Что такое норматив численности персонала
«Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду» (утв. Росздравом)
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ НОРМАТИВОВ ПО ТРУДУ
Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций по труду подготовлены с учетом обобщения опыта применения нормативных материалов по труду многоцелевого назначения, разработанных Управлением нормативов по труду ФГУП «НИИ ТСС» Росздрава.
В Рекомендациях рассмотрены общие методические положения по использованию нормативных материалов по труду работников бюджетных организаций, требования к нормативным материалам, правовые вопросы их установления и замены, контроль за состоянием нормативной базы и определение эффективности внедрения нормативных материалов по труду.
Рекомендации разработаны коллективом авторов:
к.э.н., заслуженный экономист России Софийский Н.А. (руководитель работы), к.э.н. Кириченко М.Е. (ответственный исполнитель).
Управлением нормативов по труду «НИИ ТСС» Росздрава (б. Центральное бюро нормативов по труду) за продолжительный период времени создана многоцелевая нормативная база межотраслевого назначения, позволяющая установить штатную численность специалистов, служащих и других работников бюджетных организаций.
В условиях необходимости стабилизации и подъема экономики, роста эффективности труда руководителей, специалистов и служащих и усиления их воздействия на конечные результаты работы организаций возрастает потребность в обоснованном установлении их численности, в выявлении резервов для сокращения излишней численности работников за счет более рационального использования фонда рабочего времени и установления оптимальной их нагрузки, которая позволяла бы сохранить не только прежний уровень эффективности их труда, но и повысить его.
Указанные обстоятельства усиливают необходимость совершенствования системы межотраслевых, отраслевых и местных нормативных материалов.
В связи с этим особое значение имеет многоцелевое, эффективное применение межотраслевых и отраслевых нормативов по труду в бюджетных организациях.
Нормативная база бюджетной организации должна быть комплексной, т.е. состоять из разных видов норм и нормативов различных уровней укрупнения. Она должна иметь многоцелевое назначение, а именно: обеспечение обоснованного установления штатной численности работников организации и их функциональных подразделений, распределение численности работников по должностям, профессиям, установление нормированных заданий, определение трудоемкости работ, подготовка должностных инструкций и штатных расписаний.
Актуальность разработки Рекомендаций по установлению штатной численности работников различных должностных категорий на базе межотраслевых, отраслевых и местных нормативов по труду объясняется во многом еще и тем, что изучение опыта их применения в организациях свидетельствует о значительных различиях в уровне эффективности внедрения нормативных материалов.
ПО ОБОСНОВАНИЮ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ НОРМАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ТРУДУ
1.1. Штатную численность работников бюджетных организаций рекомендуется установить на основе межотраслевых, отраслевых и местных нормативных материалов по труду, позволяющих определить необходимую численность работников функциональных подразделений организации или отдельных исполнителей.
Под необходимой численностью работников понимается численность, позволяющая эффективно и качественно выполнять конкретную работу при обеспечении условий научно обоснованных режимов труда и отдыха.
1.2. Штатная численность работников бюджетной организации устанавливается по структурным подразделениям, раздельно для руководителей, специалистов и других служащих для производственного или обслуживающего персонала (рабочих).
Разновидностью нормативов численности являются типовые штаты, установленные на основе норм времени обслуживания, нагрузки.
1.4. Нормативные материалы по труду, применяемые для расчета штатной численности, утверждаются в установленном порядке или руководителем организации. По сфере применения нормативные материалы подразделяются на межотраслевые, отраслевые (ведомственные) и местные.
Межотраслевые нормативные материалы по труду разрабатываются исходя из организационно-технических условий, типичных для организаций нескольких ведомств.
В Приложении 1 приведен Перечень межотраслевых нормативных материалов по труду, которые могут быть использованы при определении штатной численности работников бюджетных организаций.
Отраслевые нормативные материалы по труду разрабатываются исходя из организационно-технических условий, типичных для предприятий одной отрасли.
Местные нормативные материалы разрабатываются на отдельные виды работ в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие межотраслевые или отраслевые (ведомственные) нормативные материалы, а также при создании в организации более прогрессивных организационно-технических условий по сравнению с учтенными при разработке действующих межотраслевых и отраслевых (ведомственных) нормативных материалов для нормирования труда. Местные нормативные материалы утверждаются администрацией организации по согласованию с профсоюзным комитетом.
Разработка их может осуществляться как самой организацией, так и на договорной основе специализированными организациями. Может быть сформировано специальное подразделение (бюро, группа). В организациях следует создавать библиотеки нормативных материалов, банки алгоритмов и программ. Кроме межотраслевых и отраслевых нормативных материалов по труду в базу включаются и местные нормативы.
1.5. Организация работы по составлению штатного расписания предъявляет повышенные требования к специалистам, занятым в этой области. Они, в частности, должны в совершенстве владеть современными методами анализа и проектирования трудовых процессов, микроэлементного нормирования, способами выявления резервов снижения трудовых затрат на различных работах. Эффективность этой работы во многом зависит от уровня профессиональной подготовки участвующих в ней работников, поэтому целесообразно привлекать к разработке местных нормативных материалов специализированные организации.
1.7. Организационно-технические условия (организация труда, технология, оргтехника и т.д.) на рабочих местах должны быть приведены в соответствие с требованиями, запроектированными в нормативных материалах по труду.
1.9. Для всех структурных подразделений необходимо разрабатывать положения, отражающие задачи, основное содержание функций, на них возложенных, и ответственность, а также должностные инструкции для исполнителей.
1.10. Штатная численность работников основывается на списочной численности, установленной по нормативным материалам по труду с учетом планируемого коэффициента невыходов, определяемого по данным бухгалтерского учета.
1.11. Штатное расписание утверждается руководителем организации по состоянию на 1 января будущего года. В течение года в него могут быть внесены изменения и дополнения в связи с изменением объема работ и организационно-технических условий труда.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСЧЕТУ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ
РАБОТНИКОВ НА ОСНОВЕ НОРМАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ
2.1. Методика расчета штатной численности на основе
Штатная численность работников на основе норм времени определяется по формуле:
Расчет общих нормативных трудозатрат на объем работы за год, выполняемый работниками, определяется по формуле:
Затраты времени на соответствующий вид нормируемых работ рассчитываются по формуле:
Примером расчета численности работников структурного подразделения служит расчет штатной численности работников, занятых бухгалтерской и финансовой деятельностью, на основе норм времени (таблица 1).
ПРИМЕР РАСЧЕТА ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ БУХГАЛТЕРИИ
ПО УЧЕТУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Общие трудозатраты на объем работы за год (То), выполняемый подразделением (группой), равнялся 3540 ч:
2.2. Методика расчета штатной численности на основе
Штатная численность работников через нормы нагрузки устанавливается по формуле:
Средняя норма нагрузки в единицах измерения на одного исполнителя рассчитывается по формуле:
Пример определения численности судей и нагрузки системы арбитражных судов на основе норм нагрузки на одного судью приводится ниже.
РАСЧЕТ ОБЩИХ ТРУДОЗАТРАТ РАБОТ, ВЫПОЛНЕННЫХ СУДЬЯМИ
Расчет средних нормативных трудозатрат на рассмотрение одного судебного дела в первой инстанции:
Таким образом, средняя норма нагрузки судьи арбитражного суда в первой инстанции за год составляет:
Штатная численность судей составит:
2.3. Методика расчета штатной численности рабочих
на основе норм времени обслуживания
Штатная численность рабочих на основе норм времени обслуживания рассчитывается по формуле:
Нормы времени обслуживания рассчитываются по формуле:
Сумма норм времени обслуживания (SUM Тно) определяется по формуле:
ПРИМЕР РАСЧЕТА ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ УБОРЩИКОВ
ПОМЕЩЕНИЙ НА ОСНОВЕ НОРМ ВРЕМЕНИ ОБСЛУЖИВАНИЯ. НОРМЫ
ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ УБОРЩИКОВ СЛУЖЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
1. При наличии на лестничной клетке ковровых дорожек к норме времени обслуживания применять следующие коэффициенты:
Нормы времени обслуживания установлены с учетом затрат времени на выполнение уборщиками служебных помещений основных и дополнительных функций. К основным функциям отнесены все виды работ по уборке помещений и номеров. К дополнительным функциям отнесены: доставка средств уборки и приспособлений в начале смены к месту работы и в конце смены в установленное для их хранения место.
Нормы времени обслуживания для уборщиков помещений взяты из таблицы N 3.
Штатная численность работников по уборке служебных помещений:
2.4. Методика расчета штатной численности воспитателей
и помощников воспитателей детского учреждения
Численность воспитателей и помощников воспитателей определяется с учетом:
— предельной наполняемости групп детьми;
— продолжительности пребывания детей в группе (норма обслуживания);
— количества рабочих дней детского учреждения (групп в дошкольном учреждении в неделю);
— нормативной продолжительности рабочего времени воспитателя и помощника воспитателя в неделю (в зависимости от вида дошкольного учреждения).
Нормативы численности установлены исходя из предельной наполняемости групп в дошкольном учреждении общего назначения:
Численность воспитателей рассчитывается по одной должности на каждую группу в смену:
Численность помощников воспитателей рассчитывается по одной должности на каждую группу в смену в течение всего режима работы учреждения.
Количество рабочих дней детского учреждения в неделю:
6-дневная рабочая неделя; 5-дневная рабочая неделя.
Нормативная продолжительность рабочего времени воспитателя в неделю:
Нормативная продолжительность рабочего времени помощника воспитателя в неделю в группах:
Явочная численность воспитателей и помощников воспитателей в группе рассчитывается по формуле:
Штатная (списочная) численность работников (Чсп) определяется по формуле:
где % планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета.
Штатная численность воспитателей в группе:
Штатная численность помощников воспитателей в группе:
Штатная численность воспитателей в группе:
Штатная численность помощников воспитателей в группе:
Штатная численность воспитателей в группе:
Штатная численность помощников воспитателей в группе:
2.5. Методика расчета штатной численности работников
на основе нормативов численности
Наиболее часто встречаются нормативы численности работников, разработанные по функциям управления в виде нормативных степенных или линейных уравнений регрессии, например:
Общая нормативная численность инженерно-технических работников и служащих подразделения (организации) определяется как сумма нормативов численности по функциям управления:
Примером может служить расчет численности работников по функции «Организация труда и заработной платы» в соответствии с «Типовыми межотраслевыми нормативами численности служащих, занятых в экономических и административно-хозяйственных службах» по формуле:
Численность работников может быть установлена также по отдельным нормативам по должности.
Например, службе хозяйственного и материально-технического снабжения положен 1 кладовщик при стоимости сохраняемых ценностей свыше 100 тыс. руб. в год.
3. КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ШТАТНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
Контроль в организации ведется по следующим направлениям:
— охват нормативными материалами всей численности работающих;
— качество всей действующей совокупности нормативных материалов;
— качество конкретного действующего нормативного документа.
По первым двум направлениям объектами анализа и контроля могут быть организация в целом или ее подразделения.
Охват нормативными материалами характеризует удельный вес работников, численность которых установлена по нормативам.
Соотношение штатной, фактической и нормативной численности руководителей, специалистов и служащих определяется по форме, приведенной ниже:
Экономическая эффективность (Э), получаемая в результате создания и использования нормативной базы по труду, при составлении штатного расписания может быть определена по следующей формуле:
МЕЖОТРАСЛЕВЫХ НОРМАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ТРУДУ, КОТОРЫЕ
МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЧИСЛЕННОСТИ
РАБОТНИКОВ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на разработку конструкторской документации, 1991.
2. Типовые нормы времени на разработку конструкторской документации (проектирование технологического оснащения). М.: «Экономика», 1987.
3. Укрупненные нормы времени на разработку технологической документации, 1993.
4. Нормативы времени на патентные исследования. М.: «Экономика», 1987.
5. Межотраслевые нормативы времени на работы по научно-технической информации, 1990.
6. Нормативы времени на работы в автоматизированных системах научно-технической информации. М., НИИ труда, 1988.
7. Типовые нормы времени на перевод и переработку научно-технической литературы и документов. М.: «Экономика», 1990.
8. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, 2001.
9. Укрупненные нормы времени на разработку программных средств вычислительной техники. М.: «Экономика», 1988.
10. Типовые нормы времени на программирование задач для ЭВМ. М.: «Экономика», 1989.
11. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности в бюджетных организациях, 1995.
12. Нормативы численности работников юридической службы, 1990.
13. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров, 1991.
14. Нормативы численности работников отделов подготовки кадров (бюро, секторов) на предприятиях. М., НИИ труда, 1990.
15. Нормативы численности инженерно-технических работников и служащих объединений гостиничного хозяйства и гостиниц. М., НИИ труда, 1985.
16. Единые нормы времени (выработки) на машинописные работы. М.: «Экономика», 1988.
17. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления, 1994.
18. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы с научно-технической документацией в архивах учреждений, организаций и предприятий, 1993.
19. Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления, 1993.
20. Укрупненные нормы времени на работы, выполняемые в архивах, хранящих документы по личному составу учреждений, организаций и предприятий, 1992.
21. Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках, 1996.
22. Межотраслевые нормы времени на научные работы, выполняемые работниками библиотек. Москва, 1994.
23. Межотраслевые нормативы численности работников клубных учреждений, 1991.
24. Нормативы времени на работы, выполняемые работниками городских (районных) центров государственной службы занятости в условиях автоматизированной обработки информации, 1995.
25. Нормативы времени на работы, выполняемые работниками городских (районных) центров государственной службы занятости, 1995.
26. Нормы нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата народных судов, 1996.
27. Нормативы времени на работы, выполняемые работниками городских и районных отделов социального обеспечения. М., 1990.
28. Нормы нагрузки судей системы арбитражных судов Российской Федерации, 1997.
29. Межотраслевые типовые нормы времени на работы по сервисному обслуживанию персональных электронно-вычислительных машин и организационной техники и сопровождению программных средств. М., 1998.
30. Нормативы предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти. М., 2002.
31. Нормы времени на работы по дополнительному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти. М., 2002.
32. Нормы обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений, 1996.
33. Укрупненные нормы времени на полотерные и стеклопротирочные работы, 1991.
34. Нормативы времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений, 1990.
Судебная практика и законодательство — «Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду» (утв. Росздравом)
27. Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду. М., ЦБНТ, 2002.
28. Типовые нормы времени и выработки на основные виды работ, выполняемые в государственных архивах. М., ВНИИДАД, 1988.
Нормирование труда и численности персонала
Под нормированием труда и численности понимаются действия по разработке и внедрению норм, которые определяют объем трудовых затрат и численности персонала, необходимых для выполнения тех или иных работ. Данные действия необходимы для рационального управления производством и трудом, ведь на сегодняшний день расходы на оплату труда являются одними из основных статей расходов и благодаря нормированию труда, компания может определить оптимальную численность, профессиональный и квалификационный состав работников, а также осуществить мероприятия, направленные на наиболее эффективное использование трудовых ресурсов.
Применение систем нормирования труда регулируется трудовым законодательством. Статьей 159 ТК РФ работникам гарантируется применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором. Государственное содействие обеспечивается разработкой типовых норм труда для однородных работ, установлением правил введения, замены и пересмотра норм труда, подготовкой специалистов в области нормирования труда, возложением на работодателя обязанности устанавливать научно обоснованные нормы труда. Именно за отработку нормы рабочего времени и выполнение нормы труда, законодательство гарантирует работнику получение заработной платы.
В практике нормирования труда и численности используются аналитический, опытно-статический и физиологический методы.
К аналитическим методам нормирования труда относятся хронометраж, фотографирование рабочего дня, метод моментальных наблюдений, метод сравнения по типовым нормам.
Все виды нормирования аналитическим методом предполагают разделение операций на отдельные элементы и их анализ. Последовательность действий следующая:
К опытно-статистическим методам нормирования труда относятся статистический, опытный и метод аналогий. Метод основан на использование результатов наблюдений, лабораторных исследований и результатов статистической обработки отчетных материалов.
Опытно-статистический метод нормирования в настоящее время применять не рекомендуется, так как он не соответствует достигнутому уровню передовой техники и не отвечает задаче дальнейшего повышения производительности труда. Он не учитывает роста технической вооруженности труда, достижений передовой технологии, организации труда и производства, а ориентирует в лучшем случае только на достигнутый и практически уже превзойденный средний уровень производительности. Применение опытно-статистических норм влечет за собой уравниловку в оплате малоквалифицированного и высококвалифицированного труда. Опытно-статистический метод нормирования основан на личном опыте нормировщика (мастера, руководителя), а также на использовании отчетных (статистических) данных о затратах времени на выполнение аналогичной работы. Этот метод не позволяет учитывать улучшающиеся организационно-технические условия производства. Поэтому нормы, установленные опытно-статистическим путем, могут использоваться лишь временно.
Физиологический метод нормирования связан с необходимостью регламентации напряжения физиологических функций. Метод обусловлен тем, что как перенапряжение отдельных органов и систем, так и недостаточная их нагрузка неблагоприятно отражаются на состоянии организма и снижают эффективность труда.
Нагрузка на организм при труде обусловлена:
Ответная реакция организма в виде его напряжения является основной мерой оценки и нормирования трудовых нагрузок.
Задачей физиологического нормирования является регламентация деятельности человека, занятого различными видами труда, с учетом его возможностей и действия внешних факторов.
Под нормой следует понимать зону физиологических изменений, в границах которой сохраняются оптимальная жизнедеятельность и работоспособность человека. Выделяют два уровня нормирования нагрузки: предельный и оптимальный.
Предельно допустимая нагрузка — это величина рабочей нагрузки, которая у лиц, не имеющих противопоказаний к тяжелому или напряженному труду, не приводит в конце смены к переутомлению и при установленной длительности рабочей недели в течение всего трудового периода жизни не вызывает нарушения работоспособности и отклонений в состоянии здоровья.
Оптимальная трудовая нагрузка — это величина рабочей нагрузки, которая у лиц, допущенных к данному виду труда по состоянию здоровья, не приводит в конце смены к выраженному утомлению и обеспечивает оптимальную жизнедеятельность организма на протяжении всего трудового периода жизни и сохранение здоровья.
Для определения физического напряжения работающих используются общепринятые методы физиологических исследований.
Критериями напряжения организма при выполнении физической работы являются ЧСС, мощность энергозатрат, минутный объем дыхания с учетом вида выполняемой работы (общая, региональная, локальная), кожно-легочные влагопотери и процент снижения мышечной выносливости. При этом необходимо иметь усредненные данные для группы из 6–10 человек в возрасте 18–49 лет со стажем работы больше года.
Предельно допустимым уровнем физического напряжения при выполнении общей работы на протяжении 8-часовой смены является ЧСС, равная 100 уд./мин, при которой заметно не снижается работоспособность и производительность труда (оптимальный показатель — 85–95 уд./мин).
Используя принцип защиты временем, необходимо нормировать длительность работ, общее напряжение при которых превышает определенный уровень изменения физиологических показателей. Так, длительность операций, выполнение которых вызывает увеличение ЧСС до 140 уд./мин, следует ограничивать одним часом за смену для мужчин и 0,5 часа — для женщин.
Отклонение фактических данных физиологических показателей от рекомендуемых величин в сторону превышения служит основанием для проведения мероприятий по снижению трудовой нагрузки путем механизации, автоматизации трудовых операций, улучшения санитарно-гигиенической обстановки, рационализации режима труда и отдыха.
Фотографирование рабочего времени
При нормировании труда и численности я использую метод — фотографирование рабочего дня, т. к. данный метод можно применять как к рабочим, так и к служащим, руководителям и специалистам.
Фотографирование рабочего дня предполагает изучение путем наблюдения и измерения всех без исключения затрат рабочего времени на протяжении полного рабочего дня или определенной его части.
Фотографирование может проводиться нормировщиком или самим работником (самофотография). Различают фотографии:
С помощью данного метода мною были достигнуты следующие цели:
До применения метода фотографирования рабочего дня мною были изучены технологический процесс производства, организация рабочего места и его обслуживания, выявлены недостатки в использовании рабочего времени.
Фотография рабочего времени состоит из нескольких этапов работы:
В процессе фотографирования рабочего дня результаты наблюдений заносятся в специальную фотокарту текстом, индексом или линией на графике. Фиксируются все действия исполнителя и перерывы в работе в том порядке, в каком они происходят фактически.
При обработке фотокарты определяется продолжительность каждого вида затрат труда После завершения наблюдения при обработке карты определяется продолжительностью каждого вида затрат труда, указывается продолжительность перекрываемого времени, проставляется соответствующий индекс, предусмотренной классификацией затрат рабочего времени.
Далее по результатам фотокарт, сделанным по аналогичным видам работ, составляются сводные таблицы одноименных затрат труда (подготовительно-заключительного времени, оперативного времени, времени на отдых и личные надобности и т. д.).
На основе таких таблиц составляется свободная карта фотографий рабочего дня, в которой суммируются затраты всех фотокарт по каждому индексу и определяются их средние величины на одного исполнителя.
По материалам сводных карт проводят анализ результатов наблюдений, в процессе которого: сравнивают фактические затраты подготовительно-заключительного времени, времени обслуживания рабочего места и времени на отдых и личные надобности с нормативными значениями по этим видам затрат; устанавливают прямые потери рабочего времени, нерациональные его затраты и их причины; устанавливают необходимые затраты по этим категориям использования рабочего времени.
В итоге анализа составляют фактический и проектируемый балансы рабочего времени. В последнем исключают прямые потери и нерациональные затраты рабочего времени, за их счет увеличивают оперативное время. Полученные данные об улучшении использования рабочего времени позволяют определить:
Проектируемый рост производительности труда (П) по этому фактору по формуле
Рассчитать резервы рабочего времени и коэффициенты возможного уплотнения рабочего дня (К1) и возможного повышения производительности труда за счет лучшего использования рабочего времени (К2) можно по формулам:
К1 = Тнаб — (Тнпз + Тноп + Тнтех.обс + Тнотл) * 100
К1 = (Тнаб — Трац) / Тнаб * 100,
К2 = (Тноп — Тотд + Тпнт + Тпнд) / Тноп * 100,
Нормирование труда и численности необходимы компании для определения уровня загрузки персонала, чтобы избежать перегруза отдельных работников и «раздува» численности персонала, в случае недостаточной загрузки.
Также нормирование труда необходимо в случае установления системы оплаты труда, в данном случае нормы труда можно использовать как гарантированную часть заработной плату (т. е. За выполнение нормы работник получает должностной оклад, ставку), а за работу сверх нормы работник получает премию.
Мировой опыт также свидетельствует о постоянном расширении сферы применения нормирования труда. В зарубежной практике, как правило, лишь небольшие предприятия с численностью работающих до 50 человек не применяют нормы труда, ограничиваясь соблюдением элементарных правил организации труда. Внедряя и совершенствуя нормы труда, компании получают значительный эффект, выражающийся в увеличении объемов выпуска и повышении качества продукции (услуг) при неизменных производственных мощностях, в росте прибыли за счет сокращения издержек, а также социальный эффект за счет снижения текучести кадров, уменьшение числа трудовых конфликтов. В перспективе каждое предприятие должно будет строить свою систему нормирования труда, учитывающую как ее общеметодологические основы, так и особенности труда в отрасли.