Что такое нормальное поведение

«Да ты ненормальный!» Существуют ли нормальные люди и что такое норма

«Да он ненормальный», «это норма», «нормальные люди так себя не ведут» — распространенные выражения, которые мы часто слышим как в реальной жизни, так и в онлайн-дискуссиях. Но что такое норма?

Подробно раскрыть эту тему мы решили после публикации материалов об однополой паре и о трансгендерном юноше. Очень многие комментаторы в соцсетях называют героев этих текстов «ненормальными», «не такими» (притом так выражаются даже те, кто их поддерживает). Иолина Грибкова поговорила со специалистами, которые по роду деятельности знают, что можно назвать «нормой» и существует ли она вообще.

Социолог: «Норма формируется культурой и политикой»

Что такое социальная норма?

Что такое нормальное поведение. Смотреть фото Что такое нормальное поведение. Смотреть картинку Что такое нормальное поведение. Картинка про Что такое нормальное поведение. Фото Что такое нормальное поведение

Дарья Александрова

социолог, окончила МГУ имени М.В. Ломоносова, эксперт по исследованиям

— Социальная норма — это общепринятый стандарт поведения, позволяющий иметь упорядоченность в обществе. Примеры социальных норм — традиции, обычаи, нормы права и морали. Если человек поступает в определенных ситуациях некоторым образом и общество не считает это некорректным, значит, это нормальное поведение.

Поведение с отклонениями называется девиантным, и чаще всего оно негативное. Но может быть и позитивным — скажем, герои-спасатели тоже делают нечто такое, чего от них никто не ожидает. Если, проходя мимо горящей машины, мы не полезем в нее вытаскивать пассажиров, общество не осудит нас за это, ведь неспециалист рискует стать еще одной жертвой. Нормальным будет вызвать МЧС, но самим в машину не лезть.

Если бы никто и никогда не отклонялся от нормы, то у нас бы не было гениальных литературных произведений и прочего. Все, кто проявляет тем или иным образом свои физические и интеллектуальные способности, они, по сути, ненормальные. Быть выдающимся писателем или нобелевским лауреатом — ненормально.

Как формируется норма, кто ее создает?

— Что считается и не считается нормой — это вопрос прежде всего культуры и политики. Немного утрируя — если какое-либо действие повторяется много раз, общество формирует относительно данного действия определенное мнение, сознательно давая ему оценку. Если вводится какой-то закон, не считающий что-то нормальным и ограничивающий это явление, то постепенно общество все больше и больше будет усваивать через школы, вузы, медиа то, что это ненормально.

Значение имеет и передача норм из поколения в поколение. Например, кто-то много лет назад начал есть ножом и вилкой или перестал забрасывать женщин камнями за измену. Это прижилось и продолжает существовать.

Психологическая теория говорит, что люди разными не рождаются, а становятся — благодаря сочетанию различных типов воспитания и свойств характера.

А в социальной науке есть теория стигматизации — согласно ей, девиация определяется не поведением человека, а общественной оценкой этого поведения (негативной или позитивной).

К примеру, сейчас иметь детей вне брака считается относительной нормой, это уже не осуждается обществом так сильно, как, скажем, 50 лет назад. Прогресс — это меняющееся отношение общества.

Зачем человеку нужно понятие «нормы» и как он использует его в обществе?

— Без понятия нормы мы не сможем организованно существовать. Это как с властью — она существует не только потому, что кто-то когда-то захотел иметь больше привилегий, но и потому что без нее было бы сложно жить. Если нет главного — того, кто несет ответственность, то ничего не будет происходить структурированно.

Если у нас не будет нормы, которая бы говорила людям, что плохо, а что хорошо, общество просто не будет знать, что ему делать и как относиться к чужому поведению. Это приведет к хаосу.

Скажем, человек на улице бьет пожилую женщину. Если бы это было нормой, вы бы просто прошли мимо. Но поскольку мы знаем, что это плохо, противоправно и так делать нельзя, мы подойдем и вступимся за бабушку. Это помогает нам понимать, что мы живем в стабильном окружении и находимся в безопасности. Нормы упрощают жизнь, так как людям очень сложно принимать решения. Разновидностью социальной нормы являются не только законы, традиции и обычаи, но и этикет, и даже мода.

Но норма неоднородна. Есть статистическая норма, то есть абсолютное большинство чего-либо. Например, мы знаем, что наибольший процент населения закончил хотя бы девять классов. Из этого следует, что иметь школьное образование — нормально.

Когда мы обращаемся к культуре и социальной среде, то появляются общественные отношения и ситуационная норма. Например, в Москве к однополой паре, встреченной на улице, большинство отнесется нормально. Если та же самая ситуация произойдет в маленькой сибирской деревне, то реакция будет другой. Даже если узнавать реакцию людей одного возраста, социальной группы и всего прочего.

Когда мы говорим о том, что люди страдают от того, что что-то не считается нормой, здесь уже речь идет о моральной норме, поднимается вопрос этики. Если взять, например, ЛГБТ-сообщество, то это статистически маленькая группа. При этом современная наука ясно и четко говорит, что поведение таких людей не является аморальным.

Норма очень относительна. К примеру, если человек растет в расистском сообществе и ведет себя соответствующим образом, то с точки зрения ситуационной нормы все правильно, а вот с точки зрения морали — нет.

Психолог: «Нормальный человек — это тот, кто себя уважает»

Что такое нормальное поведение. Смотреть фото Что такое нормальное поведение. Смотреть картинку Что такое нормальное поведение. Картинка про Что такое нормальное поведение. Фото Что такое нормальное поведение

Елена Стешенко

Человек нормальный — он существует? Что такое психологическая норма?

— Я как специалист не делю людей на нормальных и ненормальных по каким бы то ни было проявлениям. Для меня каждый индивидуален с тем багажом, который у него есть, каждый интересен и важен как личность.

Ко мне приходят люди самых разных возрастов, все они очень разные. Нормален ли ребенок, который любит решать математические примеры? А тот, кому нравится на ходу придумывать сказки.

То же самое со взрослыми. У человека есть бизнес, он структурирован, высокофункционален. Это норма? Со стороны — да. При этом мы не знаем, как он себя чувствует и ощущает наедине с собой, складываются ли у него отношения в семье, есть ли у него семья вообще.

Или творческий человек, скажем, художник: ему присуща эмоциональная мобильность, он экспрессивен и выражает это в творчестве. Это тоже норма. Важно внутреннее ощущение себя. Насколько нам комфортно с собой.

Вероятно, определение нормы можно сформулировать так: когда человеку комфортно жить, полноценно и всесторонне ощущая себя, а взаимодействие с социумом не вызывает много непереносимых эмоций.

Есть понятие здорового самосознания — уверенность в том, что чувства, желания, потребности — составная часть твоего «я». Это когда человек спокойно и естественно воспринимает свои желания и эмоции, может выражать их, чувствует внутреннюю опору. Когда ее не надо искать в ком-то другом.

Еще один важный фактор — уважение к самому себе. Когда человек может позволить себе не только радоваться, быть счастливым, но и грустить — и при этом не чувствовать вину за это, не бояться кого-то задеть проявлениями своих эмоций.

Все перечисленное я считаю близким к норме.

Можно ли говорить об абсолютном психическом здоровье?

— Никто из нас не развивается без травм, и это нормально. Они просто разной степени тяжести и по-разному влияют на жизнь. Появление на свет — это уже травма, как и отнятие от груди, как и первый поход в детский сад, а потом в школу.

Важно понимать, что все эти травмы — толчок для дальнейшего развития, без них невозможен переход на новый уровень. Каждая из травм накладывает определенный отпечаток, и в итоге становится составляющей индивидуальности.

Поэтому я не знаю, что такое абсолютное психическое здоровье. При этом не отношу к нездоровым тех, у кого есть какие-то особенности. У каждого свой путь, и это ценно.

Но ведь общество может считать кого-то ненормальным, разве не так?

— Общество состоит из совершенно разных людей, у каждого из которых свое мнение. Мы не можем быть абсолютно свободны.

Если у человека есть ощущение самодостаточности, то он понимает, что мнение другого не делает его хуже. Он видит ценность в своей личности, в своем пути. Но если вам кажется, что весь мир против вас, и вам от этого ощущения плохо, это знак того, что внутренней опоры нет. Невозможно быть абсолютно свободным от общества, но оно не обязательно должно нас разрушать. Мнение других — это лишь повод для анализа, повод для обращения к специалистам, чтобы разобраться, в чем проблема, избежать депрессий и других проявлений «голоса души».

Мы не можем изменить наше детство, эвакуировать те травмы, которые были, но мы можем сделать его более понятным, посмотреть со стороны и вынести переосмысленный опыт. Из детской тюрьмы можно вырваться и перестать быть бессознательными жертвами прошлого. Это важно, потому что тогда мы берем ответственность за свою судьбу, узнаем свою историю и можем обратить ее на пользу себе.

Послесловие

Эта статья открывает цикл из четырех текстов, в которых Юга.ру разбирают базовые понятия, важные для современного человека и общения в социуме. Второй по счету мы опубликуем статью о понятиях «пол» и «гендер», темой третьего материала станет сексуальная ориентация и ее разновидности, а завершит наш цикл исследование ксенофобии — процессов, в ходе которых представление о «других» становится основой для нетерпимости. Находить материалы цикла по мере их публикации можно по тегу «базовые понятия».

Источник

Что является нормой поведения человека в обществе

Нормы поведения человека в обществе — общие понятия

Социальными нормами являются паттерны поведения, принятые за правила, образцы и стандарты деятельности. Подобные паттерны созданы для обеспечения упорядоченности, устойчивости и стабильности социальных контактов — как отдельных личностей, так и групп друг с другом и с окружающей действительностью.

Нормы поведения — это требования, которые предъявляет общество человеку, предписывая определенную линию действий, наиболее приемлемую в тот или иной момент. Совокупность норм поведения представляет собой единую систему, которая может отличаться от общества к обществу, а также меняться со временем и развитием общества.

Наглядно это демонстрируют различия в общепринятом поведении в современном обществе и в обществе несколькими веками ранее. Нормы поведения, которые считаются нормальными в одном обществе, могут быть вызвать осуждение в другом. Ими же будут руководствоваться и родители при воспитании детей.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Социальное поведение и его нормы связаны с тем, какими ролевыми функциями наделяет человека общество, а также конкретная социальная группа и его статус в ней. От этого зависит, какие действия ожидаются от человека, а также формирование его стереотипов.

Норма поведения может считаться таковой, только если соблюдены следующие критерии:

Какие бывают виды, совокупность правил

Правила проведения можно разделить на две основные группы. В категорию групповых привычек будут входить нормы небольших групп, которые действуют исключительно там. Например, в семьях, командах, учебных заведениях.

Общие правила распространяются на большие группы — общества или социальные группы. Туда входят манеры поведения, обычаи, традиции и этикет. Общие правила будут разными для разных обществ, народов и социальных групп. Например, у народов будут разные традиции, а людей разных возрастных категорий — разные манеры поведения.

Существует несколько классификаций социальных норм поведения.

По способу регулирования нормы подразделяются на официальные и неофициальные. Формальные закреплены юридически, в отличие от неофициальных.

По степени обязательности выполнения нормы разделяются на запрещающие, побудительные, рекомендательные и повелительные. Исполнение запрещающих норм заключается в отсутствии какой-либо запрещенной деятельности. Побудительные нормы побуждают к совершению каких-либо действий. Рекомендательные — к исполнению желательны, но не обязательны. Повелительные нормы обязательны к исполнению.

По масштабу нормы поведения могут быть межличностными, внутригрупповыми, национальными и общечеловеческими. Межличностные регулируют отношения двух людей, а внутригрупповые затрагивают социальную группу. Национальные рассчитаны на народ или нацию, а общечеловеческие регулируют поведения человека в общем.

По сфере действия различают следующие нормы поведения:

Базовые правила этикета

При знакомстве принято представлять:

В таких случаях руку для рукопожатия первый подает человек, которому представили незнакомца. Исключение составляют ситуации между руководителем и подчиненным. Независимо от пола и возраста руководителя, он протягивает руку первым. Во всех случаях при протягивании руки для рукопожатия необходимо встать, а мужчинам — снять перчатку.

Нет необходимости заставлять человека с занятыми руками совершать рукопожатие. Если очевидно, что это доставит трудности, лучше обойтись кивком или улыбкой. Также не стоит пожимать руку во время курения, рекомендуется выкинуть сигарету. Не стоит пожимать руки в туалетной комнате.

Целовать руку даме уместно, только если она замужем, а люди находятся в помещении в неформальной обстановке. В противном случае, особенно на деловых встречах, подобное неуместно.

На приветствие распространяются те же правила, что и на представление — мужчины первые приветствуют женщин, а младшие по положению или возрасту — старших. Но, входя в помещение, человек должен поздороваться первым, независимо от положения и возраста.

При встрече супружеских пар женщины здороваются первыми, потом мужчины приветствуют их, и только после этого друг друга.

Стоит поздороваться с человеком, если это сделал ваш партнер, даже если вы лично с человеком не знакомы.

Придерживать дверь для идущего следом необходимо во всех случаях.

Используемые модели поведения

Человеку свойственно свершать ряд одних и тех же действий на регулярной основе. Например, выходить на пробежку по вечерам или начинать день со стакана воды.

Моделью поведения будет также называться использование конкретных слов, жестов и интонаций для того, чтобы понравиться человеку или произвести нужное впечатление. Такие модели поведения будут называться повседневными.

Кроме неофициальных, то есть повседневных моделей поведения, существуют и официальные, которые используют при формальном общении. В деловой сфере существует множество моделей поведения, так как в таких ситуациях люди вступают в общение в определенных статусах, а также преследуют определенные цели. Модели поведения также могут иметь агрессивный и оборонительный характер.

Формы аномального поведения в обществе

Аномальное поведение в обществе носит название девиантного. Это поведение личности, которое отклоняется от общепризнанных социальных норм. Девиантные действия несут за собой риск применения формальных и неформальных санкций, таких как наказание, лечение или изоляция.

С точки зрения социологии, аномальное поведение определяется как социальное явление, представляющее угрозу физическому или социальному выживанию человека в общественной среде. Такое поведение также является нарушением процесса усвоения и воспроизведения ценностей и норм общества, к которому относится человек.

Если говорить о подходе психологии, то девиантное поведение обозначается как отклонение от нравственных и социально-психологических норм, которое выражается как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, нарушения общественно принятых норм, или как ущерб, нанесенный общественному благополучию, окружающим и себе.

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

Измерение

Статистическая нормальность

Социология

Дюркгейм

Например, преступление следует считать нормальным, поскольку оно существует в любом обществе в любой период времени. Существует двоякая версия нормальности; поведение, считающееся нормальным на социальном уровне, все же может считаться патологическим на индивидуальном уровне. На индивидуальном уровне люди, нарушающие социальные нормы, такие как преступники, будут привлекать к наказанию других членов общества.

Социальные нормы

Вместо использования описательных норм более эффективный маркетинг социальных норм может использовать предписывающие нормы, которые вместо описания наиболее распространенного поведения указывают на то, что одобряется или не одобряется обществом. Когда люди узнают о запретительной норме, только крайности изменят их поведение (уменьшив потребление алкоголя), без эффекта бумеранга, вызванного недостаточным увлечением алкоголем.

Поскольку нормальность меняется во времени и в окружающей среде, среднее значение и стандартное отклонение полезны только для описания нормальности в той среде, из которой они получены.

Сексуальное поведение

Регулирование

Эффекты маркировки

Внутриличностная нормальность

Большинство определений нормальности рассматривают межличностную нормальность, сравнение между поведением многих разных людей, чтобы отличить нормальность от ненормальности. Внутриличностная нормальность смотрит на то, что является нормальным поведением для одного конкретного человека (постоянство внутри человека), и, как ожидается, будет варьироваться от человека к человеку. Математическая модель нормальности все еще может использоваться для внутриличностной нормальности, взяв образец множества различных проявлений поведения у одного человека с течением времени.

Людям удобнее всего вести себя в соответствии с их личными привычными нормами. Когда что-то идет не так, люди с большей вероятностью приписывают отрицательный результат любому ненормальному поведению, которое привело к происшествию. После автомобильной аварии люди могут сказать: «Если бы я только не ушел с работы раньше», обвиняя в аварии свои действия, которые не были нормальными. Это контрфактическое мышление, в частности, связывает ненормальное поведение с отрицательными результатами.

Поведенческая нормальность

Нейрональная и синаптическая нормальность

Плотность дендритов животных значительно увеличивается в течение часов бодрствования, несмотря на внутренние механизмы нормализации, описанные выше. Скорость роста синаптической плотности не поддерживается кумулятивным образом. Без состояния обрезки соотношение сигнал / шум механизма ЦНС не могло бы работать с максимальной эффективностью, а обучение было бы пагубным для выживания животных. Механизмы нейрональной и синаптической нормализации должны работать так, чтобы петли положительной ассоциации обратной связи не становились безудержными при постоянной обработке новой информации об окружающей среде.

Некоторые исследователи предполагают, что циклы медленных колебаний ( nREM ) сна животных представляют собой важную фазу «повторной нормализации». Ренормализация происходит из-за коркового ритма головного мозга большой амплитуды в диапазоне низких дельта (0,5–2 Гц ), синаптически уменьшая масштабы ассоциаций из состояния обучения в бодрствовании. Только самые сильные ассоциации выживают после обрезки на этом этапе. Это позволяет сохранить важную информацию, кодирующую предыдущий день, но также позволяет большему корковому пространству и распределению энергии продолжать эффективное обучение впоследствии после эпизода сна с медленными колебаниями.

Кроме того, организмы обычно имеют нормальный биологический путь развития по мере того, как центральная нервная система стареет и / или учится. Отклонения от нормального развития вида часто приводят к нарушению поведения или смерти этого организма.

Клиническая нормальность

Нормальность как относительное понятие неразрывно связана с контекстными элементами. В результате классификация клинических расстройств сталкивается с особыми проблемами при дискретной диагностике «нормальной» конституции от истинных расстройств. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM) является психиатрическая профессия «s официальная классификация руководство по психическим расстройствам с момента его первой опубликованной версии (DSM-I) по Американской психологической ассоциации в 1952 году.

DSM-II

Доказательства неоднозначности классификации были подчеркнуты экспериментом Розенхана 1972 года. Этот эксперимент продемонстрировал, что методология психиатрической диагностики не может эффективно отличить нормальное психическое состояние от нарушенного. DSM-II пометил «чрезмерную» поведенческую и эмоциональную реакцию как показатель ненормального психического благополучия для диагностики некоторых конкретных расстройств. «Избыточность» реакции предполагала альтернативное нормальное поведение, которое должно было включать в оценку ситуационный фактор. Например, год сильного горя из-за смерти супруга может быть нормальным подходящим ответом. Иметь сильное горе в течение двадцати лет было бы признаком психического расстройства. Кроме того, сильное горе из-за потери носка также не будет считаться нормальной реакцией и указывать на психическое расстройство. Учет пропорциональности стимулам был сильной стороной психиатрической диагностики для DSM-II.

Другой характеристикой систематизации DSM-II было то, что гомосексуализм классифицировался как психическое расстройство. Таким образом, гомосексуальность с психиатрической точки зрения был определен как патологическое отклонение от «нормального» полового развития. Позже гомосексуальность был заменен в 7-м издании DSM-II, вместо этого он был классифицирован как «нарушение сексуальной ориентации». Намерение состояло в том, чтобы иметь ярлык, который относился бы только к тем гомосексуалистам, которых беспокоила их сексуальная ориентация. Таким образом, гомосексуальность не будет рассматриваться как атипичное заболевание. гомосексуальность можно было бы классифицировать как психическое заболевание только в том случае, если бы это было неприятно. Однако в DMS-II прямо не говорилось, что любой гомосексуальность является нормальным явлением. Эта стигма сохранялась в DSM-III до тех пор, пока в 1987 году она не была полностью преобразована из классификаций DSM.

DSM-III

DSM-III была лучшей попыткой кредитного психиатрии как научная дисциплина от позора в результате DSM-II. Снижение психодинамической этиологии DSM-II полностью переросло в этиологию редукции симптомов. Таким образом, DSM-III представлял собой конкретный набор определений психических заболеваний и сущностей, более подходящих для диагностической психиатрии, но в которых пропорциональность ответа была включена в качестве фактора классификации. Результатом было то, что все симптомы, будь то нормальная пропорциональная реакция или несоответствующие патологические тенденции, можно было рассматривать как потенциальные признаки психического заболевания.

DSM-IV

Критика диагностики

С момента появления DSM-III все последующие редакции DSM включали систему диагностики патологий на основе тяжелых симптомов. Хотя предпринимались некоторые попытки включить факторы окружающей среды в психическую и поведенческую диагностику, многие практикующие врачи и ученые считают, что самые последние DSM используются не по назначению. Систематическая ошибка симптомов делает диагностику быстрой и легкой, позволяя практикующим врачам увеличивать число своих клиентов, потому что симптомы легче классифицировать и бороться с ними, чем иметь дело с историями жизни или событий, которые вызвали то, что может быть временным и нормальным психическим состоянием в ответ на окружающую среду пациента. обстоятельства. Простое в использовании руководство не только увеличило предполагаемую потребность в дополнительной помощи в области психического здоровья, стимулируя финансирование психиатрических учреждений, но также оказало глобальное влияние на маркетинговые стратегии. Во многих коммерческих рекламных объявлениях фармацевтической продукции перечисляются такие симптомы, как усталость, депрессия или беспокойство. Однако такие симптомы не обязательно являются ненормальными и являются подходящей реакцией на такие события, как потеря любимого человека. Цели такой рекламы в таких случаях не нуждаются в лекарствах и могут естественным образом преодолеть свое горе, но с такой рекламной стратегией фармацевтические компании могут значительно расширить свой маркетинг.

Источник

Понятие «норма» и «социальная норма» с точки зрения определения границы девиантного поведения

Что такое нормальное поведение. Смотреть фото Что такое нормальное поведение. Смотреть картинку Что такое нормальное поведение. Картинка про Что такое нормальное поведение. Фото Что такое нормальное поведение НАТАЛЬЯ БУНЕСКУ
Понятие «норма» и «социальная норма» с точки зрения определения границы девиантного поведения

Девиация понимается как отклонение от общепринятой нормы поведения в обществе и нарушение закона. Понятие девиации неразрывно связано с понятиями нормы и отклонения от неё. При этом понятие нормы является исходным для изучения любых девиаций. Чтобы понять, что такое девиация необходимо выяснить, что есть норма и отклонение от нормы.

В энциклопедической философской литературе понятие нормы определено как предписание, разрешение либо запрещение действовать определённым образом. В переводе с латинского языка «норма» – это правило, образец, предписание.

Уже на заре формирования науки, в том числе философской, древнегреческие мыслители, изучая жизнь человека неразрывно от общества, пытались дать определение нормы. Платон, Аристотель в качестве нормы рассматривают справедливость. При этом, Аристотель понятие нормы видит как нечто среднее между «избытком» и «недостатком». К середине же, «заслуживающей одобрения», он относит такие качества, как щедрость, благородство, широта, негодование, уравновешенность. Другие, как Протагор, в качестве основной единицы измерения нормы определяют человека. Протагор указал на то обстоятельство, что «человек есть мера всех вещей» и выделил в нём плохое и хорошее.

Нормы формируют привычки, обычаи, традиции. В большинстве современных обществ наиболее важные и значимые нормы обретают правовой статус и закрепляются в законах.

Социальные нормы являются критерием оценки поведения человека в различных ситуациях, оценки его действий и поступков в процессе различных видов деятельности и общения. Часто на страницах различных научных изданий можно встретить понятие социально – нравственные нормы.

Социальная норма – это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организаций. В современном реформируемом российском обществе, где разрушены одни нормы и не оформились до конца другие нормы, проблема формирования, толкования и применения социальных норм становится чрезвычайно сложным делом. Существуют различные точки зрения на проблему социальной нормы.

относительно устойчивый элемент социальной политики, выполняющий роль

инструмента социального регулирования и контроля.

В кризисные моменты скачкообразного развития государства преступность получает невиданный импульс. Нормы, выработанные в криминальной среде, становятся доминантными и сами, будучи порождением безнравственности, начинают свою работу по выработке соответствующих безнравственных идеалов, отмечает в процессе своих исследований по проблеме социальной нормы Иванов Н. Г.

Неопределенность в критериях, в границах дозволенного, по мнению Иванова В. Н., отсутствие ясных и понятных процедур и мер ответственности за содеянное объективно способствует расширению «поля девиантности», обусловливая «размытость» его границ. В самой острой форме девиантность

выступает как преступность, как посягательство на социально- политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан.

Под влиянием объективных условий и субъективных моментов каждый человек вырабатывает и реализует свою индивидуальную систему норм, которая частично может совпадать с существующими в обществе представлениями о нормах, а частично может противоречить им. Из всей совокупности социальных норм человек усваивает лишь часть из них, те, которые из общественного сознания перешли в индивидуальное, осознаны им как необходимые.

Главным критерием девиаций общепринято считать нарушение социально- нравственных норм. В качестве точки отсчёта «нормы» рассматриваются либо ожидания общества по отношению к поведению человека, либо эталоны и образцы общепринятого поведения. Сущность девиантного поведения определяется также с точки зрения его причин. По этому поводу среди учёных ведутся многочисленные споры. Хотелось бы подчеркнуть, что девиантное поведение –это явление, на возникновение которого оказывает влияние совокупность взаимодействующих факторов, поэтому проблема девиантности – междисциплинарная проблема, то есть должна рассматриваться не только с социальной точки зрения, но и с биологической и психологической. Возьмём, к примеру, употребление алкоголя детьми и взрослыми в России. Кто может точно определить, под воздействием какого фактора дети проявляют интерес к различным спиртным напиткам? Представляется вероятным, что национальная культура внушает

многочисленные модели поведения в различных жизненных обстоятельствах, предлагая способы разрешения возникающих в жизни человека проблем, которые затем через посредство тонких психологических механизмов могут воздействовать на личность.

Жизнь человека протекает в определенном социокультурном пространстве и времени и сопровождается множеством социальных контактов

в различных ситуациях. Поведение человека может быть адекватным возникающим ситуациям только тогда, когда произошла интериоризация личностью множества норм, принятых в конкретном обществе. Естественно, что при объективных условиях и субъективных мотивах человек вырабатывает и реализует свою систему норм и ценностей. В случае совпадения индивидуальных и общепринятых нормативных представлений они будут выступать регулятором его поведения, в случае несовпадения –

причиной, вызывающей отклонения. Таким образом, девиантное поведение мы рассматриваем как отклоняющееся от принятых в данном обществе,

социальной среде, ближайшем окружении, группе социально-нравственных норм и ценностей нарушение процесса усвоения и воспроизводства этих норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации человека в том обществе, к которому он принадлежит.

Что мешает конкретной личности адекватно усвоить общепринятые социальные нормы и ценности того общества, в котором человек живет?

Можно предположить, что это так называемое «жизненное поле» человека. Жизненное поле человека –это его деятельностное пространство,представленное различными сферами: досуговой, семейной, профессиональной, коммуникационной, сферой реализации интересов и т. д. Чем больше сфер включено в жизненное поле человека, тем больше у него возможности получения социально –одобряемых нормативных образцов поведения. Ограниченность жизненного поля одной –двумя сферами сужает нормативно – информационное пространство, способствуя формированию собственной нормативной базы не всегда совпадающей с общепринятой.

Ещё с глубокой древности нарушение социальных, а в дальнейшем и социально-правовых норм, люди связывали с дурными привычками, недостатком воспитания, низкой моралью, то есть, искали причины девиантных проявлений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *