Что такое нормотворчество простыми словами
нормотворчество
Смотреть что такое «нормотворчество» в других словарях:
нормотворчество — законотворчество Словарь русских синонимов. нормотворчество сущ., кол во синонимов: 1 • законотворчество (1) Словарь синонимов ASI … Словарь синонимов
Нормотворчество — выходная функция политической системы, выражающаяся в разработке законов и правил, регулирующих поведение субъектов политики, введение их в действие и выполнение. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
нормотворчество — нормотв орчество, а … Русский орфографический словарь
нормотворчество — нормотво/рчество, а … Слитно. Раздельно. Через дефис.
нормотворчество — а; ср. Вид деятельности, связанный с созданием нормативных актов. ◁ Нормотворческий, ая, ое. Н ая деятельность … Энциклопедический словарь
нормотворчество — а; ср. см. тж. нормотворческий Вид деятельности, связанный с созданием нормативных актов … Словарь многих выражений
Администрация США — (Administration of USA) Определение администрации США, высшие руководители США Определение администрации США, высшие руководители США, административные учреждения Содержание Содержание Определение Административное право Служба высших… … Энциклопедия инвестора
правотворчество — одна из важнейших сторон деятельности государства. В каждом государстве П. обладает особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в … Большой юридический словарь
Правотворчество — (англ. legislation) форма осуществления функций государства, состоящая в установлении, изменении или отмене правовых норм. Эти нормы находят свое закрепление и внешнее выражение в юридических формах, или источниках права. П. рассматривается как… … Энциклопедия права
НОРМА КУЛЬТУРНАЯ — стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкр. социальным и культурным группам и выражающий их представление о должном, желательном. Назначение нормы состоит в минимизации… … Энциклопедия культурологии
Нормотворчество
В 2014 г. Государственная Дума Федерального Собрания РФ отметила 20-летие со дня начала своей работы. За этот период субъектами права законодательной инициативы на рассмотрение
Государственной Думы было внесено около 21 тыс. законопроектов. Из их числа примерно 4,9 тыс. (23,3%) проектов законов прошли рассмотрение Государственной Думой, одобрены Советом
Федерации, подписаны Президентом РФ, опубликованы и вступили в законную силу. Более 14 тыс. законопроектов были отклонены, отозваны инициаторами или возвращены авторам.
I созыв | II созыв | III созыв | IV созыв | V созыв | VI созыв | VII созыв (прогноз) | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
в абсолютных числах | 367 | 697 | 663 | 1119 | 1565 | 484 | 1759 |
в процентах | 61,6 | 17,3 | 15,5 | 23,4 | 36,0 | 19,7 | 29,5 |
Наибольшее число (35%) законопроектов за пять созывов внесено в Государственную Думу по тематическому блоку «Государственное строительство и конституционные права граждан». Доля принятых и опубликованных законов в данной сфере составляет более четверти от общего числа (29%).
На отрасли «Бюджетное, налоговое и финансовое законодательство» и «Социальная политика» приходится по 17% вносимых проектов законов. Законодательные акты в сфере обороны и безопасности составляют 7% от общего числа внесенных инициатив. Наконец, 5% законопроектов связаны с ратификацией международных договоров Российской Федерации.
Как среди внесенных проектов, так и среди принятых законов численно доминирует сфера государственного строительства.
На вторую позицию по доле среди принятых законов выходят решения о ратификации международных договоров.
По 15% от общего числа принятых законов приходится на сферы экономической политики и бюджетного законодательства. Доля законов, регулирующих социальную политику, на четыре процентных пункта меньше по сравнению с объемом внесенных законодательных инициатив.
Законы в сфере обороны и безопасности составляют 9% от общего числа принятых.
Наиболее заметным является рост числа законопроектов, принятых в сфере государственного строительства. Для Государственной Думы VI созыва прогнозируется сохранение данного тренда.
При этом видно, что доля принятых законов в данной области также возрастает и в V-VI созывах составляет около 30% числа внесенных по этому тематическому блоку.
В III-V созывах возрос показатель принятых актов в области ратификации международных договоров. Однако доля принятых законов в данной сфере от числа внесенных (90%) не характерна для других сфер.
Наиболее динамичный рост доли принятых законов по созывам наблюдается в сфере обороны и безопасности. Среди остальных тематических блоков эта сфера является единственной, где отмечается превышение доли принятых законов над долей оставшихся в архиве созыва.
В сфере социальной политики доля принятых законов возросла в V созыве на 13% по сравнению с предыдущим созывом. В целом по данному тематическому блоку также прогнозируется сохранение положительного тренда.
В целом из представленных данных видно, что российское законодательство находится в процессе стабильного динамичного развития, при этом все отрасли права развиваются относительно равномерно.
Понятие нормотворчества. Нормы права, закрепляющие правила поведения, определяющие субъективные права и закрепляющие юридические обязанности, устанавливающие запреты, правовые режимы, стимулы и ограничения в праве, а также раскрывающие содержание юридических терминов, создаются в процессе нормотворчества.
Но нормотворчество может сыграть и негативную роль в работе механизма правового регулирования, когда не нуждающиеся в правовом регулировании отношения в социуме оказываются урегулированными нормами права. Чрезмерная регламентация общественных отношений посредством норм права является одним из признаков полицейского государства.
Результаты нормотворчества (нормативные правовые акты и нормативные договоры) могут в реальной ситуации не усилить, а ослабить правовое воздействие на общественные отношения, когда министерства и ведомства без делегирования полномочий принимают нормы, подменяющие нормы законов и актов высших органов государственной власти.
Ослабление действия механизма правового регулирования влечет также несоблюдение правил нормотворческой юридической техники, которое происходит либо по незнанию, либо из-за пренебрежительного отношения к этим правилам.
Нормотворчество включает разные способы создания правовых норм: принятие нормативных правовых актов уполномоченными государственными органами или должностными лицами, а также принятие их путем всенародного голосования (референдума). Особым способом правотворчества является заключение нормативных соглашений (договоров), причем такие соглашения могут быть заключены между различными субъектами права (государствами, субъектами федерации, правоохранительными органами стран СНГ и др.).
Наконец, нормотворчество можно рассматривать как последнюю стадию в процессе формирования права в обществе (правообразования).
Отличительные признаки нормотворчества показаны на интеллектуальной карте 07-01.
Принципы нормотворчества. Под таковыми понимаются основополагающие начала, главные идеи, на которые опирается нормотворческая деятельность. Результатом последней является создание правовых норм, выраженных, как правило, в нормативных правовых актах. К принципам относятся начала, идеи, которые отражают ведущие, объективные стороны и проявления правотворчества и характеризуют устойчивые, закономерно существующие отношения и связи в процессе правотворчества.
К основным принципам нормотворчества относятся: законность, демократизм, научность, профессионализм, техническое совершенство, гуманизм, гласность (см. интеллектуальную карту 07-02).
Одним из главных принципов нормотворчества является законность. Она выражается прежде всего в том, что нормативные правовые акты должны приниматься только в пределах компетенции, предоставленной субъектам нормотворчества. При этом нормативные правовые акты должны соответствовать международно-правовым стандартам в области прав и свобод человека и гражданина, Конституции РФ, законам и нормативным указам Президента РФ.
Принцип законности означает также, что при подготовке любого нормативного правового акта (федерального закона, постановления правительства, инструкции федерального министерства и т.п.) следует убедиться, что решаемый с помощью нормативного правового акта вопрос относится к компетенции субъекта нормотворчества.
Из принципа законности следует, что в законе должна быть предусмотрена система контроля и надзора за соблюдением законности принимаемых нормативных правовых актов. Ряд контрольных полномочий за соблюдением законности нормативных правовых актов осуществляют судебные органы.
Строительство правового государства и гражданского общества предполагает, что в подготовке и обсуждении проектов нормативных правовых актов должны участвовать различные слои общества. Принцип демократизма в нормотворческой деятельности выражается в следующем.
Проекты актов публикуются в печатных изданиях, обсуждаются на научных конференциях, коллегиях, на заседаниях экспертных комиссий и советов по вопросам нормотворческой работы, за круглыми столами, в научно-исследовательских, высших учебных заведениях. В последнее время наметилась тенденция активного обсуждения проектов нормативных документов не только научно-педагогическими кадрами и специалистами-практиками, которые в своей деятельности будут исполнять данные акты, но и общественностью, что является признаком становления в России гражданского общества.
Одним из основных принципов нормотворчества является научность. Принцип научности нормотворчества имеет огромное значение в период модернизации российского законодательства.
Субъекты нормотворчества и субъекты, участвующие в нормотворческом процессе (сотрудники правовых управлений и департаментов, аналитики, эксперты и т.п.), руководствуясь этим принципом, обязаны учитывать разные научные взгляды и теории, которые, несомненно, могут оказать существенную помощь в правовом регулировании общественных отношений. Здесь и теория естественного права, идеи которой вошли в Конституцию РФ 1993 г.; и социологическая юриспруденция (не секрет, что право в нашей стране иной раз рождается из реальных общественных отношений); и нормативизм, давший понятие юридической силы и разделивший нормативные правовые акты на законы и подзаконные акты; и историческая школа права (нормодатель должен учитывать настроения народных масс); и психологическая теория права (свойства человеческой психики оказывают серьезное влияние на поведение и деятельность людей, в том числе нормодателей); и теологическая теория права (в нашей стране много верующих, которые исповедуют различные религии).
Принцип научности заключается также в том, что субъекты нормотворчества и субъекты, участвующие в нормотворческом процессе, должны умело использовать практику применения права, делая на ее основе правильные выводы, обобщения и рекомендации. В связи с этим перед подготовкой нормативных правовых актов необходимо осуществить наблюдение за объектом предстоящего регулирования, а также сбор и изучение информации, относящейся к регулируемому вопросу, т.е. провести правовой мониторинг правоприменительной деятельности и действующего законодательства. Интересующая информация может содержаться в данных криминологических и социологических исследований, статистических и иных сведениях, материалах коллегий и различных совещаний руководителей органов власти, справках о результатах выездов в служебные командировки и т.д.
Другим немаловажным принципом нормотворчества является принцип профессионализма.
Он означает, что созданием норм права должны заниматься компетентные люди. В нормотворческом процессе необходимо использовать знания не только опытных юристов, но и политологов, социологов, экономистов, философов, психологов, т.е. ученых различных специальностей. Нормодатель должен знать, как воспримут ту или иную норму разные слои населения, поэтому, кроме ученых-юристов, к нормотворческому процессу необходимо привлекать юристов-практиков, которые в рамках правоприменительной деятельности будут работать с этими нормами, обеспечивая конституционные права, свободы и законные интересы граждан.
На первый взгляд может показаться, что различий между принципом научности и принципом технического совершенства не существует. Действительно, все принципы нормотворческого процесса тесно взаимосвязаны, а принцип технического совершенства принимаемых нормативных правовых актов прямо вытекает из принципа научности. Но его можно выделить и как самостоятельное начало. О важности принципа технического совершенства писал еще в 1906 г. Р.Иеринг. Он отмечал, что техническое несовершенство в праве представляет собой несовершенство всего права, недостаток, тормозящий право и вредящий ему во всех его целях.
Особое внимание принципу технического совершенства необходимо уделять для того, чтобы избежать таких характерных недостатков, как неполнота, неточность, неясность, противоречивость нормативных правовых актов.
Важное значение в нормотворчестве играет принцип гуманизма, иными словами, человеколюбия. Гуманизм нормотворчества виден в том, что нормы законов и подзаконных актов должны основываться на принципах свободы и справедливости. В общей теории прав человека традиционно считается, что нормы права должны не только декларировать права и свободы человека и гражданина, но и содержать условия их реализации. Современный этап развития общества не умаляет проблему регулирования процессов обеспечения и охраны прав, свобод и обязанностей человека и гражданина с помощью нормативных документов. Если в нормотворческом процессе не будет соблюдаться данный принцип, то иные принципы нормотворчества потеряют значение.
Выполнение принципа гласности, который является неотъемлемым признаком правового, демократического государства, способствует реализации права человека и гражданина, записанного в ст. 29 Конституции РФ, получать информацию законным путем.
Все перечисленные выше принципы нормотворчества взаимосвязаны, потому что работать они могут только во взаимодействии. Их можно назвать общими, так как они действительны для всех без исключения способов нормотворчества, в том числе для разработки и принятия нормативных правовых актов.
Подводя итоги анализа принципов нормотворчества, следует отметить, что в различные периоды истории по разным причинам они нарушались и это неотвратимо приводило к существенным негативным последствиям, в том числе к установлению авторитарных, тоталитарных и фашистских режимов. Соблюдение общих принципов нормотворчества имеет огромное теоретическое и практическое значение, поскольку способствует установлению надлежащего правового порядка в обществе.
Стадии нормотворческого процесса. Законность нормотворчества заключается также в соблюдении стадий нормотворческого процесса.
Нормотворческий процесс внешне выступает как процедура создания норм права, т.е. упорядоченная система стадий (этапов) деятельности по установлению, принятию, изменению и отмене правовых норм. Стадия нормотворческого процесса является самостоятельным этапом формирования государственной воли, организационно обособленным комплексом тесно связанных между собой действий, направленных на создание нормативных документов.
В обобщенном виде применительно для всех видов нормотворческого процесса можно выделить следующие стадии.
Решение о необходимости принятия нормативного правового акта может быть принято высшими органами государственной власти (Президентом РФ, Правительством РФ). В ведомственном нормотворческом процессе такое решение принимает федеральный министр, директор федеральной службы, их первые заместители, на которых в установленном порядке возложено руководство отраслевыми службами.
Проекты ведомственных нормативных правовых актов заблаговременно публикуются для обсуждения на едином портале информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения (http://www.regulation.gov.ru).
На муниципальном уровне право на нормотворческую инициативу может быть реализовано в форме предложений о необходимости принятия каких-либо нормативных документов, выдвижения предложений о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты, об отмене нормативных правовых актов.
Систематизация законодательства. Как уже отмечалось выше, количество нормативных правовых актов непрерывно увеличивается. Они принимаются разными государственными органами, в разных обстоятельствах и по разным поводам. Нет ничего удивительного в том, что со временем между этими актами накапливаются противоречия. Все это требует проведения периодической систематизации законодательства.
Под систематизацией законодательства понимается деятельность компетентных органов и организаций по выявлению и устранению противоречий в законодательстве, обобщению и укрупнению нормативных правовых актов, повышению уровня системности действующего законодательства.
Существует несколько форм систематизации.
Периодическое проведение ревизий позволяет освободить действующее законодательство от загромождающих его устаревших норм.
Следующая форма систематизации, еще более высокая, называется кодификацией. В отличие от инкорпорации в ней происходит «переплавка» нормативного материала, создаются новые нормы и нормативные правовые акты. В ходе кодификации совершенствуется терминология законодательства, удаляются устаревшие термины, более четко определяются ключевые понятия.
Чрезвычайно разнообразны средства оформления нормативных актов. В их составе можно назвать юридическую терминологию, юридические конструкции, реквизиты и стандартные формы юридических документов и др. Учитывая, что правовые документы оформляются не только на бумаге, но и в электронной форме, к средствам оформления следует отнести специализированные компьютерные программы, средства хранения и передачи информации. Опубликованы
Методические рекомендации по технико-юридическому оформлению нормативных правовых актов, которые должны соблюдаться при внесении законопроектов в Государственную Думу, а также при окончательном оформлении принятых Думой законов.
Технические средства публикации нормативных правовых актов включают средства опубликования нормативных правовых актов на бумаге («Собрание законодательства Российской
Федерации», газеты, отдельные официальные издания), источники обнародования актов в СМИ (радио, телевидение), средства опубликования в электронном виде. К числу последних можно отнести официальный интернет-портал правовой информации, а также межведомственную систему электронного документооборота, используемую для официальной рассылки правовых документов в электронном виде.
Юридическая техника, как и другие области техники, находится в постоянном развитии. По мере движения общества и технологий, в ней появляются новые технические формы, способы, приемы и элементы.
1.2.1. Понятие и общая характеристика нормотворчества
В первую очередь необходимо разобраться с такими понятиями, как «нормотворчество» и «правотворчество», которые очень схожи между собой.
В юридической науке данные понятия в основном употребляются как синонимы.
Так, под правотворчеством в теории права обычно понимается часть механизма правового регулирования, в результате которого появляются нормы права, направленные на регулирование различных общественных отношений. При помощи правотворчества государство воздействует на субъекты права посредством или нормативно-правового акта, или иного источника права. Помимо того что господствующие при данных отношениях индивиды должны конституировать свою волю в виде государства, они объективно должны придать своей воле, обусловленной этими отношениями, всеобщее выражение в форме государственной воли, закона, иного нормативно-правового акта.
Сущность правотворчества связана с созданием, изменением либо отменой правовых норм (функциональная сторона) и представляет собой деятельность государства и уполномоченных субъектов (онтологическая сторона). Каким же образом можно дать определение понятия «правотворчество». Для этого, необходимо рассмотреть основные признаки понятия «правотворчество». Во-первых, всякое правотворчество влечет за собой изменения в системе правового регулирования, но не всякое изменение в системе правового регулирования вызвано правотворчеством. Во-вторых, правотворчество представляет собой деятельность, специально на то уполномоченных субъектов права, но далеко не всякая деятельность, специально на то уполномоченных субъектов права, является правотворчеством.
Категория «правотворчество» включает в себя категорию «нормотворчество» наряду с иными правотворческими функциями, проявляющимися в различных формах, а именно:
— разработка (участие в разработке) проектов нормативных правовых актов, принятие которых входит в компетенцию других государственных органов и должностных лиц;
— заключение международных договоров
— подготовка отзывов и заключений на проекты нормативных правовых актов;
— систематизация нормативных правовых актов;
— правовые позиции Конституционного Суда РФ.
Но большую часть в процессе правотворчества составляет нормотворчество, чем и обуславливается их синонимичное использование.
Нормотворческая деятельность осуществляется не только законодательными органами власти.
1 Понятие нормотворчества, правотворчества и законотворчества
Прежде чем говорить собственно о законотворческом процессе, необходимо разобраться с понятием «законотворчество» и отграничить его от понятий «нормотворчество» и «правотворчество». В связи с тем, что сегодня нет единого толкования данных терминов, смешение их допускается, зачастую даже в научной и учебной литературе105.
Под гипотезой понимается та часть нормы, которая указывает на условия, при которых эта норма может быть реализована в конкретных отношениях.
Под диспозицией нормы права понимается та её часть, которая содержит само правило поведения, т.е. формулирует права и обязанности участников правоотношений. Диспозиция составляет основу, ядро нормы права, поскольку излагает непосредственно требования, которым должны следовать участники правоотношений. При этом используются два способа закрепления такого поведения: представительно-обязывающий и запретительный.
Санкция нормы права представляет собой такую её часть, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в отношении субъекта, нарушившего данную норму права. С помощью санкции негативное отношение государства к правонарушителям выражается двумя способами: восстановлением нарушенного права и применением штрафных карательных мер. Санкция каждой нормы права содержит исчерпывающий перечень мер, которые могут быть применены к её нарушителю, и тем самым повышает действенность нормы права, создаёт дополнительные стимулы для её реализации в конкретных правоотношениях.
Таким образом, норма права в совокупности составляющих её элементов выступает единым целостным образованием. Гипотеза обеспечивает применение диспозиции тем, что определяет условия, при которых диспозиция нормы может быть реализована в конкретных отношениях. Санкция определяется содержанием диспозиции, значимостью её прав и обязанностей в системе общественных отношений. В свою очередь санкция выступает действенным средством перевода диспозиции на уровень конкретных прав и обязанностей, и практической деятельности. Только при наличии всех трёх элементов властное государственное веление образует качественно новое явление – норму права. При отсутствии хотя бы одного элемента нормы права властное веление государства может рассматриваться лишь как часть нормы права либо как предписание ненормативного характера.
Благодаря трёхэлементному составу нормы права обеспечивается полное и системное определение всех требований, необходимых гражданам и иным лицам для осуществления правомерных действий в процессе возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений. Поэтому в процессе подготовки законопроектов весьма важно проектировать все элементы нормы права и не создавать ситуаций, когда бы она оказывалась лишённой того или иного её элемента и действовала только формально.
Результатом нормотворческой деятельности является издание нормативного акта108. Под последним понимается письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Нормативный акт является внешним выражением воли законодателя, направленной на регулирование общественных отношений. Каждому нормативному акту предписывается определённая форма и порядок издания.
Нормативный акт наиболее последовательно обеспечивает точность правовых требований, строгое согласование их между собой, создаёт основу для стабильности и чёткости правового регулирования, облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учёт. В силу этого нормативный акт – основной источник права большинства стран. Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчинённости, от которой зависит юридическая сила того или иного нормативного акта. Акты нижестоящих органов должны соответствовать актам вышестоящих органов.
Право издания нормативного акта закреплено законом за строго определёнными органами. Такие акты, регулируя определённый вид, категорию общественных отношений, распространяют своё действие на заранее неперсонифициронанный круг лиц и органов, применяются неоднократно и действуют постоянно независимо от их исполнения. Этим они отличаются от правовых актов индивидуального значения (приговор суда, выдача ордера на получение квартиры, договор аренды и т.д.).
Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в общей системе правотворческих органов государства, а также характером самих актов. Различаются конституция и иные законы (конституционные и обыкновенные), принимаемые органом законодательной власти либо путём референдума и регулирующие наиболее важные общественные отношения, а также подзаконные нормативные акты (указы, постановления, декреты, ордонансы и др.). Поскольку закон регламентирует наиболее важные вопросы общественной жизни, он имеет высшую юридическую силу.
В Российской Федерации законы принимаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Федерации, а также в порядке референдума. Все другие правовые акты имеют строго подзаконный характер, то есть издаются на основании и во исполнение закона.
Роль закона как акта, имеющего приоритетное значение в правовой системе государства, являющегося основой для всех других правовых актов, в современных цивилизованных государствах возрастает. Увеличивается удельный вес законов, позволяющий с их помощью полно, а в ряде случаев и исчерпывающе регулировать соответствующие отношения.
Среди подзаконных нормативных актов главенствующее положение имеют нормативные указы Президента РФ, регулирующие основные направления внутренней и внешней политики страны. Указы не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации. Нормативные акты разных наименований (указы, постановления и т.д.) принимают также президенты республик в составе РФ, губернаторы, мэры, главы администраций других её субъектов.
Правительство РФ, правительства её отдельных субъектов издают нормативные постановления, с помощью которых они осуществляют управление хозяйственным и социально-культурным строительством, обеспечивают права и свободы личности, направляют повседневную деятельность органов исполнительной власти, осуществляют общее руководство в области международных отношений, обороны и др.
Министерства, государственные комитеты и другие центральные ведомства в пределах своих полномочий издают нормативные акты, регулирующие, как правило, отношения внутри соответствующей отрасли. Министерства чаще всего издают приказы и инструкции, государственные комитеты – постановления и приказы, некоторые из них имеют общее значение и касаются работников всех отраслей (например, инструкции Министерства финансов РФ), а также граждан.
Нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации, осуществляемой Министерством юстиции РФ109.
Нормативные акты местного значения могут издаваться органами местного самоуправления и соответствующими местными администрациям, а локальные нормативные акты – администрацией предприятий и учреждений.
Среди нормативных актов специального назначения выделяются кодексы, уставы, положения, правила и др. В зарубежных странах издаются также нормативные акты под названием ордонансы, билли, декреты и т. д. Своеобразным видом нормативного акта являются международные и межгосударственные договоры.
Таким образом, нормотворчество – это процесс создания и закрепления норм права (правил поведения в обществе), с последующим их санкционированием в нормативных правовых актах.
В юридической литературе можно встретить ещё один термин, связанный с созданием норм права – «правотворчество». Чаще всего правотворчество определяется как создание права, как деятельность, результатом которой является установление в обществе действующего права. Действительно, если обратиться к толковому словарю русского языка С. И. Ожегова, то мы увидим, что «творчество» – это создание новых по смыслу культурных и материальных ценностей, а в толковом словаре В. Даля творить – значит давать бытие, созидать, создавать, производить, рожать110. Таким образом, как всякая иная творческая деятельность, правотворчество – это сознательный процесс, имеющий определённую направленность и, соответственно свою логику, процедуру, свои технические приёмы.
Юридическим словарём «право» определяется как система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества111.
Определяя понятие «правотворчество» этот же юридический словарь говорит, что это деятельность государственных органов по принятию нормативных правовых актов, а также их изменению и отмене. Правотворчество представляет собой процесс, состоящий из следующих стадий:
– выявление потребности принятия нормативного правового акта и анализ общественных отношений, для регламентации которых необходимо принять данный акт112;
– определение вида нормативного правового акта и вида органов, правомочных его принять;
– принятие решения о подготовке нормативного правового акта;
– разработка концепции будущего акта; подготовка рабочей группой (разработчиком, органом) проекта нормативного правового акта;
– предварительное рассмотрение проекта акта;
– общественное обсуждение проекта;
– официальное рассмотрение проекта нормативного правового акта с учётом процессуальных требований органом, к ведению которого относится его принятие;
– принятие правового акта, его оформление и подписание;
– опубликование акта и его вступление в законную силу113.
В зависимости от субъектов основными видами правотворчества являются:
– законотворчество – непосредственное правотворчество народа (участие в референдуме); правотворчество парламента;
– подзаконное правотворчество – правотворчество отдельных должностных лиц (Президента РФ, глав субъектов РФ, министров и др.);
– локальное правотворчество – правотворчество органов местного самоуправления;
– правотворчество общественных организаций;
– договорное правотворчество – деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров (конституционных, внутрифедеральных, управленческих).
Таким образом, правотворчество более широкое понятие, нежели законотворчество, так как рассматривает создание не только законов, но и вообще всех нормативных правовых актов, творцами которых может быть более широкий круг субъектов, чем в законотворчестве.
Что касается термина «законотворчество» то это понятие охватывает деятельность, правом подчас не регулируемую, и не исчерпывает собственно созданием законов, а включает оценку его эффективности и возможную последующую корректировку. В этой деятельности участвуют и такие субъекты, которые никакими специальными правами в данной области не обладают («группы давления», исследовательские центры, граждане и т.п.)114.
Анализ юридической литературы посвящённой законотворчеству позволяет сделать вывод о том, что данный институт обладает рядом особенностей, выражающихся в том, что:
1) законотворчество – это деятельность, направленная на создание актов высшей юридической силы – законов, которые в Российской Федерации занимают особое ведущее место среди других нормативных правовых актов115;
2) сущность законотворчества в России заключается в том, что это выражение общей воли её многонационального народа, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления116. Представительным и законодательным органов Российской Федерации в соответствии со ст. 94 Конституции РФ является Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации и именно ему и только ему принадлежит право издавать законы от имени народа;
3) законотворчество – это деятельность, направленная на выявление и реализацию в законах социальных интересов.
Таким образом, законотворчество представляет одну из разновидностей правотворчества. Характеризуя данный институт, можно согласиться с высказыванием известного учёного и политика А. Шохина, который отмечает, что «…законотворчество можно рассматривать в двух измерениях: собственно, юридическом (нормативном) и социально-политическом. В первом понимании это строго урегулированные конституционными и иными правовыми нормами процедуры внесения законопроекта в парламент, его рассмотрения, доработка и принятия, а также подписания и обнародования… Другая сторона законотворчества отражает его понимание как процесса выявления и реализации в законе социальных интересов»117.
По мнению Г. Н. Селезнёва118 «…под законотворчеством понимается совокупность последовательных действий уполномоченных органов и лиц по разработке и рассмотрению законопроектов, принятию и введению в действие законов, устанавливающих новые правовые нормы, изменяющих действующие или отменяющих устаревшие предписания»119.
Как бы суммируя сказанное о законотворчестве А. С. Пиголкин определяет его как осуществляемую в определённом, нормативно установленном процедурном порядке деятельность высшего законодательного органа страны, а в федеративном государстве также законодательных органов субъектов Федерации или непосредственно самого народа (референдум) по установлению, изменению или отмене имеющих высшую юридическую силу правовых норм, закрепляемых в законодательных актах120. Есть и другие трактовки данного термина121, но суть их сводится к формулировке А. С. Пиголкина.
Законотворческий процесс состоит из двух составляющих: подготовительного этапа и законодательного процесса. В ходе подготовительного процесса вырабатывается общее видения разрешения стоящих перед обществом задач (см. схему 3).
Схема 3. Составные части законотворческого процесса
Кроме того, как показывает практика, термином «законотворческий процесс» оперируют тогда, когда хотят описать механизм принятия законов. Как любой юридический процесс он имеет два значения:
1) порядок деятельности (в данном случае по созданию закона);
2) сама эта деятельность, которая осуществляется законодательным органом – парламентом в редких случаях – референдумом, главой государства при возможности и в определённом случае – правительством, (законодательный процесс).
Таким образом, законодательный процесс, как определяет юридический словарь – «…это порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закреплённый в конституции и регламенте соответствующего представительного органа. Для законодательного процесса характерна чёткая юридическая регламентация»122.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.