Что такое нормативно методическое обеспечение
Нормативно-методическое обеспечение организации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:33, курсовая работа
Краткое описание
Нормативно-методическое обеспечение системы управления организацией – это совокупность документов организационного, организационно-распорядительного, организационно-методического, нормативно-технического, технико-экономического, экономического характера, а так же нормативно-справочных материалов, используемых при управлении организацией и утвержденных соответствующим компетентным органом или руководством организации.
Нормативно-методическое обеспечение создает условия для эффективного процесса подготовки, принятия и реализации решений по вопросам управления организацией. Оно состоит в разработке и применении методических документов, а также в ведении нормативного хозяйства в системе управления организацией.
Вложенные файлы: 1 файл
Нормативно методическое обеспечение организации.doc
1 ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНО- МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ЕГО СОСТОВЛЯЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Нормативно-методическое обеспечение системы управления организацией – это совокупность документов организационного, организационно- распорядительного, организационно-методического, нормативно-технического, технико-экономического, экономического характера, а так же нормативно-справочных материалов, используемых при управлении организацией и утвержденных соответствующим компетентным органом или руководством организации.
Нормативно-методическое обеспечение создает условия для эффективного процесса подготовки, принятия и реализации решений по вопросам управления организацией. Оно состоит в разработке и применении методических документов, а также в ведении нормативного хозяйства в системе управления организацией.
В целом, документы необходимы для выполнения ряда задач /4, с.12/:
Нормативно-методические документы подразделяются на три группы:
Нормативно-справочные материалы включают нормы и нормативы, необходимые при решении задач организации и планирования труда в сфере материального производства и управления. К их числу следует отнести:
Документы организационного, организационно- распорядительного и организационно-методического характера регламентируют задачи, функции, права, как всей системы управления организацией, так и ее отдельных частей; содержат методы и правила выполнения работ в организации. Эти документы включают /3, с.21/:
К документам организационно-методического характера относятся те, которые регламентируют выполнение функции по управлению организацией.
В целом нормативно-методическое обеспечение системы управления организацией может существовать на двух уровнях /3, с.27/:
К числу основных документов на уровне государства относятся Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «О занятости населения в Российской Федерации» и др.
На уровне организации основными документами являются правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, положение о подразделении, должностная инструкция, личностная спецификация, штатное расписание и др.
Ответственность за обеспечение системы управления организацией нормативно-методическими документами несут соответствующие подразделения аппарата управления организации.
Документы, разработанные и созданные на государственном уровне, определяют порядок создания и функционирования системы управления организацией, а также регламентируют работу организации, ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение.
В системе нормативно- методического обеспечения с этой точки зрения действуют следующие документы:
Основой нормативно-методического обеспечения является Конституция РФ, главный документ РФ, имеющий высшую юридическую силу. Так, согласно ст. 90, указы Президента РФ обязательны для исполнения и не должны противоречить другим законам. Ст. 115 гласит, что Правительство РФ также издает постановления и распоряжения. Но прежде всего Конституция РФ защищает права и свободы отдельно взятого гражданина, диктует его обязанности и ответственность за их невыполнение.
Гражданский кодекс РФ устанавливает виды и разновидности документов, создаваемых в целях фиксации актов гражданских взаимоотношений, регистрации фактов их возникновения или прекращения, подтверждения правонарушений в системе управления организацией.
Трудовой кодекс РФ устанавливает обязательность применения каждой организацией независимо от ее организационно-правовой формы ряда локальных правовых актов: коллективный договор, соглашение, правила внутреннего трудового распорядка, положение об использовании и защите персональных данных и др. В ТК РФ большая часть посвящена регулированию отношений между работником и работодателем организации, а в связи с этим и оформлению документации по персоналу при приеме на работу, перемещении работника в организации, расторжении трудового договора, командировании и т.д.
Уголовный кодекс регулирует вопросы, связанные с хранением документов.
В «Кодексе РФ об административных правонарушениях» к числу правонарушений относится несоблюдение правил хранения, комплектования, учета, использования документов организации.
1.3 Нормативно-методическое обеспечение системы управления организацией на организационном уровне
Деятельность организации фиксируется в разных видах документов. Согласно действующему законодательству организации, учреждения и частные предприятия издают уставы, положения, инструкции, штатное расписание. Это комплекс взаимоувязанных документов, регламентирующих структуру, задачи, функции предприятия, организацию его работы, права, обязанности и ответственность руководства и специалистов предприятия.
Таким образом, нормативно-методическое обеспечение системы управления организацией осуществляется за счет создания и непрерывного функционирования устава, положений, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора, положения о подразделении, должностной инструкции, штатного расписания.
Устав – это правовой акт, который представляет собой свод правил, установленных государством или организацией. Этот акт регулирует деятельность организаций, определенных сфер управления и хозяйственной деятельности (например, Устав закрытого акционерного общества, Дисциплинарный устав, Строевой устав и т.д.) /6, с.9/.
Согласно ст.52 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо (то есть организация) действует на основании устава либо учредительного договора, либо и того, и другого одновременно. Юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, в случаях, предусмотренных законом, может действовать на основании общего положения об организациях определенного вида.
В уставе содержится вся информация о наименовании юридического лица, месте его нахождения, порядке управления деятельностью и другие сведения, предусмотренные законодательством РФ. В уставах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях – и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.
Для отдельных учредительных документов законодательством РФ устанавливаются особенные, обязательные для исполнения требования. Так, такие требования установлены для акционерных обществ, для обществ с ограниченной ответственностью и др.
Устав оформляется на стандартных листах бумаги формата А4. Текст устава состоит из разделов, имеющих заголовки и нумеруемых арабскими цифрами. На титульном листе устава указывают: вид документа (УСТАВ), организационно-правовую форму юридического лица, его индивидуальное название, место составления документа, гриф утверждения устава учредителями или участниками (вверху справа). На подлиннике устава регистрирующий орган вверху слева проставляет отметку о регистрации устава. Отметка о регистрации заверяется печатью регистрирующего органа.
Положение об организации – это правовой акт, который определяет статус организации, порядок ее деятельности, а также права, обязанности, задачи и функции. На основании положения действуют государственные и муниципальные некоммерческие организации, действующие за счет средств бюджета /4, с.40/.
Следует отметить, что ст.52 ГК РФ гласит о том, что юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях. То же самое касается и филиалов, отделений, представительств коммерческих и некоммерческих организаций.
Положения об организациях могут быть типовыми, примерными и индивидуальными. Индивидуальные положения базируются на типовых и примерных. Последние в свою очередь разрабатываются для подведомственных организаций, филиалов, отделений и т.п.
Юридическую силу положение об организации получает после утверждения его вышестоящей организацией. Утверждение положения об организации проводится распорядительным документом (приказом, распоряжением, постановлением) вышестоящего органа управления.
Положение об организации оформляется на стандартных листах бумаги. Обязательными реквизитами положения об организации являются: гриф утверждения вышестоящего органа, название вида документа, составляющее одно целое с заголовком к тексту. Гриф утверждения заверяется печатью вышестоящей организации.
Текст положения об организации может включать следующие разделы:
4. Права и обязанности.
7. Контроль, проверка и ревизия деятельности.
8. Реорганизация и ликвидация.
В разделе «Общие положения» содержатся официальные полное и сокращенное наименования организации, определяются цели и основания ее создания с указанием наименования, даты и номера соответствующего правового акта, указывается, чем руководствуется организация в своей деятельности, кем возглавляется и кому подчиняется, какие печати и официальные бланки имеет.
Раздел «Основные задачи» формулирует цели деятельности организации или проблемы, которые призвана решать организация и которые определяют характер и основные направления ее деятельности.
В разделе «Функции» перечисляются действия или виды работ, которые должна выполнять организация для решения поставленных перед ней задач.
Раздел «Права и обязанности» содержит перечисление прав и обязанностей, которыми наделяется организация в лице ее руководителя.
Что такое нормативно методическое обеспечение
Основными документами в сфере разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ являются:
Реализация государственных программ осуществляется в соответствии с планами их реализации.
Минэкономразвития России ежеквартально, до 1 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет в Правительство Российской Федерации ежеквартальный отчет о выполнении контрольных событий государственных программ, указанных в планах их реализации.
Ежегодно, в срок до 1 апреля (уточненный до 12 мая) года, следующего за отчетным, Минэкономразвития России разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ, который сформирован на основе отчетных данных ответственных исполнителей государственных программ и который содержит сведения об основных результатах реализации государственных программ за отчетный период, о достижении плановых значений показателей государственных программ и оценке эффективности их реализации.
С 2018 года в государственных программах формируются разделы и сводная информация о ходе реализации государственных программ на приоритетных территориях, содержащие сведения о целях, задачах, показателях, мероприятиях государственных программ и их финансовом обеспечении, реализуемых на приоритетных территориях.
В Порядок № 588 были внесены изменения, предусматривающие формирование в годовом отчете сводной информации о ходе реализации государственной программы на приоритетных территориях, в том числе по субъектам Российской Федерации.
Утвержден приказ Минэкономразвития России от 7 февраля 2019 г. № 54 «Об утверждении формы представления сводной информации о ходе реализации государственной программы Российской Федерации на приоритетных территориях, в том числе по субъектам Российской Федерации (за исключением государственных программ, мероприятия которых не имеют территориальной привязки и (или) предмет которых исключает возможность их реализации на приоритетных территориях)».
Утвержден приказ Минэкономразвития России от 7 февраля 2019 г. № 53 «Об утверждении формы годового отчета о ходе реализации пилотной государственной программы Российской Федерации и об оценке ее эффективности»;
Также в соответствии с протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 22 марта 2017 г. № 3 на федеральном уровне на протяжении последних двух лет ведется работа по внедрению механизмов проектного управления при формировании и реализации государственных программ.
Так, в настоящее время в соответствии с Правилами разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 1242 (далее – Правила № 1242), реализуется пять пилотных государственных программ:
В пилотных государственных программах реализуются новые подходы к формированию целей, структурных элементов и распределению бюджетных ассигнований на их реализацию.
В 2018 году активно шел процесс формирования новых структурных элементов пилотных государственных программ. В результате сформировано более 60 ведомственных проектов и ведомственных целевых программ.
Сведения о ходе реализации пилотных государственных программ ежеквартально направлялись в Правительство Российской Федерации в составе ежеквартального отчета о ходе реализации государственных программ.
Итоги реализации пилотных государственных программ представлены в Правительство Российской Федерации 12 мая 2019 года в составе Сводного годового доклада о ходе реализации и оценки эффективности государственных программ по итогам 2018 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2019 г. № 746 приняты изменения в Порядок № 588 и Правила № 1242, предусматривающие отражение в структуре государственных программ федеральных проектов для обеспечения достижения национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
На постоянной основе на Портале государственных программ размещаются методические разъяснения по вопросам разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ.
Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 19 настоящего Федерального закона
1. В системе образования в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться и действовать осуществляющие обеспечение образовательной деятельности научно-исследовательские организации и проектные организации, конструкторские бюро, учебно-опытные хозяйства, опытные станции, а также организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования.
Информация об изменениях:
2. В целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), примерных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования в системе образования могут создаваться учебно-методические объединения.
Информация об изменениях:
3. Учебно-методические объединения в системе образования создаются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утвержденными этими органами. Типовые положения об учебно-методических объединениях в системе общего образования и среднего профессионального образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе высшего образования утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
4. В состав учебно-методических объединений на добровольных началах входят педагогические работники, научные работники и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в системе образования, в том числе представители работодателей.
Информация об изменениях:
5. Научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, осуществляется организациями, включенными в перечень организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок отбора организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, и перечень таких организаций утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
Научная электронная библиотека
Дейнека А. В., Жуков Б. М.,
3.5. Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом
Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом — это совокупность документов и нормативно-справочных материалов, устанавливающих нормы, правила, требования, характеристики, методы, используемые при решении задач организации труда и управления персоналом и утвержденные в установленном порядке, компетентным соответствующим органом или руководством организации.
Нормативно-методическое обеспечение создает условия для эффективного процесса подготовки, принятия и реализации решений по вопросам управления персоналом. Оно состоит в организации разработки и применения методических документов, а также ведении нормативного хозяйства в системе управления персоналом.
Нормативно-методические документы подразделяются на три группы:
Нормативно-справочные документы включают нормы и нормативы, необходимые при решении задач организации и планирования труда в сфере материального производства и управления. К их числу следует отнести:
Документы организационного, организационно-распорядительного и организационно-методического характера регламентируют задачи, функции, права, обязанности подразделений и отдельных работников системы управления персоналом; содержат методы и правила выполнения работ по управлению персоналом. Эти документы включают:
Важным организационно-распорядительным документом являются правила внутреннего трудового распорядка, которые включают следующие разделы:
К документам организационно-методического характера относятся те, которые регламентируют выполнение функции по управлению персоналом. Сюда входят: Положение по формированию кадрового резерва в организации, Положение по организации адаптации работников, Рекомендации по организации отбора персонала, Положение по оплате и стимулированию труда Инструкция по соблюдению правил техники безопасности и др.
Внутренними организационно-регламентирующими документами являются Положение о подразделении и Должностная инструкция.
Типовая структура положения включает следующие разделы:
Типовые положения о подразделениях, в том числе и по кадровой службе, содержатся в специальной литературе, но требуется их адаптация, уточнение применительно к каждой конкретной организации.
Чтобы составить качественную должностную инструкцию, необходимо глубоко изучить те процессы, работы, которые должны выполняться в соответствии с данной должностью (или на данном рабочем месте), а затем определить требования к работнику, который будет занимать эту должность, к его знаниям, навыкам, опыту, т.е. составить личностную спецификацию
Документы технического, технико-экономического и экономического характера содержат правила, нормы, требования, регламентирующие стандарты всех категорий и видов. К этой группе документов можно отнести:
Ответственность за обеспечение системы управления персоналом нормативно-методическими документами несут соответствующие подразделения аппарата управления организации (отдел стандартизации, отдел организации управления, юридический отдел).