Что такое нотная тетрадь
Нотная тетрадь
Если ваш ребёнок занимается в музыкальной школе или самостоятельно изучает музыку дома, позаботьтесь заранее о приобретении нотных тетрадей. Они будут необходимы в процессе обучения. Ни одному композитору, даже только начинающему, без нотной тетради не обойтись.
Существуют нотные тетради со справочной информацией-подсказками или просто чистые, линованные для записи нот, отличаются и форматом, и количеством листов. Выбирайте!
На фото — один из вариантов нотной тетради, формат А4, альбомное расположение, 48 листов, печать офсетная.
Тетрадь для записи нот.
Размер этой тетради — как у обычного альбома.
Нотная тетрадь — страницы внутри.
48 листов, хватит надолго.
Пример заполненной нотной тетради.
Те пять линеек, на которых располагаются ноты, называются нотным станом (или нотоносцем). Линейки считают снизу вверх. Ноты в виде овальных помет записываются в порядке звучания слева направо. Каждая нота находится либо на какой-нибудь строке нотоносца, либо в междустрочии. Иногда используются добавочные линейки, расширяющие нотный стан вверх или вниз. Дополнительные линейки рисуются только на такую длину, какая требуется для написания нот, на них находящихся.
Вертикальная позиция ноты (её высота на нотном стане) зависит от высоты её звучания. Каждой строке/междустрочию нотоносца присваивается некое порядковое нотное значение, при этом порядок нот не меняется. Например, если на второй линейке снизу находится нота «соль», то между первой и второй строкой располагается нота «фа», на первой — «ми» и так далее. Таким образом, чтобы определить позиции всех нот на нотоносце, достаточно определить позицию одной; остальные при этом вычисляются автоматически.
Чтобы знать, какая нота выбрана как отправная, в музыке существуют ключи — специальные символы, записывающиеся в левом конце нотоносца. Наиболее распространённый скрипичный ключ (ключ «соль») указывает на то, что на второй строке снизу поставлена нота «соль» первой октавы; басовый ключ (ключ «фа») указывает на то, что второй строке сверху соответствует нота «фа» малой октавы. Реже в записи музыки встречаются другие ключи «соль» (старофранцузский), ключи «фа» (басопрофундовый). Партии некоторых определённых инструментов пишутся в ключах «до» (альтовом, теноровом, и других).
При записи музыки ноты размещаются на нотном стане так, чтобы головки нот находились либо точно на линиях, либо посередине между ними (на междустрочиях). Каждой такой позиции соответствует одна из 7-ми основных ступеней, повторяющаяся в разных октавах каждые 7 позиций (через каждые три с половиной линии). Соответствие ступеней и позиций на нотном стане задается ключом, при этом основная ступень позиции может быть повышена или понижена ключевыми и/или случайными знаками альтерации. Таким образом, точная высота обозначаемого звука определяется исходя из положения ноты на нотном стане с учётом ключей и знаков альтерации.
Нотная грамота для начинающих музыкантов
Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.
Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.
Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.
Звуковысотность
Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:
Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:
Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый. Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:
О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье «Как быстро и легко выучить ноты», выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.
Длительности нот
Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:
Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.
Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой. Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.
И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.
Громкость
На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:
Тембр
Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).
На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.
Кто придумал ноты?
Музыка и ноты
Музыка всегда была с человеком. С древних времён женщины успокаивали своих детей тихими простыми мелодиями. Песни сопутствовали ритуалам, обрядам. Тембры звучания пытались передать не только человеческим голосом, но и стуком, скрипом, используя подручные материалы. Тихие напевы помогали «скрасить» будничные обязанности, а шумные песни возвещали о победах в сражениях, походах, охоте и празднествах.
С давних пор музыка именовалась высочайшей формой искусства. Древнегреческий философ Платон полагал, что музыка возбуждает в человеке все его лучшие качества, способствует развитию воображения и позволяет человеческой душе воспарить над бытом.
Итак, каждая мелодия состоит из нот. Но что это значит? Само слово «нота» (nōta) произошло из латинского языка и буквально означает «знак», «метка». Действительно, нота является графическим символом, знаком звука музыкального произведения. Кроме самих нот существуют дополнительные обозначения — диез и бемоль. С помощью них звук изменяется по высоте, звучанию и длительности.
Немецкая нотация
Хорошо известные нам ноты в других языках звучат и обозначаются совсем не так, как мы привыкли. Одна из самых распространённых буквенных нотаций — немецкая. В ней ноты записываются следующим образом: C, D, E, F, G, A, Н, где С соответственно «До», а Н — «Си».
Символом бекара стало обозначение нужной ноты со строчной буквы.
Английская нотация
В странах, где английский является государственным языком, принята английская нотация. Любопытным является то, что последовательность нот соответствует начальным буквам английского алфавита. Правда, «начинается» этот алфавит с ноты Ля (то есть Ля — А, Си — В, До — С и так далее до G). Дополнительное обозначение диеза воплотилось в sharp, бемоль стал flat, бекар — идентичная нота.
Что такое «нотный стан»?
Нотный стан представляет собой пять линий, где первая линия — нижняя. Ноты пишут слева направо. Если для записи более низкого или высокого звука не хватило пяти линий, то дополнительные линии дорисовывают самостоятельно.
Первый знак на нотном стане — скрипичный или басовый ключ. Он задаёт общую тональность музыкального произведения. Если есть дополнительные обозначения, действующие на определённые ноты на протяжении всего произведения (диез, бемоль, бекар), то они обозначаются после ключа. Далее рисуют ноты.
Ноты представляют собой овал — «пустой» или заштрихованный. Заполненность овала, а также дополнительные линии (штиль), дорисованные к ноте, обозначают её длительность. Например, пустой овал без штиля — это стандартная нота, исполняющаяся четыре полных счёта. Но как только к такой ноте добавляется штиль, целая нота превращается в половинную и играется уже два счёта. Теперь закрасим овал — наша нота стала четвертной. Если же ко всему перечисленному добавить флажок на штиле, нота превратится в 1/8 счёта. Добавляя флажки далее, мы продолжаем уменьшать длительность звучания ноты.
Что было до нот?
Ноты, какими мы их знаем, были записаны лишь в XI веке. До этого звуки обозначались буквами греческого или латинского алфавита. Однако подобная запись была неудовлетворительной — пропеть буквы было сложно, записать же несколько партий одновременно вообще не представлялось возможным.
Спустя некоторое время для записи нот в церковных хорах стали использовать невмы — особые крючки и завитушки. Ими отмечались общие положения произведения — повышение или понижение звучания. Однако такая запись не подходила для описания всех тонкостей песни, а запоминать хористам множество отдельных нюансов было почти невозможно.
Линейная нотация
Так как невмы не позволяли подробно описать реальную мелодию, в записи нот требовались изменения. К невмам стали добавлять буквы, отражающие тональность. Вследствие этого записи становились слишком запутанными, читать их становилось сложно.
Кардинально изменить вид записей музыкальной нотации смог итальянский теоретик музыки и педагог Гвидо д’Ареццо. Он заменил бесчисленное множество букв и крючков линиями. Сначала таких линий было две, затем четыре. Невмы стали записываться на них или между ними. Так как Гвидо был монахом, то и музыкальные нововведения предназначались, в основном, для хористов. Теперь во время службы исполнители понимали, какой диапазон нужен для конкретного произведения. С течением времени на смену невмам пришли квадратные аналоги, позднее превратившиеся в овалы.
Больше интересных материалов:
Гвидо д’Ареццо — автор нот
Точная дата рождения Гвидо Аретинского неизвестна, считается, что это 991 или 992 год. Будучи монахом, Гвидо сначала жил в аббатстве Помпоза и руководил там певческой школой. Затем он переехал в Ареццо и работал уже в кафедральном соборе. Именно там Гвидо и написал свои самые значимые работы, став музыкальным теоретиком — одним из крупнейших в Средние века.
Именно Гвидо д’Ареццо дал названия нотам. Своим вдохновением он был обязан акростиху молитвы Иоанну Крестителю. «Ut queant laxis» — гимн Иоанну Крестителю, написанный на латинском языке, автором музыки которого считается Гвидо. Начальные слоги каждой строки и стали названиями шести нот: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Сам гимн состоял из семи строк, и каждая строка первой строфы исполнялась на тон выше.
Несмотря на то что имена нотам дал Гвидо Аретинский, Ut на знакомое нам Do изменил не он. Существует множество версий появления названия этой ноты. Самая известная теория происхождения гласит о том, что Do появилось в честь Бога (лат. Dominus — Господь).
Седьмая нота также появилась позже. Своё имя она получила из начальных букв седьмой строки: Sancte Ioannes — Si (Святой Иоанн — Си).
Осторожно, подделка!
На просторах интернета существует множество необычных теорий о происхождении названий нот. Чаще всего, авторы статей (как и авторы нот) не указываются, зато материалы изобилуют невероятными вариантами. Подбираются латинские слова с нужными начальными буквами, чаще всего это случайный перечень красивых слов: материя (rem), чудо (signum), Солнце (sol) и т.п.
Однако только одна информация остаётся верной — именно Гвидо Аретинский изобрёл и дал названия нотам! И развитие «нотной грамоты» до Гвидо, и изменения уже после его «музыкальной революции» представляют собой запутанную, но весьма интересную историю. Чтобы осмыслить действительную необходимость трансформации нот до привычного нам вида, необходимо знать реального автора нот и смысл, что стоит за их названиями.
Wellness Blog
Нотная грамота представляет собой своеобразный язык, который понимают все музыканты. Тем, кто решил попробовать себя в музыке, нужно познакомиться с этим языком. Все не так сложно, как может показаться.
Каждый музыкальный звук определяется четырьмя физическими свойствами:
С помощью нотной записи музыкант получает информацию о всех этих свойствах звуков, которые он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.
Высота звука (звуковысотность)
Все музыкальные звуки выстроены в единую систему – звукоряд. Это ряд, в котором все звуки идут друг за другом по порядку, от самых низких до самых высоких звуков или наоборот, от высоких к низким. Звукоряд делится на части – октавы, которые содержат набор нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Если обратиться к клавиатуре фортепиано, то в центре клавиатуры, обычно напротив названия, находится первая октава. Правее первой октавы, выше, расположена вторая октава, затем третья, четвертая и пятая (состоящая всего из одной ноты “до”). Ниже, левее первой октавы, расположена малая октава, большая октава, контроктава и субконтроктава (состоящая из белых клавиш ля и си).
Ноты изображают в виде пустых или закрашенных (затушеванных) овалов – головок. К головкам справа или слева могут дорисовываться штили — вертикальные палочки и хвосты (хвосты называются флажками).
Если штиль у ноты направлен вверх, то его пишут с правой стороны, а если вниз – с левой. При написании нот действует правило: до 3-й линейки штили нот должны быть направлены вверх, а начиная с 3-й линейки – вниз.
Для записи и чтения нот используется нотный стан (нотоносец). Нотный стан представляет собой пять параллельных линий (линеек) для записи нот, пронумерованных снизу вверх. Ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над линейками. Если для записи ноты не хватает основных 5 линеек, то вводятся дополнительные линейки, которые добавляются сверху или снизу нотного стана. Чем выше звучит нота, тем выше она располагается на линейках. Однако если на нотный стан (нотоносец) не поставлен музыкальный ключ, то положение нот на нотном стане указывает высоту звука только приблизительно: выше или ниже.
Музыкальный ключ – это точка отсчета, которая указывает на положение ноты с конкретной определенной высотой. Ключ ставят обязательно в начале любого нотоносца. Если есть ключ, то зная, где пишется одна нота, можно легко определить положение и другой ноты. Нотная запись получается компактнее, и ноты удобно читать, когда большинство нот находится на основных линиях нотного стана, без дополнительных линий сверху и снизу, поэтому в музыке существует множество музыкальных ключей. Несмотря на то, что совокупный диапазон звучания различных голосов и музыкальных инструментов составляет около 8 октав, диапазон отдельно взятого голоса или музыкального инструмента обычно гораздо уже, что и отражено в названиях музыкальных ключей: сопрановый — для сопранового регистра, альтовый — для альтового, теноровый — для тенора, басовый — для баса (сокращённо SATB).
Музыкальные ключи можно разделить на 3 группы:
Ключ “Соль” – указывает на расположение ноты “Соль” первой октавы. Произошел данный ключ от латинской буквы G, обозначающей ноту “Соль”. К ключам “Соль” относятся Скрипичный и Старофранцузский ключи, выглядят они следующим образом.
Ключ “Фа” – указывает на расположение ноты “Фа” малой октавы. Произошел ключ от буквы латинской F (две точки – это две перекладинки буквы F). К ним относятся Басовый ключ, Басопрофундовый и Баритоновый ключи. Выглядят они следующим образом.
Ключ “До” – указывает на расположение ноты “До” первой октавы. Произошел от латинской буквы C, которая обозначает ноту “До”. К таким ключам относятся Сопрановый (он же Дискантовый) ключ, Меццо-сопрановый, Альтовый и Баритоновый ключи (Баритоновый ключ можно обозначить не только ключом группы “Фа”, но и ключом группы “До”). Выглядят ключи “До”следующим образом
На следующем рисунке изображены различные музыкальные ключи
Также есть нейтральные ключи для партий барабанов и гитарных партий (так называемая табулатура).
Для начинающих достаточно будет умения читать ноты в скрипичном и басовом ключе.
Ноты, предназначенные для исполнения группой музыкантов, часто объединяют в партитуры, в которых для каждого инструмента, голоса или партии отводится отдельная строка, отдельный нотоносец. Вся партитура объединяется сначала сплошной вертикальной начальной чертой, а нотоносцы нескольких партий или группы инструментов объединяются специальной скобой – акколадой.
Акколада бывает в виде фигурной или квадратной (прямой) скобы. Фигурной акколадой объединяют партии, которые исполняет один музыкант (например, две строчки фортепиано, органа и т.д.), а квадратной акколадой объединяются строчки партий разных музыкантов, которые составляют единую группу (например, музыка для ансамбля струнных инструментов или хора).
Конец партитуры или какой-то части обозначают в нотах двойной вертикальной чертой. Если кроме двойной черты рядом стоят еще и две точки между линейками нотоносца (знаки репризы), то это говорит о том, что все произведение или какой-то раздел нужно повторить.
В нотах могут встретиться пунктирные линии с восьмеркой (знаки переноса на октаву). Они означают, что все, что находится в зоне действия данных линий, нужно играть на октаву выше или ниже. Эти октавные знаки нужно для упрощения чтения очень высоких/низких нот, для записи которых нужно много дополнительных линеек.
К основным музыкальным ступеням относятся 7 звуков: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. На фортепиано для нахождения этих музыкальных ступеней нужно ориентироваться на черные клавиши, которые располагаются группами две-три, две-три. Под любой такой группой, слева, находится нота “До” и дальше располагаются другие ноты.
Есть также производные ступени (измененные основные), которые получаются повышением или понижением звучания основном ступени на полутон. Полутоном называется расстояние между двумя любыми соседними звуками (клавишами) на клавиатуре фортепиано. Чаше всего это будет черная клавиша справа или слева. Измененные ступени бывают двух видов:
Изменение основных ступеней называется альтерацией. Знаков альтерации всего пять: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль и бекар.
Дубль-диез повышает звук на два полутон (т.е. целый тон), дубль-бемоль понижает звук на два полутона (т.е. на целый тон), а бекар отменяет любой из перечисленных знаков (играется “чистая” нота без повышения или понижения).
В нотах может быть два вида альтерации:
Ключевые знаки выставляются строго в определенном порядке:
Порядок диезов – ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ
Порядок бемолей – СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА
Длительность
Длительности нот имеют отношение к области ритма и музыкального времени. Музыкальное время особенное, оно протекает равномерными долями и сравнимо, скорее, с биением сердца. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. В нотах могут встретиться, как минимум, два вида музыкальных длительностей: четные и нечетные, причем длительности имеют не только ноты, но и паузы (знаки молчания).
На следующем рисунке приведены ноты, название их длительностей, а справа паузы таких же размеров.
Существует три способа продления нот и пауз:
Пунктирный ритм (нота с точкой) – это ритм с точками. Точки ставятся справа от значка ноты или паузы и удлиняют звучание ровно на половину длительности ноты или паузы. Так, для половинной ноты с точкой длительность будет не две, а три доли и т.д. Может также быть нота с двумя точками: первая точка удлиняет ее длительность на половину, а вторая точка – еще на 1/4 часть, т.е. такая нота удлиняется на 3/4 части своей длительности.
Фермата – то значок, который просит задержать выделенную ноту или паузу настолько, настолько это чувствуется необходимым исполнителю. Большинство музыкантов склоняются к мнению, что фермата тоже удлиняет ноту наполовину (можно взять для себя это за правило). Фермата в отличие от ритма не занимается время такта, это дополнительный бонус, который тормозит привычное движение.
Объединяющая лига – связывает две или несколько нот, которые находятся на одной высоте и следуют друг за другом. Ноты под лигой не повторяются, а объединяются в одну длительность. Кстати, паузы лигами не объединяются.
Музыкальное время очень хорошо организовано, в его организации кроме долей участвуют более крупные единицы – такты. Такт – это отрезок от одной сильной доли до следующей, он содержит точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путем разделения одного и другого вертикальной тактовой чертой.
Количество долей в такте и длительность каждой из них отражается с помощью числового размера, которые указывается сразу после ключевых знаков в начале произведения. Размер выражается с помощью двух чисел, расположенных одно над другим, как бы в виде дроби.
Размер 4/4 (четыре четверти) означает, что в такте четыре доли, каждая из долей по длительности равна четвертной ноте. Нужно помнить, что эти четвертные доли можно раздробить на восьмые или шестнадцатые или объединить в половинные ноты или целую ноту. Размер 3/8 (три восьмых) означает, что в также может уместиться три восьмые ноты, которые можно делить на шестнадцатые или объединять в более крупные. Для начинающих нотная грамота обычно оперирует простыми размерами 2/4, 3/4 и т.д.
Движение долей может быть быстрым или медленным. Скорость движения долей (исполнения произведения) называется темпом произведения. Темп чаще всего обозначается итальянским словом и ставиться под размером в нотах. Также рядом с темпом может ставиться указание по метроному: четвертная длительность=числовое значение. Это означает, что темп данного произведения составляет “числовое значение” ударов (долей) в минуту. Метроном представляет собой маятник с грузом и шкалой, он показывает точное число ударов в минуту и выглядит следующим образом.
Темпы могут быть следующими:
Громкость
Громкость является одним из самых главных свойств музыкального звука. Громкость обозначается в нотах в промежутках между нотоносцами следующими словами или значками на итальянском языке:
Постепенная смена громкости обозначается следующим образом:
Иногда вместо слов крещендо и диминуэндо в нотах ставят “вилочки”, означающие, что нужно постепенно усиливать или ослаблять громкость.
Расширяющаяся вилочка означает крещендо, а сужающаяся – диминуэндо.
Тембр
Тембр – это окраска звука. По тембру отличают звуки одинаковой высоты и громкости, исполненные на разных инструментах, разными голосами или на одном инструменте, но разными способами. С помощью тембра можно выделить тот или иной компонент музыкального целого, усилить или ослабить контрасты.
В нотах обычно есть различные указания по поводу тембра звуков: название инструмента или голоса, для которого предназначено данное произведение, включение и выключение педалей на рояле, приемами извлечения звука (флажолеты на скрипке).
Если в нотной записи присутствует вертикальная волнистая черта перед аккордами, то это означает, что звуки аккорда нужно играть не одновременно, а арпеджиато, как бы в разбивку, перебором, как это бы прозвучало на арфе или на гуслях.
Под басовым нотоносцем может встречаться красивая надпись Ped. и звездочка – они означают момент включения и выключения педали на фортепиано.
Кроме этих технических элементов в нотах может встречаться много композиторских, словесных, указаний характера исполнения, например:
Еще одними из важных элементов в музыкальном тексте являются штрихи. Штрих – это указание на конкретный способ звукоизвлечения, способ артикуляции, который сильно влияет на общий характер исполнения произведения. Штрихов существует много, они отличаются у скрипачей и пианистов. Три универсальные штриха: