Что такое ноосфера тест

Безопасность жизнедеятельности тесты с ответами для студентов

Правильные ответы отмечены +

1. Как называется наружная оболочка земли?

2. Биосфера, преобразованная хозяйственной деятельностью человека – это?

3. Целью БЖД является?

А) сформировать у человека сознательность и ответственность в отношении к личной безопасности и безопасности окружающих

Б) защита человека от опасностей на работе и за её пределами+

В) научить человека оказывать самопомощь и взаимопомощь

Г) научить оперативно ликвидировать последствия ЧС

4. Что такое ноосфера?

А) биосфера, преобразована хозяйственной деятельностью человека

Б) верхняя твёрдая оболочка земли

В) биосфера, преобразована научным мышлением и её полностью реализует человек+

Г) наружная оболочка земли

5. Какая из оболочек земли выполняет защитную функцию от метеоритов, солнечной энергией и гамма-излучения?

6. Водяной пар в атмосфере играет роль фильтра от:

А) солнечная радиация+

Г) солнечная энергия

7. Сколько функций БЖД существует?

8. Разносторонний процесс человеческих условий для своего существования и развития – это?

9. Безопасность – это?

А) состояние деятельности, при которой с определённой имоверностью исключается проявление опасности+

Б) разносторонний процесс создания человеческим условием для своего существования и развития

В) сложный биологический процесс, который происходит в организме человека и позволяет сохранить здоровье и работоспособность

Г) центральное понятие БЖД, которое объединяет явления, процессы, объекты, способные в определённых условиях принести убытие здоровью человека

10. Как называется процесс создания человеком условий для своего существования и развития?

11. Какие опасности относятся к техногенным?

Б) производственные аварии в больших масштабах+

В) загрязнение воздуха

Г) природные катаклизмы

12. Какие опасности классифицируются по происхождению?

13. По времени действия негативные последствия опасности бывают?

14. К экономическим опасностям относятся?

А) природные катаклизмы

В) производственные аварии

Г) загрязнение среды обитания+

15. Опасности, которые классифицируются согласно стандартам:

16. Состояние, при котором потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия – это?

А) опасное состояние

Б) допустимое состояние

В) чрезвычайно – опасное состояние

Г) комфортное состояние+

17. Сколько аксиом науки БЖД вы знаете?

18. Состояние, при котором потоки за короткий период времени могут нанести травму, привести к летальному исходу?

А) опасное состояние

Б) чрезвычайно опасное состояние+

В) комфортное состояние

Г) допустимое состояние

19. В скольких %-ах причин аварии присутствует риск в действии или бездействии на производстве?

20. Какое желаемое состояние объектов защиты?

21. Низкий уровень риска, который не влияет на экологические или другие показатели государства, отросли, предприятия – это?

А) индивидуальный риск

22. Гомеостаз обеспечивается:

А) гормональными механизмами

Б) нейрогуморальными механизмами

В) барьерными и выделительными механизмами

Г) всеми механизмами перечисленными выше+

23. Анализаторы – это?

А) подсистемы ЦНС, которые обеспечивают в получении и первичный анализ информационных сигналов+

Б) совместимость сложных приспособительных реакций живого организма, направленных на устранение действия факторов внешней и внутренней среды, нарушающих относительное динамическое постоянство внутренней среды организма

В) совместимость факторов способных оказывать прямое или косвенное воздействие на деятельность человека

Г) величина функциональных возможностей человека

24. К наружным анализаторам относятся:

В) специальные анализаторы

Г) слуховые анализаторы+

25. К внутренним анализаторам относятся:

26. Рецептор специальных анализаторов:

Г) внутренние органы+

27. Рецепторы анализатора давления:

А) внутренние органы

28. Сколько функций реализуется в анализаторе зрения?

29. Контрастная чувствительность – это функция анализатора:

30. При помощи слухового анализатора человек воспринимает:

А) до 20% информации

Б) до 10% информации+

В) до 50% информации

Г) до 30% информации

31. Способность быть готовым к восприятию информации в любое время – это особенность:

А) анализатора зрения

Б) анализатора обоняния

В) болевого анализатора

Г) анализатора слуха+

32. Возможность воспринимать форму, размер и яркость рассматриваемого предмета свойственна:

А) специальному анализатору

Б) анализатору зрения+

В) анализатору слуха

Г) анализатору обонянию

33. Анализатор обоняния предназначен:

А) для восприятия человеком любых запахов+

Б) для способности устанавливать места нахождения источника звука

В) способность быть готовым к восприятию информации в любое время

Г) контрастная чувствительность

34. Сколько видов элементарных вкусовых ощущений выделяется:

35. Сколько групп реализует психическая деятельность человека?

36. Что относиться к психическому раздражению?

А) рассеянность, резкость, воображение

Б) грубость, мышление, резкость

В) мышление, грубость, воображение

Г) рассеянность, резкость, грубость+

37. К психическим процессам относятся:

А) память и воображение, моральные качества

Б) характер, темперамент, память

В) память, воображение, мышление+

Г) резкость, грубость, рассеянность

38. К психическим свойствам личности относятся:

А) характер, темперамент, моральные качества+

Б) память, воображение, мышление

В) рассеянность, резкость, грубость

Г) характер, память, мышление

39. При наших потребностях имеет большие значения экологическая чистота воды, воздуха, продуктов питания?

А) сексуальные потребности

40. Пространственный комфорт – это?

А) потребность в пище, кислороде, воде

Б) потребность в общении, семье

В) необходимость в пространственном помещении+

Г) достигается за счёт температуры и влажности помещения

41. Что обеспечивает защищённость человека от стресса?

А) пространственный комфорт+

Б) тепловой комфорт

В) социально-психические потребности

Г) экономические потребности

42. Необходимость в пространственном минимуме:

43. Оптимальное сочетание параметров микроклимата в зонах деятельности и отдыха человека:

Б) среда жизнедеятельности

В) допустимые условия

Г) тепловой комфорт

44. Что такое совместимость факторов способных оказывать прямое или косвенное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство?

Г) среда жизнедеятельности+

45. Работоспособность характеризуется:

А) количеством выполнения работы

Б) количеством выполняемой работы

В) количеством и качеством выполняемой работы

Г) количеством и качеством выполняемой работы за определённое время+

46. Сколько фаз работоспособности существует?

47. Первая фаза работоспособности:

А) высокой работоспособности

Г) средней работоспособности

48. Продолжительность фазы высокой работоспособности:

49. Какой фазы работоспособности не существует?

Б) высокой работоспособности

В) средней работоспособности+

50. Продолжительность фазы врабатывания:

51. Переохлаждение организма может быть вызвано:

А) повышения температуры

Б) понижением влажности

В) при уменьшении теплоотдачи

Г) при понижении температуры и увеличении влажности+

52. К биологическим источником загрязнения гидросферы относятся:

А) органические микроорганизмы, вызывающие брожение воды+

Б) микроорганизмы, изменяющие химический состав воды

В) микроорганизмы, изменяющие прозрачность воды

53. К химическим источникам загрязнения гидросферы относятся:

А) предприятия пищевой, медико-биологической промышленности

Б) нефтепродукты, тяжелые металлы+

В) сброс из выработок, шахт, карьеров

54. Сбросы из выработок, шахт, карьеров, смывы с гор:

А) изменяют прозрачность воды+

Б) изменяют химический состав воды

В) вызывают брожения воды

Г) относятся к антропогенным загрязнениям

55. Какие предприятия наиболее опасны при загрязнении почвенного покрова?

А) предприятия пищевой промышленности

Б) предприятия медико-биологической промышленности

В) предприятия цветной и чёрной металлургии+

Г) предприятия бумажной промышленности

56. Радиус загрязнения предприятий цветной и чёрной металлургии:

57.Радиус загрязнения выбросов мусоросжигающих заводов и выбросов ТЭУ:

58. Неожиданное освобождение потенциальной энергии земных недр, которая принимает форму ударных волн?

59. Из скольких баллов состоит шкала измерения силы землетрясения:

60. Землетрясения во сколько баллов не представляет особой опасности?

61. При скольких баллах землетрясения появляется трещины в земле поре до 10 см. большие горные обвалы?

62. При землетрясении в 11 баллов наблюдается:

А) трещины в грунте

В) катастрофа, повсеместные разрушений зданий изменяется уровень грунтовых вод+

Г) трещины в земной коре до 1 метра

63. Смещение вниз под действием силы тяжести больших грунтовых масс, которые формируют склоны, реки, горы, озёра – это?

В) схождения снежных лавин

64. Оползни могут привести и:

А) появление трещин в грунте

В) изменению уровня грунтовых вод

Г) повреждение трубопроводов, линий электропередач+

65. К опасностям литосфере относятся:

66. Ураган относится к опасностям в:

В) не относится к опасностям

67. Циклон, в центре котором очень низкое давление, а ветер имеет большую скорость и разрушающую силу – это:

Б) схождение снежных лавин

68. Из скольких баллов состоит шкала измерения силы урагана?

69. При скольких баллах ураган не предоставляет особой опасности?

70. Ураган в 7 баллов характеризуется:

А) необычайно сильный, ветер ломает толстые деревья

Б) очень сильный, людям тяжело двигаться против ветра+

В) шторм, ветер сносит лёгкие строения

Г) сильный шторм, ветер валит крепкие дома

71. Что относится к опасностям в гидросфере?

А) сильные заносы и метели

В) схождения снежных лавин

72. При наших опасностях человек теряет возможность ориентироваться, теряет видимость?

В) снежные заносы и метели+

73. Выберите верное утверждение:

А) шторм, ветер сносит лёгкие строения – землетрясение в 7 баллов

Б) необычайно сильный, ветер ломает толстые стволы – ураган в 10 баллов

В) очень сильное, рушатся отдельные дома – землетрясение в 8 баллов

Г) сильный шторм, ветер вырывает с корнем деревья, валит крепкие дома – ураган в 10 баллов+

74. Область пониженного давления в атмосфере – это:

75. Выходить из зоны химического заражения следует:

А) По направлению ветра

Б) Навстречу потоку ветра

+ В) Перпендикулярно направлению ветра

76. Опасные экстремальные условия труда характеризуются

А) уровнем загрязнения на рабочем месте

Б) количеством рисков потенциальной опасности

+ В) уровнем производственных факторов, создающих угрозу для жизни

77. Опасные экстремальные условия труда характеризуются

А) уровнем загрязнения на рабочем месте

Б) количеством рисков потенциальной опасности

+ В) уровнем производственных факторов, создающих угрозу для жизни

78. Поражающее действие ультразвук оказывает при интенсивности в:

79. Гомосфера – это:

+ Слой атмосферы, в котором собираются все газовые компоненты в постоянном, стабильном отношении друг к другу.

— Второе название атмосферы.

— Литосфера и атмосфера вместе.

80. Опасные зоны характеризуются:

+ Небезопасным нахождением на их территории.

— Чисто формальным обозначением.

— Реальной опасностью радиации.

81. К защитным сооружениям ГО относятся:

Источник

Тест по теме «Основные учения о биосфере»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тест по теме «Основы учения о биосфере»

Вариант 1 Задание А. Выпишите номера правильных ответов.

1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

а) гидросфера; б) литосфера; в) атмосфера; г) биосфера.

2. Учение о биосфере было создано:

а) Ж.-Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э.Зюссом; г) Э.Леруа.

3. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте:

а) 77 км; б) 12,5 км, в) 10 км; г) 2 км.

4. Пленка жизни на поверхности Мирового океана называется:

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

5. В Мертвом море фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе; б) концентрация соли свыше 270 г/л;
в) отсутствие элементов минерального питания; г) все перечисленные условия.

6. Живое вещество – это:

а) совокупность всех растений биосферы; б) совокупность всех животных биосферы;
в) совокупность всех живых организмов биосферы; г) нет правильного ответа.

7. К косному веществу биосферы относятся:

8. Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

9. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом: а) да; б) нет.

а) сфера прошлой жизни; б) сфера разумной жизни; в) сфера будущей жизни; г) правильного ответа нет.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

Какое вещество биосферы называется биогенным? Приведите примеры.

Какое значение имеет азот в жизни растений?

Тест по теме «Основы учения о биосфере»

Вариант 2 Задание А. Выпишите номера правильных ответов.

1. Биосфера – это: а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.

2. Термин «биосфера» был предложен: а) Ж.-Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э.Зюссом; г) Э.Леруа.

3. Границы биосферы в гидросфере проходят на глубине:

а) 1 км; б) 2 км; в) 10 км; г) гидросфера заселена живыми организмами полностью.

4. Сгущение жизни на дне Мирового океана называется:

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

5. В пустыне Уайт Сэндс (США) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе; б) концентрация соли свыше 270 г/л;
в) отсутствие элементов минерального питания; г) все перечисленные условия.

6. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил назвать:

а) жизнь; б) биомасса; в) живое вещество; ттг) правильного ответа нет.

7. К биокосному веществу биосферы относятся:

8. Газовая функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

9. Биосфера – это глобальная нерегулирующаяся система, имеющая вход, но не имеющая выхода: а) да; б)нет.

10. Эжен Леруа: а) создал учение о биосфере; б) предложил термин «биосфера»;
в) предложил термин «ноосфера»; г) был другом В.И. Вернадского.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

Приведите несколько определений биосферы.

Какое значение оказало возникновение городов на биосферу Земли?

Тест по теме «Основы учения о биосфере»

Ответы: 1 – г; 2 – б; 3 – а; 4 – г; 5 – б; 6 – в; 7 – в; 8 – г; 9 – а; 10 – б.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

Биогенное – созданное живыми организмами: нефть, каменный уголь, известняк и др.)

Атомы азота входят в состав многих органических молекул. В отсутствие этого вещества невозможны нормальный рост и накопление фитомассы стеблей и листьев растения.)

Ответы: 1 – г; 2 – в; 3 – г; 4 – в; 5 – а; 6 – в; 7 – б; 8 – б; 9 – б; 10 – в.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

(Биосфера – это живая оболочка Земли. Биосфера – это оболочка Земли, населенная живыми организмами. Биосфера – это открытая, глобальная, саморегулирующаяся система со своим входом и выходом.)

(Негативное влияние – концентрация населения и связанное с ней загрязнение среды бытовыми и промышленными отходами, исчезновение видов растений и животных и др.)

Источник

Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Экология» на тему: «Ноосфера- сфера разума»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «БАЛАКОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЯ»

для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело ( I курс)

Преподаватель ГАПОУ СО «БМК»

УД «Экология» Ямскова Е.С.

г. Балаково 2017 год

на заседании ЦМК ______________

Протокол №__ от «__» ____ 201__ г.

Председатель ЦМК Ямскова Е.С. (Ф.И.О.)________________________

с методическим кабинетом колледжа

методист колледжа Каширова В.Ю.

Рецензент: преподаватель высшей квалификационной категории учебной дисциплины «Биология» ГАПОУ СО «Балаковский медицинский колледж» Минеева А.В.

1.2 Неизбежность перехода биосферы в ноосферу……………………………………………….9

1.4 Краткая классификация экологических факторов…………………………………………..10

Задания для самостоятельной аудиторной работы……………………………………………. 11

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы…………………………………….……20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….37

Рабочая тетрадь предназначена для организации самостоятельной подготовки студентов I курса специальности 34.02.01 Сестринское дело по учебной дисциплине «Экология». Материал рабочей тетради не дублирует содержание лекций, а дополняет и расширяет границы дисциплины для практического применения знаний, полученных в ходе аудиторных занятий и самоподготовки.

Материал рабочей тетради соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

В соответствии с требованиями обучающийся должен обладать правовыми и нравственными нормами экологического поведения.

принципы функционирования и свойства ноосферы как среды обитания человека;

экологические принципы природопользования, способы защиты и нормирования качества окружающей среды;

экологические проблемы и пути их преодоления;

проявлять экологическую грамотность и культуру в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности;

оценивать экологические последствия деятельности человека, в том числе в профессиональной области;

использовать принципы охраны природы и рационального природопользования в бытовых, производственных и социальных ситуациях;

навыками практического использования знаний и методов экологии;

технологиями приобретения и обновления экологических знаний;

готовностью использовать полученные экологические знания в профессиональной деятельности.

обеспечение информации, необходимой для оптимизации процессов жизнеобеспечения и профессиональной деятельности

формирование профессионально значимых знаний и умений для создания экологически безопасной и социально комфортной среды обитания и деятельности человека.

Содержание рабочей тетради исходит из основного экологического императива, в соответствии с которым воздействие на окружающую среду должно рассматриваться только через призму понятий общности и сообщества. Цель экологического образования – широкое распространение научного знания и осознание реальной экологической ситуации в локальном и глобальном масштабах. Практическим приложением полученных экологических знаний является определение тактики действий будущего специалиста для оздоровления окружающей человека среды исходя из всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных систем.

В целом материал рабочей тетради направлен на формирование таких качеств обучающихся, как образованность, гибкость мышления, умение ориентироваться в потоке информации. Такие компетенции становятся значительными ценностями для человека не только в его профессии, но и на протяжении всей жизни.

Для получения допуска к дифференцированному зачету, студент предъявляет преподавателю заполненную рабочую тетрадь в качестве отчёта о выполненной самостоятельной работе по теме «Ноосфера».

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «БАЛАКОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЯ»

Студента(-ки) _____________ группы I курса

специальности 34.02.01 Сестринское дело

Преподаватель: Ямскова Е.С.

г. Балаково 2017 год

ПАМЯТКА ДЛЯ СТУДЕНТА

«Правила работы на занятии»

Уважаемые студенты, для успешной

работы на занятии вам рекомендуется:

Отключить ваши мобильные телефоны.

Соблюдать тишину, не мешать работать другим студентам.

Внимательно слушать преподавателя.

Бережно относиться к методическим пособиям, учебникам, таблицам.

Правильно и аккуратно оформлять результаты своей работы в рабочей тетради.

Грамотно излагать свои мысли.

Отвечать на вопросы преподавателя по содержанию и результатам выполняемой работы.

Своевременно консультироваться у преподавателя по неясным вопросам.

«Инструкция к выполнению заданий рабочей тетради»

На решение заданий аудиторной самостоятельной работы отводиться 60 минут. Задания самостоятельной внеаудиторной работы выполняются дома.

Все задания выполняются в письменном виде непосредственно в рабочей тетради.

Ответы должны быть краткими, но информативными.

Задания должны выполняться в той последовательности, в которой они установлены. Если одно из заданий вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если останется время.

Выполняя тестовые задания, обратите внимание на то, что правильный ответ при решении только один.

Если вы не знаете ответ, на какой-либо вопрос, напротив номера задания вы ставите прочерк.

При заполнении таблиц обратите внимание на правила, изложенные в Приложении 3.

Ознакомьтесь с темой занятия и выполните задания практической части.

В буре и грозе родится Ноосфера, в уничтожении войн и голода впервые выразится проявление нашей Планеты как целого и будет первым проявлением перехода Биосферы в Ноосферу, в котором человечество станет мощной геологической силой, где сможет геологически проявиться его мысль, сознание, разум.

Владимир Иванович Вернадский

Что такое ноосфера тест. Смотреть фото Что такое ноосфера тест. Смотреть картинку Что такое ноосфера тест. Картинка про Что такое ноосфера тест. Фото Что такое ноосфера тест

Академик Владимир Иванович Вернадский – великий русский ученый, естествоиспытатель и мыслитель, создатель новых научных дисциплин, учения о биосфере, учения о переходе биосферы в ноосферу. С именем В.И. Вернадского связано вхождение в науку революционных научных представлений, намного опередивших свое время и послуживших основой их плодотворного развития в наши дни.

В 1945 году, незадолго до смерти, этот крупнейший ученый внес выдающийся вклад в развитие современной картины мира. В те годы его идеи о превращении биосферы Земли в сознательно организуемую и управляемую человеком ноосферу не были оценены по достоинству. Но со временем, когда предсказанные им явления стали нарастать с головокружительной быстротой, значение учения о ноосфере, об органическом единстве природы и общества, о том, что в условиях возросшего технологического могущества людей природа уже не может существовать и развиваться без сознательного управления ее жизнью со стороны человечества, стало очевидным.

Концепция «биосфера-ноосфера» представляет собой итог всего научного творчества ученого, его мировоззрение. Она служит научным фундаментом в разработке ряда современных глобальных проблем, и, прежде всего проблем окружающей человека среды и разумного использования природных богатств биосферы.

Название ноосфера происходит от греческого « noos » – разум и обозначает, таким образом, сферу разума. Однако представление о ноосфере в настоящее время не является однозначным.

В.И. Вернадский, развивая учение о биосфере, придавал понятию ноосферы глубоко научное содержание, которое должно учитываться в процессе перестройки среды и общества. В этом отношении ноосферу следует рассматривать как высшую стадию развития биосферы, связанную развитием в ней человеческого общества, которое, познавая законы природы и развития и развивая технику до самого высокого уровня ее возможностей, становится крупной планетарной силой, превышающей по своим масштабам все известные геологические процессы вместе взятые. При этом человечество оказывает решающее влияние на протекание всех процессов в биосфере, глубоко изменяя ее своим трудом. Сама живая материя как носитель разума составляет небольшую часть биосферы по весу. Возникновение человека и человеческого общества явилось результатом живого вещества в пределах биосферы.

Оценивая роль человеческого разума и научной мысли как планетарного явления В.И. Вернадский пришел к следующим выводам:

Ход научного творчества является той силой, которой человек меняет биосферу, в которой он живет.

Проявление изменения биосферы есть неизбежное явление, сопутствующее росту научной мысли.

Изменение биосферы происходит независимо от человеческой воли, стихийно, как природный естественный процесс.

Среда жизни есть организованная оболочка планеты – биосфера, вхождение в ходе ее геологически длительного существования нового фактора ее изменения – научной работы человечества – есть природный процесс перехода биосферы в новую фазу – ноосферу.

В переживаемый нами исторический момент мы видим это более ясно, чем могли видеть раньше. Здесь вскрывается перед нами «закон природы». Новые науки – геохимия и биохимия – дают возможность выразить некоторые важные черты процесса математически.

После трудов В.И. Вернадского накопился огромный материал по биосфере, по производственной деятельности человеческого общества. В связи с развитием производственных сил возникают новые по качеству круговороты вещества в биосфере по пути превращения ее в ноосферу. Основные их признаки заключаются в следующем:

Возрастание механически извлекаемого материала земной коры – рост разработки месторождений полезных ископаемых.

Происходит массовое потребление (сжигание) продуктов фотосинтеза прошлых геологических эпох.

Процессы в антропогенной биосфере приводят к рассеиванию энергии, а не к ее накоплению, что было характерно для биосферы до появления человека.

В биосфере в массовом количестве создаются вещества, ранее в ней отсутствовавшие, в том числе чистые металлы.

Появляются, хотя и в малых количествах трансурановые химические элементы (плутоний и др.) в связи с развитием ядерной технологии и ядерной энергетики. Совершается освоение ядерной энергии за счет деления тяжелых ядер.

Ноосфера выходит за пределы Земли в связи с прогрессом научно-технической революции.

В связи с потребительским отношением к природным ресурсам и накоплением отходов производства антропогенная нагрузка на биосферу быстро возрастает и приближает биосферу к критическому состоянию. Естественно, что возникает проблема ограничения антропогенных воздействий, которая в наши дни становится чрезвычайно актуальной. Это осознается научной общественностью и многими политическими деятелями. Чрезвычайно важная задача, решение которой потребует больших усилий со стороны человеческого разума, привлечения ученых в области естественных и гуманитарных наук.

1.2 Неизбежность перехода биосферы в ноосферу

Огромное влияние человека на природу и масштабные последствия его деятельности послужили основой для создания учения о ноосфере. Основные предположения заключались в том, что в процессе биологической эволюции менялись только формы проявления жизни. Многие ученые писали о больших изменениях биосферы под влиянием деятельности человека, об антропогенных факторах геологических процессов. Вернадский В.И. считал это явление новым, «наложенным» на стационарное существование биосферы.

В более поздних работах, с середины 30-х годов, В.И. Вернадский пересмотрел свою точку зрения и пришел к выводу, что биосфера по массе «живого вещества», его энергии и степени организованности в геологической истории Земли все время эволюционировала, изменялась, что влияние деятельности человека явилась естественным этапом этой эволюции и что в результате ее биосфера неизбежно должна коренным образом измениться и перейти в новое состояние.

В.И. Вернадский попытался дать ответ на вопрос о том, в чем заключаются те реальные условия или предпосылки образования ноосферы, которые уже созданы или создаются в настоящее время в ходе исторического развития человечества. По его мнению, основные предпосылки создания ноосферы сводятся к следующему:

2) Преобразование средств связи и обмена. Ноосфера – это единое организованное целое, все части которого на самых различных уровнях гармонично связаны и действуют согласованно друг с другом. Необходимым условием этого является быстрая, надежная, преодолевающая самые большие расстояния связь между этими частями, постоянно идущий материальный обмен между ними, всесторонний обмен информацией.

4) Подъем благосостояния трудящихся. Ноосфера создается разумом и трудом народных масс.

5) Равенство всех людей. Охватывая всю планету как целое, ноосфера по самому своему существу не может быть привилегией какой-либо одной нации или расы. Она дело рук и разума всех народов без исключения.

6) Исключение войн из жизни общества. В наше время война, угрожая самому существованию человечества, встала как самое большое препятствие на пути к ноосфере. Отсюда следует, что без устранения этой преграды достижение ноосферы практически невозможно и, напротив, уничтожение угрозы войны будет означать, что человечество сделало крупный шаг к созданию ноосферы.

Ноосфера является результатом действия слившихся в единый поток двух величайших революционных процессов современности: в области научной мысли, с одной стороны, и социальных отношений – с другой. Поэтому создание ноосферы возможно лишь как следствие прочного союза тех сил, которые являются основой этих процессов, т.е. союза науки и трудящихся масс.

1.3 Динамическое равновесие

Основой динамического равновесия и устойчивости биосферы являются кругооборот веществ и превращение энергии.

Вернадский выделяет в биосфере глубоко отличных и в то же время генетически связанных частей:

5) Радиоактивные вещества, получающиеся в результате распада радиоактивных элементов (радий, уран, торий и т.д.).

6) Рассеянные атомы (химические элементы), находящиеся в земной коре в рассеянном состоянии.

1.4 Краткая классификация экологических факторов

Экологические факторы среды, с которыми связан любой организм, делятся на 3 категории:

1) Факторы неживой природы (абиотические)

2) Факторы живой природы ( биотические )

3) Факторы человеческой деятельности ( антропогенные ) (Приложение 2)

II . ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

Ответьте на вопросы теста, отметив правильный вариант в таблице.

1.Геологические оболочки Земли

а) литосфера, гидросфера, атмосфера

б) экосистема, агроценоз, литосфера

в) тундра, озера, почва

г) биогеоценоз, гидросфера, агроэкосистема

а) твердая оболочка Земли

б) газовая оболочка

3. К литосфере не относится

а) осадочные породы

а) воздушная оболочка Земли

в) водная оболочка Земли

г) осадочные породы

5. В состав гидросферы входит

а) газовая оболочка Земли

б) твердая оболочка Земли

в) оболочка Земли, населенная людьми

г) совокупность всех водоемов планеты

а) воздушная оболочка Земли

б) водная оболочка Земли

а) ионосфера, тропосфера

б) тропосфера, стратосфера

в) стратосфера, ионосфера

г) ионосфера, тропосфера, стратосфера

9. Слой атмосферы, содержащий озоновый экран

10. Слой, способный поглощать и отражать вредные космические излучения, называется

г) озоновым экраном

а) уменьшение плотности озонового слоя

б) ионизированные атомы

в) воздушная оболочка Земли

г) слой разреженных газов

12. Значение озоновых дыр

а) открывают доступ вредным космическим излучениям

б) способствуют проникновению ультрафиолетовых лучей,

использующихся для синтеза витамина «Д»

в) способствуют возникновению парникового эффекта

г) обеспечивают поступление ультрафиолетовых лучей, необходимых для фотосинтеза

а) слой, находящийся на высоте свыше 15 км, содержит различные газы

б) слой, находящийся на высоте свыше 200 км, содержит ионизированные атомы

в) слой, содержащий озон

г) слой, содержащий разреженные газы и ионизированные атомы

14.Особая оболочка Земли, образованная живыми организмами, называется

15.Кто и когда дал определение биосферы

а) А.И. Опарин в 1924 году

б) Т. Шванн в 1939 году

в) Т. Морган в 1954 году

г) Э. Зюсс в1875 году

а) биологическое определение биосферы

б) геохимическое определение биосферы

в) химическое определение литосферы

г) геологическое определение ноосферы

а) биогеохимическое определение биосферы

в) геохимическое определение биосферы

г) определение биогеоценоза

18. Границы биосферы

а) в атмосфере до 28 км, литосфере до 5 км, гидросфере до 15 км

б) в атмосфере до 11 км, литосфере до 7 км, гидросфере до 22 км

в) в атмосфере до 22 км, литосфере до 7 км, гидросфере до 11 км

г) в атмосфере до 12 км, литосфере до 10 км, гидросфере до 24 км

19. К компонентам биосферы не относится

а) биомасса, косное вещество

б) биогенное, биокосное вещество

в) радиоактивные, рассеянные атомы

г) базальт, биомасса

20. Совокупность всех живых организмов планеты – это

б) биогенное вещество

в) биокосное вещество

в) биокосное вещество

а) биогенное вещество

в) биокосное вещество

23.Вещество, образованное с участием живых организмов и косного вещества – это

24. Функцией биомассы не является

а) газовая, концентрационная

б) энергетическая, дистракционная

25. Миграция газов и их превращения между живым веществом и газовой компонентой биосферы – это функция живого

26. Способность живых организмов аккумулировать химические элементы из внешней среды- это функция живого

27. Способность живых организмов совершать различные химические превращения – это функция живого

28. Аккумуляция солнечной энергии растениями – это функция живого

29. Разрушение и гниение погибших организмов – это функция живого

31. Часть биосферы, где сосредоточена основная масса живых организмов, называется

в) плодородный слой земли

32. Биогеоценоз не характеризуется

а) однородным растительным миром

б) однородным животным миром

в) однородными свойствами почвы и климатическими условиями

г) малой численностью видов и способностью к саморегуляции

33. Блоком биогеоценоза не является

34. Блок, включающий фото- или хемосинтетиков, называется

35. Блок, включающий живые организмы, использующие готовые органические вещества, называется

36. В состав гетеротрофного блока входят

а) консументы и биоредуценты

б) продуценты и консументы

в) биотоп и биоредуценты

г) почва и продуценты

38. Р азложение мертвых органических веществ до минеральных, осуществляют

39. Косный блок биогеоценоза – это

б) атмосфера, растения

в) почва, атмосфера, вода

40. Виды биогеоценозов

а) климаксовые, агроценозы

б) агроценозы, экотопы

в) агроценозы, фитоценозы

г) климаксовые, зооценозы

41. Характеристикой к лимаксовых биогеоценозов не является

а) возникли в процессе эволюции

б) состоят из большого количества видов

в) способны к саморегуляции

г) имеют короткие цепи питания

42. Характеристикой а гроценозов не является

а) возникли при участии человека

б) состоят из небольшого числа видов

в) не способны к саморегуляции

43. Часть биосферы, включающая всё человечество планеты и результаты его деятельности, называется

44. Повышение содержания углекислого газа в атмосфере вызывает

а) парниковый эффект

б) накопление углекислого газа в тканях животных

в) появление «озонового экрана»

г) накопление углекислого газа в тканях растений

45. Загрязнение гидросферы не приводит к

б) дефициту питьевой воды

г) появлению парникового эффекта

46. Г руппой химических веществ, не загрязняющих гидросферу, являются

а) фенолы, смол цианиды

б) соли цветных металлов

в) щелочи, кислоты и соединения фтора

47. Биологическими последствиями загрязнения гидросферы является рост

а) наследственных хромосомных болезней

б) экологических болезней

в) наследственных цитоплазматических болезней

г) заболеваний желудочно-кишечного тракта

48. Примеры экологических болезней

а) болезнь Минамата и итай-итай

б) болезнь Паркинсона и фенилкетонурия

в) миаз и гемофилия

г) лямблиоз и синдром Альпорта

49. Последствия химического загрязнения литосферы не является

а) понижение уровня грунтовых вод

в) иссыхание водоемов

50. Основными путями борьбы с загрязнениями окружающей среды не является

а) строительство очистных сооружений

б) разработка безотходных технологий

в) создание антимутагенов

г) строительство химических комбинатов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *