаты выбираются по одномандатному и мажоритарному округу. Выборы представителя по одномандатному округу означают голосование за определённую политическую партию, выборы по многомандатным округам (мажоритарная система), предполагают избрание населением своего конкретного кандидата. Представительная власть в РФ – это комплексность интересов между народом и властью. Народ через своих выборных представителей, выражает свою волю и намерения (волеизъявления), для совместного решения проблем общежития народонаселения страны, общенациональных вопросов.
Также парламент назван законодательным органом, потому что наделён законодательной инициативой. Парламентом принимаются законы, обязательные как для всех граждан государства, всех ветвей власти, разделённых на законодательную, исполнительную и судебную, так и самого Президента РФ.
Видео
Из этого видео вы узнаете об органах государственной власти в РФ.
Государственная Дума- нижняя палата парламента РФ
На современном этапе в качестве ведущих факторов, обусловивших развитие института парламентаризма в нашей стране, можно выделить такие, как: высокая степень политизированности российского общества, отсутствие взаимодействия законодательной и исполнительной властей, их обособленность друг от друга, фрагментация политико-идеологического спектра, способствующая высокой степени конкуренции политических партий и партийных фракций.
Парламент в наши дни – это орган законодательной и представительной власти государства, формирующийся посредством выборов и осуществляющий деятельность на принципах коллегиальности. Важно понимать, что парламент может быть лишь формальным институтом, внешним атрибутом, нереализующим на практике истинных принципов парламентаризма.
Активная законотворческая деятельность Государственной Думы за последние годы сделала ее видным участником политического процесса, что обеспечило нижней палате парламента особое место в числе высших органов государственной власти России. Опыт работы Государственной Думы Федерального Собрания РФ на фоне масштабных социально-экономических и политических реформ 1990–х гг. показал насущную необходимость конструктивного взаимодействия двух ветвей власти в России. Повышению результативности работы Государственной Думы сегодня во многом мешают определенные противоречия внутри депутатского корпуса.
В наши дни деятельность Государственной Думы Федерального Собрания РФ особенно актуальна и связано это, прежде всего, с тем, что именно Государственная Дума является тем государственным институтом, который способен через законодательный процесс регулировать экономическое, социальное положение граждан в стране путем принятия качественных и эффективных законов.
На сегодняшний день нет единства мнения о сущности парламентаризма. В современной правовой науке можно говорить о двух основных теориях парламентаризма. Первый подход условно можно назвать «государствоведческим», в рамках которого парламентаризм рассматривается как форма государственного правления.
Вторая точка зрения предполагает трактовку парламентаризма как системы организации и функционирования государственной власти, базирующейся на разделении властей, множественности интересов различных социальных групп гражданского общества, политическом плюрализме, соблюдении прав и свобод человека и гражданина.
В основе парламентаризма лежат следующие принципы: главенствующая роль парламента в качестве общенационального представительного органа государственной власти; высокий уровень законодательной и контрольной компетенции парламента при взаимодействии с другими органами власти; разделение властей.
Парламент – это, прежде всего, представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех ее составных частей – субъектов, он призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации является одной из двух палат федерального парламента, избираемая по смешанной избирательной системе.
Особенностью российского парламента является не только высокая степень взаимосвязи палат парламента друг с другом, наличие собственных компетенции, но и неоднородность статуса Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума Российской Федерации как обязательный участник законодательной деятельности должна также учитывать интересы субъектов Российской Федерации и осуществлять постоянное взаимодействие с законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ.
Условием стабильности развития парламентаризма становится наличие легитимного механизма формирования как самого парламента, так и, при условии его двухпалатности, отдельных его палат. Постоянно меняющийся порядок проведения выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации свидетельствует о том, что оптимальной модели, отвечающей современным требованиям общества, пока еще не найдено, тем не менее, предлагается для формирования Государственной Думы использовать смешанную избирательную систему, которая балансирует достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.
Структура Государственной Думы имеет свои особенности и состоит из органов и должностных лиц. К должностным лицам относятся: председатель Государственной Думы, первые заместители председателя Государственной Думы, заместители председателя Государственной Думы, председатетель, первый заместитель председателя, заместители председателя комитетов и комиссий; к органам: Совет Государственной Думы, депутатские фракции, депутатские группы, комитеты и комиссии, порядок формирования которых регулируется Регламентом Государственной Думы.
Компетенция Государственной Думы достаточно обширна и многообразна, многие вопросы напрямую не связаны с ее законодательной деятельностью. Фактически Государственная Дума является смешанным органом, который совмещает функции представительного, законодательного и контролирующего органа государственной власти. Эти обстоятельства обуславливают исключительную роль данного органа в системе государственной власти Российской Федерации, поскольку лишь Президент РФ обладает большими и более значимыми полномочиями.
Для дальнейшего повышения статуса Государственной Думы, как важнейшего представительного органа России и нижней палаты Федерального Собрания предлагается законодателю осмыслить построение вертикально-интегрированного парламента (это объединение парламента не только, к примеру, депутатов, как сейчас это происходит, когда их избирают и они в течение какого-то времени коллективно обсуждают весь список вопросов, а объединение депутатов разных уровней и по профессиональному принципу в парламент).
Также, считаю целесообразным внедрить идеи социального парламента (парламент по социальным вопросам, парламент по экономическим вопросам, который объединяет депутатов разных уровней). Фактически это реализуется сейчас, но в очень слабой форме, в форме региональных совещаний.
Таким образом, только в условиях эффективного взаимодействия ветвей власти при активном участии Государственной Думы в реализации ее конституционных полномочий сохранится баланс ветвей власти и оптимальный вариант их сотрудничества.
Статус и полномочия, порядок формирования и Регламент Государственной Думы
Списки депутатов
История Государственной Думы
История представительного законодательного органа государственной власти в России началась с учреждения в 1905 году первой Государственной Думы. За время работы четырех Дум Российской империи были приняты законы об образовании, об охране труда на производстве. Депутаты занимались разработкой мер социальной защиты малоимущих и других слоев населения. Были выделены значительные бюджетные ассигнования на перевооружение армии и флота после поражения в русско-японской войне. Особое внимание уделялось народному просвещению и развитию социальной сферы: выделялись средства на строительство школ, больниц, храмов, домов призрения.
В период существования РСФСР и СССР представительные и законодательные функции выполняли в зависимости от исторического периода ВЦИК и различные формы Советов. Сначала – советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, затем высшими органами власти становились Всероссийские и Всесоюзные съезды Советов, Верховные советы РСФСР и СССР, советы народных депутатов СССР. Принцип их формирования и сфера компетенций менялась в соответствии с принимаемыми Конституциями Республики и Союза.
В новейшей истории России Государственная Дума наряду с Советом Федерации является одной из двух палат Федерального Собрания Российской Федерации. Цель современного российского законодательства состоит в выявлении потребностей в регулировании общественных отношений, обеспечивающем научную обоснованность и эффективность законотворческой деятельности в условиях меняющихся реалий и новых вызовов. Федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые Государственной Думой, представляют собой основной источник права, обладают высшей юридической силой в Российской Федерации, регулируют наиболее важные общественные отношения и имеют прямое действие.