Что такое ноумен в философии

НОУМЕН

Полезное

Смотреть что такое «НОУМЕН» в других словарях:

Ноумен — Ноумен ♦ Noumène Если даже честь изобретения этого термина и не принадлежит Канту (Платон использовал слово noumena для обозначений Идей), сегодня он почти всегда связывается для нас именно с его философским учением. Что же такое ноумен?… … Философский словарь Спонвиля

ноумен — ноумен, допустимо ноумен и устарелое нумен … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

НОУМЕН — (от греческого noumenon умопостигаемое), умопостигаемое в противоположность феномену, т.е. постигаемому чувствами; термин впервые употреблен Платоном … Современная энциклопедия

НОУМЕН — (от греч. noumenon) умопостигаемое в противоположность феномену, т. е. постигаемому чувствами; термин впервые употреблен Платоном … Большой Энциклопедический словарь

НОУМЕН — философское понятие, которое было введено в неоплатонизме для обозначения мира умопостигаемых сущностей. Понятие Н., которое использовалось в средневековой философии, получило наибольшую известность благодаря трансцендентальному идеализму Канта,… … История Философии: Энциклопедия

НОУМЕН — философское понятие, которое было введено в неоплатонизме для обозначения мира умопостигаемых сущностей. Понятие Н., которое использовалось в средневековой философии, получило наибольшую известность благодаря трансцендентальному идеализму Канта,… … Новейший философский словарь

НОУМЕН — (от греч. поитепоп умопостигаемое, мысленное) англ. поитепоп; нем. Nuomen. Умопостигаемая сущность, предмет интеллектуального созерцания, в отличие от феномена (объекта чувственного созерцания). Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

ноумен — НОУМЕН понятие, впервые введенное в философию Платоном, который называл Н. (ta noumena) недоступные чувственным восприятиям, умопостигаемые, трансцендентные идеи красоты, истины, добра, противопоставляя этот мыслимый мир, объявляемый… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Источник

Ноумен

Что такое ноумен в философии. Смотреть фото Что такое ноумен в философии. Смотреть картинку Что такое ноумен в философии. Картинка про Что такое ноумен в философии. Фото Что такое ноумен в философии

Содержание

Позиция автора статьи:

Но всё не так просто. Наука ежесекундно рождает десятки новых псевдоноуменов, большая часть которых отсекается, устраняется «Бритвой Оккама» и последующими исследованиями. До тех пор пока не будут получены интерсубъективно верифицированные научные факты псевдоноуменами можно считать «тёмную материю» и «тёмную энергию».

Часть заблуждений живёт очень продолжительное время… За примерами далеко ходить нет необходимости: коммунизм это не более как псевдоноумен, так как представляет собой некий недостижимый идеал в бесконечности, к которому (якобы) стремится общество в своём развитии. Ещё более удивительным является следующий пример: ни один из исследователей высшей нервной деятельности никогда не мог выделить из записи электрической активности мозга собственно процесс мышления. Мышление такой же псевдоноумен, сущность которого до сих пор не познана, а его наличие фиксируется исключительно по его объективным проявлениям.

Порождение новой терминологии путём конструирования её из корней слов классических языков неизбежный, но чреватый рождением псевдоноуменов, путь. В этом смысле псевдоноумен сродни ad hoc–гипотезе. Также как и ad hoc–гипотеза псевдоноумен закрывает зияющую брешь, которая может быть в действительности реально закрыта лишь качественно новыми результатами экспериментов, качественно новыми знаниями.

Смотри подробнее История открытия нейтрино в Википедии, История открытия нейтрино в Словарях и энциклопедиях на Академике.

Здесь надо отметить ещё один момент, который подробно описан Гегелем в «Учении о понятии». А именно, для ноуменов-универсалий (категорий), наиболее общих понятий науки традиционно применяются латинские или греческие слова. Это обусловлено необходимостью отвлечения, абстрагирования от конкретного смысла слова в родном языке. Обобщение должно изначально даже звучать не как конкретный объект, а как общая характеристика большого класса предметов.

Страдания неофитов по этому поводу (почему для термина не выбрано слово из родного языка!) происходят от недо-разумения и связаны только с недостаточной подготовкой и незнанием, к сожалению, большинством наших современников классических языков… (Смотри также Язык философии.)

С другой стороны всё это банальность: когда мы расшифровываем МОРФИЗМ как преобразование ФОРМЫ, мы на самом деле переводим с греческого на латынь…

Мнения

Ниже приведены МНЕНИЯ по данной проблеме из философских справочников и энциклопедий. Для чего? Для создания видимости объективности автора статьи? Нет.

Автор статьи стремится к тому, чтобы читатель:
— минимизировал своё время для знакомства с альтернативными мнениями;
— «Имел мужество пользоваться собственным умом.» (Иммануил Кант).

Примеры ноуменов: треугольник, производная, “мнимая единица”, материя, время… (Из “Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия”, 1997.)

Понятие НОУМЕН, которое использовалось в средневековой философии, получило наибольшую известность благодаря трансцендентальному идеализму Канта, который использовал понятие ноумен для обозначение сферы, выходящей за пределы чувственного опыта. Традиционная взаимосвязь сущности и явления заменяется у Канта жестким противопоставлением сферы явлений обыденного и научного опыта (феномен) непознаваемому миру «вещи-в-себе» (ноумену):

Мир ноуменов, не подчиняющийся законам физического детерминизма, является невидимым двойником как субъекта, так и объекта, а также пристанищем внеопытных понятий, таких как Бог, свобода, вера.

Понятие ноумена, по Канту, призвано ограничить возможности применения научного разума и тем самым сохранить пространство свободы для религии и морали.

Понятие ноумена, выражавшее идеологию раннего протестантизма, было подвергнуто резкой критике последующими философами как источник противоречий кантовской системы.

(Из «Новейшего философского словаря», Минск, 1999 г., М.А.Можейко, А.В.Филиппович.)

Понятие Н. характерно для учений объективного идеализма средневековья и нового времени, где Н. выступает аналогом платоновской “идеи”. Совокупность ноуменов образует умопостигаемый, или “интеллигибельный”, мир, учение о к-ром составляет важнейший спекулятивный атрибут неоплатонич. традиции. В интерпретации Канта Н.— возможная, но недостижимая для человеческого опыта объективная реальность, синоним понятия «вещь-в-себе». Согласно Канту, Н. есть лишь “демаркационное понятие”, указывающее на пределы нашего познания, ограниченного миром явлений.

Источник

Как на доступном примере объяснить разницу феномена и ноумена?

Я не философ, и на факультете философии не учился, но, как и у многих, получавших высшее образование, курсы философии у меня были. Поэтому попробую объяснить то, как я понял это сам.

Ноумен – это понятие из области философии, которое обозначает какую-то неочевидную и неосязаемую сущность. Что-то, что нельзя потрогать и познать опытным путем. Вообще, само слово «ноумен» в греческом оригинале означает «разум». То есть, можно сказать, что ноумен – это нечто познаваемое только и исключительно силой разума без использования каких-либо чувств.

Впервые этот термин появляется в диалогах Платона и трактуется как умопостигаемое явление. Кант называл его «вещью в себе» (во многих источниках «вещь сама по себе») и трактовал немного иначе – как исключительно умопостигаемый объект, который существует только благодаря нашим логическим суждениям. Это что-то, не опирающееся на опыт. (Неплохо написал эксперт Кью вот в этом вопросе.) Отсюда можно прийти к введенному им понятию априорного знания.

В свою очередь феномен – это нечто, данное в чувственном созерцании. То есть что-то, что мы можем понять опытным путем, то есть знание апостериорное.

А теперь на фоне этих вводных попробую ответить на вопрос и написать простой пример.

У меня есть в офисе кружка. Абсолютно стандартная белая – ничего примечательного. Что я могу про нее сказать? Она белая, гладкая, увесистая, имеет форму, похожую на цилиндр, в нее можно налить воду, которая потом не будет проходить свой стенки кружки и так далее. То есть мое представление о кружке – совокупность описанных мною выше характеристик. Это всё феноменальное, то есть я могу определить это, вступив с кружкой в взаимодействие.

А теперь вопрос – если вы мне дадите вводные о том, что перед мной нечто белое, тяжелое, гладкое, удерживающее воду и так далее – смогу ли я сразу собрать эти характеристики в образ кружки? Скорее всего да, но беда в том, что одновременно эти же характеристики могут описывать унитаз. И тот факт, что я привык осознавать свою кружку как белый предмет и всё такое – не даёт никакой гарантии, что данный набор характеристик не подразумевает под собой унитаз.

А теперь попробуем сделать упражнение и по очереди лишить кружку, на которую мы смотрим, вообще всех характеристик. Отбросим цвет, вес, непроницаемость, твердость или мягкость, в общем всё, что мы привыкли определять у предмета.

Все равно останется что-то неосязаемое и непонятное, которое делает сложившиеся характеристики именно кружкой – кружковость. (Как в меме про «объясни свою маленькость».)

И вот, если мы так у любого эмпирического понятия отбросим все свойства, которые известны нам из нашего опыта (феноменальное), мы не сможем отбросить нечто, благодаря чему мы мыслим это понятие как субстанцию. И вот как раз то, что вы можете познать только разумом – и есть ноумен.

Источник

НОУМЕН

Смотреть что такое «НОУМЕН» в других словарях:

НОУМЕН — (греч. ), понятие идеалистич. философии, обозначающее умопостигаемую сущность, предмет интеллектуального созерцания, в отличие от феномена как объекта чувств. созерцания. Понятие Н. характерно для учений объективного идеализма… … Философская энциклопедия

Ноумен — Ноумен ♦ Noumène Если даже честь изобретения этого термина и не принадлежит Канту (Платон использовал слово noumena для обозначений Идей), сегодня он почти всегда связывается для нас именно с его философским учением. Что же такое ноумен?… … Философский словарь Спонвиля

ноумен — ноумен, допустимо ноумен и устарелое нумен … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

НОУМЕН — (от греческого noumenon умопостигаемое), умопостигаемое в противоположность феномену, т.е. постигаемому чувствами; термин впервые употреблен Платоном … Современная энциклопедия

НОУМЕН — (от греч. noumenon) умопостигаемое в противоположность феномену, т. е. постигаемому чувствами; термин впервые употреблен Платоном … Большой Энциклопедический словарь

НОУМЕН — философское понятие, которое было введено в неоплатонизме для обозначения мира умопостигаемых сущностей. Понятие Н., которое использовалось в средневековой философии, получило наибольшую известность благодаря трансцендентальному идеализму Канта,… … Новейший философский словарь

НОУМЕН — (от греч. поитепоп умопостигаемое, мысленное) англ. поитепоп; нем. Nuomen. Умопостигаемая сущность, предмет интеллектуального созерцания, в отличие от феномена (объекта чувственного созерцания). Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

ноумен — НОУМЕН понятие, впервые введенное в философию Платоном, который называл Н. (ta noumena) недоступные чувственным восприятиям, умопостигаемые, трансцендентные идеи красоты, истины, добра, противопоставляя этот мыслимый мир, объявляемый… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Источник

Что такое ноумен в философии

НОУМЕН

Что такое ноумен в философии. Смотреть фото Что такое ноумен в философии. Смотреть картинку Что такое ноумен в философии. Картинка про Что такое ноумен в философии. Фото Что такое ноумен в философии

НОУМЕН (греч. νοούμενον – мысленное, умопостигаемое) – понятие, применяемое Платоном для характеристики трансцендентных идей, которые, по его учению, образуют идеальные архетипы, прообразы чувственно воспринимаемых вещей. В этом же смысле это понятие трактуется в ряде философских учений Средних веков и Возрождения. В философии Канта, придавшего понятию ноумена основополагающее значение, ноумены – априорные идеи чистого, т.е. не опирающегося на опыт, разума. Речь идет о психологической идее (субстанциальность души, личное бессмертие), космологической идее (мир как целое, свобода как предшествующая причинности, господствующей в мире явлений), теологической идее (Бог). Эти идеи, поскольку они не имеют основания в опыте, не свидетельствуют о существовании того, что в них мыслится: «стало быть, мы не можем даже утверждать, что познаем и усматриваем возможность этих идей, не говоря уже об их действительности» (Кант. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука. – Соч. в 6 т., т. 4, ч. 1. М., 1965, с. 314). Тем не менее идеи чистого разума безусловно необходимы и эвристически плодотворны; они являются регулятивными принципами, которые оптимально синтезируют многообразие знания. Кант противопоставляет ноумены феноменам (явлениям) и в этой связи нередко отождествляет вещи-в-себе с ноуменами, хотя последние в отличие от вещей в себе не вызывают чувственных восприятий и не поставляют рассудку материал знания. Так, в «Критике чистого разума» (1781, рус. пер. 1867) Кант утверждает: «Понятие ноумена, т.е. вещи, которую следует мыслить не как предмет чувств, а как вещь в себе. не заключает в себе никакого противоречия» (там же, т. 3. М., 1964, с. 309).

В «Критике практического разума» и в «Метафизике нравов» Кант трактует ноумены как безусловно необходимые объекты веры чистого практического (т.е. нравственного) разума и тем самым, правда гипотетически, допускается их действительное существование.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *