Что такое ноу в школе
Что такое ноу в школе
Научное общество учащихся является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний. Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе создано и существует научное общество учащихся.
Главная задача общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно- исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ. Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Организация научного общества учащихся
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Школьное научное общество «Ноосфера»
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней школы № 9
Научное общество «Ноосфера» состоит из четырех секций:
Естественно-научное направление,
Историко-краеведческое направление,
Филологическое направление,
Физико-математическое
Руководители секций по предметам :
Положение о научном обществе учащихся «Ноосфера»
Научное общество учащихся является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний. Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
Положение о научном обществе рассматривается на заседании совета научного общества и принимается общим собранием членов НОУ.
Общее собрание НОУ проходит 2 раза в год.
Заседания совета НОУ – 1 в четверть.
Занятия в секциях проводятся ежемесячно по намеченному плану. Научно-исследовательская конференция проводится 1 раз в год в феврале или в марте.
Руководитель НОУ (ученик старших классов);
Руководители секций по предметам (педагоги школы).
Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.
Выявление наиболее одаренных учащихся в различных областях науки и развитие их творческих способностей.
Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
Организация исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Основные направления работы НОУ:
Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
Оказание помощи в проведении исследовательской работы.
Организация индивидуальных консультаций в ходе исследований.
Рецензирование научных работ, подготовка к участию в научно-практических, исследовательских конференциях, олимпиадах, интеллектуальных играх.
Программа работы школьного научного общества учащихся
«Ноосфера»
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Главная задача общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно- исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ «Ноосфера”. Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Планирование заседаний совета НОУ «Ноосфера”
Работы научных секций. Содержание тематики секций
Обсуждение тематики научных работ учащихся
Руководители секций, совет НОУ
Памятки по работе секций
Подготовка к участию членов НОУ в школьных и городских олимпиадах по предметам
Анализ результатов подготовки и участия членов НОУ в олимпиадах
Учителя- предметники, руководители методических объединений
Подготовка и проведение Интеллектуального марафона в 5-11 классах
Подготовка материалов и заданий для интеллектуального марафона
Руководители секций и методических объединений
Анализ готовности секций к проведению конференции
Совет НОУ, руководители секций
Принципы научного общества учащихся «Ноосфера»
В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника.
Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:
Выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т.д.);
Получить необходимую консультацию у своего руководителя;
Иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;
Получить рецензию на научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
Выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в школе;
Представить свою работу, получившую высокую оценку, на конференции в городе;
Опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.
Ученик, получивший высокую оценку своей научной деятельности, получает дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы.
Ученик, участвующий в НОУ, обязан:
Регулярно и активно участвовать в заседаниях НОУ в своей секции.
Периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции.
Обращаться в школьную библиотеку для заказа необходимой для исследования литературы.
Активно участвовать во внутри школьных и внешкольных научных конференциях.
Строго соблюдать сроки выполнения научной работы.
Выполнять требования к оформлению научной работы.
Запись в НОУ определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций педагогов-предметников.
Вступив в НОУ, ученик работает в одной из секций, в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей. Определившись с тематикой научной работы и секцией, составляется расписание занятий и консультаций по каждой секции НОУ, определяется место и время их проведения.
Совет НОУ рассматривает и утверждает тематику работы каждой секции, определяет педагогов, проводящих занятия и консультации.
В каждой секции для учащихся проводятся занятия, связанные с темой научной работы, и познавательные занятия.
Образовательно – воспитательные задачи решаются на трех уровнях:
Организация работы НОУ строится по следующим принципам:
▪ межпредметного обучения, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
Значимость НОУ в развитии творческой индивидуальности личности заключается в том, что оно предполагает включение школьников повышенного уровня обучаемости в научное творчество, потенциальных познавательных возможностях и способностях.
Организация и работа научного общества(НОУ) в школе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Молодежь –это носитель огромных
в молодости человек наиболее
способен к творчеству, открытиям,
являются успехи каждого из вас.
Жұрт оянып, көзін ашып, жұртқа бетін түзесе, күннен күнге мұктажы табылып көбеймек. Осы күнгі біздің көп мұктаждарымыздың іріс – ғылым.
