Что такое номовое государство

Ном (Древний Египет)

Что такое номовое государство. Смотреть фото Что такое номовое государство. Смотреть картинку Что такое номовое государство. Картинка про Что такое номовое государство. Фото Что такое номовое государство

Что такое номовое государство. Смотреть фото Что такое номовое государство. Смотреть картинку Что такое номовое государство. Картинка про Что такое номовое государство. Фото Что такое номовое государство

Содержание

Название

Древнеегипетское название нома — септ, транслитерируется как spt — спт, для удобства между согласными вставляется буква «е». В текстах пирамид звука «а» еще не было, поэтому наиболее раннее произношение — спт, а позднее — спат, сепат ( sp3t ). Устаревшее прочтение, от которого современные египтологи отказались — джатт (ḏ3tt). Варианты иероглифического написания названия:

1.2.3.4.
Что такое номовое государство. Смотреть фото Что такое номовое государство. Смотреть картинку Что такое номовое государство. Картинка про Что такое номовое государство. Фото Что такое номовое государство
Что такое номовое государство. Смотреть фото Что такое номовое государство. Смотреть картинку Что такое номовое государство. Картинка про Что такое номовое государство. Фото Что такое номовое государство
Что такое номовое государство. Смотреть фото Что такое номовое государство. Смотреть картинку Что такое номовое государство. Картинка про Что такое номовое государство. Фото Что такое номовое государствоЧто такое номовое государство. Смотреть фото Что такое номовое государство. Смотреть картинку Что такое номовое государство. Картинка про Что такое номовое государство. Фото Что такое номовое государство
Что такое номовое государство. Смотреть фото Что такое номовое государство. Смотреть картинку Что такое номовое государство. Картинка про Что такое номовое государство. Фото Что такое номовое государство
Что такое номовое государство. Смотреть фото Что такое номовое государство. Смотреть картинку Что такое номовое государство. Картинка про Что такое номовое государство. Фото Что такое номовое государствоЧто такое номовое государство. Смотреть фото Что такое номовое государство. Смотреть картинку Что такое номовое государство. Картинка про Что такое номовое государство. Фото Что такое номовое государство
Что такое номовое государство. Смотреть фото Что такое номовое государство. Смотреть картинку Что такое номовое государство. Картинка про Что такое номовое государство. Фото Что такое номовое государство
Что такое номовое государство. Смотреть фото Что такое номовое государство. Смотреть картинку Что такое номовое государство. Картинка про Что такое номовое государство. Фото Что такое номовое государствоЧто такое номовое государство. Смотреть фото Что такое номовое государство. Смотреть картинку Что такое номовое государство. Картинка про Что такое номовое государство. Фото Что такое номовое государство

Греческое название — «номос» (др.-греч. νομός ) впервые встречается у Геродота, и в данном контексте означает «округ», «область» произведённое от другого значения — «пастбище», «обиталище». Римляне, помимо «номус» (лат. nomus), иногда называли эти административные единицы латинским словом «префектура» или «префектура города» (лат. praefecturae oppidorum), например у Плиния в «Естественной истории».

Количество

Что такое номовое государство. Смотреть фото Что такое номовое государство. Смотреть картинку Что такое номовое государство. Картинка про Что такое номовое государство. Фото Что такое номовое государство

Доподлинно не известно, при каком из царей I—II династии была введена администртивная номовая система, но, по существующим сведениям, она уже существовала к началу правления III династии. Количество и площадь номов не были постоянными:

Особенности в различные периоды

Династический период

Возникновение. По господствовавшей в египтологии до 1970-х годов теории, номы — это первые примитивные государства в Древнем Египте, ставшие позже административными единицами объединённой страны. Сегодня некоторые исследователи связывают возникновение номов с административными преобразованиями раннединастического времени (Е. Мартин-Пардей и др.).

Прочие территории. Термином «септ» древние египтяне обозначали административную территорию, которая в свою очередь подразделялся на различные угодья и владения — одно из них — «у», небольшая область в рамках септа. По поздним текстам известен термин gs-pr — территория применительно к владениям храмов.

