Что такое нормативная функция
Нормативная функция
Не менее важную роль выполняет нормативная функция культуры. Она проявляется в том, что именно культура ответственна за создание норм, стандартов, правил и рецептов поведения людей, которые имеют самое разное наименование: обычаи и традиции, табу, запреты, директивы, рекомендации, разрешения, приказы, постановления, распоряжения, законы, конституционные
акты, этикет, манеры, нравы. Их можно назвать первокирпичиками нормативной функции. Они напоминают первокирпичики сигникативной функции. Из этих кирпичиков образуются здания — более крупные и сложные комплексы. Так, значительное число кирпичиков объединяется в понятие «право». Еще одна группа норм именуется моралью (включая и повседневные правила поведения). Наконец, третья область называется идеологией.
Нормы — это указания на то, как должен вести себя человек в данном обществе, если он стремится соблюдать интересы других индивидов. Правила должного или достойного поведения указывают только общие рамки, но не содержание поступка. Нормы могут разрешать, запрещать, рекомендовать. Стало быть, они имеют также стимулирующий характер.
Всю совокупность существующих в обществе норм — а их великое число, мы даже не подозреваем о том, насколько много их в современном обществе, — условно можно расположить вдоль одной прямой, на одном конце которой расположатся нормы, сильно связанные с жизненно важными для общества ценностями, а на другом — слабо или вовсе не связанные с ними. В результате мы сконструировали удобный континуум видов культурных норм (рис. 18). Один полюс назовем ценностным, адругой — рациональным (неценностным).
Рис 18 Континуум культурных норм
Удивительно, но все известные нам комплексы норм — мораль, право, идеология — сконцентрировались на правом полюсе. Левый остался голым. Не понятно, зачем он вообще нам понадобился. Однако не будем спешить с решением.
Существует множество правил, норм, запретов, которые никак не назовешь ни моральными, ни правовыми, ни идеологическими. Например, двигаясь навстречу пешеходному потоку, держись правой стороны. Или: находясь на льду, передвигай ноги медленно.
На производстве нас окружает огромное число правил техники безопасности, и новички сдают специальный экзамен. Проверку знаний правил движения должны выдержать и те, кто желает получить водительское удостоверение. Немало норм, правил и рекомендаций есть в экономической сфере. Одни указывают на то, как надо вести себя при заключении договора, а другие — как вести себя на следующим за этим банкете.
Политические правила игры прекрасно знают дипломаты и политики. Они осведомлены о том, какую часть правды следует доверять средствам массовой информации, в каких случаях и государственному деятелю какого уровня следует посылать поздравления, заверенные первым лицом или советником министерства.
Правила повседневного общения руководят нашим общением с соседями, родными, знакомыми, сослуживцами. С детства нас учат тому, что здороваться на улице надо только со знакомыми. Однако детишки часто здороваются со всеми подряд. Так они воспринимают — на свой манер — правила хорошего тона.
Как видим, не идеологических, правовых и моральных правил на свете гораздо больше. Они-то и заполняют середину континуума и его правую половину. Ну а что мы поместим на втором полюсе? К максимально рациональным надо, видимо, отнести те правила, которые в наивысшей степени нейтральны по отношению к любой оценке или ценности. Скажем, правило «обходи идущего навстречу справа» обладает именно таким свойством. Трудно назвать его моральным, юридическим или идеологическим. Оно прагматическое, утилитарно-практическое, но не универсальное. В Англии движение автомобилей и пешеходов происходит в ином порядке. Не существовало этого правила и в традиционном, например, племенном или сельском обществе, где никакой уличной толпы просто нет.
Культуры и страны мира можно — опять же условно — поделить на культуры интенсивного насыщения нормами и культуры неинтенсивного насыщения. Из европейских стран больше всего норм, правил, стандартов, законов, по единодушному мнению специалистов, существует в современной Германии. Она — абсолютный рекордсмен. На второе место обычно ставят Англию. Другие страны располагаются вслед за ними в убывающем порядке. В конце находятся страны Восточной Европы, в том числе Россия.
Высока насыщенность нормами, обычаями и традициями восточных культур. Условно выражаясь, количество традиций и обычаев на квадратный километр территории наиболее высоко в Китае, Индии, Японии. Здесь почти всякое явление жизни, тем более культурное явление, как-то обозначено, нормировано, оценено. Именно здесь обнаружены наиболее тонкие и разработанные правила этикета. Дыхание, питание, движение, охрана здоровья, уход за телом, эстетические переживания, созерцание и общение с природой, правописание и стихосложение, отношения младших к старшим, мужчины к женщине, детей к родителям здесь подчинены строгим правилам традиции.
Как видим, по интенсивности норм и правил жизни страны Запада и Востока почти не различаются. Различен лишь характер норм. На Западе преобладают рациональные нормы, на Востоке — ценностные. Говоря о наличие норм в культурной жизни страны, мы включаем сюда и степень соблюдения этих норм. Насыщенность культуры нормами предполагает не просто провозглашение их, но также уважение и подчинение им. Попытаемся выразить нашу мысль схематически (рис. 19).
Рис. 19. Различие стран по степени насыщенности культуры нормами
Нормативную функцию можно измерять не только степенью насыщенности культуры обычаями и традициями. Специалисты вводят в употребление термин «нормативная избыточность» для того, чтобы указать на другой аспект культурных норм — меру их жесткости. Считается, что чрезмерная регламентация поведения характерна для обществ с бедной культурой. Можно ли к ним относить Россию? Жесткая нормативность помогает поддерживать социальный и идеологический порядок, но мешает творчеству и затрудняет внедрение инноваций. Несомненно, эти признаки были присущи Советской России. Но у культурологов речь идет о небольших обществах, скорее всего о примитивных племенах. И это верно. Французский социолог Э. Дюрк-гейм описал такие культуры под именем механической солидарности. Она присуща всем первобытным культурам, где нет развитой личности и индивидуальных свобод, где коллектив осуществляет безраздельный контроль над всеми сторонами общественной жизни, где регламентации подвергаются малейшие поступки и проступки. Э. Дюркгейм говорил о репрессивном праве. Но ведь и в СССР господствовал коллективизм. Права человека не соблюдались, а репрессии были практически узаконены. Не сделать ли отсюда вывод о том, что и СССР, несмотря на огромные размеры и развитую промышленность, в каком-то смысле оставался еще на древней стадии механической солидарности?
Противоположным состоянием общества является аномия— отсутствие каких-либо норм и законов (от лат. anomia — отсутствие норм). И эту проблему в свое время глубоко изучил Э. Дюркгейм, который, собственно говоря, и ввел в научный оборот сам термин. Оба крайних положения — нормативная недостаточность и нормативная избыточность, жесткость и слабость норм — одинаково плохо сказываются на современном обществе. А почему? Изобразим ситуацию схематически (рис. 20).
Рис. 20. Три области нормативной функции культуры
Регламентация поведения — и мягкая, и жесткая, — которая вытекает из нормативной функции неизбежно накладывает ограничения на свободу действий человека. Нормы, а их в окружающей жизни бесчисленное множество, по каждому пустяку говорят нам: это можно, а это нельзя. Пытаясь вписаться в круг обязанностей, мы непременно что-то подавляем в себе. А всякое подавление связано с неудовольствием, напряжением, конфликтностью. 3. Фрейд разработал специальную теорию, согласно которой культура — это непременно что-то репрессивное, насильственное.
Возможно, что великий психоаналитик впадал в крайность, сводя культуру к подавлению и вытеснению. Но совершенно очевидно, что соблюдение культурных норм, часто вопреки своим желаниям и капризам, дается психике нелегко. Любое напряжение требует компенсации, а таковым может служить только расслабление — отдых, ничегонеделание, переключение на другое занятие, досуг.
И здесь на помощь человеку приходит культура. Досуг в современном обществе немыслим вне общения с музыкой, театром, живописью, кино, всевозможными развлечениями. Утонченные японцы любят созерцать природу, особенно когда цветет сакура.
Дата добавления: 2016-07-09 ; просмотров: 1344 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Понятие культуры, её формы и разновидности. Наука и образование
Урок 5. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Понятие культуры, её формы и разновидности. Наука и образование»
Слово «культура» пришло к нам из латинского языка. Оно переводится как «обработка, возделывание почвы». То есть культура – это всё, что было выращено человеком в саду, а не само проросло в поле, то есть то, чего нет в дикой природе.
В повседневной жизни термин «культура» часто связан с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Это тоже связано со словом «культура».
На вопрос о том, кого можно назвать культурным человеком, в различные исторические эпохи отвечали по-разному. Например, в Древней Греции культурным называли человека, который был воспитан в традициях своего народа, ставший его частью. У греков даже существовал специальный термин для обозначения такого воспитания – «пайдейя».
В Древнем Риме главной задачей культуры стало воспитание достойного «человека-гражданина», гражданских качеств, патриота своей страны.
В средневековой Европе культура связывалась в первую очередь с обладанием христианским мировоззрением. Культурным человеком признавали того, кто изучил основы религии, разбирается в них и ведёт себя в соответствии с основами вероучения.
И только представители эпохи Просвещения подошли вплотную к современному пониманию термина «культурный человек». Для них – это просвещённый, образованный и обладающий научными знаниями человек.
В современном мире термин «культура» в самом широком смысле слова – это «вторая природа» – всё, что создано людьми: то что не существовало в природе никогда до человека и не появилось бы, если бы его не было; комплекс результатов их активной творческой деятельности во всех сферах общественной жизни, а также формы, принципы и способы этой деятельности.
В узком смысле слова «культура» – это духовные ценности, созданные человечеством.
Существует два подхода к пониманию культуры: антропологический и ценностный.
Суть антропологического подхода состоит в том, что под культурой понимается вся совокупность результатов человеческой деятельности, мир сотворённых людьми вещей, противостоящий природе.
Ценностный подход заключается в том, что под культурой понимают совокупность лучших, наиболее значительных творений человека, то есть речь идёт не обо всём что было создано человеком, а только о то, что может считаться ценностью.
Культура может быть рассмотрена и с позиций выявлений тех функций, которые она выполняет в обществе.
Принято выделять следующие функции культуры:
· Гуманизирующая функция. Культура делает человека. Усвоение культуры человеком способствует самосовершенствованию и саморазвитию личности.
· Адаптивная функция. Позволяет людям приспособиться к различным природным условиям.
· Ценностная функция. Создаёт условия для распознавания значимого и незначительного в жизни.
· Нормативная функция. Формирует определённые правила и нормы, регулирующие поведение (специфическая культурная программа, определяющая возможности ориентации человека в социокультурном пространстве).
· Коммуникативная функция. Обеспечивает взаимодействие между людьми, способствует процессам интеграции культур.
· Интегрирующая функция. Способствует сплочению людей на основе единых норм и ценностей.
· Функция исторической преемственности. Обеспечивает накопление, хранение, систематизацию и передачу информации.
· Деятельностно-творческая функция. Усвоение культуры обеспечивает условия для её воспроизводства (стимулирует активность людей по созданию ими чего-то принципиально нового на основе накопленного культурно-исторического опыта).
· Знаково-символическая функция. Формирует знания и умения по объяснению сущности знаков и символов, в которых сохраняется культура.
Говоря о культуре, мы имеем в виду культуру всего общества. Конечно, «культуры вообще», как и «общества вообще», в действительности не бывает – общество сложно структурировано, состоит из различных групп и слоёв, чьи культурные запросы и проявления различны, поэтому принято выделять различные виды и формы культуры.
Условно культуру можно разделить на материальную и духовную.
· Материальная культура – это производство и освоение предметов материального мира, изменение физической природы человека.
· Духовная культура – это духовные ценности и творческая деятельность по их производству: наука, искусство, религия, мораль, право и так далее.
Очень важно понимать, что деление на материальную и духовную культуру является условным. Например, промышленный робот – это явление материальной или духовной культуры? С одной стороны – это орудие труда, с помощью которого человек может создавать необходимые для себя блага, то есть материальная культура. Но с другой стороны, его появление было бы невозможным без прорыва в науке, ведь робота нужно было придумать, разработать, написать программу для его работы и так далее, а ведь всё это уже сфера духовной культуры.
Принято выделять следующие формы культуры: элитарная, народная и массовая.
· Элитарная культура создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами.
o Это культура привилегированных слоёв общества, она рассчитана на подготовленных слушателей, зрителей или читателей.
o Это «высокая культура», сохраняющая преемственную связь с классической традицией, гуманистическими ценностями.
o Модернистские формы современного искусства, доступные лишь относительно узкой группе ценителей.
· Народная культура создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, сказки, песни, танцы и тому подобное).
· Массовая культура – ориентированная на массовое каждодневное потребление.
o Основана на стандартизированном производстве – ориентация на массового «среднего» потребителя.
o Присутствует стремление к коммерческому успеху, превращение продукта культуры в товар.
o Её появление связано с процессом демократизации культуры и развитием средств массовой коммуникации.
Также можно выделить ещё ряд разновидностей культуры:
· Доминирующая культура – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.
· Субкультура – система норм и ценностей, отличающих отдельную социальную группу от большей части общества. Например: байкеры, геймеры, косплееры, диггеры и сталкеры, исторические реконструкторы и так далее.
· Контркультура – субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей. Например – хиппи. Расцвет этого движения пришёлся на конец 1960-х — начало 1970-х годов. Первоначально хиппи выступали против пуританской морали и некоторых церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм. Один из самых известных лозунгов хиппи: «Make love, not war!» (мэйк лав, нот во), что означает: «Любите, а не воюйте!».
· Антикультура – нетерпимая, злобная критика любой культуры; варварство, вандализм.
Неотъемлемой частью духовной культуры является наука – это специализированная познавательная деятельность, направленная на получение объективно истинных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.
Говоря о науке, принято выделять две основные её формы: фундаментальная и прикладная наука.
· Фундаментальная наука – это научные исследования, результатом которых становится открытие законов природы, создание теорий и концепций.
· Прикладная наука – это опытно-конструкторские изыскания, воплощение теоретических знаний в технику и технологии.
Например, биология – это фундаментальная наука о живых существах и их взаимодействии со средой, а селекция – это прикладная наука о методах создания новых и улучшения существующих пород животных и сортов растений.
По объекту изучения можно выделить естественные, социальные и гуманитарные (общественные) науки.
Результатом научной деятельности являются теории. Теория – это системно организованное знание, позволяющее объяснять и предсказывать события, явления, процессы.
Теория позволяет проникать вглубь объекта, то есть:
· описать его строение и структуру (характер связей между образующими его элементами);
· объяснить механизм его функционирования и развития;
· предсказать возможные изменения состояний предмета или процесса.
Наука – это не только познавательная деятельность, но и социальный институт со своей структурой и функциями.
Как социальный институт наука выполняет и ряд функций в современном обществе:
· Познавательная функция (познавательно-объяснительная). Наука открывает объективные факты и законы, вырабатывает убедительные объяснения, почему мир или отдельные его части развиваются так или иначе.
· Мировоззренческая функция (культурно-мировоззренческая). Разработка и совершенствование научной картины мира, на основе которой может формироваться определённое мировоззрение.
· Производственная функция (технико-технологическая). Активно влияет на развитие экономики – повышение эффективности производства, новые виды сырья и новые технологии.
· Социальная функция. Предлагает модели и методы социального развития и управления обществом.
· Прогностическая функция. Предлагает возможные модели развития тех или иных процессов.
Принято выделять следующие особенности научного познания:
· объективность получаемого знания;
· рациональность знаний (непротиворечивость, доказательность, системность);
· проверяемость получаемого знания;
· развитость понятийного аппарата;
· использование специальных способов и методов познавательной деятельности;
· высокий уровень обобщения знаний.
Различают два уровня научного познания – эмпирический и теоретический.
Эмпирический уровень – это выявление объективных фактов и связей между ними. Например, нагревая воду, мы поставили перед собой задачу узнать, какие изменения произойдут с водой, если она будет долго греться. В итоге своих наблюдений мы установим научный факт, что при нагревании воды до температуры кипения она начинает менять своё агрегатное состояние – из жидкости превращается в пар.
А вот когда мы зададим себе вопрос, а от чего зависит температура кипения воды, почему одни жидкости превращаются в газ при одной температуре, а другие при другой, что вообще происходит внутри жидкости, почему она превращается в газ и так далее, то перейдём на теоретический уровень. То есть теоретический уровень – это выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение внутренних связей и закономерностей.
К формам эмпирического познания принято относить:
· Научный факт – это результат наблюдений и экспериментов, который устанавливает количественные и качественные характеристики объектов, описанный посредством научных понятий.
· Эмпирический закон – это закон, справедливость которого была установлена из опытных данных, а не на основе теоретических соображений.
К формам теоретического познания относятся:
· Гипотеза – научное предположение, догадка, выдвигаемая для объяснения какого-либо явления.
· Проблема – задача, требующая разрешения; формулирование концепции незнания.
· Закон – объективная, устойчивая, существенная, повторяющаяся связь каких-либо явлений объективной действительности.
· Теория – наиболее развитая форма научного познания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности (система законов).
Эмпирическому и теоретическому уровням познания соответствуют определённые методы.
Методы эмпирического познания – это наблюдение (целенаправленное), эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.
Методы теоретического познания – это анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация, формализация, математизация.
С понятиями культуры и науки неразрывно связано понятие образования. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека.
Образование – это способ передачи новым поколениям людей накопленных знаний, опыта, всего того, что составляет духовную культуру общества. Образование включает в себя обучение, воспитание и профессиональную подготовку.
Выделяют следующие функции образования:
· Экономическая функция: формирование социально-профессиональной структуры общества.
· Социальная функция: социализация личности, важнейший канал социальной мобильности.
· Культурная функция: использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей.
·
В развитии современного образования наблюдаются следующие тенденции:
· Демократизация системы образования – доступность для всех слоёв, обязательность общего образования для детей.
· Рост продолжительности образования связан с новым уровнем развития общества, когда к профессиональной деятельности в большинстве сфер можно приступить только усвоив некие общие культурные ценности, специальные дисциплины, необходимые для конкретной профессии.
· Непрерывность образования – человек не может получить знания на всю оставшуюся жизнь.
· Гуманизация образования – содействие развитию личности каждого обучаемого, создание наиболее комфортных условий обучения.
· Гуманитаризация образования – увеличение времени на изучение общественных наук, потому что жизнь общества очень сложна и для того, чтобы чувствовать себя полноценным членом общества, надо уметь ориентироваться во всех его сферах: в политике, экономике, культуре, отношениях с людьми и так далее.
· Интернационализация процесса образования – сближение систем образования разных стран.
· Компьютеризация (информатизация) образования – использование компьютера и компьютерных технологий.
В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы.
1. Что такое культура, каковы её формы и разновидности?