Что такое ноосфера бжд
Основы безопасности жизнедеятельности
Ключевые идеи теории Вернадского, общие понятия о ноосфере. Изучение влияния человеческого разума на биосферу. Главные причины ожогов, первая помощь при термическом поражении. Правила и условия проведения обязательного инструктажа по технике безопасности.
Рубрика | Безопасность жизнедеятельности и охрана труда |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 31.05.2015 |
Размер файла | 17,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
1. Ноосфера. Значение, образование, распространение
Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.
Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее.
Это единство обусловлено, прежде всего, функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать Вернадский. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе мысли.
Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт, что в последнее время заметно активизировались планетарные геологические силы.
Так, в последнее время резко меняется отражение живых существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции переносится в область минералов.
Резко меняются почвы, воды и воздух. То есть эволюция видов сама превратилась в геологический процесс, так как в процессе эволюции появилась новая геологическая сила.
Мы являемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменения биосферы. Причем перестройка окружающей среды научной человеческой мыслью посредством организованного труда вряд ли является стихийным процессом.
Корни этого лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в ходе естественного процесса эволюции. Отсюда, кстати, можно заключить, что высказывания о самоистреблении человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой веских оснований.
Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее заселение различных частей биосферы.
При этом человек впервые реально понял, что он житель планеты и может и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте.
Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Похоже, что впервые мы находимся в условиях единого геологического исторического процесса, охватившего одновременно всю планету.
Это совпало, видимо не случайно, с тем моментом, когда человек заселил всю планету, все человечество экономически объединилось в единое целое и научная мысль всего человечества слилась воедино, благодаря успехам в технике связи.
Таким образом, человек, как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве-времени.
Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Постоянно совершенствуясь, наука может продвинуться все дальше в изучении окружающей среды;
Соответственно различают термические, электрические химические и лучевые ожоги. Термические ожоги встречаются наиболее часто, на них приходится 90-95% всех ожогов.
Как различить степени ожогов? Если Вы видите только покраснение кожи, то это первая степень поражения. Если место ожога покрылось волдырями, то это вторая степень. Если волдыри лопнули, то это третья степень, а в том случае, когда место ожога обуглилось, речь идет о четвертой степени ожога. Ни в коем случае не мажьте пораженное место маслами, кремами и любыми другими средствами. Не пытайтесь содрать одежду, если она прилипла. Не расковыривайте образовавшиеся в результате ожога пузыри.
3. Установить соответствие характера обязательного инструктажа по технике безопасности предлагаемым условиям
Безопасность жизнедеятельности тесты с ответами для студентов
Правильные ответы отмечены +
1. Как называется наружная оболочка земли?
2. Биосфера, преобразованная хозяйственной деятельностью человека – это?
3. Целью БЖД является?
А) сформировать у человека сознательность и ответственность в отношении к личной безопасности и безопасности окружающих
Б) защита человека от опасностей на работе и за её пределами+
В) научить человека оказывать самопомощь и взаимопомощь
Г) научить оперативно ликвидировать последствия ЧС
4. Что такое ноосфера?
А) биосфера, преобразована хозяйственной деятельностью человека
Б) верхняя твёрдая оболочка земли
В) биосфера, преобразована научным мышлением и её полностью реализует человек+
Г) наружная оболочка земли
5. Какая из оболочек земли выполняет защитную функцию от метеоритов, солнечной энергией и гамма-излучения?
6. Водяной пар в атмосфере играет роль фильтра от:
А) солнечная радиация+
Г) солнечная энергия
7. Сколько функций БЖД существует?
8. Разносторонний процесс человеческих условий для своего существования и развития – это?
9. Безопасность – это?
А) состояние деятельности, при которой с определённой имоверностью исключается проявление опасности+
Б) разносторонний процесс создания человеческим условием для своего существования и развития
В) сложный биологический процесс, который происходит в организме человека и позволяет сохранить здоровье и работоспособность
Г) центральное понятие БЖД, которое объединяет явления, процессы, объекты, способные в определённых условиях принести убытие здоровью человека
10. Как называется процесс создания человеком условий для своего существования и развития?
11. Какие опасности относятся к техногенным?
Б) производственные аварии в больших масштабах+
В) загрязнение воздуха
Г) природные катаклизмы
12. Какие опасности классифицируются по происхождению?
13. По времени действия негативные последствия опасности бывают?
14. К экономическим опасностям относятся?
А) природные катаклизмы
В) производственные аварии
Г) загрязнение среды обитания+
15. Опасности, которые классифицируются согласно стандартам:
16. Состояние, при котором потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия – это?
А) опасное состояние
Б) допустимое состояние
В) чрезвычайно – опасное состояние
Г) комфортное состояние+
17. Сколько аксиом науки БЖД вы знаете?
18. Состояние, при котором потоки за короткий период времени могут нанести травму, привести к летальному исходу?
А) опасное состояние
Б) чрезвычайно опасное состояние+
В) комфортное состояние
Г) допустимое состояние
19. В скольких %-ах причин аварии присутствует риск в действии или бездействии на производстве?
20. Какое желаемое состояние объектов защиты?
21. Низкий уровень риска, который не влияет на экологические или другие показатели государства, отросли, предприятия – это?
А) индивидуальный риск
22. Гомеостаз обеспечивается:
А) гормональными механизмами
Б) нейрогуморальными механизмами
В) барьерными и выделительными механизмами
Г) всеми механизмами перечисленными выше+
23. Анализаторы – это?
А) подсистемы ЦНС, которые обеспечивают в получении и первичный анализ информационных сигналов+
Б) совместимость сложных приспособительных реакций живого организма, направленных на устранение действия факторов внешней и внутренней среды, нарушающих относительное динамическое постоянство внутренней среды организма
В) совместимость факторов способных оказывать прямое или косвенное воздействие на деятельность человека
Г) величина функциональных возможностей человека
24. К наружным анализаторам относятся:
В) специальные анализаторы
Г) слуховые анализаторы+
25. К внутренним анализаторам относятся:
26. Рецептор специальных анализаторов:
Г) внутренние органы+
27. Рецепторы анализатора давления:
А) внутренние органы
28. Сколько функций реализуется в анализаторе зрения?
29. Контрастная чувствительность – это функция анализатора:
30. При помощи слухового анализатора человек воспринимает:
А) до 20% информации
Б) до 10% информации+
В) до 50% информации
Г) до 30% информации
31. Способность быть готовым к восприятию информации в любое время – это особенность:
А) анализатора зрения
Б) анализатора обоняния
В) болевого анализатора
Г) анализатора слуха+
32. Возможность воспринимать форму, размер и яркость рассматриваемого предмета свойственна:
А) специальному анализатору
Б) анализатору зрения+
В) анализатору слуха
Г) анализатору обонянию
33. Анализатор обоняния предназначен:
А) для восприятия человеком любых запахов+
Б) для способности устанавливать места нахождения источника звука
В) способность быть готовым к восприятию информации в любое время
Г) контрастная чувствительность
34. Сколько видов элементарных вкусовых ощущений выделяется:
35. Сколько групп реализует психическая деятельность человека?
36. Что относиться к психическому раздражению?
А) рассеянность, резкость, воображение
Б) грубость, мышление, резкость
В) мышление, грубость, воображение
Г) рассеянность, резкость, грубость+
37. К психическим процессам относятся:
А) память и воображение, моральные качества
Б) характер, темперамент, память
В) память, воображение, мышление+
Г) резкость, грубость, рассеянность
38. К психическим свойствам личности относятся:
А) характер, темперамент, моральные качества+
Б) память, воображение, мышление
В) рассеянность, резкость, грубость
Г) характер, память, мышление
39. При наших потребностях имеет большие значения экологическая чистота воды, воздуха, продуктов питания?
А) сексуальные потребности
40. Пространственный комфорт – это?
А) потребность в пище, кислороде, воде
Б) потребность в общении, семье
В) необходимость в пространственном помещении+
Г) достигается за счёт температуры и влажности помещения
41. Что обеспечивает защищённость человека от стресса?
А) пространственный комфорт+
Б) тепловой комфорт
В) социально-психические потребности
Г) экономические потребности
42. Необходимость в пространственном минимуме:
43. Оптимальное сочетание параметров микроклимата в зонах деятельности и отдыха человека:
Б) среда жизнедеятельности
В) допустимые условия
Г) тепловой комфорт
44. Что такое совместимость факторов способных оказывать прямое или косвенное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство?
Г) среда жизнедеятельности+
45. Работоспособность характеризуется:
А) количеством выполнения работы
Б) количеством выполняемой работы
В) количеством и качеством выполняемой работы
Г) количеством и качеством выполняемой работы за определённое время+
46. Сколько фаз работоспособности существует?
47. Первая фаза работоспособности:
А) высокой работоспособности
Г) средней работоспособности
48. Продолжительность фазы высокой работоспособности:
49. Какой фазы работоспособности не существует?
Б) высокой работоспособности
В) средней работоспособности+
50. Продолжительность фазы врабатывания:
51. Переохлаждение организма может быть вызвано:
А) повышения температуры
Б) понижением влажности
В) при уменьшении теплоотдачи
Г) при понижении температуры и увеличении влажности+
52. К биологическим источником загрязнения гидросферы относятся:
А) органические микроорганизмы, вызывающие брожение воды+
Б) микроорганизмы, изменяющие химический состав воды
В) микроорганизмы, изменяющие прозрачность воды
53. К химическим источникам загрязнения гидросферы относятся:
А) предприятия пищевой, медико-биологической промышленности
Б) нефтепродукты, тяжелые металлы+
В) сброс из выработок, шахт, карьеров
54. Сбросы из выработок, шахт, карьеров, смывы с гор:
А) изменяют прозрачность воды+
Б) изменяют химический состав воды
В) вызывают брожения воды
Г) относятся к антропогенным загрязнениям
55. Какие предприятия наиболее опасны при загрязнении почвенного покрова?
А) предприятия пищевой промышленности
Б) предприятия медико-биологической промышленности
В) предприятия цветной и чёрной металлургии+
Г) предприятия бумажной промышленности
56. Радиус загрязнения предприятий цветной и чёрной металлургии:
57.Радиус загрязнения выбросов мусоросжигающих заводов и выбросов ТЭУ:
58. Неожиданное освобождение потенциальной энергии земных недр, которая принимает форму ударных волн?
59. Из скольких баллов состоит шкала измерения силы землетрясения:
60. Землетрясения во сколько баллов не представляет особой опасности?
61. При скольких баллах землетрясения появляется трещины в земле поре до 10 см. большие горные обвалы?
62. При землетрясении в 11 баллов наблюдается:
А) трещины в грунте
В) катастрофа, повсеместные разрушений зданий изменяется уровень грунтовых вод+
Г) трещины в земной коре до 1 метра
63. Смещение вниз под действием силы тяжести больших грунтовых масс, которые формируют склоны, реки, горы, озёра – это?
В) схождения снежных лавин
64. Оползни могут привести и:
А) появление трещин в грунте
В) изменению уровня грунтовых вод
Г) повреждение трубопроводов, линий электропередач+
65. К опасностям литосфере относятся:
66. Ураган относится к опасностям в:
В) не относится к опасностям
67. Циклон, в центре котором очень низкое давление, а ветер имеет большую скорость и разрушающую силу – это:
Б) схождение снежных лавин
68. Из скольких баллов состоит шкала измерения силы урагана?
69. При скольких баллах ураган не предоставляет особой опасности?
70. Ураган в 7 баллов характеризуется:
А) необычайно сильный, ветер ломает толстые деревья
Б) очень сильный, людям тяжело двигаться против ветра+
В) шторм, ветер сносит лёгкие строения
Г) сильный шторм, ветер валит крепкие дома
71. Что относится к опасностям в гидросфере?
А) сильные заносы и метели
В) схождения снежных лавин
72. При наших опасностях человек теряет возможность ориентироваться, теряет видимость?
В) снежные заносы и метели+
73. Выберите верное утверждение:
А) шторм, ветер сносит лёгкие строения – землетрясение в 7 баллов
Б) необычайно сильный, ветер ломает толстые стволы – ураган в 10 баллов
В) очень сильное, рушатся отдельные дома – землетрясение в 8 баллов
Г) сильный шторм, ветер вырывает с корнем деревья, валит крепкие дома – ураган в 10 баллов+
74. Область пониженного давления в атмосфере – это:
75. Выходить из зоны химического заражения следует:
А) По направлению ветра
Б) Навстречу потоку ветра
+ В) Перпендикулярно направлению ветра
76. Опасные экстремальные условия труда характеризуются
А) уровнем загрязнения на рабочем месте
Б) количеством рисков потенциальной опасности
+ В) уровнем производственных факторов, создающих угрозу для жизни
77. Опасные экстремальные условия труда характеризуются
А) уровнем загрязнения на рабочем месте
Б) количеством рисков потенциальной опасности
+ В) уровнем производственных факторов, создающих угрозу для жизни
78. Поражающее действие ультразвук оказывает при интенсивности в:
79. Гомосфера – это:
+ Слой атмосферы, в котором собираются все газовые компоненты в постоянном, стабильном отношении друг к другу.
— Второе название атмосферы.
— Литосфера и атмосфера вместе.
80. Опасные зоны характеризуются:
+ Небезопасным нахождением на их территории.
— Чисто формальным обозначением.
— Реальной опасностью радиации.
81. К защитным сооружениям ГО относятся:
Ноосфера
Животные и растения своей деятельностью за жизнь и биомассой после смерти миллиарда лет создавали и совершенствовали условия, благоприятные для жизни, т.е. биосферу, прежде чем появился человек, который через несколько сотен тысяч лет стала разрушать ее своей неразумной деятельностью.
В 1875 г. австрийский ученый Эдуард Зюсс определил биосферу как особую оболочку Земли, созданную живыми организмами, или, другими словами, как совокупность живых тел, населяющих Землю, как зону органической жизни, которая охватывает область взаимодействия атмосферы, литосферы и гидросферы.
Современное понимание биосферы был введен выдающимся украинским ученым В. И. Вернадским. На основании трудов В. И. Вернадского и его последователей биосфера определяется как общепланетным оболочка, в состав которой входят нижние слои атмосферы, гидросфера и верхние слои литосферы, ее состав и строение обусловлены современной и прошлой жизнедеятельностью всей совокупности живых организмов. Она является следствием взаимодействия живых и неживых компонентов, термодинамически открытой, самоорганизованной, динамично уравновешенным, устойчивой, глобальной системой.
В. И. Вернадский дал такое определение биосферы: «Биосфера представляет собой оболочку жизни — область существования живого вещества». Он отметил, что живое вещество, как и биосфера, имеет свою особую организованность. Организованность не является механизмом, она резко отличается от механизма тем, что непрерывно находится в становлении, в движении всех ее мельчайших материальных и энергетических частиц.
Земная оболочка, биосфера, охватывающий весь земной шар, в значительной мере обусловлено существованием в ней живого и неживого вещества. Между ее неживой частью, неживыми природными телами и живым веществом, что ее населяет, постоянно существует обмен. Этот обмен в ходе времени выражается равновесием, закономерно изменяется и стремится к устойчивости.
Организованность является одной из главных особенностей биосферы и эта особенность определяется способом существования живого природного тела. Живет выступает в биосфере организатором потоков вещества и энергии, стремящиеся к замкнутости на принципах цикличности.
По мнению В. И. Вернадского, организованность биосферы должна рассматриваться как подвижное равновесие.
Анализируя процессы в биосфере земли, В. И. Вернадский пришел к выводу, что эволюция видов переходит в эволюцию биосферы, и отметил, что наблюдается переход биосферы в качественно новое состояние — ноосферу.
Сделав вывод, что биосфера эволюционирует, В. И. Вернадский отметил, что появление человека и изменения, внесенные в биосферу человеческой деятельностью, является естественным этапом этой эволюции, в результате которого биосфера с необходимостью должно коренным образом измениться и перейти в свое новое состояние — ноосферу — сферу человеческого разума, т.е. в такую биосферу, в которой человеческая сознательная деятельность становится определяющим фактором существования и развития. Он отмечал, что на наших глазах биосфера резко меняется: перестройка ее через организованную человеческий труд не является случайным явлением, зависит от воли человека, но является стихийным природным процессом, корни которого лежат глубоко и готовившегося эволюционным процессом продолжительностью миллионов лет.
Ноосфера является своеобразным «светлым будущим» для человечества, единственной альтернативой умирание природы в результате человеческой деятельности по ее преобразованию, а также смерти самого человека как биологического существа, которая будет лишена природных условий своего существования. Поэтому «перевод» биосферы в ее качественно новое состояние — ноосферу, является одной из важнейших задач, стоящих перед человечеством сегодня.
Вследствие специфики своего образа существования человек, став существом социальным, перестает приспосабливаться к окружающей природной среде, как другие живые организмы, а приспосабливает его к своим целям и потребностям.
Локальные экологические катастрофы перерастают в глобальный экологический кризис, который может перерасти в глобальную экологическую катастрофу.