Эллинистический период

Помимо номов были выделены три официальных полиса (др.-греч. πόλις ) — привилегированных территориально-административных области городов Александрия, Птолемаида и Навкратис. Последний имел наименьшие привилегии и относился к Саисскому ному, а Александрия, как столица страны, обладала наибольшими юридическими правами самоуправления, и даже считалась юридически отдельной от «хоры» (то есть не входящей в Египет, а прилежащей к нему). [5] Особое устройство получил большой XXI ном Верхнего Египта, расположенный в Фаюме — он стал подразделяться на три крупные части, так называемые «мериды».

Хозяйствование. Как и в Династическом Египте хозяйственная деятельность номов была зависима от предписаний из столицы, в связи с тем, что, как и прежде была необходимость централизации управления единой ирригационной системой. Ирригация оставалась основой сельского хозяйства, с выделенных в номах «царских земель» урожай отправлялся в Александрию, на месте оставалось зерно в размерах прожиточного минимума. [6] Также развивалось производство, по всей стране были размещены мастерские принадлежащие к «царским монополиям», работники которых законодательно закреплялись за номом и не имели права уходить из него. [7]

Администрация.
Руководство группы номов, обычно входящей в округ (всего было три округа — Фиваида, Гептаномида и Дельта):

В топархиях, а за ними и в комах, административная иерархия повторяла номовую, с полномочиями для своих административных единиц.

Римский период

Номарх

Во главе административного аппарата нома стоял номарх (др.-греч. νομάρχης ), он являлся представителем фараона, а также осуществлял контроль и управление административной областью. В его полномочия входили сбор налогов, судебные функции, набор и обеспечение войск, хозяйственное администрирование.

Титул номарха иногда напрямую назначался фараоном, а иногда передавался по наследству. Обычно наследственная передача титула практиковалась во время промежуточных периодов истории Египта, когда ослабление центральной власти приводило к усилению соперничества номархов с фараонами и между собой. В такие смутные времена личные амбиции и возможности некоторых номархов позволяли им добиваться большей самостоятельности и обособления своего нома, что, в свою очередь, приводило к дроблению территории Египта и даже иногда падению власти фараона. Известны случаи узурпации номархами права на корону, некоторые из которых привели к возникновению новых сильных династий, восстанавливающих централизованную власть в стране.

В Эллинистическом Египте номархи стали постепенно уступать власть назначаемым в номы стратегам. Эти должности были введены Птолемеем I (правил 323—283 гг. до н. э.), как следствие завоевания Египта греко-македонянами. Птолемей II (правил 285—246 гг. до н. э.) окончательно распределил административные функции, номовые чиновники теперь формально подчинялись царю, а реально — назначаемому представителю царя — стратегу, к которому переходит военно-политическая власть в номе. Номарх становиться управляющим царскими владениями, фактически его полномочия сводятся к функциями чиновника по сельскохозяйственному ведомству. [8]

Источник

Номы Древнего Египта

Название [ ]

Особенности [ ]

Возникновение. По господствовавшей в египтологии до 1970-х годов теории, номы — это первые примитивные государства в Древнем Египте, ставшие позже административными единицами объединённой страны. Сегодня некоторые исследователи связывают возникновение номов с административными преобразованиями раннединастического времени (Е. Мартин-Пардей и др.). Каждый ном имел свои установленные границы, политический и религиозный центр, войско, богов-покровителей и символ-герб[1]. В соответствии с первой теорией, наличие этих признаков государственности объясняет образование номов из самостоятельных царств[источник не указан 623 дня]. Сторонники второй теории предполагают, что номы, при содействии центральной власти сложились вокруг мест сбора сельскохозяйственной продукции и товаров для казны фараона[источник не указан 623 дня]. Прочие территории. Термином «септ» древние египтяне обозначали административную территорию, которая в свою очередь подразделялся на различные угодья и владения — одно из них — «у», небольшая область в рамках септа. По поздним текстам известен термин gs-pr — территория применительно к владениям храмов.

— «У» (егип. w) округ, область, иногда в Новом царстве графически — ww.

— gs-pr территория применительно к храму. Руководство нома: «стратег» — назначаемые царём представители его администрации, постепенно сменили номархов. «эконом» — возглавлял финансовое ведомство нома, подчинялся диойкету. «антиграфевс» — контролер при экономе, подчинялся эклогисту. «басиликограмматевс» — возглавлявший счетно-контрольное ведомство с обширной канцелярией и архивом царский секретарь. «номарх» — управляющий царскими владениями в номе, и обширными территориями — номархиями, часто не совпадавших с границами номов. «эпистат» — жрец, управляющий храмами, ответственный перед правительством за выполнение храмами своих обязательств по отношению к государству. В топархиях, а за ними и в комах, административная иерархия повторяла номовую, с полномочиями для своих административных единиц.

Список номов [ ]

inb HDМен-Нефер, Инеб-Хеди

Город, основанный Александром Македонским

Центр культа богини Нейт

imntГермопольКульт бога Тота
Иму

Что такое номовое государство. Смотреть фото Что такое номовое государство. Смотреть картинку Что такое номовое государство. Картинка про Что такое номовое государство. Фото Что такое номовое государствоСаис
Буто (Пер-Ваджет)

Культовый центр Осириса, затем и Исиды, в этом городе существовало большое кладбище животных.

Культ бога Шу (бог воздуха)

wa imntПер-Ха-Нереб

Культовый центр Тота

DHwtyБаху (Гермополь)

Важный экономический центр во времена римской империи

Что такое номовое государство. Смотреть фото Что такое номовое государство. Смотреть картинку Что такое номовое государство. Картинка про Что такое номовое государство. Фото Что такое номовое государствоПер-Банебджедет
Анпет-Джедет

Что такое номовое государство. Смотреть фото Что такое номовое государство. Смотреть картинку Что такое номовое государство. Картинка про Что такое номовое государство. Фото Что такое номовое государствоПер-Бастет (Бубастис)
Что такое номовое государство. Смотреть фото Что такое номовое государство. Смотреть картинку Что такое номовое государство. Картинка про Что такое номовое государство. Фото Что такое номовое государствоИметКульт Уаджет
Хут-УаретОснован во времена XXI Ливийской династии. Важный центр торговли с Азией
Пи-РамсесГород, основанный Сети I
Что такое номовое государство. Смотреть фото Что такое номовое государство. Смотреть картинку Что такое номовое государство. Картинка про Что такое номовое государство. Фото Что такое номовое государствоПер-Сопду
Факусса

Важный военный центр Древний ЕгипетДревнего Египта

Культовый центр Тота

Культовый центр богини Нехбет

Культовый центр Хнума и Нехбет

Центр культа Амона. На западной части нила был построен храм в честь триады Амона, Мут и Хонсу

Кутовый центр богини Хекет

Культовый центр Хатхор и Исиды

Культовый центр Хнума, созданный Рамсесом II

АхетатонКульт Тота

Храм, воздвигнутый в честь Рамсеса II

Важный культовый центр Тота

Важный экономический центр Верхнего Египта

Храмы Анубиса и богов некрополей

Культы Сета и рыбы Мормирус

Культовый центр Себека и Хатхор

Здесь Сенусерт I и Аменемхет I построили свои пирамиды-усыпальницы

Источник

Номовые царства раннединастического периода

Номовые царства раннединастического периода

В Раннединастический период территория Шумера представляла собой конгломерат номов, которые уже к середине III тыс. до н. э. превратились в классовые общества с установившейся государственностью. Наиболее ярким внешним проявлением этого был рост монументального строительства: в первые века III тыс. до н. э. номовые центры были обнесены оборонительными стенами и приняли законченный вид «города». Разумеется, община сохраняла важное значение, но над ней выросла независимая от нее властная иерархия, т. е. собственно государство, своей властью налагавшее на нее повинности и выводившее на войну ее ополчение.

Номовое государство унаследовало многие черты первобытной общинной демократии, кроме главнейших из них – выборности и сменяемости «снизу» членов правящей верхушки, а также необходимой роли народного собрания в принятии важных решений. Регулярные налоги с общинников, однако, еще не собирались. В номах развивалась как государственная, так и частная эксплуатация, в результате чего сложилась общественная верхушка – знать, сосредочившая в своих руках за счет этой эксплуатации большую часть богатств и влияния и подчинившая себе общество. Состояла эта верхушка прежде всего из обладателей высших властных должностей и их родов. К ней относился верховный правитель, «верхи» его административного, военного и храмового персонала и совет при правителе – наследник былых советов общинных старейшин, превратившийся теперь в главный оплот знати и существенно ограничивавший реальное могущество правителя. Представители правящей верхушки по должности осуществляли государственную эксплуатацию, но они же, благодаря своему богатству и влиянию, имели наибольшие возможности и в сфере частной эксплуатации (осуществлявшейся прежде всего путем втягивания в долговую кабалу). Храмовое хозяйство, хозяйство правителя и хозяйства высших должностных лиц располагали наибольшим количеством земли, обрабатывавшейся рабами и зависимыми людьми.

В номах выделились три основные социальные группы: господствующий класс (правящая верхушка, в меньшей степени – частные лица, добившиеся богатства и влияния, но не причастные к высоким должностям), рядовые общинники, объединенные в территориальные общины, делившиеся на большесемейные ячейки, и, наконец, рабы и зависимые люди (военнопленные, а также изгои и обедневшие общинники, оторвавшиеся от своей земли и втянутые в зависимость от имущих и властных людей).

Эксплуатация осуществлялась в двух основных формах. В крупных хозяйствах, принадлежавших храму, правителю, членам правящей верхушки и богатым частным лицам, трудились работники различных сословий – как рабы, так и не рабы – но, как правило, не имевшие своего хозяйства, а трудившиеся бригадами за пайки? и отдававшие все произведенное собственникам хозяйства, в котором они работали. Рабы и большинство не рабов, трудившихся таким образом, свободно покидать хозяйство не могли. Именно эта форма эксплуатации обеспечивала господствующий класс большей частью его богатств. Поэтому шумерское общество нередко определяется как рабовладельческое (ибо подневольный работник, получающий за свою работу паек, но не имеющий в распоряжении или пользовании своего надела, по своему месту в производстве оказывается подобен классическому античному рабу, к какому бы сословию он ни принадлежал). Второй главной формой эксплуатации была выдача государством или частными лицами части своего земельного фонда в виде отдельных наделов мелким производителям – от зависимых и закабаленных людей или рабов до свободных арендаторов. Такие производители вели свое хозяйство на выделенных им наделах и часть урожая отдавали собственникам земли, а сами жили на остаток.

Земельную собственность и рабочую силу господствующий класс получал различным путем. Как указывалось ранее, высших функционеров общины изначально наделяли намного большими наделами, чем прочих; особый обширный земельный фонд выделялся храму как учреждению. Семьи могли покупать и продавать свою землю в пределах общины, что в условиях имущественной дифференциации создавало благоприятные возможности для концентрации земли богатыми и знатными людьми. Обезземеленная таким образом часть населения, а также просто бедняки, втянувшиеся в долговую зависимость, люди, разоренные войнами, изгои и пр. (не говоря о военнопленных-рабах) были вынуждены работать на других и в большинстве своем становились рабами или подневольными работниками, трудившимися в чужом хозяйстве за паек, а некоторые обрабатывали чужую землю, выделенную им в надел.

Организационным центром государства первоначально был храм бога-покровителя соответствующей общины, а во главе государства стоял наследственный правитель – верховный жрец этого храма с титулом «эн». При нем был небольшой административный аппарат и вооруженная охрана (то и другое – из храмового персонала и личных слуг) – зачатки служилой знати и регулярной армии. Власть эна была существенно ограничена советом, а в меньшей степени – народным собранием свободных общинников, быстро терявшим в этот период свою силу, и осмыслялась как общинная: авторитет эна покоился на том, что он руководил общинным культом.

К середине III тыс. до н. э. титул «эн» выходит из употребления, заменяясь шумерскими титулами «энси» («жрец-строитель», «градоправитель») и «лугаль» (досл. «большой человек», «царь», аккадский эквивалент – «шарру»). Появление последнего титула отражало новый этап развития государственности – формальную утрату общиной контроля над правителем. Например, правители нарекали себя лугалями как военные предводители, с некоторого времени командовавшие воинами помимо общинного контроля (порой этот титул присваивался военному вождю на сходке самих воинов); так же титуловали себя правители, сумевшие добиться формального признания своей гегемонии со стороны других номов. Таким образом, во всех случаях титул «лугаль» обозначал верховную единоличную власть правителя, основанную на военно-бюрократической силе, прямой командной иерархии помимо общинных структур, над кем бы такая власть ни осуществлялась – над своими воинами или над соседними номами. Во 2-й половине III тыс. до н. э. этот титул постепенно стал означать такую власть уже над всем населением страны и на протяжении всей месопотамской истории употребляется в значении «царь»[27].

Правители, не пытавшиеся демонстративно поставить себя над общиной и по-прежнему считавшиеся уполномоченными общинных структур, ограничивались титулом «энси» (аккадская форма – «ишшиаккум»). Однако уже в середине Раннединастического периода почти во всем Шумере нормативным и необходимым статусом номового правителя стало лугальство, царственность. Наиболее детально поэтапное превращение общинного верховного правителя энси в надобщинного царя шарру прослеживается на примере развития ассирийской государственности в XIV–XIII вв. до н. э.

Важность роли правителя месопотамцы видели не только, да и не столько, в выполнении им военных и административных функций, сколько в том, что он считался посредником между жителями нома и богами, от расположения которых полностью зависело процветание людей. Правитель предстательствовал и отвечал перед богами за людей своего нома. Его главнейшим делом было обеспечивать своему ному – и, конечно, себе самому – милость богов и отводить их гнев, в том числе изнурительными искупительными обрядами. Именно царь мог и должен был разузнавать волю богов и отвечал перед ними за ее исполнение. Для месопотамского общества того времени это было исключительно важно, поскольку, по его представлениям, окажись воля богов не исполнена людьми, их гнев обрушился бы на все общество – а без царя эту волю нельзя было толком и узнать.

О великой важности царской власти месопотамский текст говорит так: «Боги еще не установили царя для народа, и тот словно шатался с затуманенным взором… Тогда царственность спустилась с неба». По-видимому, шумеры считали, что некоторые их династии происходили от богов.

К середине III тыс. до н. э. при правителе уже существует многочисленное (порядка 5 тыс. человек) постоянное войско, содержащееся за его счет и вооруженное гораздо лучше, чем общинное ополчение. Войско состояло из тяжеловооруженных пехотинцев и четырехколесных колесниц, запряженных ослами (лошадей тогда в Месопотамии еще не знали).

Отличительной чертой социально-политической истории Раннединастического периода было наличие двух одновременных процессов. С одной стороны, нарастала борьба между отдельными номовыми государствами за гегемонию, с другой – постепенно усиливалось социальное противостояние правящей верхушки, приобретавшей устойчиво наследственный, аристократический характер, и основной массы общинников. Последние подвергались все более тяжелой эксплуатации со стороны государства в целом и в то же время находились под угрозой утраты собственной земли (из-за военного разорения, долгов и т. д.) и превращения в зависимых работников чужого хозяйства, храмово-государственного или частного. Эти два процесса переплетались и привели в конце концов к крушению «номового» аристократического строя в Шумере и формированию централизованной общемесопотамской деспотии, опиравшейся на военно-служилое сословие.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Три царства

Три царства Инерция народного подъема, развалившего империю Хань, иссякала. Наступила эпоха кристаллизации. Тяжелое поражение при Илине поставило под угрозу существование Шу: если бы Лу Сунь развил успех, он мог бы овладеть Сычуанью. Но для этого ему были необходимы все

Конец раннединастического периода (ок. 2400 до н. э.)

Конец раннединастического периода (ок. 2400 до н. э.) Во главе города-государства стоял энси, который, если его владения простирались за пределы собственно городской территории и он был признан храмом в Ниппуре, носил более впечатляющий титул – лугаль, царь (буквально –

Выписка из истории с начала царства царя Феодора Иоанновича, по русскому исчислению от сотворения мира 7090, а от Христа 1582-го года, писанная в средине царства царя Алексея Михайловича, и к тому нечто из других присовокуплено

Выписка из истории с начала царства царя Феодора Иоанновича, по русскому исчислению от сотворения мира 7090, а от Христа 1582-го года, писанная в средине царства царя Алексея Михайловича, и к тому нечто из других присовокуплено Пред смертью царя Иоанна Васильевича изменили

9. Падение Ассирийского царства. Царства Ново-Вавилонское и Мидийское.

9. Падение Ассирийского царства. Царства Ново-Вавилонское и Мидийское. Ассирийское царство гигантскими шагами достигло вершины своего могущества. Сарукину наследовал сын его, могущественный Санхериб (704 г.), ему — сын его Ассаргаддон (681 г.), который именовался царем Ассура

ЕГИПЕТ ПЕРИОДА ПОЗДНЕГО ЦАРСТВА (СЕР. X—VI ВВ. ДО Р. Х.)

ЕГИПЕТ ПЕРИОДА ПОЗДНЕГО ЦАРСТВА (СЕР. X—VI ВВ. ДО Р. Х.) 1а. III переходный период (XI—сер. Х вв.). 2. Хронология, социально-экономическая характеристика. 3. Правление ливийской династии (950—730). 4. Правление нубийской династии (715—664). 5. Египет под властью Ассирии (671—655).

Упадок древнего царства и начало строительства среднего царства

Упадок древнего царства и начало строительства среднего царства Некоторые особенности переходного периода Между концом Древнего и началом Среднего царства лежит длительный Переходный период. Почти четверть тысячелетия продолжалась эпоха раздробленности. Однако, как

Египетское войско периода среднего царства. Военные кампании и сфера их обслуживания

Египетское войско периода среднего царства. Военные кампании и сфера их обслуживания При рассмотрении вопросов, связанных со становлением и развитием новой структуры египетского общества периода Среднего царства стоит внимательно вглядеться в новую прослойку

Общественная структура периода расцвета Среднего царства

Общественная структура периода расцвета Среднего царства Около 2000 года до н. э. на престол вступил Аменемхет I — основатель XII династии египетских фараонов. Именно с правлением этой династии принято связывать расцвет Среднего царства, продолжавшийся до начала XVIII века

Идеология, культура и религия периода среднего царства. Письменность и научные знания

Идеология, культура и религия периода среднего царства. Письменность и научные знания Письменность Древние египтяне использовали для письма папирусную бумагу. В сухих песках северной Африки до сих пор продолжают находить древние манускрипты. Сначала считалось, что на

Шумер до конца Раннединастического периода

Шумер до конца Раннединастического периода С приходом шумеров археологическая культура Убейд сменяется в Нижней Месопотамии культурой Урук (IV тыс. до н. э.). Шумеры смешались с местными субареями и ассимилировали их, в свою очередь переняв от них многие навыки ремесла и

Царства и княжества Чжунго в начале периода Чуньцю

Царства и княжества Чжунго в начале периода Чуньцю Панорама событий в различных царствах и княжествах Чжунго, как она изображена в источниках, особенно в «Цзо-чжуань», — объемна и красочна. В самых общих чертах она убедительно свидетельствует о том, что пусть слабое, но

Царства У и Юэ в конце периода Чуньцю

Царства У и Юэ в конце периода Чуньцю Как уже было упомянуто, с VI в. до н. э. царство У, правители которого, видимо, под влиянием соседнего царства Чу, стали именовать себя ванами, активно вступало в контакты с другими царствами, и прежде всего с Чу.Все началось, насколько

ЖИЗНЬ И ДЕЯНИЯ ЦАРЕЙ КАРТЛИ ПОСЛЕ РАСПАДА ЦАРСТВА НА ТРИ ЦАРСТВА И ПЯТЬ КНЯЖЕСТВ

ЖИЗНЬ И ДЕЯНИЯ ЦАРЕЙ КАРТЛИ ПОСЛЕ РАСПАДА ЦАРСТВА НА ТРИ ЦАРСТВА И ПЯТЬ КНЯЖЕСТВ 79-й царь Константин, царствовал 36 летОт начала [летосчисления] римского 5418, греческого 1469, грузинского 157, индиктиона 2, после царя Гиорги сел сын его Константин. Так как в Имерети воцарился

1. Два феодальных периода

1. Два феодальных периода Устройство управляющих обществом учреждений можно по-настоящему объяснить, лишь зная данную человеческую среду в целом. Иллюзорная работа, которую мы проделываем, превращая существо из плоти и крови в разные призраки, вроде homo oeconomicus, philosophicus,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *