Что такое носимые устройства
«Умная» одежда и нательные технологии
Задумывались ли вы когда-нибудь, зачем мы носим одежду? Навряд ли. А ведь потребность в одежде — одна из самых важных для нас; едва ли кто-то из людей может обойтись совсем без одежды. Так почему же мы не задумываемся о таких важных для нас вещах? Наверное, потому, что одежда для нас настолько важна, что стала неотъемлемой частью жизни — это что-то очень естественное для нас. И тем не менее, об одежде всё же стоит задуматься.
Ведь если раньше мы часто говорили об «умных» телефонах, «умных» холодильниках, телевизорах и пылесосах, то теперь мы всё чаще начинаем говорить об «умной» одежде — такой одежде, которая интегрируется с современным информационными технологиями. И это, на самом деле, не удивительно, если учитывать, как важна для нас одежда. Перефразируя Ральфа Лорена, инициатора разработки «умных» футболок PoloTech, можно сказать, что мы слишком сосредоточились на изобретении новых устройств, но мы забыли о том, чем мы пользуемся на протяжении тысячелетий — об одежде. Ведь и здесь можно найти место для инноваций!
Технологии, позволяющие создавать «умную» одежду, на английском называются «wearable techonologies» — на русский это словосочетание, как правило, переводят как «нательные технологии». Кроме «умной» одежды, нательные технологии позволяют разрабатывать и другие устройства — все эти устройства объединяет то, что их можно носить с собой. Ведь если мы посмотрим на слово ‘wearable’, мы увидим, что оно делится на две части — ‘wear’ и ‘able’, и поэтому мы можем перевести его так: “с возможностью носить”, или “пригодный для ношения”, или даже просто “носимый”.
Где применяются носимые устройства
Давайте поговорим о носимых устройствах. Итак, носимые устройства — это те электронные устройства и аксессуары, которые мы можем надеть и носить. Можно сказать, что эти устройства помогают нам взаимодействовать с другими людьми, с окружающим миром и даже с собственным телом, если говорить об устройствах, измеряющих наши физиологические показатели. Сейчас уже существует огромное количество таких технологий и устройств самых разных категорий.
Как видим, сейчас носимые устройства уже достаточно широко применяются в самых разных сферах жизнедеятельности.
А теперь немного истории
Но с чего началось увлечение людей носимыми устройствами и «умной» одеждой? Возможно, первое носимое устройство упоминается в 1884 г.: тогда в «Нью Йорк Таймз» было упомянуто платье, которое могло освещать улицы — это было просто платье с лампочками. Также в этой статье говорилось о балеринах, которые использовали лампочки в балетных костюмах во время выступлений.
Затем, во время Второй Мировой войны, учёные думали над тем, как повысить выживаемость военных лётчиков. В итоге была создана лётная одежда с нагревательными элементами.
Таким образом, несмотря на кажущуюся новизну идеи, своего рода «умная» одежда начала появляться ещё более ста лет назад, но активно внедряться эти технологии стали не так давно. Например, может быть мы помним, что лет десять назад была в моде футболка, показывающая уровень вай-фая. Но сейчас она уже навряд ли актуальна, потому что такая футболка почти везде будет показывать высокий уровень сигнала.
В каких сферах используется умная одежда?
Мы уже рассмотрели, в каких сферах используются разные носимые устройства, а теперь посмотрим, в каких сферах на данный момент используется именно «умная» одежда:
Проекты «умной» одежды и носимых устройств
Сейчас существует уже много проектов, в рамках которых ведётся разработка и даже производство «умной» одежды и разных высокотехнологичных нательных устройств. Давайте вкратце рассмотрим самые примечательные из таких проектов.
Project Jacquard (Google ATAP)
Пожалуй, один из самых интересных проектов «умной» одежды, который сейчас существует — это проект «Жаккард», работа над которым ведётся в подразделении Google, занимающимся передовыми технологиями и проектами (ATAP – Advanced Technology and Projects).
В этом проекте разрабатывается технология, которая позволит с помощью стандартных промышленных ткацких станков «вплетать» в любую ткань функциональность сенсорного экрана. Как говорит основатель проекта Иван Пупырев (между прочим, выпускник Московского авиационного института), это возможно потому, что структура ткани — такая же, как и структура сенсорных экранов смартфонов. Это значит, что, просто заменив в ткани некоторые из нитей на проводящие нити, мы сможем соткать ткань, которая сможет распознавать набор простых касаний — то есть выполнять ту же функцию, что и сенсорные экраны. Это позволит интегрировать компьютерные технологии в разные объекты, материалы и одежду. При этом сенсорную ткань едва ли можно будет отличить от обычной: ведь единственное отличие сенсорной ткани от обычной в том, что некоторые нити в ней — проводящие; при этом они не отличаются ничем другим от других нитей — они столь же тонкие.
Что касается микросхем, которые будут обеспечивать работу ткани, специалисты из Google пытаются их сделать как можно компактнее — размером с пуговицу, так что люди не то что не увидят, но даже и не почувствуют их присутствие в своей одежде.
Успешное применение такой технологии приведёт к тому, что мы сможем использовать свою одежду для всего того же, для чего мы обычно используем свои компьютерные устройства — например, для работы с разными приложениями. Будут возможны даже разные конфигурации, поэтому как применять такую ткань, будет зависеть от разработчиков и от самих пользователей. Использование интерактивной ткани позволит сделать применение технологий более естественным и близким к человеку.
Project Soli (Google ATAP)
Проект «Soli» – параллельный проект от того же подразделения Google по передовым технологиям, основанный тем же Иваном Пупыревым. Этот проект посвящён разработке нового типа взаимодействия с устройствами — бесконтактному взаимодействию посредством жестов. Так, например, просто по щелчку пальцев в воздухе мы сможем запустить ту или иную задачу на нашем носимом устройстве. Или, например, мы можем представить, что, касаясь подушечкой указательного пальца подушечки большого пальца, мы нажимаем на кнопку: пусть никакой кнопки на самом деле нет, однако это очень точное движение, которое вполне можно распознать и интерпретировать как нажатие кнопки. Сделать это позволит маленький радар, который может отслеживать движения нашей руки с точностью в доли миллиметра.
Такой подход позволил бы решить проблему взаимодействия с очень маленькими устройствами — настолько маленькими, что использовать для работы с ними экран очень неудобно или даже попросту невозможно. У этой разработки могут быть большие перспективы: ведь рука — это тонкий, изящный инструмент взаимодействия с миром, использование которого для нас столь естественно.
Hexoskin
На портале Indiegogo в 2013 г. проводился сбор средств на проект «Hexoskin» — проект по разработке «умной» биометрической одежды для фитнеса, позволяющей измерять физиологические показатели во время тренировок. Проект оказался весьма успешным — сейчас мы можем приобрести биометрические футболки от этой компании. И это не единственный такой проект — сейчас их уже не меняя десятка.
Athos
Другой подобный проект — Athos. Проект начался с того, что когда-то два канадских студента-инженера занимались в спортзале, но у них не хватало денег на тренера — тогда они решили изобрести продукт, который позволял бы контролировать любую физическую активность во время тренировок с помощью электромиографии. Это позволяет увидеть, насколько хорошо прорабатывается та или иная группа мышц и как она задействована, посчитать пульс и т. д. Эти данные позволяют улучшить результаты тренировок. В подобных проектах очень заинтересованы, например, профессиональные спортсмены. Сейчас тренировочные костюмы от Athos также можно приобрести.
Экзоскелеты
Стоит упомянуть, конечно, разработки экзоскелетов. Экзоскелет — это внешний «скелет», который позволяет человеку быть более сильным, гибким и выносливым. Другими словами, экзоскелет помогает выполнять тяжёлую работу, помогает адаптироваться к сложным условиям и повысить шансы на выживание. Например, есть концепт экзоскелета для пожарного. Также всем известны военные разработки экзоскелетов. Кроме того, есть проект экзоскелета, помогающего инвалидам вставать с инвалидной коляски, а травмированным людям восстанавливаться после физических травм.
Synapse Dress
Ещё один интересный проект — это проект «синаптической одежды» от нидерландского дизайнера Anouk Wipprecht. Благодаря использованию технологий от Intel, «синаптическая одежда», распечатываемая на 3D-принтере, позволяет отображать на ткани в виде световых сигналов эмоции, которые чувствует человек. Это осуществляется благодаря биометрическим датчикам, встроенным в такую одежду.
Немного о будущем
Насколько перспективно использование «умной» одежды в повседневной жизни? Станет ли она чем-то обыкновенным лет через 10-15?
С одной стороны, средства в разработку такой одежды действительно инвестируются — значит, перспективы есть. С другой стороны, как сообщает нам психология, люди по природе своей консервативны и неохотно меняют свои повседневные привычки, да и зачастую относятся к новым технологиям с некоторым недоверием. Хоть уже сейчас есть небольшой процент людей, покупающих такую одежду, неясно, станет ли такая одежда действительно популярной. Скорее всего, чтобы такая технология стала массовой, придётся потратить множество ресурсов, времени и денег. Ведь далеко не все вещи становятся привычными так быстро и легко.
Автор: Дмитрий Щербина, mobile-разработчик DataArt.
Носимые гаджеты: что нужно знать о wearable-технологии
«Умные» часы и очки, фитнес-браслеты и ЭКГ-футболки не просто модные аксессуары. Носимые устройства, или wearables, стали настоящим технотрендом: их производят как молодые стартапы, так и гиганты вроде Apple и Hyundai, они нужны как рядовым пользователям, так и большим корпорациям. Почему – разбираемся в статье.
Если у вас еще нет wearable-гаджета, то обязательно будет
Во-первых, об этом говорит статистика. Во II квартале 2019 года по сравнению с тем же периодом 2018 года в России купили в два раза больше носимой электроники: 760 тысяч гаджетов на сумму около 5 млрд рублей. 60% покупок приходится на фитнес-браслеты, 25% – на смарт-часы и 15% – на детские локаторы. Средняя сумма, которую покупатели отдают за фитнес-браслет, около 2,2 тысячи рублей, детский локатор стоит около 3 тысяч рублей. Wearables-технологии становятся все более популярными и доступными. А это соблазняет попробовать новую модель фитнес-браслета даже техноаскетов.
Во-вторых, спектр проблем, которые берутся решать wearables, постоянно расширяется. Первые носимые устройства представляли собой гибриды часов и мобильных телефонов – их выпускали для внутреннего рынка китайские компании. Мировой аудитории такие гаджеты представил Samsung в 1999 году. Подобные устройства лишь упрощали использование мобильных телефонов. Потом были умные наклейки на кроссовки Nike+: они передавали данные об активности на iPod Nano. В 2008 году появился знаменитый Fitbit Classic, который многим понравился функцией мониторинга сна. Сейчас разработчики учат свои устройства анализировать весь доступный им массив данных о носителе устройства, в том числе распознавать эмоции.
Одно из первых массовых носимых устройств: часы SPH-WP10, которые представил Samsung в 1999 году. Изображение: mobile-review.com.
Wearables – больше, чем смарт-часы и фитнес-браслеты
Часы вроде модных Apple Watch и Samsung Gear 2, а также чуть менее востребованные Motorola Moto 360 стали привычным делом. Не менее популярны фитнес-браслеты и пульсометры: от знакомых всем Xiaomi, MIO и Fitbit Flex до нашумевших в медицинской среде HealBe. Что действительно в новинку, так это инструменты дополненной и виртуальной реальности, работающие со зрением, слухом и другими каналами восприятия. Классикой жанра AR (дополненной реальности, augmented reality) стали Google Glass.
Затем корейские ученые разработали «убийцу» Google Glass – очки K-Glass. Они имитировали работу человеческого мозга, выводя на экран лишь релевантную информацию (утверждалось, что в них можно подойти к ресторану и увидеть 3D-модели блюд с ценами). Для спорта и путешествий создали Laster SeeThru, а отдельно для велосипедистов и атлетов – Solos. В мире VR (virtual reality, виртуальной реальности) можно выделить Oculus, HTC Vive, Sony PlayStation VR – это все, что позволяет одновременно задействовать зрение, слух и осязание.
Ваша одежда также может стать «умным» устройством
Бюстгальтер OMbra фиксирует биометрические показатели, заменяя трекеры активности, а беговые шорты Lumo Run не только отслеживают вертикальные колебания, каденс, торможение, продолжительность контакта с землей и движения таза, но и интегрируются с голосовым коучингом. Виртуальный тренер через наушники подскажет, как повысить эффективность бега. Одежда Athos измеряет показатели тела, включая производительность мышц, частоту сердечных сокращений и частоту дыхания.
И не только одежда: в России готовят замену холтеру
«Умной» одежду делает «железо», которое можно интегрировать практически в любой предмет. Российский стартап IQ-Beat разработал современную альтернативу холтеру – устройство, считывающее ЭКГ 24/7 и отправляющее данные в облако Google Cloud в режиме реального времени. Обычно запись ЭКГ осуществляется при помощи рекордера, который пациент носит с собой (на ремне через плечо или на поясе) минимум сутки. IQ-Beat намерен заменить традиционные электроды-«присоски» токопроводящей тканью: роль холтера сможет выполнять футболка, кресло, матрас. При этом алгоритмы искусственного интеллекта и машинного обучения будут обрабатывать информацию в облаке, делать предиктивную аналитику и выдавать рекомендации.
«Данные, собранные с помощью, например, футболки-ЭКГ, загружаются сначала через Bluetooth на мобильное устройство, а затем уходят в облако Google Cloud, где обрабатываются алгоритмом. Наш эксперт по аналитическим данным изучает техническое задание кардиолога и обучает алгоритм так, чтобы он впоследствии смог заменить человека в идентификации паттерна отклонений», – рассказывает Дмитрий Кулиш, сооснователь проекта IQ-Beat.
Фиксация серьезных отклонений – то, с чем не смогли справиться фитнес-браслеты и нагрудные датчики. Первые «увидят» лишь частоту и регулярность сердечных сокращений. Вторые определят вариабельность сердечного ритма, это позволит диагностировать выпадения отдельных сокращений (аритмию), но не более.
«Представьте, что наше устройство носят, например, 100 человек. Алгоритм «следит» за ними в реальном времени, и если он фиксирует хотя бы одно отклонение у одного человека, информация направляется кардиологу. Технология трекинга 24/7 позволяет предотвращать опасные ситуации (инфаркт, инсульт), если заблаговременно принять меры», – комментирует Дмитрий Кулиш.
По его словам, самый перспективный сектор для IQ-Beat – это b2b-рынок в сфере безопасности труда сотрудников (нефтяная отрасль и др.).
Wearables будут везде, в том числе в вашем офисе
На рынке корпоративных устройств можно выделить Honeywell Skills Insight – прикрепленный к оголовью дисплей, управляемый голосовыми командами и отображающий текущие данные (документы, описания рабочих процедур, правила техники безопасности). А технологии handsfree и AR позволяют ему проводить обучение сотрудников на месте, визуализировать задачи, связываться с удаленными экспертами. Звучит, как описание робота из будущего, но это уже реальность.
Австралийская компания SmartCap Technologies производит носимые датчики, которые измеряют уровень усталости водителей и операторов промышленного оборудования, отслеживая их мозговую активность. Экзоскелеты Hyundai облегчат работу сотрудников сборочных линий, а Hitachi при помощи носимых датчиков анализирует не только производительность сотрудников, но и их уровень счастья.
По прогнозам компании IDC, к концу 2023 года объем мирового рынка носимых устройств достигнет 279 млн единиц.
Какие носимые устройства будут представлены на рынке к 2023 году. Создано при помощи canva.com.
На стыке разных продуктовых сфер появляется потенциал, который могут использовать стартапы – дело за революционными технологиями.
Что такое «носимые устройства» и зачем они бизнесу
Согласно прогнозу компании IDC, рынок носимых устройств, таких как смартфоны, индикаторы на лобовом стекле и фитнес-браслеты, достигнет к 2018 году объема в 12 млрд долларов. И компании должны быть готовы к тому, что их сотрудники будут использовать эти устройства на рабочем месте. Поэтому, вместо того чтобы бороться с неизбежностью прогресса, некоторые компании приветствуют использование носимых устройств и обращают это явление себе на пользу. Итак, что же такое носимые устройства и какие преимущества они могут дать бизнесу?
Что такое носимые устройства
Носимые устройства – это своего рода миниатюрные компьютеры: браслеты, очки, часы и даже предметы одежды – с беспроводным локальным или удаленным подключением к другим компьютерам. Как правило, такие устройства оснащены датчиками, отслеживающими различные формы физической активности или параметры среды, в которой находится пользователь. Большинство современных носимых устройств используют смартфон с подключением к интернету. Но в будущем, по мере увеличения времени работы аккумуляторов, мощности процессоров, уменьшения размера компонентов и решения прочих технических задач, носимые устройства станут действительно независимыми и будут использовать собственные процессоры и подключение. Недавно компания ARM представила свой новый проект для решения подобных задач: чип Mali.
Большинство потребителей считает, что носимые устройства – это что-то вроде трекеров физической активности (например, Fitbit) или аксессуаров для смартфонов (Pebble и др.). Однако многие разработчики уже исследуют возможности более активного использования носимых устройств, таких как Google Glass.
Компания Vanson Bourne провела исследование, в котором приняли участие 300 британских ИТ-руководителей. Результат показал, что у 29% компаний Великобритании есть проекты, так или иначе связанные с использованием носимых устройств. Основные причины для таких проектов: благополучие сотрудников (16%), быстрый доступ к важной информации (15%) и повышение качества обслуживания клиентов (14%).
Доктор Крис Брауэр (Chris Brauer), сотрудник Института проблем управления и автор широко известного доклада об использовании носимых устройств на рабочем месте, утверждает: «Организациям и их сотрудникам пора заняться разработкой и внедрением стратегий использования носимых устройств на рабочих местах».
Расширение возможностей и мониторинг
Чтобы понять, как можно применить технологии носимых устройств, давайте посмотрим на то, как они уже используются для расширения возможностей человека и мониторинга. Примеры:
Расширение возможностей человека и мониторинг можно применять в самых разных сферах.
Страхование
Современные носимые устройства способны отслеживать сердечный ритм, температуру тела, кровяное давление и т. п. Страховые компании планируют предлагать полисы по выгодной цене тем клиентам, которые согласятся носить устройства, отслеживающие состояние их здоровья и уровень активности. А многие крупные предприятия уже учитывают факт использования таких устройств при оформлении медицинских страховок своих сотрудников.
Исследовательская компания Novarica отмечает, что поставщик носимых устройств Everymove планирует сотрудничать со страховщиками, в результате чего размер страховой премии будет рассчитываться на основе данных с носимых устройств. Как же это работает? Такие компании, как Jiff & Redbric, сотрудничают со страховщиками и работодателями следующим образом. Сотрудники передают свои биометрические данные работодателю, который с их помощью мотивирует работников компании придерживаться здорового образа жизни и предоставляет страховой компании информацию, позволяющую снизить стоимость корпоративных страховок.
Хранение и дистрибуция
Работники центра дистрибуции Tesco в Великобритании используют высокотехнологичные браслеты Mototola для отслеживания товаров на огромном складе. Эти браслеты с мини-дисплеями способны определять местонахождение товара, отслеживать его выдачу и давать соответствующие указания сотрудникам склада. Устройства также распределяют задачи, прогнозируют сроки их завершения и определяют объем работ на объекте. В результате Tesco удалось сократить количество сотрудников с полной занятостью на 18% – очевидное повышение эффективности.
Пример Tesco показывает, как предприятия могут создавать приложения, чтобы использовать носимые устройства для оптимизации бизнес-процессов. Например, приложение Smartwatch («Умные часы») напомнит владельцу о необходимости утвердить срочный документ.
Строительство
Носимые устройства могут оказаться полезными и в сфере строительства. Исследователи компании Georgia Tech разрабатывают приложения по управлению строительными работами для Google Glass. Эти приложения обеспечивают быстрый доступ к чертежам и планам, документации по безопасности и даже к руководствам по эксплуатации различных машин и инструментов. Такой подход актуален для абсолютно любой отрасли. Устройства можно использовать для мгновенного доступа к обучающим и прочим материалам при подготовке новых сотрудников в самых различных сферах. В строительной же индустрии работники могут получать нужную информацию, не отрываясь от текущей задачи, что повышает производительность их труда. Еще один вариант: датчик усталости работника просигнализирует, например, о необходимости замены оператора тяжелой техники. В итоге на объекте будет обеспечен повышенный уровень безопасности.
Нерешенные вопросы
Как и смартфоны, носимые устройства привносят в работу компании не только положительные моменты, но и трудности. Так, руководители ИТ-отделов должны разрабатывать политики в сфере безопасности и использования данных, учитывая необходимость защиты информации о частной жизни сотрудников, и обеспечивать достаточную пропускную способность сетей, чтобы новые устройства могли работать. Более того, компаниям необходимо задуматься и об использовании новых данных: нужно ли их хранить, где и как обрабатывать полученную информацию? Согласно исследованиям, сотрудник, использующий компьютер, смартфон и носимое устройство, генерирует 30 ГБ данных еженедельно.
Также актуальным остается и вопрос защиты данных. Правительственное информационное ведомство Великобритании предупреждает, что предприятия должны обрабатывать «полученную с помощью подобных устройств информацию согласно Закону о защите данных Великобритании.
По мнению Саверио Ромео (Saverio Romeo), старшего аналитика компании Beecham Research, потенциал использования носимых устройств для компаний огромен, но остаются и трудности: «Сегодня появляются все новые идеи и возможности использования носимых устройств, но зачастую при этом не учитываются такие вопросы, как создание бизнес-моделей и безопасность».
Носимая электроника: откуда взялись смарт-часы и куда они нас приведут
Небольшой, но необходимый исторический экскурс
В старые добрые времена мобильники были большими, и производители всеми силами старались сделать их меньше — чтобы проще и комфортнее было носить с собой. Постепенно, при активном участии маркетологов, размер корпуса стал одним из главных показателей «крутости» мобильного телефона — чем корпус меньше, тем круче (вспомним рекламу, например, Star Tac). Играть на уменьшении размеров устройства удавалось довольно долго, но постепенно процесс подошел к логичному финалу: производители уперлись в то, что слишком маленьким телефоном неудобно пользоваться просто потому, что он плохо лежит в руке. Так что оптимальные размеры были найдены, и в дальнейшем размеры корпуса подбирались, скорее, под ладонь и позиционирование.
На некоторое время символом модности стала толщина корпуса. К тому же, тонкое устройство смотрится изящно и воздушно, что добавляет ему очков в глазах пользователя. На мой взгляд, с точки зрения маркетинга это преимущество наиболее удачно было обыграно для Motorola Razr V3 (обзор V3i), чем этот телефон и вошел в историю. Хотя если вдуматься, толщина у него была порядка 14 мм — на сегодня это уместная толщина для ультрабука, то есть полноценного ПК. При этом и тогда на рынке были модели с толщиной 8-10 мм.
Рынок смартфонов после первого периода бума тоже прошел путь «тонкий — значит крутой». Однако прошел он его заметно быстрее — из-за того, что путь уже был известен, но еще и потому, что длина и ширина устройства определяются размерами экрана, и с ними особо не поэкспериментируешь. Особенно явно это было видно на рынке смартфонов под Android, где устройствам и выделиться-то особо нечем. Сейчас, кстати говоря, мы наблюдаем тот же тренд на рынке планшетов.
Правда, для смартфонов все получилось не очень хорошо: из-за стремления делать корпуса потоньше, пришлось ставить батарейки емкостью поменьше, что отрицательно сказалось на времени работы от батарей — небольшие смартфоны сегодня с трудом выдерживают день активного использования.
Кстати говоря, сейчас мы наблюдаем обратную тенденцию: моднее тот смартфон, у которого экран больше. Это вполне логично: современный смартфон по производительности сравним с ПК 5-7 летней давности и способен решать большое количество даже относительно сложных задач пользователя. Но все попытки делать на смартфоне что-либо серьезное упираются в маленький экран, с которым неудобно работать и на котором мало что помещается. Поэтому среди активных пользователей (а именно они на первых порах формируют рынок и моду на нем) уже вполне явно сформировался запрос на универсальные смартфоны с большим экраном, позволяющим активно работать с информацией (тем более, что в большом смартфоне и батарею можно сделать более емкую, что решает вопрос ограниченной автономности). Производители активно идут навстречу. В общем, сейчас смартфоны штурмуют диагонали 6-7 дюймов, а найти пристойную модель с диагональю экрана 4 дюйма становится проблематично.
Но будем откровенны: смартфон с диагональю экрана 6-7 дюймов — это уже компромисс между телефоном и планшетом (их так и называют — плафоны, смартшеты и т. д.). Устройством с такой диагональю экрана и такими размерами корпуса еще как-то можно пользоваться как телефоном, и при этом уже как-то можно пользоваться как планшетом. И там, и там вы будете сталкиваться с заметными неудобствами, но тем не менее. Можно? Можно.
Костыли и заменители
Основное отличие гика от обычного человека — что гик готов мириться с постоянными неудобствами в использовании ради каких-то необходимых ему лично уникальных функций. Обычный пользователь (коих на рынке подавляющее большинство), наоборот, больше ценит повседневное удобство в основных задачах. И если этого удобства не будет — то раздражение будет накапливаться, а выльется оно, скорее всего, в советах знакомым и при выборе следующего устройства.
И если сейчас активные пользователи (те самые гики) мирятся с размерами ради большого экрана, то по мере того, как большие смартфоны пойдут в массы, вопросы удобства использования будут вставать все острее, и производители гаджетов вполне отдают себе в этом отчет. Большой «карманный гаджет» — штука априори неудобная в повседневном использовании. Начать с того, что его неудобно носить: не во всякий карман влезет, и в любом будет чувствоваться. Зимой его придется прятать либо под куртку, либо в сумку, откуда его одинаково неудобно доставать. А летом — вообще непонятно, где носить. И это создает огромные неудобства в самом важном аспекте использования — в качестве основного мобильного телефона.
Зачастую это приводит к тому, что у владельца появляется второй телефон, но от телефонов активные пользователи уже отвыкли, так что его место занимает айфон (который не только функциональный, но еще и маленький), ну и закономерный результат — потом постепенно большой «лопатофон» начинают забывать дома.
И то, что нам нужно…
Если суммировать все эти соображения, то мы понимаем, что хорошо бы иметь пульт дистанционного управления для большого смартфона.
Самое простое и давно присутствующее на рынке средство упростить жизнь владельца, избавив его от необходимости доставать смартфон — это гарнитура, плюсы и минусы которой давно известны. Главный плюс — не нужно доставать телефон, чтобы ответить на входящий звонок. Основной минус — во всех остальных случаях приходится использовать голосовые команды, что часто неудобно, да и смартфоны, несмотря на все успехи в этом направлении, до сих пор не всегда адекватно их воспринимают.
Что нужно от пульта? Удобный пульт должен выдавать пользователю оперативную информацию (время, погода, новые звонки и уведомления) и давать ему определенные возможности по оперативному управлению устройством — делать что-то простое и быстрое, для чего доставать огромный смартфон лень или не хочется.
Самый простой вариант, который первым придет в голову — как раз наручное устройство, аналог часов. Решение насколько очевидное, настолько и давно ожидаемое: в куче фантастических фильмов у героев есть электронные устройства на запястье с той или иной функциональностью. И то, что одним из пионеров на этом рынке стала компания Samsung (обзор Galaxy Gear), которая является также пионером в увеличении диагонали экрана смартфонов «для удобства пользователей» — верный знак, что там тоже об этом подумали.
Впрочем, идея — это только начало. На рынок выходит конкретный продукт, и этот конкретный продукт сразу же принимаются ругать пользователи — потому что он совсем не похож на то, что они в детстве видели в сериале «Стар трек» или фильме «Хищник». Что дает нам широчайший простор для экспериментов.
Что нужно смарт-часам?
На самом же деле, это сугубо прикладные проблемы, которые довольно легко решить. Главная проблема на сегодня — это слабость сформулированных концепций и идей. Я, сидя в удобном кресле, не разделяю фитнес-истерию. Мне кажется, что рынок пользователей, которые фанатично следят за параметрами работы своего организма (причем именно за теми, которые отслеживает их смартфон), довольно узок, а распространять его на пожилых и больных пока рано, потому что старые люди вряд ли захотят осваивать шайтан-часы, ко всему еще и с мелкими экранами. Так что это скорее бонус, а не главная движущая сила для развития рынка. Хотя у их активного внедрения могут быть и вполне прагматичные мотивы: по слухам, наличие возможностей в сфере спорта и фитнеса обнуляет налоговую ставку в США.
А вот с главной функциональностью пока все обстоит туманно. Тем более, что даже хорошая идея может оказаться неудобной в конкретном исполнении (и наоборот). Для примера возьмем самую распространенную ситуацию: ответ на телефонный звонок. В теории, эта функция должна быть главной, ибо как раз сложность в вытаскивании большого смартфона из кармана и сподвигнет пользователя купить еще и часы, если его убедить: «Глядите, как просто! И сколько всего умеет!»
Однако легко сказать — ответить. Ответить как? Точнее, куда? Иметь еще и гарнитуру? Неудобно, да и перебор с точки зрения количества устройств (к тому же, весь этот зоопарк устанешь постоянно заряжать). На часы? Установить там микрофон и динамик? Ну, это уже громкая связь, что не всегда удобно, и плюс: как разговаривать? Держать часы у лица? Меня это всегда веселило в «Вавилоне-5» (патриоты могут вспомнить героя Миронова в «Итальянцах в России»), но в реальной жизни может оказаться не так весело.
Не лучше и с остальным. Например, в теории здорово иметь отображение погоды на часах. Но нужна ли вам эта информация постоянно, 24 часа в сутки? Уведомления в соцсетях и почта? Хорошо, но наличие уведомлений предполагает, что их захочется просмотреть. И что, каждый раз лазить за большим смартфоном, чтобы узнать, что кто-то лайкнул котика?
В общем, предстоит решить много проблем.
Особенности мирового бета-тестинга
Итак, на сегодняшний день у нас есть сформированная потребность в определенном типе устройств, причем среди активных пользователей — тех, кого принято называть трендсеттерами. И формально чип и дейл… пардон, производители спешат на помощь своим любимым пользователям, предлагая повышение удобства взаимодействия с их смартфоно-планшетом через использование новой прикольной игрушки.
Однако пока эти устройства ориентированы именно что на гиков, то есть людей, которые готовы ради самой возможности мириться с кучей недостатков. Так что возможности и эргономика таких устройств пока будут «относительно скромными, с постоянной тенденцией к улучшению». Не только потому, что не получается, но и потому, что серьезно стараться сделать «сразу хорошо» сегодня мало кому нужно. Спрос заведомо превышает предложение, все конкуренты находят рынки сбыта — так зачем напрягаться?
Ведь не секрет, что «активное развитие рынка» хорошо прежде всего для производителей, а не для пользователей. Не секрет, что продавцы не спешат сделать «сразу хорошо», и главное для них — не хорошие продукты, а подольше подержать рыбку на крючке. Поэтому сейчас мы наблюдаем повторение истории развития смартфонов: несколько лет идет фактически «открытый бета-тестинг» новых устройств и ПО, во время которого новые возможности и решения обкатываются прямо на пользователях, причем это право еще и обходится им в заметные суммы. Самое же веселое состоит в том, что такие «ранние» покупатели часто оказываются за бортом — устройства довольно быстро перестают получать обновления ПО, и дальнейшие улучшения стабильности и функциональности для них недоступны. Придется покупать новые, более современные модели.
Впрочем, пока «экономика потребления» действует, а производители продолжают реинвестировать часть полученных средств в маркетинг, всегда есть возможность убедить покупателей, что они находятся «на острие технического прогресса» с самым крутым на сегодня… чем-нибудь. Чтобы люди оставались довольными.
В общем, в ближайшее время мы будем свидетелями фейерверка новых моделей смарт-часов с самыми разными возможностями и незначительно отличающимися ценами. А где-то через три года (хотя развитие ИТ-рынка ускоряется, так что, возможно, уже через два), когда технологии обкатаются, а производители подсмотрят друг у друга все интересные фишки, получим очередной стабильный рынок уже вполне неплохих и по функциональности, и по потребительским характеристикам устройств. Тогда рынок смарт-часов сделает второй рывок, из «рынка для гиков» стремительно превращаясь в мейнстримовый, растекаясь по миру огромными тиражами, но стремительно теряя прибыль и харизму. После чего — только спокойный небольшой рост.
Дефицит ресурсов как двигатель экономики
Развитие бурно идет до тех пор, пока у нас существует дефицит ресурсов и необходимость компромиссов. Как самый яркий пример возьмем производительность и автономность (которая зависит от энергопотребления, которое зависит от производительности — при прочих равных). Пока это взаимоисключающие параметры, их можно комбинировать: в результате у нас будет линейка устройств с разным сочетанием «производительность/автономность», среди которых покупатель сможет выбрать то, что больше соответствует его потребностям. Однако это в любом случае будет компромисс, то есть неоптимальное решение. И в дальнейшем покупателю, возможно, понадобится другое устройство.
Как только дефицит ресурсов исчезает, делать выбор больше не нужно. Зачем выбирать между производительностью и автономностью, если можно получить и то, и то? К тому же, у покупателя пропадают стимулы постоянно покупать что-то новое — потому что на этом этапе ему уже достаточно возможностей того, что у него есть. И обновляться он будет не потому, что «стало быстрее/экономичнее», а скорее, из-за физического выхода устройства из строя.
Поэтому с каждым поколением смартфонов ситуация для производителей становится все более тревожной. Вся нужная функциональность у смартфонов есть. Производительность с каждым поколением растет, но с каждым поколением всех все больше волнует вопрос: а на кой черт все это нужно (к/ф «Формула любви»)? С автономностью, увы, никаких прорывов не предвидится, потому что нет особых прорывов в технологиях батарей. Поэтому рынок смартфонов должен, теоретически, начать успокаиваться, жизненные циклы устройств — расти, а скорость обновления и темпы продаж — падать. В этой ситуации носимые устройства — это новый рынок с так нужным производителям ажиотажем.
Об Apple бедной замолвите слово
Развитие нового рынка ставит много неприятных вопросов перед компанией Apple. Потому что, с одной стороны, носимая электроника сейчас действительно вопрос очень темный, и пока нет ни ясных концепций, ни нужных технологий, ни понимания каких-то технических моментов… В этих условиях выпускать продукт нельзя: он получится сырой, а для Apple подобный подход недопустим — там все с нуля должно работать хорошо (скорее простят ограниченную функциональность, чем кривую работу — история с картами Apple тому вполне явный пример).
А с другой стороны, это «новый тренд», которому нужно соответствовать. Так что иметь такое устройство в арсенале необходимо. Активные пользователи уже сейчас морщат носы — мол, где новинки Apple? И если им что-нибудь не дать, то они вполне могут начать ныть по всему рынку, что «Apple — уже не круто», а для современной «модной экономики» это смерти подобно (см. HTC). При этом лагерь Android — он по определению «бесконечная бета», и там пользователи вполне спокойно относятся к тому, что все криво, косо и работает через день — в модели следующего полугодия исправят.
В общем, Apple в относительно ближайшее время должна выпустить свой вариант смарт-часов. Иначе, во-первых, ее начнут ругать уже совсем откровенно (а это плохо для имиджа), а во-вторых, есть шанс упустить технологическую волну, которую потом уже вообще не догонишь. Причем вот там над эргономикой, возможностями и сопряжением устройств придется реально поработать, и скорее всего часы Apple зададут высокую планку функциональности и качества. По крайней мере, я на это надеюсь. Да еще и все оригинальные идеи корейцы и китайцы упрут и воплотят в течение считанных месяцев.
Наручный коммуникатор, о котором долго мечтали большевики
Хотя изначально смарт-часы — это все-таки устройство в пару к смартфону, и именно так их будут воспринимать (и покупать) широкие слои пользователей, я уверен, что производители на этом не остановятся. И не успокоятся, пока все функции смартфона не переползут в часы, а потом туда же переедет и симка. Когда это будет? Пока сказать сложно. Хотя такие решения на рынке уже есть (например Iconbit Callisto 100). Другой вопрос, что это скорее концепт, а не рыночное устройство.
О массовом распространении речь пока не идет. Во-первых, из-за неготовности технологий, ПО и сценариев использования (то, о чем мы говорили выше). Во-вторых, во многом это зависит от моды. Например, сейчас смарт-часы по весу/размерам/внешнему виду притворяются обычными часами. Поэтому один из основных ограничивающих факторов для роста возможностей — физические размеры. И если с электроникой все уже хорошо (даже в часах стоит процессор 1 ГГц), то с экраном и батареей пока особо ничего не придумаешь.
Но если вдруг придет мода на носимую электронику, и огромный коммуникационный центр на руке (как у Хищника) станет модным — то ого-го какие тут же появятся устройства! (Пока писалась эта статья, концепты устройства уже появились, и на него вроде бы даже собирают деньги.)
Кстати, в эту концепцию хорошо укладываются гнутые экраны. Пока мы спорим, как их лучше гнуть и зачем их такие делают, вот вам ответ. Гнутый смартфон пользователю не нужен, разве что как «О-о-о, ни у кого такого нет». То, что его удобнее прикладывать к щеке и носить той же стороной не будем говорить к чему в заднем кармане джинсов — это мелочи. А вот экран наручного коммуникатора должен оборачиваться вокруг руки (иначе углы будут далеко торчать), и там гнутый экран очень даже пригодится — см. новый браслет Samsung. Кстати, там как раз явно проявилась вышеописанная проблема: экран сделали, а как на нем размещать информацию — сами разобраться не могут. Но начало положено.
Будущее — сейчас! Ну, скоро… Ну, потом
Если же заглянуть в перспективы носимой электроники за уровень смарт-часов, то там маячит Google Glass (наш обзор устройства: Часть 1, Часть 2). Будущее? Безусловно! Про него даже в Futurama целый эпизод сняли. Кстати, вполне смешной (см. эпизод Eye-phone).
Но мне кажется, что до массового распространения этого типа устройств еще далеко. Как минимум, у производителей пока есть чем играть — доформировать рынок смартфонов и планшетов, загнав его в стагнацию (как рынок ноутбуков сейчас), сформировать рынок часов, развить его и… ну, вы поняли — тоже вогнать в стагнацию (причем поскольку часы — это больше игрушка, чем смартфон, там рынок пройдет эти стадии быстрее), и только потом мы доберемся до Google Glass и его аналогов. Как увидите сразу много анонсов, знайте — момент наступил.
Однако Google Glass есть на рынке уже сейчас. Почему? Это дает Google Glass огромный задел, кучу времени, в течение которого компания займется осмыслением сценариев работы, формулированием требований и отладкой ПО, тестированием на активных пользователях. И, что самое важное, попробует найти ответ на извечное: «Но всех нас волнует один и тот же вопрос — на кой черт все это нужно?»