Что такое номера в опере
На какие части делится спектакль в опере
Содержание статьи
Виды и формы
Не зря опера, в переводе с итальянского, – труд, работа, дело. Это совместный труд не только композитора, но и хореографа, режиссера, музыкантов, певцов, танцоров. В этом музыкальном жанре сливаются воедино вокальная и инструментальная музыка, поэзия и драматическое искусство, хореография, мимика, декорации и костюмы.
Классическим вариантом считается большая опера. Кроме этого бывают комические оперы, оперы-балеты, романтические оперы и оперетты. Комические имеют в основе комедийный сюжет. Романтические положены на сюжет романтический. В опере-балете вокальные номера перемежаются хореографическими. Оперетта сочетает в себе вокал, хореографию и разговорный жанр.
Сюжет
В основу сюжета оперы может быть положен исторический или мифологический факт, сказочная, романтическая или драматическая история. Чтобы понять, о чем поется в опере, создается либретто. Пишется обычно в стихах, на основе какого-либо литературного произведения.
Строение
Начинается опера увертюрой – музыкальным вступлением, которое исполняется симфоническим оркестром и настраивает зрителя на восприятие оперного действия. Заканчивается опера эпилогом, который может быть представлен как резюме, как мораль или как рассказ о дальнейшей судьбе героев и дальнейшем развитии представленного сюжета.
Самые крупные части, на которые делится опера, называются актами. Каждому акту предшествует пролог, который знакомит зрителя с действующими лицами или сообщает о событиях, предваряющих начало действия. Акт представляет собой завершенную часть произведения, отделенную от остальных частей перерывом (как длительным – антрактом, так и коротким условным – опусканием и поднятием занавеса). В перерывах между актами обычно меняются декорации.
Акты, в свою очередь подразделяются на картины, сцены и номера. Картина – законченная часть акта ограниченная неизменным местом действия. Представляется без смены декораций.
Сцены – смысловые сюжетные отрезки, представляемые одними и теми же действующими лицами.
Номера – отдельные законченные по форме выступления, представляющие собой вокальные или хореографические партии, исполняемые певцами или танцорами.
Составляющими оперы также являются речитативы – музыкальная декламация, служащяя связкой между номерами; песни; арии и ариозо – сольные номера; ансамбли, дуэты, трио, квартеты, хоровые партии.
А номер оперы (Итальянский: опера a numeri; Немецкий: Nummeroper) является опера состоящий из отдельных музыкальных произведений (‘числа’), который можно легко извлечь из более крупной работы. [1] Они могут быть пронумерованы в партитуре последовательно и могут перемежаться речитатив или разговорный диалог. Номера Opera могут быть арии, но также ансамбль части, такие как дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты или же припевы. Они также могут быть балеты и инструментальный части, такие как марши, симфонии, или же интермецци. [2] Формат числовой оперы был стандартным до середины 19 века, и большинство оперных жанров, в том числе опера сериа, опера-буффа, комическая опера, баллада опера, Зингшпиль, и большая опера, были построены таким образом. [1]
Замена номеров более продолжительной музыкой началась в операх на Джоммелли, Traetta, Глюк, и особенно Моцарт, чьи поздние оперы Le Nozze di Figaro и Дон Жуан содержат несколько сегментов, в которых разные номера объединены мостовыми пассажами, образуя музыкальное целое. Еще ярче эта тенденция проявилась в операх немецких композиторов. Бетховен, Вебер, и Мейербер, а их итальянские и французские современники Россини, Доницетти, Беллини, и Обер сохранил номерной оперный стиль. [2]
Номерную оперу резко осудили Вагнер по драматическим причинам, и он заменил ее непрерывной музыкой, которая непрерывно продвигает драму. [2] Номерная опера вышла из моды, и поздние оперы Верди и те из Пуччини и Verismo школа, не может быть описана как таковая. [1]
Многие оперные композиторы после Вагнера переняли его подход. [2] Однако в ХХ веке некоторые композиторы намеренно возродили или адаптировали формат числовой оперы, например. грамм., Бузонис Арлекино (1917), [3] [4] Бергс Воццек (1925), [1] Хиндемитс Кардильяк (1926, ред. 1952) и Стравинскийс Прогресс граблей (1951). [2] В оперетта и в популярных музыкальный театр, формат номера оперы остался нормой.
Рекомендации
Из чего состоит опера
Из чего состоит опера
Содержание:
Музыкальный материал:
Характеристика видов деятельности:
Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень – Орфей.
За те триста с лишним лет, что прошли со дня первого оперного спектакля, многое изменилось в сложном организме оперы: раздвинулись её масштабы, обогатились выразительные средства, оркестр из скромного аккомпаниатора стал полноправным участником.
Балет и хор давно уже «прижились» в опере как неотъемлемая часть целого. Но душой оперы как был, так и остался человеческий голос с его тембровым богатством, ни с чем несравнимой динамичностью и задушевностью вокальных интонаций. Самое сочетание слова и выразительной мелодии всегда было и будет в центре внимания и композитора, и зрителя. И те формы сольного пения, в которых вокальная мелодия получила наибольшую свободу развития, естественно, оказались решающими в построении музыкально-сценического образа.
Вокальные номера
Основу оперного спектакля составляют сольные и ансамблевые вокальные номера.
Певческие голоса
Арии можно сравнить с описанием портрета героя в литературном произведении, в котором обычно передаётся его характер, душевное состояние.
Многие арии оперных произведений отличаются особой выразительностью. Примером может служить ария Снегурочки из одноимённой оперы Н. Римского-Корсакова. Красивое сопрано Снегурочки передаёт сказочный, светлый образ героини: оно похоже на пение птиц, журчание весёлых ручейков.
Снегурочка – один из самых пленительных и нежных персонажей мирового оперного искусства. Она проходит долгий путь превращения из фантастического сказочного существа в живую, страдающую девушку. Полученный от матери-Весны дар любви губит Снегурочку, она тает от беспощадных лучей солнца. Но одновременно момент таяния становится для Снегурочки минутой подлинного блаженства, когда её любовь, её живая душа достигают наивысшего расцвета. Эта двойственность состояния выражена в её словах – «люблю и таю».
Музыка арии Снегурочки трепетна и проникновенна, и при этом полна самого живого и тёплого чувства.
Слушание: Н. Римский-Корсаков. Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», IV действие.
Декорации
Действие оперы развёртывается перед зрителями на сцене, обставленной декорациями. Художник-декоратор разрабатывает эскизы декораций.
Самые известные эскизы декораций и костюмов к опере создал художник Виктор Васнецов. Тот самый, который написал «Алёнушку» и знаменитых «Богатырей». Неудивительно, что эскизы к «Снегурочке» получились потрясающими – это же настоящие картины!
Части оперы
Инструментальные номера
Велика роль в опере и инструментальных эпизодов (эпизод – это небольшая часть произведения, которая отличается самостоятельностью и законченностью).
Круг образов, которые музыка способна передать сама по себе, необычайно широк. Музыка повествует о великих битвах и победах, рисует картины природы, передаёт настроения и характеры действующих лиц.
Иногда инструментальные фрагменты опер представляют собой подлинные шедевры. Они даже способны жить самостоятельной жизнью и нередко исполняются как отдельное произведение.
Вопросы и задания:
Презентация
Из чего состоит опера?
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Из чего состоит опера?
Опера это один из важнейших музыкальных и театральных жанров, музыкальный спектакль, где все действующие лица поют.
Литература Изобразительное искусство Драматическое искусство В опере представлены такие виды искусства:
Либретто В основу оперы положено либретто – литературный текст, кратко пересказывающий содержание произведения. Это своего рода сценарий, краткое содержание произведения. В редких случаях стихи пишут сами композиторы, как, например, Вагнер. Но чаще всего слова для оперы пишет либреттист.
Увертюра Открывается опера оркестровым вступлением, создающим общее настроение оперы. Увертюры писались поначалу для того, чтобы дать публике время занять места в зале. Во времена Моцарта, традиция изменилась, и увертюра стала полноправной частью композиции. Многие композиторы использовали в увертюре мелодии из оперы, для которой увертюра писалась. Рихард Вагнер и Иоганн Штраус-младший делали свои увертюры программными, то есть передавали в них, вкратце, сюжет последующего драматического действия.
Структура оперы Оперное произведение делится на: Акты Картины Сцены Номера За увертюрой следует основная часть спектакля. Это грандиозное действо, разделённое на акты — законченные части представления, между которыми пролегают антракты. Антракты могут быть длинными, чтобы зрители и участники постановки могли отдохнуть, или короткими, когда занавес опускают, только чтобы сменить декорации.
Структура оперы Опера состоит из законченных вокальных номеров Арий Ансамблей Речитативов Главным телом, движущей силой всей оперы являются сольные арии. Их исполняют актёры — персонажи истории. Арии раскрывают сюжет, характер и чувства героев. Иногда между ариями вставляются речитативы — напевные ритмичные реплики — или обычная разговорная речь.
Виды сольных номеров Характеры героев и их чувства наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, каватина, монолог, романс и т.д.)
Виды сольных номеров Ария (ит. песня) – основная музыкальная характеристика оперного героя. Она наиболее полно раскрывает характер действующего лица. Это музыкальный портрет героя. Ариозо – небольшая лирическая ария с плавной мелодией. Каватина – первая выходная ария героя. Монолог – размышление с высказыванием мыслей вслух. Романс – лирический вокальный номер.
Ансамбль Вокальный номер, в котором учувствует несколько певцов (дуэт, трио, квартет и т.д)
Речитатив Род вокальной музыки, ритмически и интонационно близкий к напевной декламации. Это пение, но в ней нет главной мелодии, в отличии от сольных номеров (ария и т.д.), слова просто произносятся нараспев.
Опера в России В России опера стала популярна в XIX веке. В 1836 году Михаил Иванович Глинка создал героико-патриотическую оперу «Жизнь за царя», в советское время эта опера была известна под названием «Иван Сусанин», и тем самым открыл новые возможности оперного искусства. Потом появился новый вид народной оперной драмы – «Борис Годунов» Модеста Петровича Мусоргского (1839 – 1881). За ней последовала сказочно-лирическая опера «Снегурочка» Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908), а также его оперы-сказки «Садко» и «Сказание о невидимом граде Китеже». Петр Ильич Чайковский (1840 – 1893)подарил мировой культуре лирическо-психологические оперы, такие как «Пиковая дама» и «Евгений Онегин».
Опера сегодня Опера популярна и сегодня. Она завораживает. Могучее зрелище спектакля, великолепные голоса исполнителей дадут вам столько новых сил, эмоций и переживаний, что уже не сможете представить свою жизнь без оперы!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1128915
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Время чтения: 2 минуты
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Строение оперы. Назвать оперные номера
Опера — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки. Литературная основа оперы — либретто.
Опера появилась в Италии, в мистериях, то есть духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой ступени. Духовная комедия: «Обращение св. Павла» (1480), Беверини, представляет уже более серьёзный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала до конца. В середине XVI века большой популярностью пользовались пасторали или пастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами.
В конце XVI века попытки ввести в такие сочинения одноголосное пение (монодию) вывели оперу на тот путь, на котором её развитие быстро пошло вперед. Авторы этих попыток называли свои музыкально-драматические произведения drama in musica или drama per musica; название «опера» стало применяться к ним в первой половине XVII века. Позднее некоторые оперные композиторы, например Рихард Вагнер, опять вернулись к названию «музыкальная драма».
Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 году в Венеции; ранее опера служила только для придворных развлечений. Первой большой оперой можно считать «Эвридику» Джакопо Пери, исполненную в 1597. Первая русская опера, написанная в русских нравах — «Танюша, или Счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756).
Истоками оперы можно считать и античную трагедию. Как самостоятельный жанр опера возникла в Италии на рубеже 16-17 веков в кружке музыкантов, философов, поэтов в городе Флоренция. Постепенно в Италии стали появляться оперные школы в Риме, в Венеции, Неаполе. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. В конце 17-начале 18 века складываются основные разновидности оперы: опера – сериа (большая серьёзная опера) и опера – буффа (комическая опера). В основе оперы лежит литературный сюжет. На его основе создаётся либретто. Литератор, создающий либретто называется либреттистом
Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов оперы толкуются различно.
В комической опере, немецкой и французской, между музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьёзные оперы, в которые вставлен диалог, например «Фиделио» Бетховена, «Медея» Керубини, «Волшебный стрелок» Вебера.
Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).
В состав оперного коллектива входят: солист, хор, оркестр, военный оркестр, орган. Оперные голоса: (женские: сопрано, меццо-сопрано, контральто; мужские: контратенор, тенор, баритон, бас).
Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы — эпилог.
Части оперного произведения — речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д. Из симфонических форм — увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка.
Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, песня). Различные функции в опере имеет речитатив— музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах оперы, преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь, обычно — в диалогах.
Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в опере соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.), специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия.
Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина»).
В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды — увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля — балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.