Что такое ностальгический реализм
Ностальгический реализм
С творчеством художницы из Хорватии Мелиты Краус познакомился совершенно случайно. Ее работы живописные сразу же обратили на себя мое внимание: в них прочитывается искренность, непосредственность, даже заведомая и оправданная наивность, возвышенность и печаль.
Родилась автор этих работ после войны в семье, перенесшей Холокост. И не только рассказы близких, то есть, частная, семейная история испытания Катастрофой европейского еврейства, а нечто, что по наследству передается памятью из поколения в поколения трогает в ее прекрасных и пронзительных картинах на еврейскую тему.
Будучи совершенно оригинальными по стилю, интонации, манере письма и всему остальному, картины Мелиты Краус данной тематики зрителю моего поколения напоминают необыкновенные по фантазии и раскованности картины Тышлера. Но для более широкой публики – конечно же, произведения Марка Шагала. Но у французского художника с российскими корнями в картинах заметнее оптимизм и обобщение.
То, что рисует Мелита Краус – философично и выразительно настолько, насколько таковыми могут быть фиксации впечатлений от того, что было до ее рождения – годы, столетия, тысячелетия назад. Это именно материализация извечного, национального самосознания, зафиксованного лирично, просто и внешне безыскусно.
Ее многофигурные композиции, одиночные или двойные портреты реалистичны именно настолько, насколько таковым может быть воспоминание, видение.
Фигуры и лица здесь одномерны, они не имеют объема, расположены на плоскости картин в одном и том же ракурсе, да еще выполнены в холодном колорите, нередко серебристой краской.
По сути, это еще не потерявшие своей оболочки души, или ангелы каждого из ее героев, не расставшиеся окончательно со своей телесностью, сны наяву, то, что есть настоящая живопись, как возвращение к своему началу – вечному и надмирному.
Мелита Краус замечает, что ее жизнь и творчество связано с еврейскими легендами, историей народа и его искусством, что с первого взгляда замечаешь в ее изумительных по достоверности и открытости работах. И это не подробности внешности героев или их быта, а вот именно мелодия их жизни, настроение, соединяющее в себе сегодняшнее и вечное, то, что узнается сразу и в чем не может быть ошибки по определению.
Библейское по основе своей, сосуществующее в болью послевоенного сознания, творчество Мелиты Краус не архаично в восприятии прошлого как настоящего, а достаточно актуально, созданное самостоятельной, энергичной и целеустремленной женщиной.
Оказалось, что Мелита Краус – художник и скульптор, выставляется уже 25 лет, что ее скульптура принята в собрание израильского музея памяти жертв Холокоста «Яд ва-Шем», что она современная женщина, моя ровесница, мужественная, самодостаточная и знающая, что такое искусство для нее и каким она хочет показать его своим зрителям, которая живет в центре Европы, не забывая о прошлом, думая о будущем. Что и выражено в ее волнующей, деликатной и великолепной по достоинствам и самовыражению живописи.
Как жаль, что об искусстве Мелиты Краус я узнал только сейчас.
Как хорошо, что это произошло совсем недавно не только на радость мне, а и другим.
Что такое реализм?
Черты реализма
Исторически конкретное общество, события, эпоха
Жизнь показана наиболее приближенной к реальности
Реализм показывает влияние общества на духовный мир человека, формирование его характера
Типизация характера: создание типических характеров в типической остановке
Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с другом: характер не просто обусловлен обстоятельствами, но и сам оказывает на них воздействие
В произведениях реализма представлены глубокие конфликты. Жизнь отражается в драматических столкновениях
Действительность рассматривается в развитии. Реализм изображает не только уже сложившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся
Реализм в литературе
Во Франции основы романтизма заложили романы Стендаля, Оноре де Бальзака, Гюстава Флобера. В Великобритании представителями реализма стали Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей и другие. В основном писатели-реалисты обличали свои произведения в формы очерков, романов, рассказов и повестей.
Само понятие «реализм» ввел русский литературный критик Павел Анненков еще в 1849 году, но общепринятым оно стало только в 1860-е.
Расцвет русского реализма наступил во второй половине XIX века, чему культура обязана А.Н. Островскому, Л.Н.Толстому и другим великим писателям и драматургам.
Уже в 1880-е годы под воздействием натурализма реализм как направление отходит на периферию литературы как в Европе, так и в России.
Реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» считают первым русским реалистическим романом. В нем показана русская жизнь XIX века и особенности этой эпохи. В романе дается характеристика русскому дворянству: описываются их быт, интересы, нравы.
Персонажи романа типические. Личность Евгения Онегина раскрывается с помощью описаний его жизни, прошлого опыта. Очевидно, как его воспитание и петербургская светская жизнь повлияли на его характер и на то, как после он чувствовал себя в деревенской глуши.
Татьяна Ларина в романе также показана в той среде, в которой была воспитана: в деревне, в близости к няне, рядом с простодушными родителями.
Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается также Владимир Ленский и другие герои. Типизация их образов позволяет предсказать, как они будут вести себя в той или иной ситуации.
Критический реализм
В СССР в марксистском литературоведении под термином «критический реализм» понимали художественный метод, предшествующий социалистическому реализму. Это литературное направление сложилось в XIX веке.
Критический реализм, согласно идее марксизма, объясняет, каким образом обстоятельства жизни человека и его психология обусловлены социальной средой. Это проявляется в романах, в частности, Оноре де Бальзака или Джорджа Элиота.
Для обоснования критического реализма в России советские исследователи обращались к произведениям литературных критиков Виссариона Белинского, Николая Чернышевского и Николая Добролюбова.
Для русских критических реалистов (к ним относили Некрасова, Тургенева, Достоевского, Островского и других) было характерно изображение народа, страдающего под гнетом крепостничества и царизма, отмечали советские литературоведы.
Характерные черты критического реализма:
достоверное воспроизведение действительности
особый интерес к социальной тематике
субъективность в работах данного направления
стремление героев к правде и улучшению мира
Социалистический реализм
задача писателя «изображать действительность в ее революционном развитии»
«правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе соцреализма»
искусство должно быть доступно для восприятия широких народных масс, отражения их жизни и интересов
Отклонение от принципов соцреализма в СССР преследовалось: произведения иных направлений не печатались, автора могли исключить из союза писателей или художников, лишив возможности работать. За публикацию «антисоветских» произведений авторов нередко подвергали репрессиям.
Реализм в живописи
Соцреализм — искусство хвалебного прославления коммунистических идеалов
Соцреализм, или социалистический реализм — стиль в искусстве, для которого характерно хвалебное изображение в произведениях коммунистических ценностей. Соцреализм — это также единственный официально признанный властью художественный метод отображения жизни людей в СССР в период с конца 1920-х до начала 1990-х годов.
Соцреализм, вопреки своему названию, имеет гораздо меньше общих черт с традиционным реализмом, чем с классицизмом и романтизмом. Для него также присуще идеализированное изображение жизни процветающего и счастливого общества людей, строящих светлое будущее под руководством Коммунистической партии.
Отличительные особенности соцреализма
Соцреализм всегда был важной частью официальной идеологии и пропаганды Советской власти. Поэтому руководство Коммунистической партии предъявляло жесткие требования к творчеству художников в соответствии с учением марксизма-ленинизма.
Основными отличительными чертами соцреализма принято считать:
Художественный метод соцреализма постоянно находился под плотной опекой и контролем государства. Любые произведения, не соответствующие установленным критериям, запрещались, а их авторы подвергались острой критике и гонениям со стороны властей.
История развития соцреализма
История развития соцреализма берет свое начало с дореволюционных времен, а его основоположником можно по праву назвать видного советского деятеля Анатолия Луначарского. Будущий первый нарком просвещения РСФСР в 1906 году придумал термин «пролетарский реализм» для обозначения произведений искусства, созданных в духе революционной классовой борьбы за свержение царской власти. В своих взглядах он опирался на идеи Ленина о неразрывной связи пролетарского искусства и партийной идеологии большевиков.
После революции 1917 года в России наступил период кардинальной ломки традиционных устоев общества во всех сферах, в том числе и в искусстве. Академические каноны создания произведений живописи, скульптуры, графики и литературы были объявлены устаревшими, наступило благодатное время для развития всевозможных течений авангардного искусства:
Но к концу 1920-х годов окрепшая Советская власть всерьез решила навести порядок в искусстве. Ей нужен был мощный инструмент идеологического воздействия на массы в условиях строительства коммунизма, которым и стал соцреализм.
Впервые название художественного метода «социалистический реализм» было озвучено общественным деятелем Иваном Гронским в статье в «Литературной газете», опубликованной 23 мая 1932 года. Спустя 2 года на Конгрессе советских писателей были официально определены основные каноны соцреализма, подлежащие неукоснительному соблюдению всеми деятелями искусств Советского Союза.
С этого момента социалистический реализм стал единственным художественным методом творчества в СССР на долгие годы. Главным героем произведений писателей, живописцев, скульпторов и кинематографистов был объявлен простой советский труженик — член идеального социалистического общества, а любая критика существующего строя была строго запрещена.
После Второй мировой войны соцреализм стал неотъемлемой частью идеологической системы стран Восточной Европы, в которых установились коммунистические режимы. Этот стиль в искусстве также взяли на вооружение лидеры многих стран Азии, Африки и Латинской Америки, выбравших социалистический путь развития после получения независимости.
Соцреализм успешно пережил времена правления Сталина и Хрущева, Брежнева, Андропова и Черненко. Только с приходом к власти Михаила Горбачева в 1985 году этот художественный метод начал стремительно терять лидирующие позиции в идеологической сфере. А с распадом СССР идеи социалистического реализма и вовсе утратили популярность. Художники бывшего Союза наконец получили возможность самостоятельно выбирать подходящий стиль для реализации своих творческих идей.
Самые известные художники-соцреалисты
Среди ярких представителей этого стиля есть много талантливых мастеров искусства. Большинство из них искренне верили в коммунистические идеалы и творили по велению собственного сердца. Среди самых известных художников-соцреалистов особо выделяются:
Соцреализм, несмотря на противоречивые оценки искусствоведов, в большинстве стран бывшего СССР признается частью культурного наследия. Этот художественный метод давно утратил свою актуальность, хотя в Северной Корее он и сегодня считается единственным официальным стилем искусства.
Ностальгический реализм
Я тебе еще добавлю!
Я чет не пойму, все родители за своих гавнюков заступаются, что бы они не натворили, что в школе на учителей кидаются и везде правы, что дальше во взрослой жизни.
Только мне мои родители, с их родителями говорили, если учитель/воспитатель на тебя пожалуется (отлупит) я тебя защищать не буду, еще и добавлю, что бы вел себя прилично.
Ответ на пост «То самое чувство»
Я понимаю что что-то не так, но не понимаю что именно «воскресенье? Нет. что за..».
— Какие уроки? Каникулы же!
То самое чувство
А помните то самое чувство, когда за окном декабрь, тебе лет 10, а может даже 12. Ранним утром тебя будит мама, пора собираться в школу. Глаза никак не хотят открываться, их слепит свет лампочки, под одеялом тепло, и каждая минутка в постели на вес золота. Ты спрашиваешь: а может не пойду сегодня в школу? И мама такая, ну ладно, не ходи) И вот оно, то самое, ощущение беззаботности и счастья. Мама выключает свет, ты укутываешься в одеяло, ложишься на бочок и засыпаешь. А за окном ещё темно, мороз, снег хрустит под ногами тех «кому не так повезло», им когда нибудь тоже «повезет», но не сегодня, сегодня твой день. И не важна причина, почему в школу можно не идти, просто так получилось. И ты спишь, самым сладким и глубоким сном. Впереди вся жизнь, учеба, работа, суета, нервные срывы, «выгорание», первая любовь и первые остеохондрозы, победы и промахи. Но это все в будущем, а пока есть утро, мороз, теплое одеяло и то самое чувство.
В школу с отцом
В самом начале девяностых я работал в сельской школе учителем химии. Дали ещё и биологию, учителя не было. Школа была полная, хотя учеников было не более сотни.
После пары месяцев занятий Галя перестала ходить в школу. Ей поставили диагноз «системная красная волчанка», я толком и не знаю, что это за болезнь. Но, как понимаю, тяжёлая и неизлечимая.
