Что такое нордическая архитектура
nordtravel.art
Скандинавия, Фенноскандия, Север
Скандинавская архитектура
О скандинавском стиле и дизайне в архитектуре
Скандинавская архитектура. Скандинавский стиль и дизайн.
Краткий путеводитель по скандинавской архитектуре: почему мы любим скандинавский дизайн? Экскурс в понятие стиля.
Скандинавская архитектура. Копенгаген. Дания. Королевская библиотека. Фото: © Vladyslav Musiienko | Dreamstime.com
Скандинавская архитектура
Когда люди говорят о Скандинавии, они часто ведут разговор и о скандинавском дизайне, и архитектуре. Но что именно делает скандинавскую архитектуру столь необычной? Помимо всех тех вещей, которыми Скандинавия известна по всему миру, наиболее яркой чертой можно назвать глобальное эстетическое влияние, которое скандинавские дизайнеры и архитекторы оказали на вкусы людей, и это особенно видно, когда речь заходит о современной архитектуре.
Небоскрёбы причудливых форм и плавных очертаний, отличающиеся продуманным и экологичным дизайном, включающим в себя использование новаторских технологий использования естественного света — соответствующие такому описанию. Здания могут могут быть определяющими в скандинавской архитектуре, но их можно встретить по всему миру. И это лишь малая часть отличительных черт скандинавского стиля, которые настолько органично вписаны в мировую архитектуру, что большинство людей даже не задумывается о происхождении тех или иных архитектурных приёмов.
Может казаться, что положение дел всегда было таким. Что это просто часть культурного эфира, а иными словами, что скандинавская архитектура всегда присутствовала в нашей жизни. Но вся правда в том, что это далеко не так.
Скандинавская архитектура. Фото: © Lorna | Dreamstime.com
В действительности, тот самобытный, ни на что не похожий новаторский стиль, который мы привыкли называть скандинавским, возник совсем недавно, порядка ста лет назад.
Давайте рассмотрим несколько знаковых примеров скандинавской архитектуры, над которыми трудились художники из северных стран, и которые представляют хрестоматийное определение для скандинавского архитектурно-дизайнерского пространства.
Современная архитектура Осло:
Современные высотные здания в Осло. Норвегия. Фото: © Photoholidaysjk | Dreamstime.com
Скандинавский стиль архитектуры в Норвегии:
Застройка новых кварталов в городе Тонсберг. Норвегия. Фото: © Nenad Nedomacki | Dreamstime.com
Или рассмотрим примеры, являющиеся образцами скандинавской архитектуры из Финляндии и Исландии — двух стран, которые, если быть точным, не являются странами Скандинавии, но имеют с ней много точек соприкосновения в культурном и историческом аспектах.
Лютеранская церковь Хадльгримскиркья в Рейкьявике:
Современное здание детского сада в Финляндии:
Современная архитектура. Финляндия. Фото: © Lev Karavanov | Dreamstime.com
Скандинавский архитектурный стиль. Немного истории
Любой толковый путеводитель по Скандинавии скажет вам, что историческая летопись этой уникальной части света уходит своими корнями в глубины истории, во времена ранних поселений человека Железного века.
Несколько столетий спустя на исторической сцене появляется король Дании и Норвегии Харальд Синезубый (память о нём увековечена в любом современном телефоне в виде рунической иконки Bluetooth). Помимо рунного камня, установленного Харальдом в память о его отце — короле Горме Старом, Харольд начал активно строит крепости и церкви, постепенно превращая небольшие поселения в крупные города.
При его активном участии строились города — Копенгаген и Орхус в Дании, зеландский Треллеборг, и происходило это примерно за 500 лет до того, как Колумб отправился бороздить океаны в поисках пути в Индию. Более тысячи лет назад люди, жившие на этой территории проектировали и возводили здания для разных нужд населения. Но, тем не менее, несмотря на такую долгую и насыщенную историю, вплоть до рубежа двадцатого века, не существовало такого понятия как «скандинавская архитектура», по крайней мере, в том смысле, который мы вкладываем в него сейчас.
Норвегия. Дом в традиционном стиле. Фото: © Vevesoran | Dreamstime.com
Конечно, мы и ныне можем любоваться восхитительными примерами средневековых церквей, замков, цитаделей и крепостей, которые ежегодно привлекают в Данию, Норвегию и Швецию тысячи туристов. Но вся правда заключается в том, что на протяжении всего периода Средневековья скандинавская архитектура является, в большей или меньшей степени, архитектурой заимствования. Огромное влияние на северные страны того исторического периода оказывала архитектура Европы.
Олесунн. Норвегия. Историческая застройка города. Фото: © Patryk Kosmider | Dreamstime.com
И всё же, даже в самых ранних из сохранившихся зданий средних веков, мы можем наблюдать зачатки того направления, которое сейчас называется Скандинавская архитектура. И причиной тому является то, что ряд принципов северной архитектуры возник из функциональной необходимости.
Характерные, и так любимые нами, эстетика и стиль появятся значительно позже.
Скандинавский дизайн. Адаптация Скандинавской архитектуры к природным условиям Севера
В действительности, целый ряд важных нововведений, которые стали воплощаться строителями из Швеции, Дании и Норвегии в средние века, находят отражение и в более позднее время, в современной скандинавской архитектуре. Например, жизненно важным параметром было создания условий для максимального обеспечения зданий естественным светом. Особенно, когда речь идёт о строениях, расположенных далеко на Севере, где в зимние сумерки холодное солнце едва позволяет человеку получить чуть менее трёх часов скудного освещения в сутки. А по мере приближения к Полярному кругу наступает полная темнота.
Неудивительно, что рациональное и обильное использование естественного света — приём, широко используемый маститыми скандинавскими архитекторами и поныне.
Скандинавская архитектура и дизайн. Интерьер дома. Фото: © ArchitectureVIZ | Dreamstime.com
Ещё одно усовершенствование из эпохи ранней архитектуры и проектирования Севера связано с адаптацией к реалиям жизни в суровых климатических условиях — здесь абсолютное господство Природы.
Если вашей целью является выживание в непростом климате Скандинавии, то наилучшим вариантом будет приспособление к тому, что мать-природа подкидывает вам. И если вы всё же попытаетесь рискнуть и прогнуть ситуацию под себя, навязав Природе свою волю, то вам придётся нелегко. С самых первых дней своего существования Скандинавская архитектура, создаваемая средневековыми мастерами, зиждилась на чётком осознании необходимости уважительного отношения к окружающей среде, не вступая с ней в конфронтацию. Эта тенденция и по сей день сохраняется в Скандинавском дизайне.
В первой четверти двадцатого века Скандинавия начинает отходить от долго эксплуатировавшихся традиционных европейских норм строительства, которые так долго ограничивали и стандартизировали уникальный локальный стиль.
Принципы Скандинавской архитектуры
Свет и цвет
Мы уже упоминали о том, как сама суть проживания в суровых климатических условиях заставляла ещё средневековых строителей прилагать все усилия и использовать все возможности, чтобы впустить как можно больше света в проектируемые помещения. В современной архитектуре скандинавские дизайнеры применяют все известные строительные приёмы, чтобы поймать максимальное количество натурального света. Широко распространено застекление крыш, возведение сплошных прозрачных стен из стеклоблоков, также характерны большие окна и световые колодцы различных конфигураций.
Светлые тона в интерьере старого дома в Швеции. Фото: © Andrei Hrabun | Dreamstime.com
Ведь сегодняшние архитекторы осведомлены лучше своих предшественников о том, что нехватка естественного света в долгие зимние месяцы приводит не только к недостатку витамина D, но также является фактором риска для развития депрессий.
Ещё одной отличительной чертой Скандинавской архитектуры, связанной с использованием света, является предпочтение светлых цветов при отделке зданий и интерьеров.
Поверхности светлых оттенков позволяют улавливать максимум попадающего на них света, помогая таким образом дополнительно освещать пространство при помощи отражённых солнечных лучей.
Комфорт
Стиль «хюгге». Фото: © Alena Ozerova | Dreamstime.com
В лучших образцах современного скандинавского интерьера всегда присутствуют архитектурные решения, предусматривающие наличие в доме укромного места, где можно комфортно устроиться под тёплым пледом с чашкой крепкого кофе или сладкого какао в руках, и наблюдать, как за окном бушует ледяной ветер или падает густой снег.
Энергоэффективность
Очень важное одно новшество, привнесённое в современную мировую архитектуру северянами — акцент на осознанность в подходе к энергопотреблению.
И это тоже вполне логично вытекает из истории и опыта возведения домов в условиях Крайнего Севера — жители холодных широт всегда понимали важность бережливого отношения к ресурсам, когда дело касается обогрева жилища. Когда вы живёте в таком климате, что можете погибнуть, если вдруг останетесь без топлива, то жизнь довольно быстро научит вас экономно расходовать то, что у вас имеется в наличии.
Дизайн интерьера в скандинавском стиле Фото: © Katarzyna Bialasiewicz | Dreamstime.com
Огромное внимание уделяется возможности применения так называемым пассивным решениям и сокращению углеродного следа. Причём, это касается как огромных небоскрёбов и офисных зданий корпораций, так и обычной жилищной застройки, и даже маленьких домиков-коттеджей для отдыха. Используются такие простые источники энергии и отопления, как солнечный свет — большие площади остекления вкупе с теплосберегающими окнами создают эффект огромного парника или теплицы, а тёмная облицовка зданий поглощает тепло. В фасады монтируются солнечные панели, геотермальные тепловые насосы собирают тепло земли и в летнее время работают как кондиционеры, а зимой — как отопительные приборы. Разработка и использование зелёных технологий в итоге вывели скандинавскую архитектуру в мировые лидеры экологического строительства, минимизирующего воздействие на окружающую среду.
Простота форм
Общая черта, объединяющая скандинавскую архитектуру — это использования простых, чистых линий в дизайне здания. И хотя творческие решения самых известных примеров скандинавского дизайна могут включать в себя игру хаотичных природных форм, мотивы волн, деревьев, гор и даже человеческих тел, буйство природы традиционно будет сведено к простым и чётким архитектурным линиям. Среди скандинавских архитекторов вы не найдёте Гауди — они предпочитают рассказывать миру свои истории без избыточного украшательства.
Мост Лилль Лангебро в Копенгагене. Дания. Фото: © Oliver Foerstner | Dreamstime.com
Это вовсе не означает, что архитектура Севера предпочитает красоте функциональность, или что в ней нет места для художественной игры. Просто скандинавская архитектура больше склоняется к более лаконичному и простому дизайну, который, тем не менее, по-прежнему привлекает внимание и интересен зрителю.
История скандинавской архитектуры и дизайна
Скандинавский стиль в интерьере в последние годы пользуется огромной популярностью во всем мире. Пейзажи и культура скандинавских стран создали простой и естественный, однако не лишенный величественности скандинавский стиль.
История скандинавского стиля началась в Швеции, в XVIII веке, во времена царствования короля Густава III. До этого периода скандинавы копировали итальянский, французский и английский стиль рококо или классицизм. Был популярен и ампир, с некоторой опорой на местные традиции. Густав III отказался от пафоса и роскоши, создав особый северный стиль, простой и домашний. Главной ценностью интерьера стало обилие света и предметов, которые отражают свет. Изогнутые ножки кресел становятся прямыми, суженными к низу, спинки стульев — круглыми. Позолота все больше уступает место светлым, бежевым, серым или голубым цветам. Это было связано с длинными темными зимами, длящимися более полугода. Шведский стиль формировался не в столице, а в провинции. Так, один из главных предметов густавианского стиля — высокие напольные часы в крашеном деревянном корпусе — появился в деревушке Мора. «Густавианский стиль» оставался популярным практически до начала XX века.
«В скандинавском стиле можно выделить два направления. Традиционный скандинавский стиль базируется на интерьерах трехсотлетней давности, строгий, но говорящий о достатке своих хозяев. В современном стиле появляется изящество, мягкость и функциональность. Здесь нет тяжелой мебели или огромных зеркал в позолоченной раме».
В конце XIX века с развитием промышленности и появлением новых материалов создание простых, но красивых интерьеров стало доступно каждому. В 1930 году в Стокгольме прошла международная выставка, на которой был представлен скандинавский стиль, сочетающий функциональность и привлекательность. Однако само определение «скандинавский стиль» появилось в 1950-х годах, после выставок в США и Канаде. После Второй мировой войны в мебельной культуре Дании, Финляндии и Швеции долго еще сохранялись ремесленные традиции. Скандинавские мастера придумывали новые методы работы с фанерой. Так, Дания стала главным мировым поставщиком тикового дерева, из которого получалось изготавливать практически любую мебель. Появились стандартные скандинавские кровати, столы, шкафы, которые выпускает сегодня известный на весь мир шведский бренд. Скандинавские мастера Стиг Линдберг, Тимо Сарпанева, Тапио Вирккала были первыми звездами европейского дизайна. Классикой скандинавского дизайна стали созданные в 1950-х годах рыбная вилка из серебра Хеннинга Коппела, лист из фанеры Тапио Вирккала, кресло Chief Финаа Дугласа или сервиз «Kilta» Као Франка.
Скандинавский стиль сдержан и с уважением относится к природе. Дизайнеры и архитекторы, работающие в этом направлении, предпочитают светлую древесину, металл, натуральный камень, лен, кожу, мех или хлопок. Интерьер создается в монохромных, светлых оттенках с использованием ярких цветовых пятен. Скандинавский интерьер основан на игре светотени, а потому в помещении должно быть много стекла: прозрачного, матового или рассеивающего и преломляющего лучи света.
