Что такое нормативно правовой договор

Понятие и признаки нормативного договора

Что такое нормативно правовой договор. Смотреть фото Что такое нормативно правовой договор. Смотреть картинку Что такое нормативно правовой договор. Картинка про Что такое нормативно правовой договор. Фото Что такое нормативно правовой договор

Что такое нормативно правовой договор. Смотреть фото Что такое нормативно правовой договор. Смотреть картинку Что такое нормативно правовой договор. Картинка про Что такое нормативно правовой договор. Фото Что такое нормативно правовой договор

Нормативный договор: определение

Что такое нормативно правовой договор. Смотреть фото Что такое нормативно правовой договор. Смотреть картинку Что такое нормативно правовой договор. Картинка про Что такое нормативно правовой договор. Фото Что такое нормативно правовой договор

Сторонами нормативного договора не всегда являются именно властные структуры или уполномоченные государственные органы (хотя очень часто такие соглашения заключаются с их участием). Нормативный договор может быть заключен, например, внутри организации между работниками и работодателем для урегулирования социально-трудовых правоотношений (его чаще называют коллективным договором, ст. 40 Трудового кодекса РФ).

В отличие от нормативно-правового акта, нормативный договор заключается сторонами на добровольной основе, а не устанавливается властным решением одного из таких субъектов.

Что такое нормативно правовой договор. Смотреть фото Что такое нормативно правовой договор. Смотреть картинку Что такое нормативно правовой договор. Картинка про Что такое нормативно правовой договор. Фото Что такое нормативно правовой договор

Рекомендуем! Что такое нормативно-правовой акт, мы подробно разбираем в нашей статье «Юридическая сила нормативно-правовых актов: иерархия НПА».

Важно! Виды нормативных договоров, круг имеющих право на их заключение лиц, а также порядок их заключения и санкции за неисполнение их условий определены на законодательном уровне (в т. ч. в сфере международного права).

Признаки нормативного договора

Нормативные договоры обычно обладают следующими специфическими признаками:

Виды нормативных договоров

По признаку действия в пространстве

По распространению действия в пространстве договоры подразделяются:

Что такое нормативно правовой договор. Смотреть фото Что такое нормативно правовой договор. Смотреть картинку Что такое нормативно правовой договор. Картинка про Что такое нормативно правовой договор. Фото Что такое нормативно правовой договор

По времени (сроку действия)

В зависимости от временного интервала выделяют:

По субъектному составу

Классификация по субъектному составу касается не тех субъектов, на которых договор распространяется, а тех, кто его подписал:

По предназначению (цели заключения)

В зависимости от цели заключения нормативные договоры подразделяются:

По виду регулируемых правоотношений (по отраслям права)

Еще одна классификация проводится по принадлежности правил договора к определенной отрасли права:

Индивидуальный и нормативный договор

От нормативных договоров следует отличать т. н. индивидуальные договоры. К последним, например, относятся различные гражданско-правовые договоры и др.

И нормативные, и индивидуальные договоры представляют собой соглашения между двумя или более субъектами, содержащие юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон.

В чем же различия между нормативными и индивидуальными договорами?

Правовой итог

Нормативные договоры устанавливают правовые нормы, обязательные для применения широким/неограниченным кругом лиц. Индивидуальные же договоры порождают индивидуальные установления (конкретные правоотношения) и для определенного круга лиц, поименованных в таком договоре. Такие индивидуальные установления обеспечивают применение норм права (если нормы права являются диспозитивными, то индивидуальный договор конкретизирует поведение, права и обязанности сторон этого соглашения).

Субъектный состав

Сторонами нормативного договора могут быть субъекты из круга лиц, определенных законом. Такие лица в силу своего правового положения наделены нормативной властью. Сторонами же индивидуального договора могут быть абсолютно любые лица, обладающие дееспособностью.

Сфера охватываемых интересов

Нормативные договоры заключают для целей защиты публичных прав и интересов. Для индивидуальных договоров характерны индивидуальные цели и мотивы.

Что такое нормативно правовой договор. Смотреть фото Что такое нормативно правовой договор. Смотреть картинку Что такое нормативно правовой договор. Картинка про Что такое нормативно правовой договор. Фото Что такое нормативно правовой договор

Итак, нормативно-правовой договор — это соглашение между двумя или более субъектами правотворчества, устанавливающее взаимные права и обязанности таких субъектов, носящее нормативный характер. Можно выделить различные виды нормативно-правовых договоров по таким параметрам, как действие в пространстве, субъектный состав, цель заключения, регулируемая отрасль права и др.

Источник

Что такое нормативный правовой акт

Что такое нормативно правовой договор. Смотреть фото Что такое нормативно правовой договор. Смотреть картинку Что такое нормативно правовой договор. Картинка про Что такое нормативно правовой договор. Фото Что такое нормативно правовой договор

Что такое нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

2. Международные договоры

Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.

Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

5. Конституции (уставы) субъектов Федерации

Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.

6. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.

7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.

На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.

Источник

Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации — России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Содержание

Признаки нормативных правовых актов

Законы и подзаконные акты

Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

Нормативные договоры

Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

3. Локальные нормативно-правовые акты.

Нормы права, носителями которых являются Конституция России и Федеральные конституционные законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.

При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах бывших министерств, ведомств СССР, оформлять такое изменение следует путем принятия нового нормативного правового акта с указанием в нем, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств, ведомств СССР на территории Российской Федерации не применяются. [5]

Источник

Нормативно-правовой договор и акт

Суть и особенности нормативно-правового договора

В качестве нормативно-правового договора выступает соглашение ряда субъектов права, в котором отражены общеобязательные правила и юридические нормы.

Существует несколько свойственных нормативно-правовому договору в качестве источника права черт:

Одно из важнейших свойств нормативно-правового договора в виде источника права – он выступает в качестве добровольного волеизъявления сторон. Нормативно-правовой акт, напротив, выступает в качестве акта одностороннего волеизъявления законодательных органов. Но важно отметить, что после заключения договора сторонами, для них важно следовать правовым нормам, которые содержит данный договор. В ситуации одностороннего невыполнения обязательств наступают негативные юридические последствия для стороны, которая нарушила договоренности.

Все правовые системы признают нормоустанавливающее значение договоров. Но важно видеть разницу между договором в виде источника права (речь идет о нормативном договоре) и правовым договором, который выступает в качестве индивидуального юридического акта (речь идет, к примеру, о договоре купли-продажи в гражданском праве), для которого свойственно устанавливать ряд не юридических правил, а конкретных юридических прав и обязанностей определенных субъектов. В качестве нормативного договора примером выступает такой вид соглашения субъектов права, в состав которого входит ряд новых юридических правил.

Важно знать, что для нормативно-правового договора свойственно отличаться от договора, который выступает в качестве индивидуального акта, тем, что его предписания имеют неперсонифицированный характер, их действие неоднократно и долговременно.

Важно помнить о нормативном договоре, примерами которого могут служить ряд договоров относительно разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами власти республик в составе РФ.

Особую важность договор в качестве источника права представляет для конституционного и международного права. Для международного права свойственно воспринимать нормативно-правовые договоры как ключевые источники права. Во время развития рыночных отношений данный вид договора получил распространение в области гражданского и трудового права. И в общем допустимо предположить то, что нормативно-правовые договоры будут выступать в качестве источников юридических норм.

Примером нормативного договора можно считать контракты, соглашения, договоренности и т.д. Важно помнить о том, что для него как источника права важно включать в себя ряд юридических норм (правил).

Понятие и особенности нормативно-правового акта

Для нормативно-правового акта свойственно использоваться в качестве основной формы права в государствах с писаным правом. Россия относится к ряду таких стран. Среди его характерных черт выделяют то, что он выступает в качестве одного из источников юридических норм, а также в виде разновидности правового акта.

Если рассматривать понятие «акт» в области права, то для него характерно иметь два значения. С одной стороны, это правомерные действия, сюда же относятся действия относительно правотворчества, в ситуациях, когда для законодательного органа свойственно совершать ряд действий относительно издания, изменения или отмены законов. А с другой стороны, это официальный документ, который служит отражением и закреплением результатов определенных действий, которые имеют юридическое значение.

Когда мы говорим о нормативно-правовом акте, то «акт» в данном контексте важно понимать во втором значении.

Как результат двойственной природы нормативно-правовых актов они содержат ряд юридических норм, выступают в качестве официального письменного акта-документа и предстают в качестве результата особой деятельности страны, которую называют правотворческой.

Для нормативно-правового акта также свойственно приниматься в порядке делегированного законодательства или референдума. Но в любой ситуации при участии государства и выражении его воли.

Учитывая названные признаки, можно дать следующее определение нормативно-правового акта.

Под нормативным правовым актом понимается официальный акт-документ в письменной форме, в состав которого входит ряд юридических норм, а также который принимают в особых процедурных формах рядом компетентных органов страны, и в порядке делегированного законодательства или при помощи референдума.

Важно видеть разницу между нормативно-правовыми актами и иными видами правовых актов. Речь идет об индивидуальных юридических актах. А главное видеть разницу между рассматриваемыми актами и таким видом индивидуальных актов, как актами применения права. Объединяющим признаком для двух данных видов актов служит общая юридическая направленность. Так, и для тех и для других свойственно содержать государственно-властные предписания, но в правоприменительных актах данные предписания имеют конкретную, индивидуальную направленность, а в нормативно-правовых актах ряд государственно-властных предписаний имеют общий характер, речь идет о юридических нормах. К примеру, в области уголовного права под нормативно-правовыми актами принято понимать уголовный кодекс, а в качестве акта применения права выступает приговор суда относительно конкретного уголовного дела. И тут, важно отметить, что в данной ситуации и приговор суда, и уголовный кодекс можно воспринимать в качестве правовых актов.

В качестве основной задачи нормативно-правового акта, как и любой формы права, выступает сохранение правовой информации и оптимальное доведение ее до сведения адресата. В данной ситуации нормативно-правовые акты выступают как самая удобная и совершенная форма права, причем как для «обычных» субъекта права, так и для страны.

Первое, это то, что для нормативных актов свойственно обладать качеством оперативности. Иными словами, их можно быстро издать, изменить в любом объеме и отменить. Это дает возможность гарантировать динамизм права, своевременное реагирование на потребности общественного развития.

Второе, для нормативных актов свойственно исходить в конце концов из единого центра. Речь идет о нормотворческих органах государства. Это позволяет качественно контролировать правовую структуру в границах государства, в полном объеме осуществлять ряд требований правовых норм.

Третье, для нормативных актов характерно давать возможность определенно и точно закреплять в документации содержание юридических норм. Это дает возможность обеспечить корректную формальную определенность права, а это является преградой для произвольного толкования и применения его норм.

Четвертое, для нормативных актов свойственно выражаться в письменном виде, в документах. Это дает возможность оперативно доводить суть новых нормативных положений до сведения всего населения.

Основания для классификации нормативно-правовых актов

Существует большое разнообразие правовых актов, у них есть множество наименований. Среди нормативно-правовых актов, которые издаются рядом государственных органов, выделяют множество видов.

Национальная (индивидуальная) правовая система любого государства есть строгая иерархия, иными словами, жесткая система градации, соподчиненности нормативно-правовых актов.

При классификации нормативно-правовых актов используются различные основания. Ключевое – градация по юридической силе.

Беря во внимание юридическую силу, нормативные правовые акты можно градировать на законы и подзаконные нормативные акты.

Закон: определение, виды и признаки

Существует несколько признаков закона:

Исходя из этого, закон можно определить следующим образом.

Под законом понимается нормативно-правовой акт, который принимает высший представительный орган государства или непосредственно народ в особом процедурном порядке при помощи референдума. Помимо этого для него свойственно обладать высшей юридической силой, а также он призван контролировать особо значимые направления общественной жизни в интересах народа.

Законы можно разделить на ряд групп:

Если рассматривать конституцию в качестве ключевого учредительного юридического акта государства, то ее можно понимать как ключевой, главный закон, который определяет правовой базис страны, ряд принципов, структуру, ряд ключевых характеристик государственного строя, права и свобод граждан, форму государственного правления, устройства, структуру правосудия и ряд иных основных устоев социума.

Сегодня в России действует Конституция, которую приняли на референдуме 12 декабря 1993 г.

На основании конституции могут быть изданы конституционные законы, которые также посвящены правовым основам страны, основам государственного строя.

Существует несколько видов конституционных законов:

К примеру, Конституция РФ 1993 г. предусматривает издание 14 конституционных законов. Для конституционных законов свойственно иметь процедуру принятия более сложного, чем для обыкновенных законов, особого характера. К примеру, в России недопустимо накладывать вето Президента РФ на принятый конституционный закон.

Под обыкновенными законами понимается ряд актов нынешнего законодательства, которые принимаются в обычном законодательном регламенте и регулируют разного рода аспекты политической, экономической, социальной жизни социума.

Для них, как и для всех законов, свойственно иметь высшую юридическую силу. Но для них важно следовать конституции, ряду конституционных законов.

Законы данного вида можно разделить на две группы. Речь идет о кодификационных и текущих законах. Для федеративного государства свойственно разделять законы на федеральные и законы субъектов федерации.

Понятие и виды подзаконных нормативно-правовых актов

Под подзаконным нормативным правовым актом понимаются такие нормативно-правовые акты, принятые государственными органами или должностными лицами в рамках своей компетенции, базируясь на действующих законах и в первую очередь на конституции государства.

Для актов данного типа важно основываться на законах. Для них недопустимо противоречить закону.

Подзаконность нормативных актов не говорит о их меньшей юридической обязательности. В рамках своего действия они являются обязательными, имеют необходимую юридическую силу и занимают особое место в структуре нормативно-првового контроля.

Акты такого типа разнообразны и складываются в достаточно трудную иерархическую систему. Расклад разного типа данных актов выстраивается на основании принципа иерархии, то есть учитывая различную юридическую силу разных типов подзаконных актов.

Для акта каждой нижестоящей государственной инстанции свойственно не только быть «под законом», но и соотноситься с нормативными актами всех государственных органов, занимающих более высокую ступень в государственной иерархии. К примеру, в России для актов Министерства культуры РФ важно соотноситься не только с законом, но и с рядом нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ и рядом актов ведомств, имеющих в силу своего статуса межведомственное значение, к примеру, этом могут быть акты Министерства финансов РФ.

На область действия акта такого типа оказывает влияние место государственных органов, которые издали акт, в государственном аппарате, его компетенции. Важно отметить, что и в данной ситуации необходимо видеть разницу между нормативными актами и индивидуальными управленческими актами, в состав которых входят не общие правила, а ряд индивидуальных предписаний (относительно назначения на должность, выделения бюджетных средств и т.д.).

Существует несколько видов данных актов. Одна из разновидностей это локальные нормативные правовые акты. Под актами такого типа понимаются внутриорганизационные подзаконные нормативно-правовые акты, которые издает организация в рамках своей компетенции и исключительного для того, чтобы регулировать внутренние вопросы. К примеру, правила внутреннего трудового распорядка.

Источник

Нормативный договор в современном праве

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие нормативного договора

Нормативный договор — это нормативно-правовой акт, заключенный между субъектами правотворчества, выражающий два или более обособленных волеизъявления, устанавливающий, отменяющий или изменяющий нормы права, направленные на регулирование общественных отношений.

Регулирующая роль нормативного договора сближает его с нормативными и правовыми актами и законами. Правовая база нормативных договоров регулируется Конституцией РФ, действующим законодательством России. Отдельные внутригосударственные договоры не имеют законодательную основу (Федеративный договор 1992 года). Субъекты Федерации в сфере совместного ведения могут не только конкретизировать и дополнять, но и выступать опережающим правотворчеством, включая договорное.

Нормативные договора выполняют правовосполнительную функцию, конкретизируя и дополняя действующее законодательство РФ.

Нормативный договор выражает согласованную волю сторон, в нем закрепляются не только нормы права, но также устанавливаются взаимные права сторон. Нормативный договор — это отличная по своей сущности, самостоятельная форма права. По своему содержанию нормативный договор является соглашением, выраженным в форме правовых норм.

Особенности нормативных договоров:

Готовые работы на аналогичную тему

Нормативный договор, в частности, разностатусный, может не иметь четко закрепленного места в иерархии нормативных и правовых актов, изданных субъектами договора как односторонние волеизъявления, занимать между ними нишу. Так, при определении юридической силы внутрифедеральных договоров, можно допустить их соответствие федеральному законодательству, приоритет над законодательством субъекта РФ.

Нормативный договор является «зависимым» правовым актом. Это нормативно значимый способ регулирования в разных сферах общественной и государственной жизни общественной жизни. Нормативный договор — это специфическое «договорное поле», включающее типологию вопросов, для регулирования которых и применяется договор. Договор допускает договорное регулирование, осуществляемое за пределами сферы подзаконного и законодательного регулирования, вводит процедуры заключения других договоров, признание их с юридической стороны полнокровными, исполнение договорных обязательств.

Государство с помощью закона контролирует развитие договорных отношений через их ограничение, запрет тех, которые не соответствуют общим нормам управления, политической деятельности, интересам граждан или правилам рыночной экономики.

Взаимодействие с нормативно-правовыми актами в процессе реализации договорных норм зависит от вида нормативного договора. Нормативный договор, как и иные нормативные акты и законы, имеет нормативное следствие в качестве нормативных актов, иных нормативных договоров.

Признаки нормативного договора

Независимо от принадлежности нормативные договора обладают общими чертами, вытекающим з общих принципов договорного регулирования и специальными признаками.

Признаки нормативных договоров:

Некоторые авторы исключают из признаков нормативных договоров «законодательное обеспечение» и «эквивалентность».

Обособленность волеизъявлений субъектов является определяющим признаком нормативных договоров и договорных связей. Субъекты договора могут иметь, как разные интересы (трудовой контракт, договор купли-продажи и т.д.), так и общие интересов (межгосударственный договор о сотрудничестве и дружбе и др.). Субъекты договора обособлены друг от друга заложенными в условиях договора правами на внесение дополнений и изменений в содержание договора, на приостановление действие договора, на оговорки к нормативным договорам, на расторжение договора и т.д.

Нормативный договор — это правовой акт, специфическое оформление выражения отдельных обособленных, согласованных между собой автономных волеизъявлений субъектов права, определяющих условия, исполнение которых должно быть обязательным.

Нормативный договор обладает рядом специфических черт, выделяющих его из общего массива договоров. Основной критерий отнесения договора к источникам права — это определенное содержание правил поведения с характерными признаками, такими как:

Одной из приоритетных черт нормативных договоров выступает их комплексный характер. Договор может охватывать регулированием значительный объем общественных отношений, самостоятельно выступать в виде нормативной основы.

Нормативные договора, как правило, не связывают с конкретным сроком действия, рассчитаны на длительное и неоднократное влияние на общественные отношения. Не исключается срочный характер договора, когда речь идет о передаче реализации какой-либо части полномочий от одного органа другому.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *