Что такое номинализм в средневековой философии

Средневековая философия

Номинализм: начало идей Возрождения и Реформации

Номинализм укрепил позиции светской власти и подготовил почву для идей Возрождения и Реформации. Как именно? Узнаем в этой части, а еще познакомимся с главными представителями номинализма.

В противовес доминиканской схоластике Фомы Аквинского в конце 13 века оформляется очень сильное течение францисканской схоластики — номинализм (от лат. nomen — имя). Поговорим сегодня о нем и двух ключевых его представителях — Дунсе Скоте и Уильяме Оккама.

🧱 Номинализм во многом подготовил почву для идей Возрождения и Реформации, предложив другой взгляд на основные проблемы средневековой философии 👇

🔎 Соотношение общего и единичного (проблема универсалий). Если Аквинат считал, что общие понятия (универсалии) предшествуют единичным вещам, вечно пребывая в уме Бога, то номиналисты отстаивают первичность единичного перед общим. Бог сотворил единичные вещи, но он не создавал общих понятий («квадратный», «справедливый», «человечный» и так далее) — последние производятся человеком в процессе познания. Они существуют лишь в нашей голове и являются всего лишь словами, обобщенными именами (nomina) для данных нам в опыте вещей.

🧠 Соотношение разума и опыта. Из этого следует, что в познании опыт играет едва ли не важнейшую роль. Такой идейный поворот предвосхитил развитие опытного естествознания через 2–3 столетия. Например, колоритный образ монаха-францисканца, который доверяет лишь своим наблюдениями и расследует загадочные убийства в монастыре, есть в романе Умберто Эко «Имя розы».

💒 Соотношение церкви и государства. Вопреки Аквинату, утверждавшему, что духовная власть выше светской, номиналисты принимают сторону светской власти. Они вплотную подошли к концепции общественного договора — государство учреждается с помощью согласия людей. Церковь не должна стоять во главе государства и использовать костры для утверждения христианских догматов. Папу, если он совершит преступление, можно судить светским судом.

Поговорим о философии Дунса Скота, который наряду с Фомой Аквинским считается наиболее важным философом-теологом Высокого Средневековья.

💁🏻‍♂️ Дунс Скот (1265–1308) родился в Шотландии. Вступил в нищенствующий францисканский орден. Преподавал в Оксфорде, а затем в Париже. Получил прозвище «доктор тонкий» (doctor subtilis) за проникающий и тонкий образ мысли. Существует миф, будто Дунса Скота похоронили заживо: он был предрасположен к коме, а его слуги, который об этом знал, рядом не оказалось. Но эта версия смерти была опровергнута еще в 15 веке.

🐴 Реально существуют только единичные вещи, а «чтойности» и «этости» нереальны. По Скоту реально (субстанциально) существуют только единичные вещи. Формы и сущности («чтойности») также существуют, но не реально, а исключительно как объекты божественного Ума. Существование индивидуальных вещей возможно благодаря добавлению к «чтойности» (например, «лошадности») особого признака — «этости» (лат. haecceitas), превращающего данную вещь именно в «эту» субстанцию («эту лошадь») и непохожую ни на какую другую.

🗣 «Всемогуществу Бога возможно все то, что не заключает в себе очевидного противоречия»; «поэтому я утверждаю, что Бог может сделать одно и то же тело помещенным во многих местах, равно как и может создать два тела в одном и том же месте; и если бы к тому не было никакого другого основания, кроме того, что доводы в пользу противоположного могут быть опровергнуты, это не должно считаться невозможным для Бога, ибо многое может Бог, чего мы не можем понять».