Архитектура в скандинавском стиле имеет свои особенности. Например, здание должно быть возведено из натуральной древесины. Раньше при строительстве обязательно использовали сруб дерева. Сегодня возможно просто обшить стены с помощью досок. И доски эти имеют светлый цвет и неяркие оттенки, которые будут гармонично сочетаться с природой. Природа вообще имеет большое значение в скандинавском стиле, а потому при строительстве дома не принято нарушать окружающий ландшафт. Своими чертами и цветовым решением строение должно вписываться в пейзаж местности. Дом обычно не огораживается. В редких случаях его обносят невысоким штакетником.
Планировка дома продумывается до мелочей, чтобы он был максимально удобен для проживания. Здесь нет широких коридоров и огромного холла, зато есть обилие подсобных помещений. Финские или норвежские дома не имеют цокольного этажа. Помещение часто обогревается за счет труб, встроенных в стены. В декоре фасада обычно используется игра контрастов. Например, стены делают из светлой древесины, а рамы для окон — темные, или наоборот. В последние годы модной тенденцией стала покраска необработанной доски в бежевый, красный, коричневый, терракотовый, белый или серый цвет. Обязательный элемент скандинавского дома — высокие окна. Часто проемы переходят сразу на два этажа. В северных европейских жилищах дома традиционно имеют крыши двухскатной конструкции большой крутизны. С одной стороны, это позволяет разгрузить крышу от снеговых нагрузок, с другой стороны, чердачное помещение остается вполне пригодным для жизни. Здесь можно обустроить спальню или кабинет. Крыльцо — еще одна неотъемлемая часть дома в скандинавском стиле. К крыльцу может быть пристроена терраса, тоже ничем не огражденная.
Дизайн в скандинавском стиле можно применить и в городской квартире. Типичный интерьер должен быть выполнен в светлых тонах, иметь функциональную мебель и скромный декор. Еще один важный момент — изобилие различных светильников. Это могут быть люстры, бра, настольные или напольные светильники. Такой светлый, чистый стиль не подойдет тем, кто любит яркие цвета или экстравагантный декор.
«Важно, чтобы стены были ровными и оштукатуренными. Чаще всего стены окрашиваются в белый цвет. Современный скандинавский стиль, смешанный с индустриальным, позволяет отделку стен с обнаженной кладкой из кирпича. А вот обои используются редко, так как они считаются непрактичными. Потолок также может быть белым. Если пространство позволяет, то в качестве декоративного элемента уместно использование балок. На полу лучше использовать покрытия в светлых тонах. Очень популярен оттенок состаренного белого дерева».
Белый цвет стен и потолка — визитная карточка скандинавского стиля. Такое решение имеет много плюсов. Во-первых, белый цвет визуально расширяет пространство и как бы наполняет его светом и воздухом. Во-вторых, на белом фоне выгодно будет смотреться любая мебель, элементы декора и даже комнатные растения. Основой для всего интерьера может служить сочетание белого и черного цветов. Однако не стоит забывать и о ярких цветовых акцентах. Без них помещение будет выглядеть стерильно и неуютно.
Хорошо, если есть возможность сделать в квартире или доме открытую планировку. Самый простой вариант — объединить кухню и гостиную. Мебели в квартире должно быть не очень много, скандинавский стиль не допускает никаких излишеств. Мебель, часто также в светлых тонах, может быть деревянной. Главная особенность — наличие огромного количества модулей. Важная роль в скандинавском стиле отводится текстилю. Здесь нет рюш или воланов, ткани используются натуральные. Часто применяется трикотажное полотно. Напоминать, что скандинавский стиль изначально был этническим, могут покрывала, пледы или накидки с изображением животных, снежинок или волн на морской поверхности. Интересный вариант — использование в качестве покрывала вязаных шарфов или шалей. Оживить монохромный интерьер помогут небольшие подушечки на диване или кресле. Сегодня в моде подушки с простым геометрическим рисунком или яркой раскраской. Хорошо, если декоративные предметы также будут выполнены из натуральных материалов: дерева, металла, глины. Особенно популярна белая керамика и стекло. Скандинавы проживали на берегу моря. Они были рыболовами, моряками и кораблестроителями. Поэтому привнесение в декор морской тематики будет органично смотреться в квартире, выполненной в скандинавском стиле. Отличный вариант — обточенные водой камни, модели кораблей или рыболовная сеть.
Говоря о скандинавском стиле, нельзя не упомянуть о стиле Hugge. Это даже не стиль, а философия жизни датчан. Слово «hugge» невозможно перевести на другой язык. Это уютная, дружеская атмосфера, где нет того, что может эмоционально подавлять или раздражать. Дом должен быть оазисом мира, местом отдыха и встреч с близкими. В интерьере в стиле hugge главенствуют приглушенные цвета: бежевые, серые, коричневые. Полы, двери, мебель — все изготавливается из натурального материала. Материалы и фактуры должны быть приятны на ощупь и удобны в чистке. Дом в датском стиле наполнен теплым мягким светом, освещен лампами в виде гирлянд или фонарей. Философия hugge — это удобный диван, мягкое одеяло, любимая книжка и чашка горячего чая. Наверное, не зря датчане считаются одной из самых счастливых наций в мире.
Эрик Гуннар Асплунд: скандинавская архитектура от неоклассики до funkis
По теме: Архитекторы об архитекторах: 5 имен, которые вдохновляют
Скандинавская архитектура до конца XIX века нечем особенным не выделялась: почти все ее крупные сооружения (замки, соборы) обычно строились в исторических стилях, заимствованных из-за рубежа. Большинство общественных зданий были деревянными, каменными или кирпичными: причем строились они строителями без формальной архитектурной подготовки.
Архитектурное положение Скандинавии начало меняться в начале XX века, когда архитекторы отвергли историзм и предложили использовать новые международные стили и технологические достижения, включая элементы местных строительных традиций. Постепенно выработались определяющие черты скандинавского стиля: cкромные функциональные постройки, находящиеся в равновесии с природой. Именно архитекторы сыграли значительную роль в появлении модели социального обеспечения: они выступали за качественное жилье для всех и общественные здания для общего блага. Гуннар Асплунд стал теоретиком этого нового направления.
Асплунд получил образование в Академии художеств в Стокгольме. Его знакомство с классической архитектурой во время поездки в Грецию и Италию в 1913–14 годах произвело на него глубочайшее впечатление: он увлекается идеями классицизма. Он решает изучать архитектуру в Королевском технологическом институте, и в конечном итоге создает собственную студию в 1913 году. Позже становится профессором архитектуры Королевского технологического института, где преподает с 1931 года и учит новое поколение архитекторов.
Гуннар Асплунд вывел на первый план стиль, в котором неоклассицизм были тесно переплетены с традиционными местными элементами. Причем сделал он это виртуозно. Асплунд стал автором одного из самого значительно здания этого периода — Стокгольмской публичной библиотеки (Stockholms stadsbibliotek), с круглым центральным читальным залом (1928). Это уникальное здание, в котором чувствуются идеи архитекторов французского Просвещения Николя Леду и Этьена-Луи Булле, оказалось невероятно созвучно шведскому ландшафту. Многие современные дизайнеры и архитекторы до сих пор называют это здание одним из самых впечатляющих европейских сооружений.
nordtravel.art
Скандинавия, Фенноскандия, Север
Традиционная архитектура Норвегии
Деревянное норвежское зодчество
Традиционная архитектура Норвегии — культурное наследие традиций.
Архитектура Норвегии развилась как ответ на меняющиеся экономические условия, технологические изменения, демографические колебания и изменения в культуре. Несмотря на то, что внешние заимствования несомненно усматриваются в архитектуре Норвегии, зачастую они вынуждены адаптироваться к встрече с норвежскими климатическими условиями, включающими в себя суровые зимы, сильные ветра и, в прибрежных районах — взвесь морской соли в воздухе.
Традиционное норвежское зодчество. Ставкирка в Хеддале. Норвегия. Фото: © Petrsalinger | Dreamstime.com
Традиционная архитектура Норвегии. Вернакулярная архитектура. Особенности, описание, история
Норвежские архитектурные традиции развивались на протяжении веков в параллель политическим и социальным изменениям. Воспоследовавшее эпохе викингов деревянное зодчество развилось в сложное ремесло, искусство, о чём могут свидетельствовать элегантные и эффективные конструкции длинных мореходных кораблей викингов — драккаров.
Драккар. Музей кораблей викингов в Осло. Норвегия. Фото: © Warasit Phothisuk | Dreamstime.com
Вслед за этим, благодаря началу христианизации Норвегии, в стране появляется романская архитектура: церкви и соборы с характерными, чуть заострёнными, арками, бочарными и крещатыми сводами и поддерживающими их крестообразными опорами — по большей части такие архитектурные новшества были результатом религиозного влияния Англии.
Но, тем не менее, до девятнадцатого века Норвегия не имела традиции городского строительства — со Средних веков вплоть до Индустриальной революции она была сугубо сельскохозяйственной страной. Поэтому искусство и архитектура Норвегии складывалась в основном под влиянием локальных сельских традиций, вот почему самые значимые достижения, как в строительстве, так и в искусстве, выполнены из одного и того же материала — дерева.
Традиционная архитектура Норвегии. Старые дома в Майхауген. Норвегия. Фото: © Dmitry Naumov | Dreamstime.com
Вернакулярная архитектура Норвегии (деревянное зодчество)
***Вернакулярная (или народная) архитектура — архитектура, не имеющая авторской персонификации (без автора), сформировавшаяся в определённый стиль, обусловленный более природными факторами, а не согласно моде или вкусовым предпочтениям. Данное понятие относится к любой эпохе и любой культуре. Включает разновидности жилых, хозяйственных построек. Как правило, именно в сельской архитектуре лучше всего сохраняются традиции вернакулярной архитектуры.
Вернакулярная архитектура — архитектура, говорящая языком народа. Непрофессиональная застройка, архитектура без архитектора, носящая локальный, сугубо местный этнический характер.
Норвежцы возводили деревянные дома прекрасного качества на протяжении 800 веков, совершенствуя их и делая максимально комфортными, учитывая все свои нужды и потребности. Использование подобного типа конструктива жилых сооружений в течение столь длительного срока продиктовано условиями окружающей среды и типом сельского хозяйства страны.
Традиционная архитектура Норвегии представлена двумя группами строений — сельскими крестьянскими домами и характерными деревянными церквями — ставкирка, также называющаяся иногда «мачтовая церковь». Строители древности использовали два технических способа постройки, использовавшихся норвежцами при возведении зданий — сруб из деревянного бруса для жилых домов и каркасное строительство для церквей.
Вернакулярная архитектура Норвегии. Майхауген. Фото: © Dmitry Naumov | Dreamstime.com
Фермерские, крестьянские, дома строились с особым мастерством, учитывая все нужды хозяйства. Особой гордостью для каждой фермы (или хутора) являлось характерное двухэтажное строение, возводимое на клетях (больших столбах — стаббур (stabbur)), с вместительном лофтом-кладовой на верхнем этаже. Первый этаж, с открытым очагом, отводился для хозяйственных нужд — приготовления пищи в тёплое время года, пивоварения и стирке. Зачастую, в лофты отселялись молодожёны, до момента обзаведения собственным жилищем. Жилой же дом — стуве (или стюэ) представлял собой конструкцию из сруба, в два-три этажа, с большим количеством комнат.
Традиционный норвежский дом на клетях (стаббур). Телемарк. Норвегия. Фото: © Dmitry Naumov | Dreamstime.com
Норвежская традиция — лафтинг
Пика развития норвежские мастера достигают в 17-18 столетиях. Специфическая ограниченность развития экономики Норвегии делала практически невозможным импорт строительных материалов, способных заменить лес. И хотя древесины было в изобилии, не требовались особые трудозатраты на её подготовку, транспортировку и обработку — суровые условия подстегнули культуру к развитию и накоплению знаний о своём природном материале.
Лафтинг. Архитектура Норвегии. Фото: © Sergey Strelkov | Dreamstime.com
Традиция — сердце любого деревянного зодчества. И норвежская традиция строительства — высочайшая степень мастерства с уникальным пониманием свойств и особенностей натурального дерева. Мастера, строившие драккары (около 900г.н.э.), возводившие ставкирки (около 1150-1350гг.н.э.) и жилые дома (с приблизительно 1700г.н.э.), жили на одной и той же земле, используя один и тот же материал на протяжении веков. Неудивительно, что в постройках норвежцев прослеживается очень продуманное отношение в обращении с деревом. Сельскохозяйственные фермерские традиции оставались сильны в Норвегии вплоть до девятнадцатого века — житель Норвегии всегда был очень близок к природе.
Деревянный набор корпуса судна. Драккар. Фото:© Andrei Ozhegov | Dreamstime.com
Географическое положение Норвегии также имело сильное влияние на развитие строительного мастерства — нужно было приспосабливаться к суровым погодным условиям — север Европы характеризуется коротким летом и длительным, в некоторых районах до девяти месяцев, зимним периодом. Это означает, что у человека не будет второго шанса, если он не уделил должного внимания важным мелочам в строительстве дома, ведь в некоторых частях страны люди из всех сил старались выжить и выйти победителями в битве с природой Севера, вечным холодом, голодом и болезнями. В таких условиях людям было важно научиться правильно выбирать место для будущего поселения, планировать расположение зданий и досконально изучить свойства древесины, её устойчивости к погодным условиям. Широкое распространение бревенчатого строительства, срубов из крупных брёвен — лафтинг — началось в период, наступивший после эпохи викингов. Самые ранние находки сохранившихся сельскохозяйственных построек датируются именно этим временем.
Интерьер деревянного дома. Старинная рыбацкая деревушка. Норвегия. Фото: © Irimeiff | Dreamstime.com
От Средневековья до современности
Нужно учитывать, что этап развития норвежского искусства эпохи Средневековья был непродолжителен в силу политических отношений с Данией. А потеряв более трети населения во время Чёрной смерти — эпидемии чумы, завезённой в Норвегию из Англии в 1349 году, страна более не нуждалась в возведении большого количества церквей, и постепенно традиция стала утрачиваться. Новая эра строительства началась при принёсшем в Норвегию лютеранство короле Кристиане III, примерно в 1536-1537 годах. С началом Реформации Норвегия получает возможность контактировать с остальной Европой, что неизбежно приводит к изменениям в экономике страны. Более широкое международное общение и торговля постепенно привели к расцвету народное и строительное искусство, достигших пика своего развития к 1700-м годам.
Вступление Норвегии в Шведско-Норвежскую унию в 1814 году положило начало современной истории страны, а с началом Индустриальной революции в 1840-х, развитием деревообрабатывающего и текстильного производств, сельское хозяйство также превратилось в бизнес с усовершенствованными и модернизированными технологиями.
Но теперь развивающаяся экономика не справлялась с быстрым ростом численности населения. Во второй половине века многие фермерские семьи были вынуждены покинуть родину в поисках лучшей доли, одной из стран для иммиграции стала Америка. Таким образом, уклад жизни изменился, занятие сельским хозяйством в масштабах одной семьи было более нерентабельно, а традиционное строительство уступило место современным процессам массового производства.
Современная архитектура Норвегии с традиционным архитектурным акцентом. Фото: © Helena Bilkova | Dreamstime.com
Деревянные церкви Норвегии. Ставкирка
Норвегия всегда была страной малонаселённой, и на протяжении истории всего средневековья практически не встретить общественных построек. Редким исключением были деревянные каркасные церкви. Первые ставкирки были построены в районе 1030-1050гг. Обычно норвежская церковь являлась отдельностоящим сооружением, вдали от населённого хутора или общины, и представляла собой важный сакральный аспект средневековой жизни. Ставкирка — одна из самых лучших, и в то же время — самых старых построек средневековой Европы, созданных с использованием уникальных технологий работы с деревом, без использования металлических элементов. Особенность конструкции зданий в норвежском зодчестве заключается в специфическом способе возведения стен — вертикальной установкой столбов и брусьев с опорой на четыре деревянных бревна-лежня.
Сатвкирка в Хеддале. Традиционная архитектура Норвегии. Фото: © Bragearonsen | Dreamstime.com
Удивление вызывает тот факт, что эти древние строения существуют до сих пор, а ведь большинство средневековых зданий и сооружений, сохранившихся и дошедших до наших дней, построены из камня. В средневековой Норвегии не было традиции возведения религиозных сооружений, не было достаточного количества знаний, на которые могли бы опереться древние зодчие с приходом христианства в одиннадцатом веке. Древнескандинавские строительные технологии и методы вынужденно адаптировались для возведения новых для Норвегии, христианских религиозных построек. Уже к одиннадцатому веку была изучена технология установки церквей на каменные опоры — этот метод использовался ещё во времена Римской империи, появились арочные своды, а некоторые столбы-колонны повторяют формы каменных баз и капителей. Ставкирка получает много черт романской архитектуры — примером такой «романизированной» деревянной церкви может служить ставкирка в Урнесе (Ornes), относящаяся к типу базиликальных церквей, имеющих обходную галерею.
Ставкирка в Урнесе. Норвегия. Фото: © Rui Baião | Dreamstime.com
Характерные архитектурно-конструктивные решения норвежских ставкирок
Архитектурно-конструктивные решения норвежских ставкирок можно разделить на простые церкви — прямоугольные в основании, с двускатными, покрытыми мелкой деревянной черепицей-гонтом крышами и имеющими дополнительную опору-мачту в центре, и на церкви, имеющие повышенный центральный зал. Этот усовершенствованный тип представлен церковью в Боргунде (Боргунн, Borgund). Объёмная композиция и характерный для ставкирки силуэт, в котором используется эффект поярусного уменьшения возвышающихся друг над другом двускатных кровель, гораздо сложнее, нежели в более ранних постройках.
Церковь, небольшая по своим размерам, будто устремлена ввысь, и благодаря мастерству средневековых мастеров приковывает к себе взгляды, выделяясь среди суровых скальных ландшафтов.
Ставкирка в Боргунне (Боргунд). Фото: © Rui Baião | Dreamstime.com
Несмотря на имеющиеся конструктивные различия деревянных ставкирок, они всегда имели характерные узнаваемые черты. Внешние различия могут скрывать традиционные, обычные приёмы планировок, и в то же время, на первый взгляд кажущиеся одинаковыми здания, на поверку будут иметь разный конструктив. Несмотря на то, что определённые базовые принципы являлись общими для всех типов этих зданий, были мастера, настолько хорошо разбиравшиеся в своём ремесле, что могли вносить лёгкие изменения в конструкцию строящейся церкви, что создавало вариатив зданий, выводя строительство на новый уровень.
По-видимому, некоторые ставкирки возводились на местах старых языческих поклонений, либо же в строительстве использовались материалы, оставшиеся от них, и это считается лучшим доказательством существования скандинавских языческих храмов, и одновременно — лучшим пособием по изучению их внешнего вида и их датированию. Предполагается, что планировка ставкирки имитировала вид языческих мест поклонения, оставаясь верной старым космологическим верованиям скандинавов, особенно, если учитывать тот факт, что некоторые церкви возводились вокруг центральной точки, такой как «мировое древо».
Интерьер ставкирки в Хеддале. Скандинавия. Норвегия. Фото: © Rui Baião | Dreamstime.com
Также, церкви зачастую располагались рядом с крупными естественными формациями или на их фоне (место всегда выбиралось особенное, с очень красивым видом), что играло важную роль в скандинавском язычестве, и это также предполагает форму преемственности древних верований через локацию и символизм. Более того, украшение ставкирок художественной резьбой с использованием таких мифологических образов, как головы драконов, львов, предполагают культурное смешение и непротиворечивый синтез христианства и верований скандинавской мифологии.
Ставкирка в Урнесе. Внутренний интерьер. Традиционная архитектура Норвегии. Фото: © Rui Baião | Dreamstime.com
Традиционная архитектура Норвегии в деталях декора ставкирки
Основной приём декора скандинавских церквей — уникальная горельефная резьба. Существуют теоретические предположения, что некоторые части резьбы, особенно на порталах и алтарях, были раскрашены, но пока этого нельзя сказать с уверенностью — найденные следы пигмента, скорее всего, принадлежат более новому времени.
Горельефная резьба на стенах ставкирки в Урнесе. Фото: © Rui Baião | Dreamstime.com
Самые часто встречающиеся изображения и орнаментальные мотивы — это известная с ещё дохристианских времён сложнейшая ленточная резьба, изображения драконов и драконьих голов (есть примеры с драконьими головами на коньках крыши), львы (довольно сложно идентифицируемые, морфология неизвестных животных в раннем средневековье была причудлива), и, иногда, виноградных лоз. Все эти орнаменты невозможно соотнести с каким-либо конкретным библейским или христианским материалом. Одним из немногих исключений из этого ряда является поздняя церковь в Хемседале (Hemsedal), что в Восточной Норвегии, где христианские мотивы прослеживаются в резном изображение мученичества святого Олафа — того самого короля Норвегии Олафа Харальдссона, викинга, принявшего христианство в Нормандии. Также изображения льва на портале церкви в Урнесе может быть интерпретацией Христа, побеждающего зло.
Общей чертой большинства порталов ставкирок является их монументальность и наличие сражающихся драконов в орнаментальном украшении. Некоторые исследователи считают, что декор средневековых норвежских церквей был вдохновлён английским искусством, а источниками могли служить древние манускрипты и каменная скульптура.
Фрагмент декора ставкирки в Урнесе. Фото: © Ryhor Bruyeu | Dreamstime.com
С 2000-х годов Норвегией проводятся мероприятия по сохранению и реставрации ставкирок, что осложняется случаями вандализма (поджогов) по отношению к этим памятникам культуры со стороны радикально настроенных молодёжных субкультур, считающих истинной религией Норвегии — язычество.
Ставкирка в местечке Лом. Норвегия. Фото: © Rui Baião | Dreamstime.com
Север. Фенноскандия. Скандинавия. Норвегия. Продолжение следует…
Другие материалы по теме скандинавской архитектуры можно посмотреть здесь: Скандинавская архитектура
А здесь рубрика о Норвегии: Норвегия