Что такое номенклатура продукции
Что такое номенклатура (дел, продукции) и что значит слово номенклатура в политике и биологии
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Некоторые термины словно созданы, чтобы навевать уныние. Ну как бы: «Дружище, я смотрю тебе очень весело.
Тогда послушай, что такое номенклатура». Я обещаю, что расскажу об этом понятии так, чтобы читатель не травмировал себе челюсть, зевая от скуки.
Номенклатура — это.
Термин «номенклатура» родом из латинского языка. Там есть слово nomenclatura, которое переводится на русский как «список, роспись имён, перечень». Большой энциклопедический словарь приводит такое определение:
«Номенклатура – это совокупность названий, категорий и терминов, употребляемых в определенной области науки и техники для обозначения объектов».
Наиболее проработаны и обширны они в химии и биологии. Бывает географическая, товарная, астрономическая, медицинская номенклатуры.
Но область применения этого понятия не ограничивается наукой. Его используют в различных сферах жизни – от делопроизводства до политики (что это?).
Номенклатура дел
Практически в любом офисе хранится куча бумаг. Это могут быть договора с клиентами, бухгалтерская отчетность, приходные и расходные кассовые ордера, входящая и исходящая корреспонденция. Без организации системы учета и хранения бумаг, поиск нужного документа превращается в сложную задачу даже для экстрасенса.
Чтобы была возможность быстро найти конкретный документ в архиве, нужно заводить номенклатуру. Она позволяет систематизировать и организовать хранение документации, поддерживать порядок в документообороте (что это?).
Номенклатура дел – это список пронумерованных дел с указанием сроков хранения, составленный по определенным правилам.
Она бывает следующих видов:
Как выглядит номенклатура?
По факту, это таблица, включающая колонки:
Разработку и ведение номенклатуры обычно поручают человеку, ответственному за делопроизводство. Это может быть секретарь или начальник канцелярии.
Подробнее о том, как заводить номенклатуру:
Какое значение это имеет в компании
Номенклатура в биологии
В биологии используется биномиальная или бинарная номенклатура – способ присваивания двухсловного наименования растениям, животным, микроорганизмам.
Это делается с использованием биномена, состоящего из сочетания двух слов. Первое слово – это род, а второе – вид или видовой эпитет.
Есть несколько правил оформления биномена:
Несмотря на грозное название, с биномиальной номенклатурой мы сталкивались еще в школе.
Все слышали сочетание Homo Sapiens. Так вот, Homo – это род «человек», а sapiens – вид «разумный».
Золотистый стафилококк (главный виновник боли в горле) называется Staphylococcus aureus или сокращенно S.aureus. Грозного тираннозавра именуют Tyrannosaurus rex или T.rex.
Манера давать живым организмам многословные имена на латыни пошла еще в XVI веке от людей, которые занимались растениями. Но тогда не было порядка, и в такие названия пихали все, что видели. Например, растение могло именоваться Muscus capillaceus aphyllous capitulo crasso bivalve, что переводится как «волосистый мох без листьев с толстой двухстворчатой головкой».
Шведский ученый Карл Линней положил конец этому безумию, предложив лаконичную систему.
Номенклатура в политике
Представим гипотетического непотопляемого политика, меняющего должности как перчатки. Сегодня он мэр, завтра министр спорта, потом проворовался и куда-то пропал. Но вскоре появился вновь с новым назначением на должность директора какого-нибудь государственного завода. Народ вздыхает: «Понятное дело – номенклатура».
Так называют влиятельных людей, которые занимают высокие должности в политической и социальной системах страны. Это правящий класс, власть имущие, элита, опора государственного строя.
При чем тут номенклатура? Почему живого человека называют странным термином из документооборота и биологии? Чтобы понять это, придется заглянуть в прошлое нашей страны.
Советский союз (СССР) в самом начале своего существования нуждался в систематизированной структуре подбора кадров для управления страной на разных уровнях.
Поэтому в 1923 году Центральный комитет (ЦК) разработал и внедрил номенклатурные списки руководящих должностей. Эти списки содержали должности, назначение на которые происходило только через решение ЦК.
Номенклатура СССР включала в себя людей, которые занимали ключевые должности в промышленности, образовании, государственном управлении, сельском хозяйстве. Так сформировалась партийная элита, особый привилегированный круг, куда сложно попасть. Но если уж пробрался — жизнь удалась.
Параллельно формировался кадровый резерв — как скамейка запасных в футболе. Если основной участник по каким-то причинам вылетал из обоймы, его место занимал человек из резерва. Постепенно списки увеличивались, государственный аппарат рос и требовал все больше ресурсов. Элиты отдалялись от народа и пользовались правами и возможностями, которые были недоступны простым гражданам.
В более общем смысле номенклатура – это список должностных лиц, назначать которых может только вышестоящая инстанция.
Номенклатура продукции
Продуктовая номенклатура – это классифицированный перечень продукции, который производится отдельным предприятием или целой отраслью хозяйства.
Вот фабрика по производству йогуртов. Продуктовая сеть супермаркетов изучает ее список продуктов и выбирает, что именно возьмет на продажу.
Товарная номенклатура – это сгруппированный список товаров и услуг, предлагаемых конкретным продавцом.
Группы внутри номенклатуры называются ассортиментом продукции.
Покажу на примере. Магазин предлагает ассортиментные группы: кисломолочную продукцию, выпечку, алкоголь, продукты быстрого приготовления. Если взять все группы и сформировать из них список, то получится номенклатура.
Она играет важную роль в организации учета товаров и услуг. Современные программы позволяют вести учет продукции, контролировать товарные остатки и планировать закупки.
Допустим, у нас завод. Приходит контрагент и предлагает: «А продайте нам 4 тыс. деталей со сроком поставки до конца месяца». Мы смотрим: ага, вот эта конкретная продукция записана под кодом ДТ-4008. Сколько у нас на складе? Увы, не хватает, а выпустить нужное количество уже не успеем. Значит, нужно отсрочить дату поставки, иначе не сможем исполнить условия договора.
Номенклатура помогает победить хаос и привести учет в порядок. Если бы ее не было, нам пришлось бы идти на склад, перебирать все детали, искать нужные и вручную считать их количество.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Складские остатки в любом случае приходится считать, ведь бумага не всегда отражает действительность. Никто не отменял пересортицу, брак, да и банальное воровство.
Устроился я в своё время работать на один склад, номенклатура товаров в программе у них была, а вот адреса хранения товаров отсутствовали. Можно себе представить, как мне было тяжело собирать заказы, на поиски нужных позиций уходило море времени.
Номенклатура продукции
Добавлено в закладки: 0
Что такое номенклатура продукции? Описание и определение термина
Номенклатура продукции — список имен (типы) продуктов, выпущенных промышленностью и другими индустриями национальной экономики. Списки продуктов разработаны в следующих целях: для планирования ставок, структуры, пропорций развития индустрий национальной экономики, объемов производства в естественном и стоимостном выражении и других индикаторах плана, создании существенных балансов и планах распределения продуктов, для учреждения экономических коммуникаций и заключения контрактов между производителями и потребителями продуктов, определением производственных мощностей ассоциаций и предприятий.
Номенклатура продукции может быть развита, покрыв все имена (типы) продуктов, или объединена (например, «автомобили» — одна тысяча частей, без раскрытия этого, сколько от них это необходимо на грузе и автомобилях и т.д.). Интегрированная линейка продуктов, одобренная в перспективных планах, конкретизируется в текущих планах в зависимости от структурных ссылок экономики. На экономическом уровне запланирована интегрированная номенклатура главных типов продуктов. Это разбито в меньшие единицы в случае разработки плана на уровне министерств, отделов, ассоциаций и предприятия. в производственных ассоциациях и в предприятиях в случае создания производственных графиков и доставок продуктов предоставлена разработанная номенклатура (ассортимент) продуктов, рассматривая запросы потребителей.
Ассортимент представляет расширенный список видов продуктов определенного имени, имеющего специальные технические и экономические особенности (объем, качество, работа, стандартные размеры, окончание, и т.д.). Теперь в нашей стране больше чем 12 миллионов названий продукта выпущены. В десятый пятилетний период годовые планы производства, существенных балансов и планов распределения продуктов, одобренных Советом министров СССР, государственным Комитетом планирования СССР, государственным Комитетом по Логистике СССР, министерствами и отделами, включают до 40 тысяч названий главных типов продуктов. В то же время Совет министров СССР и государственный Комитет планирования СССР одобряют производственные графики, балансы и планы распределения для интегрированной номенклатуры, касающейся до 2 тысяч названий продукта и государственного Комитета по Логистике СССР — к 12 тысячам имен.
Теперь список линейки продуктов, которая балансирует и планы распределения, разработан и подтверждает соответственно государственный Комитет планирования СССР, государственный Комитет по Логистике СССР, министерства, и отделы СССР и советы министров федеративных республик определен. Для производственных ассоциаций (предприятия), принимающие во внимание их номенклатуру специализации, перечисляет, чтобы подвергнуть производство и доставку промышленных товаров, согласно которым подписываются потребители и поставка и торговые организации, соглашения о доставке продуктов, необходимых для них, подтверждают.
Товарный ассортимент
Товарный ассортимент — набор единственных копий продуктов и (или) сложные единицы упаковки (один тип и имя) объединялся относительно определенного знака.
Единственные копии — отдельные типы продуктов, имеющих целостность и потребительские свойства, врожденные от определенного типа или имени. Единицы упаковки, состоящие из отдельных продуктов (коробка или пакет печенья, коробка гвоздей), не принадлежат единственным копиям продуктов, они – груз.
Товарный ассортимент — группа типов продуктов, тесно связанных между собой:
Насыщенность товарного ассортимента — увеличивается в видах продуктов из-за добавления новых моделей к уже существующим моделям.
Линейка продуктов — набор всех групп ассортимента продуктов и единиц продукции предложенный потребителям определенным предприятием.
Чистая линейка продуктов — количество групп ассортимента продуктов, выпущенных компанией. Например, компания Проктер н Гэмбл делает шесть групп ассортимента, включая зубные щетки, туалетные аксессуары, одноразовые подгузники, анестезирующие средства и косметику.
Глубина линейки продуктов — количество вариантов выполнения каждого торгового знака (продукты) в группе ассортимента. Если, например, зубная паста Aquafresh будет предлагаться в трех вариантах упаковки и двух условиях (паста и гель), то глубина номенклатуры этих товаров будет равна шесть.
Гармония линейки продуктов — градус подобия между продуктами различных групп ассортимента с точки зрения их использования конца, условий производства, каналов распространения. Например, группы ассортимента продуктов компании Проктер н Гэмбл гармоничны, поскольку все они – товары широкого потребления, проходящие через те же самые каналы распространения.
Ассортимент – определенный набор продуктов, объединенных в группах на любом знаке.
Структура ассортимента характеризуется определенной долей каждого типа и (или) название продукта в общем наборе.
Особенности ассортимента
Политика ассортимента — цели, задачи и главные направления формирования из ассортимента продуктов определены управлением обслуживанием продажи.
Формирование из ассортимента продуктов:
развитие и учреждение в определенном заказе линейки продуктов, формирующей необходимый набор для торговли;
действия для создания набора продуктов, позволяющих удовлетворить фактические или прогнозируемые потребности потребителей.
Принципы формирования из ассортимента продуктов
Минимум ассортимента (список) — минимальное допустимое количество типов продуктов ежедневного требования, определяющего профиль предприятия розничной торговли.
Оптимальный набор ассортимента обеспечивает структуру продуктов установленного требования, возможности введения в ассортименте продуктов импульсивного требования и обновлении продуктов альтернативного требования.
Представительный набор ассортимента – ряд демонстрационных продуктов в торговом зале, содержащем весь диапазон этой группы продуктов.
Типы диапазона
Индикатор диапазона — количественное выражение свойств диапазона; в то же время количество типов и названий продукта измерено.
Стабилизация диапазона — условие набора производства, которое характеризуется высокой стабильностью и низкой степенью обновления.
Гармонизация диапазона — количественные и высококачественные изменения условия набора производственной степени отражения близости реального диапазона к оптимальному диапазону или лучшим иностранным и внутренним аналогам, потребители, которые наиболее полностью соответствуют требованиям.
Обновление диапазона — способность набора производства, чтобы удовлетворить измененные требования за счет новых типов производства.
Сокращение диапазона — количественные и высококачественные изменения условия набора производства из-за сокращения его ширины и полноты.
Расширение диапазона — количественные и высококачественные изменения набора производства, должного увеличиться в индикаторах ширины, полноты и новинки.
Номенклатура изделий и услуги (работы), относительно которых акты Российской Федерации обеспечили свою обязательную сертификацию
Номенклатура изделий и услуги (работы), относительно которых акты Российской Федерации обеспечили свою обязательную сертификацию. Изменения касаются технических требований, дополнений, исключений отдельных положений, и также идентификации производства, на котором могут быть приняты декларация по соблюдению и производство, которое подвергается маркировке защищенными отметками соответствия [c.79],
Возможно сказать неотступно следование за новым механизмом. Если на определенном типе производства технические нормы приняты, то это производство исключено из Номенклатуры изделий и услуг (работы), относительно которых акты Российской Федерации обеспечили свою обязательную сертификацию или Номенклатуры изделий, какое соблюдение может быть подтверждено с декларацией по соблюдению и, поэтому, из Списка производства, которое подвергается обязательному подтверждению соблюдения, импортируя в таможенную территорию Российской Федерации. Для такого производства ранее установлен новый заказ регистрации деклараций по соблюдению (Статья 24, пункт 6 и Статья 26 Федерального закона О технических правилах) и выполнение сертификации (Статья 26), которую рассматривают. В этом подтверждении случая соблюдения выполнен на соблюдении производства к требованиям ТР.
Номенклатура изделий и услуги (работы), относительно которых акты Российской Федерации обеспечили свою обязательную сертификацию (это введено с 10.01.98).
Нормативные документы, на соблюдении, к которому выполнены обязательные подтверждения соблюдения (ГОСТ, Санпин, Строительные Нормы и Инструкции, и т.д.), в старом механизме подтверждения соблюдения применены согласно Номенклатуре изделий и услугам (работы), относительно которых акты Российской Федерации обеспечили свою обязательную сертификацию и Номенклатуру продукции, какое соблюдение может быть подтверждено с декларацией по соблюдению (принимающий во внимание Статью 46, Федеральный закон пункта 1 О технических правилах).
Номенклатура продукции промышленности (дальше – Номенклатура, НПП) разработана в рамках перехода на международные статистические стандарты в сфере статистики производства и охватывает секции В, С, D национального классификатора ДК 009: 2010 “Классификация видов экономической деятельности” (КВЕД- 2010).
Номенклатура предназначена для использования как единственный информационный язык при сборе, обработке, распространении статистической информации относительно продукции и для ее международного сопоставления и по своей сути является статистической. Номенклатура может быть полезной для осуществления экономико-статистического анализа производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях, а также для структуризации информации за видами выработанной продукции с целью проведения маркетинговых обследований и осуществления поставочно-сбытовых операций.
Статистическая класификация
При разработке Номенклатуры было использовано СКП – Статистическая классификация продукции, которая в свою очередь является аналогом СРА 2008 (Статистическая классификация продукции по видам экономической деятельности ЕЭС). Базовой основой Номенклатуры является PRODСOM – Перечень продукции для европейской статистики производства. Соответственно Номенклатура содержит группировки продукции, необходимые для проведения наблюдений с целью получения статистических данных относительно объема производства каждого вида продукции за перечнем PRODСOM в рамках добывающей и перерабатывающей промышленности.
Объектом классификации в Номенклатуре является продукция, созданная в результате процесса промышленного производства в видах экономической деятельности, которые относятся к секциям В, С, D КВЕД- 2010. Продукция – это общий срок, который используется как для обозначения товаров, так и услуг. В соответствии с международными стандартами под термином “продукция” (Постановление Совета ЕЭС от 29.10.1993 # 3696/93) имеют в виду товары, которые подлежат транспортировке, товары, которые не подлежат транспортировке, и услуги. В наблюдениях на основе PRODCOM применяются собственные правила, которые не отвечают приведенной в СКП интерпретации (услуги, которые выполняются за вознаграждение или на условиях контракта и тому подобное).
В Номенклатуре выработанная продукция сгруппирована в блоки за 3-ма секциями (буквы латинской азбуки), которые разделяются на разделы (двусмысленные цифровые значения) и соответствующие классы (четырехзначные цифровые значения), которые отвечают секциям, разделам и классам европейских и национальных классификаций продукции. Эти буквы и дво- и четырехзначные цифровые обозначения не используются непосредственно для идентификации продукции, а введены лишь для удобства пользователя.
Продукция, которая классифицируется в Номенклатуре, имеет три ровных классификации: подкатегория, тип, подтип. Кодировка продукции осуществляется, начиная с уровня подкатегорий СКП. Каждая позиция PRODСOM обозначена восьмизначным кодом, где последние две цифры отвечают классификации продукции в пределах подкатегории СКП. Следующие два знака (подтип) используются для дальнейшей классификации продукции для национальных потребностей. Номенклатура на 8-ми и (или) 10-ти значительных кодах продукции в основном гармонизирована из КН (Комбинированная номенклатура).
Электронная библиотека
Состав предлагаемой к реализации продукции достигается планированием номенклатуры и ассортимента продукции. Следует признать теснейшую связь обоих терминов и их взаимопроникновение друг в друга. «Номенклатура» буквально означает «перечень имен». Таким образом, номенклатура продукции – это перечень наименований производимой предприятием продукции. Товарная номенклатура – это перечень групп товаров, предлагаемых конкретным продавцом. Продавец же может предлагать покупателям продукцию одного или многих производителей, привлекая номенклатуру продукции каждого из них в полном объеме либо частично. Номенклатура как экономическая категория имеет укрупненный характер. Речь может идти, например, о мужской, женской или детской обуви, о спальных или столовых гарнитурах, о телевизорах или магнитофонах, о карамели или шоколаде. По существу, это ассортиментные группы, а номенклатура продукции представляет собой перечень ассортиментных групп продукции или товаров.
Ассортимент продукции буквально означает подбор предметов, совокупность их наименований по каким-либо признакам. С этой точки зрения ассортимент может быть простым или сложным, узким или широким. Такая классификация предусматривает выделение групп однородной продукции или товаров по признаку вида, сорта или марки, и формирование ассортиментных групп производится в тех пределах, в которых предметы имеют определенное сходство. Можно также различать ассортимент продукции, т.е. что производится предприятием, и ассортимент товаров, или что предлагается данным продавцом потребителям.
Групповой ассортимент товаров показывает перечень укрупненных товарных групп, составляющих номенклатуру товаров. Так, в продовольственном магазине могут продаваться гастрономические и бакалейные продукты, а в магазине спорттоваров – летний и зимний спортивный инвентарь. Видовой ассортимент товаров отражает наличие в группе товаров ряда видов. Например, в составе молочных продуктов могут быть представлены кефир, сливки или творог, а мужская обувь включает сапоги, ботинки, туфли, босоножки.
Внутривидовой ассортимент товаров представляет разновидности продукции, членения вида на части.
Так, творог может быть разной степени жирности, самовары – разной вместимости, обувь – различного фасона, ткани – отличающейся расцветки и т.п. Внутривидовой ассортимент товаров может иметь разную глубину развития, детализации. В этом смысле можно говорить о степени сложности ассортимента. Например, лекарственные препараты, применяемые при определенном заболевании человека, могут быть представлены средствами для наружного или внутреннего употребления, в виде таблеток или жидкостей, а также иметь разную фасовку или упаковку.
Для промышленных предприятий устанавливается производственный ассортимент продукции, для торговых предприятий – торговый ассортимент товаров. Первый из них отражает специализацию предприятия и служит основанием для заключения договоров поставки. Во втором случае складываются основания судить о масштабах возможности торгового предприятия удовлетворять потребности населения, при этом различают специализированные и универсальные торговые предприятия.
С полным основанием изложенные положения о номенклатуре и ассортименте продукции могут быть отнесены к выполнению работ и оказанию услуг, для которых также выделяются группы, виды и подвиды продукции.
Планирование номенклатуры и ассортимента продукции должно базироваться на знании потребностей рынка и его состояния, что достигается в результате осуществле
ния деятельности, получившей название маркетинга. Используется множество определений маркетинга. В совокупности все они, несмотря на многообразие, сводятся к следующему – изучение рынка, анализ спроса, прогноз продаж, обеспечение наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Удовлетворение же, в свою очередь, достигается разработкой и производством новых товаров, соответствующих сложившемуся спросу, налаживанием коммуникаций сбыта продукции, созданием служб сервиса, сопровождающих процесс использования товара. Товарная политика предприятия неизбежно требует проведения маркетинговых исследований, в которых базовыми понятиями являются: потребность, спрос, цена, сделка, конкуренция. В проведении маркетинга можно выделить понятия стратегии и тактики.
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00