После курса лечения в областной больнице она приехала домой, где ей назначили индивидуальное обучение на дому. В первый раз я пошел у ней домой, на улице был мороз не меньше тридцати. Дома было чисто, но очень бедно. Мать и отец работали в колхозе, а потом что осталось от него, КФХ или как там называлось, не припомню. Четверо детей, начало девяностых, выживали кто как мог.
Я сначала ее не узнал, видимо ей кололи гормоны и ее просто раздуло раза в два. Вот глаза, да, глаза были те же самые. И нос в веснушках.
Мы занимались с ней химией и биологией, потом пили чай, она говорила всякую ерунду, а я сидел и слушал. Рядом с печкой в коробке спал и прихрюкивал маленький поросенок, которого занесли в дом, чтобы не замёрз.
Я ходил всю зиму и первую половину весны. Гале становилось хуже, она стремительно худела, вскоре на лице остались только глаза. Ее отвезли на лечение ещё раз, но после курса уже к ней заниматься не ходили, она плохо себя чувствовала. А в сентябре следующего учебного года ее не стало.
На днях я случайно проезжал мимо села, в котором работал. В нем живёт не более четырехсот человек, но не смотря на это его длина почти шесть километров. По сути одна улица, которая начинается под горой и заканчивается на горе. И кладбища два, верхнее и нижнее. Я остановился на верхнем и сразу нашел могилку с простой металлической оградкой, выкрашеную голубой краской. Видно, что за ней ухаживают, хотя родители умерли, а братья и сестра уехали. На выцветшем овале фотоэмали на меня смотрела Галя, все тем же смешливым взглядом, правда конопушек уже не видно, выгорели под безжалостным степным солнцем. Я постоял и положил на осевший холмик полевые цветы.
Недавно заброшенный дом, где жила Галя, начал мистическим образом разрушаться, как и всякое другое жильё, где жил человек.
Я уже двадцать лет не работаю в школе, не помню большинство учеников, да и с многими коллегами потерял контакт. Но почему то эта девочка и ее короткая нелёгкая жизнь мне запомнилась очень хорошо. Никакой морали, никаких выводов, просто сижу на вокзале и жду машину, которая увезет меня на работу. И написал эту историю
Касса букв, кнопки и «рыбка»: собираем портфель советского школьника
Советские школьные принадлежности сменились на телефоны, планшеты и электронные дневники, но память-то осталась! В семейных «чуланах» наверняка еще можно найти оставленные на память старый школьный портфель, счетные палочки, трафареты, пластиковые пеналы-тубусы. Что приносили с собой на уроки советские школьники?
Многофункциональная вещь для транспортировки учебников, катания с горок, а еще весомый аргумент в любой школьной потасовке. Редкий советский портфель доживал до выпускного своего хозяина.
Тот самый, пахучий, дивно мнущийся и оставляющий следы на всем, к чему прикасается. Хоть ремонт переделывай сразу же после лепки.
Ни один уважающий себя советский школьный хулиган не выходил из дома без маленькой картонной коробочки с кнопками. Одной упаковки хватало на организацию хорового визга сотни девочек. Сейчас таких качественных и бьющих точно в цель кнопок днем с огнем не сыскать. Да и девчонок таких уже нет. Слова им не скажи и кнопку не подложи. Совсем не ценят ухаживаний.
Треугольники, транспортиры, трафареты, офицерские, логарифмические и справочные линейки. Из металла, дерева, алюминия и пластика. Самая большая загадка для школьников — «взрослая» логарифмическая линейка. О том, как работает этот советский «компьютер», дети могли только догадываться. Другое дело – тактическая линейка, с помощью которой чертили всевозможные фигуры, подчеркивали подлежащее и сказуемое, рисовали фигурные скобки на математике.
Математические наборы и кассы букв
В деревянной коробочке первоклашки приносили в школу объемные цифры, геометрические фигуры и счетные палочки. А еще кассы букв. Особым шиком были готовые заводские экземпляры, но большинству такие кассы мамы шили своими руками. Сейчас все это добро без надобности. Зачем, есть ведь интерактивная доска и гаджеты.
Железная или деревянная коробочка, «раскладушка» из дурно пахнущего кожзама, пластиковый тубус, который открывался с характерным «чпоком». Особый шик – «встроенные» часы, счеты и наборы цифр. Ассортимент чехлов для школьной канцелярии можно было по пальцам пересчитать.
Мягкая для карандаша, жесткая для чернил. И они мало чем отличались друг от друга. И одна, и другая безжалостно раздирали бумагу вместо того, чтобы осторожно удалить следы «опечатки».
Советская промышленность баловала школьников только одним типом точилок для карандашей – так называемой «Рыбкой». Но зато брала реванш разнообразием цветов.
В пользовании это была не самая удобная вещь, зато ножичек прекрасно подходил для того, чтобы вырезать на парте своё имя.
Советская макулатурная «флешка» — канцелярская папка, которая перекочевала в школу из советских контор. Папки форматом поменьше использовали исключительно для дневника и тетрадей. Донести тетради из дома в школу и обратно в целости и сохранности без папки было проблематично. Очень уж «хрупкими» они были.
Булочки
Моя мама печёт очень вкусные булочки. Одно из самых теплых детских воспоминаний: я прихожу домой из школы, открываю дверь и чувствую запах этих чудесных булочек с корицей. Их создание было для меня сродни волшебству. Я смотрела, как мама замешивает тесто, как оно поднимается под полотенцем, и думала, что у меня точно это никогда не получится. А сейчас я выросла. Мама живёт далеко, мы видимся очень редко. И знаете, я всё-таки научилась печь точно такие же булочки. Не только потому, что мне нравится их вкус, а чтобы вернуть тот миг счастья, когда входишь в дом, который пахнет свежей выпечкой.
А чем пахло ваше детство?
Не спеша
Уроки Истории из далёкого 1985 года
Убирал сегодня дома,и нашел вот такие две тетради
И я вернулся на 36 лет назад. в 5 класс,где мы рисовали комиксы по урокам Истории. В общем,уважаемые Пикабушники,глядите
П ы Мы:Рисовал не я.Рисовал мой одноклассник с звучной фамилией Потёмкин. А вот имя его забыл. Как давно это было.
Если зайдет,опубликую продолжение))
Ответ на пост «Про пример (посвящается сыну маминой подруги)»
Начну с того, что как и у всех нормальных людей у меня был такой «сын маминой подруги». Точнее это был сын друзей семьи и, на самом деле, парень показывал отличные результаты в учебе, участвовал в олимпиадах, разговаривал с родителями на «вы», не имел комплексов и уверенно вел себя в обществе.
Родители мне всегда его ставили в пример: «а вот он такой», «а вот он это так сделал», «а вот он отличник», «а вот он тем и этим занимается» и т.д.
Я не глупый, даже наоборот, но звезд с неба не хватал. Делать домашку было лень, предметы которые мне были не интересны шли в топку, родителей часто вызывали в школу из-за моих косяков (драки, прогулы итд). Все мое детство прошло во дворах за игрой в футбол и другими занятиями «нормальных детей». Конечно к старшей школе я немного образумился, подтянул успеваемость почти до «ударника», стал одним из лучших в школе по математике (у меня к ней предрасположенность), но сына родительских друзей мне было не догнать. Парень закончил школу с отличием, выиграл международную олимпиаду, поступил в один из лучших вузов страны, закончил его на красный.
Не будет удивительно, что за его звезды с неба родители награждали свое дитя. Например за окончание школы с отличием ему купили крутой джип.
Разумеется, я рассказал об этом родителям в первый же визит. И теперь, на каждый упрек в мою сторону я всегда отвечаю: «зато не наркоман», «ну я же всегда с накромана пример брал, что теперь от меня хотите?» и все в этом духе, в шутливой форме конечно же, но помогает.
P.S.: если честно, сейчас я уже так не шучу, если бывает, то только при маме. Отец очень расстроился из-за того, что это сын его близкого друга.
Про пример (посвящается сыну маминой подруги)
Когда ты обычный советский школьник начала восьмидесятых годов двадцатого века, да к тому же не отличник, и честно говоря, не всегда хорошист, с отсутствием цели в жизни, то рано или поздно вместо цели появится пример. Точнее некий мальчик-пример. Из ниоткуда, сам по себе. Сын маминой коллеги по работе, сосед по дому, одноклассник, двоюродный племянник дочери старшей сестры бабушки-он может быть кем угодно.
Это не важно. Важно то, что он воплощенная мечта твоей мамы о нормальном ребенке.
Появляется он примерно так. В какой-нибудь не прекрасный день, скорее всего выходной.
Родители выспались после трудовой недели и вспомнили, что у них есть сын, а сына надо видимо воспитывать и не просто так, а всякими изощренными педагогическими способами.
Мама перестает, допустим, пить чай и начинает смотреть таким особенным взглядом в окно кухни, ведь только в учебниках английского семья собирается вместе в гостиной, нормальным людям в гостиной в то время делать было нечего.
Еще и гостиная была далеко не у всех.
Так вот, мама смотрит в окно кухни, смотрит, а потом вдруг говорит мечтательно-задумчивым голосом, но с нотками горечи, что ей тут вчера звонила тетя Нина, ведь ты должен помнить ту самую тетю Нину, и пока ты судорожно пытаешься вспомнить кто это, выясняется, что ее сын или, скажем, двоюродный племянник занял призовое место на всесоюзной олимпиаде по химии, или получил разряд по шахматам, или просто отличник и идет на золотую медаль. Это начало конца. Теперь призрак этого сына-племянника будет маячить перед тобой всегда. Он будет вечным укором и символом несбывшихся надежд и обманутых ожиданий. Получил ли ты двойку, замечание в дневник по поведению, порвал штаны, выяснится, что этот превосходный сын-племянник никогда этого не делал. Или делал, но другое, и гораздо лучше, чем ты.
Так будет продолжаться до тех пор, пока ты не совершишь что-нибудь великое. Или пока маме не надоест.
Совершенно понятно, что ничего великого ты не совершишь, а маме не надоест, поэтому есть два выхода.
Пытаться изо всех сил приблизиться к идеалу, чтобы самому стать таким сыном-племянником.
Не пытаться приблизиться к идеалу, не реагируя ни на что, продолжая двигаться своим бесцельным путем в никуда.
Первый путь превратит тебя в неврастеника. Второй в философа.
В общем, каждый сам свой выбор делает.
Конкретно у меня примером стал одноклассник. Назовем его Эдуард.
В одну не прекрасную субботу мама вернулась с прогулки с моим младшим братом, посмотрела странным взглядом в окно и сообщила, что вот сейчас она гуляла в Тимирязевском лесу с коляской и встретила группу спортсменов-велосипедистов, среди которых оказался Эдуард. Оказывается, есть мальчики, не валяющие дурака по выходным, а самые настоящие спортсмены-велосипедисты. Я попробовал возразить, что целое лето катаюсь на велосипеде с утра до вечера, но мама лишь посмотрела на меня с сожалением и тяжело вздохнула. Дальше все пошло как по маслу. Эдуард помогал мыть посуду, ездил со своими родителями на дачу каждые выходные, сам гладил свою школьную форму и никогда не забывал сменную обувь.
Разумеется, не могло быть и речи, чтобы хотя бы приблизиться к такому идеалу. Я и не пытался. Инстинктивно, я выбрал второй путь и следовал ему. Шли годы. Маме не надоедало время от времени славить Эдуарда и должен признаться, что меня это несколько задевало. В самом деле, школа закончилась, уроки делать не надо, я даже университет успел закончить, но маме все не надоедало.
И тут я случайно узнал совершенно сногсшибательную новость. Не теряя ни секунды, я поехал к маме и прямо с порога сообщил ей, что оказывается ее идеал, этот недостижимый Эдуард в выпускном классе переспал с одноклассницей и она от него забеременела и родила, и ему пришлось на ней жениться! Это был миг торжества, моя расплата за все, я победил и стоял перед мамой, наслаждаясь своим триумфом.
Мама посмотрела на меня, глубоко вздохнула, и сказала, глядя в окно кухни особенным взглядом, что вот у мамы Эдуарда уже есть внук. А у нее нет, и видимо уже не будет, ведь мне двадцать пять лет, а я совершенно ничего не предпринимаю по этому поводу.
Зато я стал философом.