Что такое номинативное предложение примеры
номинативное предложение
Полезное
Смотреть что такое «номинативное предложение» в других словарях:
бытийное номинативное предложение — см. номинативное предложение бытийное (в статье номинативное предложение) … Словарь лингвистических терминов
указательное номинативное предложение — см. номинативное предложение указательное (в статье номинативное предложение) … Словарь лингвистических терминов
Предложение (лингвистика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Предложение. Предложение (в языке) это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной… … Википедия
назывное предложение — 1) В школьной практике то же, что номинативное предложение. 2) Номинативное заглавие (см. номинативное предложение назывное в статье номинативное предложение) … Словарь лингвистических терминов
экзистенциальное номинативное предлождение — (от лат. existentia существование) номинативное предложение. То же, что бытийное номинативное предложение … Словарь лингвистических терминов
бессказуемное предложение — 1) Односоставное предложение, главный член которого может быть соотнесен с подлежащим двусоставного предложения (номинативное предложение). Шёпот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья. (Ф е т). 2) Эллиптическое… … Словарь лингвистических терминов
Назывное предложение — (номинативное предложение) разновидность односоставных предложений, главный член которых выражен формой именительного падежа (номинативом) существительного; ср.: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека (А. Блок). Н. П. используются для того, чтобы выразить… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
односоставные предложения — Предложения, не содержащие раздельного грамматического выражения для субъекта и предиката, представленные лишь одним составом, т. е. одним главным членом, нераспространенным или распространенным, по форме совпадающим либо со сказуемым, либо с… … Словарь лингвистических терминов
Номинативные предложения и их типы. Вопрос о генитивных и вокативных предложениях.
Номинативные (назывные) предложения — это односоставные предложения, в которых утверждается существование, бытие предметов или явлений. Грамматическая основа назывных предложений состоит только из одного главного члена, по форме сходного с подлежащим: главный член назывных предложений выражается именительным падежом существительного (одиночным или с зависимыми словами), например: Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс. (А. Пушкин).
Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия, существования явления в настоящем времени. Поэтому назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в условном, ни в повелительном наклонении. В этих временах и наклонениях им соответствуют двусоставные предложения со сказуемым было или будет: Осень (назывное предложение). Была осень; Будет осень (двусоставные предложения).
Выделяются три основные разновидности назывных предложений.
1. Бытийные: главный член которых имеет форму И.п. и совмещает в себе функцию наименования предмета и идею его существования, бытия. Собственно бытийные предложения выражают наличие называемого явления, мыслимого во временной протяженности: Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь (П.); Изморось. Сумерки. Дорога в степь (Шол.). Предметно-бытийные предложения называют предметы, расположенные в пространстве, и передают идею их существования: Кустарник. Мох. Приземистые ели.
2. Указательные; предложения, кроме значения бытия, существования, содержат указание на имеющиеся предметы и явления. Они включают указательные частицы вот, вот и, вон, вон и: Вот место, где их дом стоит; Вот ива (А. Пушкин); Вот и мостик/ (Н. Гоголь).
3. Оценочно-бытийные; в которых значение бытийности сопровождается оценкой. Они произносятся с восклицательной интонацией и часто включают в себя восклицательные частицы какой, что за, ну и : Осада! Приступ! Злые волны, как воры лезут в окна (А. Пушкин); Какая ночь! Мороз трескучий.
Номинативные предложения могут быть нераспространенными или распространенными.
По основным значениям бытийности и настоящего времени, выражаемым в главном члене, генитивные предложения сходны с номинативными. Однако родительный (количественный) вносит в них добавочное значение избытка, а восклицательная интонация экспрессивно – эмоциональную оценку: Добра – то, добра!- сказал Яков.
Учитывая количественное значение генитивных предложений, А.А. Шахматов склонен был видеть в них «пропуск названия количества». Можно предполагать, что исторически эти конструкции сложились под влиянием количественно-именных типа Много добра!, Сколько добра!. В современном языке они представляют собой самостоятельную продуктивную модель, по которой могут быть построены конкретные предложения с лексически неограниченным наполнением. Как считает Лекант, использовано, может быть, любое имя существительное, соотносимое с понятием количества или меры. Для подчеркивания значения избытка, большого количества или меры могут служить частица «то», повтор. Смеху – то, смеху!
Многие лингвисты генитивные предложения относят к безличным.
Вопрос о «вокативных» приложениях – как односоставных очень важен и является спорным. До настоящего времени синтаксический статус обращений все еще остается нерешенной проблемой.
Дата добавления: 2019-09-08 ; просмотров: 3749 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Особенности и принцип строения
Эти словесные конструкции изучаются в 8 классе. Иначе они могут называться номинативными. Как показывает практика из литературы, назывные предложения могут состоять не только из подлежащего, но и из нескольких зависимых слов, междометий и частиц, в том числе восклицательных и указательных («вот», «вон», «ну и», «какой же» и других эмоционально-оценочных частиц). В качестве наглядного примера для конспекта можно предложить следующие предложения:
Такая синтаксическая конструкция требует, чтобы подлежащим в ней было имя существительное, причём в именительном падеже. В большинстве случаев распространяющим членом предложений является согласованное или несогласованное определение: «Волшебная новогодняя ночь», «Золотая осень с пышно убранными клёнами», «Ослепительное морозное утро». Номинативные конструкции всегда сообщают о существовании явления или предмета в настоящем времени.
Также существуют двусоставные или неполные назывные предложения. У них в роли распространяющего члена выступает обстоятельство со значением места или времени. К примеру: «Скоро зима» (можно дополнить пропущенное сказуемое — «скоро наступит или придёт зима»).
К особенностям номинативных языковых структур также относится их фрагментарность или краткость, имеющая большую ёмкость выражаемого содержания. В этих предложениях указываются только отдельные детали ситуации, которые имеют важное значение для представления читателем общей картины описываемых событий или обстановки.
Используются такие конструкции в отдельных ремарках драматических произведений («Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн», «Уснувшие под снегом деревушки», «Темень. Холод. Тишина»), а также в качестве описательного средства в поэзии и прозаических произведениях.
Основные разновидности
На текущий момент различают 5 видов назывных односоставных предложений (в некоторых учебниках принято указывать 3). Одна из распространённых ошибок учащихся состоит в том, что они путают назывные и неполные предложения, которые могут являться частью диалога или иметь одно лишь существительное без сказуемого.
Примером неполных конструкций служит такой текст: «Ведьмочка спросила Русалочку, что ей надо. „Ножки“, — прошептала девочка. „Ножки?“, — рассмеялась ведьма, — „А что ты мне дашь взамен?“. „Волшебный кристалл“. „Нет, я знаю, что нужно! Голос!“».
Чтобы определить, какой из представленных примеров является неполным или односоставным назывным предложением, необходимо попытаться дополнить их сказуемым («Мне нужны ножки» — «Тебе нужны ножки?» — «Я дам тебе кристалл» — «Мне нужен голос»).
Иногда школьники могут путать номинативные структуры с обращениями. Если, к примеру, в тексте встречается последнее, значит, предложение сопровождается пояснительным комментарием:
Бытийные предложения
Значение этой разновидности конструкций заключается в том, что она утверждает существование (бытие или наличие) предмета, мысли, речи и любых явлений. Подобное предложение констатирует факт того, что объект имеет место в действительности. Подлежащее в конструкции находится в именительном падеже (верно для любой именной части речи). В качестве примеров подойдут следующие односложные предложения:
Также примером бытийных или экзистенциальных структур являются первые строки известного стихотворения Александра Блока: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет». Немаловажно уметь различать в тексте предложения со значением волеизъявления, которые тоже могут являться односоставными: «Осторожно! Внимание!», «Хлеба и зрелищ!», «Прочь!», «Вон!», «Караул!».
Отличить такие предложения не составит труда, так как они не сообщают о существовании какого-то конкретного объекта и, следовательно, невозможно добавить подходящее сказуемое для проверки.
Указательные конструкции
Назначение — указывать на предмет и его местоположение. Распространённые назывные предложения этого типа обязательно имеют частицы «вот», «вон», служащие для конкретизации значения. Подлежащее в грамматической основе выражено в именительном падеже. К таким предложениям относятся: «Вот вам софа, раскиньтесь на покой», «Вот лес. Вон речка. Вон пенёк», «Вот моя деревня, вот мой дом родной!», «Вон и тот дом, вон и та ива, а вон дощатый мостик!». Могут встречаться и конструкции с другими указательными местоимениями:
Предложения, имеющие частицы «вот», при выдвижении на первый план эмоциональной оценки (к примеру, неодобрения или иронии) могут использоваться не только для указания, но и для выражения позиции автора о предмете или герое: «Вот думает это бедняга и слезами так и захлёбывается. Вот они, заячьи-то мечты!».
Оценочно-бытийные структуры
Они помогают оценивать предмет с точки зрения говорящего, часто включают в свой состав восклицательные частицы и произносятся, как правило, с характерной экспрессией. Подлежащее всё так же выражено в именительном падеже. Для примеров можно указать такие предложения:
Однако не следует путать эти предложения с эмоциональной оценкой с конструкциями вроде этих: «Чепуха. Молодец! Ты герой» (этот пример относится к разряду двусоставных неполных предложений с опущенными подлежащими) либо экспрессивными восклицаниями типа «Нахал!» или «Подлец! Негодяй!».
Существуют также и оценочно-бытийные конструкции, которые используются без каких-либо восклицательных частиц. К ним относятся возгласы по типу «Красота-то какая! Лепота!», «Прелесть!», «Чудо!», «Шедевр!», тогда как фразы, состоящие лишь из наречия («Гениально!», «Шедеврально!», «Браво!»), не могут быть отнесены к таким структурам.
Собственно-назывные обозначения
Эта группа обозначений служит для называния предметов, книг и их разделов, картин, журналов, музыкальных произведений, учреждений и т. д. Примеры назывных предложений подобного типа легко найти и в обыденной жизни: «Библиотека», «Парикмахерская», «Универмаг», «Вокзал». Сюда же следует отнести и множество объявлений, а также различных вывесок: «Продаю квартиру», «Доставка!».
Помимо обозначения собственно-назывные конструкции обобщают простые события и являются средством письменного сообщения. Некоторые лингвисты (например, А. Г. Руднев) полагали, что к этому типу относятся и назывные предложения, употребляемые с целью постановки вопроса и дальнейшего размышления о явлении: «Москва… как много в звуке этом для сердца русского слилось!». Такая конструкция также получила название «именительного представления».
Желательно-бытийные и генетивные формы
Суть подобных предложений состоит в передаче читателю желательности называемого. Они обладают характерными структурными частицами «лишь», «если», «только»; нередко добавляется частица-показатель ирреального наклонения «бы». В качестве примеров желательно-бытийных конструкций можно привести следующие предложения:
Генетивные предложения, в отличие от нормативных, имеют главный член в родительном падеже, лексическое значение которого состоит не только в передаче наличия существования предмета, но и его количественной либо иной характеристики.
Такие предложения часто встречаются в разговорной речи, что связано с важной ролью интонации при их передаче. Они же нередко используются в юмористических либо сатирических произведениях, в эмоционально окрашенных диалогах и в монологической речи: «Смеху-то!», «Народу!», «Вот цветов! Цветов-то сколько!», «Ох и шуму!».
Использование в литературе
Благодаря своей краткости и ёмкости номинативные предложения широко используются в литературных произведениях, причём в самых разных жанрах. Функция такого приёма заключается в сосредоточении внимания читателя на отдельных ярких штрихах обстановки, личных черт кого-либо из персонажей, а также на более полном погружении в атмосферу происходящего.
Номинативные структуры повсеместно используются для описания декораций в пьесе, а также для обозначения времени и места происходящего. Описательный характер такого рода конструкций позволяет их применять не только в качестве ремарок, но и для написания самостоятельных художественных произведений. В некоторых случаях односторонний характер подобных конструкций может специально использоваться для создания определённого эффекта:
Коней одичавших галоп.
Эшелоны. Тифозная мгла.
Интервентская пуля, летящая в лоб, —
И не встать под огнём у шестого кола (стих Александра Межирова).
В современном мире больше всего такой приём прижился в газетных и журналистских жанрах (очерках, репортажах, авторских колонках), хотя многие представители телевизионных СМИ также не брезгуют пользоваться назывными предложениями в своих программах и темах для обсуждений: «Больница. Операционная. Блеск металла и стекла. Бахилы на ногах. Характерный запах хлорки. Мытьё рук. Марлевые повязки. Последние приготовления, шутки, понятные только врачам. „Все готовы? Тогда приступаем“, — вот она, повседневность самой трудной и благородной профессии».
Таким образом, номинативные предложения выступают в роли каркаса. Они используются для описания ключевых деталей события, оставляя при этом читателю или зрителю возможность додумывать некоторые детали при помощи своего воображения.
Назывные предложения. Примеры из художественной литературы
Назывные предложения — это односоставные предложения, главный член которых выражен именем существительным в форме именительного падежа.
Назывные предложения используются как средство усиления выразительности текста.
Что такое назывные предложения?
Простые предложения по наличию главных членов предложения делятся на двусоставные и односоставные. Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из двух главных членов — подлежащего и сказуемого, например:
Белая береза под моим окном принакрылась снегом точно серебром (С. Есенин).
У односоставных предложений грамматическая основа состоит из одного главного члена — подлежащего или сказуемого. В зависимости от этого простые односоставные предложения бывают назывными и глагольными.
В этих предложениях сообщается о каком-либо предмете, явлении действительности, о которых утверждается, что они есть в настоящем времени или вне его, например:
В назывных предложениях содержится констатация существования какого-то предмета, лица, явления реальной действительности.
Эти простые предложения произносятся с интонацией сообщения. Они по содержанию кратки и лаконичны. Обычно назывные предложения предваряют описание или повествование и вводят читателя в обстановку действия или определённого времени, например:
Темень, холод, ночь как год (А. Твардовский).
Хорошо сейчас в Фергане! Солнце. Персики. Вода поет в арыках (Н. Павленко).
Подлежащее назывных предложений
Главный член назывных предложений выражается обычно существительным в форме именительного падежа или словосочетанием существительных в форме именительного и родительного падежа, например:
Ночь. Холодная землянка. Перестрелка. Тишина (П. Глебка).
Волшебная сила искусства (В. Драгунский).
Подлежащее может быть выражено личным местоимением, числительным, сочетанием числительного с существительным.
А вот и я. Вот и она сама (К. Симонов).
Сто часов счастья…Разве этого мало? (В. Тушнова).
Сто рублей. Легкое ли дело? (А. Пушкин).
Распространенные и нераспространенные назывные предложения
По наличию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Простое предложение, состоящее только из грамматической основы, является нераспространённым, например:
Наступило лето. Палит солнце. Жарко.
Простые предложения, в состав которых наряду с грамматической основой входят второстепенные члены, назовем распространенными, например:
Невидимкою луна освещает снег летучий (А. Пушкин).
Грамматическая характеристика распространённости/нераспространённости касается также назывных предложений, но учтем, что поскольку в них имеется только подлежащее, то эти односоставные предложения могут распространяться только определениями как согласованными, так и несогласованными, а также обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.
Тёмный и прямой и взыскательный взгляд, взгляд к обороне готовый (М. Цветаева).
Зал с театральными люстрами, лепными излишествами и скверной акустикой (В. Савченко).
Гарибальди! Небо Италии, поход на Рим, воздух, пропитанный запахом масличной коры, страна мечтаний, поэм и нищеты! (К. Паустовский).
Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озёра (Б. Пастернак).
Обратим внимание, что в назывном предложении не может быть дополнения или обстоятельства. Если один из указанных второстепенных членов всё-таки имеется в предложении, то он указывает на отсутствующее сказуемое, а само предложение является не назывным, а неполным двусоставным.
Сравним:
Обстоятельство «на окне» подразумевает отсутствующее сказуемое:
В составе назывных предложений часто употребляются указательные, усилительные, восклицательные и пр. частицы.
Какой чудесный день! Какой чудесный пень! Какой чудесный я и песенка моя!
Назывные предложения с частицами являются нераспространёнными.
Памятка
Видео «Назывные предложения»
Назывное предложение. Примеры односоставных назывных предложений
Назывные предложения сообщают о наличии, существовании предмета или явления в настоящем времени. В назывном предложении может быть одно подлежащее или несколько однородных подлежащих:
Назывные предложения. Примеры
А какой песок? А вода? (А.П. Чехов)
Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет. (А. Блок)
Удары, лязг, выстрелы, вопли, плеск волн, разрывы ручных гранат. (А. Н. Толстой)
Гарибальди! Небо Италии, поход на Рим, воздух, пропитанный запахом масличной коры, страна мечтаний, поэм и нищеты! (К. Паустовский)
Темень, холод, ночь как год. (А. Твардовский)
В номинативном предложении могут использоваться местоимения и частицы: Вот те раз! Такие предложения не становятся распространенными, поскольку частицы не являются членами предложения.
Если в предложении есть обстоятельство времени или места, его уже можно считать неполным двусоставным предложением, из которого удалено сказуемое:
Скоро весна. = Скоро (наступит) весна.
Чаще всего назывные предложения используются в поэтической речи и художественной прозе. Лаконичные и емкие, они усиливают выразительность текста, мгновенно погружая в нужную атмосферу.
Ночь. Вот их окопы. (К. Симонов)
Виды назывных предложений
По смыслу выделяют три вида назывных предложений.
Бытийные: Море. Быстрые волны. Белые облака.
Указательные (обязательно включают указательные частицы): Вот то самое место.
Бытийно-оценочные: Ужас! Беда!
Подлежащее в назывных предложениях
Главный член назывных предложений выражается обычно существительным в именительном падеже или сочетанием существительных в именительном и родительном падеже:
Вот письмо. Письмо от сына. (А. Твардовский.)
Волшебная сила искусства. (В. Драгунский)
Ночь и тишина, данная навек. (Р. Лисиц)
Также подлежащее в назывном предложении может быть выражено местоимением, числительным, сочетанием числительного с существительным:
А вот и я. Вот и она сама. (К. Симонов)
Сто часов счастья… (В. Тушнова)
Примеры односоставных назывных предложений в русской литературе
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
А. Фет
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
К. Бальмонт
Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Б. Пастернак
И вот вокзал. Бутылки с кипятком,
Резиновые, длинные минуты.
И скорый поезд, осадивший круто.
Последний шаг, плетущийся пешком.
К. Симонов