Что такое норманская проблема
Норманнская проблема в отечественной исторической науке
Вы будете перенаправлены на Автор24
Норманская проблема — это спорный вопрос участия и роли варягов в создании древнерусского государства.
Зарождение норманнской проблемы
Норманская теория получила известность в первой половине XVIII века, благодаря трудам Г. З. Байера, Г. Ф. Миллера, Ф. Г. Штрубе де Пирмонта и А. Л. Шлёцера.
Политическую остроту вопрос получил в середине XVIII века, когда против норманской теории выступил М. Ломоносов, усмотревший в ней тезисы об отсталости и неготовности славян к образованию государства. Он предложил не скандинавскую идентификацию варягов, частично совпадавшую со взглядами Ивана Грозного, ему неизвестными. Ломоносов утверждал, что Рюрик происходил из полабских славян, имевших династические связи с ильменскими словенами. Это и обусловило приглашение на княжение.
В историографической дискуссии 1749 года выделились диаметрально противоположные взгляды: признание варягов-скандинавов основателями Древнерусского государства (Г. Ф. Миллер) и отрицание их участия в политической жизни Руси, утверждение, что слова «варяги» и «русь» имеют греческое или славянское происхождение (М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский и др.). Стороны исходили из представления о возможности создания государственности одним человеком и полагали достоверными летописные сообщения, расходясь лишь в их интерпретации.
В. Н. Татищев, исследуя «варяжский вопрос», не пришёл к выводам относительно этнической принадлежности варягов, но совершил попытку объединения противоположных теорий. По его мнению, основанному на данных «Иоакимовской летописи», Рюрик происходил от правившего в Финляндии норманнского князя и дочери новгородского старейшины Гостомысла.
Норманнская проблема в XIX веке
Н. М. Карамзин сформулировал концепцию создания древнерусской «монархии» варягами во главе с Рюриком, приглашенным старейшиной Гостомыслом для управления местными племенами. Умопостроения Карамзина преобладали до середины XIX века. С. М. Соловьев, под влиянием И. Ф. Г. Эверса, признавал норманское происхождение первых князей, в целом оценивая их влияние как незначительное.
Готовые работы на аналогичную тему
В середине XIX века в рамках славянофильского течения в исторической науке усиливались антинорманские тенденции. Виднейшими представителями антинорманизма были И. Иловайский и С. А. Гедеонов. Д. Гедеонов поставил вопрос об этнической природе руси и варягов. Он утверждал, что наряду с именами первых князей эти термины происходят из прибалтийско-славянских языков. По его мнению, это доказывало славянскую природу древнерусской государственности. Он считал русов ободритами — балтийскими славянами. Предложенную им этимологию тогда же отвергли языковеды, однако его критика побудила «норманистов» интенсифицировать поиск новых источников. Иловайский говорил о южном происхождении русов.
В середине XIX — начале XX веков в научный оборот был введен корпус восточных (А. А. Куник, А. Я. Гаркави), скандинавских (Ф. А. Браун), византийских (В. В. Латышев) и западно-европейских источников. Они расширяли представления о социально-экономическом и политическом процессах образования Русского государства и свидетельствовали о роли скандинавов. Было признано значение внутреннего развития восточных славян. Возникновение государства рассматривалось как длительный процесс. Изменение подхода и расширение круга источников сняли остроту вопроса об этнической принадлежности первых князей. До середины 1940-х годов большинство историков и филологов склонялось к взглядам об активном скандинавском участии в формировании Древнерусского государства. Эти взгляды разделялись С. М. Соловьёвым, В. О. Ключевским, В. Л. Томсеном, А. А. Шахматовым, Ю. В. Готье, Б. Д. Грековым, С. В. Юшковым и другими. Масштабные археологические исследования в Киеве, Старой Ладоге, Чернигове, Гнёздове подтвердили присутствие в IX—X веках скандинавов и концентрацию в пунктах торговых путей скандинавских древностей.
Норманнская проблема в советской историографии
В середине 1940-х в СССР произошёл всплеск антинорманизма, имевший две причины: реакция на эксплуатацию «норманизма» в нацистской Германии и борьба с космополитизмом. В сферах археологии и истории последняя выразилась в теории автохтонного развития восточных славян. Отрицалось скандинавское присутствие в Восточной Европе (А. Арциховский). Для терминов «варяги» и «русь» предлагалось кельтское, восточнославянское, прибалтийско-славянское происхождение.
Другим аргументом был тезис Фридриха Энгельса о том, что государство не может быть навязано извне, дополненный пропагандируемой тогда псевдонаучной теорией Н. Я. Марра, отрицавшего миграции и объясняющего этногенез и эволюцию языка с классовой точки зрения.
Многие годы антинорманизм представлял Б. А. Рыбаков. С 1940-х годов он отождествлял славян и русов, помещая первое славянское государство в лесостепи Среднего Поднепровья.
«Норманисты» в 1960-е годы сумели вернуть позиции, признав существование протогосударства славян во главе с русью до прихода Рюрика.
Норманнская проблема на современном этапе
В 1960-е — начале 2000-х изучение славяно-скандинавских связей вышло за рамки спора об этимологии названий «варяги» и «русь», приобретя междисциплинарный и комплексный характер. Основными вопросами стали роль торговых путей в образовании государства, степень варяжского участия в международной торговле, формирование военной элиты и место варягов в ней, сравнительная типология социально-политического развития восточных славян и скандинавов и их этнокультурный синтез.
По мнению В. Я. Петрухина и Е. А. Мельниковой, становлению династии предшествовал процесс длительного развития социально-экономических отношений у финно-угров и славян, в котором скандинавские дружины стали лишь катализатором в связи с участием в создании торгового маршрута из Скандинавии в Восточную Европу. Скандинавы «реализовали» себя в русской истории, участвуя в этнокультурном синтезе, приведшем к становлению Русского государства. Призвание Рюрика учёными рассматривается как фольклорное отражение договорных отношений между племенной славяно-финской знатью с одной стороны и варяжской дружиной — с другой.
По мнению В. В. Мурашёвой, несмотря на присутствие среди населения Восточной Европы выходцев из Скандинавии, скандинавы в течение короткого времени славянизировались, а ранняя русская история была самостоятельной. Части восточно-европейской равнины осваивались этническими группами (балтами, славянами, норманнами, финно-уграми), не разделёнными границами. Процесс этот в основном проходил мирно. В восточнославянском сознании не сложился враждебный образ варягов.
Обманная сторона норманнской теории
Как образовалось Русское государство? Большинство учебников истории широко преподносят так называемую норманнскую теорию, согласно которой государственность русского народа появился благодаря скандинавам. На основании этого подхода, именно германские викинги создали нашу государственность и господствующий класс древнерусского общества, возглавляемого князьями Рюриковичами.
М.В.Ломоносов относился к этой теории как к оскорблению всего русского народа и считал, что в её основе лежит ошибочное толкование русских летописей. До сих пор норманнская теория вызывает много вопросов по истории происхождения древнерусского государства. Многие историки считают, что в норманнской теории есть огромное количество слабых мест и они вносят значительную долю сомнений в её правдивость.
По мнению историка Льва Прозорова, норманнская теория является непроходящей наследственной проблемой науки о началах Руси. На протяжении трёх веков существует один и тот же набор утверждений и положений, которые раньше зачастую уже были опровергнуты и снова нам их преподносят как новейшее слово исторической, археологической, лингвистической науки. Он приведет пять фактов, которые покажут неправомерность норманнской теории и, тем самым, развенчают её. Насколько развенчание научно обосновано, судить каждому в отдельности.
Норманская проблема кратко
Сущность норманнской проблемы в отечественной историографии — это выяснение реального участия и роли варягов (норманнов) в создании и развитии древнерусского государства. Начало дискуссии по этому вопросу было положено в XVIII в. исследованиями немецких ученых Г.З. Байера, Г.Ф. Миллера, А.Л. Шлецера, работавших в России. На основании летописных и других источников они делали выводы о том, что название «Русь» и правящая русская династия скандинавского происхождения, и само государство создавалось скандинавскими князьями. В условиях «бироновщины» (1730-40-е гг.) это было воспринято как обоснование теории норманнского завоевания славян, их неспособности к созданию государственности. Естественно, последовала резко отрицательная реакция русских ученых, в том числе М.В. Ломоносова. Началась острая полемика норманистов и антинорманистов. К XIX в. политическая острота дискуссии стерлась, мирное призвание варягов и их участие в образовании древнерусского государства признавали все крупнейшие русские историки: М.Н. Карамзин, М.П. Погодин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. Показательно и то, что празднование 1000-летия России состоялось в 1862 г. Но противостояние все же сохранилось. Особенно оно обострилось в 1930-40-е годы в силу политических причин: в ответ на гитлеровскую пропаганду, использовавшую факт призвания варягов для обоснования превосходства «арийской расы», и после Великой Отечественной войны, когда в стране развернулась борьба с «космополитизмом» и преклонением перед «иностранщиной». В результате антинорманизм становится генеральной линией советской историографии.
Современная историческая наука преодолевает это непростое наследие, пытаясь выработать взвешенные и научно обоснованные оценки роли норманнов в истории Древней Руси. Изложим наиболее важные аспекты современной норманнской проблемы.
Отметим и получившую в свое время наибольшее распространение антинорманистскую версию: название «русь» выводится из географических названий Среднего Поднепровья с корнем «-рос-» (р. Рось, оз. Россава). Однако она не подтверждается ни исторически, ни данными филологов. По мнению последних, связать названия «рось» и «русь» лингвистически невозможно, а названия с корнем «-рус-» в этом регионе имеют более позднее, вторичное происхождение. Интересно, что на Руси форма «Рос» (Россия) появилась поздно (в конце XV в.), и стала общепринятой лишь с XVIII в.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1969; Нарушение авторских прав?;
Образование древнерусского государства. Проблема «норманнского влияния».
К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально- экономических и политических предпосылок для образования государства.
Социально-экономические— родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, «соседской» общине.
Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.
Политические— появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы.
С конца VI в. известен союз племён во главе с Кием; арабские и византийские источники сообщают, что в VI- VII вв. существовала «Держава волынян»; новгородские летописи сообщают о том, что в IХ в. вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостомыслом. Арабские источники утверждают, что накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба— вокруг Киева, Славия— вокруг Новгорода, Артания— вокруг Рязани или Чернигова.
Внешнеполитические— важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности.
Проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления славян на Восточно-европейской равнине. С VI в. славяне вели борьбу с многочисленными кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы и др.).
восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства. Но завершающий факт образование государства восточных славян связан с их северными соседями — жителями Скандинавии (современные Дания, Норвегия, Швеция). В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманами, викингами, а на Руси — варягами. В Европе викинги занимались разбоем и торговлей. Вся Европа трепетала перед их набегами. На Руси условий для морского разбоя не было, поэтому варяги в основном торговали и нанимались к славянам в военные дружины.
Славяне и варяги находились примерно на одной ступени общественного развития — у варягов также происходило разложение родоплеменного строя и складывание предпосылок для образования государства.
Как свидетельствует летописец Несторв «Повести временных лет»,к IХ в.
новгородцы и некоторые северные племена славян попали в зависимость к варягам и платили им дань, а южные племена славян платили дань хазарам. В 859 г. новгородцы прогнали варягов и перестали платить дань. После этого у славян началась междоусобица: они не могли придти к соглашению о том, кому же править ими. Тогда в 862 г. новгородские старейшины обратились к варягам с просьбой: прислать им на княжение кого-либо из варяжских предводителей.
«Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами». На призыв новгородцев откликнулся варяжский конунг(предводитель) Рюрик. Так в 862 г. власть над Новгородом и его окрестностями перешла к варяжскому предводителю Рюрику. Случилось так, что потомки Рюрика смогли укрепиться у восточных славян в качестве предводителей.
Роль варяжского предводителя Рюрика в русской истории заключается в том, что он стал основоположником первой правящей династии на Руси.
Всех его потомков стали звать Рюриковичами.
После смерти у Рюрика остался малолетний сын Игорь. Поэтому править в Новгороде стал другой варяг —Олег. Вскоре Олег решил установить свой контроль над всем течением Днепра. Южным участком торгового пути «из варяг в греки» владели киевляне.
В 882 г. Олег пошёл походом на Киев. Там в это время правили дружинники Рюрика Аскольд и Дир.
Далее Олег установил границы своих владений, обложил всё население данью, на подвластной ему территории стал следить за порядком и обеспечивать защиту этих территорий от вражеских нападений.
Так было образовано первое государство восточных славян.
Предпосылками образование древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусского государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.
Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей — дружина.
Норманнская теория
Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе. Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве. Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр — в г. Новгороде).
В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879).Поэтому годом образования древнерусского государства считается 862 год. Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях.
В 18 в. немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования древнерусского государства (Руси). М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге. Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 вв.
учеными-историками. Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 гг. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющии Восточную Европу.
В 9 в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян. Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом.
Преемник Рюрика, варяжскии князь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Лобечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г.
Русская дружина опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 гг.
Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпёло поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союза с печенегами он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит. Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава.
Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие. Святослав (957-972) — самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей.
В 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами. Центром образования древнерусского государства стали города Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные.
В 9 в. обе эти группы объединились в единое древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2283;
Похожие статьи:
Сущность норманнской проблемы в отечественной историографии — это выяснение реального участия и роли варягов (норманнов) в создании и развитии древнерусского государства. Начало дискуссии по этому вопросу было положено в XVIII в. исследованиями немецких ученых Г.З. Байера, Г.Ф. Миллера, А.Л. Шлецера, работавших в России. На основании летописных и других источников они делали выводы о том, что название «Русь» и правящая русская династия скандинавского происхождения, и само государство создавалось скандинавскими князьями.
В условиях «бироновщины» (1730-40-е гг.) это было воспринято как обоснование теории норманнского завоевания славян, их неспособности к созданию государственности. Естественно, последовала резко отрицательная реакция русских ученых, в том числе М.В. Ломоносова. Началась острая полемика норманистов и антинорманистов. К XIX в. политическая острота дискуссии стерлась, мирное призвание варягов и их участие в образовании древнерусского государства признавали все крупнейшие русские историки: М.Н.
Норманнская проблема и ее современная трактовка
Погодин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. Показательно и то, что празднование 1000-летия России состоялось в 1862 г. Но противостояние все же сохранилось. Особенно оно обострилось в 1930-40-е годы в силу политических причин: в ответ на гитлеровскую пропаганду, использовавшую факт призвания варягов для обоснования превосходства «арийской расы», и после Великой Отечественной войны, когда в стране развернулась борьба с «космополитизмом» и преклонением перед «иностранщиной».
В результате антинорманизм становится генеральной линией советской историографии.
Современная историческая наука преодолевает это непростое наследие, пытаясь выработать взвешенные и научно обоснованные оценки роли норманнов в истории Древней Руси.
Изложим наиболее важные аспекты современной норманнской проблемы.
В Северной Руси возникают особые типы полиэтничных поселений, где вместе живут славяне, финны, балты, скандинавы (Ладога, Новгород, Белоозеро, Смоленск и др.).
Днепровский путь («из варяг в греки») — из Балтики в Черное море, к Византии, крупнейшему центру международной торговли. Эти пути активно прокладывали с одной стороны арабы, а с другой — варяги, прирожденные корабельщики, воины и торговцы. Это поясняет характер взаимоотношений славян и варягов: для функционирования и защиты торговых путей была необходима организующая военная сила. Хазары контролировали Днепровский путь, булгары — Волжский, не удивительно, что славяне «приглашают» варягов.
Северная Русь, осваивая торговые пути, начинает продвижение к югу, а завоевание Любеча, Смоленска и Киева князем Олегом позволило установить контроль над Днепровским путем. Международная торговля, таким образом, сыграла в объединении восточных славян не меньшее значение, чем развитие зернового хозяйства и ремесел.
Все первые князья носили скандинавские имена: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга. Традиционно ее основателем считается Рюрик, но с учетом неясных родственных связей между Рюриком, Олегом и Игорем, она может происходить от князя Игоря.
Так финны, а от них и славяне, первоначально называли именно норманнов. Русью был и Рюрик с дружиной, и другие пришельцы-варяги. Поскольку они связали свою судьбу с местным населением, дали начало правящей династии, имя «русь» закрепилось.
Его этническое содержание постепенно сменилось социальным (русью были князья, дружинники, купцы), а затем стало названием государства и его народа.
В дальнейшем, вероятно к концу X в., был завершен процесс ассимиляции варягов славянами. Он ярко иллюстрируется первыми договорами Руси с Византией. В договоре князя Олега 912 г. читаем: «Мы от рода русского: Карлы, Инегельд, Фарлоф, Веремуд, Рулав, Руалд, Фрелав, Руар, Гуды, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид…» (имена древнескандинавские).
А в договоре князя Игоря 945 г. преобладают уже славянские имена: Святослав, Володислав, Предислав, Борич, Синко. Впрочем, «национальность» первых русов не имеет большого значения для истории образования русского государства.
Отметим и получившую в свое время наибольшее распространение антинорманистскую версию: название «русь» выводится из географических названий Среднего Поднепровья с корнем «-рос-» (р. Рось, оз. Россава). Однако она не подтверждается ни исторически, ни данными филологов.
По мнению последних, связать названия «рось» и «русь» лингвистически невозможно, а названия с корнем «-рус-» в этом регионе имеют более позднее, вторичное происхождение. Интересно, что на Руси форма «Рос» (Россия) появилась поздно (в конце XV в.), и стала общепринятой лишь с XVIII в.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1968; Нарушение авторских прав?;
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса — ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать.
Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие?
Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
Варяжская проблема (норманнская).
Происхождение слова Русь.
Стабилизация верховной власти у восточных славян связана с летописным рассказом о призвании варягов и основании династии Рюриковичей. Приглашённый на княжение новгородцами князь Рюрик укрепился па новгородском княжении в 862 г.
– так утверждает летопись. В 882 г. в результате военного похода новгородской дружины на Киев происходит объединение двух главных центров Северной и Южной Руси, возникает государство, вошедшее в историю под названием «Киевская Русь». О нём мы имеем уже более чёткие представления, ибо история его описана в русских летописях, в арабских и византийских хрониках, воспета и былинах и скандинавских сагах, лучше, чем предыстория, представлена археологическими памятниками.
Окраины этого государства, сильно
разросшегося уже к XI в., упирались на юге в степные просторы, где ему приходилось контактировать с многочисленными кочевыми народами Средней и Центральной Азии, волнами накатывавшимися в приволжские и причерноморские степи. На севере Киевская Русь граничила с Балтикой и таёжным Заволжьем, и здесь восточнославянское в своей основе государство испытывало мощное влияние Скандинавии, которое вполне может быть сравнимо с влиянием южного соседа Руси – Византии.
Вопрос о роли скандинавов-норманнов в становлении и развитии древнерусского государства дебатируется в отечественной исторической науке уже в течение двух с половиной столетий, хотя для мировой науки эта роль всегда оставалась бесспорной.
В ходе дискуссий сформировалось две позиции, два лагеря, так называемых норманистов – сторонников скандинавского происхождения Рюрика, и антинорманистов, выводивших Рюрика откуда угодно, но только не из Скандинавии. Особняком стоит позиция советских историков, которые с конца 1940-х годов вообще пришли к отрицанию Рюрика как такового и понятия «династия Рюриковичей», «держава Рюриковичей», на которых стояла вся российская историография, вообще перестали употреблять.
Причём, надо заметить, что эта позиция не была марксистской, ибо сам К. Маркс признавал не только наличие Рюрика-скандинава, но и «норманнский период» в истории Руси. Поскольку авторы вузовских учебников по истории отечественного государства и права и в новейших изданиях проводят старую советскую точку зрения на эту проблему, есть смысл остановиться на ней несколько подробнее.
Первым норманистом был автор «Повести временных лет», монах Киево-Печерского монастыря Нестор, поместивший в летописи в 1113 г.
известие о призвании Рюрика новгородцами. Суть его такова. Новгородцы, – рассказывает Нестор, – долгое время платили дань приплывавшим из-за моря варягам, воинственному народу. Однако в лето 6370 от С. М. (862 от Р. X.) они «изгнаша варяги за море и не даша им дани.
И почаша сами в собе володети». Но свобода не принесла им покоя, начались раздоры и распри: «И не бе в них правды, и вста род на род, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся». Чтобы прекратить распри, решили: «Поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву. И идоша за море, к варягам, к руси. Реша русь, чудь, словене и кривичи, и веси: «Земля паша велика и обилна, а наряда в ней нет. Да пойдите княжить и володети нами.
И избрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь, и придоша; старейший Рюрик седe Новегороде, а другий, Синеус, на Беле-озере, а третий, Трувор, в Изборсте. И от тех варяг прозвася Русская Земля».
Это известие русской летописи, соединив его с данными скандинавских источников, ввели в историческую науку служившие в Российской Академии наук в XVIII в. историки немецкого происхождения: Т.З.
Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер, ставшие родоначальниками норманнской теории происхождения русского государства в IX в.
Их положения развили далее русские учёные: Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв и другие, которых можно смело называть норманистами. Антинорманизм, в свою очередь, родился в трудах М.В.
Ломоносова, который счёл антипатриотичным начинать русскую историю от скандинавов.
Всё дело заключалось в том, что научному спору было придано тогда, в XVIII в., политическое звучание, политика вмешалась в науку.
Норманнская проблема и ее современная трактовка
Ко времени, когда Ломоносов по заданию руководства Академии наук выступил против диссертации Миллера «О происхождении народа и имени российского» (1749 г.). Россия дважды при жизни одного поколения вступала в открытое противоборство со шведами и дважды выходила из войны победительницей (в 1700–1721 гг.
и 1741–1743 гг.). Значение великой европейской державы, потерянное Швецией, переходило к повой империи, созданной Петром I. Швеция жаждала реванша, и это нашло отражение в трудах шведских историков, поставивших идею Рюрика в обоснование концепции о вечной зависимости Руси от Швеции. Пытаясь опровергнуть эту идею, Ломоносов вывел Рюрика, против существования которого отнюдь не возражал, из южнобалтийского славянского племени роксолан.
В качестве доказательства использовалась своеобразная игра с этнонимами («роксоланы» произошли от «росов», соединившихся с «аланами», роксоланы ушли с Рюриком в Новгород, а на их месте образовалась По-Руссия (Пруссия) или то, что осталось «после русов» и т.д.).
Российские историки позицию Ломоносова всерьёз не принимали, относя её к так называемому панегирическому, патриотическому течению в отечественной историографии, целью которого было создание из истории русского государства «панорамы геройской доблести русского народа» (К.Н. Бестужев-Рюмин).
С утверждением «марксистско-ленинской» концепции образования государства как орудия подавления одного общественного класса другим Рюрику, как и многим другим личностям, места в нашей истории не осталось.
В 12-томной «Истории СССР» (1960-е гг.) династию русских князей начинали со славянина Олега Старого, хотя уже само имя «Олег», как и имена последовавших за ним «Ольги» и «Игоря», – скандинавского происхождения.
Итак, как же отвечает на вопрос о роли норманнов в образовании древнерусского государства современная наука, освободившаяся от идеологического давления?
Рюрик – вполне реальная личность, и известие летописи о нём не легенда, оно имеет достоверные основания, подтверждённые другими источниками. Присутствие скандинавов на русской земле доказано археологами, проводившими раскопки в Ладоге, Изборске, Новгороде и обнаружившими относительно IX– X вв.
огромный «варяжский» культурный пласт (оружие, предметы быта, культа и пр.). Найден и прототип Рюрика – датский конунг, предводитель викингов, Рерик Ютландский. Найти его помогли литературные памятники Древней Скандинавии, саги, географические и исторические сочинения северных авторов. Таким образом, скандинавы дали Руси княжескую династию.
2. Предполагается, что скандинавы (викинги и их дружины), обосновавшись уже в VIII в. в указанных опорных пунктах северо-западной Руси (Ладоге), в землях словен, установили тесные контакты с местной родоплеменной знатью.
Отсюда они проложили путь на юг, в Византию («из варяг в греки») и в страны арабского Востока, совершая походы, бывшие своеобразным смешением разбойничьих набегов с торговыми предприятиями.
3. Скандинавы осуществляли в этих землях ещё один вид деятельности – наёмную военную службу у знати и местных князей.
Рюрик тоже пришел в Новгородскую землю с дружиной и родом своим («пояша по собе всю русь»). О том же свидетельствует известие скандинавской саги о «Sine hus» и «Tru vaering» («дом свой» и «верное воинство»), превратившихся в пересказе летописца в легендарных братьев Рюрика. Как увидим далее, «призвание» князя соответствует позднейшей новгородской традиции – приглашать на княжение князей из других земель, передавая в их руки военные функции и оставляя всю остальную власть в руках вечевой администрации.
С приходом Рюрика приток скандинавских дружин на Русь усилился, потомки Рюрика широко использовали их военную силу, силу нейтральную, для борьбы с родоплеменной знатью, объединяя под своей властью разноэтнические территории. Скандинавские дружины использовались русскими князьями в походах на Византию.
Скандинавы привлекались на дипломатическую службу. В качестве русских послов они появлялись не только в Константинополе, но и в столице императора франков (как о том свидетельствуют «Бертинские анналы»).
6. Из них формировался аппарат государственного управления, в том числе в системе взимания податей. Они дали начало поместному землевладению, получая за свою службу земельные пожалования князей. Миллер на этот счёт так писал в «Известии о дворянах российских»: «Ещё Владимир, как о том пишет Нестор, овладев с помощью варяг киевским престолом, «избра из них мужей добрых и смысленых, и храбрых, и раздая им грады».
Сие было начало русского дворянства, или паче сказать, российских поместий».