Что такое низшие и высшие растения 4 класс естествознание
Презентация по естествознанию 4 класс на тему » Что такое низшие и высшие растения?»
Презентация разработана для учащихся 4 класса по познанию мира. Тема урока «Низшие и высшие растения».
Просмотр содержимого документа
«Презентация по естествознанию 4 класс на тему » Что такое низшие и высшие растения?»»
Сәлеметсіз бе! Good afternoon! Здравствуйте!
На какие группы делятся растения.
Различать низшие и высшие растения.
Тема урока: «Что такое низшие и высшие растения?»
Растения отличаются по строению тела
Водоросли Водоросли встречаются повсюду: в морях, океанах, в пресных водоемах. Они не имеют стебля, корня, листьев и цветов.
нет органов есть органы
Мох растет во влажной среде.
Он не имеет корней, но он относится к высшим растениям.
Растения делятся на две группы:
У низших растений есть плод
У клубники нет корня
Мох относится к высшим растениям
Водоросли относятся к высшим растениям
Высших растений больше чем низших
Дополни информацию, представленную в таблице.
Общая характеристика растений. Низшие и высшие растения
Урок 3. Биология. Сложные вопросы. Ботаника
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Общая характеристика растений. Низшие и высшие растения»
Растения – это многоклеточные фотосинтезирующие эукариотические организмы.
К растениям относятся мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и покрытосеменные растения. Нередко к растениям относят также водоросли.
По данным Международного союза охраны природы, было описано около 320 тысяч видов растений, из них около 280 тысяч видов покрытосеменных. Однако это число увеличивается, так как постоянно открываются новые виды. Разные растения характерны для лугов, лесов, безводных пустынь и топких болот.
Растения являются объектом исследования науки ботаники. Ботаника – это комплексная наука, включающая несколько разделов:
· Анатомия растений изучает их внешнее и внутреннее строение.
· Физиология растений изучает процессы их жизнедеятельности.
· Систематика растений – классификацию.
· Геоботаника – распространение растений по материкам и континентам.
· Экология растений – их связь друг с другом и окружающей природой.
Несмотря на огромное разнообразие растений, для них характерны общие признаки. Рассмотрим их.
· Клетки растений имеют плотные клеточные стенки, содержащие целлюлозу.
· В клетках находятся зелёные пластиды – хлоропласты, содержащие зелёный пигмент хлорофилл. Благодаря им большинство растений имеет зелёный цвет. Но есть и исключения. Заразиха (или петров крест) имеет светло-бурую или желтоватую окраску.
· Растения ведут прикреплённый образ жизни.
· Запасное питательное вещество в клетках – крахмал.
· Растут в течение всей жизни.
Все растения в зависимости от строения делят на две большие группы – низшие растения и высшие растения. Рассмотрим эти группы.
К низшим растениям относятся водоросли. Тело наиболее примитивных водорослей может состоять из одной клетки, например, хлорелла и хламидомонада. К многоклеточным водорослям относятся, например, ульва и анфельция.
Низшие растения не имеют настоящих корней, стеблей и листьев. Их тело называется «слоевище» или «таллом». Органы размножения низших растений устроены просто, и чаще всего они одноклеточные.
В ходе эволюции низшие растения появились раньше высших. Однако в настоящее время они широко распространены по всему земному шару. Для низших растений характерна огромная биомасса и высокая способность к размножению. В водных сообществах они являются первым звеном цепей питания (их основой). Поэтому они очень важны для нормального течения энергетических процессов в живой природе.
К высшим растениям относятся мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения.
Среди высших растений выделяют две большие группы: споровые и семенные растения. К споровым растениям относятся мхи, хвощи, плауны и папоротники. Они размножаются с помощью спор. К семенным растениям относятся голосеменные и покрытосеменные (или цветковые) растения. Они размножаются с помощью семян.
Семена голосеменных растений лежат открыто на чешуевидных листьях, образующих шишку. Эти растения не образуют цветков и плодов.
Покрытосеменные – наиболее высокоорганизованные растения. Их главная особенность – наличие органа полового размножения (цветка).
Высшие растения имеют чётко дифференцированные ткани, которые выполняют специализированные функции. Это является важной отличительной особенностью высших растений. В теле растений выделяют образовательные, основные, проводящие, механические и покровные ткани.
У высших растений из тканей образуются органы – корень, стебель и листья. Исключение составляют мхи. Они имеют стебель и листья, но не имеют корней. В почве они закрепляются с помощью ризоидов.
Выделяют две группы органов. Вегетативные органы (корень, стебель, лист) участвуют в процессах жизнедеятельности и в бесполом размножении. Генеративные органы (или репродуктивные) – цветок и плод с семенами – обеспечивают половое размножение.
Высшие растения имеют многоклеточные органы полового и бесполого размножения. Органы полового размножения – гаметангии. В них образуются половые клетки – гаметы. Это отличает половые органы высших растений от низших растений, у которых все клетки способны преобразовываться в гаметы.
Мужские гаметангии называются «антеридии», женские – «архегонии». Они защищены оболочкой, образованной бесплодными клетками. В антеридиях образуется большое количество мелких мужских гамет (сперматозоидов), которые имеют жгутик и способны передвигаться. Неподвижные мужские гаметы называют спермиями. В архегониях развивается одна яйцеклетка. В отличие от сперматозоидов, яйцеклетки неподвижны, имеют более крупные размеры и обладают значительным запасом питательных веществ.
Рассмотрим жизненный цикл высших растений на примере папоротниковидных. В жизненном цикле существует две фазы: гаметофит и спорофит. Они закономерно сменяют друг друга. Гаметофит – гаплоидная многоклеточная фаза в жизненном цикле. Гаметофит развивается из спор и образует половые клетки (гаметы), осуществляет половое размножение. Гаплоидные гаметы сливаются и образуют диплоидную зиготу. Она даёт начало зародышу. Необходимо сказать, что у низших растений образовавшиеся в результате деления зиготы клетки сразу же используются для построения слоевища и в последующем мало изменяются.
У высших растений гаметы всегда образуются в результате митоза. Это принципиально отличает их от половых клеток животных, которые образуются в результате мейоза. Фазу гаметофита ещё называют гаметофазой или гаплофазой. Гаметофит бывает однодомным или двудомным. На однодомном гаметофите происходит одновременное развитие яйцеклетки и сперматозоидов. У двудомных растений гаметофиты формируют либо только мужские органы, либо только женские.
В ходе эволюции растений происходит постепенная редукция гаметофита. Чем выше уровень организации гаметофита, тем лучше развиты органы полового размножения (гаметангии). У мхов они многочисленны, у папоротниковидных их меньше, у голосеменных они подвергаются редукции, у всех цветковых вовсе не образуются.
Вернёмся к жизненному циклу папоротниковидных. Из зиготы развивается спорофит. Это диплоидная многоклеточная фаза в жизненном цикле растений. Так как спорофит образован диплоидными клетками, то его другое название – диплофаза. Спорофит не образует гаметы, на нём формируются споры. Он образован диплоидными клетками, но его споры гаплоидные, так как образуются в процессе мейоза. Споры растений, грибов, некоторых других организмов развиваются в особых многоклеточных органах бесполого размножения – спорангиях.
Количество образовавшихся при этом спор зависит от того, какое это растение – равноспоровое или разноспоровое. У равноспоровых в результате мейоза возникают четыре споры (тетрада). Они имеют одинаковое строение и размеры. В зависимости от внешних условий из неотличимых с виду спор развиваются гаметофиты, на которых формируются как мужские, так и женские половые органы. У разноспоровых растений образуется два вида спор: женские мегаспоры и мужские микроспоры. При мейозе образуется только одна мегаспора, три меньшие клетки погибают. По традиции мегаспоры называют женскими спорами, но употребление этого термина в прямом смысле некорректно, так как спорофит представляет собой бесполое поколение. Следовательно, отдельные особи изначально нельзя делить на мужские и женские.
На формирующихся далее гаметофитах образуются только женские половые органы (архегонии). Также в результате мейоза образуются четыре микроспоры, имеющие более мелкие размеры, чем макроспоры. Микроспоры традиционно считают мужскими спорами, так как на развивающихся из них гаметофитах формируются только мужские половые органы (антеридии).
Вы уже знаете, что гаметофит равноспоровых растений (плаунов, хвощей и части папоротников) хорошо развит. Он способен к фотосинтезу и обеспечивает половые органы органическими веществами. В дальнейшем у разноспоровых растений, к которым относятся голосеменные и покрытосеменные, происходит редукция гаметофита. Часто он не выходит за пределы споры и не осуществляет фотосинтез. Органические вещества, которые необходимы для его развития, изначально запасаются в споре.
В зависимости от преобладания гаплоидной или диплоидной фазы высшие растения делят на две группы. Первая – растения, у которых преобладает гаметофит, а спорофит развит слабо (моховидные). Плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные, голосеменные и покрытосеменные относятся ко второй группе.
У этих растений преобладает спорофит, гаметофит при этом в большей или меньшей степени редуцируется.
Значение растений в природе велико. Они обогащают воздух кислородом и поглощают углекислый газ. Растения служат пищей растительноядным животным, которыми в свою очередь питаются хищники.
Люди тоже питаются растениями и продуктами их переработки. Используют растения как сырьё для различных отраслей промышленности, для приготовления лекарств, как строительный материал и топливо. Горох, фасоль выращивают для получения семян. Яблони, груши, вишни, томаты дают сочные плоды. Морковь, свёклу, петрушку выращивают ради корней. Розы, астры, жасмин, сирень разводят ради красивых цветков. Из плодов пшеницы готовят хлеб, макароны и кондитерские изделия.
Предполагаемый результат:
Все учащиеся смогут:
различать низшие и высшие растения
Большинство учащихся смогут:
представлять полученные результаты в форме по выбору учащегося
Некоторые учащиеся смогут:
определять высшие и низшие формы растений
Краткосрочный план урока № 2.
Раздел (сквозная тема):
Что такое низшие и высшие растения.
Цели обучения, которым посвящен урок:
4.2.1.5 различать низшие и высшие растения
4.1.2.2 представлять полученные результаты в форме по выбору учащегося
1.2 Методы познания природы
Все учащиеся смогут:
различать низшие и высшие растения
Большинство учащихся смогут:
представлять полученные результаты в форме по выбору учащегося
Некоторые учащиеся смогут:
определять высшие и низшие формы растений
Учащиеся могут: определять высшие и низшие формы растений
Предметная лексика и терминология: низшие и высшие растения.
Серия полезных фраз для диалога/письма
-Чем отличаются высшие и низшие формы растений.
Материал прошедших уроков:
Материал изученный в 3 классе.
Запланированная деятельность на уроке
Создание положительного эмоционального настроя:
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Группа по кругу быстро передает какой-то предмет. Упражнение проводится под музыку или под ровный счет ведущего. Тот у кого предмет оказывается во время внезапной остановки музыки (или на счет 10) становится ведущим.
(К) Актуализация знаний. Целепологание.
— Проверка домашнего задания.
Работа над лексической и грамматической темой урока.
(П) Формулирование темы и цели урока.
— Рассмотри изображения и определи, в чём сходство и различие данных растений.
папоротники голосеменные покрытосеменные
Рассмотри изображения и определи, в чём сходство и различие данных растений.
Царство растений по степени организации делится на группы: низшие и высшие. К низшим относятся только водоросли, а группа высших более многочисленна.
(Г) Работа в группах.
— Внимательно изучите рисунок. Чем отличаются высшие растения Внимательно изучите рисунок. Чем отличаются высшие растения
Итак, низшие растения —это водоросли. Это в основном водные растения с простым строением. Их тело представлено одной клеткой или слоевищем, не разделенным на ткани и органы. Необходимые для жизни вещества они поглощают всей поверхностью тела. Для них также характерен процесс фотосинтеза, в результате которого вода насыщается кислородом, что очень важно для водных обитателей. Водоросли — самые древние растения на Земле. Среди них есть и одноклеточные, и многоклеточные организмы.
Чтоб совсем проснуться,
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
Дом построен у сугроба.
Белый коврик у порога.
Погляди-ка, потолки ледяные,
Мы по лестнице шагаем,
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.
— Рассмотрите рисунок. Предположите, почему одноклеточные водоросли считаются самостоятельными организмами.
Одноклеточные водоросли могут жить в пресной и солёной воде, на суше, на поверхности деревьев, камней или зданий, в сырых за тенённых местах. Весной мы можем видеть «цветение» мелких лужиц. Это одноклеточная водоросль — хламидомонада и её частая спутница хлорелла.
Кроме одноклеточных водорослей в морях и океанах живут многоклеточные. Они делятся на зеленые, бурые и красные . Тело таких водорослей называется таллом, или слоевищем. Оно может быть в виде тонких нитей или огромных полос и лент.
мохообразные папоротникообразные голосеменные
Высшие растения имеют органы и ткани, обитают они, как, правило, на суше. Воду и минеральные вещества такие растения получают из почвы, а для процесса фотосинтеза высшие растения должны подняться над землей. К высшим растениям относятся мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и
(К) Пальчиковая гимнастика.
Наши красные цветки (ладошки соединить в виде цветка)
Раскрывают лепестки (ладошка раскрывается)
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет (движение пальцами)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки (ладошка закрывается)
Головой кивают (закрытые ладошки влево, вправо)
И сладко засыпают (две ладошки приложить к щеке).
(Г) Работа в группах.
— Рассмотрите схему. Напишите небольшое эссе на тему «Практическое значение водорослей».
(И) Самостоятельная работа по закреплению изученного материала.
1. Какие растения относятся к высшим, а какие — к низшим?
2. По каким признакам выделяют эти группы растений?
Выполнение заданий в тетради ученика.
Дифференциация по усмотрению учителя.
Предполагаемый результат:
Все учащиеся смогут:
различать низшие и высшие растения
Большинство учащихся смогут:
представлять полученные результаты в форме по выбору учащегося
Некоторые учащиеся смогут:
определять высшие и низшие формы растений
Краткосрочный план урока № 2.
Раздел (сквозная тема):
Что такое низшие и высшие растения.
Цели обучения, которым посвящен урок:
4.2.1.5 различать низшие и высшие растения
4.1.2.2 представлять полученные результаты в форме по выбору учащегося
1.2 Методы познания природы
Все учащиеся смогут:
различать низшие и высшие растения
Большинство учащихся смогут:
представлять полученные результаты в форме по выбору учащегося
Некоторые учащиеся смогут:
определять высшие и низшие формы растений
Учащиеся могут: определять высшие и низшие формы растений
Предметная лексика и терминология: низшие и высшие растения.
Серия полезных фраз для диалога/письма
-Чем отличаются высшие и низшие формы растений.
Материал прошедших уроков:
Материал изученный в 3 классе.
Запланированная деятельность на уроке
Создание положительного эмоционального настроя:
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Группа по кругу быстро передает какой-то предмет. Упражнение проводится под музыку или под ровный счет ведущего. Тот у кого предмет оказывается во время внезапной остановки музыки (или на счет 10) становится ведущим.
(К) Актуализация знаний. Целепологание.
— Проверка домашнего задания.
Работа над лексической и грамматической темой урока.
(П) Формулирование темы и цели урока.
— Рассмотри изображения и определи, в чём сходство и различие данных растений.
папоротники голосеменные покрытосеменные
Рассмотри изображения и определи, в чём сходство и различие данных растений.
Царство растений по степени организации делится на группы: низшие и высшие. К низшим относятся только водоросли, а группа высших более многочисленна.
(Г) Работа в группах.
— Внимательно изучите рисунок. Чем отличаются высшие растения Внимательно изучите рисунок. Чем отличаются высшие растения
Итак, низшие растения —это водоросли. Это в основном водные растения с простым строением. Их тело представлено одной клеткой или слоевищем, не разделенным на ткани и органы. Необходимые для жизни вещества они поглощают всей поверхностью тела. Для них также характерен процесс фотосинтеза, в результате которого вода насыщается кислородом, что очень важно для водных обитателей. Водоросли — самые древние растения на Земле. Среди них есть и одноклеточные, и многоклеточные организмы.
Чтоб совсем проснуться,
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
Дом построен у сугроба.
Белый коврик у порога.
Погляди-ка, потолки ледяные,
Мы по лестнице шагаем,
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.
— Рассмотрите рисунок. Предположите, почему одноклеточные водоросли считаются самостоятельными организмами.
Одноклеточные водоросли могут жить в пресной и солёной воде, на суше, на поверхности деревьев, камней или зданий, в сырых за тенённых местах. Весной мы можем видеть «цветение» мелких лужиц. Это одноклеточная водоросль — хламидомонада и её частая спутница хлорелла.
Кроме одноклеточных водорослей в морях и океанах живут многоклеточные. Они делятся на зеленые, бурые и красные . Тело таких водорослей называется таллом, или слоевищем. Оно может быть в виде тонких нитей или огромных полос и лент.
мохообразные папоротникообразные голосеменные
Высшие растения имеют органы и ткани, обитают они, как, правило, на суше. Воду и минеральные вещества такие растения получают из почвы, а для процесса фотосинтеза высшие растения должны подняться над землей. К высшим растениям относятся мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и
(К) Пальчиковая гимнастика.
Наши красные цветки (ладошки соединить в виде цветка)
Раскрывают лепестки (ладошка раскрывается)
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет (движение пальцами)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки (ладошка закрывается)
Головой кивают (закрытые ладошки влево, вправо)
И сладко засыпают (две ладошки приложить к щеке).
(Г) Работа в группах.
— Рассмотрите схему. Напишите небольшое эссе на тему «Практическое значение водорослей».
(И) Самостоятельная работа по закреплению изученного материала.
1. Какие растения относятся к высшим, а какие — к низшим?
2. По каким признакам выделяют эти группы растений?
Выполнение заданий в тетради ученика.
Дифференциация по усмотрению учителя.