Что такое номос земли у шмитта

Что такое номос земли у шмитта

Отсюда Шмитт вывел концепцию «номоса «. Этот греческий термин «номос» обозначает «нечто взятое, оформленное, упорядоченное, организованное» в смысле пространства. Этот термин близок к понятиям «рельеф» у Ратцеля и «месторазвитие» у русских евразийцев (Савицкий). Шмитт показывает, что «номос» есть такая форма организации бытия, которая устанавливает наиболее гармоничные соотношения как внутри социального ансамбля, так и между этими ансамблями. «Номос» выражение особого синтетического сочетания субъектив ных и объективных факторов, органически проявляющихся в создании политической и юридической систем. В «номосе» проявляются природные и культурные особенности человеческого коллектива в сочетании с окружающей средой.

В книге «Номос земли» Шмитт показывает, каким образом специфика того или иного земного пространства влияла на развившиеся в нем культуры и государства. Он сопоставляет между собой различные исторические «номосы», особенно подчеркивая фундаментальный дуализм между отношением к пространству кочевников и оседлых народов.

Но самый важный вывод из анализа «номоса земли» заключался в том, что Шмитт вплотную подошел к понятию глобального исторического и цивилизационного противостояния между цивилизациями Суши и цивилизациями Моря. Исследуя «номос» Земли, он столкнулся с его качественной, сущностной противоположностью «номосу» Моря. Это привело его к созданию особой геополитической методологии для осмысления политической истории мира.

8.3 Земля и Море

В 1942 году Шмитт выпустил важнейший труд «Земля и Море»(40). Вместе с более поздним текстом «Планетарная напряженность между Востоком и Западом и противостояние Суши и Моря»(41) это составляет важнейший документ геополитической науки.

Смысл противопоставления Суши и Моря у Шмитта сводится к тому, что речь идет о двух совершенно различных, несводимых друг к другу и враждебных цивилизациях, а не о вариантах единого цивилизационного комплекса. Это деление почти точно совпадает с картиной, нарисованной Макиндером, но Шмитт дает основным ее элементам талассократии (Морская Сила) и теллурократии (Сухопутная Сила) углубленное философское толкование, связанное с базовыми юридически ми и этическими системами. Любопытно, что Шмитт использует применительно к «силам Суши» имя «Бегемот «, а к «силам Моря» «Левиафан «, как напомина ние о двух ветхозаветных чудовищах, одно из которых воплощает в себе всех сухопутных тварей, а другое всех водных, морских.

«Номос» Земли существует безальтернативно на протяжении большей части человеческой истории. Все разновидности этого «номоса» характеризуются наличием строгой и устойчивой легислативной (и этической) формы, в которой отражается неподвижность и фиксированность Суши, Земли. Эта связь с Землей, пространст во которой легко поддается структурализации (фиксиро ванность границ, постоянство коммуникационных путей, неизменность географических и рельефных особенностей), порождает сущностный консерватизм в социальной, культурной и технической сферах. Совокупность версий «номоса» Земли составляет то, что принято называть историей «традиционного общества».

Но водное пространство резко отлично от сухопутно го. Оно непостоянно, враждебно, отчуждено, подверже но постоянному изменению. В нем не фиксированы пути, не очевидны различия ориентаций. «Номос» моря влечет за собой глобальную трансформацию сознания. Социальные, юридические и этические нормативы становятся «текучими «. Рождается новая цивилизация. Шмитт считает, что Новое время и технический рывок, открывший эру индустриализации обязаны своим существованием геополитическому феномену переходу человечества к «номосу» моря.

Так геополитическое противостояние англосаксонского мира «внешнего полумесяца» приобретает у Шмитта социально-политическую дефиницию. «Номос» моря есть реальность, враждебная традиционному обществу. Геополитическое противостояние сухопутных держав с морскими обретает важнейший исторический, идеологиче ский и философский смысл.

8.4 Grossraum

Шмитт разработал еще одну важнейшую геополити ческую теорию теорию «большого пространства » (Grossraum). Эта концепция рассматривает процесс развития государств как стремление к обретению наибольшего территориального объема. Принцип имперской интеграции является выражением логического и естественного человеческого стремления к синтезу. Этапы территориально го расширения государства, таким образом, соответству ют этапам движения человеческого духа к универсализ му.

Этот геополитический закон распространяется и на техническую и на экономическую сферы. Шмитт показывает, что начиная с некоторого момента техническое и экономическое развитие государства требует количест венного и качественного увеличения его территорий. При этом не обязательно речь идет о колонизации, аннексии, военном вторжении. Становление Grossraum может проходить и по иным законам на основании принятия несколькими государствами или народами единой религиозной или культурной формы.

По Шмитту, развитие «номоса» Земли должно привести к появлению Государства-континента. Этапы движения к Государству-континенту проходят от городов-государств через государства территории. Появление сухопутного Государства-континента, материкового grossraum’а является исторической и геополитической необходимостью.

В тексте 1940 года «Пространство и Большое Пространство в праве народов» (42) Шмитт так определил «Большое Пространство«: «Сфера планификации, организации и человеческой деятельности, коренящаяся в актуальной и объемной тенденции будущего развития «(43). Уточняя эту несколько расплывчатую формулировку, Шмитт указывал как на пример волевого создания «Большого Пространства» проведение в жизнь американской доктрины Монро.

Хотя Grossraum можно, в определенном смысле, отождествить с Государством, а точнее, с Империей (das Reich), эта концепция выходит за рамки обычного государства. Это новая форма сверхнационального объединения, основанного на стратегическом, геополитическом и идеологическом факторе.

В отличие от унификационной пангерманистской модели Гитлера и от советского интернационализма Grossraum Шмитта основывается на культурном и этническом плюрализме, на широкой автономии, ограничен ной лишь стратегическим централизмом и тотальной лояльностью к высшей властной инстанции. При этом Шмитт подчеркивал, что создание нового «Большого Пространства» не зависит ни от научной ценности самой доктрины, ни от культурной компетентности, ни от экономического развития составляющих частей или даже территориального и этнического центра, давшего импульс к интеграции. Все зависит только от политической воли, распознающей историческую необходимость такого геополитического шага.

Шмитт в этой доктрине предвосхитил основные линии современной интеграционной политики.

8.5 Тотальная война и фигура «партизана»

Геополитические мотивы различимы у Шмитта практически во всех темах, которые он рассматривает. В частности, он исследовал связь трех концепций «тотальный враг, тотальнаявойна, тотальное государст во «. С его точки зрения, «тотальное государство» это самая совершенная форма государства традиционного типа, т.е. пик развития сухопутного «номоса». Несмотря на возможности исторической эволюции такого государства вплоть до масштабов Grossraum, в нем сохраняется неизменным сущностное качество. «Тотальное государство» исключает принцип «тотального врага» и «тотальной войны», так как представление о противнике, «враге» (а Шмитт придавал огромное значение формулировке понятий «друг»/»враг «, amicus/hostis) оно выстраивает на основании себя самого, а следовательно, выдвигает концепцию «войны форм», в которой действует Jus bellum и участвуют только ограниченные контингенты профессиональных военных. Мирное население и частная собственность, в свою очередь, находятся под охраной закона и устранены (по меньшей мере, теоретически) из хода военных действий.

Источник

Номос Земли

Смотреть что такое «Номос Земли» в других словарях:

Карл Шмитт — Файл:Carl Schmitt.jpg Карл Шмитт Дата и место рождения: 11 июля, 1888 Плеттенберг, Зауэрланд, Германская империя Дата и место смерти: 7 апреля … Википедия

Шмитт К. — Карл Шмитт Дата и место рождения: 11 июля, 1888 Плеттенберг, Зауэрланд, Германская империя Дата и место смерти: 7 апреля, 1985 (96) … Википедия

Шмитт Карл — Карл Шмитт Дата и место рождения: 11 июля, 1888 Плеттенберг, Зауэрланд, Германская империя Дата и место смерти: 7 апреля, 1985 (96) … Википедия

Шмитт, Карл — Карл Шмитт Карл Шмитт Дата рождения … Википедия

ГЕОПОЛИТИКА — научно политологическая школа, представители которой считают, что внешняя политика государств предопределяется не идеологическими, а географическими факторами (положение страны на Земле, природные ресурсы, климат и др.). Р. Челлен (1864–1922),… … Большая актуальная политическая энциклопедия

Теория Семёнова-Зусера — Теория адаптации Семёнова Зусера базовая концепция, объясняющая существование мифических миров, придуманная харьковскими писателями фантастами Генри Лайоном Олди и Андреем Валентиновым для мира своих произведений. Согласно космогонии Олди… … Википедия

Банковская система — (Banking System) Банковская система это совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений и отдельных экономических организаций, которые действуют по единым правилам денежно кредитной политики страны Определение банковской системы,… … Энциклопедия инвестора

Астрономия — Крабовидная туманность Астрономия наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и … Википедия

КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия

Греция — 1. по своим географич. условиям Г. представляет собой на 4/5 гористую страну со складчат. горными цепями третичного периода, сбегающ. параллельно побережью на З., кристаллич. горным образованиям на В. В Ср. и Сев. Г. горы Пинд образуют… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Источник

Что такое номос земли у шмитта

Карл Шмитт

НОВЫЙ “НОМОС” ЗЕМЛИ

Речь пойдет о “номосе” Земли. Это значит, что я рассматриваю Землю, небесное тело, на котором мы живем, как единое целое, как сферу, и ищу ее глобальное предназначение. Используемое мной греческое слово “номос” происходит от глагола “nemein”: это то же, что и немецкое “nehmen” — “брать”. Следовательно, в первую очередь, “номос” означает “взятие”, во вторую — “деление и распределение того, что взято”, и, наконец, в третью — “эксплуатацию и использование того, что взято и распределено”, будь то производство или потребление. Брать, делить и использовать — это элементарные процессы истории человечества, три акта первородной драмы. Каждое из этих действий имеет собственную структуру и представляет собой особый процесс. Например, разделение предполагает размер, счет и оценку того, что делится. Пророческие слова: “исчислен, взвешен, разделен” в пятой главе книги пророка Даниила Ветхого Завета относятся ко второму акту первородной драмы в трех частях под названием “Номос Земли”.

“Номос Земли” существовал всегда. Во все времена Земля бралась, делилась и использовалась людьми. Но до эпохи больших открытий вплоть до XVI века у людей не было глобального представления о планете, на которой они жили. Существовал мифический образ Неба и Земли, суши и моря, но Земля еще не была для них шаром, и они еще не исследовали великие океаны. Каждый многочисленный народ считал себя центром мира, а сферу своего владения — домом спокойствия, за пределами которого царили войны, варварство, хаос. На практике это означало, что эти народы могли с чистой совестью завоевывать и грабить, пока они не наталкивались на границу. Тогда они строили земляной вал, Китайскую стену или возводили Геркулесовы столбы для ограничения мира. Под “Землей обетованной” они подразумевали собственную империю. Таким был “номос” Земли на первой стадии.

Этот “номос” был разрушен примерно 500 лет назад, когда были открыты великие океаны, а также Америка — континент, о существовании которого даже не подозревали. Так родился второй “номос” Земли. У того, что открывали, разрешения не спрашивали. Впрочем, открытия всегда делаются без разрешения. Открывателями были европейские народы, которые разделили планету между собой и стали ее использовать. Таким образом, второй “номос” стал евроцентричным. Американский континент сначала использовался колониальным образом. Континентальные пространства Азии не могли быть захвачены подобным же образом. Евроцентристская структура “номоса” там проявлялась лишь частично и нередко принимала формы протекторатов, отдачи в наем территорий, торговых договоров и сфер интересов. Одним словом, формы использования были более гибкими. Наконец, Африка была разделена между европейскими державами-захватчицами только в XIX веке.

Своеобразие второго “номоса” прежде всего заключалось в его евроцентристской структуре, и затем в том, что, в отличие от первоначальной картины мира, по существу мифической, он включал в себя океаны. Он охватывал всю планету, делая различия между сушей и морем. Суша была разделена на территории национальных государств, на колонии, протектораты и сферы интересов. Зато море было свободным. Оно должно было оставаться открытым, без пограничных делений для всех государств; для рыбной ловли, добывания соли и жемчуга, а также для мировой навигации и военных операций. Решающим было то, что свобода военных операций вытекала из свободы морей. Самая большая морская держава захватила мировые океаны. Англия постепенно победила на море всех своих европейских соперников: Испанию, Голландию, Францию и Германию.

Евроцентристский “номос” просуществовал до первой мировой войны. Он держался на двойном равновесии. В первую очередь, на равновесии между землей и морем. Одна Англия господствовала на море и не допускала никакой конкуренции морских держав. На европейском континенте, напротив, царило другое равновесие, которое не терпело гегемонии ни одной континентальной державы. Гарантом также была Англия. Равновесие между землей и морем составляло основу нового более частного равновесия — равновесия собственно суши.

Земля и море были совершенно различными категориями. Существовало международное право на землю, а также право на море. Война на суше была чем-то юридически совершенно отличным от войны на море. Наземная война велась не между народами, а только между армиями европейских государств. Юридически личная собственность гражданского населения не являлась добычей. Морская война была торговой войной, в ней враг вступал в сделку с врагом. Личная собственность граждан и даже нейтральных государств была законной добычей согласно морскому праву блокады и трофеев. Таким образом, земля и море противостоят друг другу как два противоположных мира с совершенно различными концепциями войны, врага и военных трофеев.

Этот евроцентрический “номос” Европы был разрушен, как было сказано, в водовороте первой мировой войны. Сегодня Земля распадается на две половины: восточную и западную. Эти части находятся в состоянии холодной войны, а при случае и “горячей”. Но земной шар имеет два полюса — Северный и Южный, у него нет Восточного или Западного полюсов. По отношению к Европе Америка — это Запад; по отношению к Америке Россия и Китай — также Запад. В чисто географических терминах невозможно провести границу между этими противостоящими друг другу понятиями.

Но за географической противоположностью вырисовывается более глубокое и изначальное противопоставление. Достаточно посмотреть на глобус и увидеть, что то, что сегодня мы называем Востоком — это огромные континентальные массы суши. Для сравнения: огромные пространства западного полушария покрыты великими планетарными морями, Атлантическим и Тихим океанами. Так не скрывается ли за противостоянием Востока и Запада противостояния между континентальным и морским мирами, противоположности земного и морского начал?

В определенные моменты крайнего напряжения история человечества интенсифицируется через прямое противопоставление этих начал. Великий немецкий поэт даже сочинил стихи по случаю такого исторического момента мирового масштаба. Это было летом 1812, когда Наполеон захватил Россию и продвигался к Москве. Гете был на стороне Наполеона и выражал надежду, что благодаря могуществу и мудрости Наполеона Англия окажется побежденной и материк снова “будет восстановлен в своих правах”. Однако, мы знаем, что Наполеон был побежден не Англией, а континентальными державами: Россией, Австрией и Пруссией. Из этого следует, что в это время “номос” Земли еще держался на равновесии земли и моря.

Что же сегодня? Равновесие нарушено. Развитие современной техники отняло у моря его изначальный характер. Третье измерение, воздушное пространство, добавилось как силовое поле человеческого господства и деятельности. Некоторые уже сегодня полагают, что вся Земля, наша планета, отныне только пристанище, посадочная полоса, склад сырья и корабль, авиаматка для космических полетов. Это, надуманное, предположение подтверждает актуальность вопроса о новом “номосе” Земли.

Какой могла бы быть форма этого “номоса”? Здесь следует различать три возможности. Первая, и, по-видимому, самая простая, когда один из двух партнеров современного планетарного противостояния завоевывает другого. Существующая двойственность между Востоком и Западом, таким образом, будет только последней переходной стадией к окончательному и замкнутому единству, последним кругом в ужасной битве за новый “номос”. Тогда победитель станет единственным хозяином мира. В соответствии со своими планами и идеями он будет брать, делить и управлять: сушей, морем и воздухом. Технический образ, распространенный сегодня, не знает других возможностей. Для него Земля уже стала такой маленькой, что ее можно без усилий окинуть взглядом и подержать на ладони. В результате возможностей современной техники замкнутое единство мира кажется придет само собой.

Однако, какими бы огромными ни были достижения техники, они не могут отменить ни природу человека, ни могущество земли и моря, не уничтожив самих себя. Факт существования технических средств не может нас воодушевить, но и не приводит в отчаяние. Нам не следует отказываться от своего разума, мы должны все же рационально рассматривать все возможности нового “номоса”.

Вторая возможность заключается в попытке поддержать структуру равновесия старого “номоса” и продолжить его современным способом, приспособленным к существующим техническим средствам. Это будет обозначать, что морское превосходство Англии, которое преобладало до сих пор, возрастет в соединении с сухопутным и воздушным превосходством. С этой точки зрения, только Соединенные Штаты могут приниматься в расчет: они, если можно так сказать, самый большой остров, который бы мог сохранить и гарантировать равновесие остального мира.

Третья возможность также основывается на идее равновесия следующего характера. Возможно, что сложатся несколько блоков или больших независимых пространств, которые создадут между собой равновесие, а с ним и порядок на земле.

Многое необходимо для того, чтобы глобальная картина этих трех возможностей достигла всеобщего сознания, потому что большая часть тех, кто считает эту проблему серьезной, слепо требуют одного хозяина мира. Безусловно, в этом решении есть примитивная наивность, но она не должна мешать рассмотрению других вариантов.

Источник

Карл Шмитт: номос Земли и теория больших пространств

Карл Шмитт и его геополитические взгляды: теория больших пространств, теория прав народов, номос Земли.

Карл Шмитт (11 июля 1888 г. — 7 апреля 1985 г.) — немецкий юрист, философ, социолог и политический теоретик. Родился в небольшом прусском городе Плеттенберге в католической семье. Значительную часть детства провёл в католическом пансионе Аттендорна. После окончания государственной гимназии планировал заняться изучением теологии и философии в одном из университетов Германии, но по настоянию дяди отдал предпочтение юриспруденции.

Шмитт начал обучение в Берлинском университете в 1907 году, но не мог прижиться в столице и в 1908 переехал в Мюнхен, где проучился ещё один семестр. Затем продолжил образование в Страсбурге. Там в 1910 году под руководством Фрица ван Калкера защитил диссертацию «О вине и ее видах» по уголовно-правовой тематике. В 1915 году сдал государственный экзамен на должность асессора. В этом же году вступил добровольцем в Баварский пехотный полк. Был направлен на службу к заместителю начальника штаба первого Баварского армейского корпуса. В боевых действиях участия не принимал. С 1919 года начал преподавательскую деятельность в Мюнхенском технологическом университете.

В 1933 вступил в НСДАП. Был назначен главным редактором нацистской газеты для юристов Deutsche Juristen-Zeitung. Шмитт активно прибегал к антисемитской риторике. На конгрессе «Еврейство в науке и праве» в 1936 году предложил помечать шестиконечной звездой цитаты из сочинений авторов еврейского происхождения. Оставался членом НСДАП до самого ее роспуска в 1945 году. Провёл более года в лагере для интернированных. Не выражал раскаянья в создании нацистского государства и отказывался от всех попыток денацификации, что ставило крест на дальнейшей академической карьере в Германии. В 1960-е годы читал лекции в университетах франкистской Испании.

Карл Шмитт внес большой вклад в развитие немецкой геополитической школы. Формирование взглядов исследователя проходило на базе органистики. В этом он схож с Ратцелем, Челленом и Хаусхофером. Сторонники органической теории рассматривали государство в качестве своеобразного живого организма. Шмитт последовательно отстаивал первенство прав народов и наций, критиковал либеральную теорию прав человека. Он утверждал, что всякий народ имеет право на сохранение своей духовной и политической идентичности, культурную суверенность.

Наиболее примечательной является выдвинутая Шмиттом теория Grossraum («Большого пространства»). По этой концепции государство по мере своего развития всегда стремится к обретению наибольшего территориального объема. Данный геополитический закон распространяется как на техническую, так и на экономическую сферы. Шмитт утверждает, что начиная с некоторого момента техническое и экономическое развитие государства требует количественного и качественного увеличения его территорий. При этом не обязательно речь идет о колонизации, аннексии, военном вторжении. Становление Grossraum может проходить за счет принятия несколькими государствами или народами единой религиозной или культурной формы.

Что такое номос земли у шмитта. Смотреть фото Что такое номос земли у шмитта. Смотреть картинку Что такое номос земли у шмитта. Картинка про Что такое номос земли у шмитта. Фото Что такое номос земли у шмиттаКарл Шмитт: концепция «номос Земли»

Теория Grossraum тесно связана с концепцией «номоса Земли». Ее суть заключается в зависимости социального, правового и экономического устройства государства от организации народом земного пространства. На основании этого Шмитт разделяет историю человечества на три этапа:

К нему относится вся история человечества до Великих географических открытий. Этот период характеризуется отсутствием чётких представлений людей о географических реалиях планеты. Карта мира отсутствовала, океан мыслился непреступной преградой, а каждый цивилизованный народ считал себя центром Земли. Естественные преграды ограничивали экспансию народов. Суша преобладает над морем.

Этот исторический отрезок начинается Великими географическими открытиями, а заканчивается Первой мировой войной. «Второй номос» начинается с преодоления европейцами естественных границ. В это время европейские народы утверждают свое господство на всей планете, что приводит к тотальному европоцентризму. Стихии суши и моря находятся в равновесии.

После первой мировой войны мир разделился на два противоборствующих лагеря: восточный и западный. В основе «третьего номоса» лежит противостояние стихий моря и суши, антагонизм мира континентального и мира морского. Восток олицетворяет пространство суши (достаточно посмотреть на карту, огромные земельные территории покрывают восточные земли). Запад же представляет собой морскую цивилизацию, окутанную глубинами великого Тихого океана и второго по величине Атлантического.

По Шмитту, развитие «номоса Земли» должно привести к появлению «Государства-континента». Этапы движения к «Государству-континенту» проходят от «городов-государств» через «государства территории». Появление сухопутного «Государства-континента», материкового Grossraum’а является исторической и геополитической необходимостью. Хотя Grossraum можно, в определенном смысле, отождествить с Государством, а точнее, с Империей (das Reich), эта концепция выходит за рамки обычного государства.

Это новая форма сверхнационального объединения, основанного на стратегическом, геополитическом и идеологическом факторе. Шмитт в этой доктрине предвосхитил основные линии современной интеграционной политики. Общая геополитическая картина, описанная Шмиттом, сводилась к напряженному цивилизационному дуализму, к противостоянию двух Grossraum’ов: англосаксонского и континентально-европейского. Эти два «Больших пространства» – талассократическое и теллурократическое – ведут между собой планетарное сражение за то, чтобы сделать последний шаг к универсализации и перейти от континентального владычества к мировому. При этом Шмитт с пессимизмом относился к возможности свести этот конфликт к какой-то строгой юридической базе, так как цивилизационные макроконцепции обоих «Больших пространств» основываются на взаимоисключающих «номосах»: «номосе Земли» и «номосе Моря».

Новости внешней политики на нашем информационном портале геополитика новости аналитика

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *