Что такое нормативные регуляторы
Понятие нормативного регулятора
Нормативность и человеческое общество неразделимы. Общество, в котором отсутствуют должные нормативные регуляторы, обречено на хаос, противоречия и разлад.
Любое общество объективно нуждается в нормативных регуляторах (правилах), поскольку для того, чтобы действия людей направлялись в нужном для этого общества направлении, чтобы общество не было размыто прямо противоположными людскими стремлениями, необходимы правила, регулирующие поступки людей, указывающие приемлемые обществу варианты поведения.
Источниками этих регуляторов могут быть экономические, классовые, политические, социальные, религиозные и другие факторы (причины). Именно экономический источник необходимости нормативного регулирования имел в виду Ф.Энгельс, когда писал, что уже на весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом.
Классовые регуляторы (нормы права, определенная часть норм морали и т.д.) выражали прежде всего волю господствующего класса, они были направлены на охрану интересов того класса, который занимал властвующее положение в обществе. Правила, устанавливаемые этим классом, становились обязательными для всего общества. Это были, в основном, императивные (повелительные) регуляторы, предписывающие должное поведение в интересах властвующего (господствующего) класса. Разумеется, в любом классовом обществе устанавливались правила, которые были необходимы всему обществу (санитарные, природоохранные), но бесспорный приоритет принадлежал регуляторам, выражающим волю и интересы господствующего класса (рабовладельцев, феодалов, буржуазии, пролетариата).
Если в основе источника нормативного регулятора лежал религиозный фактор, то это означало, что правила поведения даны людям свыше, они божественны, их соблюдение угодно богу, а несоблюдение великий грех и т.д. Причем религиозные нормы нередко регулировали не только чисто религиозные отношения среди верующих, но и семейные, бытовые отношения, т.е. были правилами для всех.
Основной целью нормативного регулирования всегда было, есть и будет сохранение существующей системы, обеспечение ее стабильности.
Любое общество в интересах самосохранения вынуждено создавать правила, обеспечивающие его существование и развитие. Эти правила устанавливают определенный порядок во взаимоотношениях членов общества, предписывают (указывают) варианты действий (поступков) для них и тем самым предопределяют должную урегулированность, упорядоченность этого общества. Поэтому нормативные регуляторы считаются не только объективно необходимым, но и целесообразным механизмом обеспечения организованности в общественных отношениях.
Профессор П.Е. Недбайло совершенно правильно характеризовал нормативное регулирование как установление правил, в соответствии с которыми происходит организация, согласованность поведения субъектов общественных отношений, оценка и разрешение фактов общественной жизни с точки зрения этих правил.
Поскольку жизнь современного общества достаточно многогранна и разнообразна, в нем постоянно возникают самые различные жизненные ситуации, а у участников этих отношений имеются различные цели и интересы, то совершенно естественно на протяжении длительного исторического развития человеческого общества в нем сформировалась определенная система нормативных регуляторов, система различных правил поведения. В нее входят правила, основанные на моральных и религиозных установках, экономических и политических интересах, обычаи и традиции, правила для членов сформировавшихся организаций (корпоративные правила) и т.д.
Весь опыт мировых цивилизаций свидетельствует о том, что ни одна из них не может успешно развиваться без наличия адекватных этой цивилизации социальных нормативных регуляторов.
Нормативные регуляторы могут выражать волю и интересы всего общества, определенного класса, отдельной социальной группы (партии, организации).
Ценностный регулятор определяет поведение участников общественных отношений с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, социально-психологических установок, стереотипов, штампов*(21).
Ценностный регулятор формируется в конкретном обществе (социуме), в его различных социальных слоях, группах, у различных наций и народностей. Поэтому то, что для одних народов ценно, важно, необходимо, для других безразлично, для третьих вредно (обряд обрезания, многоженство, проституция, калым, кровная месть и т.п.).
Ценностный регулятор достаточно весом в жизни отдельных народов, он выполняет у них регулирующую роль достаточно длительное время, поскольку устойчиво сохраняется в памяти народа, оказывает воспитательное воздействие на целые поколения. Это наблюдается в сохранении многих вековых традиций и обычаев, отказе от новых, в особенности навязываемых, ценностей. Например, неприятие мусульманским миром (да и не только) американского образа жизни.
Информационный регулятор играл и играет важную роль в жизни любого общества. Его регулирующие свойства состоят в том, что посредством различных форм, способов, мер и средств в обществе распространяются сведения, слухи, сообщаются факты, воздействующие на волю и сознание людей и побуждающие их совершать какие-либо поступки или, напротив, воздерживаться от таковых. В древние времена роль информационного регулятора выполняли слухи, мифы, легенды.
В настоящее время пресса (газеты, журналы), телевидение, радио, компьютерные технологии стали играть очень важную как положительную, так и отрицательную роль, они позволяют сделать белое черным, а черное белым, побудить массы людей подражать каким-либо примерам или заставить осуждать их.
Современные средства массовой информации (СМИ) могут привлечь внимание всей страны к важным вопросам жизни общества либо отвлечь от них, используя информационную блокаду данной актуальной темы. Кроме того, многие СМИ являются зависимыми, они подают информацию в интересах тех, кто является их хозяином, т.е. используются в качестве заинтересованного регулятора. Тем не менее технический прогресс свидетельствует о все возрастающем значении информационного регулятора в жизни не только одного конкретного общества, но и всего мирового сообщества.
В юридической литературе выделяются еще некоторые ненормативные социальные регуляторы, например директивный регулятор. Особенность его состоит в том, что посредством определенного способа, специфического приема обществу предписывается (либо предлагается) безальтернативная директива (указания, предписания, программа), которую необходимо выполнять или учитывать в своей деятельности.
Директивный регулятор мало популярен, он не очень согласуется с демократическими методами регулирования.
В заключение необходимо отметить, что общество создает разнообразные регуляторы в целях своего нормального существования и развития. Эти регуляторы нередко взаимодействуют между собой, усиливая влияние каждого из них на общество. В других обстоятельствах они могут противоречить один другому, и тогда общество выбирает более приемлемый для себя регулятор, оставляя другие как бы в тени.
С древности, как возникло право, до настоящего времени спорят юристы, философы, другие ученые: «Что такое право? Какими признаками обладает Ваше право?» Единого мнения нет. Тем не менее можно выделить основные признаки права, описать формы проявления правового начала, исследовать его функции и роль.
На схеме изображено, какие же признаки определяют понятие «право». Рассмотрим их.
Признаки права:
В отличие от морали и других неправовых социальных норм правовые нормы являются обязательными для всего населения, проживающего на территории данного государства. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 24 мая 1996 года и одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года, а Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 года введен в действие с 1 января 1997 года. С этого времени он приобрел силу закона, то есть распространил свое действие на всю территорию Российской Федерации, стал общеобязательным для всех.
Нормы права необходимо исполнять всем. В этом деле не должно быть преимуществ ни у кого. Не существует исключений, связанных с должностью, национальностью, образованием и т. д. Таким путем достигаются единые, устойчивые руководящие начала в общественной жизни.
В нетоталитарных государствах право всегда оказывается на стороне истины. Это свидетельствует о его самоценности. Хорошо известен результат слушания в царском суде дела Веры Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Трепова. Суд присяжных оправдал ее.
В правовых нормах точно, в деталях отражаются требования, предъявляемые к поведению людей. Правовые нормы являются границами дозволенного, предписанного, либо запрещенного поведения. Словом, правовые нормы не просто идеи, мысли, а строго формально изложенные в правовых актах предписания. Такая формальная определенность позволяет понимать правила поведения однозначно и применять их на всей территории однообразно, она препятствует распространению насилия и произвола.
Правовые нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Правило поведения действует до тех пор, пока оно не отменено.
Сделаем краткие выводы. Государство и право появились в результате развития человеческого общества и должны служить его интересам.
Государство стало особой политической организацией, осуществляющей управление обществом, его охрану и обеспечивающей его экономическое и социальное развитие. Для этого у государства имеется аппарат принуждения и управления. Своим велениям оно придает обязательную силу для населения всей страны. Велика роль государства в защите прав человека, управлении экономикой, борьбе с преступностью, развитии науки, культуры, образования.
Государство и право должны уважать и охранять права личности.
Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.
Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам защиты Вашего права в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru
Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)
Правоведение. (09.2020) Курс д.ю.н. Барабановой С.В.
1. Общая теория права
1.1. Понятие и сущность права.
1.2. Источники права. Нормы права.
1.3. Правоотношения. Правонарушения и юридическая ответственность.
1.4. Российское право и «правовые семьи».
1.1. Понятие и сущность права
Право представляет собой совокупность установленных и санкционируемых государством правил поведения, которые регулируют наиболее важные общественные отношения.
Одна из общих характеристик права заключается в том, что оно — способ установления объективной меры вещей, метод социальной регуляции. В различные исторические периоды те или иные социальные и политические структуры посредством понятия “право” стремятся утвердить в своих интересах определенные социальные отношения, принципы, порядки, действия, нормы, идеалы и обосновать их соответствие социальной правде, справедливости
В сущности, различные дефиниции понятия права являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно определенным вариантом их разрешения. Эти различия, в конечном счете, порождены не только многогранностью самого явления права, но и неадекватным применением термина. И ныне представляются актуальными слова И.Канта о том, что юристы все еще ищут определение для своего понятия права. Однако общепризнанным является понимание права как совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения.
Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.
Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права, к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли. Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью, отвечает требованиям нормативности, имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.), является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере, приемлема для них, соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.
Итак, по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.
С учетом существенных свойств целесообразно отметить следующие признаки права.
Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-трудовой и социальной жизнью общества.
Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой (“если-то-иначе”), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание).
Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, то есть наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий.
Формализм. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме — законы и их сборники, прецеденты и т.д. Формализм составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что действительно “работает” на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.
Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты
Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.
Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой либо внешней силой обществу, не появляется по велению каких-либо культурных героев. Оно, как и государство, одно из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики и так же, как государство, имеет большую социальную ценность.
Право в различных теоретико-юридических концепциях наделяется и иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков определить право. При этом следует подчеркнуть, что правильную характеристику новому основному пласту регулятивной системы раннеклассового общества дает только совокупность этих признаков. Только в совокупности они определяют социальную ценность права.
Функции права производны от его сущности и определяются назначением права в обществе.
Функции права — это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права:
1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную),
2) внутренние – вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. Внутренние функции права принято подразделять на регулятивные и охранительные.
Регулятивную функцию права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.
Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю. Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее назначение последней сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, т.е. обеспечить режим законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных.
Следует выделить также следующие функции права:
Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и общества.
Воспитательная функция. связана с тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца поведения участников регулируемых отношений. Нормы права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той или иной ситуации.
Информационная функция. Правовые нормы в результате закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную форму и становятся источниками информации.
Система регулирования общественных отношений
Регулирование общественных отношений – воздействие на общественные отношения, социальные процессы, системы, которое придает объекту регулирования обусловленные характеристики, параметры.
Регулирование общественных отношений бывает нормативным и ненормативным.
Система нормативного регулирования общественных отношений– это осуществляемая при помощи социальных и технических норм регламентация общественных отношений.
Система нормативного регулирования включает в себя технические нормы и социальные нормы.
Социальные нормы, в свою очередь, подразделяются на правовые и не правовые.
К неправовым социальным нормам относятся: нормы морали, обычаи, нормы общественных организации (корпоративные нормы), религиозные нормы, иные виды.
Религиозные нормы — это нормы, регулирующие отношения верующих к Богу, церкви, друг к другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных организаций. Они закрепляют правила отправления религиозных культов, порядок богослужения, совершения определенных действий (крещение новорожденного) или воздержания от них (например, от употребления некоторых продуктов питания).
Система социальных регуляторов: нормативные, ненормативные регуляторы.
В системе социальных регуляторов прежде всего можно выделить нормативные и ненормативные регуляторы.
К нормативным относятся те регуляторы, которые устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений, содержат одинаковый масштаб (меру) поведения, т.е. норму. Они характеризуются неперсонифицированпостью адресатов («относятся к тем, кого это касается»), обязательностью исполнения и повторяемостью действия, наличием санкций за нарушение правил поведения. Их регулирующее воздействие направлено на то, чтобы добиться необходимого (установленного) состояния общественных отношений, в том числе, если это надо, с помощью механизма социального принуждения.
К нормативным регуляторам относятся прежде всего правовой и моральный, а также юридико-технический и нормативно-технический, групповой (корпоративный) регуляторы и регулятор, который определяют как деловой обычай (деловое обыкновение). Разновидностью правового регулятора являются правовой обычай («обычное право»), прецедент, доктрина (в некоторых обществах). К нормативным регуляторам относятся и религия в некоторых своих частях – например каноническое право, которое в известные периоды общественного развития приобретало общерегулятивное, а не только внутрицерковное значение.
К ненормативной регулятивной системе следует относить ценностный, директивный и информационный регуляторы.
Ценностный регулятор определяет поведение членов общества, участников общественных отношений с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, социально-психологических установок, стереотипов, штампов (культура всего общества, культура этнических, национальных общностей).
Для директивного регулятора характерным является способ воздействия на социальные процессы, при котором от органа власти или общественной организации (или совместно – что было особенно характерным в практике «партийного» тоталитарного государства социалистического типа) исходит общая директива, направленная на решение важной социально-экономической задачи, достижение крупной цели, но средства решения задачи или достижения цели, указанные в директиве, не имеют непосредственного нормативного значения или не содержат указания на конкретное поведение адресатов директивы. Сюда же можно отнести и политические программы, платформы, обращения, заявления, приобретающие социально-регулятивное значение, создающие для участников общественных отношений основание и обоснование своего поведения.
Информационным регулятором оказывается такой способ воздействия на социальные процессы, при котором публично распространяющиеся сведения о конкретных случаях социального поведения выступают либо образцами для подражания, либо для осуждения, т.е. с помощью средств массовой информации тем или иным поступкам придается либо положительное, либо отрицательное значение.