Что такое номинализм в средневековой философии. Смотреть фото Что такое номинализм в средневековой философии. Смотреть картинку Что такое номинализм в средневековой философии. Картинка про Что такое номинализм в средневековой философии. Фото Что такое номинализм в средневековой философии Что такое номинализм в средневековой философии. Смотреть фото Что такое номинализм в средневековой философии. Смотреть картинку Что такое номинализм в средневековой философии. Картинка про Что такое номинализм в средневековой философии. Фото Что такое номинализм в средневековой философии

Портрет Дунса Скота. Йос ван Гент

Источник

Номинализм и реализм – два основных направления средневековой философии

Что такое номинализм в средневековой философии. Смотреть фото Что такое номинализм в средневековой философии. Смотреть картинку Что такое номинализм в средневековой философии. Картинка про Что такое номинализм в средневековой философии. Фото Что такое номинализм в средневековой философии Что такое номинализм в средневековой философии. Смотреть фото Что такое номинализм в средневековой философии. Смотреть картинку Что такое номинализм в средневековой философии. Картинка про Что такое номинализм в средневековой философии. Фото Что такое номинализм в средневековой философии Что такое номинализм в средневековой философии. Смотреть фото Что такое номинализм в средневековой философии. Смотреть картинку Что такое номинализм в средневековой философии. Картинка про Что такое номинализм в средневековой философии. Фото Что такое номинализм в средневековой философии Что такое номинализм в средневековой философии. Смотреть фото Что такое номинализм в средневековой философии. Смотреть картинку Что такое номинализм в средневековой философии. Картинка про Что такое номинализм в средневековой философии. Фото Что такое номинализм в средневековой философии

Что такое номинализм в средневековой философии. Смотреть фото Что такое номинализм в средневековой философии. Смотреть картинку Что такое номинализм в средневековой философии. Картинка про Что такое номинализм в средневековой философии. Фото Что такое номинализм в средневековой философии

Что такое номинализм в средневековой философии. Смотреть фото Что такое номинализм в средневековой философии. Смотреть картинку Что такое номинализм в средневековой философии. Картинка про Что такое номинализм в средневековой философии. Фото Что такое номинализм в средневековой философии

В условиях феодального строя церковь была самой мощной политической организацией, владевшей не только огромными богатствами в виде земли и ценностей, но монопольным правом на идеологию. Школы всецело находились в руках духовенства. Философия, право были поставлены на службу религии, церкви. Христианство было признано государственной религией, а христианские богословы стремились обосновать религиозные догматы, дать им теоретическую, философскую базу.

Период разработки и защиты отцами церкви основ христианской догматики обычно называется патристской. Представители: Климент Александрийский, Тертуллиан, Августин. Их девиз: «Нам после Христа не нужна никакая любознательность. После Евангелия не нужно никак. Говоря о его исследования: Верую потому, что абсурдно».

К IX-X веку окончательно оформляется философия христианского феодализма – т.н. школьная философия схоластика. Схоластическая философия выполняла роль служанки теологии. Назначение схоластической философии – обоснование, систематизация и защита церковной идеологии. Теоретическими источниками схоластики были теология, философия Платона и часть философской школы Аристотеля, слабости которой приспособлены для их целей.

Со временем схоластика сделалась синонимом формализма софистических трюков, символом отрыва от жизни.

В этих сложных условиях философская мысль жила и пробивала себе дорогу. Это выражалось в борьбе между «номинализмом» и «реализмом». Этот ожесточенный спор имел в своей основе весьма серьезную проблему о природе общих понятий или как тогда выражались «универсалий». Как же решался этот вопрос?

Номинализм. (nominalis – лат.). Это направление в средневековой философии, которое настаивало на реальности лишь единичных вещей, а общие понятия считало лишь названиями, именами, которые люди присваивают отдельным явлениям. Универсалии существуют не до, а после вещей. Номиналисты считали, что общие понятия об отдельных вещах создаются нашим мышлением, не существуют независимо от вещей и не отражают их качеств. Они отрицали существование общего в окружающей действительности.

В совей сути номинализм был реакцией на крайний идеализм христианского вероучения. номинализм был выражением эмпирической медицины, которая направляла философию на исследование реальной природы и по Марксу был «……первым выражением материализма» (Маркс и Энгельс т.2 – ст.142, святое семейство).

Но номинализм содержал элементы субъективизма, т.к. с одной стороны общие понятия объявлялись произведениями ума, лишенными значения в объективной реальности, а с другой стороны игнорировались реальные связи вещей. Мир объявлялся разрозненным, всякая его общность объявлялась субъективной характеристикой ума.

Представителями номинализма был Дунс Скотт (1265-1308), Уильям Оккам (1300-1350гг), последний выдвинул учение о роли интуиции и фактов опыта в познании. И выдвинул принцип экономии, простоты объяснения но не в ущерб истине, а в ущерб схоластики. К ним же относится Жан Буридан (XV в) занимаясь физикой, механикой, астрономией Буридан выдвинул учение о свободе воли. Свободны у человека и душа и воля и рассудок. Стоя перед лицом равных противоположностей человек может в силу свободы воли выбрать любую при решающей роли рассудка.

Авиценна (980-1037) родился под Бухарой, таджик. Врач, это ученый энциклопедист, научное наследство 420 работ. Главные из них «Книга исцеления» и «Канон врачебной науки» До сих пор их читают. Как философ он противоречив. Отрицая сотворение мира и начало его во времени, он одновременно утверждал, что мир возник путем эмансипации, истечения из божества. Мир вечен как и Бог. Видимо пытался диалектически объединить и материализм и идеализм.

Поэтому в решениях он был дуалистом. Считал началом 2 бытия, 2 субстанции: матер. и идеолог. После истечения из Бог а природа развивается самостоятельно, она движется во времени и подчиняется закономерностям, в которые Бог не может вмешиваться. Все причинно обусловлено и связано. Говоря о значимости наук, он считал, что и религия и философия имеют право на существование, но философия должна быть независима. Его волновали и проблемы биологии. Он изучал жизнь животных, растений, особенно лекарственных. Он интересовался и таким вопросом как происходит перерождение растений в животное.

Что такое номинализм в средневековой философии. Смотреть фото Что такое номинализм в средневековой философии. Смотреть картинку Что такое номинализм в средневековой философии. Картинка про Что такое номинализм в средневековой философии. Фото Что такое номинализм в средневековой философии

Он также считал, что никакая астрология не может помешать или предсказать осуществлению естественных законов природы. Он рассматривал медицину, как науку, познающую состояние тела человека, поскольку оно здорово, или утратит здоровье, для того чтобы сохранить здоровье и вернуть его, если оно утрачено. В труде «Канон врачебной науки» особые разделы посвящены профилактическим мероприятиям направленным на предупреждение болезни, описано анатомия, хирургия. Он также гениально предсказал существование невидимых возбудителей заболеваний. Эти возбудители передавались через воду и воздух. За огромный вклад в философию и развитие медицины его называли «князем философии» и «князем врачей».

Другим направлением средневековой философии был реализм – от лат. realis, вещественный. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, универсалии, а не единичные предметы. Идейными истоками реализма было учение Платона об идеях как первичной реальностью. Христианский реализм исходил из того, что идеи-образы находятся в божественном разуме. Крупнейшим представителем реализма был Ансельм Кентерберийский,Ф. Аквинский. Рассмотрев эти учения мы видим, что борьба между ними означала размежевание двух тенденций материальную и идеальную

Фома Аквинский (1225-1274). В конце 19 века его учение по велению Папы Льва XIII было признано официальной философией католической церкви, а Ф. Аквинский, был возведен в ранг святых. Его заслуга в том, что он в своем учении пытался обосновать служебную роль философии по отношению к теологии.

И вот он выдвигает проблему соотношения теологии и науки:

1. Теология не следует другим наукам как высшим по отношению к ней, но другие науки служат ей.

2. Существует два вида знания: знания разума (геометрия) и знание откровения.

3. Существует область истин общих и для науки и для теологии. Это истины о Бог е, сотворении мира и т.д. Но есть и истины теологии которые нельзя доказать.

4. Если истины науки противоречат истинам церкви, то истины вторые. Т.е. критерием истины являются догматы веры. Истина веры сверхразума, но не противоразума. Фома подчинял интересы науки интересам церкви.

Фома Аквинский решал также и вопросы об универсалиях. На основе рассмотрения категорий материи и формы, которые берет у Аристотеля. Общим у него является форма, он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от реализации в них формы. Форма – творящее начало.

1) На низшей ступени бытия форма составляет лишь внешнюю определенность вещи (causa formalis). Это неорганические стихии.

2) На следующей ступени – форма как конечная причина (causa finalis) вещи. Это как растительная душа, формирующая тело изнутри. Это растения.

3) Третий уровень животные, здесь форма действующая причина (causa effivens) поэтому сущее имеет в себе не только цель, но начало деятельности.На этих трех ступенях форма по разному входит в материю при ее организации, одушевлении.

4) Четвертый уровень форма уже не организующий принцип материи, а сама по себе, независима от материи (forma per se). Это дух, душа разума. Он не погибает со смертью тела. Это самосущее. Оно бессмертно в отличие от 3-х первых форм.

У Аквинского общие понятия находятся в божественном разуме и являются первичными по отношению к природе – он реалист. Мир зависит от творца. Творец высшее начало, само бытие, а потому должен существовать ибо он порождает сущности, суббраты.

И Аквинский формулирует 4 доказательства Бога:

2. Доказательство из понятия причины. Все в мире имеет свою причину. Но цель причин не может быть бесконечна.

3. Доказательство которое исходит из степени совершенства. Говоря о вещах совершенности, мы сравниваем их с более совершенными и т.д. высшее совершенство Он.

4. Доказательство из распорядка природы, т.е. от руководства миром. В вещах, в природе существует целесообразность. Это не случайно, кто-то руководит. Все эти доказательства варианты одного итого же способа основания. В них речь не о Бог е, сколько о явлениях материального мира, где ищутся противоречия.

Таким образом, система Ф. Аквинского явилась вершиной средневековой схоластики, она же выступает как ведущая философия католицизма. В модернизированном виде идеи Фомы проповедует неотомизм. Официальное учение Ватикана и 600 млн. верующих католиков.

Вопросы для самоконтроля

1. Какую философию принято считать классической?

2. Философия Древнего мира как исторически первый тип философии.

3. Каковы особенности развития философии в Древней Греции и Древнем Риме?.

4 Как происходило становление философии как науки.?

5.Что представляла собой философия Ионического побережья (V11-V1 вв. до н.э.)?

6. Кого Вы считаете наиболее яркими представителями Афинской философской школы? Какими проблемами они занимались?

7. Что представляла собой философия Пифагора?

8. Каковы отличительные черты философии стоиков?

9. В чем заключался механицизм и атомизм античной философии?

10. Как понимал диалектику Гераклит?

11. Каково содержание учения Платона об идеях?

12. Что нового внес Платон в учение о государстве?

13. В чем заключается вклад Аристотеля в развитие логики?

14. Каковы характерные черты философии Средневековья? Раскройте понятия теоцентризма и схоластики.

15. В чем заключается специфика средневековой гносеологии? Раскройте содержание учения об откровении.

16. Каково содержание средневековой онтологии? Раскройте смысл учения о креационизме.

17. В чем смысл учения Ф. Аквинского? Раскройте содержание томизма.

Источник

НОМИНАЛИЗМ

Полезное

Смотреть что такое «НОМИНАЛИЗМ» в других словарях:

НОМИНАЛИЗМ — (ново лат., от nomen имя, с греч. окончанием). Учение, по которому слова, обозначающие общие понятия, не выражают собою реальных предметов: противоположное реализму. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

Номинализм — Номинализм ♦ Nominalisme Учение, утверждающее, что общие идеи существуют только в виде слов, которые их обозначают. Это значит, что существуют только индивидуумы, что обобщения (универсалии, как их называли в средние века) существуют только… … Философский словарь Спонвиля

Номинализм — (лат. nomina–аттар, nominalis–атауларға, аттарға қатысты) – ортағасырлық батыстық философиядағы схоластика бағытының ішіндегі ағымның бірі. Ол реализмге қарсы шықты және айтарлықтай оған реакция (жауап) ретінде пайда болды. Бұл екеуінің… … Философиялық терминдердің сөздігі

НОМИНАЛИЗМ — НОМИНАЛИЗМ, направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (латинское nomen имя, nominalis именной, отсюда название),… … Современная энциклопедия

НОМИНАЛИЗМ — направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen имя, nominalis именной, отсюда название), словесными… … Большой Энциклопедический словарь

номинализм — а, м. nominalisme < nominalis касающийся имени, именной. филос. Направление в средневековой философии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов. Номиналист а, м. Номиналистский ая, ое. Крысин 1998. Лекс. Толль 1864: номинализм; … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Номинализм — НОМИНАЛИЗМ, направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (латинское nomen – имя, nominalis – именной, отсюда название),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

НОМИНАЛИЗМ — (лат. nomina имена, nominalis относящийся к названиям) 1 ) в узком смысле направление средневековой схоластики, конституирующееся как один из вариантов решения проблемы универсалий и противостоящее реализму по критерию интерпретации природы… … История Философии: Энциклопедия

НОМИНАЛИЗМ — (лат. nomina имена, nominalis относящийся к названиям) (1) в узком смысле направление средневековой схоластики, конституирующееся как один из вариантов решения проблемы универсалий и противостоящее реализму по критерию интерпретации природы… … Новейший философский словарь

Источник

Что такое номинализм в средневековой философии

НОМИНАЛИЗМ

Что такое номинализм в средневековой философии. Смотреть фото Что такое номинализм в средневековой философии. Смотреть картинку Что такое номинализм в средневековой философии. Картинка про Что такое номинализм в средневековой философии. Фото Что такое номинализм в средневековой философии

НОМИНАЛИЗМ (лат. nominalis – относящийся к именам, именной, от nomen – имя) – одно из основных философских направлений в решении проблемы универсалий и исторически первая форма материализма. В методологическом плане, начиная с позднего средневековья, номинализм становится своего рода эмпирической философией пробуждающейся науки. Согласно номинализму, предметный мир вне мышления и сознания – это всецело эмпирический мир. Поэтому вне чувственного опыта нет никакой объективной реальности. Только конкретные вещи – индивиды – существуют в физическом смысле этого слова. Поэтому онтология номинализма допускает лишь минимальные классы родо-видового порядка (infima species), лишь один «уровень реальности» – уровень пространственно-временных объектов («фактов», «конкретов», «атомов» и т.п.), которые одни существуют «сами по себе», тогда как все возможные отношения между ними и даже некоторые их свойства зависят от способов нашего рассмотрения. Что же касается абстрактных объектов (абстрактных сущностей, универсалий), которые в чувственном опыте не даны, то они «сами по себе» (вне мышления и речи) не существуют. Своим действительным существованием и значением они обязаны их материальному носителю – языку. И поскольку существование абстрактных объектов чисто словесное, их включение в онтологию недопустимо.

Эта общая установка номинализма пополнялась и обогащалась разработками частного порядка по мере развития философии и науки. Современный номинализм, изгоняя абстрактные объекты из онтологии, не запрещает их использование в теории или в научной практике, лишь бы при этом правильно пользовались абстракциями и умели отличать полезные абстракции от бесполезных, а для этого необходимо прежде всего уметь доказывать непротиворечивость вводимых абстракций, в частности уметь их исключать разысканием подходящей эмпирической модели. К примеру, использование абстракций «добро» и «красота» гносеологически оправдано уже таким очевидным эмпирическим фактом, как существование добрых людей и красивых женщин.

Простым допустимым способом введения абстрактных объектов номинализм считает практику их контекстуальных определений. В этом случае абстрактные объекты вводятся в теорию как façon de parler, или как символические фикции. Эти символические фикции не имеют «собственного» значения, но их использование служит «сокращающим приемом» для формулировки вполне осмысленных утверждений о реальных объектах, особенно в тех случаях, когда этих объектов конечно необозримое или бесконечное множество. Так, говорят «всё красное» вместо того, чтобы говорить: «это красное», и «это красное», и «это. », т.е. вместо того, чтобы перечислять все красные предметы. Подходящим контекстуальным определением можно образовать абстракцию класса всех натуральных чисел без того, чтобы принимать этот класс в качестве объективной сущности. В арифметике вещественных чисел такого же рода абстракцией является «логарифм», имеющей смысл в контексте «log x», где x – вещественное, и притом положительное, число. Понятно, что подобные символические фикции не лишены познавательного значения, поскольку они служат для выражения определенных фактов. К примеру, контекст «log x» можно исключить, заменив его соответствующим числом: положительным, отрицательным или нулем, а не фикцией.

И все же, несмотря на ясность программного требования номинализма, реализация этого требования неизменно наталкивалась на трудности, в особенности когда речь шла об исключении абстрактных объектов из онтологии научных теорий, и в частности из онтологии математики. Эти трудности указывают на сомнительность самой идеи «исключения». Уже понятие семантической определимости, которое необходимо при построении номиналистического варианта теории множеств, предполагает использование нефинитных абстракций, не говоря уже об абстракции потенциальной осуществимости и абстракции отождествления. Не лучшим образом обстоит дело и с требованием абсолютной конкретности и индивидуальности (см. Индивидуация) вводимых в теорию объектов, поскольку «с того момента, как мы ограничиваем номиналистический тезис языком-объектом, допуская свободное использование интуиции в метаязыке, этот тезис теряет право на существование. Анализ убеждает нас в том, что само понятие «конкретная вещь» не удовлетворяет номиналистическому постулату. То, с чем мы встречаемся на практике, всегда более или менее конкретно. Какая-либо строгая альтернатива возможна только через абстракцию» (Freudenthal H. Logique mathématique appliquée. P. – Louvain, 1958, p. 46).

Истоки номинализма восходят к античности. Его первые представители в ранней античности – Антисфен (киник) и Диоген Синопский, противники «мира идей» Платона, положившие номиналистическую точку зрения в основу этики, а в поздней античности – Марциан Капелла, номиналистически излагавший логику. В раннее средневековье номинализм (тогда, собственно, и появились термины «номинализм» и «номиналисты») выделяется как реакция на рационалистический мистицизм неоплатоников. Номиналистическое толкование некоторых теологических догматов (Беренгаром Турским и Росцеллином) вызвало недовольство церкви – номинализм был осужден на Суассонском соборе (1092). Однако это не остановило филиации номиналистических идей, представленных в позднем средневековье в области философской антропологии (Генрих Гентский), психологии (А. де Серешаль), логики (Петр Испанский, Уильям Оккам, Жан Буридан). Тогда же номинализм начал конституироваться как философия отделяющейся от схоластики опытной науки (Николай из Отрекура, Николай Орем, Роджер Бэкон). В эпоху Возрождения идеология номинализма также находит многих сторонников (Л.Валла, X.Вивес, Низолий). В Новое время номинализм принимает форму сенсуализма: Т.Гоббс, Дж.Локк и французские материалисты, с одной стороны, Дж.Беркли и Д.Юм – с другой. Именно в этот период закладываются основы той семиотической доктрины, которая характерна для современного номинализма, возрожденного в поздних философских работах Ф.Брентано. Но независимо номинализм заявляет себя в связи с кризисом теоретико-множественных основ математики (эффективизм и конструктивизм во Франции и в России) и формальной логики (усилиями польской школы логиков), а также в доказательств теории (финитизм). Параллельно номинализм получает новое теоретическое обоснование в работах Б.Рассела и идеологов Венского кружка, оформляясь как самостоятельное течение в рамках неопозитивизма.

1. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб., 1996;

2. Штёкль А. История средневековой философии. СПб., 1996;

3. Коплстон Ч.Ф.История средневековой философии. М., 1997;

4. Яновская С.А. Проблемы введения и исключения абстракций более высоких (чем первый) порядков. – В кн.: The foundation of statements and decisions. Warsz., 1965;

5. Ледников Ε.Ε. Критический анализ номиналистических и платонистских тенденций в современной логике. К., 1973;

6. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995;

7. Куайн У.О. Веши и их место в теориях. – В кн.: Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998;

8. Goodman Ν., Quine W. Steps Toward a Constructive Nominalism. – «Journal of Symbolic Logic», 12, 1947;

9. Quine W. On What There Is. – From a Logical Point of View. Cambr. (Mass)., 1953;

10. Henkin L. Some Notes on Nominalism. – «Journal of Symbolic Logic», 18, 1953;

11. Beth E.W. Lʼexistence en Mathématique. P. – Louvain, 1956;

12. Carré M. Realists and Nominalists. Oxf., 1961;

13. Largeault J. Enquête sur Nominalisme. P., 1971;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *