Что такое номер читателя
Единый читательский билет уже получили более 200 тысяч москвичей
Единый электронный читательский билет (ЕЧБ) уже получили более 200 тысяч москвичей. Как сообщила Наталья Сергунина, заместитель Мэра Москвы, сегодня им можно воспользоваться в 302 городских библиотеках, расположенных в восьми округах. Большая часть таких библиотек находится в ВАО (52), ЮВАО (51) и САО (44). Единый билет также принимают в ЗАО (41 библиотека) и СВАО (37). Еще 77 читален располагается в СЗАО, ЮЗАО и ЗелАО.
С единым читательским билетом можно обратиться в любую библиотеку, где принимают документ нового образца. Раньше, чтобы взять книги из разных читален, приходилось регистрироваться в каждой из них.
«Больше 1,8 миллиона книг выдано москвичам по электронному читательскому билету с начала этого года. Сейчас его принимают уже более чем две трети городских библиотек. Брать книги по нему во всех 440 библиотеках можно будет в 2021 году», — отметила Наталья Сергунина.
Перечень библиотек, где действует специальная пластиковая карта, можно найти на портале «Библиогород». До конца года этот список будет дополняться.
«Единый читательский билет начали выдавать в конце прошлого года. Карта активно внедряется в сеть столичных библиотек, и горожане всех возрастов с удовольствием ею пользуются. Двухсоттысячным читателем, получившим документ нового образца, стал семилетний москвич. Он оформил электронный билет в детском отделении библиотеки № 243», — рассказали в Московской дирекции по развитию культурных центров.
Применение ЕЧБ стало возможным благодаря внедрению единой автоматизированной библиотечной информационной системы. Она разработана столичным Департаментом информационных технологий совместно с Департаментом культуры. Помимо электронного читательского билета, туда входит и электронный каталог изданий. Сейчас сотрудники библиотек наносят на книги штрихкоды, затем их вносят в единую электронную базу. В них содержатся библиографическая информация о книге (автор, название, год издания, аннотация к произведению и другие данные), а также сведения о том, какой читальне она принадлежит.
Если на книгу нанесен штрихкод, ее выдача по карте занимает не более минуты. Кроме того, благодаря штрихкоду библиотекари могут отслеживать книгу и фиксировать ее нахождение — взял ли ее читатель в этой библиотеке или в стороннем учреждении. В будущем жители смогут забирать издание в одной читальне, а возвращать в другой.
«Сейчас в электронный каталог изданий библиотек внесено почти шесть миллионов изданий — это треть всего книжного фонда библиотек Москвы. До конца августа к автоматизированной библиотечной системе подключат оставшиеся три библиотеки Юго-Западного округа, в сентябре к ней присоединятся читальни ТиНАО», — рассказали в пресс-службе Департамента информационных технологий Москвы.
Как получить единый читательский билет
ЕЧБ — пластиковая карта, на лицевой стороне которой на бирюзовом фоне изображены книжные полки, а также нанесены две надписи: «Библиотеки Москвы» и «Единый читательский билет». Такой дизайн выбрали пользователи проекта «Активный гражданин» в прошлом году. Всего в голосовании приняли участие около 200 тысяч человек.
На обратной стороне карты читателя есть штрихкод и уникальный 13-значный номер. В единой автоматизированной библиотечной информационной системе при считывании штрихкода библиотекарь может увидеть информацию о пользователе: его фамилию, имя и отчество, контакты (телефон и/или адрес электронной почты), а также книги, которые за ним числятся.
В качестве единого читательского билета можно использовать и социальную карту москвича. Штрихкод соцкарты библиотекарь может связать с профилем читателя в единой автоматизированной библиотечной информационной системе.
Единые читательские билеты горожане начали получать в прошлом году.
Не только книги: новые возможности библиотек Москвы
В этом году в библиотечные фонды поступило свыше 15 тысяч экземпляров книг. Читателям стало доступно более 50 произведений современных российских и зарубежных писателей — лауреатов и финалистов национальных литературных премий. А весной прошлого года во всех библиотеках Департамента культуры появился бесплатный электронный доступ к профессиональной периодике. Посетители могут почитать узкоспециализированные научные и деловые издания, например журналы и газеты об экономике, управлении и финансах, а также о литературе, истории, маркетинге. Электронный доступ открыли более чем к 40 изданиям, в том числе к разнообразным справочникам.
В библиотеках можно не только читать и учиться, но и работать. К услугам посетителей коворкинги — комфортные залы с оборудованными рабочими местами. Здесь есть Wi-Fi, компьютеры, удобная мебель и кофейные автоматы. Сотрудники сориентируют в зале, а в случае необходимости помогут с поиском справочной литературы. Работать можно бесплатно — на входе спросят только читательский билет. Места для коворкинга есть в большинстве библиотек с читальными залами.
В мир чтения: в библиотеках начали принимать единый читательский билет
В библиотеках Департамента культуры города Москвы начал действовать единый читательский билет (ЕЧБ). Пока его принимают в 51 читальне двух столичных округов — Северного (44 библиотеки) и Зеленоградского (семь библиотек). Об этом сообщил Сергей Собянин на своей странице в «Твиттере».
К концу 2020 года по новому читательскому билету можно будет получать книги во всех 440 библиотеках города. Его применение стало возможным благодаря внедрению единой автоматизированной библиотечной информационной системы. Она разработана столичным Департаментом информационных технологий совместно с Департаментом культуры.
«Единый читательский билет будет удобно использовать: он позволит выбрать любую библиотеку — рядом с домом, учебным заведением, работой. Выдается он бесплатно и на неограниченное время. Сейчас, оформив единый читательский билет, житель Зеленограда, например, может приехать и взять книгу, которая хранится в фондах библиотеки Северного округа столицы», — рассказал куратор ИТ-проектов в культуре Департамента информационных технологий города Москвы Сергей Шакрыл.
Он добавил, что обладателями такого читательского билета стали уже 30 тысяч москвичей, живущих в Северном и Зеленоградском округах. Прежде, чтобы взять книги из разных библиотек, приходилось оформлять бумажный документ в каждой из них. В среднем у активного читателя собиралось до семи читательских билетов из разных учреждений, в которых он одновременно обслуживался.
Как выглядит единый читательский билет и как его оформить
Единый читательский билет — это пластиковая карта, на лицевой стороне которой на бирюзовом фоне изображены книжные полки, а также нанесены две надписи — «Библиотеки Москвы» и «Единый читательский билет». Такой дизайн выбрали пользователи проекта «Активный гражданин» в марте этого года. Всего в голосовании приняли участие около 200 тысяч человек.
На обратной стороне карты читателя нанесены штрихкод и 13-значный уникальный номер. В единой автоматизированной библиотечной информационной системе при считывании штрихкода библиотекарь может увидеть информацию о пользователе: его фамилию, имя и отчество, контакты (телефон и/или адрес электронной почты), а также книги, которые за ним числятся.
Тем, кто обратился в библиотеку впервые, читательский билет нового образца выдают сразу. Владельцы бумажных читательских билетов могут обменять их на пластиковую карту в любой момент. Для того чтобы получить ЕЧБ, необходимо прийти в библиотеку с паспортом, заключить договор. Весь процесс оформления занимает не более 10 минут.
Важно отметить, что в качестве единого читательского билета можно использовать и социальную карту москвича. Штрихкод соцкарты библиотекарь сможет связать с профилем читателя в единой автоматизированной библиотечной информационной системе.
К концу 2020 года у обладателей единого читательского билета на портале «Библиогород» появится возможность зарегистрировать личный кабинет, где они смогут продлевать срок пользования книгой в режиме онлайн, бронировать нужные издания в любой городской библиотеке. Также в личном кабинете читатель сможет ознакомиться с подборкой рекомендуемой литературы по разным темам.
Что такое единая автоматизированная библиотечная информационная система
Единый читательский билет — часть автоматизированной библиотечной информационной системы. Помимо него, туда входит единый каталог библиотек. Сейчас сотрудники читален Северного и Зеленоградского округов наносят на каждую книгу штрихкод, который затем вносят в единую электронную базу. В нем содержится библиографическая информация о книге (автор, название, год издания, аннотация к произведению), а также сведения о том, какой читальне она принадлежит. Благодаря штрихкоду библиотекари могут отслеживать книгу и фиксировать ее нахождение — взял ли ее читатель в этой библиотеке или в стороннем учреждении. В будущем жители смогут забирать издание в одной читальне, а возвращать в другой. Пока эта услуга недоступна.
«Конечно, сейчас выдача книги занимает немного больше времени. Когда читатель приходит в библиотеку за изданием, которого нет в общей базе, его сначала вносят в систему и регистрируют, а затем только выдают. Но если книга уже в едином каталоге, ее выдадут за три — пять секунд. Поэтому мы просим наших читателей отнестись к этому с пониманием, ведь уже скоро москвичи смогут оценить все преимущества единого читательского билета», — пояснила Мария Рогачева, руководитель Московской дирекции по развитию культурных центров.
Если нужной книги не оказалось на полке читальни, куда обратился горожанин, он может попросить библиотекаря войти в систему и посмотреть, в каком учреждении она есть. Планируется, что к 2021 году городские библиотеки полностью откажутся от бумажных каталогов и документов и перейдут на электронную систему учета.
Где еще искать библиотеку с единым билетом
Автоматизированную библиотечную информационную систему также начали подключать в библиотеках Северо-Восточного округа. Планируется, что завершится этот процесс в январе 2019 года. На портале московских библиотек «Библиогород» в разделе «Карта» отмечено, где уже сейчас можно получить единый читательский билет. С внедрением билетов в новых округах страница будет все время обновляться.
Кроме этого, на сайте «Библиогород» пользователи могут найти необходимую библиотеку в любом районе, узнать ее точный адрес, график работы, сайт и получить другую информацию. В разделе «Афиша» представлена подборка лучших культурных мероприятий, которые проводят читальни, — выставок, лекций, концертов, кинопоказов, экскурсий. На сайте размещена информация о специальных проектах библиотек. В начале этого года на портале появился онлайн-поиск иностранной литературы: на интерактивной карте можно посмотреть, в какой читальне есть издания на иностранном языке.
Московские библиотеки развивают электронные услуги и сервисы. Прошлым летом для читателей было введено СМС-оповещение. С помощью СМС-сообщений им напоминают о сроке возврата книг.
Весной во всех столичных библиотеках Департамента культуры появился бесплатный электронный доступ к профессиональной периодике. Посетители могут почитать узкоспециализированные научные и деловые издания, например журналы и газеты об экономике, управлении и финансах, а также о литературе, истории, маркетинге. Электронный доступ открыли более чем к 40 изданиям, в том числе к различным справочникам.
Как пользоваться услугами московских библиотек
1. Как записаться в московские библиотеки?
Сейчас в Москве работает более четырех сотен библиотек. Чтобы пользоваться всеми услугами любой из этих библиотек, вам нужно лишь оформить единый читательский билет.
Этот документ — пластиковая или электронная карточка — подтверждает право читателя одновременно пользоваться услугами всех библиотек на территории Москвы, подведомственных Департаменту культуры города Москвы.
Пластиковую карточку вам выдадут в библиотеке, а электронным читательским билетом можно пользоваться с помощью сервиса «Библиотеки Москвы». Он представлен в виде штрихкода, который доступен в личном кабинете читателя и который нужно будет предъявить для считывания в библиотеке.
2. Как оформить единый читательский билет?
Для того чтобы получить единый читательский билет, нужно обратиться в любую из московских библиотек с паспортом или другим документом, удостоверяющим личность.
Вне зависимости от того, для кого вы оформляете читательский билет — для себя или для ребенка, вы должны заполнить и подписать договор о библиотечном обслуживании, включающий согласие с правилами пользования библиотекой, а также сделать фото для подтверждения принадлежности вам созданной учетной записи.
Ждать несколько дней для оформления единого читательского билета не нужно — его оформят при вас в день обращения.
Если у вас есть социальная карта москвича, то после оформления читательского билета вы сможете привязать его к соцкарте. После этого вы сможете использовать социальную карту москвича как единый читательский билет. Для привязки вам достаточно предъявить сотруднику единый читательский билет, а также карту москвича, которую по штрихкоду свяжут с профилем читателя. Сделать это можно либо сразу после оформления читательского билета, либо в любой другой момент в любой библиотеке, подведомственной Департаменту культуры города Москвы.
3. Нужна ли московская регистрация для пользования библиотеками?
Нет, московская регистрация для пользования услугами московских библиотек не требуется. С 2021 года выдача единого читательского билета библиотек Москвы осуществляется для всех граждан России вне зависимости от регистрации по месту жительства или месту пребывания.
4. Что делать, если вы потеряли пластиковую карту единого читательского билета?
Если вы потеряли карту, вам нужно обратиться в любую библиотеку за дубликатом. При себе нужно иметь документ, удостоверяющий личность. Дубликат сделают при вас в день обращения.
5. Что еще можно делать в библиотеке?
Кроме выдачи книг и журналов на дом и пользования ими в читальном зале, библиотеки предоставляют и другие бесплатные услуги. Среди них могут быть:
Также во многих библиотеках за дополнительную плату можно посещать секции и мастер-классы, пользоваться услугами реставраторов. В библиотеках Москвы регулярно проводятся творческие встречи с современными писателями, презентации книжных новинок и тематические экскурсии.
6. Возможно ли получить книги, не имея при себе единого читательского билета?
7. Какие электронные сервисы доступны для читателей городских библиотек?
Для читателей доступен сервис «Библиотеки Москвы». С помощью сервиса читатели могут найти книги онлайн и забронировать их в выбранной библиотеке.
Сервис содержит личный кабинет читателя, в котором пользователь может просмотреть список заказов, статус их готовности, а также отменить заказ при необходимости. Для удобства читателям доступен электронный читательский билет, его можно предъявить в библиотеке вместо пластиковой карты.
Также читателям доступна возможность формировать списки избранных книг для быстрого доступа к ним.
8. Как забронировать книги через сервис «Библиотеки Москвы»?
Вам понадобится единый читательский билет и полная/стандартная учетная запись на mos.ru.
Выберите книгу и подходящую библиотеку на карте, авторизуйтесь, введите номер читательского билета и оформите заказ.
После успешного оформления заказ готовится к выдаче в выбранной библиотеке в течение трех дней. Как только заказ будет сформирован, вы получите уведомление в личном кабинете читателя и можете забрать заказ в течение трех дней.
Одновременно в заказах и на руках может быть не более 15 книг.
9. На какой срок выдают на руки книги?
Библиотеки выдают книги на срок до 30 дней, но редкие экземпляры могут попросить вернуть раньше. Срок выдачи будет сформирован, когда вы заберете заказ в библиотеке.
10. Можно ли отменить заказ?
Заказ литературы можно отменить через личный кабинет читателя в сервисе «Библиотеки Москвы» до момента его выдачи.
В случае если готовый заказ не будет востребован в течение трех дней, заказ отменяется автоматически.
Библиотека. Зачем нужен единый читательский билет?
У современного человека весь день расписан множеством дел. Учеба, работа, семья, друзья, дом. Все требует времени, а его никогда не хватает. Прогресс дал нам возможность жить полноценной жизнью, используя научно-технические достижения во всех сферах быта и досуга. И наши дети уже перестают читать книги, предпочитая получить все нужное из Интернета.
Но в Интернете можно найти далеко не все. Например, свежие учебники по нужной теме там очень сложно разыскать. Появляется повод купить необходимую книгу в магазине или посетить библиотеку и взять ее там. Комплектование книжного фонда библиотек сейчас на высоком уровне, и там можно легко найти новейшее издание, еще не размещенное в Интернете. Но так не хочется тратить половину дня на посещение библиотеки, заполняя множество бумажек и карточек, чтобы получить желанную книгу…
Все течет, меняется, совершенствуется. Развитие библиотек тоже не стоит на месте — активно внедряются новые технологии, услуги и формы обслуживания. И вот в крупных городах России библиотеки приступили к выдаче единого читательского билета.
Для чего же он нужен? Единый читательский билет выдается пользователю сроком на три года, совершенно бесплатно. Теперь не нужно долго стоять в очереди, время на обслуживание одного читателя сократилось почти в два раза.
Обычно в городе-миллионнике около 50 библиотек. До недавнего времени мы могли записаться в библиотеку, расположенную рядом с местом прописки, тем самым ограничивая себя одной библиотекой. Только Публичные библиотеки обслуживают читателей вне зависимости от прописки. А если вы приходите в библиотеку, например, рядом с местом работы, то там можно было взять книгу домой только под денежный залог, равный рыночной стоимости книги. Так что обслуживание только по месту прописки решили отменить из-за оттока читателей. Теперь, получив единый читательский билет, мы можем обслуживаться в любой библиотеке — рядом с домом, работой, где угодно.
Еще один плюс читательского билета в том, что в библиотеке на вас создается один читательский формуляр с минимумом информации: фамилия, имя, отчество, год рождения, социальный статус и телефон. Раньше там было гораздо больше информации о читателе. Там находился домашний адрес, место работы, занимаемая должность, серия и номер паспорта. Теперь мы бережем персональные данные читателя.
До внедрения в библиотеках единого читательского билета в одной библиотеке могло находиться до пяти читательских формуляров — в каждом секторе библиотеки по формуляру. Теперь же вы можете в одном месте взять книги из разных секторов, что заметно сокращает время на обслуживание посетителя.
Библиотекарь вносит ваши данные в базу данных. А заявление и договор передаются в специализированное хранилище.
В базу данных вносятся ваши персональные данные: номер читательского билета, Ф.И.О, дата рождения, место прописки и проживания, социальный статус, телефон, серия и номер паспорта. Пароль для входа в базу данных хранится в строжайшем секрете и меняется еженедельно.
Потеряв читательский билет, вы ничем не рискуете. Никто кроме вас не сможет посетить библиотеку с вашим читательским билетом, потому что на нем о вас нет никаких данных. А когда вы предъявите билет, библиотекарь уточнит у вас персональные данные, которые не может знать посторонний человек. Ну, например, спросит дату вашего рождения. Так что никто не сможет взять на ваше имя книги в библиотеке.