Науке можно учить как увлекательнейшей части человеческой истории – как быстро развивающемуся росту смелых гипотез, контролируемых экспериментом и критикой
Обществу нужны одаренные люди и задача общества состоит в том, чтобы выявить, сохранить и развить способности его представителей. Жажда открытий, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия тянет нас еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Потребность в поддержке «собственных Платонов и быстрых разумом Неронов» объективно необходимая социальная потребность: развитие законов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, значит сохранить существование самого общества. Участие в исследовательской деятельности – это удел не только ученых, но и всех творческих людей. Особенно важно заниматься творческой, научной, поисковой деятельностью в школьном возрасте, когда идет активное формирование познавательных способностей детей и их социальное становление. Общество активно прогрессирует, и научные открытия совершаются на наших глазах. Пока пишутся эти строки, кто – то, как некогда Архимед восклицает: «Эврика!», хочется, чтобы это были наши дети.
Организация НОУ в школе
Ақыл – дария, алсаң да таусымайды, Жер – қазына, саусаң да таусылмайды.
Наука вечна. в своем источнике, неизмерима по своему объекту, бесконечна по своей задаче, недостижима по своей цели.
-научно – технический прогресс как ключевое звено экономичсекого роста
Секции : физика, техника, науки о Земле и Космосе.
—математическое моделирование экономических и социальных процессов
Секции: математика, прикладная математика, информатика.
-Здоровая природная среда – основа реализации стратегии «Казахстан 2030»
Секции:биология, химия, охрана окружающей среды и здоровья человека.
-Исторические памятники Казахстана и перспективные туристическе маршруты
Секции: история, краеведение, этнокультуроведение, литература, языкознание.
Секции – экология и охрана окружающей среды объединяются в секцию экология, а археология и краеведение объединяются в секцию – краеведение. Исключается секция – медицина.
С 2000 года республиканский научно – исследовательский центр «Дарын» является филиалом Всемироной выставки науки и техники со штаб – квартирой в Вашингтоне. Национальные соревнования научных проектов школьников проводятся в соответствии с требованиями этой выставки.
Конкурсное жюри оценивает каждый последующим позициям ( в соответствии с требованиями Всемирной выставки науки техники:
Степень раскрытия темы, доскональность
Эффективность использованных методов исследования, навык
Ораторское мастерство, качество демонстрационного материала, ясность
Уровень координации членов команды
Жюри национальных соревнований особое внимание обращает на научную новизну работы, на новый научный подход к решению проблемы и степень самостоятельности проведения исследований.
Научное общество учащихся (НОУ) – объединение учащихся по интересам, способствующих развитию познавательной активности и творческих спосбностей подростков в процессе углубленного изучения ими одной из отраслей науки, техники и искусства.
НОУ организуются при школах, внешкольных организациях под руководством департаментов образования.
Этапы организации НОУ:
Организация смотра предметных кружков, музеев, клубов по интересам.
Проведение итоговых конкурсов знатоков наук, эрудитов
Проведение предметных олимпиад и выставок технического творчества
Выявление направленности интересов учащихся с помощью социологического исследования
Проведения в 8-11 классах собрания, посвященного организации НОУ его целям и задачам.
Разработка устава НОУ, создания членами эмблемы общества, создание научно – методического совета из числа руководителй всех секций, руководителей предприятий, внешкольных работников.
Формирование ученического совета, возглавляющего НОУ
Оформление уголка НОУ (эмблема, устав, план работы, расписание, совет НОУ, объявления)
Разработка плана НОУ на текущий учебный год и перспективное планирование
Утверждение тематики работ секций и познавательной программы НОУ на Совете научных руководителей
Составление расписания занятий по каждой секции (не реже одного раза в неделю по 2-3 часа каждое)
После того, как входе педагогического совета определятся педагоги –кураторы секций и сами секции, необходимо создать Совет НОУ. В Совет Ноу должны войти педагоги – руководители секций, учащиеся представители секций и классов, члены школьной администрации и родители.
Любое НОУ имеет свое положение цели, структуру, устав.
Исследовательская работа учащихся может быть выполнена в различной форме:
доклад, научная статья, реферат, научный отчет, научный проект
экспериментальными и прикладными.
Здесь излагается сущность проблемы, которая должна быть практически значима. Например, тема «Перспективы развития экономики в Казахстане», практическая значимость была обозначена следующим образом:
— на основе дальнейших исследований предполагается разработка темы «Развитие среднего и малого бизнеса для курса экономической географии», далее указывается объект исследования и предмет исследования и цель. Из цели вытекают задачи и обязательно должна быть рабочая гипотеза.
Требования к гипотезе:
а) соответствие фактам
г) приложимость к более широкому кругу явлений.
Например, школьник выбрал тему научного проекта «Влияние самооценки и особенностей характера на успешность обучения»
Цель: изучить, существует ли связь между проявлением определенных черт характера с самооценкой учащихся и эффективностью их учебной деятельностью (успеваемостью)
Успешность обучения школьников связана с проявлением некоторых особых черт характера.
Или, такое предположение:
В исследовательской работе можно использовать такие методы, как анализ, сравнение, классификация, тестирование, рейтинг, наблюдение, опрос, анкетирование, анализ литературы, архивных материалов, документации, прогнозирование, моделирование, эксперимент и т.д.
Показатели (количественные и качественные) должны быть: достоверными, надежными, нейтральными, практичными т.е проект должен быть экономически доступен, не требовать много затрат для его применения. (пример).
Довольно трудно выбрать тему исследовательской работы.
От правильности выбора темы в значительной мере зависит результат работы.
Тема должна быть интересной, нести в себе познавательный заряд.
Темы исследования можно объединить в три группы:
— фантастические темы, ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов и явлений.
— теоретические – эта группа тем, ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах и т.д.
— эмпирические темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его, должна быть выполнима.
Учитывая интересы детей, сам учитель должен стараться держаться ближе к той сфере, в которой сам лучше всего разбирается, в которой чувствует себя одаренным.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент новизны, эвристичности, неожиданности, необычности. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, не затягиваясь на долгие годы.
Тема – отражает характерные черты проблемы и, следовательно, имеет в идеале проблемный характер. Кроме того, в теме содержится способ решения проблемы, сформулированный в краткой форме, вместе с тем ясно, недвусмысленно, точно, рекламно.
Не формируется тема с вопросом на конце, если не раскрывается тема конкретно. Например, «Экология и здоровье, «Экология и общество» – это направления, а не темы. Или скажем, тема «Букетов и Менделеев».
Очень часто проскальзывают так называемые «местничковые» темы, которые тоже считаются сформулированными неверно, например: «Исследование озера такого – то, котлована Мироновского…» или «Исследование экологии и состава почв К/Х «Карагугинское».
Вот несколько примеров тем работ, которые были высоко оценены на региональных слушаниях и на республике:
Духовное своеобразие творческой личности Онгарсыновой в социакультурном аспекте Евразийства (литература)
Явление возникновения малых колебаний нихромовой проволоки в жидкостях, при пропускании через не тока (физика)
Физико – механические методы улучшения качества продукции машины для шелушения и полирования зерна
Перспективы развития экономики Казахстана
Языковая картина суверенного Казахстана как отражение современного общественно – политического устройства ( I место)
Коллективизация в кустанайской области. История и судьбы. (в работе не просто описаны биографии каких – то людей, а поднят целый пласт аспектов народа Казахстана, трагедия депортации народов области и т.д.
Образ зеркала в творчестве Пастернака
Работа школьного музея
Влияние лирики Осадова на нравственность детей.
Влияние участия в работе клуба «Поиск» на формирование личности
Новое поколение тестов по химии (математике и т.д)
Регулярное участие учащихся в работе НОУ способствует развитию творческой мысли и познавательных интересов, приобщению к высокой науке, развитию кругозора в различных областях, привития навыков самостоятельной работы.
Вовлечение учащихся в научный поиск стимулирует активное участие в научно – исследовательской жизни своей страны, помогает в профессиональном самоопределении и ранней профессиональной ориентации.
Организация и содержание работы научного общества учащихся (НОУ)
Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Создание такого опыта осуществляется в ходе научно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении.
Необходимость создания НОУ продиктована всем ходом развития учебно-воспитательного процесса в школе. Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательской деятельности.
В исследованиях интеллектуального развития личности, содержащихся в работах Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Ананьева и др. выделяются различные аспекты данного психического явления, но неизменно отличается ведущая роль развития мышления в становлении структуры интеллекта и познавательных механизмов, что во многом определяет направленность организации всего воспитательно-образовательного процесса.
Задачи развития привычки к умственному труду связаны с научно-исследовательской работой учащихся. Теоретики обучения и воспитания указывают на необходимость стимулирования ученика к умственным усилиям. Для умственного развития вредно, если знания усваиваются только как сумма фактов, а не как сведения, переработанные собственные мысли учащегося. Такая постановка вопроса предполагает рассмотрение проблемы развития личности в тесной связи с задачами формирования эмоциональной сферы, интеллектуальных, волевых и морально-нравственных качеств, культуры умственного труда.
— расширять кругозор учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки;
— выявлять наиболее способных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;
— активно включать учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;
— совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся, повышать уровень знаний и эрудиции учащихся в интересующих их областях науки;
— организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Содержание и формы работы НОУ
Научная деятельность включает в себя организационные, трудовые и творческие процессы по управлению этой деятельностью, организацию выполнения ученических научно-исследовательских работ, апробацию и реализацию результатов выполнения ученических научно-исследовательских работ.
Научно-исследовательская работа осуществляется в тесном сотрудничестве учащегося и руководителя. Учащиеся на занятиях получают соответствующие задания для разработки научно-исследовательского проекта, могут создаваться экспериментальные группы, в том числе и междисциплинарные (например: биология-химия-экология и т.д.)
Учащиеся, взаимодействуя с учителями, выполняют творческие задания и вносят свой вклад в разработку темы, что является одним из перспективных средств развития познавательной активности школьников.
Проведение научно-исследовательской работы предполагает наличие основных этапов, характерных для научного поиска: постановка проблемы, ознакомление с научно-популярной литературой по данной тематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.
Планирование работы научного общества учащихся
Эффективность деятельности научного общества учащихся зависит от того, насколько последовательно осуществляется руководство деятельностью учащихся и насколько целесообразно планирование научного общества учащихся.
Познавательно-коммуникативная работа. Для того, чтобы ребёнок захотел участвовать в научно-исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, то есть ребёнок должен захотеть понимать информацию и сообщать её другим. Поскольку человек существо социальное, он должен ещё в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать других и себя. Для того, чтобы этому научить, разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества, на это направлена познавательно-просветительская работа среди членов НОУ. Для проведения занятий данного раздела могут привлекаться школьный библиотекарь, психолог, учитель литературы и все те, кто не равнодушен к детям, занимающимся в НОУ. Школьный библиотекарь учит работать с каталогом, научной литературой, развивает умение делать выписки, аннотации, собирать научную информацию. Школьный психолог развивает интеллектуальные умения и коммуникативную культуру ученика.
Творческая деятельность. Творческая деятельность каждой секции предполагает подготовку и проведение конкурсов знатоков науки или конкурсов интеллектуалов, научных парадов, викторин, вечеров и т.д. Такая деятельность НОУ и работа в секциях позволяет сделать участие каждого ученика значимым, стимулирует мотивацию участия большого количества ребят в исследовательской и экспериментальной работе.
План каждой секции (предметного кружка) рассчитан на 136 часов (4 часа в неделю). Его темы могут перемещаться, расширяться. Количество часов на конкретную тему варьируется руководителем секции (предметного кружка) в зависимости от конкретных условий: тема исследования, уровень подготовки ребёнка, наличие материала, его доступность. Необходимо сочетание индивидуальных и групповых занятий с преобладанием в отдельных темах первых.
По итогам работы за год Совет НОУ готовит отчет по всем позициям плана и выступает с ним на итоговом собрании. На этом же собрании педагоги высказывают своё мнение о работе секций (предметных кружков) и руководстве ими, выступают с предложениями по организации научно-исследовательской деятельности.
Структура организации НОУ
С целью чёткой организации работы сформирована структура, позволяющая осуществлять процесс научно-исследовательской деятельности .
Вступив в НОУ, ученик работает в одной из секций (предметном кружке), в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей. После того, как ребята определились с тематикой своих научных работ и секцией (предметным кружком), в которой они будут работать, составляется расписание занятий по каждой секции НОУ и определяется место и время их проведения.
Организация внутришкольного контроля за деятельностью НОУ
Координацию и контроль за деятельностью НОУ осуществляет методическая служба и администрация школы.
В приложениях представлены справки по проверке журналов и тематического планирования предметных кружков НОУ (приложение 12, приложение 13)